Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. История градостроительства Мадрида ..................................................6
Глава 2. Памятники архитектуры Мадрида
2.1. Королевский дворец. Эскориал.............................................................13
2.2. Храмовая архитектура............................................................................16
2.3. Площади Мадрида..................................................................................20
2.4. Памятники...............................................................................................25
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы...................................................................30
Приложения
Введение
Культурное значение столицы Испании трудно переоценить. Ведь Мадрид за последние несколько веков стал средоточием драматических и музыкальных театров, многочисленных музеев и архитектурных памятников. Исторический центр Мадрида располагается к юго-востоку от района бывшего королевского дворца. К сожалению, при реконструкции города в XIX-XX вв. большая часть памятников архитектуры была утрачена. Облик старого Мадрида с присущей средневековому городу иррегулярной планировкой сохранился лишь к юго-западу от Пласа Пуэртадель Соль, расположенной на месте восточных ворот средневекового города. В указанной части столицы следует выделить такие памятники зодчества XVI-XVII вв., как ансамбль площади Пласа Майор (1629 г.), епископская капелла (1520 г.) и церковь Сан-Антонио де лос Алеманес (1624 г.) в стиле эрререско.
В XVIII — первой четверти XIX в. в архитектуре Мадрида господствовал классицизм. Памятниками зодчества, относящимися к этому периоду, являются королевский дворец (1738-1764 гг.), Ратуша, Королевская академия изящных искусств «Сан-Фернандо», перестроенная в 1774 г. под руководством архитектора X. де Вильянуэва, церковь Сан-Франсиско эль Гранде, музей Прадо, церковь Сан-Антонио де ла Флорида, в которой до сих пор сохранились росписи Ф. Гойи.
Стремительный рост Мадрида приходится на вторую половину XIX в. В этот период Мадрид интенсивно срастался с пригородами. Модерн стал ведущим архитектурным стилем. Собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудена, построенный в конце XIX в., является наиболее ярким примером данного направления в истории развития архитектуры Испании.
В 1929 г. был разработан генеральный план реконструкции Мадрида, который возглавил архитектор Ф. де Эскондрилья. В период правления республиканцев правительства велись интенсивные работы по благоустройству города. Согласно созданному в 1950-х гг. новому генеральному плану Мадрид должен был застраиваться преимущественно на севере, востоке и юго-востоке. Так появился ряд городов-спутников, в том числе Эскориал и Эль-Прадо. На смену эклектизму в XX в. пришли современные течения. Ярким примером тенденций, характерных для этого периода, являются Министерство авиации, построенное под руководством архитектора Л. Е Сото (район Сьюдад Хардин, «город-сад»), университетский городок, ипподром «Сарсуэла» (1935 г.), Институт конструкций и цемента (1951 г.). Важнейшим произведением зодчества 1960-х гг. можно назвать небоскреб «Белые башни» архитектора Ф. X. Саэнс де Ойса.
Шедеврами монументальной скульптуры Мадрида можно любоваться до бесконечности. Никого не оставят равнодушным знаменитые конные статуи Филиппа III (1613 г.), Филиппа IV (1640 г.), фонтаны XVIII в., памятники Колумбу (1885 г.), Ф. Гойе (1905 г.), два памятника М. Сервантесу (1835 и 1927 гг.), выполненные из бронзы.
Мадрид представляет большую важность для ценителей арабско-мавританского искусства. Здесь, как нигде более, можно проследить историю его развития от самого начала до эпохи высшего расцвета в XIII-XIV вв.
В столице насчитывается более 100 музеев и художественных галерей. Но визитной карточкой Мадрида по праву можно назвать музей Прадо, где хранятся бесценные полотна Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Босха, Брейгеля, Гойи, Рембрандта, Эль Греко, Рубенса, Дюрера, Веласкеса, Караваджо и многих других известных художников. В отдельных залах музея Прадо представлена классическая скульптура, произведения ювелирного искусства, а также прекрасная коллекция фарфора и монет. Археологический музей содержит ценные экспонаты всех культур Испании, начиная с древнейших времен и до наших дней. Королевский Дворец интересен тем, что здесь можно осмотреть дворцовые залы, Королевскую библиотеку, Королевскую аптеку, оружейный, нумизматический музеи, а также Музей музыки, прикладного искусства и живописи.
Знаменитая площадь Пуэрта Дель Соль расположена в центре Мадрида. Она популярна среди туристов потому, что посреди установлена фигура медведя, выполненная из камня. Недалеко от площади Пуэрта Дель Соль находится возведенный в 1607 г. монастырь Карбонерас, где хранятся ценнейшие старинные картины. Королевский театр, возведенный в XVII в., расположен рядом с площадью Энкарнасьон. Не менее знаменит женский монастырь Дескальсас Реалес, основанный в XVI в. В течение нескольких веков здесь останавливались высокопоставленные особы, которые в качестве платы за пребывание жертвовали монастырю разнообразные произведения искусства из своих коллекций. Таким образом, на данный момент в музее собраны многие шедевры мирового искусства.
Оригинальными архитектурными решениями отличается церковь Калатравас. Культурную ценность представляет дворец герцогов де Уседа, относящийся к началу XVII в. Необыкновенной красотой славится и фонтан богини Сибелес, который установлен на одноименной площади.
Цель моей работы – на основе изученной литературы, рассказать об уникальной архатектуре Мадрида.
Цель конкретизирована слдеующими задачами:
- проследить исторический путь градостроительства Мадрида;
- рассказать об основных памятниках архитектуры Мадрида.
Культура народов глубокая, древняя, символичная, и чтобы понять ее, необходимо изучать первоисточники – памятники искусства.
Глава 1. История градостроительства Мадрида
Известно, что Мадрид (Майрит) был основан арабами при эмире Мухаммеде I (852-886) как укрепленное поселение. Мадрид стоял на возвышенности. Ее окружали долина реки Мансанарес, глубокий овраг, где ныне проходит улица Сеговия и речка Аренал, воспоминание о которой сохранилось в названии современной улицы. На вершине находилась цитадель (по-арабски «альмудайна»). К ней с восточной стороны примыкал сам город (медина), расположенный на менее каменистых землях. Площадь цитадели и медины достигала, соответственно, 8 и 16 гектаров.
Военная роль города и крестьяне, населявшие его, дают основание считать, что Мадрид не выделялся какой-либо урбанистической оригинальностью, не считая его монолитной городской стены. Именно она и проделанные в ней ворота, к которым сходились основные и второстепенные пути от близлежащих селений, явились теми факторами, которые повлияли на дальнейшее развитие города.
Эти дороги постепенно превращались в основные улицы новых окраин Мадрида. Превращение сельской дороги в городскую улицу стало своего рода константой в морфологии будущего большого города. Подтверждением этому служит так называемое «Предместье» (Аррабаль), которое в период позднего средневековья выросло за городской стеной по оси нынешней улицы «Калье Майор» от когда-то существовавших Гвадалахарских ворот до того места, которое впоследствии получит название Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца). Отсюда брали начало дорога на Алькалу-де-Энарес (будущая улица Алькала) и Арагонский тракт.
Вопрос о расширении Мадрида ставился с очень давних пор и подтверждает факт существования жилых кварталов, примыкавших к внешней части городской стены. В течение XIII-XV веков эти поселения постоянно и очень интенсивно росли и образовывали уже упоминавшееся «Предместье», которое при Энрике IV (1454-1475) превысило вдвое площадь старого испано-мусульманского города.
Следует признать, что двигательной силой роста города стали три его рынка, один беспошлинный и два обычных. Их повелел организовать Энрике IV, который проявил свою благосклонность к Мадриду еще и тем, что основал в нем несколько учреждений, например, монастырь Сан Херонимо, оставшийся под августейшим покровительством и во времена Католических Королей. «Предместье» было застроено неравномерно и беспорядочно. Связующими элементами служили построенные в нем церкви Сан Мартин, Сан Хинес и Санта Крус1.
В XVI веку Мадрид из обычного города превратился в столицу. Тем самым закончился первый этап его истории, в течение которого к первоначальным военным функциям поселения добавились торговые. Во время правления Филиппа II Мадрид приобрел новое значение политического характера в связи с тем, что Королевский двор обосновался в этом городе. Еще Карл V выказывал свои симпатии Мадриду. Известно, что он посещал средневековый Алькасар и решил расширить его и перестроить. Чтобы разбить около него площадь и улучшить подъездные пути, пришлось снести часть здания. Забота о внешнем облике королевского замка, фасад которого приобрел определенное благородство форм, хотя остальные стены сохранили свой прежний средневековый вид, породил среди богатых граждан дух своеобразного соревнования. Именно в ту эпоху в городе стали появляться первые дворцы, причем строители заботились не только о их внешнем архитектурном облике, но и о внутренней планировке (назовем, к примеру, здание, в котором позже разместится монастырь Королевских Босоножек и которое обычно именуют «Каса де Сиснерос»).
К 1517-1556 годам относится основание многих религиозных общин, способствовавших появлению большого числа церковных зданий и среди них известной Часовни Епископа (Капилья дель Обиспо). В то же время в Мадриде создаются первые монументальные архитектурные сооружения. Еще одним подтверждением того, что перестройка Мадрида началась при Карле V, являются работы, проведенные у «Пуэрта де Гвадалахара», ворот, которые значительно расширили для свободного проезда повозок и экипажей.
До сих пор неизвестно ни одного плана города того периода. Имеются лишь некоторые сведения о внешнем виде Мадрида конца эпохи Карла V. Речь идет о хранящихся в Венской Национальной библиотеке нескольких видах Мадрида, весьма проблематично приписываемых кисти фламандского художника Антона фон ден Вингерда и относящихся приблизительно к 1563-1570 годам. На них, кроме перестроенного Алькасара, более всего поражают размеры Мадрида, вышедшего за пределы Предместья. Некоторые административные документы, касающиеся, например, очистки улиц или принятых в связи с эпидемией 1566 года профилактических мер, позволяют узнать о разделении Мадрида на 9 больших участков и его реальном периметре, окончательно закрепленном постановлением Кастильского Совета в 1567 году. Новые границы предполагали значительное расширение площади столицы, которая росла главным образом на восток и в меньшей степени на юг.
Определением новых городских границ власти пытались поставить под контроль качество застроек внутри города и одновременно помешать возведению каких-либо сооружений за его чертой. Однако им не удалось достичь ни того, ни другого. К 1590 году Мадрид разросся устрашающим образом и приблизился к тем размерам, которые он достигнет во времена Филиппа IV1.
В начале правления Филиппа II в столице насчитывалось около 20 000 жителей, а ко дню смерти монарха население уже составляло 60 000 человек. Количество зданий в городе увеличилось с трех тысяч почти до девяти. Ради качественных изменений была сделана попытка упорядочить урбанистические дела путем создания подобия городского совета, известного под названием «Хунты убранства и общественного благоустройства». Ее задача состояла в содействии тому, чтобы город Мадрид «был чистым, опрятным и нарядным, как ему подобает». Совету пришлось следить и за городской архитектурой. В связи с этим он обнародовал «Указ об убранстве» (1591), которым, в частности, запрещались постройки за дозволенными границами, а также вменялось в обязанность представление чертежей намеченных к строительству домов для получения соответствующего разрешения.
Назначение Франсиско де Мора «Старшим распорядителем работ, производимых в городе по поручению Хунты» (1592) словно предсказывало появление в будущем должности главного архитектора, отвечающего за архитектурное и урбанистическое будущее города. За всей этой активностью следует видеть самого Филиппа II и королевского архитектора Хуана де Эрреру, по чьей инициативе был создан план внутригородских реформ. Среди предпринятых работ можно отметить выпрямление улиц Аточа, Сеговия и Майор. Улица Сеговия станет со временем главным въездом в столицу и пройдет по одной оси с внушительным Сеговийским мостом над рекой Мансанарес. Перепланировка Калье Майор повлекла за собой перестройку площади Аррабал или Майор (1581), что явилось первым шагом к полному упорядочению столь жизненноважного для мадридской торговли городского участка.
После переезда королевского двора в Вальядолид, строительство новых зданий в Мадриде было приостановлено. Однако после возвращения двора в Мадрид она возобновила свою деятельность. Филипп III особое внимание уделял Калье Майор и прилегающим к ней улицам, где было немало пустырей, годных к застройке. Архитектор Франсиско де Мора писал в 1610 году: «В столице много строят, и каждый делает это, как ему вздумается; поэтому одни дома получаются низкими, другие - высокими, одни из них заходят за установленную черту, другие не достигают ее, и все это приводит к великому разнобою»1. Таково свидетельство бессилия архитектурного контроля в городе, насчитывавшем к концу правления Филиппа III около 9500 построек.
Важнейшие в архитектурном и урбанистическом отношении стройки того периода связаны с окончательным формированием центральной площади, Пласа Майор, и приведением в порядок прилегающих к ней улиц. Дома на них, согласно проекту Хуана Гомеса де Моры (1617), получили типологическое единообразие в решении фасадов с порталами и балконами. Пласа Майор стала самым важным в Мадриде общественным центром благодаря своим многочисленным функциям и торговле, которая велась на ней.
Градостроительная деятельность королей, унаследовавших трон Австрийского дома (Филипп V, Фердинанд VI, и особенно Карл III), была весьма примечательной. Представление о ней дает серия планов Мадрида, первые из которых были составлены Томасом Лопесом и Чалмандриером (1761), Эспиносой де лос Монтерос (1769), а в 1785 году вновь географом Томасом Лопесом. Урбанистическое строительство и модификации велись столь стремительно, что каждый новый план, в известном смысле, делал ненужным предыдущий, так как в нем учитывались все новшества и он полнее отражал подлинный облик города. Наиболее значительные изменения внешнего вида Мадрида начинаются в 1715-1729 годы, когда Коррехидором Мадрида был дон Франсиско Антонио Сальседо и Агирре, маркиз дель Вадильо, который умело использовал блестящий талант великого испанского архитектора Педро де Рибера. В эти годы в южной части города на реке Мансанарес был возведен Толедский мост, ставший одним из самых достопримечательных въездов в Мадрид. По проекту того же Риберы закончилась прокладка бульвара «Ла Флорида», более известного под названием Вирхен дель Пуэрто. Он соединил Сеговийский мост с дорогой на Эль Пардо и с воротами Сан Висенте, одним из въездов в Мадрид. В черте города появились новые монументальные фонтаны такие, как фонтан Славы; крупные сооружения, как, например, казармы Конде Дуке или здание Богадельни. Это был один из самых счастливых и созидательных периодов городской истории. К сожалению, следы сделанного в ту пору почти исчезли, остались лишь архитектурные крохи в виде «памятников старины».
Во время правления Филиппа V (1701-1746) происходит непредвиденное событие- пожар Алькасара. Стихийное бедствие в немалой степени отразилось на архитектурном облике города. Архитектор Филиппо Хуварра предложил выбрать для возведения нового Королевского Дворца «холмы Святого Бернардо». Однако после пожара королевской семье невольно пришлось переехать в Буэн Ретиро. Здание дворца не стали существенно переделывать, зато дворцовые сады получили другое оформление с учетом французских образцов. В черте города появились новые здания. Был построен монастырь Королевских Салезианок; у церкви Святой Барбары разбита очень привлекательная в своей простоте полукруглая площадь. За чертой города, недалеко от ворот Алькала была сооружена Арена для боя быков. Наконец, следует отметить, что при Фердинанде VI окончательно сформировалась Королевская Академия Изящных Искусств Сан Фернандо. Будучи носительницей новых веяний, она оказала заметное влияние на развитие идей и художественных вкусов просвещенной Европы1.
В планах Эспиносы и Томаса Лопеса, составленных с учетом основных положений «Общей планировки Мадрида», изображен зеленый пояс города. В него входит и Буэн Ретиро. В непосредственной близости от парка изображены монументальные ворота Алькала, творение архитектора Сабатини. Он же построил ворота Сан Висенте, спроектированные Риберой. Ворота Алькала, Сан Висенте и Аточа стали тремя парадными въездами в Мадрид. Толедские ворота не имели такой архитектурной законченности, хотя подъезды к ним по своей красоте могли затмить и даже превзойти остальные въездные пути в столицу. Среди знати заметно усиливается дух соперничества, также способствующий улучшению внешнего вида города. Строились новые дворцы, в большинстве случаев окруженные садами, которые по образцу Буэн Ретиро огораживались решетками, а не каменными стенами. От этого прилегающие улицы становились привлекательнее.
В начале XIX века столице было суждено пережить тяжелые времена. Кажется парадоксальным, но очень короткое правление Жозефа Бонапарта (1808-1813) сыграло заметную роль в градостроительстве Мадрида. Он осуществил то, что Карл III не успел, а Карл IV не захотел сделать: начать внутригородскую перестройку. Она не велась по общему плану, а проводилась частично, затрагивая лишь некоторые зоны. В них появлялись небольшие площади, за что Бонапарта двусмысленно окрестили «площадным королем».
Необходимые земельные участки экспроприировались и создавались путем сноса домов. Такая политика затрагивала интересы церквей, монастырей и частных лиц. Первыми исчезли церкви Сан Мартин, Сан Ильдефонсо, Сан Мигель и Сантьяго, затем были снесены монастыри Святой Каталины и Святой Анны. Значительное число домов было снесено в зоне, где ныне находится Пласа де Ориенте. После того, как исчезли церковь Сан Хуан, монастырь Сан Хиль, некоторые частные дома, площадка для игры в пелоту, Королевская библиотека, сад ла Приора, улицы Парра, Буэй, Тесоро, Карнеро и др., план Мадрида, составленный Томасом Лопесом, перестал соответствовать действительности.
В XIX-XX вв. проводилась реконструкция города, в ходе которой были утрачены многие средневековые сооружения, а на смену классицизму в архитектуре пришёл модерн. В этом стиле построен Собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудента. В 1929 г. был принят генеральный план реконструкции столицы, который был переделан в 1950 г. По этому плану город преобразовывался и расстраивался, в основном на север, восток и северо-восток. Это послужило появлению городов-спутников, таких как Эскориал и Эль-Прадо1.
Мадрид не стоит на месте, а облик его меняется так, что буквально пятилетнее отсутствие заставляет нас возвращаться в совершенно новый город.
Глава 2. Памятники архитектуры Мадрида
2.1 Королевский дворец. Эскориал
Старый Мадрид и его основные памятники связаны с эпохой правления австрийского королевского дома Габсбургов — в XVI веке появились архитектурные ансамбли «австрийского Мадрида» — королевские монастыри, церкви и дворцы. Центр старого Мадрида — Пласа Майор и Пуэрта-дель-Соль — появились в XVII веке. Главная достопримечательность Старого Мадрида — Королевский дворец (Palacio Real), выстроенный в XVIII веке по приказу Филиппа V Бурбона на месте сгоревшего в 1734 году дворца Габсбургов. Дворец по праву считается одним из самых красивых в Европе. Королевская семья покинула дворец в1931 году после отречения Альфонса XIII. Резиденция современного короля Испании Хуана Карлоса — дворец Сарсуэла, который был построен в XVIII веке как охотничий домик. Но несколько раз в год король собирает в банкетном зале Королевского дворца, в обычное время используемого как музей, государственных и общественных деятелей, писателей, ученых, художников, музыкантов. Парадный вход в Королевский дворец украшен статуей Карла III работой Сабатини, стоящей у подножия мраморной лестницы. Потолок входа расписан итальянским художником Джакинто. Важнейшие достопримечательности Королевского дворца — фарфоровая комната, обеденный зал с великолепными шпалерами на станах и росписью потолка, парадный вход с мраморной лестницей работы Саббатини и статуей Карла III в римских доспехах, комната Гаспарини в стиле рококо и тронный зал с двумя точными копиями тронных кресел Карла V.
Во дворце размещается несколько музеев — Музей живописи и декоративного искусства, Королевская библиотека, Нумизматический музей. Интерес представляет и аптека Королевского дворца, в которой выставлена фаянсовая посуда для снадобий. Перед главным входом во дворец находится площадь Пласа-де-ла-Армерия (Plaza de la Armeria) с Королевской оружейной палатой, в которой хранятся коллекции оружия и доспехов1.
Трудно представить нечто более не соответствующее реальной жизни, чем помпезный стиль правления Филиппа II. У многих, кто жил в одно время с этим королем, складывалось впечатление, что «на яркое платье Испании надели тяжелый, холодный рыцарский панцирь». В эпоху безудержного деспотизма и лишь внешнего могущества империи монархическая власть была особенно крепка. Тем не менее творческие силы общества не смогли подавить ни король, ни инквизиция, ни растущая нищета. В отличие от политики испанская культура во второй половине XVI века стремительно развивалась и обретала своеобразие, доказательством чему является великолепный архитектурно-исторический ансамбль под названием Эскориал.
Конструкция основного здания символизировала орудие пытки, ускорившее переход святого Лаврентия в мир иной. Массивный четырехугольный дворец походил на перевернутую решетку, на которой он был зажарен: четыре угловые башни означали ножки, а несколько выступающий дом инфантов — ручку. Начавшееся в 1563 году строительство велось около 20 лет под непосредственным контролем Филиппа. Обычно медлительный, здесь король с исключительной быстротой решал текущие вопросы, лично утверждал все чертежи. Он непрестанно интересовался тем, как продвигаются дела, требовал подробных докладов, наблюдая за ходом работ со скалы, где стояло так называемое кресло короля. Назначенный им начальник стройки, монах ордена иеронимитов Антонио де Вильякастина, к счастью, оказался хорошим организатором. К возведению дворца привлекались рабочие из всех районов Испании; участвовали в строительстве и другие страны Европы. Из дальних уголков страны доставлялись сосновый лес, мрамор, кованые решетки, церковная утварь, кресты, светильники, ткани, вышивки. Испанские колонисты в Америке поставляли золото, ценные породы дерева и строевой лес. Зодчие использовали мрамор всевозможных оттенков, от белого, добытого в Филабресских горах, до темно-коричневого и красноватого, привозимого из Гранады. Из каменоломен Бурго де Осма поставлялся зеленый поделочный камень яшма. В проектировании и строительных работах участвовали именитые зодчие не только Испании, но и Фландрии, Флоренции, Милана.
Со времен Филиппа II Эскориал являлся воплощением христианских традиций. Он стал для испанцев тем, чем был храм Соломона для людей, почитавших Ветхий завет. Внешний вид замка считался в Испании смелым новаторством. Современники восхищались мастерством архитектора, точно уловившего дух своего времени, глубоко осмыслившего его идеалы. Личность Хуана де Эрреры, талантливого зодчего, вдумчивого математика, сочетавшего в себе строгую дисциплину военного с выдержкой и бесстрастностью придворного, наложила заметный отпечаток на сооруженный им ансамбль. Творчество создателя Эскориала определило появление своеобразного стилевого направления в испанском искусстве: популярная в XVI-XVIII веках манера десорноментадо («безорнаментальность») иначе называется по имени создателя эрререско.
Хуан де Эррера нашел удачное соотношение между куполом собора и угловыми башнями, сильно вытянутыми вдоль фасада. Необыкновенно выразительны стены пятиэтажных фасадов — гладкие, плоские, словно уходящие в бесконечность. Их лаконичный декор создает впечатление общего движения. Ощущению единого ритма способствуют часто расположенные окна и горизонтальные тяги, которые являются не украшением, а необходимым элементом общей композиции. Все постройки Эскориала выдержаны в едином монументальном стиле и включены в строгую геометрическую систему ансамбля. Главное здание представляет собой гигантский прямоугольник со сторонами 208 и 162 м. Рассеченный основной осью с запада на восток, дворец монотонно тянется до восточной части, где зодчий оставил выступ — ручку решетки, то есть королевские покои. Расположение зданий и внутренних дворов в каждом из отсеков подчинено основному принципу деления плана на правильные прямоугольные части. Завершает ансамбль купол собора Святого Лаврентия.
По углам прямоугольника находятся четыре башни, каждая высотой 56 м. В плане Эскориал имеет большое сходство с алькасарами, которыми так гордятся испанцы. Кроме того, специалисты могут отметить в нем черты архитектуры госпиталей с их четким симметричным планом в виде креста, особой системой замкнутых дворов и обходных галерей. Вместе с куполами собора все эти элементы придают сооружению структурное единство, чем мог бы гордиться создатель Эскориала. Творение Филиппа является первым в истории испанского зодчества образцом архитектурного ансамбля. Правда, ему предшествовала Альгамбра, но та строилась в арабской традиции, то есть представляла собой чисто светскую постройку в виде куба, с внутренним двором в качестве центра архитектурной композиции. В Эскориале уже при взгляде издалека возникает тема монастыря. Основным элементом во всей объемно-пространственной композиции является собор, возвышающийся над стенами гранитного прямоугольника. Стены грандиозного сооружения, дополненные угловыми башнями, действительно имеют сходство с монастырскими укреплениями. Главный западный вход напоминает фасад церкви и тем самым задает тон ансамблю, подчеркивая не светский, а культовый характер сооружения1.
2.2 Храмовая архитектура
В Старом Мадриде сохранились многие памятники храмовой архитектуры.
Собор Санта-Мария считается одним из самых интересных готических сооружений Испании и знаменит во всем мире своими витражами, которые почти без изменений уцелели с XIII-XV вв. Храм начали строить в 1255 г. на месте романской церкви, в свою очередь возведенной на фундаментах римских терм. Главный вход в собор находится с западной стороны; согласно христианской традиции, там помещены скульптурные изображения Страшного суда (XIII). В центре — Бог-судия, окруженный ангелами, чуть ниже — грешники в аду и праведники в раю, играющие на музыкальных инструментах. Фигуры на колоннах представляют библейских пророков и евангелистов. Каменной резьбой украшен также южный фасад — там изображены пророки, апостолы, причем многие композиции скопированы с собора в Бургосе.
В храме внимание сразу привлекают витражи — их общая площадь 1800 м2; всего в храме 125 больших и 57 маленьких окон. Сюжеты витражей очень разнообразны: здесь есть и просто орнаменты, и библейские сцены, и геральдические знаки королей Астурии-Леона. Обратите особое внимание на огромное окно-розу на западной стене собора и на витражи в восточных апсидах, где можно разглядеть сцены из реальной жизни Средневековья — уличных музыкантов, крестьян в поле.
В соборе открыт Музей, посещение которого позволит увидеть также внутренний двор, образованный готическими аркадными галереями. В музее собрана прекрасная коллекция средневековой живописи и скульптуры, иллюстрированных манускриптов и т. д. Внутри храма интерес представляют: великолепный хор, украшенный резьбой XV в., гробница короля Ордоньо II рядом с алтарем, а в южной части — гробницы нескольких леонских королей.
Напротив южного фасада собора стоит дворец епископа, а перед ним — одна из многочисленных уличных скульптурных композиций, которыми наполнен Леон (бронзовые мужчина и ребенок рассматривают храм). Начинающаяся за дворцом ул. Серрадорес приведет к чудом уцелевшей римской башне.
Несколько ступенек за ней ведут на главную площадь старого города пл. Майор. За ней стоит церковь Сан-Мартин, возведенная в XI в., но в XVII в. значительно перестроенная. Когда-то здесь находился торговый квартал, центром которого была украшенная цветами и очень уютная пл. Сан-Мартин. На соседней ул. Платериас стоит старейшая в Леоне церковь Палат-дель-Рей.
Барочная церковь XVII века Колехьята-де-Сан-Исидро (Collegiata de San Isidro), расположенная к югу от Пласа Майор по улице Калье-де-Толедо (Calle de Toledo), до 1993 года была главным собором Мадрида. После изгнания иезуитов из Испании интерьер церкви был обновлен архитектором Вентурой Родригесом, церковь получила новое название в честь покровителя Мадрида святого Исидора. Два года спустя в нее перенесли мощи святого, ранее находившиеся в Иглесия-де-Сан-Андрес (Iglesia de San Andres). Самым старым памятником храмовой архитектуры Мадрида является церковь Иглесия-де-Сан-Николас (Iglesia de San Nicolas), первое упоминание о которой относится к 1202 году. Церковь отличается кирпичной башней с подковообразными арками в стиле мудехар XII века. По предположениям, церковь выстроена на месте стоявшей здесь когда-то мечети. Главный храм современного Мадрида — собор Катедраль-де-ла-Альмудена (Catedral de la Almudena), посвященный покровительнице города Деве Марии. Собор расположен на улице Калье-де-Байлен (Calle de Bailen) напротив Королевского дворца. Строительство собора началось в 1879 году и продолжалось более 100 лет. Серо-белый неоготический фасад собора напоминает по облику Королевский дворец. В крипте хранится статуя Девы Марии де ла Альмудена (XVI в.). Рядом с собором, на улице Калье Майор (Calle Mayor), при раскопках были обнаружены остатки стен арабской крепости и средневекового города1.
Храм Дебод - это сооружение, которое вы, по всей вероятности, никак не ожидали встретить в Мадриде. Этот египетский храм был подарен Испании Египтом за помощь, предоставленную нашим правительством для спасения храмов в Нубии. Здание ориентировано с востока на запад и окружено водой: так же, как и в месте его первоначального пребывания.
Посвященный культу египетских богов Амона и Исиса, храм насчитывает 2200 лет и раньше был расположен в Дебоде на берегах Нила. В храме имеется несколько различных помещений, и наиболее важное среди них - Часовня с рельефами, сохраняемая в ее первоначальном виде и являющаяся наиболее древней его частью, в которой можно созерцать сцены ритуальных актов.
Храм окружен красивейшими пейзажами, отсюда открываются прекрасные виды на Каса де Кампо, а вблизи расположен парк Парке дель Оэсте. Особенно хорош храм при наступлении ночи.
Старый Мадрид невозможно представить без множества монастырей, многие из которых являются уникальными архитектурными и культурными памятниками.
Один из немногих сохранившихся в Мадриде образцов архитектуры XVI века — монастырь Дескальсас Реалес (Monasterio de las Descalzas Reales), известный также как монастырь Св. Клары. Основан сестрой Филиппа II доньей Хуаной в 1560 году. Благодаря знатности монахинь монастырь быстро стал одним из самых богатых в Испании. На фресках над лестницей монастыря изображен Филипп IV с семьей. Потолок зала расписан Клаудио Коэльо. В настоящее время в монастыре хранится одно из самых богатых в Испании собраний произведений искусства. В собрании живописи — полотна Питера Брейгеля старшего, Тициана, Сурбарана, Мурильо, Риберы. Замечательным памятником является августинский монастырь Конвенто–де-ла-Энкарнасьон (Convento de la Encarnacion), расположенный к северу от Пласа-де-Орьенте (Plaza de Oriente), неподалеку от Королевского дворца.
Монастырь, основанный в 1611 году, отличается классическим оформлением интерьера с использованием бело-голубых изразцов. В музее монастыря собраны произведения искусства XVII века, в том числе полотна Винченцо Кардуччо и Хосе де Риберы, скульптуры из раскрашенного дерева. В реликварии монастыря хранятся мощи святых, а также сосуд с высохшими каплями крови святого Пантелеймона.
В список наиболее интересных культовых строений так же входят:
* готическая часовня Обиспо, часовня Сан-Исидро (лучший образец архитектуры барокко в Мадриде),
* монастырь Энкарнасьон (находится рядом с королевским дворцом и когда-то соединялся с ним переходом),
* францисканский монастырь Дескальсас-Реалес (основан Хуаной Австрийской, сестрой Филиппа II, в его владении находятся многие шедевры искусства, подаренные семьями монахинь дворянского происхождения),
* и наконец часовня Сан-Антонио-де-ла-Флорида, расписанная великим Гойей и ставшая его мавзолеем1.
2.3 Площади Мадрида
В Старом Мадриде находятся важнейшие площади города, средоточия современной жизни, поражающие своим архитектурным великолепием.
Площадь Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца) - это одна из самых известных достопримечательностей города, а также место встречи мадридцев. Здесь находятся два из числа наиболее характерных символов Мадрида: медведь и земляничное дерево, изваянные в бронзовой скульптурной группе, установленной на площади в 1967 году. Это же изображение присутствует на гербе Мадрида, символизируя изобилие обоих этих видов в окрестностях города. Следует отметить и другую имеющуюся здесь статую, также выполненную в бронзе и представляющую короля Карла III верхом на коне.
Это место издревле являлось въездом в город, хотя въездные ворота были построены уже во времена правления Карла I и по его повелению. Их установили между улицами Алькала и Каррера де Сан Херонимо.Так как ворота были ориентированы на Восток, их украсили изображением солнца, откуда и происходит их название.
Площадь окружена прекрасными сооружениями, хотя наиболее выдающееся из них - это грандиозное здание, которое доминирует над всем пространством, известное как Каса де Корреос (т.е. Почтамт) и построенное в 1766-1768 гг.В настоящее время в нем расположена резиденция Президента Мадридской Автономии. На фасаде этого здания, в свое время ставшего первым почтовым отделением Мадрида, сохраняются часы, ранее находившиеся в церкви Буен Сусесо. Это те самые часы, бой которых слушают почти все испанцы 31 декабря, причем в Испании является очень популярным съедать одну виноградину с каждым раздающимся ударом, и по традиции считается, что если вы сумели съесть все двенадцать виноградин за то время, пока часы бьют двенадцать раз, то у вас будет весьма удачный год.
Кроме того, рядом со зданием Каса де Корреос находится знак “нулевой километр”, являющийся точкой отсчета всех испанских дорог.
Название красивейшей мадридской площади Пласа дель Орьенте (Восточная площадь) происходит от ее местонахождения, так как она расположена к востоку от Мадридского Королевского дворца. Площадь была построена по распоряжению короля Жозе Бонапарта, и в свое время, чтобы расширить участок для самой площади и ее окружения, на этой территории было снесено несколько зданий.
Пласа дель Ориенте отделена от дворца улицей Байлен, хотя в настоящее время, после осуществленной перепланировки, эта площадь составляет единое целое с восточным фасадом дворца. Ее прекрасное расположение, рядом с дворцом и вблизи от Театро Реаль (Королевского театра) и от других монументальных зданий, а также отсутствие дорожного движения делают эту площадь весьма приятным местом для прогулок и для наслаждения чувств.
Король Фердинанд VI приказал создать статуи всех испанских королей и украсить ими карниз дворца, но эти скульптуры так никогда и не были установлены на предназначенном для них месте, а были поставлены в различных местах в городе, в том числе и на этой великолепной площади.
Мадридская площадь Пласа Майор расположена в самом центре города, в той его части, которую принято называть австрийским Мадридом, очень близко от площадей Пуэрта дель Соль и Пласа де Ла Вилья.
Пласа Майор была построена в 1617-1619 гг. на месте существовавшей ранее площади Пласа дель Аррабаль и, начиная с XVII века, всегда была ни с чем не сравнимой сценой для общественных мероприятий всех видов: праздников, зрелищ с участием быков или торжественных приемов.
Эта площадь окружена галереями и со всех сторон закрыта четырехэтажными зданиями с многочисленными балконами. Это величественные и прекрасные сооружения, такие, например, как Каса де Ла Панадерия или Каса де Ла Карнисерия. В крытых галереях с гранитными колоннами располагается довольно большое число баров и ресторанов, а также филателистических, нумизматических и сувенирных магазинов. Попасть на площадь можно через одну из девяти подворотен, самая важная из которых известна как Арко де Кучильерос1.
Пласа де Торос Монументаль де Лас Вентас, вместимостью почти 25000 зрителей, является самой большой ареной для боя быков в Испании и одной из самых значительных в мире. Она построена в новомавританском стиле, открытая кирпичная кладка украшена керамической изразцовой плиткой. Среди мотивов, использованных в орнаментах, выделяются гербы всех испанских провинций.
Несмотря на то, что первая коррида состоялась на арене Пласа де Лас Вентас 17 июня 1931 года, официальное ее открытие было проведено только 21 октября 1934 года, а первый настоящий сезон прошел в следующем году.
Сезон быков начинается в марте и заканчивается в октябре, а проводятся празднества по воскресным и праздничным дням. Особо следует отметить проведение Ферьи де Сан Исидро, носящей имя святого покровителя Мадрида и длящейся с середины мая до середины июня.В это время корриды проходят ежедневно.
С 1951 года в помещениях арены расположился Музей корриды, в котором выставлена довольно полная коллекция предметов и принадлежностей, связанных с тавромахией, т.е. искусством боя быков, а также с историей самой арены.
Проспект Кастельяна является самой оживленной магистралью Мадрида. Его предшественником по названию был ручей на дне оврага, в 1830-х годах спрятанный в коллектор, а затем засыпанный землей. На спланированной поверхности вместо ненужного источника появились бульвары Делисиас де ла Принссса (Наслаждение принцессы), Прадо и Реколетос, от которых практически через всю столицу протянулась Кастельяна.
На самой шумной улице города причудливо смешались эпохи, художественные стили и традиции. Впрочем, некоторые мадридцы называют бывший овраг самым красивым проспектом в мире, а другие готовы спорить о вкусах, доказывая, что больше нигде не найти столь неумело смешанной архитектуры. В плане Кастельяна повторяет зигзаги ручья, по руслу которого пролегла более полутора веков назад. Так же капризны и архитектурные стили ее зданий. По слухам, один американец, увидев величественный офис страховой компании «Юнион и Феникс», принял его за похоронное бюро. Двумя домами на площади Христофора Колумба, где ему установлен памятник, некогда владел хозяин концерна «Румаса». Поднятые на пьедестал, издали эти странные сооружения напоминают гигантские столбы, зачем-то поставленные перед глазами великого мореплавателя.
Башни строились по новейшей для Испании технике — сверху вниз. Вначале на одной из них красовалась неоновая реклама в виде шестиугольной ячейки с пчелой внутри, видимо, олицетворявшей трудолюбие сотрудников концерна. Через несколько лет после шумного открытия компания перестала существовать, а ее директор оказался за решеткой за крупные финансовые махинации. Тогда же оба здания лишились неуместной символики, и теперь возвышаются на проспекте, словно памятник ловкому дельцу. В отличие от монументальных сооружений в духе послевоенного патриотизма, архитектурные образцы 1960-х считаются слабыми копиями заокеанских небоскребов. Буквально захватив проспект, финансовые корпорации застроили его разностильными высотками, в лучшем случае заслонившими старинные особняки. Изредка такие постройки появлялись вместо исторических памятников, которые не удалось отстоять городским властям. Споры о том, насколько хороша композиция из непохожих зданий, продолжаются много лет, однако некоторые из небоскребов не так плохи, как считают строгие эксперты. Гармонично вписался в панораму улицы банк «Бильбао» — 28-этажное красноватое здание, собранное из металлических конструкций. Модернистская «Банкинтера» удивляет скромным обликом и даже отодвинута от основной линии улицы. Этот прием позволил архитектору сохранить старинные дома и подогнать вид своего творения под окрестный ландшафт. Эффектно и достаточно художественно смотрится башня «Европа», выстроенная по проекту испанца Мигеля де Ориоля-э-Ибарры. На ее главном фасаде располагаются огромные часы, прозванные Могилой вампира из-за характерной вытянутой формы. В прошлом веке жители Мадрида довольно часто узнавали и с негодованием отвергали проекты перестройки исторического центра. Одну из идей выдвинул Мигель де Ориоль-э-Ибарра, выразивший намерение превратить Кастельяну в напряженную автомобильную магистраль. Молодой архитектор предложил «оставить машины внизу, а людей переправить наверх, дабы мадридцы не чувствовали себя пленниками технического прогресса».
К счастью, ни одна старинная улица Мадрида не испытала глобального переустройства, хотя смелые проекты изредка находили заказчика. Именно так получилось на Кастельяне, где все же возникло «чудо прогресса», как называют комплекс АСКА местные жители1.
Продолжением площади Испании служит улица Принцесса, где высотные здания корпораций не вполне уместно соседствуют с дворцом Лирия. Жемчужина испанской архитектуры более трех столетий принадлежит герцогам Альба.
Родоначальником этого прославленного рода считается граф Гарсиа Альварес де Толедо, в 1472 году получивший титул герцога в знак заслуг перед короной. Дворец Лирия был построен в конце XVIII века по заказу Якобо Стюарта Фитц-Джеймса, женатого на сестре герцога Альба. Строительство дома, спланированного и начатого французским архитектором, закончили итальянцы. Внешне похожий на королевские резиденции, он отличается такими своеобразными деталями, как решетки с пиками и озлобленные лица сфинксов.
Герцоги Альба владеют Лирией до сих пор, однако присутствие хозяев не помешало властям объявить дворец музеем, причем специалисты признают его самым богатым собранием, особенно в отношении живописи и рукописных документов. Современная Лирия принадлежит восемнадцатой герцогине Альба.
В самом центре Мадрида Бурбонов на Пласа-де-ла-Леальтад (Plaza de la Lealtad) находится отель «Ритц» (Hotel Ritz) — один из самых роскошных в Испании.
Каждая из комнат отеля, строительство которого началось в 1906 году, декорирована в особом стиле; украшающие их ковры ручной работы сотканы на Королевской ковровой фабрике. Одна из самых главных и больших площадей Мадрида — Пласа-де-Колон (Plaza de Colon), названная так по имени Христофора Колумба (Колумб, по-испански, — Colon). Площадь окружена высотными зданиями, выстроенными в 1970-х гг. на месте особняков XIX века. На площади расположены два монумента Колумбу — изящный неоготический постамент 1885 года и более современный памятник, состоящий из четырех бетонных блоков с цитатами из источников, освещающих открытие Америки. Под площадью расположен комплекс Культурного центра, открытого в 1975 году1.
2.4 Памятники
Фонтан Сибелес был частью проекта строительства мадридского Салона дель Прадо, согласно которому для жителей столицы должно было быть создано такое место, где они могли бы непринужденно прогуливаться среди садов и фонтанов. Для осуществления этого проекта было выбрано пространство, занимаемое лугами Прадос де Сан Херонимо и Аточа, в свое время также называвшееся лугом Прадо Вьехо. На этом пространстве должны были расположиться в том числе и три роскошных фонтана, один из них - Сибелес. Другие два фонтана, завершающие этот великолепный ансамбль, - это фонтан Нептуна и фонтан Аполлона.
Фонтан Сибелес, установленный на одной из красивейших площадей мира - являющейся таковой не только благодаря этому монументу, но и благодаря своему блестящему окружению - был спроектирован Вентурой Родригесом в 1777 году, во времена правления Карла III. В фонтане представлено изображение богини плодородия земли Кибеллы (в испанском варианте – Сибелес), едущей на колеснице с двумя львами, в которых, согласно мифу, богиня Афродита превратила Гиппомена и Аталанту, заставив их в качестве наказания вечно везти эту колесницу.
Фигуры богини и двух львов были высечены из белого мрамора с прожилками, добытого в поселке Монтескларос, а все остальное - из камня, добытого в местечке Редуэнья, в горах на севере Мадрида. Первоначально, в 1782 году, они были установлены на бульваре Пасео де Реколетос, рядом с дворцом Паласьо де Буэнависта, а в конце XIX века переместились на свое нынешнее место.
Сегодня этот фонтан обрамляют грандиозные здания, придающие ему еще больше величественности: дворцы Паласио де Буэнависта, Паласио де Линарес, известный как Каса де Америка, Паласио де Комуникасьонес, или Почтамт, и Банк Испании. Нельзя также не отметить, что отсюда открываются одни из самых красивых видов города: на ворота Пуэрта де Алькала, бульвар Пасео дель Прадо и улицу Калье Алькала1.
Ворота Пуэрта де Алькала, являющиеся одним из важнейших символов Мадрида, обязаны своим названием дороге, которая в прежние времена вела в Алькала де Энарес. Первоначальные ворота приказано было построить для встречи доньи Маргариты Австрийской, супруги Филиппа III. Спустя годы Карл III пожелал увеличить их и осуществил новое строительство, в том виде, в котором они и стоят сегодня.
Ворота состоят из пролетов: трех полукруглых и двух прямоугольных. Над центральной их частью установлена мемориальная доска, на которой запечатлены год строительства, а также имя короля, Карла III. Все это увенчано гербом, который поддерживают Слава и Гений. В свое время в каждой из арок были решетки, закрывавшиеся с наступлением сумерек.
Благодаря своему чудесному местоположению, рядом с парком Парке дель Буэн Ретиро, а также благодаря сообщению с наиболее важными улицами столицы, этот монумент является одним из красивейших в Мадридской Автономии1.
Заключение
Мадрид является сердцем Испании не только из-за административной роли (столица государства), но и по чисто географическим признакам, ведь он находится в самом центре Пиренейского полуострова. Мадрид по праву считается одним из самых красивых городов этого государства. Он имеет более чем тысячелетнюю историю, волнующее прошлое и динамичное настоящее.
Поселение находилось здесь еще в X веке, а первое упоминание относится к 932 г., когда тут стояла мавританская крепость Маджирит. Спустя столетие за это поселение велась ожесточенная борьба испанцев с арабами, в которой победили первые. В XV в. Мадрид стал городом, вокруг которого происходил процесс централизации власти. А в 1561 г., во время правления Фердинанда II, он стал столицей государства.
Старый Мадрид и его основные памятники связаны с эпохой правления австрийского королевского дома Габсбургов — в XVI веке появились архитектурные ансамбли «австрийского Мадрида» — королевские монастыри, церкви и дворцы. Центр старого Мадрида — Пласа Майор и Пуэрта-дель-Соль — появились в XVII веке. Главная достопримечательность Старого Мадрида — Королевский дворец (Palacio Real), выстроенный в XVIII веке по приказу Филиппа V Бурбона на месте сгоревшего в 1734 году дворца Габсбургов. Дворец по праву считается одним из самых красивых в Европе.
В Мадриде находятся важнейшие площади города, средоточия современной жизни, поражающие своим архитектурным великолепием.
В Мадриде сохранились многие памятники храмовой архитектуры. Мадрид невозможно представить без множества монастырей, многие из которых являются уникальными архитектурными и культурными памятниками.
Значительным архитектурным комплексом представляется расположенная на севере и северо-западе Старого Мадрида улица Гран-Виа (Gran Via) — одна из наиболее оживленных в современной испанской столице.
Мадрид – это одна из самых парадоксальных европейских столиц. Его уникальность заключается в том, что на первый взгляд ее как будто бы и нет вовсе. Потому что нет визуальных ассоциаций связанных со столицей Испании. мадрид испания архитектура
Париж – да, “железный монстр”, Эйфелева башня. Лондон – Тауэрский мост. Прага – замысловатые астрономические часы ратуши. А вот при всем уважении к неповторимости архитектуры Мадрида, огромному количеству дворцов и музеев, собственный символ города здесь как-то не прижился.
Теперь Мадрид - это современный город, в котором постоянно проживают около 5 млн. человек. Здесь на смену империалистической архитектуре приходят ультрасовременные здания, небоскрёбы с множеством офисов. Мадрид становится также центром увеселительной жизни страны.
Список использованной литературы
Андреева О.И. Мировая художественная культура. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Аркин Д.Е. Образы архитектуры. - М.: Омега, 2001.
Бартенев И.А. Форма и конструкция в архитектуре. – СПб.: Нева, 1998.
Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Академия. 2003.
Бирюков Н.В. История архитектуры. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 127-130.
Бирюкова Н. Западноевропейское прикладное искусство XV-XVIII вв. – СПб.: Нева, 1992. – С. 151-154.
Бунин А.В. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс. - М.: Олма-Пресс, 1995. – С. 91-95.
Бунин А.В. Архитектурная композиция городов. - М.: Эксмо, 2000.
Врунов Н.И. Альбом архитектурных стилей. - М.: Проспект, 2001.
Всеобщая история архитектуры: в 12-ти т. Т. 5 / под ред. Н.В. Баранова. - М.: Новая эра, 1998. – С. 204-211.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: ИНФРА-М, 1996.
Горелов А.А. Культурология. – М.: Юнити, 2002. – С. 172-187.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: ЮНИТИ, 1993.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2003.
История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. – М.: РГГУ, 1998.
Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 119-122.
Хрестоматия по истории мировой культуры / под ред. Г.В. Гриненко. - М.: Академия, 1998. – С. 71-86.
Приложение 1
Эскориал
Храм Дебод
Приложение 2
Пласа де Орьенте
Пуэрта дель Соль
1 История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. – М.: РГГУ, 1998. – С. 93-99.
1 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: ЮНИТИ, 1993. – С. 118-120.
1 Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Академия. 2003. – С. 125-129.
1 Бунин А.В. Архитектурная композиция городов. - М.: Эксмо, 2000. – С. 115-118.
1 Бирюков Н.В. История архитектуры. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 127-130.
1 Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 119-122.
1 Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2003. – С. 187-192.
1 Всеобщая история архитектуры: в 12-ти т. Т. 5 / под ред. Н.В. Баранова. - М.: Новая эра, 1998. – С. 204-211.
1 Бунин А.В. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс. - М.: Олма-Пресс, 1995. – С. 91-95.
1 Врунов Н.И. Альбом архитектурных стилей. - М.: Проспект, 2001. – С. 113-119.
1 Хрестоматия по истории мировой культуры / под ред. Г.В. Гриненко. - М.: Академия, 1998. – С. 71-86.
1 Аркин Д.Е. Образы архитектуры. - М.: Омега, 2001. – С. 21-25.
1 Бирюкова Н. Западноевропейское прикладное искусство XV-XVIII вв. – СПб.: Нева, 1992. – С. 151-154.
1 Андреева О.И. Мировая художественная культура. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. С. 114 – 118.