Введение
1. Экономическая эффективность внедрения новой техники
2. Расчет штата для сравниваемых вариантов
2.1 Расчет штата при существующих устройствах
2.1.1 Хозяйство движения
2.1.2 Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки
2.2 Расчет штата при проектируемых устройствах
2.2.1 Хозяйство движения
2.2.2 Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки
2.2.3 Хозяйство пути
2.3 Расчет списочного штата
3. Расчет сметной стоимости проектируемой системы
3.1 Расчет прямых затрат
3.2 Сводный сметно-финансовый расчет строительства проектируемой системы
3.3 Расчет стоимости строительства существующей системы на станции
4. Расчет эксплутационных расходов для сравниваемых систем
4.1 Эксплуатационные расходы и их структура
4.2 Расчет элементов эксплуатационных расходов
4.3 Расходы на оплату труда
5. Расчет приведенных затрат для сравниваемых систем
6. Расчет удельных приведенных затрат для сравниваемых систем
7. Расчет эффективности и срока окупаемости и оценка эффективности внедрения новых устройств
Список используемой литературы
Введение
Капитальные вложения представляют собой затраты, направленные на создание новых и реконструкцию существующих основных фондов как производственного, так и непроизводственного назначения.
В хозяйство железнодорожного транспорта ежегодно вкладываются значительные средства. Правильно определить их направление. Выбрать экономически наиболее целесообразный вариант – вопрос большой важности. Поэтому для специалистов-железнодорожников очень важно хорошо разбираться в вопросах экономической эффективности железнодорожной техники, уметь правильно оценивать эффективность капитальных вложений. Экономическая эффективность является критерием целесообразности создания и применения новой техники, реконструкции действующих предприятий, а также мер по совершенствованию производства (перевозок) и улучшению условий труда.
Экономическая эффективность капитальных вложений и новой техники в общем виде определяется как соотношение между затратами и результатами, как итоговый показатель качества экономического развития отрасли, предприятия. Капитальные вложения есть одно из условий научно-технического прогресса и средства для его осуществления и вместе с тем роста производительности труда.
Повышение эффективности капитальных вложений, новой техники и производства на транспорте, качества перевозок, работ, услуг является закономерностью и условием экономического роста, социально-экономического развития предприятий и отрасли.
В условиях ограниченности капитальных вложений и материальных ресурсов задачи оптимального их использования приобретают особо важное значение. Капитальные вложения (инвестиции) должны направляться в самые важные, неотложные объекты развития и реконструкции транспорта.
Для железных дорог наиболее эффективным будет такой вариант уровня развития техники, технологии и организации перевозок, при котором обеспечивается полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребности клиентов и населения в перевозках с наименьшими затратами на единицу перевозочной работы.
Определение и расчеты экономической эффективности основаны на соизмерении затрат с результатами.
вложение транспорт сметный расход
1. Экономическая эффективность внедрения новой техники
Замена менее совершенных устройств СЦБ более совершенными на станциях существенно изменяет производственные условия и наряду с повышением безопасности движения поездов обеспечивает улучшение качественных показателей эксплуатационной работы железных дорог. При этом увеличивается пропускная способность станций и ускоряется оборот подвижного состава. Следует различать понятие эффекта и эффективности.
Эффектом называется непосредственный производственный, полезный конечный результат, полученный от внедрения того или иного мероприятия (увеличение массы поезда, увеличение пропускной способности железнодорожных участок или перерабатывающей способности станций, рост производительности труда и т. п.). Эффект может быть измерен технико-экономическими показателями, степенью повышения качества продукции, техники безопасности труда и т. п.
Эффективность есть отношение эффекта технического, эксплуатационного или экономического к затратам, обуславливающим его получение.
Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) экономическую эффективность капитальных вложений.
Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений применяется при сравнении вариантов решения технических и хозяйственных задач, размещения предприятий и их комплексов, внедрения новой техники, строительства новых или реконструкции действующих предприятий, сооружений, устройств. Например, повышение пропускной и провозной способности железнодорожных линий может быть достигнуто:
строительством дополнительных путей;
внедрением более мощных локомотивов;
электрификацией линии;
усилением верхнего строения пути для пропуска поездов большой массы и снятия ограничения по скорости движения;
оборудованием участков автоблокировкой и диспетчерской централизацией.
Необходимыми данными при расчете сравнительной экономической эффективности являются единовременные капитальные вложения и эксплуатационные расходы.
К эксплуатационным относятся расходы на заработную плату с начислениями, топливо, электроэнергию, материалы, амортизацию и прочие. Показателями соизмерения капитальных вложений и эксплуатационных расходов являются: срок окупаемости капитальных вложений Т, коэффициент эффективности капитальных вложений Е и показатель приведенных суммарных затрат Эприв.
При определении экономической эффективности капитальных вложений разных вариантов практически могут встретиться следующие случаи:
Внедрение новой техники обеспечивает снижение эксплуатационных расходов (себестоимости продукции), но одновременно увеличивает капитальные затраты т.е. С1 < С2 а К1 > К2. Это наиболее распространенный случай; эффективность внедрения определяется по методу минимальных приведенных затрат капиталовложений и эксплуатационных расходов.
Новая техника приводит к снижению эксплуатационных расходов и капитальных затрат, т.е. С1 < С2 а К1 < К2. Такие варианты наиболее эффективны и сравнивать их нет необходимости.
Новая техника обеспечивает некоторое снижение капитальных затрат, но приводит к увеличению эксплуатационных расходов, т.е. К1 < К2 а С1 > С2, такие варианты редко бывают эффективными. Принимаются подобные варианты на основании расчета по методу минимальных приведенных затрат.
Новая техника вызывает повышение капитальных затрат и эксплуатационных расходов: К1 > К2 а С1 > С2, т.е. вариант неэффективен.
Могут быть и другие случаи: при К1 < К2 а С1 = С2, а также К1 = К2 а С1 < С2. Экономическая эффективность новой техники может определяться по методу приведенных минимальных затрат; при К1 = К2 а С1 = С2. Важное значение приобретает сравнение вариантов по натуральным и качественным показателям, а также по условиям труда и техники безопасности (повышение производительности труда и оборудования, уменьшение расхода материалов, надежность устройств и др.).
2. Расчет штата для сравниваемых вариантов
Расчет штата осуществляется на основании данных о технической оснащенности станции устройствами сигнализации централизации блокировки (СЦБ) и "Норматив численности" № 0-1257у для работников дистанции сигнализации и связи, железных дорог Российской Федерации, а для хозяйства движения и пути на основании "Типовых штатов". Нормативы численности зависят от категории железной дороги и вида стрелок (простые, перекрестные, с подвижным сердечником). Согласно исходных данных категория железной дороги, на которой расположена станция – 1, стрелки – простые. В курсовой работе рассматривается ситуация при которой планируется замена ручного управления стрелками на централизованное. Поэтому расчет штата выполняется для каждого из сравниваемых вариантов и для каждого из хозяйств на которых сказывается замена одних устройств управления стрелками на другие: хозяйство движения, хозяйство СЦБ и хозяйство пути.
2.1 Расчет штата при существующих устройствах
2.1.1 Хозяйство движения
Типовые штаты:
Начальник станции (ДС) – 1
Дежурный по станции (ДСП) – 4 (1 в смену)
При ручном управлении стрелками на станции организуются стрелочные посты из расчета 1 стрелочный пост на 5 – 7 стрелок. На каждые 2 – 3 стрелочных поста предусматривается старший дежурный по стрелочному посту.
Дежурный по стрелочному посту – 4 на каждый стрелочный пост (1 в смену).
Расчет
ДС – 1
ДСП – 4
Определяем количество стрелочных постов
(2.1.1) |
Определяем количество дежурных по стрелочному посту
(2.1.2) |
Определяем количество старших дежурных по стрелочному посту
(2.1.3) |
2.1.2 Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки
Нормативы численности:
Старший электромеханик (ШНС) – 1 на 6 электромехаников
Электромеханик (ШН) – 1 на 45 стрелок
Электромонтер (ШЦМ) – 1 на 70 стрелок
Расчет:
Определяем количество ШН
(2.1.4) |
Где нормШН – норма обслуживания для ШН
Определяем количество ШЦМ
(2.1.5) | |
Определяем количество ШНС
(2.1.6) | |
2.2 Расчет штата при проектируемых устройствах
2.2.1 Хозяйство движения
Нормативы численности:
ДС – 1
ДСП – 4 (1 в смену)
Оператор поста централизации (ДСПЦ) -4 (1 в смену)
Штат не рассчитываем, а принимается в соответствии с нормативами.
2.2.2 Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки
Нормативы численности:
Старший электромеханик | - 1 на 6 электромехаников |
Электромеханик | - 1 на 24 стрелки |
Электромонтер | - 1 на 35 стрелок |
Расчет:
Определяем количество ШН
(2.2.1) | |
Определяем количество ШЦМ
(2.2.2) | |
Определяем количество ШНС
(2.2.3) | |
2.2.3 Хозяйство пути
При проектируемых устройствах на станции вводится новая должность монтер пути по чистке стрелок (МП) из расчета 1 на 10 ч15 стрелок.
Расчет:
(2.2.4) | |
2.3 Расчет списочного штата
Штат, рассчитанный по всем хозяйствам, является явочным, т.е. такое количество людей должно являться на работу, чтобы выполнить запланированный объем работы в установленное время. Но, так как люди в течение года могут отсутствовать по различным причинам. Необходимо выполнить перевод в списочный штат используется коэффициент замещения, который принимаем по данным НОД1 следующих размеров:
Дежурный по станции | - 12,5 % |
Оператор поста централизации | - 13 % |
Дежурный по стрелочному посту и старший дежурный | - 18,9 % |
Электромеханик | - 12,5 % |
Электромонтер | - 17,6 % |
Монтер пути по чистке стрелок | - 17,6 % |
Перевод явочного штата в списочный штат выполняем в виде таблицы №1.
Таблица № 1 Перевод явочного штата в списочный
Наименование Хозяйства и должности | Существующая система | Проектируемая система | ||||||||
Явочный Штат Чяв. | Коэфф-т замещения, % | Дополнительный Штат Чяв.* Ксп. | Списочный штат | Явочный штат, Чяв. | Коэффициент Замещения, % | Дополнительный штат Чяв.*Ксп. | Списочный штат | |||
Чяв.+Чяв.* Ксп. | Чсп. | Чяв.+Чяв.* Ксп. | Чсп. | |||||||
Хозяйство движения | ||||||||||
Начальник станции |
1 | - | - | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 |
Дежурный по станции | 4 | 12,5 | 0,5 | 4,5 | 5 | 4 | 12,5 | 0,5 | 4,5 | 5 |
Оператор поста централизации | 4 | 14 | 0,56 | 4,56 | 5 | |||||
Старший деж. по стр. посту | 7 | 16,2 | 1,3 | 8,13 | 8 | - | - | - | - | - |
Деж. по стр. посту | 84 | 16,2 | 13,61 | 97,61 | 98 | - | - | - | - | - |
Итого | 96 | - | 15,24 | 111,24 | 112 | 9 | - | 1,06 | 10,06 | 11 |
Хозяйство СЦБ | ||||||||||
Старший электромеханик | 0,47 | - | - | 0,47 | 1 | 0,88 | - | - | 0,88 | 1 |
Электромеханик | 2,84 | 12,5 | 0,355 | 3,19 | 3 | 5,33 | 12,5 | 0,66 | 5,99 | 6 |
Электромонтер | 1,82 | 18,4 | 0,334 | 2,15 | 2 | 3,65 | 18,4 | 0,67 | 4,32 | 4 |
Итого | 5,13 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Хозяйство пути | ||||||||||
Монтер по очистке стрелок | - | - | - | - | - | 8,53 | 19,8 | 1,68 | 10,21 | 10 |
Итого | 8,53 | - | 1,68 | 10,21 | 10 |
3. Расчет сметной стоимости проектируемой системы
Капиталовложения – это затраты, направленные на создание новых и реконструкцию существующих основных фондов.
Перед началом любого строительства возникает вопрос "Сколько нужно денег, чтобы построить нужный объект?", на него нам поможет ответить схема, приведённая ниже:
Сметные документы составляются в следующей последовательности:
Сметная стоимость строительства определяется на основании объема работ и сметных документов. Все строительные работы делятся на: прямые и накладные.
Прямые (непосредственно связанные с выполнением строительно-монтажных работ) – это затраты на материалы, оборудование и строительно-монтажные работы. Объем работ по ним определяется по чертежам проекта, а расценки берутся из прайс-листов заводов изготовителей, строительно-монтажных организаций, ценников, прейскурантов и др.
Накладные – это затраты, связанные с процессом организации, проектирования. Управления строительством и т.д.
В курсовой работе для упрощения расчетов используем методику расчета по упрощенным показателям сметной стоимости (УПСС), при которой весь расчет сводится к составлению двух таблиц:
Расчет прямых затрат на строительство системы
Сводный сметно-финансовый расчет, в котором к прямым затратам добавляются накладные расходы и определяется общая сметная стоимость.
3.1 Расчет прямых затрат
Таблица №2 Расчет прямых затрат
Номера пунктов УПСС | Наименование работ и затрат | Единицы измерения | Количество | Сметная стоимость тыс. руб | |||||
Единичная | Общая | ||||||||
Строительные работы | Монтажные работы | Оборудование | Строительные работы | Монтажные работы | Оборудование | ||||
Устройства СЦБ | |||||||||
36 | ЭЦ станций при электротяге, с количеством стрелок свыше 100 | стрелка | 128 | 0,85 | 1,57 | 1,29 | 108,8 | 200,96 | 165,12 |
Двухсторонняя парковая связь на станциях с ЭЦ свыше 100 стрелок | |||||||||
106 | Напольные устройства | стрелка | 128 | 0,23 | 0,28 | - | 29,44 | 35,84 | - |
107 | Станционные устройства | стрелка | 128 | - | 0,03 | 0,55 | - | 3,84 | 70,4 |
Станционная распорядительная связь на станциях с ЭЦ свыше 100 стрелок | |||||||||
112 | Кабельные работы | стрелка | 128 | 0,06 | 0,09 | - | 7,68 | 11,52 | - |
113 | Станционные устройства | стрелка | 128 | - | 0,03 | 0,11 | - | 3,84 | 14,08 |
140 | Устройства поездной радиосвязи | станция | 1 | 0,64 | 0,96 | 0,79 | 0,64 | 0,96 | 0,79 |
153 | Электроснабжение | станция | 1 | 3,92 | 3,34 | 4,74 | 3,92 | 3,34 | 4,74 |
155 | Автоматическая очистка стрелок | стрелка | 128 | 0,24 | 0,07 | 0,36 | 30,72 | 8,96 | 46,08 |
Служебно-технические здания | |||||||||
169 | Пост ЭЦ строительным объемом до 3000 м3 | 100 м3 | 30 | - | 0,21 | 0,16 | 3,78 | 6,3 | 4,8 |
186 | Трансформаторная подстанция | здание | 2 | 11,6 | 2,8 | 13 | 23,2 | 5,6 | 26 |
СФР | Постройка компрессорной с установкой компрессора и электросилового оборудования | 1 компрессорная | 1 | 12,8 | 2,6 | 2,3 | 12,8 | 2,6 | 2,3 |
Таблица №3 Расчет сметной стоимости строительства ЭЦ на станции – сводная смета
Обоснование цен | Наименование работ и затрат | Единица измерения | Количество | Сметная стоимость тыс. рублей | |||||
Строительные работы | Монтажные работы | Оборудование | Прочие затраты | Общая стоимость | Средняя стоимость 1 стрелки | ||||
36 | Глава 5 | ||||||||
Устройства СЦБ | Стрелки | 128 | |||||||
Электрическая централизация (ЭЦ) станции при электротяге с количеством стрелок свыше 100 | 108,8 | 200,96 | 165,12 | - | 477,88 | 3,71 | |||
Двухсторонняя парковая связь на станции с ЭЦ свыше 100 стрелок | |||||||||
106 | Напольные устройства | Стрелка | 128 | 29,44 | 35,84 | - | - | 65,28 | 0,51 |
107 | Станционные устройства | Стрелка | 128 | - | 3,84 | 70,4 | - | 72,24 | 0,58 |
Станционная распорядительная связь на станциях с ЭЦ свыше 100 стрелок | |||||||||
112 | Кабельные работы | Стрелка | 128 | 7,68 | 11,52 | - | - | 19,2 | 0,15 |
113 | Станционные устройства | Стрелка | 128 | - | 3,84 | 14,08 | 17,92 | 0,14 | |
140 | Устройства поездной радиосвязи на станции | Станция | 1 | 0,64 | 0,96 | 0,79 | - | 2,39 | 0,017573 |
Глава 5 Устройства СЦБ |
|||||||||
УПСС | Строительство ЭЦ на станции | ||||||||
36 | ЭЦ станции при электротяге с количеством стрелок свыше 100 | 1 стрелка | 128 | 108,8 | 200,96 | 165,12 | - | 477,88 | 3,71 |
Двухсторонняя парковая связь на станции с ЭЦ свыше 100 стрелок | |||||||||
106 | Напольные устройства | 1 стрелка | 128 | 29,44 | 35,84 | - | - | 65,28 | 0,51 |
107 | Станционные устройства | 1 стрелка | 128 | - | 3,84 | 70,4 | - | 72,24 | 0,58 |
Станционная распорядительная связь на станциях с ЭЦ свыше 100 стрелок | |||||||||
112 | Кабельные работы | 1 стрелка | 128 | 7,68 | 11,52 | - | - | 19,2 | 0,15 |
113 | Станционные устройства | 1 стрелка | 128 | - | 3,84 | - | 17,92 | 0,14 | |
140 | Устройства поездной радиосвязи на станции | 1 стрелка | 128 | 0,64 | 0,96 | 0,79 | - | 2,39 | 0,018 |
153 | Электроснабжение ЭЦ | 1 стрелка | 128 | 3,92 | 3,34 | 4,74 | - | 12 | 0,093 |
155 | Автоматическая очистка стрелок | 1 стрелка | 128 | 30,72 | 8,96 | 46,08 | - | 85,76 | 0,67 |
Служебно-технические здания | |||||||||
169 | Пост ЭЦ строительным объемом до 3000 м3 | 1 стрелка | 128 | 113,4 | 6,3 | 4,8 | - | 124,5 | 0,97 |
186 | Трансформаторная подстанция | 1 стрелка | 128 | 23,2 | 5,6 | 26 | - | 54,8 | 0,428 |
СФР | Постройка компрессорной с установкой компрессоров и электросилового оборудования | 1 стрелка | 128 | 12,8 | 2,6 | 2,3 | - | 17,7 | 0,138 |
Итого по главе 5 | 1 стрелка | 330,6 | 283,76 | 334,31 | - | 2948,67 | 7,38 | ||
Глава 10 | |||||||||
СНиП IV-9-82 |
Временные разбираемые здания и сооружения, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ – 3,4% | 1 стрелка | 128 | 11,2404 | 9,64784 | - | - | 20,888 | 0,163 |
Итого по главам с 5 по 10 | 1 стрелка | 341,8404 | 293,4078 | 334,31 | - | 969,558 | 7,543 |
НДЗ-84 |
Глава 11 Прочие затраты Затраты связанные с удорожанием работы в зимнее время – 3% |
1 стрелка | 128 | 10,255212 | 8,802234 | - | - | 19,057 | 0,148 |
Итого по главам с 5 по 11 | 1 стрелка | 352,0956 | 302,2003 | 334,31 | - | 988,61563 | 7,723 | ||
Постановление Госстроя СССР №79 от 25.05.84 |
Глава 12 Технический и авторский надзор Содержание дирекции строящихся предприятий, включая технический надзор – 0,7% |
1стрелка | 128 | - | - | - | 6,9203 | 6,9203 | 0,054 |
Постановление Госстроя СССР №83 от 30.05.83 | Авторский надзор за строительством – 0,2% | 1 стрелка | 128 | - | - | - | 1,977 | 1,977 | 0,0154 |
Итого по главе 12 | 1 стрелка | - | - | - | 8,897 | 889,754 | 0,069 | ||
СФР ГТСС |
Глава 13 Проектные и изыскательские работы – 10% |
1 стрелка | 128 | - | - | - | 65,430 | 65,430 | 0,511 |
Итого по главам с 1 по 13 | 1 стрелка | 352,0956 | 302,21003 | 334,31 | 74,328 | 1062,943 | 8,304 | ||
МДС 81-1.99 |
Непредвиденные расходы | 1 стрелка | 128 | 10,562868 | 9,0663 | 10,0293 | 2,229 | 31,948 | 0,849 |
Итого по сводной смете | 1 стрелка | 128 | 362,658468 | 311,27633 | 344,3393 | 76,558 | 1094,892 | 8,554 | |
Итого по сводной смете с учетом индексации расценок | 1 стрелка | 128 | 9973,10787 | 8560,099 | 10636,640977 | 1579,390 | 30749,238 | 240,228 | |
НДЗ-84 | В том числе возвратные суммы в размере 15% от суммы по главе 10 | - | 128 | - | - | - | - | 86,163 | 4,125 |
Примечание.
В таблице использованы следующие сокращения:
СНиП – строительные нормы и правила;
НДЗ-84 – нормы дополнительных затрат 1984 г.;
СФР – сметно-финансовый расчет;
МДС – методические указания по определению стоимости строительства;
ГТСС – Государственный институт проектирования устройств сигнализации и связи на транспорте;
УПСС – укрупненные показатели сметной стоимости.
3.2 Сводный сметно-финансовый расчет строительства проектируемой системы
Показатели:
1 Количества стрелок на станции | 128 |
2 Сметная стоимость, тыс. руб. | 34284,7 |
В том числе: | |
2.1 Строительные работы, тыс. руб. | 8209,463 |
2.2 Монтажные работы, тыс. руб. | 10973,19 |
2.3 Оборудование, тыс. руб. | 13162,89 |
2.4 Прочие затраты,. тыс. руб | 1647,64 |
3 Возвратные суммы, тыс. руб. | 89,178 |
4 Средняя стоимость одной стрелки, тыс. руб. | 202,3404 |
3.3 Расчет стоимости строительства существующей системы на станции
Расчет стоимости существующей системы маршрутно-контрольных устройств (МКУ) выполняем упрощенным способом по средней стоимости одной стрелки по данным УПСС
(3.3.1) |
Где, К1МКУ – средняя стоимость одной стрелки в зависимости от рода тяги, тыс. руб.
Согласно исходным данным вид тяги на рассматриваемой станции – электротяга:
К1МКУ = 133 тыс.руб.
тыс. руб.
4. Расчет эксплуатационных расходов для сравниваемых систем
4.1 Эксплуатационные расходы и их структура
Эксплуатационные расходы дистанций сигнализации и с вязи – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на осуществление производственного процесса; это один из важнейших экономических показателей работы предприятия, характеризующий уровень использования всех ресурсов, находящихся в его распоряжении.
План эксплуатационных расходов составляем по статьям элементам затрат. Расходы хозяйств по отдельным работам. Производственным операциям или нескольким близким однородным операциям или нескольким близким однородным операциям объединяют в соответствующие статьи расходов, которым присваивается определенный номер, например, автоблокировка – 2302; диспетчерская централизация – 2303; электрическая централизация – 2304; устройства контроля состояния подвижного состава на перегоне – ПОНАБ, ДИСК, КТСМ – 2305.
В целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящий в эксплуатационные расходы, на железнодорожном транспорте применяется поэлементная классификация эксплуатационных расходов, в соответствии с которой все затраты группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
материальные затраты, в том числе: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты;
амортизация основных фондов;
прочие затраты.
Соотношение отдельных элементов эксплуатационных расходов к их общей величине, принятой за 100 процентов, принято называть структурой.
4.2 Расчет элементов эксплуатационных расходов
В целях анализа учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в эксплуатационные расходы на железнодорожном транспорте применяется поэлементная классификация эксплуатационных расходов, в соответствии с которой все затраты группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:
Расходы на оплату труда
Единый социальный налог
2.1 Отчисления в пенсионный фонд
2.2 Отчисления на медицинское страхование
2.3 Отчисления на социальное страхование
2.4 Отчисления в фонд страхования от травматизма и профессиональных заболеваний
Материальные затраты
Расходы на материалы
Расходы на топливо
Расходы на электроэнергию
Прочие материальные затраты
Амортизация основных фондов
Прочие затраты
В курсовой работе для упрощения расчетов часть элементов эксплуатационных расходов планируется исходя из расхода на одну техническую единицу (т.е.) и количества технических единиц. Для этого необходимо стрелки при МКУ и ЭЦ перевести в технические единицы. Перевод выполняем по следующей формуле:
, |
(4.1) |
где ИЗМ – измеритель для заданного вида устройств, 10 стрелок
- количество технических единиц на измеритель.
Для ЭЦ – 1,4 технических единиц
Для МКУ – 0,66 технических единиц
Измеритель и число технических единиц на измеритель берутся из указания № М-2896у в зависимости от категории железной дороги,
тех. ед.
тех. ед.
4.3 Расходы на оплату труда
Форма оплаты труда в ШЧ – повременная, система оплаты труда – повременно-премиальная. Для начисления заработной платы необходимо знать:
Разряды квалификации работников
Соответствующие им тарифные ставки за час или месяц
Отработанное время (время принимается при 40 часовой рабочей недели, в часах это составляет 166,75 часа)
Так как заработок работника складывается из постоянной и переменной части (постоянная – заработок по тарифу, переменная – различного рода доплаты), то необходимо при планировании фонда оплаты труда предусмотреть доплаты:
Премия – ее размер устанавливается "Положением о премировании"
Начальник станции | 25% |
Дежурный по станции | 25% |
Оператор поста централизации | 25% |
Старший электромеханик | 25% |
Электромеханик | 25% |
Дежурный по стрелочному посту | 40% |
Старший дежурный по стрелочному посту | 40% |
Электромонтер СЦБ | 40% |
Монтер по чистке стрелок | 70% |
Доплата за выслугу лет принимается самостоятельно:
Лет | Доплата | |
Начальник станции | 16 | 20% |
Дежурный по станции | 11 | 15% |
Оператор поста централизации | 15 | 15% |
Старший электромеханик | 25 | 25% |
Электромеханик | 10 | 10% |
Дежурный по стрелочному посту | 15 | 15% |
Старший дежурный по стрелочному посту | 8 | 10% |
Электромонтер СЦБ | 5 | 8% |
Монтер по чистке стрелок | 7 | 10% |
Доплата по районному коэффициенту – для Омска 15% начисляется на сумму заработка по тарифу, премию и выслугу лет.
Доплата МПС – согласно постановлению №948 МПС для работников Урала, Сибири и Дальнего Востока 20% от заработка по тарифу.
В течение года есть работники СЦБ работающие в ночное или праздничное время
Доплата за работу в праздничные дни – в году 13 праздничных дней, следовательно. Доплата за работу в праздничные дни составляет от годового фонда заработной платы по тарифу.
Доплата за работу в ночные часы – устанавливается в размере 40% от часовой тарифной ставки. Ночным считается время с 2200 до 600, что составляет 8 часов (1/3 суток, следовательно, доплата будет равна от годового фонда заработной платы по тарифу).
Размер средств на индексацию заработной платы в течение года – 18%
Резерв средств на плату отпусков – 8%
Таблица №4 Разряды квалификации, тарифные ставки
Наименование профессии | МКУ | ЭЦ | ||
Разряд квалификации |
Оклад, часовая тарифная ставка, руб. |
Разряд квалификации |
Оклад, часовая тарифная ставка, руб. | |
Хозяйство движения | ||||
ДС | 12 | 10391 | 14 | 12810 |
ДСП | 8 | 6753 | 10 | 7392 |
ДСПЦ | - | - | 5 | 4934 |
Старший дежурный по стрелочному посту | 4 | 4644 | - | - |
Дежурный по стрелочному посту | 3 | 3715 | - | - |
Хозяйство СЦБ | ||||
ШНС | 9 | 6733 | 11 | 8321 |
ШН | 7 | 6231 | 9 | 7121 |
ШЦМ | 4 | 4218 | 6 | 4953 |
Хозяйство пути | ||||
Монтер пути по чистке стрелок | - | - | 3 | 3715 |
В связи с тем, что в течение года часть работников отсутствует по причине болезни за это время получают пособия по временной нетрудоспособности которое выплачивается не из фонда оплаты труда, а за счет средств фонда социального страхования, то рассчитанный фонд труда может быть уменьшен в среднем на 2%. Для расчета заработной платы необходимо знать разряды квалификации и соответствующие тарифные ставки за месяц или год.
Таблица №5 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству движения при сравниваемых системах
Состав бригады | Существующая система (МКУ) | |||||||||
Разряд квалификации | Количество человек | Оклад, часовая тарифная ставка | Заработок по тарифу | Доплаты | Фонд оплаты труда | |||||
Премия | Выслуга | РК | МПС | В месяц | В год | |||||
Хозяйство движения | ||||||||||
ДС | 12 | 1 | 10391 | 10391 | 2597,75 | 2078,2 | 1870 | 2078,2 | 19015,15 | 228181,8 |
ДСП | 8 | 4 | 6753 | 27012 | 1688,25 | 1012,95 | 1164,8 | 1350,6 | 47878,4 | 574540,8 |
ДСПЦ | - | - | - | |||||||
Старший дежурный по стрелочному посту | 4 | 8 | 4644 | 37152 | 1857,6 | 928,8 | 696,6 | 928,8 | 72446,4 | 869356,8 |
Дежурный по стрелочному посту | 3 | 98 | 3715 | 364070 | 1486 | 557,25 | 557,25 | 743 | 691733 | 8300796 |
Итого | 111 | 25503 | - | - | - | - | - | 831072,95 | 9972875,4 | |
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% | 111 | 1326392,428 | ||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% | 111 | 355034,364 | ||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% | 111 | 1795117,5 | ||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% | 111 | 797830,032 | ||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% | 111 | 199457,5 | ||||||||
Итого | 111 | 4473831,824 |
Таблица №6 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству движения при сравниваемых системах
Состав бригады | Существующая система (ЭЦ) | |||||||||
Разряд квалификации | Количество человек | Оклад, часовая тарифная ставка | Заработок по тарифу | Доплаты | Фонд оплаты труда | |||||
Премия | Выслуга | РК | МПС | В месяц | В год | |||||
Хозяйство движения | ||||||||||
ДС | 14 | 1 | 12810 | 12810 | 3202,5 | 2562 | 1921,5 | 2562 | 23058 | 276696 |
ДСП | 10 | 4 | 7392 | 36960 | 1848 | 1108,8 | 110808 | 1478,4 | 64680 | 776160 |
ДСПЦ | 5 | 5 | 4934 | 24670 | 740,1 | 740,1 | 740,1 | 986,8 | 40705,5 | 488466 |
Старший дежурный по стрелочному посту | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Дежурный по стрелочному посту | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Итого | 11 | 25136 | 74440 | 5790,6 | 4410,9 | 3770,4 | 5027,2 | 128443,5 | 1541322 | |
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% | 204995,8 | |||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% | 54871,06 | |||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% | 277437,96 | |||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% | 123305,76 | |||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% | 30826,44 | |||||||||
Итого | 691437,02 |
Таблица №7 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству СЦБ при сравниваемых системах
Состав бригады | Существующая система (МКУ) | |||||||||
Разряд квалификации | Количество человек | Оклад, часовая тарифная ставка | Заработок по тарифу | Доплаты | Фонд оплаты труда | |||||
Премия | Выслуга | РК | МПС | В месяц | В год | |||||
Хозяйство СЦБ | ||||||||||
ШНС | 9 | 1 | 6773 | 6733 | 1693,25 | 1693,25 | 1015,95 | 1354,6 | 12530,05 | 130360,6 |
ШН | 7 | 3 | 6231 | 18693 | 1557,75 | 623,1 | 934,65 | 1246,2 | 31778,1 | 381337,2 |
ШЦМ | 4 | 2 | 4218 | 8436 | 1687,2 | 337,44 | 632,7 | 843,6 | 15437,88 | 185254,56 |
Итого | 6 | 17222 | 716952,36 | |||||||
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% | 95354,663 | |||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% | 25523,5 | |||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% | 129051,42 | |||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% | 57356,19 | |||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% | 143390,47 | |||||||||
Итого | 1167628,6 |
Таблица №8 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству СЦБ при сравниваемых системах
Состав бригады | Существующая система (ЭЦ) | |||||||||
Разряд квалификации | Количество человек | Оклад, часовая тарифная ставка | Заработок по тарифу | Доплаты | Фонд оплаты труда | |||||
Премия | Выслуга | РК | МПС | В месяц | В год | |||||
Хозяйство СЦБ | ||||||||||
ШНС | 11 | 1 | 8321 | 8321 | 2080,25 | 2080,25 | 1248,15 | 1664,2 | 15393,85 | 184726,2 |
ШН | 9 | 6 | 7121 | 42726 | 1780,25 | 712,1 | 1068,15 | 1424,2 | 12105,7 | 145268,4 |
ШЦМ | 6 | 4 | 4953 | 19812 | 1981,2 | 396,24 | 742,95 | 990,6 | 9063,99 | 108767,88 |
Итого | 11 | 20395 | 224345 | 438762,48 | ||||||
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% | 58355,4 | |||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% | 15619,9 | |||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% | 78977,2 | |||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% | 35101 | |||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% | 8775,2 | |||||||||
Итого | 635591,18 |
Таблица №9 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству пути при сравниваемых системах
Состав бригады | Существующая система (ЭЦ) | |||||||||
Разряд квалификации | Количество человек | Оклад, часовая тарифная ставка | Заработок по тарифу | Доплаты | Фонд оплаты труда | |||||
Премия | Выслуга | РК | МПС | В месяц | В год | |||||
Хозяйство пути | ||||||||||
Монтер пути по чистке стрелок | 3 | 10 | 3715 | 37150 | 2600,5 | 371,5 | 557,25 | 743 | 79872,5 | 988470 |
Итого | 10 | 3715 | 37150 | 2600,5 | 371,5 | 557,25 | 743 | 79872,5 | 958470 | |
Резерв средств на оплату ночных часов – 13,3% | 127476,51 | |||||||||
Резерв средств на оплату праздничных дней – 3,56% | 34121,532 | |||||||||
Резерв средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% | 172524,6 | |||||||||
Резерв средств на оплату отпускников – 8% | 76677,6 | |||||||||
Уменьшение годового фонда оплаты труда в связи с наличием больных – 2% | 19169,4 | |||||||||
Итого | 1388439,642 |
Результаты всех расчетов, выполненных в данном разделе сводим в таблицу №10
Таблица №10 Эксплуатационные расходы при сравниваемых системах
Наименование элементов эксплуатационных расходов | МКУ | ЭЦ | ||
Величина элемента | Величина элемента | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
1. Расходы на оплату труда | 5641460,424 | 2715467,842 | ||
2. Отчисление на социальные нужды | ||||
2.1 Единый социальный налог | 1506269,933 | 26,7 | 725029,913 | 26,7 |
Отчисления в пенсионный фонд | 1128292,085 | 20 | 543093,568 | 20 |
Отчисления в фонд социального страхования | 180526,733 | 3,2 | 86894,971 | 3,2 |
Медицинское освидетельствование | 157960,892 | 2,8 | 76033,1 | 2,8 |
2.2 Отчисления в фонд помощи пострадавшим от травматизма | 39490,222 | 0,7 | 19008,275 | 0,7 |
3. Материальные затраты | 36,172 | 0,2 | 76,736 | 1,01 |
3.1 Материалы | 23,232 | 0,14 | 49,28 | 0,7 |
3.2 Электроэнергия | 11,283 | 0,051 | 23,936 | 0,35 |
3.3 Топливо | 0,993 | 0,005 | 2,112 | 0,03 |
3.4 Прочие материальные затраты | 0,663 | 0,004 | 1,408 | 0,02 |
4. Амортизация | 474,08 | 2,8 | 1199,54 | 17,6 |
5. Прочие затраты | 1802,956 | 11 | 645,095 | 9,03 |
Итого: | 16590,38 | 100 | 7029,717 | 100 |
5. Расчет приведенных затрат для сравниваемых систем
Приведенные затраты – это сумма капитальных вложений и годовых эксплуатационных расходов, приведенных к одинаковому периоду времени при помощи нормативного коэффициента эффективности (ЕН) или нормативного срока окупаемости (ТН), которые связаны между собой обратной зависимостью . Е=0,15
Лучшим из сравниваемых вариантов является тот, для которого приведенные затраты минимальны, при условии равенства объемов работ сравниваемых вариантов.
Расчет приведенных затрат выполняется по формуле,
(5.1) | |
(5.2) |
Где К – сметная стоимость сравниваемых систем (КСУЩ; КПР), тыс. руб.
СЭКСП – годовые эксплуатационные расходы для сравниваемых систем Ссущ. эксп; Спр. эксп, тыс. руб.
ЭпривМКУ=
ЭпривЭЦ=
6. Расчет удельных приведенных затрат для сравниваемых систем
Сравниваемые системы обеспечивают разную пропускную способность станции за счет разного времени приготовления маршрутов. Согласно задания, расчетный размер при существующей и проектируемой системе составляет следующие значения:
Nсущ=54 пар поездов в сутки
Nпр=106 пар поездов в сутки
Следовательно, рассчитанные в пункте №5 приведенные затраты – это затраты на разные объемы работы и для того чтобы сравнение их стало возможным необходимо привести их к одинаковому объему работы, например к 1 паре поездов в сутки.
Приведенные затраты, рассчитанные на 1 пару поездов в сутки называются удельными приведенными затратами и рассчитываются по формулам:
Из расчетов видно, что лучшим из сравниваемых вариантов является проектируемая система т.к. её удельные приведенные затраты минимальны.
7. Расчет эффективности и срока окупаемости и оценка эффективности внедрения новых устройств
Определить эффективность предлагаемого варианта можно путем расчета срока окупаемости и коэффициента сравнительной экономической эффективности, которая определяется по формулам:
(7.1) | |
(7.2) |
ЕН=0,15
ТН=6,6
Полученные значения коэффициента эффективности и срока окупаемости сравниваем с нормативами и если выполняется условие ЕіЕН; Т≤ТН, то внедрение предлагаемой системы экономически выгодно.
1,6>0,15; 0.59<6,6
Список используемой литературы
Электронный учебник по экономике
Карпов И.В., Климович С.Г., Хляпова Л.И. Экономика организации и планирования хозяйства сигнализации и связи. – М.: ЖЕЛДОР ИЗДАТ, 2002. – 436 с.
Скляренко В.К., Прудников В. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 207 с.
Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 303 с.
Указания МПС №О-1257у. О введении нормативов численности работников дистанции сигнализации и связи железной дороги. – М.: МПС, 1998
Указания М-184у. Об определении групп предприятия для установления разрядов оплаты труда М.: МПС, - 2001
Укрупненные показатели сметной стоимости.
Отраслевая единая тарифная сетка об оплате труда работников железнодорожного транспорта.