На службе отечеству
1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии (Сумская
область) в семье старшего маляра железнодорожных мастерских Смена
Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители.
Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами.
Отец трудился в мастерских от рассвета до заката, но заработки были
скудными. Маленький Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек должен
трудиться. Ему было достаточно примера отца, который рано осиротев, уже
мальчиком вынужден был пойти работать, поэтому он и не получил никакого
образования.
Отец всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда Семена
Григорьевича уже не было в живых, А.С. Макаренко воскресит многие черты
характера и даже внешнего облика дорогого для него человека в одном из
героев повести « Честь »: та же честность, та же прямолинейность, та же
принципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к рабочему
классу.
А мать, Татьяна Михайловна… Сколько тепла вмещало сердце этой женщины, сколько энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она в борьбе с трудностями. В доме Макаренко всегда чувствовалась подлинная дружба, взаимное уважение, забота друг о друге. Сюда любили заходить друзья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно, угощали, чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой.
Антон рос активным, любознательным мальчиком. Научившись читать в пятилетнем возрасте, до конца своих дней не расставался с книгой.
Семён Григорьевич и Татьяна Михайловна твёрдо решили дать своему сыну
образование. И Антон в 1895 году поступил учиться сперва в Белопольскую
школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырёх классное училище. И в
Белопольской школе, и в Кременчугском училище Антон учился отлично, сильно
выделялся среди соучеников своими знаниями, своим кругозором.
Антон Семенович Макаренко с большой теплотой вспоминал свои
ученические годы и своих учителей, таких как Григорий Петрович Каминский и
Константин Максимович Сальник. Г.П. Каминский был у Макаренко учителем
словесности. Может быть благодаря ему, слово “учитель” приобрело в душе у
Макаренко особый смысл. И после того как родители решили, что Макаренко
пойдёт учиться дальше на учителя, он воспринял это с восторгом. С помощью
этих педагогов Антон смог понять и осмыслить слова отца “настоящий человек
достоин уважения, и надо стремиться стать настоящим человеком”.
Макаренко закончил училище на пятёрки. В 1905 году он закончил специальные педагогические курсы, которые давали ему право преподавать в сельских двухклассных училищах.
В сентябре 1905 года, юный Антон Семенович Макаренко занял должность
учителя в двухклассном железнодорожном училище небольшого посёлка Крюков.
Он преподавал русский язык, черчение и рисование.
Молодой учитель не оставался в стороне от событий. В эти годы Антон
Семенович начел изучать Марксистскую литературу, изучал работу Ленина. А
так же Макаренко не забывал про своих учеников, знакомился с их родителями
(железнодорожными рабочими).
В 1905 году Антон Семенович Макаренко принимает активное участие в организации съезда учителей Южных железных дорог. И в речи, с которой он выступает на съезде, и в резолюции, которую составляют делегаты при непосредственном его участии, чувствуется твердость убеждений, определенность требований, живая заинтересованность в том деле, которому взялся служить Макаренко.
Не сразу ученики восприняли Антона Семеновича как учителя. Но очень скоро привыкли к нему, слушали его рассказы, советы, даже иногда играли с ним.
Антон Семенович был очень энергичен, он неутомимо носился из класса в класс с журналом под мышкой, а на переменах был слышен его смех среди голосов ребят.
На уроках Антон Семенович словно порхал в воздухе, ему очень нравилось преподавать, говорить что-то новое для своих учеников. А каждому сидящему ученику казалось, что Антон Семенович ведёт беседу именно с ним.
Антон Семенович искренне любил детей. Он всегда помогал в беде, выслушивал, давал советы.
Он находил и уделял время родителям своих учеников. Он делился с ними своими взглядами по воспитанию, давал советы. Хоть его собеседник чаще всего оказывался старше, к его словам прислушивались, старались их запомнить.
С помощью Долинской школы Макаренко определил для себя педагогические принципы, которым следовал в практике последующих лет.
В 1914 году в Полтаве открывается педагогический институт. И хоть
Антон Семенович был учителем со стажем работы с детьми, поступить в
институт становится следующей целью.
Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко стал студентом Полтавского педагогического института.
Макаренко сильно выделялся и среди студентов, он много читал, помнил все даты, факты, всё было у него в голове.
В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Через полгода его сняли с учета. Макаренко был близорук.
Антон Семенович вернулся в Полтавский педагогический институт, и закончил его с золотой медалью.
Сразу после окончания учебы Макаренко едет к матери в Крюков.
Октябрьскую революцию Макаренко принял восторженно. По его признанию, она открыла перед ним невиданные перспективы.
Вскоре Антон Семенович получает новое назначение, он становится директором 10-й Полтавской трудовой школы. Из этой школы вышло много большевиков.
В 1920 году Советское правительство поручило отделам народного
образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей.
Заведующий Полтавским районом предложил Антону Семёновичу взять на себя
это сложное дело.
Все понимали, что в колониях должны воспитываться новые люди, нужные
нашей стране, нашему народу, и «делать» таких людей надо по новому, но как
– никто не знал. Не знал и Макаренко. И хоть Макаренко понимал, что надо
искать новые методы образования, он не испугался, и пошел по этому трудному
пути.
Его первые воспитанники прибыли 4 декабря, их было шестеро.
Они не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а воспитателей просто не замечали. Когда им хотелось есть, они воровали еду. Когда они мёрзли, они жгли мебель или забор. Макаренко с каждым днем терял все больший и больший контроля над ними. Но Макаренко не сдавался и добился своей цели. Как-то раз в гневе своего воспитателя, воспитанники увидели обиду за общее дело колонии. Воспитанники поверили в своего педагога. После этого, требования Макаренко начали безоговорочно выполняться.
Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в дела важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные, даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива советских людей.
Работа Макаренко в Долинской и Крюковской школах убедила его в том, что огромное значение для создания коллектива имеет труд, объединяющий людей. После этого Макаренко стал понимать правдивость своих выводов.
Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот принцип, которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».
Практика убеждала Макаренко в правоте своих позиций. Работы В. И.
Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновляли
его на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Труды
прогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.
В это время на окраине Харькова чекисты строили здание для новой детской коммуны. Они попросили Макаренко посмотреть здание с педагогической точки зрения. Макаренко посмотрел, внёс кое-какие изменения.
Антон Семенович Макаренко предложил свою педагогическую систему.
Нашлись и противники этой системы. Сначала они были против, но в конце
концов они признали предложенную систему воспитания несоветской молодёжи.
Чекисты открывали перед Макаренко огромные возможности. И Антон
Семенович Макаренко 3-го сентября 1928 года ушел с поста заведующего
колонией имени М. Горького (где он проработал 8 лет), и возглавил трудовую
коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Возглавив
коммуну, Макаренко используя опыт полученный им в период работы в колонии,
продолжал интенсивную работу.
Коммуна существовала на средства которые добровольно отчисляли из своей зарплаты чекисты.
Макаренко требовал от своих воспитанников, чтобы у них было уважение к человеку, к товарищу. Антон Семёнович очень хотел, чтобы его ребята, лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего тепла, всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Макаренко был строг со своими воспитанниками, но они ощущали необыкновенную силу настоящей дружбы.
Антон Семенович с детства любил природу, любил походы, разговоры у костра. Он хотел, чтобы эти радости жизни не обошли его воспитанников, вить в этих походах расширяется кругозор, определяются интересы.
4-го июня 1934 года Антон Семёнович Макаренко был принят в члены Союза советских писателей СССР.
В июле 1935-го года Макаренко был назначен на должность помощника
Отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. Он
распрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев.
В жизни Макаренко особую роль сыграл А.М. Горький. Он был его
советчиком, его руководителем, его большим другом. Горький был для
Макаренко и первым из тех, кто верил в правоту его дел, кто поддерживал его
в трудную минуту.
Художественная деятельность
Макаренко собирался написать несколько работ, в которых хотел обобщить
некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической
поэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930 года
написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива
“Дзержинцев” в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года
– опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».
В начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение
«Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я
часть «Педагогической поэмы». По совету А. М. Горького отказался от этого
замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко
примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».
В это же время Макаренко пишет ряд педагогических статей и пьесу
«Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах
говорилось о “Дзержинцах”, об их труде, учении, характерах, их праздниках и
буднях.
Вначале 1937-го года Макаренко переезжает в Москву. В это время он много
пишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи, посвящённые
вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций о
воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников просвещения.
Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательской
организации, членом которой он стаёт.
Тему своей новой повести «Флаги на башнях» писатель определил так: «Моя тема образцовая, воспитательный советский коллектив, давно сложившийся, растущий материально и духовно».
В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» и «Книгу для родителей».
Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего рода
повествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые черты
своих родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым.
Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали
проблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, как
относились к этой моральной категории различные классы.
Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над «Книгой для
родителей». Писал он её в соавторстве со своей женой Галиной Стахиевной
Макаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешала
внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точную пометку – для родителей.
Государственные награды
29-го декабря 1932 года, в день пятилетия коммуны, Макаренко был
торжественно премирован коллегией Государственного политического управления
УССР грамотой и золотыми именными часами. Правление трудовой коммуны
премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а народный
комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.
1-го февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён
Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы».
Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко.
В УССР в 1958 году учреждена медаль “Макаренко”, которой награждаются особо отличившиеся учителя и др. работники народного образования.
Личный вклад
Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания показал огромные возможности целенаправленного воспитательского воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского государства в области политического воспитания.
Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового
общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено
постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая
система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.
Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив,
методику целесообразного в зависимости от конкретных условий
организационного строя коллектива, самоуправления, дисциплинирования,
формирования общества мнения как регулятора отношений в коллективе,
непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития
традиций и др. В методике Макаренко четко определена решающая роль
руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство
педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на
задачах формирования “воспитательного коллектива”, Макаренко подчеркивал
необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в
отдельности, воспитательные воздействия на неё через коллектив (“педагогика
параллельного действия”) и непосредственно педагогом. Сущность своего
педагогического опыта Макаренко определял принципом «Как можно больше
уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ». Макаренко
старался “проектировать лучшее в человеке”, стремился видеть в личности
воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный
гуманист Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и
профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и
политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь
марксистко-ленинской идеи соединения обучения воспитания с производительным
трудом учащегося. Макаренко многое сделал для развития советской теории
развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой
пропаганды педагогически основанных принципов воспитания в семье. Макаренко
утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем
перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым
своим шагом – вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный,
простой, искренний тон в отношениях с детьми.
“Я писатель Макаренко”
1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко на 51 году жизни скончался в поезде направляясь на кинофабрику. Умер он со словами: “Я писатель Макаренко”. Врачи констатировали смерть от разрыва сердечной мышцы.
Елабужский государственный педагогический университет
Кафедра педагогики
Контрольная работа на тему:
А.С. Макаренко
Работу выполнил студент 1 курса
факультета иностранных языков 335 группы
Нечепурнов Егор
Александрович
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры педагогики:
Немтылев Анатолий
Анатольевич
Елабуга 2003