Рефетека.ру / Транспорт

Контрольная работа: Расчет экономической эффективности внедрения системы счета осей на однопутном перегоне

1.Общие положения по определению экономической эффективности капитальных вложений на железнодорожном транспорте


Эффектом называется непосредственный производственный, полезный конечный результат, полученный от внедрения того или иного мероприятия. Эффект может быть измерен величинами показателей, повышением техники безопасности труда и т. д. достижение эффекта требует определенных затрат труда и средств на усиление мощности, на прирост производственных основных и оборотных средств. Затратами могут быть годовые эксплуатационные расходы, капитальные единовременные вложения и т. д.

Эффективностью называется отношение величины эффекта технического, экспллуатационного или экономического к величинне ззатрат, обуславливающих получение этого эффекта.

Могут быть два вида эффективности:

технико-эксплуатационная;

обобщающая экономическая (абсолютная или относительная, сравнительная).

Технико-эксплуатационная эффективность характеризуется отношением технического или эксплуатационного эффекта в виде улучшения технического параметра или качественного показателя к трудовым или стоимостным затратам.

Технико-эксплуатационная эффективность можеет характеризоваться величиной отношения эффекта (улучшения одного технического или экплуатационного параметра–показателя) к увеличению дополнительных затрат дддругого технического параметра-показателя, вызвавшего дополнительнный полезный технический эффект.

Экономическая эффективность выражается уровнем рентабельности, коэффициентом эффективности, величиной фондоотдачи и др.

Относительная (сравнительная) эффективность исчисляется лишь при выборе двух и более вариантов решения определенной производственной или хозяйственной задачи.

В данном проекте, методом сравнительной эффективности, решается производственная задача по внедрению экономически выгодного типа устройств СЦБ (полуавтоматической блокировки или системы счета осей) для проектируемого однопутного участка железной дороги.

Сравнительная экономическая эффективность определяется по приведенным затратам Эп (сумме годовых приведенных строительных и эксплуатационных расходов). При этом наилучшим по денежным показателям является вариант, обеспечивающий минимум величины Эп, т.е.

Эп = Кi*Ен + Сi, (4.1)

где Кi – капитальные вложения по каждому сравниваемому варианту с учетом изменеий оборотных средств народного хозяйства;

Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, принимаемый 0,1;

Сi – эксплуатационные расходы по каждому варианту

2. Расчет капитальных вложений


Важным стоимостным показателем эффективности являются капитальные вложения для создания и приобретения основных фондов (подвижного состава, зданий, сооружений, силовых установок и т.д.). В капитальные вложения при сравнениях включаются все денежные затраты в строительство новых, расширение, реконструкцию, модернизацию действующих основных фондов. Расчеты капитальных вложений производятся по нормативам, ценникам и прейскурантам, а в строительстве распределяются по главам смет и сметно-финансовых расчетов. Основными частями капитальных вложений являются затраты производственного назначения на строительные работы, приобретение оборудования, подвижного состава, механизмов и машин, включая и монтаж, а также стоимость проектных и изыскательных работ.

Некоторые плановые мероприятия при расчете их эффективности требуют учета не только прямых капитальных затрат, но и затрат сопряженных, т.е. затрат в другие отрасли народного хозяйства, вызванных внедрением данного варианта.

Анализируются в расчетах и затраты в сопутствующие работы, т.е. в работы, без которых внедряемое мероприятие не достигает эффекта. Эти работы в своем большинстве имеют самостоятельное технико-экономическое значение, и эффективность их, как правило, определяется отдельно.

Эффект от сопутствующих работ суммируется с эффектом мероприятия, вызвавшего эти работы, в случае, когда они осуществляются по сметам основного мероприятия.

Общей суммой капитальных затрат обычно пользуются при сравнениях вариантов с одинаковым объемом перевозок или продукции.

Суммарная экономия общих капитальных вложений по вариантам складывается из экономии прямых затрат, связанных только с выбором данного варианта, и при необходимости полных затрат, т.е. затрат с учетом сопутствующих и сопряженных.

На основании укрупненных норм капитальные затраты на один километр пути в устройства СЦБ составляют:

для полуавтоматической блокировки - 126000 грн;

для системы счета осей - 86000 грн.

Для проектируемого однопутного перегона длиной 20 км капитальные вложения составят:

При полуавтоматической блокировке КПАБ = 2520000 грн;

При системе счета осей КССО = 1720000 грн.

3. Расчет эксплуатационных расходов


Важным стоимостным показателем эффективности являются текущие (эксплуатационные) расходы. Они обычно рассчитываются на исходный или конечный расчетный год или на тот и другой, а иногда суммарные за весь расчетный срок. В данном проекте к ним относятся эксплуатационные расходы, которые зависят от данных устройств СЦБ. Тип устройств СЦБ определяет затраты на ремонт и амортизацию, содержание штата занятого управлением стрелками и сигналами (сигналистов, дежурных по станции).

Таким образом, эксплуатационные расходы С по каждому варианту

Сi = Сзп + Сшч + Сн + Смэ + Сам, (3.1)

где Сзп – фонд заработной платы рабоникам хозяйств: движения и пути;

Сшч – фонд заработной платы работникам хозяйства сигнализации и связи;

Сн – отчисления на социальное страхование работникам хозяйств: движения, пути, сигнализации и связи;

Смэ – расходы на материалы, запасные части, электроэнергию и прочие затраты;

Сам – амортизационные отчисления от стоимости устройств автоматики и связи.


3.1 Расчет фондов заработной платы


Основные задачи планирования труда и заработной платы заключаются в обеспечении роста производительности труда; обеспечении рационального соотношения в численности персонала, занятого непосредственно на производстве, обслуживании и в управлении; стимулирования работы каждого работающего и коллектива в целом; обеспечении потребности предприятия в кадрах необходимой квалификации.

Вновь вводимые устройства автоматики вносят значительные изменения в расходы на содержание эксплуатационного штата. Так, при более совершенных устройствах СЦБ штат работников хозяйств локомотивного и движения уменьшается, но при этом несколько увеличивается штат технических работников хозяйства сигнализации и связи.

Расчет годового фонда заработной платы работникам хозяйств движения и пути Сзп, а также работникам хозяйства сигнализации и связи Сшч может быть произведен по формуле

Сзп или Сшч = 12е(Чi*Зi*(1 + К1i)*(1 + К2i)), (3.1.1)

где Чi – численность работников каждой должности;

Зi – месячный тарифный оклад работника каждой должности;

К1i – доля премий о доплат за работу в ночное время, праздничные дни и др.;

К2i – доля дополнительной заработной платы (в основном оплата отпуска), от всей начисленной заработной платы.

Значения К1i принимаются:

для работников станций и монтеров пути – 0,35;

для работников дистанций СЦБ и связи – 0,42.

Значения К2i принимаются:

для работников станций и монтеров пути – 0,06;

для работников дистанций СЦБ и связи – 0,07.

Расчет штата по службе движения производится с учетом наличия двух станций IV-го класса. По нормам обслуживания на станциях принимается:

один начальник станции – месячный оклад 400 грн;

четыре дежурных по станции – месячный оклад каждого 300 грн;

один монтер пути по очистке стрелок – месячный оклад 180 грн.

Сзп = 12*[2*400*(1 + 0,35)*(1 + 0,06) + 8*300*(1 + 0,35)*(1 + 0,06) + 2*180*(1 + 0,35)*(1 + 0,06)] = 40525,92 грн.

В любой электронной или электрической системе процесс отыскания ее неисправностей и выявления причин отказов является наиболее сложным и трудоемким. При этом, зачастую, определяющим фактором является опыт и квалификация обслуживающего персонала. В полной мере это относится и к электронной аппаратуре системы счета осей, которую обслуживает эксплуатационный штат работников, обслуживающий участки, оборудованные устройствами полуавтоматической блокировки.

Поэтому, эксплуатационный штат работников, обслуживающий полуавтоматическую блокировку и систему счета осей при электрической централизации стрелок на промежуточных станциях, составит:

а). один электромеханик I-ой группы – месячный оклад 280 грн;

б). один электромонтер 6-го разряда – месячный оклад 150 грн.

СШЧ = 12*[1*280*(1 + 0,42)*(1 + 0,07) + 1*150*(1 + 0,42)*(1 + 0,07)] = =7840,08 грн.


3.2 Расчет отчислений на социальное страхование


Суммы отчислений на социальное страхование расчитываются в размере 37,5% от годового фонда заработной платы (основной и дополнительной) по формуле

Сн = 0,375* Сзп или 0,375* Сшч. (3.2.1)

Отчисления на социальное страхование для работников хозяйства движения, пути, сигнализации и связи при полуавтоматической блокировке и устройстве системы счета осей составят:

Cн = 0,375*40525,92 +0,375*7840 = 18137,22 грн.


3.3 Расчет амортизационных отчислений


Основные средства промышленного железнодорожного транспорта в процессе их использования постепенно изнашиваются. Физический износ наступает как в результате эксплуатации основных средств, так и в период нахождения их в запасе и на консервации.

Физический износ действующих основных фондов (средств) зависит от ряда факторов:

качества технических средств;

степени их загрузки;

особенности технологических процессов;

степени защиты от внешних условий и агрессивных сред;

качество ухода;

уровень квалификации рабочих и их отношение к техническим средствам.

Бездействующие фонды изнашиваются под действием атмосферных явлений и внутренних процессов, происходящих в материалах, из которых они изготовленны.

Основные средства, подвергаясь в процессе эксплуатации физическому износу, теряют ежегодно часть своей стоимости, равной той ее величине, которая перенесена на стоимость продукции, произведеной в течении года.

Технические средства предприятия подвергаются не только физическому, но и моральному износу. Моральный износ наступает вследствие появления более производительной и экономичной техники.

В период эксплуатации основных средств наступает момент, когда их необходимо ремонтировать, модернизировать или заменять новыми. Для ремонта старой или приобретения новой техники необходимы денежные средства. Они накапливаются в процессе эксплуатации основных фондов, так как часть их стоимости переносится на производимую продукцию. Накапливаемая часть стоимости основных фондов включается в эксплуатационные расходы на производство этой продукции в ввиде аммортизации.

Величина стоимости, включаемая посредством амортизации в годовые эксплуатационные расходы предприятия промышленного железнодорожного транспорта, представляет собой амортизационные отчисления.

Расходы на амортизационные отчисления расчитываются как произведение стоимости вводимых устройств СЦБ на установленную норму амортизации.

Сам = Кi*а. (3.3.1)

Нормы амортизации устанавливаются по каждому виду основных фондов. Величины этих норм утверждаются в таких размерах, чтобы полученные по ним отчисления от первоночальной стоимости основных фондов соответствовали их физическому и моральному износу. Излишние отчисления завышают себестоимость перевозок, а недостаточные ведут к ухудшению состояния основных фондов, к работе на повышенный износ и нарушению их воспроизводства.

Норма амортизационных отчислений от стоимости устройств для полуавтоматической блокировки равна 4,6%.

Норма амортизационных отчислений для системы счета равна 5,3%.

При полуавтоматической блокировке амортизационные отчисления составят:

Сам = 2520000*0,046 = 115920 грн.

При системе счета осей амортизационные отчисления составят:

Сам = 1720000*0,053 = 91169 грн.


3.4 Расчет расходов на материалы, запасные части, электроэнергию и прочие затраты


Расходы на материалы и запасные части определяются в размере 1,5% от стоимости вводимых устройств СЦБ.

Расходы на электроэнергию принимают в размере 0,2% от стоимости вводимых устройств СЦБ.

Прочие расходы (по обновлению технической документации, командировочные, оплату различных услуг и др.) принимают в размере 3% от раходов на заработную плату работникам хозяйства сигнализации и связи.

Отсюда:

Смэ = 0,015*Кi + 0,002* Кi + 0,03*Сшч. (4.3.4.1)

Для полуавтоматической блокировки расходы на материалы, запасные части, электроэнергию и прочие затраты составят:

Смэ = 0,015*2520000 + 0,002*2520000 + 0,03*7840 = 43075,2 грн.

Для системы счета осей расходы на материалы, запасные части, электроэнергию и прочие затраты составят:

Смэ = 0,015*1720000 + 0,002*1720000 +0,03*7840 = 29475,2 грн.


Вывод:


Затраты на эксплуатационные расходы при полуавтоматической блокировке составят:

СПАБ = 40525,92 + 7840 + 115920 + 43075,2 + 18137,22 = 225498,34 грн.

Затраты на эксплуатационные расходы при устройстве счеат осей составят:

СССО = 40525,92 + 7840 + 91160 + 29475,2 + 18137,22 = 187138,34 грн.

4. Расчет приведенных строительно-эксплуатационных затрат и годового экономического эффекта


Определив капитальные вложения и эксплуатационные расходы, расчитываются приведенные затраты Эп.

Приведенные затраты для полуавтоматической блокировки:

Эп = 2520000*0,1 + 225498,34 = 450498,34 грн.

Приведенные затраты для устройства системы счета осей:

Эп = 1720000*0,1 + 187138,34 = 359138,34 грн.

Годовой экономический эффект Эг, обеспечиваемый экономически эффективным вариантом, определяется по формуле:

Эг = (Кi* Ен + Сi) - (Кэ* Ен + Сэ), (4.1)

где Кэ – капитальные вложения по экономически эффективному вариант;

Сi – годовые эксплуатационные расходы по экономически эффективному варианту.

Эг = (2520000*0,1 + 225498,34) – (1720000*0,1 + 187138,34) = 91360 грн.


Вывод:


В данном разделе, для проектируемого однопутного перегона, произведен расчет экономической эффективности устройств СЦБ, рассмотрев следующие варианты:

полуавтоматическая блокировка и электрическая централизация стрелок на станциях;

системы счета осей и электрическая централизация стрелок на станциях.

Эти расчеты позволили определить, что внедрение на перегонах устройства счета осей экономически целесообразнее, и годовой экономический эффект составляет 91360 грн.

Похожие работы:

  1. • Принципы увязки диспетчерской централизации
  2. • Структура и принцип действия устройства контроля перегона ...
  3. • Основные принципы построения автоблокировки ...
  4. • Расчет участка контактной сети станции и перегона
  5. • Оборудование участка железной дороги устройствами ...
  6. • Железнодорожные системы
  7. • Расчет участка контактной сети станции и перегона
  8. • Расчет участка контактной сети станции и перегона
  9. • Проектирование автоматизированных информационных систем
  10. • Оборудование двухпутного участка железной дороги
  11. • Организация работы железной дороги
  12. • Организация грузовой работы
  13. • Организация грузовой работы
  14. • Производство маневров на железной дороге
  15. • Системы железнодорожной радиосвязи
  16. • Проект двухпутного перегона от станции А до станции Б ...
  17. •  ... устройства контроля свободности железнодорожного перегона
  18. • Понятие габарита
  19. • Перегонные системы автоматики
Рефетека ру refoteka@gmail.com