§ 1. Политическая история
В истории Казахстана особое место занимают XIV—XV века, когда завершался процесс сложения собственно казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп, восстанавливалась государственность на местной этнической основе. Борьба народов насильственно включенных в монгольские улусы стран и областей за самостоятельное развитие, изменения в их внутренней жизни ускорили процесс распада Золотой Орды и государства Чагатаидов, в состав которых входила территория Казахстана после установления монгольского господства. Постепенно преодолевались тяжелые экономические последствия монгольского завоевания: возрождались земледелие, городская жизнь, ремесленное производство на юге Казахстана, земледелие на юго-востоке, росло поголовье скота, восстанавливались торговые связи степных районов Центрального Казахстана и Семиречья с оазисами юга Казахстана и Средней Азии. Происходили определенные сдвиги в развитии общественных отношений.
Послемонгольский период (XIV—XV вв.) характеризуется этнической консолидацией кочевого, полукочевого и оседло-земледельческого населения огромной территории Восточного Дешт-и Кыпча-ка, Семиречья и Южного Казахстана (в персо- и тюркоязычных источниках XIV—XVI вв. эта часть Казахстана называлась Туркестаном). Развитие исторического процесса по пути формирования единой народности и ее государственности протекало в трудных условиях преодоления политической раздробленности региона. Начальный этап этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольских улусов — владений Чингизидов в Дешт-и Кыпчаке и Средней Азии (Мавераннахре); конечный — образованием собственно казахского государства — Казахского ханства. Эволюция форм политической жизни региона в послемонгольское время шла через обособление нескольких государств, возникших на местной этнической основе, — Ак-Орды, Могулистана, Ханства Абулхай-ра (Государства кочевых узбеков), Ногайской Орды. Следует отметить, что сохранявшаяся государственная разобщенность населения Казахстана в XIV—первой половине XV вв. сыграла свою роль в появлении такой особенности этнического пути формирующейся казахской народности, как сложение трех жузов. Существенно также, что на данном этапе исторического развития процессы этнополити-ческой эволюции в рамках упомянутых государств были в определенной степени общими для формирующихся соседних тюркских народов — казахского, узбекского, киргизского, татарского, ногайского и др.
На территории Восточного Дешт-и Кыпчака в середине XIII — первой трети XV в. существовало государство Ак-Орда (Белая Орда). По Рашид ад-Дину (XIV в.), восточную часть улуса Джучи (левое крыло) получил один из старших сыновей Джучи Орда (Орда-Еджен, Орда-Ичен) вместе со своими тремя братьями еще при отце. По Абулгази (XVII в.), эти земли выделены Орде его младшим братом Бату-ханом в середине XIII в. Преемники Орды были фактически самостоятельными правителями, по словам Рашид ад-Дина, «независимыми государями своего улуса», лишь номинально признававшими себя вассалами потомков Бату-хана.
Территория Ак-Орды ко времени ее наибольшего подъема во второй половине XIV в. сформировалась постепенно, по мере ослабления зависимости от Золотой Орды. В улус Орда-Еджена первоначально входили земли северо-восточной части Семиречья, Прииртышье, степи до Улутау и Кентау. В междуречье Яика, Иргиза, Тобола и Сарысу, в приаральских степях и низовьях Сырдарьи находился улус еще одного сына Джучи, Шайбана. Ставка Орды в середине XIII в., по свидетельству Плано Карпини, была на Иртыше и в районе озера Алаколь. В XIV в. власть правителей из рода Орда-Еджена распространилась и на улус Шайбана, т. е. фактически на всю территорию современного Казахстана, за исключением территории Семиречья, входившей в государство Чагатаидов, затем в Могулистан. Политический центр Ак-Орды переместился на юг Казахстана, столицей стал город Сыгнак. В связи с этими событиями, очевидно, связано изменение названия государства: ряд современных исследователей называют это государственное образование на территории Казахстана Кок-Ордой (Синей Ордой). Видимо, первоначально владения Орда Ичена назывались Кок-Ордой, а Шайбана — Ак-Ордой (возможно, Ак-Ордой назывались и все владения Бату-хана, включая и улус Шайбана). После вхождения улуса Шайбана в состав владений потомков Орды название «Ак-Орда» перешло на все государство. В исторических источниках оно известно с XV в. (Му'ин ад-Дин Натан-зи и другие авторы). С конца XI V в. земли Ак-Орды назывались также Узбекским улусом.
Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в послемонгольский период в условиях постепенного хозяйственного возрождения, усиления позиций местной тюркской и тюркизи-рованной знати. Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшими в степях Казахстана, а также переместившимися сюда во время нашествия Чингисхана из восточныхрайонов. Среди последних были как тюркские роды и племена, так и тюркизирован-ные монгольские племена. Здесь обитали кыпчаки, найманы, уйсуны (ушуны), аргыны, карлуки, кереиты (киреи), канглы, конграты, ман-гыты и многие др.
В Ак-Орде вполне определились формы условного землевладения и собственности в оседлых районах. В кочевых районах право крупной знати распоряжаться пастбищами при частной собственности на скот и сосредоточение в руках степной знати огромных стад превращало их в фактических собственников и пастбищных угодий, формально считавшихся в общинном владении. В источниках встречаются сведения о наличии в Ак-Орде таких форм землевладения знати, как инджу,
мильк, сойургал, были известны тарханные пожалования. Зафиксированы источниками некоторые формы эксплуатации рядовых кочевников и земледельцев: трудовое население Ак-Орды платило в пользу ханов и знати налоги купчур, зякет, тагар, было обременено разного рода повинностями. Войны и усобицы осложняли положение народных масс. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Еджена, которому подчинялись удельные владетели из Джучидов (огланов) и крупной кочевой знати (беков, эмиров, бахадуров), осуществлявших в пределах своих уделов и подвластных племен административно-политическую власть.
Политическая история Ак-Орды характеризуется на первом этапе длительной борьбой за освобождение территорий Восточного Дешт-и Кыпчака из-под власти Золотой Орды, позднее вмешательством акордынских ханов в дела Золотой Орды, а на заключительном этапе своей истории — борьбой против агрессии правителя Маверан-нахра эмира Тимура иТимуридов. Окончательно порвать с номинальной зависимостью от Золотой Орды удалось к середине XIV в. ханам Ерзену и Мубарак-ходже (1320—1344 гг.). Значительно укрепилась Ак-Орда при хане Урусе, правившем в 60—70-х гг. XIV в. На него пала основная тяжесть борьбы и защиты Ак-Орды от агрессии Тимура.
В последней трети XIV — начале XV вв. Ак-Орда, как и соседнее государство Могулистан, подвергалась неоднократным вторжениям войск эмира Тимура.
Эмир Тимур родом из тюркизированного монгольского племени барлас, выдвинулся в период феодальных усобиц и войн в Маверан-нахре в 60-х гг. XIV в. В 1370 г. он захватил власть и правил в Средней Азии единолично в течение 35 лет. Эти годы заполнены захватническими, грабительскими походами в соседние области и страны, попытками создать мировую империю. Кровавые завоевательные войны велись им самыми жестокими и варварскими методами.
Объединение Средней Азии Тимуром шло одновременно с грабительскими, захватническими набегами его войск на территорию Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Тянь-Шаня. На севере и западе завоевательным планам Тимура препятствовала могущественная Золотая Орда. Но прежде чем сломить ее, Тимур обрушил меч на ближайших к Мавераннахру соседей — Ак-Орду и Могулистан. Они оказались первыми объектами агрессии Тимура за пределами Средней Азии.
Стремясь помешать укреплению хозяйственной и политической независимости Ак-Орды и Могулистана, Тимур предпринял в 70—80-х гг. около десятка набегов на территорию этих государств. В итоге оба государства были ослаблены в значительной степени, масса населения была физически истреблена или угнана в плен, разграблены материальные ценности, сократилось поголовье скота, еще более пришло в упадок оседло-земледельческое хозяйство. Агрессивная политика Тимура в отношении Ак-Орды и Могулистана тормозила этническую консолидацию и государственное развитие формировавшихся в народности казахских и киргизских племен. Формально степные территории не были присоединены к империи Тимура, но жизненно важный для кочевников Восточного Дешт-и Кыпчака район Южного Казахстана с его городами Сыгнаком.Отраром, Саураном, Ясы, Сайрамом был потерян. Самостоятельности Ак-Орды и Могулистана был нанесен ощутимый удар. В Ак-Орде захватил власть ставленник Тимура Тохтамыш. Опираясь на материальные и военные ресурсы Ак-Орды, Тохтамыш в 1380 г. завоевал западную часть Улуса Джучи и попытался освободиться от опеки Тимура. Но в результате трех больших походов войск Тимура в 1389, 1391 и 1395 гг. Золотая Орда была разгромлена. Во время походов на Золоту Орду войска Тимура разграбили население Казахстана, Кавказа и Южной Руси. Были разрушены все крупные города Золотой Орды в Поволжье и Крыму (Сарай-Берке, Астрахань, Азов и др.), что подорвало хозяйственную жизнь этих областей и транзитную торговлю. Значительный экономический урон понесли и города Южного Казахстана. К концу жизни Тимура созданная им путем бесконечных войн держава включала, кроме Мавераннахра, Туркестана (Южный Казахстан) и Хорезма, территории Ирана, Ирака, Афганистана, Закавказья и часть Индии. Зимой 1404—1405 гг. Тимур вновь выступил в направлении Могулистана, направив через Южный Казахстан огромное войско на Китай, но в феврале 1405 г. умер в Отраре.
В результате захватнических войн Тимура и внутренних усобиц в конце XIV — начале XV вв. Ак-Орда значительно ослабла. На некоторое время в 1423/24—1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде восстановил внук Урус-хана Барак, но вскоре он погиб, и правление на территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абул-хайру. Потомки Урус-хана и Барака во второй четверти XV в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана.
Государственное объединение Ак-Орда, фактически самостоятельное в политическом отношении, экономически независимое, с собственной внешнеполитической ориентацией, со своей династий-ной линией правителей-ханов, сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп, племен и народов на территории Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже XIV—XV вв.
Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI вв. входил в государство Могулистан, образовавшееся на северо-востоке Средней Азии, в Семиречье и Восточном Туркестане в результате распада государства Чагатаидов. Причины возникновения государства Могулистан были идентичны причинам обособления других государственных образований, возникших в процессе распада монгольских владений Чингизидов в регионе Средней Азии, восточной части Дешт-и Кыпчака и Восточного Туркестана. Непрочные, огромные монгольские улусы-государства, искусственно интегрировавшие области с различным хозяйственно-социальным, политическим, культурно-историческим уровнем развития, населенные разнородными этническими общностями, со временем дробились на феодальные владения с более определенной исторически обусловленной, хозяйственной и этнической основой. Этому способствовали постепенное восстановление, хотя и неравномерное, производительных сил, кон-солидационные тенденции в этнических процессах, все более определявшиеся в ходе антимонгольской борьбы. Возрастала роль местной феодальной знати, стремившейся к утверждению своей власти в государстве.
Одним из этапов на пути обособления было государство Хайду,
возникшее в 70-х гг. XIII в. на территории улусов Угэдэя и Чагатая, простиравшееся от Алтая до Сырдарьи и Амурдарьи. В середине XIV в. упомянутые выше причины привели к распаду этого государства. В западной части (Мавераннахре) феодальная раздробленность 50—60-х гг. была постепенно преодолена, здесь возникло Государство эмира Тимура. В восточной части, Могулистане, феодальная знать во главе с представителем крупного племени дуглатов эмиром Пуладчи в 1347—1348 гг. поставилаханом нового государства чагатаида Тоглук-Тимура, которому удалось стать основателем устойчивой династии правителей Могулистана, затем, в XVI в., государства Могулия в Кашгарии.
Границы государства Могулистан изменялись на протяжении полуторавекового -периода существования. В его состав входил собственно Могулистан и на правах вассального владения часть Восточного Туркестана, называвшаяся в источниках Манглай-Субе. Этот район был наследственным уделом дуглатского эмира Пуладчи и его потомков. Историко-географический термин «Могулистан» (Мого-листан) образован от этнонима «могул» («могол»), как произносился в Средней Азии и Казахстане и писался в тюркоязычных и персоя-зычных исторических сочинениях этноним «монгол». Так стали называть еще во время Чагатайского улуса обширный регион Юго-Восточного Казахстана, Киргизстана и северной части Восточного Туркестана из-за более прочного, чем в оседло-земледельческом Мавераннахре, сохранения там кочевнических традиций и относительно большего числа, по сравнению с другими районами, переместившихся туда монголов.
Границы собственно Могулистана тянулись «на 7—8 месяцев пути» от Ташкентского и Туркестанского вилайетов на западе до озера Баркуля и города Хами на востоке; от Балхаша, Тарбагатая и Черного Иртыша на севере до Ферганы и земледельческих оазисов Кашгарии на юге. Удел Манглай-Субе включал территорию Кашгарии и южной части Киргизии с городами Кашгар, Хотан, Кашан, Аксу, Аксикет, Атбаши и'др. В составе населения Могулистана было множество тюркскихи тюркизированных монгольских племен: дуглаты (дулаты) канглы (бекчики), киреиты (киреи), уйсуни, аркенут, баарины, арла-ты, барласы и др., составивших тюркоязычную этнополитическую общность с названием «могулы» (моголы). Значительная часть этих племен, обитавших на территории Семиречья, вошла впоследствии в состав казахской народности, другая часть, размещавшаяся в При-тяньшанье и Восточном Туркестане, — в состав киргизов и уйгуров.
В Могулистане политическим главой государства и верховным собственником земли был хан. Здесь так же, как и в Ак-Орде, были известны такие формы условного землевладения знати, как икта, инджу, сойургал. В кочевых районах земля находилась в общинном пользовании. Концентрация скота в руках крупной знати (источники сообщают о десятках и даже сотнях тысяч голов скота, принадлежавших одному владельцу) вела к фактической собственности ее и на пастбища в кочевых районах. Право владения пастбищами нередко закреплялось строительством крепостей.
Углублялись противоречия между кочевой знатью Могулистана и рядовыми кочевниками, а также оседлыми земледельцами Кашгарии. Последние попадали под власть кочевой знати, получавшей от ханов в уделы целые районы, нередко с городами, с правом сбора налогов в свою пользу. Источники называют несколько видов налогов, взимавшихся с городского и сельского, земледельческого и кочевого населения: калан, купчур, зякет, татар, бадж и харадж и др. Население несло различные повинности: военную, транспортную, трудовую (бигар), почтовую и т. д. Частые войны и усобицы за перераспределение владений не способствовали облегчению положения народных масс. В управлении государством хану помогал улусбек (традиционно он был из эмиров племени дуглат), при хане имелся совет знати. ЧиновныйСаппарат был развит больше в оседло-земледельческой части государства, особенно по части сбора налогов и организации военных сил.
Политическая история Могулистана заполнена феодальнымивой-нами, усобицами, отражением нападений со стороны соседних государств, главным образом систематических вторжений Тимура на территорию Притяньшанья. Первые могулистанские ханы Тоглук-Тимур (1347—1362) и Ильяс-Ходжа делали попытки в 60-х гг. восстановить власть Чагатаидов в феодально-раздробленном Мавераннах-ре. Но уже в 70—80 гг. правителям Могулистана хану Хызр-Ходже (1388—1389), эмиру Камар ад-Дину дуглату, Енге-торе и другим пришлось вести, как отмечалось выше, долгую и упорную борьбу против агрессии Тимура. В ходе этой борьбы была предпринята попытка объединения разрозненных сил с Ак-Ордой, также страдавшей от вторжения войск Тимура. Совместная борьба против захватнических притязаний этого завоевателя имела большое значение для установления экономических, хозяйственных и других контактов населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тимура Могулистан распался на уделы. Хызр-Ходжа-хан вынужден был признать себя вассалом Тимура. В первой половине XV в. усилилась феодальная раздробленность в государстве. Тимуриды в этот.период не оставляли притязаний на Семиречье и Кашгарию.
Несколько упрочилось положение При сыне Хызр-Ходжа-хана Мухаммад-хане (1408—1416 гг.). При нем Могулистан стал независимым от Тимуридов, ему удалось освободить от их власти земли в долинах Чу и Таласа. Уменьшились на время усобицы и распри. В целях централизации государства Мухаммад-хан упорно насаждал в Могулистане ислам. Все чаще восточные рубежи Могулистана стали подвергаться нападениям ойратов (западная часть монголов, в среднеазиатских источниках они назывались калмаками). Многократно сражался с ними Вайс-хан (правил с перерывами в 1418—1428). Он вынужден был перенести свою ставку из Турфана в местность Илиба-лык в Семиречье. После Вайс-хана все более обнаруживались признаки упадка Могулистана.
В междоусобной борьбе верх одержала группировка знати во главе с улусбеком Мир Мухаммад-Шахом дуглатом, поддержавшим сына Вайс-хана Есен-Бугу (1433—1462). При Есен-Буге в конце 50-х гг. в Семиречье откочевала из Восточного Дашт-и Кыпчака часть казахов во главе с султанами Джаныбеком и Гиреем. Завершавшийся процесс формирования тюркских и тюркизированных племен Семиречья в
казахский Старший жуз, а вместе с племенами всего Казахстана — в казахскую народность, а также процесс консолидации тюркских и тюркизированных племен Притяньшанья в киргизскую народность явились важным фактором постепенного обособления Юго-Восточного Казахстана и Киргизии и распада Могулистана. На определенном этапе развития это государство сыграло важную роль, создав известные гарантии самосохранения и развития крупных этнических групп, подготовив условия для последующего генезиса этнически однородных государств в регионе.
Ослабление и распад Могулистана вызваны и другими политическими и социально-экономическими причинами. Среди них — раздробленность страны на уделы (улусы) династические распри Чагатаидов и войны племенной знати, недовольство народных масс постоянной нестабильностью, поборами, выливавшимися в кочевой среде в массовые откочевки. Несколько укрепил положение в государстве хан Юнус (1462—1487), но в 1472 г. он потерпел поражение от ойратов, вторгшихся в Семиречье, бежал на Сырдарью. В 80-х гг. ему удалось захватить Сайрам и Ташкент. Сын Юнус-хана Султан Ахмад-хан в 1474 г. основал в восточной части Могулистана фактически независимое владение. Его брат Султан Махмуд-хан (1487—1508) вел войну с казахскими ханами в Семиречье и районе присырдарьинских городов. Последний из правителей Могулистана, внук Юнус-хана Султан Саид-хан в 1514 г. отобрал у вассального правителя могулис-танских ханов Абу Бекр-мирзы дуглата Кашгарию и основал в Восточном Туркестане новое государство — Могулию. Казахские роды и племена Семиречья с 60-х гг. вошли в состав Казахского ханства.
В 20-х гг. XV в. на степных пространствах Казахстана обособилось в результате распада Ак-Орды и усобиц Джучидов ханство наиболее сильного из них, Шайбанида Абулхайр-хана. В исторической литературе это государство имеет и другие названия — Государство кочевых узбеков, Узбекское ханство.
Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были Джумадук хан, Махмуд Ходжа-хан, Мустафа-хан и др., завершились гибелью хана Ак-Орды Барака и избранием на ханство в 1428 г. Шайбанида Абулхайра, сына Давлат-Шайх-оглана. Абулхайру удалось создать самостоятельное ханство и удерживать власть в течение сорокалет на обширной территории степных районов Казахстана. Территория ханства Абулхайра простиралась от Яика (Урала) до Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.
Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили в основном те же племена, что и в это политическое объединение. В конце XIV — первой половине XV вв. эти племена были известны под общим этнополитическим именем «узбеки». Источники называют в их числе такие этнические группы (по терминологии письменных источников того времени иль, улус, аймак, тайфа и др.), как кыпчаки, найма-ны, мангыты, карлуки, кунграты, канглы, уйшуны, уйгуры, курлауты, дурмены, кенегесы, утарчи, буркуты, кушчи, кият, ктай, джат и др. Это были тюркские племена в основном кыпчакского и карлукского происхождения, потомки населения раннесредневекового Дешт-и Кыпчака и Юго-Восточного Казахстана, таких, как канглы, уйсуни, карлуки, а также давно уже тюркизированные монгольские. Несколько позднее многие из этих этнических групп стали известны как племена казахского Среднего жуза. Упомянутые племена и племенные объединения были близки между собой по уровню экономического развития, общественным отношениям, культуре.
Ханство Абулхайра не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриториальных, этнополи-тических групп, владений (улусов) во главе с Чингизидами разных линий и верхушкой кочевых племен. Усобицами и войнами был заполнен весь период правления Абулхайра. В 30-х гг. он разбил на Тоболе Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана, в присырдарьнских степях одержал верх над Джучидали Махмуд-ханом и Ахмед-ханом (из потомков Тука-Тимура), захватил Орду-Базар. В 1446 г. Абулхайр разбил Мустафу-хана. В числе продолжавших сопротивление противников Абулхайра источники называют Джучидов Ибак-хана, Буреке-султа-на, правнуков хана Ак-Орды Уруса Джаныбека и Гирея.
В угоду поддерживавшей его знати кочевых племен Абулхайр-хан вел завоевательные войны за пределами своего ханства — в Средней Азии, на юге и юго-востоке Казахстана. В 1430 г. на короткое время он захватил Хорезм, разграбил Ургенч. В 1446 г. Абулхайру удалось отобрать у Тимуридов и потомков акордынских ханов ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау-Сыгнак, Сузак, Ак-Курган, Узгенд, Аркук. Города были розданы в виде уделов (сойургал) поддерживавшим его вождям племен, в частности, мангытам. Это значительно укрепило авторитет Абулхайра среди одной части знати, обострило отношения с другой.
Сыгнак стал столицей ханства (до того ханскими ставками были города Тара и Орду-Базар). В 50-х гг. Абулхайр-хан совершал грабительские набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы Тимуридов Мавераннахра. В 1457 г. Абулхайр, в свою очередь, потерпел под Сыгнаком жестокое поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. В конце 50-х — начале 60 гг. в западную часть Могулистана от Абулхайра откочевала часть племен во главе с султанами Джаныбеком и Гиреем, против которых он предпринял поход в 1468 г., но по пути умер. После смерти Абулхайр-хана государство распалось. Преемник хана Абулхайра Шайх Хайдар-хан был убит сразу же в развернувшейся междоусобной борьбе многочисленных Джучидов. Внуку Абулхайра Мухам-маду Шайбани пришлось вести долгую и упорную борьбу за власть в степи, а главное — в южных городах региона Средней Сырдарьи и Каратау с казахскими ханами.
Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства, постоянные династийные распри и усобицы за раздел территории и вместе с тем сопротивление эксплуатации и гнету со стороны рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории, ослабили ханство Абулхайра и привели к распаду. Практически действовали те же причины, что и в Могулистане. Как и там, здесь также шел процесс консолидации племен в обособленные этнополитические структуры.
С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Восточного Дешт-и Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кыпчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во главе с ними в начале XVI в. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии.
Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV— XV вв. часть территории Западного Казахстана. Первоначально, с конца XIV в., это объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайскуй Орды, как полунезависимого владения, началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396—1411). Едыге воевал с Тохтамышем, ставил подставных ханов в Золотой Орде, в период феодальных смут и усобиц пытался усилить Ногайский улус. Был убит в 1419 г. Позднее вожди мангытов ориентировались на восточных соседей, были союзниками Абулхайр-хана. Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сынеЕдыге Hyp ад-Дине (1426—1440).
Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в. ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья «узбеков», продвигаясь все дальше к востоку и югу. Занятый сырдарьинскими городами, набегами в Среднюю Азию, Абулхайр не противодействовал ногайцам. Они могли пополнить контингент его кочевых подданных. Кочевья ногаев на северо-востоке простирались уже до Сибири (земли юго-восточнее Тюмени назывались Ногайской степью), на юго-востоке они временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря. Здесь их правители Ваккас-. бий мангыт, Муса-мирза, Ямгурчи и др. помогли Абулхайру в захвате городов на Сырдарье. Позднее ногайцы то воевали, то вступали в союзные отношения с казахскими ханами. В середине XVI в. Хакк-Назар-хана называли в источниках «ханом казахов и ногаев».
Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, периода завершения консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу племен Ак-Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения. Помимо мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, ктай, аз(ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла как этнопо-литическое объединение; входившие в нее племена составили основу ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в.
Во второй половине XV в. появилось название народности «ногаи», под которым они стали известны соседним народам.
В ногайском обществе XIV—XVI вв., как и в других обществах окружающего кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения, при этом сохранялись многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной лестницы находились князья, ханы, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников. Владея огромным богатством, а оно заключалось главным образом в многочисленных табунах лошадей, верблюдов, отарах овец, стадах крупного рогатого скота, ногайская степная аристократия распоряжалась и кочевьями, пастбищами, охотничьими угодьями, хотя формально на них сохранялась родовая общинная собственность.
В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную власть, военную, дипломатическую, административную, Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастбищами. Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Набеги, войны с соседями приносили степной аристократии большие доходы. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов.
В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевых узбеков и казахов. Часть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи, находилась в постоянных контактах с казахами.
После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. Ногайские орды в период раздробленн остов XVI—XVIII вв. за пределами Казахстана находились в определенных отношениях с Крымским ханством и Российским государством. На северо-востоке часть ногайских родов отошла под власть сибирских владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша, граничили с территорией Сибирского ханства.
Сибирское ханство с 60-х гг. XV в. до конца XVI в. вместе с территориями Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу, Ишиму, охватывало и часть территории современного Северо-Восточного Казахстана, земли правобережья Иртыша. До этого в XIV в. здесь существовало Тайбугинское политическое объединение тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли киреиты. Южнее в XIV — начале XV вв. располагались земли Ак-Орды; до Иртыша и Алтая доходили владения ханов Могулистана.
Основное население Сибирского ханства составляли тюркоязыч-ные племена, известные под собирательным этнонимом «сибирские татары», и угорские племена. В источниках упоминаются владения ханов Сибирского ханства (из династии Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима, Иртыша, землях до Ямышевского озера. Территории юго-восточнее по Иртышу занимали уже в XVI в. ойраты (джунгары или калмаки). На северных территориях распавшегося в: начале XVI в. государства Могулистан, по верхнемутечению Иртыша, к востоку от Тарбагатая, в верховьяхИли, шел процесс политического объединения ойратских племен. Сибирские ханы и ойратские тайши в XV—XVI вв. были постоянными соперниками казахских ханов на северных и восточных границах Казахстана, которым приходилось в долгой борьбе отстаивать свои земли.
§ 2. Экономика и культура
Основным занятием населения Казахстана в XIV—XV вв. оставалось, как и в предшествующие века, кочевое скотоводство. Кочевники разводили овец и лошадей, верблюдов, в отдельных районах — крупный рогатый скот, например, у ногайцев и каракалпаков в западных и южных землях, в поймах рек и предгорьях. В этих же местах население занималось и земледелием, богарным и поливным, также рыболовством и повсюду — охотой. Лошадь являлась основным средством передвижения во время перекочевок и в военных походах. Овцеводство было распространено повсеместно. Кроме основного продукта питания мяса, оно давало кожи, шкуры, шерсть, применявшиеся для изготовления одежды, постельных принадлежностей, ковров, войлочных изделий, для утепления юрты и т. д. Домашние ремесла по обработке животноводческого сырья удовлетворяли потребности кочевников в предметах одежды и быта. Отдельные мастера изготовляли более сложные предметы — конскую сбрую, металлические украшения, военное снаряжение (мечи, копья, луки, стрелы), арбы, детали юрты и т. д.
Соотношение выделившихся в ходе эволюции скотоводческого хозяйства трех его типов — кочевого, полукочевого и оседлого — издавна существовавших на территории Казахстана, на протяжении -веков не оставалось неизменным. Оно менялось не только в зависимости от экологических условий, но и от политических событий, миграций племен и народов, в свою очередь, связанных с этими условиями и событиями. Эти события и условия могли даже повлиять на изменение маршрутов кочевании, издавна сложившихся в соответствии с естественно-географическими условиями и историческими традициями. В силу традиций кочевые роды и племена Ак-Орды и Ханства Абулхайра переходили на зиму из кочевий в отдельных районах Восточного Дешт-и Кыпчака в долины Сырдарьи и ее притоков, в предгорья Каратау и Приаралья.
Территории нередко приходилось удерживать силой в борьбе с правителями соседних государств. Традиционные маршруты кочевий ногайских скотоводов от зимних стоянок в устье Волги и на северовосточном побережье Каспийского моря до летних вверх по Волге, Уралу, Эмбе в соответствии с политической обстановкой сдвигались как в сторону Приаралья и низовий Сырдарьи на востоке, так и вдоль побережья Каспия на юг, к Кумской низменности — на запад. В Семиречье маршруты кочевий были более короткими. Источники называют наиболее известные из пастбищных угодий: джайляу Улуг-Жулдуз и Кишик-Жулдуз в бассейне р. Или, пастбища равнины Абиш Между Чарыном и Чиликом и др.
В XIV—XV вв. произошли коренные изменения в общем балансе хозяйственных занятий населения Юго-Восточного Казахстана. Длительное господство монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII в. новых многочисленных кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны в Чагатайском улусе, в государстве Хайду за перераспределение владений, а с этими войнами были связаны длительные и частые перемещения монгольских войск, к концу XIV в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье. Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние города Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др.
Повсеместно возобладало кочевое скотоводство, оно превратилось в главную отрасль хозяйства местного населения. Следы земледельческой жизни еще сохранялись в XIV—XV вв. в Западном Семиречье в долинах Чу и Талас, в округах исчезнувших городов. Письменные источники сообщают о строительстве в XV в. новых поселений, караван-сараев, крепостей, например, по сведениям Мухаммад Хай-дара, в районе Иссык-Куля. Но в целом, в период вхождения региона Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в государство Могулистан городская жизнь здесь так и не возродилась. Поэтому в экономической и политической жизни этого государства важное значение имели оседло-земледельческие районы и города Кашгарии. Борьба за них часто вызывала междоусобные войны в Могулистане. В конце XV в. могульским ханам, вмешавшимся в борьбу казахских ханов, шайба-нидских правителей и последних Тимуридов за власть над городами в бассейне Средней Сырдарьи, удалось подчинить на время Ташкент и Сайрам. Жизненные интересы населения кочевых районов Семиречья, необходимость сбыта продуктов скотоводства и получения предметов городского ремесленного производства и земледельческой продукции ориентировали их на экономические связи с населением земледельческих областей также и Южного Казахстана и Средней Азии.
Определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв. происходил на землях Южного Казахстана. Источники упоминают о строительстве в Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном, Мубарак-Ходжой, Уру-сом. Возводились жилые постройки, культовые и общественные здания. Восстанавливались крепостные стены и укрепления, строительство которых ранее было запрещено монгольскими властями. Наиболее значительным сооружением на рубеже XIV—XV вв. является возведенный эмиром Тимуром мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городеЯсы (Туркестане). Складывался новый архитектурный стиль, совершенствовались строительные методы, развивались ремесла, связанные со строительным делом (изготовление кирпича, облицовочных материалов, в частности поливных изразцов). В городах развивалось ремесленное производство. В Отраре, например, археологическими раскопками выявлены усадьбы и мастерские гончаров, кузнецов, ткачей, хлебопеков и др. Большим разнообразием цвета и орнаментовки отличалась местная керамика. Работали монетные дворы Сыгнака (столица ханов Ак-Орды), Отрара, Сарайчика (столица Ногайской Орды). Восстанавливалась и продолжала развиваться жизнь в земледельческой округе Сыгнака, Ясы, Саурана, Сайрама и других городов. На поливных землях выращивались зерновые культуры (пшеница, ячмень), а также огородные и бахчевые; распространено было виноградарство и садоводство. Продукция земледельцев и городских ремесленников служила предметом обмена в хозяйственных связях населения Южного Казахстана и Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. Торговля была одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживилась и транзитная торговля на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в Сарайчик, Отрар, Сайрам с выходом на древние торговые пути из Средней Азии через Семиречье на Алтай и в Восточный Туркестан.
Торговый взаимообмен скотоводов степных районов Восточного .-Дешт-и Кыпчака и Семиречья с земледельческим и городским насе-.лением Южного Казахстана и Средней Азии положительно воздействовал как на рост городского и земледельческого хозяйства на юге, так и скотоводческого в степи. Выгодное положение региона Южного Казахстана на стыке оседло-земледельческогомира скочевой степью, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных, экономических контактов соседствующих народов. Они способствовали заимствованию кочевниками и земледельцами друг у друга элементов материальной культуры, быта, хозяйственных навыков, социальных норм, форм государственной организации, военного искусства, вели к культурному обмену. Через эти города шло распространение среди степной аристократии мусульманской культуры, письменности, книжного образования.
Регион Южного Казахстана (по терминологии источников того времени — Туркестана), особенно его северная часть, были традиционным политическим и экономическим центром всех государствен-. ных образований на территории Казахстана. Присырдарьинские города Сыгнак, Отрар, Ясы (Туркестан), Сайрам, Сауран, Сузак и др. постоянно были в центре военных столкновений правителей сосед--них государств. За них сражались с Тимуридами, правившими в Средней Азии (Мавераннахр), ханы Ак-Орды на рубеже XIV—XV вв., Абулхайр-хан — в 40—60 гг. XV в.; за них сражались с узбеками щайбанидами первые казахские ханы. Здесь правители Восточного Дергг-и Кыпчака раздавали владения своим вассалам, собирали налоги, опирались на местные города в борьбе за власть в степи, осуществляли строительство. Здесь находились их родовые усыпальницы (знак владения территорией). Свой вклад в развитие городской и земледельческой культуры на юге Казахстана, как и на юго-востоке в прошлом внесли далекие и близкие предки казахской народности, как и сами казахи в XV—XVII вв.
.Процесс феодализации общественных отношений в кочевых ско-товодческих районах Ак-Орды, Ногайской Орды, Ханства Абулхайра и Могулистана происходил медленно, при значительном сохранении .уиережитков родоплеменной организации кочевников. Последнее было связано с ростом удельного веса кочевого скотоводства, рестав-йрацией патриархальных черт в организации управления, в формах Землевладения, эксплуатации подвластного населения в период монгольского господства.
Существовавшая улусная система общественной организации на- селения позволяла кочевникам иметь в общинном владении определенную территорию с пастбищными угодьями и водоемами, предотвращала столкновения сдругими улусными объединениями родопле-менных групп. Право на кочевые улусы и соответствующие им территории имели все члены правящей династии (огланы, султаны, мирзы). Многочисленная знать, возглавлявшая родоплеменные группы (улусбеки, эмиры, баи, карачи), приобретала иммунитетные права (тарханство). В источниках отмечены другие формы землевладения, земельной собственности: инджу (ханские земли), мульк — частновладельческие земли, встречавшиеся в земл едельческих оазисах, вакф— земли мусульманских учреждений и духовенствав районах распространения ислама, в южных городах Казахстана. Более упорядоченной стала система взимания налогов и податей с оседлого населения. Институт «родовой помощи» у кочевников скрывал различные формы зависимости и эсплуатации бедных богатыми.
Интенсивно развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее процесс образования, объединения, становления тюркскихлитературных языков трех основных диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской. Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила монгольские элементы.
На кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано большое количество литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и другие тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора (загадки, афоризмы, пастушеские песни) сохранились в памятнике кыпчакского языка «Кодекс кумани-кус». В XIV—XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке, в Ногайской Орде развивалось творчество певцов (жы-рау), известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI вв.), воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался кыпчакский героический эпос.
В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становился господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена «ясавийя» и «накшбандийя»; кочевое население придерживалось шаманизма и культа предков.