Тициан родился в Кадоре, маленьком местечке, расположенном над рекой Пьяве и находящемся в пяти милях от подножия Альп в 1480 году в семье Вечелли, одной из самых знатных в этой местности; достигнув десятилетнего возраста и обладая прекрасными способностями и живым умом, он был отправлен в Венецию к своему дяде2, гражданину, пользовавшемуся там уважением, который, видя у мальчика большие наклонности к живописи, поместил его к Джан Беллино3, живописцу, как я уже говорил, отличному и весьма в то время знаменитому; изучая под его руководством рисунок, Тициан вскоре обнаружил свою природную одаренность во всех тех областях таланта и вкуса, которые необходимы для искусства живописца. Но так как в то время Джан Беллино и другие живописцы этой страны, поскольку они не изучали античности, имели обыкновение часто, вернее, всегда, все, что изображали, срисовывать с натуры, причем, однако, в сухой, резкой и вымученной манере, то и Тициан в эту пору усвоил себе те же приемы. Однако, когда позднее, около 1507 года, появился Джорджоне из Кастельфранко 4, Тициан, будучи не всецело удовлетворен такими приемами письма, стал придавать своим вещам больше мягкости и выпуклости в хорошей манере. Тем не менее он продолжал еще дальше искать способ изображения живых и природных вещей и воспроизводить их, как только мог лучше, при помощи цвета и пятен резкого или мягкого тона, так, как он это видел в природе, не пользуясь предварительным рисунком, ибо он считал непреложным, что писать прямо краской, без всяких подготовительных эскизов на бумаге, есть истинный и лучший способ работы, и что это и является истинным рисунком. Но он не замечал, что рисунок необходим всякому, кто хочет хорошо распределить составные части и упорядочить композицию, и что нужно предварительно испробовать на бумаге разные способы сочетания этих частей, чтобы увидеть, как складывается целое. Ибо идея не может сама в себе ни увидеть, ни вообразить в полной отчетливости всех возможных композиций, если не раскроет и не покажет своего замысла телесному взору, который бы помог ей правильно судить об этом замысле; а это опять-таки невозможно без тщательного изучения нагого тела, что необходимо для его действительного понимания; но и это, в свою очередь, не удается и не может удасться без набросков на бумаге: ведь немалое мучение держать все время перед собою обнаженную или одетую фигуру всякий раз, как пишешь картину. Поэтому, когда набьешь себе руку на эскизах, то мало-помалу достигнешь и большей легкости в работе над рисунком и колоритом картины; такого рода упражнения в искусстве вырабатывают совершенство манеры и вкуса, и художник освобождается от той тяжести и вымученности, с которыми исполнены вышеупомянутые вещи. Не говоря уже о том, что благодаря эскизам воображение наполняется прекрасными замыслами и художник научается изображать на память все природные вещи без того, чтобы непременно держать их перед глазами или чтобы усилия неумелого рисунка обнаруживались из-под красивого красочного покрова, как это имеет место в той манере, которой в течение многих лет придерживались венецианские художники—Джорджоне: Пальма5, Порденоне6 и другие, не видавшие ни Рима, ни прочих вещей, совершенных во всех отношениях.
Итак, Тициан, увидав технику и манеру Джорджоне, оставил манеру Джан Беллино, хотя и потратил на нее много времени, и примкнул к Джорджоне; научившись в короткое время так хорошо подражать его вещам, что картины его нередко принимались за произведения Джорджоне, как об этом будет сказано ниже. Достигнув большей зрелости в годах, умении и вкусе, Тициан исполнив много фресок, которые нельзя перечислить по порядку, так как они разбросаны пс разным местам. Достаточно сказать, что, глядя на них, многие опытные люди уже тогда предсказывали, что из Тициана выйдет прекрасный художник, как этс действительно и случилось.
И вот вскоре после того, как он стал перенимать манеру Джорджоне — а ему тогда было не больше восемнадцати лет7,— он написал с одного своего приятеля дворянина из дома Барбариго, портрет, весьма прославившийся в свое время благодаря правдивости и естественности в передаче тела и такому отчетливому изображению волос, что их можно было сосчитать так же, как и каждую петлю серебряной вышивки на атласном камзоле. Словом, этот портрет считался настолько хорошо и блестяще исполненным, что если бы Тициан не написал своего имени на фоне, его приняли бы за произведение Джорджоне8. Между тем после того как Джорджоне закончил передний фасад Немецкого подворья, Тициану благодаря посредству Барбариго были заказаны несколько сцен для той части того же фасада, что над лавкой9. После этой вещи он написал большую картину с фигурами в натуральную величину, находящуюся ныне в зале мессера Андрее Лоредано, живущего около церкви св. Маркуолы. На этой картине изображен;
Богоматерь по пути в Египет на фоне большой рощи и других видов, прекрасно исполненных, ибо Тициан посвятил на это много месяцев работы и держал для этой цели в своей мастерской несколько немцев, отличных живописцев ландшафтов и листвы. Кроме того, на этой картине он изобразил рощу и в ней много зверей, которых он написал с натуры и которые действительно настолько правдоподобны, что кажутся живыми 10. Вслед за тем он для дома своего кума мессера Джованни Данна, фламандского дворянина и купца, написал его портрет, где он изображен как живой11, а также картину «Се человек» со многими фигурами которую как сам Тициан, так и другие считают очень хорошим произведением ". Для того же заказчика он написал картину с изображением Мадонны и других фигур в натуральную величину, причем и взрослые и дети писаны с натуры с членов этого же семейства13. В следующем, 1507 году, когда император Максимилиан вел войну с венецианцами, Тициан, по его собственным словам, написал в церкви Сан Марчилиано архангела Рафаила, Товия и собаку на фоне далекого пейзажа, где в маленькой роще св. Иоанн Креститель коленопреклоненно обращается с молитвой к небесам, откуда нисходит сияние, его освещающее. Существует мнение, что он эту вещь написал еще прежде, чем начал фасад Немецкого подворья 14. Что же касается этого фасада, то многие из знати, не зная, что Джорджоне уже больше над ним не работал и что его расписывал Тициан, который как раз снял леса с одной его части,—при встрече с Джорджоне дружески поздравляли его, говоря, что ему гораздо лучше удался фасад над лавками, чем тот, который над Большим каналом. Джорджоне испытал от этого такую обиду, что до тех пор, пока Тициан не закончил всей работы и участие его не стало известным всем, он избегал показываться и с этого времени уже больше никогда не пожелал общаться или дружить с Тицианом.
В следующем, 1508 году Тициан выпустил гравюру на дереве с изображением торжества веры с бесчисленным количеством фигур: прародителями, патриархами, пророками, сивиллами, невинными мучениками, апостолами и Иисусом Христом, несомым в славе четырьмя евангелистами и четырьмя отцами церкви, со святыми исповедниками на заднем плане. В этой вещи Тициан обнаружил пылкую, прекрасную манеру и совершенство техники !5. Я припоминаю, как фра Бастиано дель Пьомбо 16, рассуждая об этом, мне говорил, что если бы в то время Тициан попал в Рим и увидал произведения Микеланджело, Рафаэля и античные фигуры, а также изучил бы рисунок, он создал бы поразительнейшие вещи, имея в виду его прекрасное мастерство колорита и его заслуженную славу лучшего и величайшего в наше время подражателя природы при помощи цвета, и что, строя на основе подлинно великого искусства рисунка, он сравнялся бы с Урбин-цем17 и с Буонарротти18. Затем, отправившись в Виченцу, Тициан написал фреску с изображением Соломонова суда в маленькой лодже, где происходят публичные заседания суда; и произведение это—прекрасное19. Вернувшись в Венецию, он расписал фасад дворца Гримани20, а в Падуе, в церкви Сант Антонио, сделал несколько фресок из жизни этого святого21, в церкви же Санто Спирито— маленькую картину со св. Марком, сидящим в окружении нескольких святых; у некоторых из них лица написаны с натуры, маслом, с величайшим тщанием, так что многие думали, что эта вещь исполнена рукой Джорджоне22. Затем, так как после смерти Джованни Беллини осталась неоконченной картина в зале Большого Совета с изображением Фридриха Барбароссы, стоящего у врат храма Car Марко на коленях перед папой Александром III в полном унижении, Тициак окончил эту вещь, многое изменив и включив много портретов, написанных с его друзей и других людей23. За эту работу он заслужил от венецианского Сената должность на Немецком подворье под названием сенсерия с доходом в триста золотых в год. Эту должность члены сената имеют обыкновение давать лучшему живописцу родного города с обязательством время от времени писать портрее с новоизбранного их правителя, именуемого дожем, за незначительную плату в восемь золотых, выплачиваемых художнику этим правителем; портрет этот зате» выставляется в публичном месте во дворце св. Марка для увековечения памяти дожа24.
Когда в 1514 году Альфонсо герцог Феррарский стал заказывать роспись одной маленькой залы и для некоторых частей ее поручил феррарскому живописцу Доссо изобразить Энея, Марса и Венеру, а также Вулкана в гроте с двумя кузнецами у очага25, ему захотелось там же иметь картины кисти Джан Беллини который и написал на другой стене чан с красным вином, окруженный несколькими вакханками, музыкантами, сатирами и другими пьяными мужчинами и женщинами, и тут же Силена, совсем голого и очень красивого, верхом на осле окруженного людьми, с руками, полными плодов и винограда. Вещь эта по исполнению и колориту была действительно написана с большим старанием будучи одним из лучших произведений Джан Беллини, хотя в манере, с какой написаны одежды, есть что-то резкое, свойственное манере немецкой; но это неудивительно, так как он подражал картине фламандца Альбрехта Дюрера, которая в это время была привезена в Венецию и помещена в церковь Сан Бартоломео и была вещью изысканной, полной многих прекрасных фигур, написанных маслом26. На упомянутом выше чане Джан Беллини написал: loanm Bellwus Venetus p. 1514. А так как он не смог целиком закончить эту вещь, будучи уже в преклонном возрасте, то было послано за Тицианом, которого считал лучшим из всех других художников, с тем чтобы он ее закончил. Он же, жажда успеха и славы, исполнил с огромным старанием две сцены, которых не хватало в означенном покое. На первой—река красного вина, на берегу которой певц и музыканты как будто пьяные, женщины так же, как и мужчины, и обнаженна спящая женщина, настолько прекрасная, что кажется живой, равно как и целый ряд других фигур. Эту картину Тициан подписал своим именем28. На другом рядом с первой и прямо против входа, он изобразил много амуров и красивы детей в разных положениях, что, как, впрочем, и та картина, очень понравилось хозяину. Но особенно среди других хорош один из амуров, который мочится в реку и отражается в воде, в то время как остальные окружают пьедестал, имеющий форму алтаря, на котором статуя Венеры с морской раковиной в праве руке, а по обеим сторонам Грация и Красота — прекраснейшие фигуры, исполненные с невероятным тщанием29. Точно так же Тициан написал на дверце шкафа чудесную и поразительную полуфигуру Христа, которому злой иудей показывает динарий кесаря30. Эта голова, а также другие картины этого кабинета являются согласно утверждению наших лучших художников, лучшими и наилучше исполненными из всего, что когда-либо сделал Тициан, и действительно, эти вещи -исключительные. Это заслужило самое щедрое признание и вознаграждение от герцога, с которого он написал прекрасный портрет, где изобразил его опершимся одной рукой на большую пушку31. Кроме того, он написал синьору Лауру которая впоследствии стала женой герцога; это также вещь изумительная32. И поистине велика сила дарования у тех, кого поддерживает щедрость правителей. В то время Тициан подружился с божественным Лудовико Ариосто33 который признал его отличным живописцем и прославил его в своем «Неистовом Роланде».
... То— Тициан, что дал не мене славы Кадору, чем Венеции, Урбино Другие дали...34.
Вернувшись затем в Венецию, Тициан написал для тестя Джованни да Кастель Болоньезе картину маслом на полотне, изобразив обнаженного пастуха и поселянку, предлагающую ему парную флейту, чтобы он на ней сыграл; все это — на фоне прекраснейшего пейзажа; картина эта нынче находится в Фаэнце в доме названного Джованни35. Вслед за этим Тициан исполнил для главного алтаря церкви братьев-миноритов, обычно именуемой Большим Домом, картину с изображением Богоматери, возносящейся на небо, и двенадцати апостолов, стоящих внизу и смотрящих на ее полет; однако произведение это, потому ли, что оно написано на холсте, или, может быть, потому, что плохо сохранилось, еле различимо36. В той же церкви, в капелле членов дома Пезаро, он написал Мадонну с младенцем на руках, в окружении св. Петра и св. 1еоргия и коленопреклоненных заказчиков, написанных с натуры; среди них—епископ пафосский и его брат, которые в то время только что вернулись после победы, одержанной этим епископом над турками37. В церковке св. Николая, в том же монастыре, он написал на дереве святых Николая, Франциска, Екатерину и обнаженного Себастьяна, изображенного с натуры и без всяких следов каких-либо нарочитых искусственных поисков красоты в ногах или торсе, в котором не видно ничего, кроме того, что можно наблюдать в природе, настолько, что фигура кажется отпечатком живого тела, до такой степени она телесна и индивидуальна и все же кажется прекрасной. Это же относится и к прелестной Мадонне с младенцем на руках, привлекающей взоры всех упомянутых фигур. Композиция этой картины была самим Тицианом нарисована на деревянной гравировальной доске, которую уже потом другие вырезали и отпечатали38.
После этих вещей он написал для церкви Сан Рокко картину, изображающую Христа с крестом на плече и веревкой на шее, за которую его тащит иудей; образ этот, который многие считали произведением Джорджоне, является ныне величайшей святыней Венеции и получил в подношение больше золотых, чем Тициан и Джорджоне заработали за всю свою жизнь39.
Когда затем кардинал Бембо, с которого он уже писал портрет40 и который был в то время секретарем папы Льва X, пригласил его в Рим, с тем чтобы он увидел Рим, Рафаэля из Урбино и других, Тициан так долго мешкал и откладывал это дело со дня на день, что после того, как Лев и Рафаэль в 1520 году скончались, он так и не собрался. Для церкви Санта Мария Маджоре он написал картину, изображающую св. Иоанна Крестителя в пустыне среди скал, ягненка, который кажется живым, и кусочек дальнего пейзажа с несколькими прелестнейшими деревьями над берегом реки41. Написал он с натуры портреты дожа Гримани42 и Лоредано43, которые были признаны замечательными, а вскоре затем—короля Франциска, когда он уезжал из Италии, чтобы вернуться во Францию44. В год же избрания дожа Андреа Гритти Тициан написал его портрет—редчайшая вещь— в картине, на которой изображены Богоматерь, св. Марк и св. Андрей с лицом этого дожа; эта картина является удивительнейшим произведением и находится в зале Коллегии 45. Будучи, как я уже говорил, обязанным писать эти портреты, он помимо упомянутых изобразил и всех остальных дожей, в порядке их избрания — Пьетро Ландо, Франческо Донато, Марк Антонио Тревизано и Веньеро46, пока наконец оба дожа, братья Паули47, не освободили его от обязанности ввиду его преклонного возраста.
Когда Пьетро Аретино48, знаменитейший писатель наших дней, приехал перед разгромом Рима в Венецию, он сделался ближайшим другом Тициана и Сансовино49. Это послужило Тициану на честь и на пользу, так как Аретино распространил его славу настолько же далеко, насколько обширны были пределы, в которых он властвовал своим пером, и в особенности—перед видными правителями, как об этом будет сказано в своем месте. Однако, возвращаясь к произведениям Тициана, надо сказать, что он написал алтарный образ св. Петра Мученика в церкви Сан Джованни Паоло, на котором этот святой мученик, изображенный более чем в натуральную величину среди рощи огромных деревьев, повержен на землю неистовством некоего солдата, который поразил его в голову таким образом, что святой, уже чуть живой, выражает на своем лице ужас смерти, тогда как в другом монахе, который бросился бежать по направлению к зрителю, виден испуг и страх перед смертью; в воздухе же появляются два обнаженных ангела в небесном сиянии, которое освещает прекраснейший пейзаж и всю композицию в целом; эта композиция—самая завершенная, самая прославленная, наиболее грандиозно и лучше всего задуманная и выполненная из всего того, что когда-либо было сделано Тицианом за всю его жизнь50. Увидав этс произведение, Гритти, который к Тициану, как и к Сансовино, всегда питал самьк дружеские чувства, дал ему заказ на большое изображение битвы при Кьярададде для залы Большого Совета. В этой вещи Тициан изобразил битву и ярость солдат которые сражаются, между тем как страшный дождь падает с небес. Композиция эта, вся написанная с натуры, считается лучшей и прекраснейшей из всех исторических сцен, находящихся в этой зале51. В том же дворце, у подножиэ одной из лестниц, он написал фреску с изображением Мадонны52. Когда он немного времени спустя исполнил для одного дворянина из дома Контарини картину с прекраснейшим изображением Христа, сидящего за столом с Клеопой и Лукой, заказчику показалось, что эта вещь достойна быть выставленной публично, что действительно так и есть; поэтому, исполненный горячей любви к отечеству и обществу, он подарил ее Синьории, и ее долгое время держали в покоях дожа; ныне она находится в публичном месте и может быть обозреваема каждым, а именно в Золотой гостиной, перед залом Совета Десяти, над дверью53. Приблизительно в то же время для общины Санта Мария делла Карита. написал он Богоматерь, восходящую по ступеням храма со многими лицами, исполненными с натуры54. Также и для общины Сан Фантино им написана маленькая картина на дереве, с изображением кающегося св. Иеронима, которую очень хвалили художники, но которая два года тому назад сгорела вместе со всей церковью55. Говорят, что в 1530 году, когда император Карл V был в Болонье, Тициан был вызван туда кардиналом Ипполито Медичи благодаря посредству Аретино. Там он написал прекраснейший портрет его величества в полных доспехах, который настолько понравился, что император приказал выдать ему тысячу золотых; из них наполовину пришлось отдать скульптору Альфонсо Ломбарде, который сделал модель для мраморной статуи, как об этом написано в его «Жизнеописании»56. Когда Тициан возвратился в Венецию, он обнаружил, что многие представители знати, которые стали покровительствовать Порденоне, расхваливая его произведения на потолке зала Просителей и в других местах, устроили ему заказ маленькой картины для церкви Сан Джованни Элемозинарио, с тем чтобы он таким образом состязался с Тицианом, который незадолго до того написал для той же церкви изображение св. Иоанна Милостивого в епископском облачении57. Однако сколько Порденоне ни прилагал стараний к этой работе, он не смог ни сравниться с произведением Тициана, ни хоть сколько-нибудь к нему приблизиться. А этот вслед за тем исполнил для церкви Санта Мария дельи Анджели в Мурано прекраснейшую картину на дереве с изображением Благовещения. Но так как заказчики не пожелали истратить на это пятидесяти золотых, которых требовал Тициан, он послал эту вещь, по совету Аретино, в подарок императору Карлу V, которому так бесконечно понравилось это произведение, что он подарил художнику две тысячи золотых; взамен этой картины на предназначавшееся ей место была помещена другая, кисти Порденоне58. Немного времени спустя Карл V, вернувшись в Болонью в сопровождении венгерских войск на предмет свидания с папой Климентом, пожелал снова быть написанным Тицианом, который помимо этого портрета изобразил еще, прежде чем покинуть Болонью, упомянутого выше Ипполито Медичи в венгерском одеянии, а на другой картине, меньших размеров,—его же в полных доспехах; оба портрета находятся ныне в гардеробной герцога Козимо59. В это же время Тициан написал портреты Альфонсо Давалоса маркиза дель Васто60 и Аретино61. Последний устроил его тогда на службу к Федериго Гонзага герцогу Мантуанскому и снискал его дружбу. Отправившись вслед за герцогом в его государство, Тициан написал с него портрет, который кажется живым62, и кроме того портрет кардинала, его брата63. Закончив эти две работы, он для украшения одной из комнат, расписанных Джулио Романо64, исполнил двенадцать прекрасных поясных изображений императоров, под каждым из которых впоследствии Джулио Романо написал сцену их подвигов65.
В Кадоре, на своей родине, Тициан написал картину, на которой изображены Богоматерь и епископ св. Тициан, а также сам художник, коленопреклоненный66. В тот год67, когда папа Павел III отправился в Болонью, а оттуда в Феррару, Тициан, присоединившись к его двору, написал его портрет, вещь прекраснейшую, а также повторил этот портрет для кардинала Санта Фиоре. Обе картины, за которые папа ему очень хорошо заплатил, находятся в Риме, причем одна из них—в гардеробе кардинала Фарнезе, а другая—у потомков кардинала Санта Фиоре; впоследствии с них было сделано много копий, которые разбросаны по всей Италии68. Кроме того, приблизительно в то же время он написал портрет с Франческо-Мария герцога Урбинского 69, оказавшийся изумительнейшей вещью, за которую Пьетро Аретино его и прославил в сонете, начинавшемся словами:
Рукой искусства древле Апеллес Воссоздал стать и облик Александра...70.
В гардеробной этого же герцога находятся написанные рукой Тициана две весьма изящные женские головы71, а также юная лежащая Венера, с цветами и в окружении тонких тканей, написанных с большим искусством и законченностью 72; помимо этого полуфигура Марии Магдалины с распущенными волосами—исключительная вещь73. Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидубальдо II, папы Сикста IV, папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана, императора турецкого; все это—прекраснейшие портреты, исполненные, повторяю, рукой Тициана74. В том же гардеробе помимо многих других вещей имеется портрет Ганнибала карфагенского, вырезанный на старинном корналине, а также прекраснейшая мраморная голова работы Донато75.
В 1541 году Тициан написал для братии монастыря Санто Спирито в Венеции образ для главного алтаря с изображением «Сошествия Св. Духа на апостолов», причем Бог является в виде пламени, а Св. Дух в виде голубя; так как картина эта спустя небольшое время попортилась, Тициану пришлось после долгих препирательств с братией ее переписывать. Это та самая, которая находится в настоящее время на алтаре76. В Брешии он написал в церкви Сан Назаро алтарный образ, состоящий из пяти отделений: в середине—воскресение Иисуса Христа, окруженного несколькими воинами, а по бокам—св. Назарий, Бастиан, архангел Гавриил и Богоматерь, принимающая благовестие 77. В веронском соборе он написал на дереве успение Богоматери с апостолами, стоящими на земле,— произведение, считающееся лучшей из новейших картин в этом городе78. В 1541 году он сделал портрет дона Диего ди Мендоса, который был в то время послом Карла V в Венеции, причем изобразил его во весь рост79; начиная с этой прекраснейшей фигуры, он сделал еще несколько портретов во весь рост, что впоследствии стало входить в обычай. Этим способом им написан портрет триентского кардинала в молодости80, а также портрет Аретино для Франческо Марколини; однако этот портрет был далеко не столь же прекрасен, как другой тоже его работы, который сам Аретино послал от себя в подарок герцогу Козимо Медичи81 вместе с портретом Джованни Медичи, отца герцога, причем лицо было написано с маски, снятой в Мантуе, когда тот скончался в присутствии Аретино82. Оба портрета находятся "в гардеробной герцога среди многих других отменнейших картин. Когда в том же году Вазари находился в Венеции, работая в течение тринадцати месяцев, как я уже говорил, над потолком для Джованни Корнаро и некоторыми другими вещами для общины делло Кампо, то Сансовино, который руководил постройкой церкви Сан Спирито, поручил ему эскизы к трем большим картинам, предназначенным для потолка, с тем, чтобы он их и закончил в масле; однако, так как Вазари скоро уехал, все три вещи были заказаны Тициану, который их блестяще исполнил, поскольку ему удалось с большим искусством достигнуть сокращения фигур снизу вверх. На одной из них— Авраам, приносящий в жертву Исаака, на другой—Давид, отрубающий голову Голиафу, на третьей—Авель, убиваемый Каином, своим братом83.
К тому же времени относится портрет, написанный Тицианом с самого себя на память своим детям84. Когда настал 1546 r0^) Тициан, вызванный кардиналом Фарнезе, отправился в Рим; там он встретился с Вазари, который вернулся из Неаполя и расписывал залу во дворце канцелярии кардинала. Последний поручил Тициана упомянутому Вазари, который в качестве любезного спутника водил его по всем достопримечательностям Рима. После того как Тициан отдохнул таким образом несколько дней, ему были отведены комнаты в Бельведере, с тем, чтобы он принялся за новый портрет папы Павла III во весь рост рядом с кардиналом Фарнезе и герцогом Оттавиано; он прекрасно выполнил заказ, к великому удивлению этих вельмож85. По их же уговору он написал в качестве подарка для папы полуфигуру Христа в образе «Се человек». Вещь эта, потому ли, что она проиграла от соседства произведений Микеланджело, Рафаэля, Полидоро и других, или по какой-либо иной причине, но она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько совершенной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты86. Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя87, и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. Когда же они от него ушли, то, беседуя об его искусстве, Буонарроти его очень хвалил, говоря, что ему весьма нравятся его манера и колорит, однако жалел, что в Венеции с самого же начала не учат хорошо рисовать и что тамошние художники не имеют хороших приемов работы. Ибо, говорил он, если бы искусство и рисунок так же помогали этому человеку, как ему помогает природа, в особенности и больше всего в подражании живому, то лучшего и большего нельзя было бы себе представить, имея в виду его прекраснейшее дарование и его изящнейшую и живую манеру. С этим действительно нельзя не согласиться, ибо тот, кто много не рисовал и не изучал избранные античные и современные образцы, не сможет успешно работать сам по себе и исправлять i что он изображает с натуры, придавая этому ту прелесть и то совершенсп которые даруются искусством помимо порядка вещей в природе, создающ обычно некоторые части некрасивыми.
Когда, наконец, Тициан покинул Рим, получив множество подарков от этих вельмож, в особенности же церковную бенефицию с хорошим доходом для сына своего Помпонио, он отправился в обратный путь, в Венецию, после того к другой его сын, Орацио, написал прекрасный портрет с мессера Баттис Чечилиано, отличнейшего скрипача, и несколько других портретов для герцо Гвидубальдо Урбинского. Оказавшись во Флоренции и увидав достопримечательности этого города, он был поражен ими не менее, чем тем, что видел в Рме. Помимо этого он посетил герцога Козимо, находившегося в Поджо а Кайав предлагая ему написать с него портрет; однако его светлость не очень это желал, может быть, чтобы не обидеть стольких заслуженных художников в своем городе и в своих владениях. Вернувшись, наконец, в Венецию, Тициан закончил для маркиза дель Васто так называемое «Обращение» этого полководца к своим солдатам88. Затем он написал портреты Карла V89, короля католического и многие другие. Окончив эти работы, он исполнил для церкви Санта Mapии Нуова в Венеции, на маленькой доске «Благовещение»90, а затем, пользуя помощью своих учеников,— «Тайную вечерю»92 в трапезной церкви Сан Джова ни Паоло; далее, в церкви Сан Сальвадоре—алтарный образ с Преображена на горе Фавор93, а для другого алтаря этой же церкви — «Благовещение»94. Эти последние вещи, хотя в них и много хорошего, не особенно ценимы им самим и необладают тем совершенством, которым отличаются другие его картины. Так как произведений Тициана—бесчисленное множество, в особенности портретов, почти немыслимо все упомянуть. Поэтому я буду называть лишь наиболее выдающиеся, не придерживаясь, однако, порядка их возникновения, ибо не так уж важно знать, что было раньше и что позже. Как уже было сказано, он несколько раз писал Карла V; наконец, он был для этой цели вызван ко двору, где и изобразил его таким, каким он был в эти почти все последние годы его жизни. Искусство Тициана настолько пришлось по душе этому непобедимейшему императору, что он после первого же портрета не пожелал больше быть изображе ным каким-либо другим художником; и каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Он был произведен в рыцари его величестве с пенсией в двести золотых, выплачиваемых ему неаполитанским казначейство Когда же он подобным образом написал портрет Филиппа, короля испанског сына Карла95, то и от него получил он двести золотых пожизненной пеней Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венецианского правительства с Немецкого подворья,—он имеет, не утруждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно. Портреты Карла и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Он написал также портрет Фердинанда, короля римского, впосле, ствии императора, и его обоих сыновей Максимилиана, ныне императора, и его брата96. Написал он и королеву Марию, а равно и императора Карла герцога Саксонского, когда тот был в заточении97. Однако что за потеря времени все это перечислять. Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы которые не были бы изображены Тицианом, живописцем по этой части действительно отличнейшим. Таковы портреты короля французского Франциска I, о котором я уже говорил, Франческо Сфорца, герцога Миланского, маркиза Пескара, Антонио да Лева, Массимилиано Стампа, Джованбаттиста Кастальдо и бесконечного количества других знатных лиц98. Наряду с этим он исполнил множество других произведений, помимо уже упомянутых. В Венеции по приказанию Карла V он написал большой алтарный образ Троицы: Бог-отец на троне, Богоматерь с младенцем, а над ними голубь; весь фон в огне божественной любви а пылающие херувимы венчают Бога-отца; с одной стороны—Карл V, с другой—императрица, и тот и другая, облаченные в саваны, сложив руки и молясь в окружении многих святых; все это, согласно заказу цезаря, который, находясь до того времени на вершине своей победной славы, начал обнаруживать стремление удалиться, как он это впоследствии и сделал, от мирской суеты, с тем чтобы умереть истинным христианином, богобоязненным и пекущимся о собственном спасении. Император говорил Тициану, что он хотел поместить эту картину в том монастыре, где он впоследствии окончит свой жизненный путь, и так как эта вещь исключительна по своей ценности, то и ожидается, что скоро с нее должна быть выпущена гравюра99. Далее, для королевы Марии он написал Прометея, прикованного к горе Кавказ и терзаемого Зевсовым орлом; Сизифа в аду, катящего скалу, и Тития, пожираемого коршуном; все эти вещи, кроме Прометея, получила ее величество вместе с Танталом тех же размеров, то есть в натуральную величину, исполненным маслом на холсте'°°. Кроме того, он написал удивительнейших Венеру с Адонисом: она лишилась чувств, а юноша изображен в то мгновение, когда хочет от нее оторваться; вокруг него — несколько собак, написанных с большой правдивостью101. На доске того же размера он изобразил Андромеду, прикованную к скале, и Персея, который ее освобождает от морского чудовища 102; трудно представить себе более восхитительную вещь; такова, впрочем, и Диана, которая, стоя в ручье со своими нимфами, обращает Актеона в оленя '°3. Кроме того, он написал еще Европу, переплывающую море на быке '°4. Картины эти находятся у короля католического и очень высоко ценятся за ту живость, которую Тициан придал фигурам при помощи колорита, сделав их как бы живыми и совсем естественными. Правда, техника, которой он придерживается в этих последних вещах, значительно отличается от его юношеской техники, ибо его ранние вещи исполнены с особой тонкостью и невероятным старанием и могут быть рассматриваемы вблизи, равно как и издали; последние же написаны мазками, набросаны широкой манерой и пятнами, так что вблизи смотреть на них нельзя и лишь издали они кажутся законченными. Манера эта явилась причиной тому, что многие, желая ей подражать и показать свое умение, писали нескладные вещи; а произошло это от того, что хотя многим и кажется, что картины Тициана исполнены без всякого труда, на самом же деле это не так, и они ошибаются, ибо можно разглядеть, что вещи его не раз переписаны и что труд его не мненен. Этот способ работы разумен, красив и поразителен, так как карти благодаря тому, что скрыты следы труда, кажется живой и исполненной с большим искусством.
Наконец Тициан написал еще следующие вещи: картину вышиной в три локт и шириной в четыре с изображением младенца Христа на коленях у Богоматери, принимающего поклонение волхвов, с большим количеством других фигур, размером в локоть каждая; с этой прекрасной вещи он сам сделал копию, которую подарил кардиналу феррарскому-старшему105; другая прекраснейшая картина дереве, на которой изображено поругание Христа иудеями, была помещен в одной из капелл Санта Мария делле Грацие в Милане106. Для королевы португальской он сделал на холсте «Бичевание Христа», привязанного иудеями к столбу, с фигурами немного меньше натуральной величины 107; для церкви ( Доменико в Анконе в качестве алтарного образа—распятие с превосходнейпп фигурами Богоматери, св. Иоанна и св. Доминика у подножия, причем эта Bi исполнена в той последней мазковой его манере, о которой я только что говорил108; его же кисти в церкви крестоносцев в Венеции алтарный образ капеллы св. Лаврентия с изображением мученичества этого святого среди большого здания, наполненного людьми, причем посередине, в сильном ракурсе фигура святого, лежащего на жаровне, под которой разведен большой огонь, кругом несколько людей, его раздувающих, а так как сцена происходит ночью двое слуг держат в руках факелы, освещающие те места, куда не проник отсветы пламени костра, густого и очень яркого, разведенного под жаровенй помимо этого он еще ввел сияние, которое, прорываясь из неба сквозь тучи побеждает свет костра и факелов, изливаясь на святого и другие главные фигуры и, наконец, кроме означенных трех источников света, фигуры, стоящие на зад плане около окон здания, освещены находящимися поблизости светильник и свечами; в общем все исполнено с большим искусством, находчивостью и вкусом109. В церкви Сан Себастьяно им же для алтаря св. Николая исполнена маленькая картина на дереве с изображением св. Николая, который, словно живой, сидит на каменном троне, а ангел держит его митру; эта вещь была ему заказана Никколо Крассо110, адвокатом.
Затем для короля католического он написал поколенную фигуру св. Ма Магдалины с распущенными волосами, так что волосы рассыпаны у нее плечам, вокруг шеи и на груди, а она подняла голову и устремила взоры на небо; воспаленные веки обнаруживают ее страдания, а слезы—сокрушение о грехах поэтому эта картина бесконечно трогает всякого, кто ее созерцает, и более т хотя она и прекрасна, она возбуждает не сладострастие, а сострадание. Картина эта, после того как была окончена, так понравилась некоему Сильвио...венецианскому дворянину, что он взамен ее дал Тициану сто золотых, свительствуя этим о своем величайшем восхищении этой вещью; поэтому Тициану пришлось написать другую, не менее прекрасную, чтобы послать ее королю католическому 111.
Имеются также портреты с натуры, написанные Тицианом с одного венецианского гражданина, его большого друга по имени Синистри112, и с другого, некоего Паоло да Понте 113; кроме того, он изобразил еще дочку последнего, очень красивую девушку Джулию да Понте, которая была его кумой 114; также синьору Ирену, прекраснейшую девушку, занимавшуюся литературой и музыкой и умевшую рисовать; она умерла лет семь тому назад и была прославлена пером почти что всех писателей Италии 115. Далее, он написал портрет доброй памяти Фран-ческо Филетто, оратора; на этой же картине изображен перед ним его сын, который кажется живым 116; портрет этот находится в доме Маттео Джустиниани, любителя этих искусств, заказавшего свой портрет живописцу Якопо Бассано117, и вещь эта очень хороша. Много других произведений того же Бассано рассеяны по всей Венеции и ценятся высоко, особенно маленькие его вещи с изображением всяких зверей. Из портретов Тициана следует еще упомянуть кардинала Бембо, которого он написал второй раз после его назначения кардиналом118; Фракасто-ро 119; кардинала Аккольти из Равенны, находящийся в гардеробной герцога Козимо120. Ay нашего скульптора Данезе, в его доме в Венеции, есть портрет его кисти, изображающий дворянина из дома Дельфини 121. Далее, можно видеть его же работы портреты Никколо Дзоно 122, шестнадцатилетней Россы, жены султана 123, и Камерии, ее дочери, в прекраснейших одеждах и украшениях124. В доме Франческо Сонико, адвоката и кума Тициана, находится его портрет, написанный Тицианом 125, а также большая картина с изображением Мадонны, которая по пути в Египет, видимо, сошла с осла и села на придорожный камень в окружении св. Иосифа и св. Иоанна, предлагающего младенцу Христу цветы, сорванные рукою ангела с дерева, которое стоит в роще, полной всяких зверей; вдали пасется осел. Эта очаровательная картина помещена Франческо Сонико в свой дворец, который он выстроил себе в Падуе, около церкви Санта Джусти-на 126. В доме одного дворянина из семьи Пизано около Сан Марко находится написанный Тицианом портрет знатной дамы—вещь поразительная127. Написав для флорентийца Джованни делла Каза, человека славного в наше время своей знатностью и своими знаниями, превосходнейший портрет той дамы, которую любил заказчик во время пребывания в Венеции, Тициан заслужил от него прекраснейший сонет, начинающийся словами:
Так: вижу, Тициан, в обличье новом Я идол свой, поднявший дивный взор...
и так далее 128.
Наконец, этот отличнейший художник послал королю католическому «Тайную вечерю», написанную на холсте длиною в семь локтей,—произведение исключительной красоты 129. Помимо всех упомянутых вещей и многих других, меньшего значения, созданных этим человеком, которые я для краткости опускаю, у него в доме находятся нижеследующие произведения, только начатые и набросанные: мучение св. Себастьяна, подобное уже упомянутому, которое он намеревается послать королю католическому130; большой холст для Джованни Данна с распятием, разбойниками и воинами у подножия креста131; картина, начатая для дожа 1римани, отца патриарха аквилейского 132; для залы большого дворца в Брешии три больших начатых холста, которые должны быть включены в орнамент потолка 13Э, как уже было упомянуто в связи с Кристофано 134 и его братом, брешианскими живописцами. Точно так же несколько лет тому назад он начал для феррарского герцога Альфонсо I обнаженную юную женщину, которая склоняется к Минерве, рядом с другой фигурой, а вдали—море и Нептун на своей колеснице; однако за смертью этого властителя, для которого он писал эту вещь согласно его заказу, картина осталась неоконченной на руках у Тициана135. Далее, он значительно продвинул, но не закончил картину, на которой Христос является Марии Магдалине в саду в образе садовника136; фигуры написаны в натуральную величину точно так же, как на другой картине такого же размера, где изображено положение во гроб в присутствии Богоматери и других Марий 137: и еще картина с изображением Мадонны — одна из лучших вещей, находящихся в его доме 138, а также, как уже сказано, прекрасный и очень похожий автопортрет, законченный года четыре тому назад139, и, наконец, полуфигура читающего св. Павла, которая действительно кажется исполненной Святого Духа140.
Все это, говорю я, и многое другое, о чем я умалчиваю, дабы не утомлять читателя, было создано Тицианом до того, как он достиг возраста приблизительно семидесяти пяти лет. Более чем кто-либо из равных ему Тициан пользовалось исключительным здоровьем и удачами, он от неба ничего не получал, кроме счастья и благополучия. Не было такого правителя, ученого или знатного лица который, побывав или поживши в Венеции, не посетил бы его дома, ибо он помимо своего исключительного художественного дарования, был oбaятeльным человеком, вежливым и изысканным в обращении и манерах. Он имел в Венецш целый ряд соперников, однако не очень значительных, так что он легко побеждал их силой своего искусства и своим умением приобретать и сохранять расположе ние знатных особ. Зарабатывал он много, так как ему очень хорошо платили за его вещи, однако было бы лучше, если бы он в эти последние годы работал не иначе как для собственного развлечения, чтобы не лишиться благодаря худшим вещам той репутации, которую он приобрел себе в лучшие годы, когда талант ел еще не был на склоне и еще не тяготел к несовершенному. Когда Вазари, автора настоящей истории, был в Венеции в 1566 году, он посетил Тициана, как своег лучшего друга, и нашел его, несмотря на его большую старость, за работой с кистями в руках; он получил большое удовольствие от его произведений и о беседы с ним. Тициан познакомил его со своим другом Джан Мария Вердецотти венецианским дворянином, благородным юношей, очень вдумчивым рисовальщи ком и живописцем, как он это и обнаружил в целом ряде прекраснейши пейзажей, им исполненных. Вердецотти получил от Тициана, которого он люби и почитает как отца, две фигуры в нишах—Аполлона и Диану, написанны маслом 141.
Итак, Тициан, украсивший своими прекрасными картинами Венеции мало того—всю Италию и другие страны, заслуживает любовь и внимание художников, и, действительно, ему во многом подражают и им восхищаются как мастером, создавшим и все еще создающим произведения, которые достойны бесконечной похвалы и которые столь же бессмертны, как и память о великих людях. Однако, хотя многие и учились у Тициана, число тех которые по праву могли бы называться его учениками, очень невелико, ибо он не столько сам учил, сколько каждый в большей или меньшей степени учился у него в зависимости от того, что умел почерпнуть ич его произведений142.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В действительности Тициан родился в 1477 г. от Грегорио Вечелли и Луччи, венецианской гражданки.
2 Антонио Вечелли.
3 Джованни Беллини (1430—1516), крупнейший венецианский живописец, завершитель стиля XV века, во многом уже выразитель новых классических тенденций. Пребывание Тициана в его мастерской документально ничем не доказывается, хотя и очень вероятно. Другой источник (Дольче) называет в качестве первого учителя Тициана мозаичиста Себастьяно Дзуккато, от которого он якобы перешел к Джентиле Беллини, а от него уже к Джованни.
4 О Джорджоне см. его биографию и примечания к ней. Ранние вещи Тициана настолько близки Джорджоне, что многие произведения до сих пор поочередно приписываются то одному из них, то другому.
5 Якопо Пальма Старший (1480—1558), венецианский живописец того же круга.
6 Джованни Антонио Сакки да Порденоне (1483—1539) исследователь Джорджоне и раннего стиля Тициана.
7 Согласно хронологии Вазари, в 1498 г., что неправдоподобно, если, как утверждает Вазари, Джорджоне выдвинулся лишь в 1507 г.
8 Не сохранился.
9 Работа Джорджоне и Тициана над этим фасадом была закончена в 1508 г. От фресок не сохранилось ничего. Уже в XVII веке они были почти не видны. Судить можно о них только по описанию и по грубым гравюрам XVIII века. Характерно отрицательное суждение Вазари в его биографии Джорджоне.
10 По всей вероятности, Вазари имеет в виду большое полотно, хранящееся ныне в Эрмитаже.
11 Не сохранилось.
12 Вазари, по-видимому, говорит о большой картине, изображающей Христа перед Пилатом в образе Аретино, действительно происходящей из семьи Данна, но подписанной 1543 г- О^ находится в Вене.
13 Не сохранилась.
14 Датировка Вазари ошибочна: вещь эта, и поныне находящаяся в церкви св. Марцилиана (или Марциала) в Венеции, несомненно, по стилю своему относится к концу зо-х гг.
15 Если, как гласит другой источник (Ридольфи), гравюра эта воспроизводит фрески Тициана в его падуанском доме, то она относится в к 1508, а к 1511 г., когда Тициан был в Падуе.
16 О Себастьяно дель Пьомбо см. XV, а и XX, 8о.
17 Рафаэль.
18 Микеланджело.
19 Фреска не сохранилась. Тициан был сна чала в Падуе и потом в Виченце.
20 Не сохранилось.
21 Три фрески: 1) Чудо говорящего младенце 2) Ревнивый муж убивает жену, 3) Исцелени юноши (остальные сцены не Тициана), написав ные Тицианом, сохранились до сих пор, а такж фрески в Scuola delle Carmine в том же город с изображением Иоакима и Анны, не упоминаемые Вазари. Вещи эти относятся к 1511 г.
22 Вещь эта ныне находится в церкви S.Maria della Salute. Если верить Вазари, картина относится к 1512 г.; некоторые датируют ее раньше.
23 Сгорело в 1577 г Согласно другому источнику (Ридольфи), Тициан закончил картину Джорджоне, а не Беллини.
24 Sensale означает посредник, подрядчик. Должность, так сказать, «придворного живописца» была пожизненной, но могла быть отчуждаемой в случае неисполнения обязанностей. Цифры, указываемые Вазари, ошибочны и преувеличены. Содержа живописца, дож в свою очередь был обязан оставить республике: 1) свой портрет 2) картину, на которой он изображен на коленях перед Мадонной, 3) свой герб. Тициан получил эту должность в 1516 г. после смерти Беллини,который занимал ее до него.
25 Доссо Досси (1479—1542)—феррарский живописец, близкий к Джорджоне и молодому Тициану. Упомянутые здесь вещи не сохранились.
26 Картина эта, написанная Дюрером в Венеции в 1506 г. и изображающая венчание Богоматери (Das Rosenkranzfest), попала в конце XVI в., Прагу, где и находится в наше время. Церковь Сан Бартоломео в Венеции была местом погребения немецкой колонии этого города.
27 Ныне в замке Ainwick (Алник) в Шотландии.
28 Написна в 1519 г. Находится в музее Прадо в Мадриде.
29 Написана в 1518 г. Упоминаемая Вазари фигура амура на предыдущей картине.
30 Знаменитейшая и всюду воспроизводимая вещь находится в Дрездене и относится к 1514— 1515 гг. Девизом на монетах Феррарского герцогства значилось: «Богу—богово, кесарю—кесарево».
31 Портрет этот, подаренный Карлу V, не сохранился, повторение (или копия?), относящееся к 1537 (через три года после смерти герцога), находится во Флоренции в галерее Питти.
32 Ни одного достоверного портрета Лауры Дианти не сохранилось. Некоторые предполагают, что таковой является женщина с мужчиной и зеркалом в Лувре. Женщина с негритенком в берлинском частном собрании является, может быть, копией с такого портрета.
33 О Людовико Ариосто см. XIII, 52. Известно, что Тициан писал с него портрет, до нас недошедший, но послуживший оригиналом для гравюры на дереве, приложенной к феррарскому изданию Orlando Furioso 1534 г- (воспроизведен в книге Hauvette, L'Arioste. 1927)- Неправильно за изображение Ариосто выдается портрет мужчины в лондонской Национальной галерее.
34 ...Е Tiyam chc onora
Nun men Coder, che quei Vwey.a e Urbino...
35 Находится ныне в Лондоне в галерее Бри-джуотер и носит название «Три возраста». Вазари действительно не упоминает старика на заднем плане и младенцев на переднем плане справа.
36 Эта знаменитая картина находится на месте, в церкви «фрари» (Santa Maria dei Frari). Она написана в 1518 г. на дереве; Вазари таким образом ошибается, говоря, что она исполнена на холсте.
37 На том же месте, в церкви S. Maria dei Frari, написана в 1526 г.
38 Написана в 1523 г. Ныне в Риме в ватиканской Пинакотеке. Верхний полукруглый край был обрезан, чтобы по формату картина соответствовала «Преображению» Рафаэля.
39 На том же месте. Эта сильно попорченная вещь приписывается самим Вазари Джорджоне в биографии Джорджоне и в первом издании биографии Тициана. Большинство современных критиков склоняются к имени Джорджоне. Сохранился рисунок Ван Дейка, воспроизводящий центральные фигуры, с надписью: Джорджам. Ср. биографию Джорджоне.
40 Этот первый портрет, написанный Тицианом со знаменитого гуманиста и мецената кардинала Пьетро Бембо, до нас не дошел (см. примеч. и 8). Упомянутое Вазари приглашение последовало в 15131'- Тициана отговорили венецианские гуманисты, которые не хотели упустить такого художника.
41 Ныне в Академии. Относится к концу 40-х гг.
42 Антонио Гримани был дожем в 1521 — 1523 гг. Видимо, Тициан несколько раз писал его портрет. До нас дошло з экземпляра, которые все сильно попорчены, так что трудно определить степень их подлинности, а также который из них был официальным портретом, написанным для Большого зала. Портреты эти находились в частных собраниях в Падуе (Джустиниани), в Вене (Роэенберг) и в Венеции (Морозини-Геттерсберг).
43 Леонардо Лоредано был дожем с 1499 п0 1521 г. Портрет до нас не дошел, и не сохранилось о нем никаких документальных данных.
44 Из двух сохранившихся экземпляров в Падуе (собр. Джустиниани) и в Париже (Лувр) второй—лучший и наиболее известный. Тициан писал короля в 1538—1539 гг-
45 Об Андреа Гритти см. XX, 49- Картина, о которой говорит Вазари, погибла в пожаре 1577 г- Портрет Гритти сохранился, однако в нескольких экземплярах, приписываемых с разной степенью вероятности Тициану. Два из них в частных собраниях в Венеции и Падуе, третий в собрании Чернин в Вене и четвертый в Эрмитаже.
46 Пьетро Ландог был дожем с 1539 г. Франческо Донато— с 1546 г' Марк Антонио Тревизани—с 1553 г. Франческо Веньер—с 1554 г. Все эти портреты погибли в пожаре 1577 г. Повторение портрета Тревизано имеется в частном собрании в Вене.
47 Не Паули, а Приули. Дожи Лоренцо Приули (с 1526) и Джироламо Приули (с 1559) заказывали свои портреты Тинторетто.
48 Пьетро Аретино (1492—1557) - знаменитый сатирик, публицист и критик.
49 Якопо Татти-Сансовино (1486—1570)— архитектор и скульптор, самый яркий представитель Высокого Возрождения в венецианской архитектуре. Тициан, Аретино и Сансовино были связаны дружбой и составляли тесный «кружок» (Cenacolo), имевший большое влияние в делах искусства.
50 Написано в 1528—1530 гг. на конкурс, устроенный между Порденоне, Пальмой и Тицианом, из которого последний вышел победителем. Оригинал сгорел в 1867 г. На месте, в церкви Сан Джованни Паоло, находится старая копия.
51 Заказ был исполнен в 1537 г. Картина сгорела в 1577 г. Сохранились: 1) уменьшенная, хорошая копия во Флоренции в Уффици, 2) гравюра Джулио Фонтана, сделанная с оригинала, 3) рисунок Рубенса с рисунка или с эскиза Тициана (Вена, Альбертина). Картина эта изображала битву при Кадоре, в которой венецианцы одержали победу над императорскими войсками. Вазари по ошибке (может быть, повторяя венецианскую шутку) говорит о битве при Кья-рададде, в которой венецианцы потерпели поражение. Тициан написал битву на фоне реального пейзажа своей родины Кадоре, что, может быть, и заставило Вазари говорить о том, что вещь написана с натуры.
52 Погибло в пожаре 1577 г.
53 Прекрасная вещь в Лувре (Христос в Эммаусе) является, по-видимому, повторением упоминаемой Вазари, но пропавшей картины. Правда, стилистически она вернее всего относится к 50-м гг.
54 1538—1540 Находится на месте—в Академии, которая как раз занимает бывшее помещение общины.
55 О том, как Тициан трактовал эту тему, можно судить по трем его вещам: 1) в Милане, 2) в Лувре, 3) в Турине.
56 Портрет этот был поясным. Он был еще известен в середине XIX века, но пропал бесследно. Карл V первый раз позировал Тициану не в 1530 г-; как говорит Вазари, а в 1533 г. К этому времени относится портрет во весь рост с собакой, находящийся в Мадриде.
57 1533 г- На месте.
58 Эта вещь, написанная в 1537 г. и подаренная не Карлу V, а императрице Изабелле, погибла в Испании. Сохранилась гравюра Коральо.
59 Первый: Флоренция, галерея Питти, второй не сохранился.
60 Вазари, по-видимому, имеет в виду аллегорический портрет полководца Альфонсо д'Авалоса маркиза дель Васто, изображенного Тицианом перед его отбытием в турецкий поход. Аллегория изображает прощание его с женой. Но лицо, там изображенное, не похоже на подлинный, Тицианов же, портрет маркиза, находящийся в Мадриде (см. примеч. 88). Сохранились три экземпляра: лучший—в Лувре и два других—в Вене.
61 Этот первый портрет Аретино не сохранился (см. примеч. 8i).
62 Предположительно—портрет мужчины с собачкой в Мадриде.
63 Не сохранился.
64 Джулио Романо (1492—1546)1 ученик Рафаэля, плодовитый и виртуозный декоратор, расписавший загородный герцогский дворе (palazzo del Те), в Мантуе, о котором здес и идет речь.
65 Работа относится к 1547 г. Оригиналы пропали. Сохранились частично копии работ; Кампи и Агостино Карраччи, а также гравюр Заделера.
66 Картина эта, относящаяся, вероятны к 1559 г. находится на месте в кадорской церкви но это едва ли собственноручная работа Tициана.
67 1543 г.
68 Первый пропал, второй ныне в Неаполе. Из многочисленных реплик можно упомянуть одну—в Эрмитаже и другую—в Неаполе.
69 Портрет Франческо Мария делла Ровере герцога Урбинского, а также портрет его cynpуги Элеоноры Гонзага написаны в 1537 г. и находятся во Флоренции в Уффици.
70 Se il chiaro Apelle con la man dell'arte Rassempio f Allessandro il colto e il petto...
71 Сохранился ряд женских портретов Тициана, относящихся к этому времени и несомненно напоминающих черты Элеоноры Гонзага (см. примеч. 69). Из них наиболее известны знаменитая «Красавица» («La Bella») во Флоренции в галерее Питти и также «Красавица» в Вене и в Эрмитаже. Возможно, что Вазари имел в виду эти вещи.
72 Знаменитая лежащая «Венера» в Уффици во Флоренции. Черты лица опять-таки напоминают герцогиню Урбинскую (см. примеч. 69).
73 30-е гг. Флоренция, галерея Питти. Позднейший вариант, относящийся к 60-м гг., находится в Эрмитаже (см. примеч. 111).
74 Упоминаемые здесь портреты до нас не дошли. О портретах Карла V, Франциска I и папы Павла III см. соответствующие примечания.
75 Вещи не опознанные. Донато, т. е. Донателло (1386—1466), флорентийский скульптор (см. его «Жизнеописание»).
76 Ныне в Санта Мария делла Салюте, куда эта картина (так же как з плафонных картины с изображением Авраама и Исаака, Каина и Авеля, Давида и Голиафа) была перенесена после разрушения церкви Сан Спирито. Все четыре вещи были заказаны в 1541 г-, но по стилю «Сошествие Св. Духа»—значительно более поздняя вещь; может быть бо-х гг., см. примеч. 83.
77 На месте. 1522 г.
78 На месте. Начало 40-х гг.
79 По всей вероятности, Тициан писал портрет посла в 1540 г. Предположительно Вазари говорит о портрете, ныне находящемся во Флоренции в галерее Питти.
80 В собрании Сальвадоре в Триенте (1548).
31 Флоренция, галерея Питти, 1545. Портрет, написанный для Марколини, друга Аретино и издателя всех его сочинений, пропал.
82 Этот посмертный портрет написан в 1540 г. Тициан пользовался маской, снятой с покойника рукой Джулио Романо. Джованни Медичи делле Банде Нере (Предводитель Черных отрядов), знаменитый кондотьер, отец герцога Козимо, умер от раны в 1526 г. Аретино был его личным секретарем (Флоренция, Уффици).
83 Ныне в Санта Мария делла Салюте. 1543—1544 (см- примеч. 76).
84 Из автопортретов Тициана наиболее известны и достоверны два—50-х гг. в Берлине и во Флоренции в Уффици—и один—90-х. гг.—в Мадриде.
85 Ныне в Неаполе. К этому же времени относятся два портрета кардинала Алессандро Фарнезе, сына папы Павла III, в Неаполе и в Риме в галерее Корсини.
86 До нас не дошла.
87 Неаполь, 1545. Позднее, в 50-х гг., Тициан вернулся к этой теме по заказу Филиппа П. Сохранилось несколько вариантов, из которых лучший в Мадриде и два других в Вене и в Эрмитаже.
88 Мадрид, Прадо. Тициан закончил картину в 1541 г., а не после своего возвращения из Рима, как пишет Вазари. Картина сильно попорчена и реставрирована.
89 См. примеч. 95.
90 Короля католического—Филиппа II, короля испанского. Из многих вариантов три лучших, относящихся к началу 50-х гг.: 1) в Мюнхене, собр. Ленбах, 2) в Мадриде, 3) в Неаполе.
91 Может быть, Вазари имеет в виду «Благовещение», находящееся ныне в церкви Сан Рокко и относящееся к 40-м гг. Вещь, однако, написана на холсте.
92 Сгорела в 1867 г.
93, 94 Обе вещи на месте, но относятся к 90-м гг. «Благовещение» подписано Titianus fecit fecit; два раза повторяя слово «написал», Тициан как будто отвечает на отрицательную критику и этим, может быть, опровергает рассказ Вазари о том, что он сам считал эти вещи неудачными.
95 В 1548 г. Тициан был в Аугсбурге при дворе Карла V, с которого он писал портреты. До нас дошли два экземпляра: конный портрет в Мадриде, в ознаменование победы императора при Мюльберге, и портрет императора, сидящего в кресле, в Мюнхене.
95а См. примеч. 90.
96 Эти вещи до нас не дошли, если не считать портрета Фердинанда в частном собрании (Бар-бариго) в Падуе, который сильно попорчен.
97 Портрет пленного курфюрста Иоганна Фридриха Саксонского написан в Аугсбурге в 1545 г- (см- примеч. 95) и находится ныне в Вене. Портрет королевы Марии пропал.
98 Упоминаемые здесь портреты не опознаны.
99 Вещь эту, законченную в 1545 r-! император перевез с собой в монастырь св. Юста и, действительно, как говорят, держал ее перед глазами до самого момента своей кончины. Обычно картина эта называется «Торжеством св. Троицы», Карл V называл ее «Страшным судом». Она находится в Мадриде в Прадо. Известна гравюра Корто 1566 г.
100 1549 г- Сохранились только сильно попорченные «Прометей» и «Сизиф» в Мадриде, которые, по мнению некоторых, не оригиналы, а копии, сделанные испанцем Коёлло.
101 1544 г- по заказу Филиппа IV. Мадрид, Прадо. Существует несколько повторений, из которых лучшее в Лондоне.
102 1550-е гг. Лондон, собр. Уоллес.
103 1559 г- Тоже по заказу Филиппа. Лондон, собр. Бриджуотер.
104 1560 г. Ныне в Бостонском музее.
105 1560 г. Мадрид. Реплика в Лондоне.
106 1558 г. Париж. Лувр. Более поздний вариант 70-х гг. в Мюнхене.
107 До нас не дошла.
108 1561 г. Ныне в анконском музее.
109 1560-e гг. На месте.
110 1563 г. На месте.
111 Сохранилось несколько реплик этого второго (1561) варианта Магдалины (см. примеч. 73), лучший—в Эрмитаже, остальные—в Неаполе и в частных собраниях в Англии.
112—114 Не сохранились.
115 Ирена Шпилимберг, умершая двадцати лет в 1559г-' была знаменита своей красотой и талантами. Тициан написал портрет после ее смерти, а также сестры ее Эмилии. Обе вещи находятся в Маниаго.
116 Не сохранился.
117 Якопо да Понте Бассано (1510—1592); очень плодовитый художник, применявший приемы больших венецианских мастеров к изображению сельских жанровых сцен и животных.
118 Предположительно портрет 1540 г. в Риме во дворце Барберини.
119—124 Не сохранились.
125 Предположительно картина 15бо-х гг. в Мадриде.
12б, 127. Не сохранились.
128 Ben ceggo, Тгглапо informs move
L'idolo mio, che i belli occhi apre e giro...
129 1564 г. Мадрид, трапезная Эскориал; Вещь сильно пострадала; не говоря о реставрации, она по прибытии в Испанию была обрезан; так как не умещалась на предназначенном е месте.
130 Вазари посетил Тициана в 1566 В 1567 г. картина была действительно послан в Испанию и по сию пору находится в Эск< риале.
131 Не сохранились.
132 Может быть, большая картина, на которой Гримани склонил колено перед аллегорической фигурой Веры. Вещь эта, начатая в 1555 г. почему-то оставалась в мастерской художника до его смерти и была закончена учениками. Ныне во Дворце дожей в Венеции.
133 Три картины аллегорического характера. (судя по гравюре Корта с одной из них, на которой был изображен Вулкан с кузнецами, были отправлены в 1568 г. в Брешию, где oни сгорели в 1575 г.
134 Художник, упоминаемый автором в би графии Гарофало.
135 Судя по описанию Вазари, это композиция 15бо-х гг., сохранившаяся в двух вариантах, неоконченная в Риме, во дворце Дориа, и в Мариде под названием «Испания приходит на помощь вере».
136 Не сохранилась.
137 Это, вероятно, картина, написань в 1559 г. посланная испанскому королю венецианским правительством в 1572 г. и ныне находящаяся в Мадриде. Ср. также свободную республику в Вене.
138 Не сохранилась.
139 Судя по датировке, Вазари, может бы видел автопортрет, находящийся в Мадриде ( примеч. 81).
140,141. Не сохранились.
142 Тициан умер 27 августа 1576 г. от чумы. Он похоронен в церкви Фрари. Последнее произведение—«Снятие со креста» в Венецианской академии—написано в год его смерти и кончено Пальмой Младшим.
Заключительная часть биографии Тициана в настоящем издании опускается, поскольку посвящена другим художникам и никаких больше сведений о Тициане не содержит.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.starat.narod.ru/