В современных социально-экономических условиях отлаженная система управления физкультурно-спортивными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности приобретает особую значимость [5]. Совершенствование этой деятельности тесно связано с использованием социальной информации, в частности с таким ее видом, как правовая. В последнее время в стране разработаны различные нормативные документы, регулирующие вопросы взаимодействия субъектов социально-правовых отношений в отрасли "физическая культура и спорт". Законодательные акты приняты как на федеральном уровне, например закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", так и на региональных. Учеными активно анализируется правовая база физической культуры [1, 2, 4].
Особое значение приобретают нормативные акты, принимаемые в самих физкультурно-спортивных организациях. Использование на практике разнообразной правовой информации заставляет руководителей всех уровней искать оптимальные пути по ее сбору, обработке, хранению и использованию. В этой связи возникает ряд вопросов, которые пока не нашли своего решения в спортивной науке. Прежде всего, какая правовая информация необходима, каким специалистам физкультурно-спортивной организации она нужна, каким образом доставлять информацию, каким требованиям она должна отвечать?
В данной статье представлены результаты исследования роли правовой информации в процессе управления в различных физкультурно-спортивных организациях разнообразных организационно -правовых форм и форм собственности. Возможные их виды мы рассмотрели ранее [3]. Исследование проводилось в Санкт-Петербур ге, в нем приняли участие представители физкультурно-спортивно го общества профсоюзов "Россия", физкультурно-спортивного общества "Юность России", работники районных спорткомитетов города, председатели городских федераций по различным видам спорта, педагоги детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), сотрудники частных физкультурно-спортивных организаций. Всего было опрошено 108 человек.
Все физкультурно-спортивные организации, сотрудники которых приняли участие в исследовании, были разбиты на три группы: государственные, общественные и частные организации (табл. 1).
Таблица 1. Контингент опрошенных специалистов, %
Респонденты |
Физкультурно-спортивные организации |
||
государственные, n=43 |
общественные, n=34 |
частные, n=31 |
|
Всего |
39,8 |
31,5 |
28,7 |
Женщины |
34,9 |
29,4 |
35,5 |
Мужчины |
65,1 |
70,6 |
64,5 |
Кроме изучения роли правовой информации в управлении конкретными физкультурно-спортивными организациями мы посчитали важным выделить соответствующие категории специалистов, непосредственно участвующих в процессе управления. Поэтому мы распределили их по трем группам соответствующего управленческого уровня (табл. 2): а) высший уровень - руководители организаций (в эту группу вошли директора ДЮСШ, председатели федераций по видам спорта, председатели районных спорткомитетов, руководите ли частных физкультурно-спортивных организаций); б) средний уровень - специалисты, у которых в подчинении есть работники этих организаций (в эту группу вошли заместители директоров ДЮСШ, заместители председателей федераций по видам спорта, заместители руководителей частных физкультурно-спортивных организаций); в) низший уровень - специалисты, у которых работников этих организаций в подчинении нет (в эту группу вошли тренеры по видам спорта; преподаватели; массажисты, то есть специалисты, которые непосредственно занимаются с различными категориями населения физкультурно-оздорови тельной и спортивной работой).
Такой подход к изучению использования правовой информации в управлении позволил уточнить: существует ли влияние статуса как физкультурно-спортивной организации, так и должностного положения специалиста в структуре управления на указанные информационные процессы.
В табл. 3 представлены результаты, отражающие оценки значимости для профессиональной деятельности респондентов конкретных видов правовой информации. В данном вопросе содержится отношение специалистов к конкретным законодательным и нормативным актам федерального, регионального и отраслевого характера.
Специалистам предлагалось оценить виды правовой информации по 3-балльной шкале. Оценочная шкала включала: 1 балл - информация незначима; 2 балла - информация используется иногда; 3 балла - информация значима.
Анализ полученных результатов показал следующее. Для государственных физкультурно -спортивных организаций большое значение имеет блок нормативных документов, регламентирующий спортивную деятельность.
Первый ранг, согласно данным результатам, у документа "Положение о спортивных соревнованиях" - 2,77 балла; 2-й - у документов "Правила соревнований по видам спорта" и "Календарный план соревнований, массовых мероприятий" - по 2,56 балла.
С 4-го по 6-й ранг в этой группе физкультурно-спортивных организаций занимают нормативные документы отраслевого характера: Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму и Городского комитета по физической культуре и спорту (см. табл. 3).
Практически такое же положение зафиксиро вано и в данных общественных физкультурно -спортивных организаций, только с перераспределением ранговых позиций у некоторых нормативных документов.
Несколько иные итоги получены при анализе данных частных физкультурно-спортивных организаций. Респонденты этих организаций также считают для себя значимыми нормативные документы отраслевого характера ("Календарный план соревнований, массовых мероприятий" - 2-й ранг (2,44 балла); "Правила соревнований по видам спорта" - 3-й ранг (2,41 балла).
Таблица 2. Контингент опрошенных специалистов в зависимости от занимаемой должности, %
Респонденты |
Высший уровень, n=30 |
Средний уровень, n=38 |
Низший уровень, n=40 |
Всего |
27,8 |
35,2 |
37,0 |
Женщины |
16,7 |
39,5 |
40,0 |
Мужчины |
83,3 |
60,5 |
60,0 |
Физкультурно-спортивные организации
Государственные |
13,3 |
73,6 |
27,5 |
Общественные |
33,3 |
13,2 |
47,5 |
Частные |
53,4 |
13,2 |
25,0 |
Таблица 3. Оценки значимости различных видов правовой информации для специалистов физкультурно-спортивных организаций, баллы
Наименования документов |
Государственные |
Частные |
Общественные |
Средний балл |
||||
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
|
1. Указы и распоряжения Президента РФ |
2,21 |
7 |
2,24 |
6 |
1,84 |
11 |
2,11 |
9 |
2. Распоряжения Правительства РФ |
2,09 |
11 |
2,38 |
4 |
2,06 |
9 |
2,18 |
8 |
3. Федеральные законы |
2,35 |
6 |
2,56 |
1 |
2,19 |
7 |
2,37 |
5 |
4. Нормативные акты Министерства образования РФ |
2,12 |
9 |
1,94 |
11 |
1,61 |
12 |
1,92 |
11 |
5. Нормативные акты Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму |
2,51 |
4 |
2,38 |
4 |
2,42 |
3 |
2,44 |
3 |
6. Нормативные акты Законодательного собрания СПб |
1,79 |
13 |
1,88 |
12 |
1,94 |
10 |
1,86 |
12 |
7. Нормативные акты Правительства СПб |
2,12 |
9 |
1,97 |
10 |
2,13 |
8 |
2,07 |
10 |
8. Нормативные акты Комитета по образованию СПб |
2,05 |
12 |
1,76 |
13 |
1,45 |
14 |
1,79 |
13 |
9. Нормативные акты Комитета по физической культуре и спорту |
2,49 |
5 |
2,09 |
9 |
2,23 |
6 |
2,29 |
6 |
10. Нормативные акты других организаций |
1,42 |
14 |
1,50 |
14 |
1,48 |
13 |
1,46 |
14 |
11. Правила соревнований по видам спорта |
2,56 |
2 |
2,41 |
3 |
2,26 |
5 |
2,43 |
4 |
12. Положение о спортивных соревнованиях |
2,77 |
1 |
2,24 |
6 |
2,32 |
4 |
2,47 |
2 |
13. Календарный план соревнований, массовых мероприятий |
2,56 |
2 |
2,44 |
2 |
2,61 |
1 |
2,57 |
1 |
14. Всероссийская спортивная классификация |
2,16 |
8 |
2,24 |
6 |
2,48 |
2 |
2,28 |
7 |
Вместе с тем Федеральные законы для этой группы специалистов оказались самыми значимыми - 1-й ранг (2,56 балла). Распоряжения Правительства РФ - 4-й ранг (2,38 балла) и Указы и распоряжения Президента РФ - 6-й ранг (2,24 балла) (cм. табл. 3). Иначе говоря, деятельность частных физкультурно-спортивных организаций требует учета не только отраслевых нормативных документов, но и федеральных законов и подзаконных актов.
Анализ содержания табл. 3 показывает также, что из предложенных в анкете 14 видов правовой информации в группе государственных физкультурно-спортивных организаций 12 получили оценку более 2 баллов, а в группе частных и общественных физкультурно-спортивных организаций таких документов оказалось 9. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что практически все названные виды правовой информации значимы и используются в деятельности физкультурно -спортивных организаций различных организаци онно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем видно и различие в использовании правовой информации, которое определяется видом физкультурно-спортивной организации.
На наш взгляд, использование правовой информации в значительной степени зависит от того, какое место в управленческой иерархии занимает специалист. В табл. 4 приведены итоги оценок значимости различных видов правовой информации в зависимости от должностного положения специалистов.
Таблица 4. Оценки значимости видов правовой информации для специалистов различных уровней, баллы
Наименование документов |
Высший |
Средний |
Низший |
|||
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
|
1. Указы и распоряжения Президента РФ |
2,23 |
10 |
2,18 |
10 |
1,95 |
8 |
2. Распоряжения Правительства РФ |
2,50 |
5 |
2,18 |
10 |
1,93 |
9 |
3. Федеральные законы |
2,80 |
1 |
2,37 |
5 |
2,05 |
6 |
4. Нормативные акты Министерства образования РФ |
1,83 |
12 |
2,21 |
8 |
1,70 |
12 |
5. Нормативные акты Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму |
2,80 |
1 |
2,42 |
4 |
2,20 |
5 |
6. Нормативные акты Законодательного собрания СПб |
2,33 |
8 |
1,74 |
13 |
1,63 |
13 |
7. Нормативные акты Правительства СПб |
2,23 |
10 |
2,29 |
7 |
1,75 |
10 |
8. Нормативные акты Комитета по образованию СПб |
1,53 |
14 |
2,05 |
12 |
1,73 |
11 |
9. Нормативные акты Комитета по физической культуре и спорту СПб |
2,57 |
3 |
2,34 |
6 |
2,03 |
7 |
10. Нормативные акты других организаций |
1,67 |
13 |
1,39 |
14 |
1,38 |
14 |
11. Правила соревнований по видам спорта |
2,33 |
8 |
2,53 |
1 |
2,40 |
3 |
12. Положения о спортивных соревнованиях |
2,47 |
6 |
2,45 |
3 |
2,50 |
2 |
13. Календарный план соревнований, массовых мероприятий |
2,53 |
4 |
2,53 |
1 |
2,55 |
1 |
14. Всероссийская спортивная классификация |
2,43 |
7 |
2,21 |
8 |
2,23 |
4 |
Из табл. 4 видно, что группа респондентов высшего управленческого уровня в своей деятельности прежде всего опирается на нормативную базу, включающую в себя акты федеральных органов, подзаконные федеральные акты, подзаконные акты субъекта Федерации. Определенное значение для них имеют и нормативные документы отрасли, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность. Обращают на себя внимание высокие оценки различных видов правовой информации, подтверждающие их высокую значимость для респондентов. Так, документ, получивший 1-й ранг, имеет среднюю оценку в 2,80 балла (самую высокую), а документ, имеющий 10-й ранг, - 2,23 балла. Всего три документа, включенные в анкету, имеют оценку ниже 2 баллов.
Оценки респонденов, представляющих средний и низший управленческие уровни, оказались очень схожими. Наиболее значимые виды правовой информации для них - "Календарный план соревнований, массовых мероприятий", "Положения о спортивных соревнованиях" и "Правила соревнований по видам спорта". Перечисленные документы заняли первые три места с незначительной разницей в баллах ( см. табл. 4). Значимы для респондентов также федеральные законы и отраслевые нормативные акты. У респондентов среднего управленческого уровня только два документа получили среднюю оценку меньше 2 баллов, в то время как у их коллег, представляющих низший управленческий уровень, таких документов семь.
Материалы табл. 4 позволяют утверждать, что на значимости различных видов правовой информации сказывается должностное положение специалистов в системе управления физкультурно -спортивной организации.
Полученные в ходе исследования данные могут использоваться при создании системы правовой информации в отрасли "Физическая культура и спорт", поскольку дают четкое представление о значимых для специалистов различных физкультурно-спортивных организаций видах правовой информации.
1. Воронин С.Э. Автореф. канд. дис. СПб, 1999.
2. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями. СПб., 2000. - 206 с.
3. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4.
4. Душанин А.П., Виноградов П.А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 59.
5. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью "Физическая культура и спорт" в России в рыночных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 56.
6. С.С. Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, С.Э. Воронин, кандидат педагогических наук. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями.