Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
Инженерно- экономический институт
Кафедра ПЕДАГОГИКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Специальность НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППА 3.2 П спб
Контрольная работа
По теме: Характеристика личностей Конфуция, Макаренко и Пирогова с позиции их пригодности к педагогической деятельности
Студент
Ермошина Лилия Асхатовна
Руководитель
Боровкова Т.И.
Владивосток 2011
Содержание
Введение
1. Конфуций - первый крупный педагог Китая
2. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова
3. А.С. Макаренко — педагог-новатор
Вывод
Список литературы
Введение
В соответствие со структурой профессиональной педагогической деятельности выделены педагогические способности и умения личности педагога: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные, коммуникативные.
Эффективность решения профессиональных задач непосредственно зависит от личности профессионала, в нашем случае педагога. В разные времена представители разных сфер деятельности, проявляя в полной мере качества педагога, смогли успешно решать задачи в области обучения и воспитания подрастающего поколения.
Цель данной работы – на примере трех известных личностей показать их с позиции пригодности к педагогической деятельности, наличия педагогических умений и способности решения профессиональных задач. Для поставленной цели мною будут рассмотрены следующие деятели:
Конфуций;
Н.И. Пирогов;
А.С. Макаренко.
1. Конфуций - первый крупный педагог Китая
Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.
Благодаря Конфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальная страна — хранительница древней культуры. По словам известного китаеведа В.М. Алексеева (1881-1951), "конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурное сознание... Культура каждого народа индивидуальна... Для китайской культуры характерен культ письменного слова... Китайская литература... — это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идеей древнейшей абсолютной правды... Книга есть нечто неприкосновенное, священное..."
Тезис Конфуция: "Нет ничего лучшего, чем следовать древним" — можно рассматривать как вечный девиз воспитания по китайскому образцу.
Конфуций не занимался специально разработкой общих вопросов бытия и не задавался вопросом о происхождении мира и человека. Он, прежде всего, известен как автор этико-политического учения, в центре которого стоял человек — член семьи, общества.
В процессе учебы, считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее, стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. Он выступал за просвещение народа с целью заставить его следовать правильным путем, который сам народ выбрать не может, ибо это — высшая мудрость, доступная лишь немногим, призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Так Конфуций обосновывал необходимость существования слоя образованных правителей. При этом он ограничивал обучение гуманитарными предметами и совершенно игнорировал приобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучение древности, когда существовало совершенное правление, ее литературно-исторических памятников. Конфуций, его ученики и представители конфуцианской философской школы любовно хранили и пропагандировали памятники древней литературы. Благодаря им эти памятники дошли до наших дней как живые свидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания.
Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие — дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций называл "благородным мужем" и противопоставлял ему "низкого человека", лишенного этого качества.
"Благородный" человек, считал он, должен постоянно самоусовершенствоваться, исправлять свои ошибки, соблюдать идеальные правила, или "нормы поведения". Они существовали в китайском обществе задолго до Конфуция и представляли собой установленные обычаями образцы того, как надо поступать во всех случаях жизни в зависимости от положения человека в семье и обществе. Мудрец исходил из незыблемости этих установок и постоянно их пропагандировал, понимая под "нормами поведения" не просто житейские правила, а "принципы "должного", "благопристойного" поведения человека по отношению к другим людям"8, в которых должны проявляться такие добродетели, как искренность, преданность, скромность, умеренность, уступчивость.
"Чего не желаешь себе, не делай и другим", — утверждал он. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: "Победить себя и возвратиться к "нормам поведения" — значит стать гуманным человеком".
Конфуций и его последователи считали, что в первую очередь надо любить своих родственников, а потом уже всех остальных. Поэтому сыновняя почтительность и братская любовь рассматривались ими как важные стороны понятия гуманности. Дети должны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, — любить детей и проявлять по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаны служить старшим. Лишь примерный сын и брат могут быть хорошими подданными. В отношениях между друзьями важны прямота и честность, тогда дружба облагораживает их, помогает приобретать знания и нравственно совершенствоваться. Что же касается женщины, то конфуцианство отводило ей незавидную участь. До замужества она должна служить своим родителям, после свадьбы — мужу, после смерти мужа — его родителям и сыну. Согласно конфуцианской морали, женщина должна быть добродетельной, уметь поддерживать разговор, следить за своей внешностью, проявлять искусство в рукоделии. Она не учится в школе и получает воспитание исключительно в семье.
Конфуций считал, что воспитание и образование для человека так же необходимы, как добывание материальных средств к существованию. В книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), представляющей собой запись бесед Конфуция с учениками, описывается следующий случай. Однажды Конфуций с одним из своих учеников по имени Жань Ю посетил царство Вэй. Конфуций спросил воспитанника, сколько в данном месте проживает людей. Жань Ю ответил, что население растет так быстро, что непонятно, как быть дальше. "Обогащайте его", — сказал Конфуций. — "А когда мы его обогатим, что тогда делать дальше?" — спросил тот. "Воспитывайте его", — ответил Конфуции. В этой связи китайский историк педагогики Шэнь Гуаньцюнь подчеркивает, что Конфуций высказал своего рода формулу: "Шу — фу — цзяо" (народ — богатство — воспитание). Другими словами, сначала люди должны стать сытыми и одетыми, иметь прожиточный минимум, после чего следует осуществлять их воспитание. Конфуций высказывал идею "малого благоденствия" — "сяокан", согласно которой правитель обязан заботиться об обеспечении народа одеждой и питанием.
Конфуций считал, что правители должны заботиться о просвещении народа, для чего следует расширять сеть школ и других учебно-воспитательных заведений.
Он выступал против дискриминации в обучении и воспитании и создал первую в Китае частную школу, в которую могли поступать все люди независимо от их социального положения. Проф. Кун Течэн подчеркивает, что, предоставив своим ученикам равные возможности, Конфуций начал проводить в жизнь идею всеобщего образования. Он первым стал обучать простолюдинов, утверждая, что "в обучении не должно быть различия между людьми". Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности.
В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий.
Древний философ не оставил специально разработанной педагогической теории. Его педагогические взгляды и идеи подробно изложены в книгах "Лунь юй" ("Беседы и суждения") и "Ли цзи" ("Книга этикета, правил поведения"). Первая представляет собой собрание отдельных высказываний Конфуция, записанных его учениками после его смерти, и свидетельствует о том, что он был великим педагогом, теоретиком и практиком. Многие китайские исследователи истории педагогики отмечают, что метод учета индивидуальных способностей учащихся берет свое начало именно от Конфуция: он очень ценил те или иные качества своих питомцев и стремился развивать их природные задатки и способности. Это дает основание утверждать, что Конфуций является создателем первой в Китае авторской школы.
2. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова
Николай Иванович Пирогов (1810—1881) родился в Москве. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицины в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. B возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.
В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной "сестер милосердия". Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.
В 1856 году появилась статья Пирогова "Вопросы жизни", освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.
В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его "красным" (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназий, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь он продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.
Когда в 1861 году Пирогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы. Герцен написал в "Колоколе", что увольнение Пирогова — это "одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся".
Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.
Педагогические взгляды Н.И. Пирогова. Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания. В статье "Вопросы жизни" и в других своих педагогических сочинениях Н.И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. "Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание",— писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, "должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения". Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. "К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку",— восклицает Пирогов, указывая, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование.
Статья "Вопросы жизни", главной идеей которой была защита общечеловеческого образования, произвела большое впечатление на современников, вызвала ряд откликов на нее со стороны передовой педагогической общественности.
Система народного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.
Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы — прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения). Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классической гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.
С целью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.
В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешности обучения. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность. Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.
3. А.С. Макаренко — педагог-новатор
конфуций макаренко пирогов педагогический образование
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью. В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической деятельности.
В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А.С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду.
Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан.
В течение 3—4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — "Трудовую колонию имени А.М. Горького"; число ее воспитанников в 1926 году дошло до 120. В этом же году колония переселилась в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью "горьковцев" превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов.
С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского.
В коммуне имени Дзержинского использовались новые методы трудового воспитания. Раньше, в колонии имени Горького, применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.). В коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство — здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки "ФЭД" (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла.
Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории "свободного воспитания".
В те годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многие педагоги не освободились еще от идеалистического, слащавого отношения к детям в духе "свободного воспитания", Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. "Дети — цветы жизни",— любили повторять педагоги и многие родители, однако многие из них не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами, из которых вовсе не следует, что "нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать". Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Следование мелкобуржуазной теории "свободного воспитания" развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо "чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости". В отношении к детям нужна "требовательная любовь": чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.
С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, "проектировать" в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.
Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А.С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.
Горячо выступал он против извращений в вопросе о трудовом воспитании. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного некоторыми педагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильного лозунга "труд как центр всей школьной работы", когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.
Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой.
Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.
Воспитание в коллективе и в труде. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.
Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.
Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал "закон движения коллектива". Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал "системой перспективных линий". "Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,— это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе... Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных",— писал Макаренко в "Педагогической поэме".
Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед.
Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.
Такова в кратких словах сущность "системы перспективных линий" А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.
Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, "надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь".
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В "Лекциях о воспитании детей" он говорил: "Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов".
В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.
Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т.п.
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. В "Лекциях о воспитании детей" Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей".
Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.
В статье, озаглавленной "Воля, мужество, целеустремленность", Макаренко писал: "Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе". Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг "Не хныкать, не пищать", всегда быть бодрым и мужественным.
Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. "У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления",— писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но "такие типы характеров, как "тихони", "иисусики", накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных..."
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: "Дисциплина — это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность". "Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины".
Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия "дисциплина" и "режим", указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции "Дисциплина, режим, наказания и поощрения" он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, "истеричность" и т. п. Педагоги часто говорят: "Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура". Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.
Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории "свободного воспитания", будто "наказание воспитывает раба", Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.
Воспитание детей в семье. А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.
Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.
Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.
Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.
А.С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).
Вывод
Таким образом, мы рассмотрели педагогическую деятельность указанных лиц. Было рассмотрено решение ими профессиональных педагогических задач, которые ставило современная им эпоха. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Конфуций делал акцент на нравственное развитие человека. "Чего не желаешь себе, не делай и другим" - тут даже можно проследить связь с "золотым" императивом Иммануила Канта ("Поступай так, если бы твои поступки были правилом для все вселенной"). Так же Конфуций подчеркивал важность семейных уз и важность долга, что характерно для азиатских стран. Конфуций ввел идею за доступность и всеобщность образования. Учения Конфуция внесло большой вклад в мировую культуру – в частности, благодаря его учению многие памятники древности дошли до наших дней как свидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания. Таким образом, его педагогическое учение, несмотря на некоторые существенные недостатки, была прогрессивной для того времени.
Пирогов Н.И. создал проект по несколькоступенчатой школьной системой образования. Как и Конфуций, был за доступность образования. Справедливо полагал, что ранняя специализация сужает кругозор, а излишняя догматика затрудняет самостоятельное развитие мышления учащихся. Считал главным в обучении – развить интерес к предмету. Пирогов Н.И. внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий XIX века, что, несомненно, свидетельствует о там, что он был хорошим педагогом.
А.С. Макаренко был выдающимся педагогом. Он огромное значение воспитанию в труде, но при этом не допускал перегибов, когда из-за приобретения трудовых навыков страдал процесс получения систематических общеобразовательных знаний. Центральное место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд – как общественный, так и семейный. Так же, Макаренко уделяет вниманию психологическим типажам, которые, как правило, остаются незамеченные в процессе педагогической деятельности. Выдвинул идею о недопустимости телесных наказаний.
Таким образом, А.С. Макарено внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного и общественного воспитания и обогатил педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами.
Список литературы
1. Клепиков В.З. Конфуций — выдающийся педагог Древнего Китая // Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. - Ханты-Мансийск, 2003-2010. – URL: http://www.eduhmao.ru/info/1/3812/24328/
2. Константинов Н.А. История педагогики : [учеб. для студентов пед. ин-тов] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1982. - 447 с. : портр. – Из содерж.: Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ped137.html
3. Тарасов Л.А. Хирург и анатом, педагог и патриот : (Н.И. Пирогов). - 2-е изд., перераб. и доп. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1981. - 168 с. : ил.