Работу подготовила Бабаева Виктория
Московский городской педагогический университет
Москва, 2005 г.
Детская беспризорность - отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, пед. надзора и нормальных условий жизни. Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Беспризорность возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.
Помощь беспризорным детям традиционно в большинстве стран оказывали благотворительные общества, частные лица и религиозные организации. в период Первой Мировой Войны и в первые годы после неё многие государства в связи с ростом беспризорности издали законы об охране детства и защите детей – жертв войны.
Особенность современной беспризорности в том, что её причины – не столько войны и стихийные бедствия, сколько урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию сельского населения в города, разрастание городов, а вследствие этого неуправляемость городской инфраструктуры. другие важнейшие причины беспризорности – распад семьи, её бездуховность, превращение семьи из расширенной в нуклеарную, тяжелое положение женщины, а также неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании, в приобщении к культуре.
Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни, теряют своё прошлое, не обретая определённого будущего. Постоянный страх перед физической расправой со стороны взрослых и сверстников, голодом, болезнью, полицией в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких – либо группах (шайках, бандах и т.п.). В шайках, часто находящихся на службе у мафии, дети подвергаются эксплуатации (в том числе и сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие формирования представляют собой серьёзную опасность для общества, поскольку они способны вызвать беспорядки и нарушить нормальную жизнь целых районов и городов.
Ликвидация и профилактика беспризорности вновь становятся важнейшими общественными проблемами. Плодотворно решить вопрос беспризорности можно только при гуманном подходе к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы, объединяющие общественные усилия в деле помощи беспризорным детям.
Опыт многих стран показал, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений, детских домов, приютов и т. д.) не всегда оправдывают себя. Не всегда в детских учреждениях условия содержания и воспитания соответствуют нормальному уровню жизни детей. Не приносят пользы такие меры, как лишение свободы и содержание в закрытых учреждениях беспризорных детей, совершивших какие – либо проступки. Как правило, вместо исправления дети под влиянием уголовных элементов в местах лишения свободы приобретают асоциальный опыт и превращаются в потенциальных преступников. Часто в результате у детей происходит задержка физического, психического и интеллектуального развития.
Основными мерами профилактики беспризорности должны быть усыновление и попечение, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему должны выступать детские дома, в которых воспитательные группы способны частично заменить ребёнку семью. Поиски новых форм попечения направлены на воссоздание условий воспитания, близких к семейным, ресоциализацию детей, их адаптацию к нормальной жизни в обществе. С этой целью для детей нуждающихся в жилье, создаются семейные дома, общины, детские деревни и др.. Уличные дети, ещё не полностью порвавшие связи с семьёй, объединяются (под руководством педагогов, психологов и др.) в общины для различной общественно полезной деятельности (трудовой, в том числе и на производстве, в сфере обслуживания, благотворительной и т. п.), в группы самопомощи и др.. Беспризорные дети получают возможность вырваться из уличной жизни, включиться в полезную деятельность. Помогают им в этом социальные педагоги, старшие по возрасту наставники, из которых многие - сами бывшие беспризорники. В ряде стран к работе с беспризорными детьми привлекаются студенты (шефство над уличными подростками, помощь кризисным семьям из трущоб, деятельность в общежитиях для бездомных и др.), иногда даже с освобождением от занятий в целях их подготовки к гражданской службе. Ликвидировать проблему беспризорности может только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.
Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского городского училища и пед. курсов при нём учительствовал в посёлке Крюков и на станции Долинская на Украине. Окончив Полтавский учительский интернат (1917), заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 года руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 году переведённой в Куряж, под Харьков. С 1927 года совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф. Э. Джерджинского под Харьковом. С 1928 года заведовал коммуной, с 1932 начальник пед. части. В 1935 году начальник, в 1937 году зам. начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно – педагогической деятельности.
Макаренко прошёл сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека, постоянным пед. трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога – теоретика и экспериментальным талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой. Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. Он начинал работу в колонии в труднейших условиях хозяйственной разрухи, сознавая, что ему предстоит преодолеть дистанцию между идеалом человека коммунистического будущего и реальным бытиём педагогически запущенных, социально и морально искалеченных детей – жертв войн и социальных потрясений.
В своих учреждениях он создавал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производственным трудом. Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений с личностью ребёнка и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создание воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней деятельностью детей. Сведение творчества Макаренко к «педагогике для беспризорных» несправедливо, т. к. в коммуне воспитывались не только они, но и дети из вполне благополучных семей сотрудников коммуны. Опыт творческого развития юной личности по методике Макаренко принципиально важен для науки о воспитании.
Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали оптимистичную атмосферу в коллективе. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива. Макаренко утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она не обладала.
В отношениях с воспитанниками Макаренко опирался на принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянным «укрощении», он называл главным «педагогическим пороком». В его трактовке, дети – прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в том числе право на радость и обязанность ответственности.
Макаренко стремился к тому, чтобы сделать радость ребёнка ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность – радостью, доставляющей нравственное удовлетворение.
Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями.
В трудах Макаренко разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счёте определяют успех воспитания детей.
При жизни Макаренко подвергался критике справа и слева. В 20-е гг. ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. В 30-е гг. критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность Декларации о единой трудовой школе (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. Преследования критиков продолжилось после публикации «Педагогической поэмы» В 1938 против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, вреде его книг для социалистического воспитания.
С середины 80-х гг. с открытием доступа к документам и архивам появилась возможность дать объективную оценку педагогическим начинаниям Макаренко, вновь повысился интерес к его воспитательной системе. Однако современное макаренковедение переживает трудный период. В биографии и исследованиях опыта Макаренко присутствуют «белые пятна». Недостаточно известна деятельность Макаренко до 1920, в киевский период 1935 – 37, возникают вопросы о его контактах с органами НКВД и др.
Главная заслуга Макаренко в том, что вопреки давлению пед. чиновников, атмосфере культа личности и усилению авторитарных тенденций в жизни общества он боролся за утверждение гуманистической педагогики, сумев сохранить свою индивидуальность и передать последующим поколениям педагогов свой уникальный опыт.