Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Реферат: Управление развитием физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Управление развитием физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Заслуженный работник физической культуры России, заслуженный тренер России, |доцент А.М. Банников, Департамент по физической культуре и спорту администрации Краснодарского края, Краснодар

Уровень развития физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях все в большей степени зависит от эффективности управления физической культурой и спортом во всех ее 89 субъектах.

Управления развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и сопряжено с большими трудностями. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью (начиная от первичных, низовых, структур до государственных и общественных организаций региона), что сопровождается значительными организационными сложностями [4, 5]. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счет разработки нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в еще большей степени - в субъектах Российской Федерации [1, 2, 3]. В-третьих, осуществляется все более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов [6, 7, 8].

Организационная структура современной системы управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае не претерпела коренных изменений по сравнению с существовавшей ранее, однако принципы управления и функциональные взаимодействия стали значительно отличаться.

Управление развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае осуществляется в настоящее время по принципу децентрализации.

Разработка комплекса законодательных документов, составляющих нормативно -правовую базу развития физической культуры и спорта на Кубани, за последние 5 лет стала приоритетным направлением деятельности краевого департамента.

Нормативно-правовое обеспечение развития отрасли в Краснодарском крае включает в себя: а) блок федеральных документов; б) блок документов субъекта России; в) блок муниципальных документов.

Другое важное направление оптимизации управления развитием отрасли в субъекте Российской Федерации - сохранение государственного отраслевого органа - Департамента по физической культуре и спорту.

Для оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае в настоящее время укрепляются связи краевого департамента с другими заинтересованными департаментами и управлениями, краевой департамент тесно взаимодействует с городскими и районными, то есть муниципальными органами, на взаимовыгодной основе укрепляется сотрудничество с краевыми и городскими федерациями по видам спорта и спортивными клубами.

Успешное развитие физической культуры и спорта в субъектах России во многом зависит от их финансирования, которое в настоящее время осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников .

В Краснодарском крае за последние годы наблюдается рост бюджетного финансирования отрасли. Так, с 1996 г. оно возросло более чем в 4 раза.

Краевой департамент занимает активную позицию в налаживании взаимовыгодных отношений с коммерческими организациями.

Все спонсорские средства строго контролируются, дабы они не были использованы не по назначению. Для этого они перечисляются в клубы через краевой Департамент по физической культуре и спорту.

Реальная значимость внебюджетных источников финансирования в Краснодарском крае пока уступает бюджетным поступлениям и тем более зарубежным аналогам, но курс на увеличение вклада внебюджетных поступлений в развитие физической культуры и спорта на Кубани четко выдерживается.

Важный инструмент совершенствования управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае - распределение видов спорта по группам. Так, рассмотрев предложение межведомственной комиссии, коллегия Департамента своим постановлением утвердила перечень видов спорта на 2001 год по группам: А - 14 видов (акробатика, гребля, гандбол, легкая атлетика и т.д.), Б - 16 видов (баскетбол, плавание, футбол и т.д.) и В - 22 вида (альпинизм, кикбоксинг, хоккей на траве и т.д.). Критериями отнесения вида спорта к той или иной группе являются: развитие вида спорта в крае, успехи юных и взрослых спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, России, наличие современной спортивной базы и квалифицированных тренерских кадров, представительство в сборных командах России и т.д. Распределение видов спорта по группам позволяет целенаправленно осуществлять приоритетность в их развитии и финансировании.

Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России - использование целевых программ .

Целевые комплексные программы, разработанные и реализуемые на территории Краснодарского края, можно сгруппировать по следующим признакам:

- по функциональной ориентации - спартакиады, спортивно-оздоровительные кампании типа "Спорт для всех", "СпАрт", состязания по видам спорта и т.д.;

- по времени реализации - от долгосрочных (5 лет) до краткосрочных (1 год и менее);

- по источникам финансирования - из бюджета федеральных органов, за счет средств субъекта Федерации, из муниципальных бюджетов, за счет внебюджетных средств, смешанного финансирования;

- по эффективности - самоокупаемые и дотируемые;

- по приоритетности - первоочередные и временно отложенные.

Из числа наиболее интересных и эффективно реализуемых на Кубани следует отметить такие программы, как "Здоровье и физическое воспитание дошкольников и учащейся молодежи Краснодарского края", комплексные планы подготовки спортсменов Кубани к участию в Олимпийских играх. Олимпиады и Спартакиады среди сборных команд городов и районов Кубани, юношеские спортивные игры "Олимпийские надежды Кубани", Универсиады.

Важное место в оптимизации систем управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России занимает совершенствование системы подготовки кадров и научно-методического обеспечения.

Подготовку специалистов для отрасли на территории Краснодарского края ведут несколько учебных заведений: Кубанская государственная академия физической культуры, Армавирский государственный педагогический институт, Сочинский университет курортного дела и туризма, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Ейский педагогический колледж и другие.

Один из важных современных моментов оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации - расширение международной деятельности .

Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края совместно с Олимпийской академией Юга России является активным участником и катализатором ряда международных проектов в регионе.

При его непосредственном участии были организованы и неоднократно проведены Игры народов Северного Кавказа, готовились Олимпийские игры стран, прилегающих к Черному морю, в Краснодаре уже 10 лет ежегодно проводятся Спартакиады ассоциации городов Юга России и стран СНГ.

Одним из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России является плодотворное сотрудничество и активное внедрение инноваций в муниципальных органах руководства физкультурно-спортивным движением.

Самая крупная физкультурно-спортивная организация Кубани - Комитет по физической культуре и спорту администрации города Краснодара. В его деятельности наиболее ярко отражается эффективность разработанной технологии оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в условиям Краснодарского края.

В городе культивируется 44 вида спорта, и по каждому из них регулярно проводятся тренировки и соревнования. В трудных экономических условиях удалось сохранить все 33 действовавшие ранее детские спортивные школы и даже открыть 7 новых. В спортивных школах занимаются свыше 18 тыс. спортсменов.

За период с 1997 по 2000 г. 17 спортсменов Краснодара получили звание "Заслуженный мастер спорта", 42 - "Мастер спорта России международного класса", 221 - "Мастер спорта России", свыше 2 тыс. спортсменов выполнили нормативы КМС и 1-го разряда.

19 краснодарцев в составе сборной команды России участвовали в XXVII Олимпийских играх 2000 г. в Сиднее (Австралия), где в упорной борьбе олимпийскими чемпионами стали 7 человек, а еще 3 завоевали бронзовые медали.

Оптимизация управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России зависит от создания и совершенствования деятельности информационной инфраструктуры . Сюда входит организация совместной деятельности со средствами массовой информации (СМИ) по пропаганде физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни.

Заключение. Изучение возможностей оптимизации системы управления развитием физкультурно-спортивного движения в субъекте Российской Федерации, инновационных алгоритмов планирования и реализации основных мероприятий позволит управленцам более четко представить границы своей профессиональной компетенции, успешнее взаимодействовать с вышестоящими, параллельными и нижестоящими органами и организациями при решении совместных задач, эффективнее осуществлять практические мероприятия.

Использование изложенного опыта работы даст возможность специалистам из различных субъектов России творчески подходить к своей управленческой деятельности.

Список литературы

1. Антипов А.Ф., Уловистова Н.В. Профессиональный спорт и закон //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 11, с. 19-21.

2. Воронин С.Э., Филлипов С.С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 14-16.

3. Воронин С.Э. Правовой статус Олимпийского комитета России (общий, специальный, индивидуальный) //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 11, с. 24-25.

4. Камалетдинов В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление и пути совершенствования //Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 4, с. 19-21.

5. Краснов В.М. Новое в организации и управлении развитием физической культуры и спорта в Чувашской Республике //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 10, с. 57-60.

6. Кузин В.В., Золотарев М.И., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта за счет игорного бизнеса //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 2-6.

7. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью "физическая культура и спорт" в России в рыночных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 56-58.

8. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Краткий курс. - М.: ФОН, 1988. - 162 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Похожие работы:

  1. •  ... политики в сфере физической культуры и спорта
  2. •  ... по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт
  3. • Закон о физической культуре и спорте республики Коми
  4. • Концепция развития физической культуры и спорта в Российской ...
  5. • Анализ правовой базы физической культуры и спорта ...
  6. • Развитие физической культуры и спорта - приоритетное ...
  7. • Место и роль физической культуры и спорта в реабилитации ...
  8. • Муниципальное управление развитием физической культуры и ...
  9. • Законотворчество о физической культуре и спорте на уровне ...
  10. • История физической культуры и спорта в России
  11. • Государственная политика в области физической культуры и ...
  12. • Маркетинг в сфере физической культуры и спорта
  13. • Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в ...
  14. • Становление и развитие физической культуры и ...
  15. • Физическая культура и спорт на телеэкране
  16. • Особенности трудового договора (контракта) в сфере ...
  17. • Социально значение физической культуры в России
  18. • Полномочия органов местного самоуправления в ...
  19. • Пути оптимизации управленческой деятельности в сфере ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com