второй половины XIX - начала XX в. (исторический аспект)
Р.М. Галиахметов
Казанский государственный энергетический университет, Казань
Физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, но и объективные экономические и социально-культурные процессы, происходящие в обществе. На определённой стадии своего развития эти процессы организационно оформляются и юридически закрепляются в виде формальных организаций, т.е. институализируются.
Процессы институализации субьектно-объектных отношений в физической культуре и спорте в Казанской губернии зародились во второй половине XIX в. Данный исторический период характеризовался процессами зарождения качественно новой стадии осмысления сущности физической культуры, её ценностного потенциала [3, 4].
Первым, на наш взгляд, социально значимым фактором, повлиявшим на развитие физической культуры в этот период, явилась инициатива учёных Казанского университета по научному обоснованию методики и организации занятий физическими упражнениями и играми.
В Казани первым публичным выступлением, в котором затрагивались вопросы научного обоснования физического воспитания, была лекция Н.О. Ковалевского "О деятельности мышц", состоявшаяся в 1869 г. (Н.О. Ковалевский - основоположник экспериментального направления в отечественной физиологии, основатель авторитетной в России казанской физиологической школы, в 1880-1882 гг. - ректор Казанского университета). В своей лекции Н.О. Ковалевский пропагандировал необходимость развивать двигательную активность организма, выступил против существующей системы физического воспитания учащейся молодёжи и говорил о создании системы физического воспитания, лежащей в основе "…здоровья организма, приобретения сил и правильного развития всех двигательных механизмов тела" [1, с. 17]. В 1870 г. Н.О. Ковалевский организовал и возглавил Отдел физического воспитания при Казанском обществе врачей, который приоритетными считал следующие задачи: изучение потребности учащейся молодёжи в занятиях физическими упражнениями и играми, выработку предложений по их организационному, методическому, материально-техническому, кадровому и научному обоснованию [7, с. 1-26 ].
Активное участие в работе Отдела физического воспитания , приняли заведующие кафедрами, профессора Казанского университета известные как в России, так и за рубежом: Е.В. Адамюк (основатель Казанской школы офтальмологов), И.А. Больцани (физик), В.Д. Владимиров (хирург), Н.Ф. Высоцкий (организатор и первый директор Бактериологического и Женского медицинских институтов в Казани), И.М. Гвоздев (основатель казанской школы судебной медицины), И.М. Догель (один из основоположников экспериментальной фармакологии в России), И.И. Зедерштедт (терапевт), А.В. Петров (патологоанатом, способствовал становлению санитарно - профилактического направления общественной и земской медицины в России), Н.А. Толмачёв (педиатр), А.И. Фрезе (психиатр, организатор и директор первой в России Окружной психиатрической лечебницы в Казани), А.Я. Щербаков (биохимик) и др.
Членами Отдела физического воспитания были разработаны программы занятий физическими упражнениями и играми и организованы наблюдения за занимающимися. Кроме занятий и наблюдений отдел организовывал чтение публичных лекций известных учёных по различным вопросам физического воспитания.
На заседаниях Отдела физического воспитания был рассмотрен также ряд важных вопросов, касающихся популяризации физической культуры: организация занятий физическими упражнениями взрослой молодёжью обоего пола, помощь переводчице Е.А. Безобразовой в издании переведённого ею с английского курса лекций доктора Г. Модсли "Об отношениях между телом и духом и между умственными и другими расстройствами нервной системы", которые он прочитал в Королевской медицинской коллегии в Лондоне в 1870 г. В связи с поездкой Е.А. Безобразовой за границу "с целью изучения приёмов физического воспитания" руководство Общества врачей сочло "…полезным просить Е.А. Безобразову извещать о результатах своего труда …при ознакомлении с различными заграничными учреждениями" [7, с. 84].
Вторым объективным фактором, оказавшим влияние на развитие физической культуры в регионе, была заинтересованность отдельных прогрессивных представителей Министерства народного образования в создании системы физического воспитания в учебных заведениях Казанского учебного округа. По инициативе попечителя Казанского учебного округа впервые в губернии в 1910/11 уч. году было проведено социологическое исследование с целью анализа состояния физического воспитания, его характера, содержания, форм в средних учебных заведениях Казанского учебного округа. В конце XIX в. в Казанский учебный округ входило 6 губерний: Казанская, Симбирская, Вятская, Саратовская, Астраханская, Самарская. "Округу надо было знать точнее, чего, собственно, удалось достигнуть на местах в новом направлении за истекший год". Под новым направлением подразумевалось "…пока ещё не вполне отчётливо, но начинают проступать очертания целой слагающейся системы содействия физическому развитию учащихся, насколько это сейчас осуществимо для средней школы" [6, с. 6].
Исследование было проведено методом опроса (анкетирования). Вид анкетирования - сплошной, способ общения исследователя с респондентами - заочный, по способу вручения - почтовый. По современной научной классификации вопросы анкеты были: по форме - открытые, по конструкции ответов - дихотомические (да, нет, альтернативные), по цели - содержательные, по содержанию - вопросы о фактах. Анкета содержала 71 вопрос и состояла из разделов: состояние и обеспеченность учебных заведений специальными помещениями, оборудованием и инвентарём, кадровое обеспечение (образование, квалификация, возраст, учебная нагрузка преподавателей и др.), медицинский контроль за занимающимися, программа урочных форм организации физического воспитания, внеклассные формы организации физического воспитания, урочные, обязательные формы организации занятий, их организационно-методическое обеспечение, финансирование. По статистическим данным, полученным в социологическом исследовании в 1911/12 уч. году, в 10 уездах Казанской губернии гимнастику преподавали в 122 учебных заведениях. Из всех существующих в тот период программ (сокольская, немецкая, шведская и Министерства народного просвещения) предпочтение отдавалось сокольской, рассчитанной на 30 ч в год для учеников 1-8-х классов. Анализ полученных результатов социологического исследования позволяет сделать следующие краткие выводы. Из общего числа учебных заведений (122) занятия физической культурой проводятся: в специальных помещениях - в 19, в актовых залах - в 22, в рекреационных помещениях - в 19, в коридорах - в 6, в помещениях, имеющих другое назначение , - в 6 [6, с. 24]. В 36 учебных заведениях специальное оборудование и инвентарь имеются в достаточном количестве, в 16 - в недостаточном, в 66 - отсутствует. Специальная учебно-методическая литература, руководства и пособия по физической культуре имеются в 5 мужских гимназиях, 30 реальных училищах, 19 женских гимназиях, 6 учительских семинариях, 3 учительских школах и 1 учительском институте (всего в 67 учебных заведениях). Всего же сводный список специальной литературы, принятый к использованию в учебных заведениях Казанского учебного округа, составлял 90 наименований.
Третьим социальным фактором, ускорившим процесс институализации спортивного движения, была деятельность передовой интеллигенции, отдельных прогрессивных представителей буржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами, а часто и меценатами, во второй половине ХIХ в. начали создавать в России общественные физкультурно-спортивные организации. К 1914 г. в России их было около 360. Аналогичный процесс организации самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и играми наблюдался и в Казани. К ним относились: кружки физического развития в гимназии № 1, Казанский университет, юнкерское училище); спортивные общества "Охотников конского бега" (1867), "Любителей шахматной игры" (1884), "Велосипедистов-любителей" (1893), речной "Яхт-клуб" (1907), "Беркут" (1908), "Сила и здоровье"(1911), "Сокол" (1913), Казанский Яхт-клуб (1913), "Любителей воздухоплавания" (1914) и др.
Созданные спортивные объединения, кружки и общества начали культивировать различные виды спорта и организовывать соревнования. Первые официальные соревнования (некоторые имели статус первенства или чемпионата г. Казани) были проведены: по боксу (1911 г.), греко-римской борьбе (1909 г.), велосипедному спорту (1894 г.), гимнастике (1908 г.), гребле (1908 г.), легкоатлетическому десятиборью (1911 г.), конным скачкам (1867 г.), бегу на коньках (1912 г.), плаванию (1912 г.), стрельбе (1910 г.), теннису (1910 г.), тяжёлой атлетике (1912 г.), фигурному катанию (1913 г.), хоккею с мячом (1911 г.). Кроме перечисленных видов спорта в Казани пользовались популярностью фехтование (как вид спорта известен с 1805 г. и культивировался всеми спортивными кружками и обществами), шахматы (первый клуб был открыт в 1884 г.), футбол (как вид спорта известен с 1911 г.).
Наиболее интенсивно развивающимися и популярными среди молодежи были следующие виды спорта: гребной, лыжный, конькобежный, велосипедный, автомобильный, лёгкая и тяжёлая атлетика, футбол.
1918 - 1923 гг. - период глубоких преобразований в стране в области экономики, политики, культуры, характеризующийся бюрократизацией партийно-советских учреждений, превращением РКП(б) в особый политический институт по руководству государством; критической переработкой старого, буржуазного культурного наследия и созданием новой социалистической культуры и др. В то же время 1920-е гг. были годами реализации новой экономической политики (НЭПа), использования возможностей рыночной экономики для оживления хозяйственно-производственной жизни в стране. В этих условиях процесс создания организационно-управленческих основ советского физкультурного движения отличался противоречивостью, обусловленной принципиальными разногласиями между системой всеобщего военного обучения, молодежными (комсомольскими) и профсоюзными организациями - особенно по вопросам содержания и методам работы по физической культуре.
Развитие физической культуры и спорта в советской Татарии непосредственно связано с деятельностью местных органов управления военно-физической подготовкой населения и бойцов РККА. Согласно декрету от 18 апреля 1918 г. "Об обязательном обучении военному искусству" и постановлению Совета Рабоче-Крестьянской обороны "Об организации всеобщего военного обучения трудящихся" (Всевобуч), одной из важных задач явилось создание военно-спортивных клубов. В 1919 г. таких военно-спортивных клубов и обществ насчитывалось 29. В этом же году по инициативе Всевобуча в Казани были проведены: 1-е собрание инструкторов по физическому воспитанию и допризывной подготовке и Казанская губернская спортивная конференция, которые инициировали создание первого руководящего органа в Татарии - Казанского губернского спортивного союза. На 15 апреля 1921 г. в Казанской губернии функционировало свыше 30 спортивных обществ и организаций. 2 сентября 1923 г. было принято постановление СНК ТАССР о создании Высшего Совета ТАССР на правах постоянной комиссии "…для согласования и объединения научной, физической культуры (ВСФК), учебной и организационной деятельности различных ведомств и организаций ТАССР по физическому воспитанию и развитию трудящихся". ВСФК стал первым государственным органом управления физкультурным и спортивным движением в Татарстане. В процессе поиска новых методов и содержания обозначились различные концепции теоретических, методических и организационных основ системы физического воспитания. Наибольшее распространение получили системы театрализованной (индустриальной) и медицинской (гигиенической) гимнастики; система "Спартак"; так называемая советская система физкультуры, скаутское движение и др. В этой сложной обстановке физкультурное движение возглавил комсомол. В течение 1922-1924 гг. были созданы спортивные организации "Муравей" (Москва и Московская губерния), "Спартак" (Петроград, Украина, Закавказье), "Красный джигит" (Средняя Азия), "Красный молодняк" (Белоруссия).
В период 1923-1925 гг. аналогичная организация - "Комсомольский спортивный флот" - была создана также и в ТАССР. Комсомолом в Татарстане было принято решение о создании молодёжной организации полувоенного типа и подготовке комсомольцев к службе во флоте, что явилось ответом комсомольцев-физкультурников на призыв Коммунистической партии и правительства о необходимости создания и укрепления Военно-Морских Сил страны. Структура комсомольской спортивной организации Татарстана была такова: каждый спортивный кружок представлял "военное судно" (дредноут), ему присваивалось название какого-нибудь из славных морских кораблей - "Марат", "Аврора", "Парижская коммуна" и т.д. Членов этого общества называли спортвоенморами, они носили бескозырки с названием своего "военного судна" или же отличительный нарукавный знак. "Суда и корабли" - спортивные кружки - входили в состав районных или кантонных "Эскадр", которые и составляли массовую организацию - "Комсомольский спортивный флот" Татарской республики. Занятия спортвоенморов проводились по специальной программе, которая предусматривала физическую тренировку, специальную подготовку будущего военного моряка, политическое воспитание.
Деятельность "Комсомольского флота" получила высокую оценку на 8-м Всетатарском съезде РКСМ, проходившем в феврале 1925 г. В открытии съезда участвовала делегация "Комсомольского флота" в составе 380 спортвоенморов. Стройными рядами, подтянутые, в бескозырках, они под звуки оркестра вошли в зал и приветствовали участников съезда [2, с. 21-22]. "Комсомольский флот" в развитии физкультурного и спортивного движения сыграл, несомненно, положительную роль. Достижения Татарстана и новая форма работы были высоко оценены на 1-м Всесоюзном совещании профессиональных союзов страны по физической культуре.
Таким образом, процессы институализации субъектно - объектных отношений в физической культуре и спорте в Татарстане зарождаются во второй половине ХIХ в. и в своём развитии обнаруживают два периода. 1-й период (1860-е - 1917 гг.) отмечен тем, что физическая культура имела две формы организационно-структурного построения: государственную (в школах, учебных заведениях, армии) и самодеятельную, организованную по принципу частного предпринимательства. В этот период динамике развития ценностного потенциала физической культуры и спорта были присущи процессы диффузии (взаимопроникновения) и аккумуляции (обогащения) средств, форм и методов занятий физической культурой, появляется основа субъектно-объектных отношений в физической культуре и спорте.
2-й период (1918-1923 гг.) характеризуется процессом селективности (избирательного отношения к переносу) ценностного потенциала физической культуры и спорта, а также появлением государственных органов руководства.
1. Ковалевский Н.О. О деятельности мышц (1869): Публичные лекции и речи. Казань, 1892.
2. Колчин Н.Т. Физическая культура и спорт в Татарии (исторический очерк). Казань, 1969.
3. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф. "Современные исследования в области спортивной науки". СПбНИИФК, 1994.
4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 4.
5. НАРТ, Ф. 411, оп. 1. ед. хр. № 48, 8, 81, 64.
6. Погодин П.Д. Гимнастика и спорт в средних учебных заведениях Казанского учебного округа за 1910/11 уч. год. Казань, 1912.
7. Протоколы и труды Общества врачей г. Казани 1871 (четвёртый год). Казань: университетская типография, 1872.