Городская конференция учащихся муниципальных образовательных учреждений, занимающихся учебно-воспитательной деятельностью
«Шаги в науку»
Научное общество учащихся «Поиск»
Муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №86 г.Омска»
Научное направление: «Математика»
Уравнения, содержащие параметр
Соколова Александра Михайловна
ученица 10 класса МОУ
«СОШ №86 г.Омска»
Руководитель: Дощанова Тиштых Мухановна,
учитель математики
Омск 2011
Содержание
Введение
1. Знакомство с параметрами
1.1 Решение уравнений первой степени с одним неизвестным
1.2 Решение линейных уравнений с модулем
1.3 Решение квадратных уравнений
2. Примеры решений уравнений с параметром из ГИА и ЕГЭ части С
Заключение
Введение
В настоящее время различные задачи с параметрами – это одни из самых сложных заданий на экзаменах. А ведь в экзаменационных заданиях они есть как за 9 класс, так и за 11, но многие ученики даже не берутся решать эти задания, так как заведомо считают, что не смогут их решить, даже не попробовав. А на деле, чтобы справиться с ними, нужно всего лишь проявить логику, включить смекалку и ничего сложного не окажется.
Свою работу я захотела посвятить заданиям с параметрами, так как именно они вызывают у большинства учеников наибольшие затруднения. Мне самой нужно будет сдавать ЕГЭ, и поэтому, обращаясь к этой теме, я хотела бы облегчить и себе, и своим слушателям, тяжесть решения задач с параметрами.
Цель моей работы - научиться решать уравнения с параметрами и познакомить учеников с методами решения подобных заданий.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Самой научиться решать уравнения с параметрами различных видов.
2. Познакомить учащихся с разными методами решения подобных уравнений.
3. Вызвать интерес учеников к дальнейшему изучению задач с параметрами.
В моей работе я рассмотрю следующие виды заданий с параметрами:
1) решение уравнений первой степени с одним неизвестным;
2) решение линейных уравнений с модулем;
3) решение квадратных уравнений.
уравнение параметр неизвестное модуль
1. Знакомство с параметрами
Для начала, стоило бы пояснить, что собой представляют уравнения с параметрами, которым посвящена моя работа. Итак, если уравнение (или неравенство), кроме неизвестных, содержит числа, обозначенные буквами, то оно называется параметрическим, а эти буквы – параметрами.
Если параметру, содержащемуся в уравнении (неравенстве), придать некоторое значение, то возможен один из двух следующих случаев:
получится уравнение (неравенство), содержащее лишь данные числа и неизвестные (т.е. без параметров);
получится условие, лишенное смысла.
В первом
случае значение
параметра
считается
допустимым,
во втором –
недопустимым.
Решить уравнение (неравенство), содержащее параметр, - это значит, для каждого допустимого значения параметра найти множество всех значений данного уравнения (неравенства).
К сожалению,
не редко при
решении примеров
с параметрами
многие ограничиваются
тем, что составляют
формулы, выражающие
значения неизвестных
через параметры.
Например, при
решении уравнения
переходят к
у равнению
;
при m=
записывают
единственное
решение
.
Но ведь при m=
-1 – бесчисленное
множество
решений, а при
m=1, решений
нет.
Пример 1. Решить
уравнение
.
Сразу видно, что при решении этого уравнения стоит рассмотреть следующие случаи:
a=1, тогда
уравнение
принимает вид
и не имеет решений;
при а=-1 получаем
и,
очевидно, х
любое;
при
.
Ответ: при
a=1 решений
нет, при а=-1 х
любое, при
.
Пример 2. Решить
уравнение
Очевидно,
что
,
а
,
то есть х=b/2,
но
,
то есть 2
b/2,
b
4.
Ответ: при
b4
х=b/2; при b=4
нет решений.
Пример 3. При
каких а уравнение
имеет единственное
решение?
Сразу хочу
обратить внимание
на распространенную
ошибку – считать
данное уравнение
квадратным.
На самом деле
это уравнение
степени не выше
второй! При а
– 2=0, а = 2, уравнение
вырождается
в линейное
имеет единственный
корень х=1/4. Если
же а2,
то мы действительно
имеем дело с
квадратным
уравнением,
которое даёт
единственное
решение при
D=0
,
,
а=1, а=6.
Ответ: при а=2, а=1, а=6.
1.1 Решение уравнений первой степени с одним неизвестным
Решить такое уравнение – это значит:
1) определить множество допустимых значений неизвестного и параметров;
2) для каждой допустимой системы значений параметров найти соответствующие множества решений уравнений.
Простейшее уравнение первой степени с одним неизвестным имеет вид ах-b=0.
При
уравнение имеет
единственное
решение
,
которое будет:
положительным,
если
или
;
нулевым, если
;
отрицательным,
если
или
.
Если а=0, то
при b=0 бесчисленное
множество
решений, а при
b0
решений нет.
Пример 1. Для
каждого значения
а решить уравнение
;
найти при каких
а корни больше
нуля.
Это уравнение
не является
линейным уравнением
(т.е. представляет
собой дробь),
но при х-1
и х
0
сводится к
таковому:
или а-1-х=0.
Мы уже выявили
допустимые
значения икс
(х-1
и х
0),
выявим теперь
допустимые
значения параметра
а:
а-1-х=0
а=х+1
Из этого
видно, что при
х0
а
1,
а при х
-1
а
0.
Таким образом,
при а1
и а
0
х=а-1 и это корень
больше нуля
при а>1.
Ответ: при
а<0 х=а-1; при
решений нет,
а при a>1 корни
положительны.
Пример 2. Решить
уравнение
(1).
Допустимыми
значениями
k и x будут
значения, при
которых
.
Приведём уравнение к простейшему виду:
9х-3k=kx-12
(9 – k)x =3k-12 (2)
Найдём k, при которых изначальное уравнение не имеет смысла:
Подставив
в (2)
,
получим:
.
Если подставим
,
то получим так
же
.
Таким образом,
при
уравнение (1)
не имеет числового
смысла, т.е.
- это недопустимые
значения параметра
k для (1). При
мы можем решать
только уравнение
(2).
Если
,
то уравнение
(2) и вместе с ним
уравнение (1)
имеют единственное
решение
,
которое будет:
а) положительным,
если
,
при 4<k<9, с
учётом
:
;
б) нулевым,
если
;
в) отрицательным,
если
и k>9 с учётом
,
получаем
.
Если
,
то уравнение
(2) решений не
имеет.
Ответ: а)
при
и
,
причём х>0 для
;
x=0 при k=4;
x<0 при
;
б) при
уравнение
не имеет решений.
1.2 Решение линейных уравнений с модулем
Для начала, стоит вспомнить, что такое модуль числа. Итак, абсолютной величиной или модулем числа называется само число х, если х положителен, число (-х), если х отрицателен, или нуль, если х=0. Значение модуля может быть только положительным.
Чтобы понять решение параметрических уравнений, содержащих знак модуля, лучше всего продемонстрировать решение наглядно, т.е. привести примеры:
Пример 1. Решить уравнение |x-2|=b.
Так как, по
определению
модуля, |x-2|,
то при b<0
данное уравнение
решений не
имеет. Если
b=0, то уравнение
имеет решение
х=2.
Если b>0, то решениями уравнения являются числа x=2+b и x=2-b.
Ответ: при b<0 решений нет, при b=0 х=2, при b>0 х=2+b и x=2-b.
Пример 2. Решить уравнение |x-a|=|x-4|. Удобнее всего данное уравнение решить методом интервалов, для двух случаев:
a;
4.
1. Первый интервал:
;
Второй интервал:
,
т.е. если а<4, то
.
Третий интервал:
а=4, т.е. если
а=4, то
.
2. Первый интервал:
а=4,
.
Второй
интервал:
a>4,т.е.
если 4<а, то
Третий интервал:
Ответ: при
а=4 х-любое;, при
а<4
.
Пример 3. Для каждого значения параметра а найти все значения х, удовлетворяющие уравнению |x+3|– a| x – 1| =4.
Рассмотрим
3 промежутка:
1)
,
2)
,
3)
и решим исходное
уравнение на
каждом промежутке.
1.
,
.
При а=1 уравнение
не имеет решений,
но при а1
уравнение имеет
корень
.
Теперь надо
выяснить, при
каких а х попадает
на промежуток
x< – 3, т.е.
,
,
,
.
Следовательно,
исходное уравнение
на x< – 3 имеет
один корень
при
,
а на остальных
а корней не
имеет.
2.
.
.
При а= – 1 решением
уравнения
является любое
х; но мы решаем
на промежутке
.
Если а
1,
то уравнение
имеет один
корень х=1.
3.
.
.
При а=1 решением
является любое
число, но мы
решаем на
.
Если а
1,
то х=1.
Ответ: при
;
при а= – 1
и при а
1
х=1; при а=1
и при а
1
х=1.
1.3 Решение квадратных уравнений с параметром
Для начала
напомню, что
квадратное
уравнение –
это уравнение
вида
,
где а, b и с
– числа, причем,
а
0.
Условия
параметрических
квадратных
уравнений могут
быть различны,
но для решений
всех их нужно
применять
свойства
обыкновенного
квадратного
уравнения
:
а) Если D>0, а>0, то уравнение имеет два действительных различных корня, знаки которых при с>0 одинаковые и противоположны по знаку коэффициента b, а при с<0, причем по абсолютной величине больше тот, знак которого противоположен коэффициенту b.
б) Если D=0, а>0, то уравнение имеет два действительных и равных между собой корня, знак которых противоположен знаку коэффициента b.
в) Если D<0, а>0, то уравнение не имеет действительных корней.
Аналогично можно представить свойства корней при а<0. Кроме того, в квадратных уравнениях справедливы следующие утверждения:
Если поменять местами коэффициенты а и с, то корни полученного квадратного уравнения будут обратны корням данного.
Если поменять знак коэффициента b, корни полученного квадратного уравнения будут противоположны корням данного.
Если коэффициенты а и с разных знаков, то уравнение имеет действительные корни.
Пример1. Найти
все значения
параметра а,
для которых
квадратное
уравнение
:
а) имеет два
различных
корня; б) не имеет
корней; в) имеет
два равных
корня.
Данное уравнение
по условию
является квадратным,
поэтому а-1.
Рассмотрим
дискриминант
данного уравнения:
При а>-1 уравнение имеет два различных корня, т.к. D>0, при a<-1 уравнение корней не имеет, т.к. D<0, а двух одинаковых корней это уравнение иметь не может, т.к. D=0 при а=-1, а это противоречит условию задачи.
Пример2. Решить
уравнение
При а=0 уравнение
является линейным
2х+1=0, которое имеет
единственное
решение х=-0.5. А
при а0,
уравнение
является квадратным
и его дискриминант
D=4-4a.
При а>1 D<0
поэтому уравнение
корней не имеет.
При а=1 D=0,
поэтому уравнение
имеет два совпадающих
корня
=-1.
При a<1,
но а0,
D>0 и данное
уравнение имеет
два различных
корня
;
.
Ответ:
и
при a<1, но
а
0;
х=-0.5 при а=0;
=-1
при а=1.
Пример3. Корни
уравнения
таковы, что
.
Найдите а.
По теореме
Виета
и
.
Возведём обе
части первого
равенства в
квадрат:
.
Учитывая, что
,
а
,
получаем:
или
,
.
Проверка показывает,
что все значения
удовлетворяют
условию.
Ответ:
2. Примеры решений уравнений с параметром из ГИА и ЕГЭ части С
Узнав всю теоретическую основу и методы решений различных уравнений, содержащих параметр, я решила применить свои знания на практике. Мы выбрали несколько вариантов заданий ГИА и ЕГЭ из части С, представляющих собой именно те виды уравнений, которые были представлены в моей работе, а именно: уравнение первой степени с одним неизвестным, уравнение с модулем и квадратное уравнение. Ниже будут предложены решения этих уравнений.
Определить
значения k,
при которых
корни уравнения
положительны.
Сразу можно
выделить, что
,
,
из этого следует,
что при
уравнение не
имеет смысла.
В уравнение х(3k-8)=6-k подставим недопустимые значения х, чтобы узнать, при каких k уравнение не имеет смысла:
Итак, мы выяснили,
что
.
Выразим х:
.
Х будет больше
нуля, если
.
Учитывая,
что
,
,
.
Ответ:
,
.
2. При каких
значениях а
уравнение
имеет равные
корни?
Уравнение имеет равные корни в том случае, если дискриминант равен нулю. Найдем дискриминант данного уравнения и приравняем его к нулю:
Ответ: при а=2 и а=2/35.
3. Для каждого значения параметра а найти все значения х, удовлетворяющие уравнению a|x+3|+2|x+4|=2.
х+3=0 2) х+4=0
х= – 3 х= – 4 .
х+3 – – +
х+4 – -4 + -3 +
Рассмотрим 3 промежутка.
1.
а(-(х+3)+2(-(х+4)=2
-ах – 3а –2х – 8=2
х(- а – 2)=10+3а (при
а-
2)
.
Теперь надо
выяснить, при
каких а х попадает
на промежуток
.
Следовательно,
на промежутке
уравнение имеет
единственный
корень
при
.
2.
.
=> При а2
х= -3
При а=2
.
3.
=> При а
-2 х= -3
При а= -2
.
Ответ: 1. при
2. при а2
х= -3
при а=2
.
3. при а
-2 х= -3
при а= -2
.
Заключение
Итак, проделав эту работу, я действительно поняла, как решаются уравнения с параметрами, приобрела навык решения и, надеюсь, теперь не столкнусь с трудностями при решении подобных заданий на экзамене. Я надеюсь, что моя работа поможет ученикам успешнее и смелее решать различные задачи с параметрами.
Конечно, не все далось сразу и легко – чтобы научиться решать уравнения с параметрами, нужно выйти за рамки представлений об уравнении, при этом не забывая о свойствах того или иного типа уравнения. Удаётся это не сразу. К тому же, в школьной программе задачам с параметрами не уделяется должного внимания, поэтому, увидев такое на экзамене, конечно, можно растеряться. Но я надеюсь, что вызвала интерес учащихся к изучению таких интересных и нестандартных заданий, как уравнения, содержащие параметр.