Транспорт является важным элементом в развитии экономики области. Его деятельность неразрывно связана с изменением объёмов выпущенной промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарооборота потребительских товаров.
На диаграмме представлена динамика индекса физического объёма произведённой продукции и индекса объёма перевозок грузов:
В Восточном Казахстане транспортный комплекс представлен такими видами транспорта, как автомобильный, железнодорожный, городской электрический, воздушный и внутренний водный. Основным перевозчиком, как грузов, так и пассажиров является автомобильный транспорт. В таблицах представлено распределение объёмов грузовых и пассажирских перевозок предприятий и физических лиц по видам транспорта, согласно данным за 9 месяцев 2000 года:
тыс. тонн |
удельный вес к итогу, % |
||||
Перевезено грузов всего, в том числе |
128143.0 | 100.00 | |||
Автомобильным | 110275.9 | 86.05 | |||
Железнодорожным | 17798.6 | 13.9 | |||
Внутренним водным | 68.4 | 0.05 | |||
Авиационным | 0.1 | - | |||
тыс. пассажиров |
удельный вес к итогу, % |
||||
Перевезено пассажиров всего, в том числе: |
303338.1 | 100.00 | |||
Автомобильным | 292109.9 | 96.3 | |||
Электрическим | 9818.0 | 3.24 | |||
Железнодорожным | 1362.3 | 0.45 | |||
Авиационным | 43.2 | 0.01 | |||
Внутренним водным | 4.7 | - |
Как видно из графика, автоперевозки, авиаперевозки и железнодорожные перевозки грузов стабильны по своим ежегодным объёмам. Речной грузовой транспорт общего пользования области, с банкротством Восточно-Казахстанского речного пароходства, официально в прошлом году был представлен лишь паромными переправами.
В текущем году грузоперевозки на всех видах транспорта увеличились. По данным за 9 месяцев 2000 года объёмы перевозок грузов автотранспортом возросли по сравнению с аналогичным периодом 1999 года на 25.7%, железнодорожным – на 20.4%, авиационным – в 4 раза, внутренним водным - в 17.5 раз.
Объём пассажирских перевозок до начала текущего года в целом ежегодно уменьшался. Сокращался пассажиропоток на железнодорожном и городском электрическом транспорте, не работал в 1999 году пассажирский речной флот. Вместе с тем увеличивается ежегодный объём перевозок пассажиров автомобильным транспортом, приостановилось в 1999 году сокращение авиаперевозок. В таблице представлены объёмы перевезённых пассажиров всеми видами транспорта, принадлежащего предприятиям и физическим лицам за период с 1996 по 1999 гг.:
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | |
Автомобильный, млн. пассажиров | 334.3 | 310.3 | 316.2 | 320.3 |
Городской электрический, млн. пассажиров | 24.7 | 20.4 | 16.9 | 11.1 |
Железнодорожный, млн. пассажиров | 1.7 | 1.8 | 1.5 | 1.2 |
Воздушный, тыс. пассажиров | 83.0 | 58.0 | 39.3 | 43.0 |
Внутренний водный, тыс. пассажиров | 143.8 | 32.0 | 15.4 | - |
В текущем году наметился рост пассажироперевозок на всех видах транспорта кроме железнодорожного. Внутренний водный пассажирский транспорт после процедуры банкротства ВК речного пароходства передан в управление вновь созданному ТОО «Иртыштранс». За 9 месяцев текущего года относительно января-сентября 1999 г. автобусами и легковыми автомобилями перевезено пассажиров на 20% больше, трамваями – на 27.8%, самолётами – на 38%, поездами - меньше на 3.6%; объём перевозок речным транспортом составил 4.7 тыс. пассажиров.
Автомобильный транспорт области по своей принадлежности подразделяется на три категории: автомобили транспортных предприятий общего пользования, нетранспортных предприятий и организаций и автомобили индивидуальных владельцев. В виду износа и малой степени обновления автомобильный парк области ежегодно сокращается. В 1999 году отмечен его рост, но только за счёт увеличения числа легковых автомобилей частных владельцев. На диаграмме представлен в динамике автомобильный парк области:
По принадлежности автотранспортные средства подразделяются следующим образом (данные по состоянию на 1.01.2000 г.):
вид автотранспортных средств | всего, ед. | принадлежащие предприятиям | в том числе: | принадлежащие индивидуальным владельцам | |
нетранспортным | автотранспортным | ||||
Всего | 128436 | 18759 | 15952 | 2807 | 109667 |
Грузовые автомобили | 19768 | 9422 | 7954 | 1468 | 10346 |
Пассажирские автобусы | 3614 | 2487 | 1385 | 1102 | 1127 |
Легковые автомобили | 101015 | 2905 | 2668 | 237 | 98110 |
Специальные легковые и грузовые автомобили | 4039 | 3945 | 3945 | - | 94 |
Из таблицы следует, что основными владельцами автотранспортных средств в области являются физические лица. На их долю приходится основная часть перевозимых автотранспортом грузов и пассажиров. Так, по данным за 9 месяцев текущего года объём перевезённых физическими лицами грузов составил 68% всех автотранспортных грузоперевозок, пассажиров частными автобусами легковыми автомобилями - 82% всех автомобильных пассажироперевозок. По сравнению с девятью месяцами 1999 года объёмы перевозок собственников автотранспортных средств изменились следующим образом:
грузы, в % к аналогичному периоду прошлого года | пассажиры, в % к аналогичному периоду прошлого года | |
Транспортные предприятия | 182.3 | 90.0 |
Нетранспортные предприятия | 124.0 | - |
Физические лица | 125.4 | 129.4 |
Приведённые данные свидетельствуют о росте объёмов перевозок грузов всех перевозчиков области, а также перераспределении автомобильных пассажироперевозок в пользу транспортной деятельности физических лиц.
Эксплуатационная длина железных дорог в области составляет 1466.8 км., плотность железнодорожных путей – 5.2 км. на 1000 м2 территории, что соответствует среднереспубликанскому показателю.
Железная дорога является основным магистральным перевозчиком грузов. Средняя дальность перевозки одной тонны груза превышает аналогичный показатель автомобильного транспорта в 10 раз.
По сравнению с 1998 годом в 1999 году железнодорожным транспортом отправлен аналогичный объём грузов, пассажиров – на 20% меньше. Уменьшение пассажироперевозок вызвано отменой ряда пассажирских поездов формирования стран СНГ и переключением части пассажиропотока на автотранспорт. Немалую роль сыграла разница в тарифах на пассажирские перевозки казахстанских и российских железнодорожников, приведшая к тому, что пассажирам стало выгоднее приобретать билеты для проезда по территории Российской Федерации в её приграничных городах.
Что касается грузоперевозок, то их объём отражает ситуацию, сложившуюся в экономике, а именно рост объёмов промышленной продукции и товарооборота.
Основные эксплуатационные показатели работы железнодорожного транспорта в 1998-1999 гг. представлены в таблице:
1998 г. | 1999 г. | 1999 г. в % к 1998 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Среднесуточная погрузка вагонов | 359 | 357 | 99.4 |
Среднесуточная выгрузка вагонов | 373 | 334 | 89.5 |
Оборот вагона, сутки | 2.5 | 2.6 | 104.5 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Простой вагона под одной грузовой операцией, час | 24.9 | 23.5 | 94.4 |
Средний вес (брутто) грузового поезда, тонн | 2447.5 | 2548.5 | 104.1 |
Поездо-километры, млн. | 3.8 | 3.2 | 84.2 |
Поездо-часы на участке, тыс. | 106.3 | 84.5 | 82.4 |
Участковая скорость, кмч | 35.5 | 38.2 | 107.6 |
Производительность вагона, ткм | 5867 | 5158 | 88.0 |
Статическая нагрузка, тонн | 63.3 | 64.8 | 102.4 |
Данные работы железной дороги свидетельствуют о сокращении дальности перевозок и увеличении эксплуатационной нагрузки на подвижной состав.
По сравнению с 1998 годом сократилось количество отправленных и проследовавших поездов: грузовых отправлено на 4.2% меньше, проследовало – на 15%; пассажирских соответственно на 15.7% и 31.7%.
Снизилась точность отправки по расписанию грузовых и пассажирских поездов:
За 9 месяцев текущего года объём грузовых перевозок железнодорожным транспортом составил 17.8 млн. тонн, пассажиров – 1.4 млн. человек, что к аналогичному периоду 1999 года составляет соответственно 120.4 и 96.4%.
Водные судоходные пути области составляют 1081 км или четвёртую часть всех внутренних судоходных путей республики, в том числе 377 км – искусственные пути (каналы) и 704 км – судоходные реки. Водные трассы с гарантированными глубинами насчитывают 71% путей. Общая длина механизированных грузовых и грузопассажирских причалов составляет 290 погонных метров.
Грузовой парк речного транспорта состоит из 37 действующих судов общей грузоподъёмностью 37.2 тыс. тонн, в том числе 33 сухогруза и 4 наливных судна. Около 84% всех судов имеют грузоподъёмность 1000¸1500 тонн. Возрастная характеристика речного транспорта следующая: 3 судна – 1970-1977 гг. постройки, 34 судна – 1980 и более поздних годов. За 1999 год количество судов, находящихся в эксплуатации сократилось на треть. Водными путями перевозятся в большинстве своём сухие грузы, основную часть которых (97%) составляют минерально-строительные грузы. Пассажирский действующий парк судов транспорта общего пользования функционирует в виде паромных переправ.
Отсутствие инвестиций во внутренний водный транспорт исключает его развитие и делает его убыточным. За 1999 год по сравнению с 1998 годом перевозки грузов водным путём сократились в 5 раз, расходы от перевозок превысили доходы в 1.3 раза. За 9 месяцев текущего года объём перевезённых грузов речным транспортом возрос в 17.5 раз по сравнению с январём-сентябрём 1999 года. Эти данные свидетельствуют о начале восстановления судоходного движения в области, но по своим объёмам они далеко отстают от показателей прошлых лет.
Авиационный транспорт области представлен двумя авиакомпаниями: ОАО «Авиакомпания «Иртыш Авиа»» и ОАО «Семейавиа». В 1999 году ими перевезено 43 тыс. пассажиров и 54 тонны грузов. Доля усть-каменогорских авиаторов в общем объёме перевезённых пассажиров и грузов составила соответственно 58 и 64%, семипалатинских – 42 и 36%.
Междугородние регулярные авиаперевозки составляют 94% объёма перевозок пассажиров, междугородние специальные – 6%. Воздушное сообщение с городами республики насчитывает 99.3% всех пассажироперевозок, городами дальнего зарубежья – 0.5%, республик СНГ – 0.2%. Регулярность полётов составляет 88.9%.
С 1999 года на воздушных линиях отмечается рост объёма перевозок пассажиров, с начала текущего года начал увеличиваться и объём перевозок грузов. Увеличению перевозок способствовало введение новых рейсов, рост в 2.5 раза объёмов перевозимой почты и заключение договоров на перевозку других грузов. В январе-сентябре текущего года авиаторами области перевезено 43.2 тыс. пассажиров и 148.7 тонн грузов, что составляет соответственно 138% и в 4 раза больше объёма перевозок аналогичного периода прошлого года.
Несмотря на увеличение перевозок, коэффициент использования пассажировместимости самолётов составляет 63.4%, использование предельного грузооборота насчитывает 66.3%. То есть авиационная техника используется не на полную мощность.
Трамвайное сообщение – неотъемлемая часть транспортной системы областного центра. Городской электрический транспорт составляет 3.2% всего объёма пассажироперевозок области. Протяжённость эксплуатационного пути насчитывает 30 км.. Парк трамваев остаётся неизменным с 1997 года: в 1995-1996 гг. он составлял 55 вагонов, с 1997 г. – 53. До 2000 года объём пассажироперевозок городского электрического транспорта ежегодно снижался. Привязанность маршрутов к проложенным линиям являлось основной причиной перераспределения пассажиропотоков в пользу автотранспорта. В последнее время стабильность стоимости проезда на трамваях с одновременным повышением цен на билеты на городском автотранспорте привело к тому, что на городском электрическом транспорте начал отмечаться рост объёмов перевозок пассажиров. На сегодняшний день трамвайное сообщение – самый доступный вид общественного транспорта. За 9 месяцев текущего года им перевезено 9.8 млн. пассажиров, что на 27.8% больше, чем за январь-сентябрь 1999 года.
С 1990 года в период реформирования экономики грузо и пассажироперевозки ежегодно сокращались. По своим объёмам перевозок грузов и пассажиров в 1999 году транспорт области соответствовал уровню 1993 года.
Данные работы транспорта за 9 месяцев текущего года свидетельствуют о стабильной работе транспортной системы области, наметился рост её основных показателей. Стабилизация экономической ситуации, развитие частного предпринимательства в отрасли позволяет наращивать объёмы перевозок. Для совершенствования транспортной системы перед транспортными предприятиями области стоит задача обеспечения конкурентоспособности транспортных коридоров, привлечение инвестиций, совершенствование сети путей сообщения.