1. Провозглашение независимости Казахстана
2. Партийная система Казахстана на современном этапе
3. Обсуждение и принятие Конституции 1993 года
4. Ликвидация Советской власти в Казахстане
5. Политический кризис марта 1995 года и его последствия
6. Обсуждение и принятие Конституции 1995 года
7. Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года
8. Политический кризис ноября 2001 года и его последствия
9. Культурная жизнь в Казахстане на современном этапе
Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)
1. Провозглашение независимости Казахстана
10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.
12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.
Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан".
В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.
Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.
3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.
4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.
Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.
С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.
Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.
Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:
развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;
создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;
обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;
заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;
повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека;
использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.
Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики. Для организации работ по подготовке новых государственных символов в январе 1992 года Верховным Советом была организована рабочая группа. Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза и 42 письменных предложения по проекту Флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта Гимна.
В конечном итоге Верховный Совет отдал предпочтение работам: создателя Государственного Флага - художника Шакена Ниязбекова; создателей Государственного Герба - архитекторов Жандарбека Малибекова и Шота Валиханова. Музыку гимна сохранили в прежней редакции - композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латыфа Хамиди. Авторами текста Гимна стали - Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.
4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты Верховным Советом.
2. Партийная система Казахстана на современном этапе
Годы существования Казахстана в качестве суверенного государства привнесли существенные изменения, как количественные, так и качественные, в политический спектр республики.
В феврале 1993 года был образован союз Народное единство Казахстана (СНЕК), в 1995 году преобразованный в партию. Судя по программным документам, новый союз намеревался стать организацией, обеспечивающий идеологическую, организационно-партийную и социальную поддержку курсу реформ, проводимых президентом. В 1994 - 1995 годах на политической арене появилось сразу несколько политических партий.
В декабре 1994 года был проведен учредительный съезд Народно-кооперативной партии Казахстана (НКПК), которая объявила себя "демократической партией парламентского типа центристской ориентации", а социальной базой считает "сельское население, работников сферы кооперативного движения, материального производства и обслуживания".
В январе 1995 года была создана Партия Возрождения Казахстана. Партия считает своей социальной базой и намерена отстаивать интересы социально незащищенных слоев населения: женщин, инвалидов, работников интеллигентного труда, прежде всего здравоохранения и образования. Партия считает себя либерально-демократической и центристской и насчитывает около пяти тысяч человек.
В начале 1995 года была создана Аграрная партия Казахстана (АПК). Ее главные цели - отстаивание социально-экономических и политических интересов аграриев, лоббирование их интересов в высших органах государственной власти. Партия насчитывает около 42 тысяч членов.
В этом же году были созданы партия "Новое поколение", объединившая представителей отечественного предпринимательства.
Летом 1995 года была создана Демократическая партия Казахстана (ДПК). Как было сказано в программном заявлении, ДПК - партия государственников, ратующая за социально-рыночную экономику, демократическое правовое государство и гражданское общество. С момента создания партия заняла пропрезидентские позиции. Насчитывает около 19 тыс. членов, в ее рядах руководители и рядовые представители национально-культурных центров, представители директорского корпуса и руководители среднего звена предприятий республики, государственные чиновники и творческая интеллигенция.
Весной 1997 года, произошло организационное оформление Либерального движения Казахстана (ЛДК) - председатель Бисенбаев А. - были приняты Программные положения и Устав движения. Движение выступает за формирование институтов гражданского общества, правового государства, приоритет прав личности над иными правами, за частную собственность, в том числе и на землю, как основы свободной конкуренции. Высший орган - съезд, Руководящий орган - ЦК. В 1998 году движение было преобразовано в политическую партию.
В 1999 году, в преддверие парламентских выборов, в Казахстане были созданы несколько политических партий. В январе председатель движения "Общественный штаб в поддержку кандидата в Президенты РК Н. Назарбаева" С. Терешенко заявил о преобразовании его в партию социально-
демократической направленности и парламентского толка, каковая и была создана под именем "Отан".
Летом 1999 года было объявлено о создании "Гражданской партии Казахстана". В августе 1999 года на II внеочередном съезде Гражданской партии была принята предвыборная платформа партии. В экономической области партия выступала за возрождение и развитие отечественного товаропроизводства, деятельность в социальной сфере будет осуществляться по двум стратегическим направлениям: стимулирование трудоспособного населения и защита социально уязвимых слоев общества.
В начале 2000 года практически одновременно объявили о начале своей деятельности "Отаншылдар/Партия патриотов" Х. Кожа-Ахмета и Республиканская народная партия патриотов, под руководством депутата Мажилиса Г. Касымова.
С 1994 году произошло и организационное оформление оппозиции. С весны 1994 года об оппозиции к проводимой властью политике заявили, и, следовательно, объявили себя оппозиционными: КПК, СПК, ПНКК, ГДК "Азат", "Лад", Независимый профцентр Казахстана (НПЦК), профсоюз "Б1рлесу", Федерация профсоюзов Казахстана (ФПК), Рабочее движение г. Алматы, "Желтоксан", Казахско-американское бюро по правам человека, "Новое Поколение", Демократический комитет по правам человека РК, партия "Табигат".
Весной 1994 года было заявлено о создании Координационного Совета общественных объединений - "Республика". В него вошли КПК, СПК, ГДК "Азат", "Лад", объединение "Правовое развитие Казахстана", ФПК, ПНКК, "Желтоксан", Рабочее движение г. Алматы. "Республика" поставила своей задачей создать в Казахстане конструктивную оппозицию политике правительства.
Осенью 1994 года появилось еще одно "антипрезидентское" объединение - Гражданский Комитет Общественного спасения "Отан-Отечество". В него вошли КПК, ВКП (б), ВЛКСМ, Алаш, Русская община, Рабочее движение Казахстана, Лад.
В 1997 году было создано Гражданское движение "Азамат" - сопредседатели - Г. Абильсиитов, М. Ауэзов, П. Своик. В декабре 1998 года движение "Азамат" объявило о создании политической партии под одноименным названием.
В 1998 году было создано объединение "Народный фронт Казахстана" (КПК, "Азамат", "Лад", "Азат", Рабочее движение).
В 1998 года состоялся организационный съезд оппозиционной Республиканской Народной партии Казахстана - председатель - А. Кажегельдин.
В 1999 году - "Форум демократических сил Казахстана" (РНПК, КПК, Рабочее движение "Солидарность", движения "Орлеу", "Поколение", Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций, Русская община, Семиреченская казачья община и Союз казаков Степного края).
В 2000 году в республике действовало 15 официально зарегистрированных партий.
Начало нового века внесло новые изменения в политический спектр страны. В декабре 2001 года три оппозиционные партии Казахстана - Демократическая партия "Азамат", партия "Народный Конгресс Казахстана" и Республиканская народная партия Казахстана (РНПК) - приняли решение об объединении в единую политическую партию - "Объединенную Демократическую партию" (ОДП). Инициаторы объединения обнародовали заявление, где десять лет независимости были обозначены как годы "потерь и разочарований". В состав временного Политического совета новой партии вошли Г. Ергалиева, А. Косанов и П. Своик, А. Кажегельдин и другие представители трех партий.
В январе 2002 года прошел объединительный съезд и была принята программа ОДП, включающая в себя три основных задачи:
1) "переустройство режима авторитарной президентской власти в парламентскую республику";
2) программу "Десять непростых шагов навстречу", предусматривающую внесение поправок в закон "О выборах", принятие закона "О местном самоуправлении", проведение выборов в местное самоуправление городов, поселков, сел и аулов, переход к однопалатному парламенту, перераспределение функций и полномочий Президента и Парламента в пользу Парламента, принятие нового закона "О политических партиях", проведение выборов в новый однопалатный Парламент, принятие новой Конституции, проведение выборов нового Президента;
3) программу "Казахстан без Назарбаева" на случай дестабилизации ситуации в стране вследствие неадекватных действий правящего режима".
В начале 2002 ряд членов общественного движения Демократический выбор Казахстана (ДВК) объявили о создании Демократической партии Казахстана "Ак Жол". В марте 2002 года состоялся учредительный съезд, на котором была принята программа партии. Как заявлено в программных документах, новая партия будет либерально-демократического толка и представлять интересы среднего класса. Сопредседателями ДПК "Ак Жол" стали бывший вице-премьер У. Джандосов, экс-министр труда А. Байменов и экс-депутат Парламента Б. Абилов.
В апреле 2002 г. была зарегистрирована "Русская партия Казахстана" (РПК), лидер - Г. Беляков, с 1997 - атаман Семиреченского казачьего войска и с 1998 г. - председатель Исполкома Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций в Казахстане. В этом же году партия была переименована в политическую партию "Соотечественник".
В июле 2002 г вступил в силу новый закон о политических партиях. Закон запрещает создание политических партий на основе этнической, религиозной или половой принадлежности. Если, согласно прежнему закону для регистрации политической партии было достаточно 3 тыс. членов, то по новому закону регистрация партии происходит при наличии в ней не менее 50 тыс. членов, представляющих все регионы и крупнейшие города страны. В случае получения партией менее 3 процентов голосов избирателей на выборах в Мажилис или в том случае, если партия дважды не принимала участие в парламентских выборах, она может быть ликвидирована.
Закон подвергся резкой критике со стороны оппозиционных партий и международных организаций.
ОБСЕ пришла к выводу, что закон представляет серьезную угрозу политическому плюрализму в Казахстане. Европейский союз обнародовал заявление, в котором заявил, что регистрационные требования, предусмотренные этим законом представляют угрозу политическому плюрализму, препятствуют свободному развитию политических партий.
3. Обсуждение и принятие Конституции 1993 года
Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась. После обсуждения его в Верховном Совете, первый проект был опубликован в июне 1992 года для всенародного обсуждения, второй, после всенародного обсуждения - в ноябре 1992 года.
Основными проблемами, наиболее активно обсуждавшимися в парламенте и в обществе, стали: экономическая проблема (в частности, проблема собственности), административно - территориального устройства Казахстана, государственного языка, формы правления, гражданства в будущей Конституции.
Ход обсуждения проекта Конституции активизировал фланги политического спектра республики, представленного оппозиционными партиями и движениями в лице национал-демократов (ГДК "Азат", Республиканская партия, "Желтоксан") - с одной стороны, межнационального движения "Единство", Партии Демократического Прогресса Казахстана (ПДПК), профсоюза "Б1рлесу" - с другой.
Проблема собственности. Первый проект Конституции предлагал формулу "экономика Казахстана основывается на многообразных формах собственности частной, коллективной и государственной". Второй вариант проекта оставил две формы собственности - государственная и частная. Национальная оппозиция категорически выступила против института частной собственности на землю. Аргументы - земля казахов всегда находилась в родовой собственности, в случае ее перехода в частное владение, ее законный собственник, казахский народ, окажется отторгнутым от нее. Поэтому национально-демократическая оппозиция предложила внести в Конституцию формулу - земля является собственность казахского народа и общим достоянием всех народов, проживающих в Казахстане. "Русскоязычная" оппозиция настаивала на введении института частной собственности в Казахстане.
Проблема государственного языка. Первый проект Конституции гласил: "В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. Русский язык является языком межнационального общения. Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку не владения государственным языком или языком межнационального общения". Эта норма проекта вызвала широкую дискуссию в прессе. В Верховном Совете была создана депутатская фракция "Гражданское согласие", которая выступала за придание статуса государственного, наряду с казахским, и русскому языку. Ее деятельность привела к появлению во втором проекте Конституции компромиссного добавления: "Республика Казахстан обеспечивает свободное функционирование, русского языка, наряду с государственным. Гражданам гарантируется право пользования родным языком".
Административно-государственное устройство. В проекте была записана норма - Казахстан - суверенное, демократическое и унитарное государство. Территория Казахстана является целостной, неделимой и неприкосновенной. Против отражения этой нормы в тексте Конституции публично выступили некоторые представители уйгурской интеллигенции, которые предложили записать в Конституции положение о федеративном устройстве государства. Аргументы их сводились к тому, что уйгуры - коренные жители Семиречья и имеют право на национально-территориальную автономию.
Форма правления. По предложению Президента, Верховному Совету и общественности были предложены идеи о включении в проект Конституции статей о роспуске парламента Президентом, создании двухпалатного парламента, импичменте Президента и возможности принятия Конституции путем референдума. Эти предложения были в основном поддержаны оппозицией, но отвергнуты Верховным Советом.
С точки зрения оппозиции, проект Конституции не отражал реалии жизни республики. В январе 1993 года оппозиционные партии и движения направили обращение депутатам Верховного Совета с призывом не принимать проект в предложенном виде. Их аргументы сводились к следующему:
Проект Конституции не прошел установленных процедур прохождения законопроектов, не в полной мере учтены оценки независимых экспертов, в том числе международных;
Отсутствовал механизм учета замечаний и предложений граждан и организаций;
Проект Конституции не содержит гарантий соблюдения принципа соблюдения прав и свобод человека.
Народ отстранен от участия в управлении государством, поскольку лишен права законодательной инициативы через партии и общественные организации и права на референдум;
5. Проект не содержит гарантий против возможности узурпации власти из-за: а). отсутствия механизма импичмента, б). отсутствия механизма роспуска парламента.
Наконец, все критики проекта были едины в том, что этот парламент не имеет ни морального, ни юридического права принимать новую Конституцию, потому что, во-первых, треть депутатов избрана от общественных организаций, которые уже не существуют и, во-вторых, сам парламент был избран еще в Казахской ССР. Оппозиция призвала вынести проект Конституции на референдум, или принимать ее после выборов нового парламента.
Тем не менее, в октябре 1992 года были подведены официальные итоги всенародного обсуждения проекта Конституции. Согласно им, проект обсуждался в течение четырех месяцев, в печати было опубликовано более 500 материалов, в обсуждении приняло участие более 3 млн. человек, то есть практически каждый третий казахстанец. В официальном заявлении Верховного Совета сообщалось, что, с учетом пожелания народа, не приняты предложения о федеративном устройстве страны, государственном двуязычии, формировании двухпалатного парламента.
По иронии судьбы, в декабре 1992 года, только что начавший выходить еженедельник "Панорама" опубликовал данные социологического опроса, проведенного агентством "Бриф" в ноябре среди алма-атинцев, внеся свою "ложку дегтя в бочку меда" официальных итогов. Согласно этим данным, каждый второй алма-атинец вообще не читал проект Конституции (т.е. почти 50%), в официальном обсуждении приняло участие 4% опрошенных, 71% выступил за государственное двуязычие, 34% - за федеративное устройство страны, 33% - за двухпалатный парламент.
28 января 1993 года за проект Конституции Верховный Совет проголосовал почти единогласно (309 из 312 голосов). Первая Конституция суверенного Казахстана стала реальностью.
4. Ликвидация Советской власти в Казахстане
Полномочия Верховного Совета КазССР, избранного в 1990 году, истекали в 1995 году. Однако в конце 1993 года в политической жизни республики произошли резкие изменения.
В ноябре 1993 года Алатауский райсовет народных депутатов г. Алматы принял беспрецедентное решение о самороспуске, инспирированное исполнительной властью или нет, пока остается неизвестным. Депутаты райсовета опубликовали обращение к депутатам Верховного и местных советов с призывом самораспуститься. Уже на следующий день, депутаты Ленинского и Октябрьского районов столицы также досрочно сложили свои полномочия, за ними - депутаты Ауэзовского и Фрунзенского районов Алматы. Далее события приняли характер обвала.
декабря Верховный Совет принял закон о досрочном прекращении полномочий местных Советов народных депутатов Республики Казахстан.10 декабря 1993 г. Верховным Советом Республики Казахстана был принят закон "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" и в тот же день более 200 из 360 депутатов Верховного Совета также сложили свои полномочия досрочно.
Это привело к тому, что 10 декабря 1993 года Верховный Совет принял решение о самороспуске. Это означало не только то, что Казахстан остался без парламента, но и то, что в республике была ликвидирована советская власть.
Закон предоставил Президенту право на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета Республики Казахстан:
издавать, на основе и во исполнение Конституции, акты, имеющие силу закона, устанавливал, что эти акты действуют до принятия соответствующих законов Республики Казахстан;
на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета и с последующим утверждением им осуществлять, в случае необходимости, следующие полномочия Верховного Совета: избирать Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и определять порядок формирования нижестоящих судов, назначать Генерального Прокурора, Председателя Национального Банка, освобождать от своих обязанностей Председателя и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Национального Банка; ратифицировать и денонсировать международные договоры, решать вопросы войны и мира;
на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета самостоятельно назначать на должность Премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, председателя Комитета национальной безопасности и глав дипломатических представительств, принимать решения о проведении референдума, вводить чрезвычайное положение.
10 декабря Указом Президента вводится в действие Закон о местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан, согласно которому в корне изменилась система власти в республике:
Представительная власть Исполнительная власть.
Верховный Совет Республика Президент.
Маслихат-собрание Область Администрация депутатов.
Маслихат-собрание Район Администрация депутатов.
Маслихат-собрание Город Администрация депутатов.
Маслихаты должны были избираться сроком на пять лет населением, главы областных администраций (акимы) назначаться Президентом.
17 декабря 1993 года был опубликован Кодекс Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", согласно которому предлагалась новая (мажоритарная) система выборов в Парламент из 177 депутатов, который избирался сроком на пять лет.
Новым явлением в избирательной практике стало предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным объединениям, гражданам - путем самовыдвижения и президенту. Кодекс предписывал выборы 135 кандидатов - по территориальным округам и 42 - по президентскому списку.
Изменился и порядок выдвижения кандидатов. Для регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета необходимо было собрать 3000 подписей, в местные представительные органы власти - маслихаты-собрания депутатов, не менее 3% избирателей данного округа.
Выборы были назначены на 7 марта 1994 года, то есть на всю избирательную кампанию отводилось 3 месяца. Прошли регистрацию и стали кандидатами в депутаты 744 человека, из которых 346 были выдвинуты от общественных организаций и 345 (почти 50%) - самовыдвиженцы. "Азат" и "Желтоксан" бойкотировали выбора, не выставив своих кандидатов.
7 марта 1994 года состоялись выборы в первый Парламент суверенного Казахстана. Было избрано 176 депутатов, из них: по президентскому списку - 42; от общественных объединений - 75; самовыдвиженцы - 59. Мужчин в новом парламенте стало - 154; - женщин - 22. Национальный состав выглядел следующим образом: казахи - 105; - русские - 49; - украинцы - 10; - немцы - 3; - евреи - 3; - поляк, уйгур, узбек, татарин, ингуш, кореец - 1. Образовательный: высшее образование - 171; неполное высшее - 2; средне-специальное - 2; среднее - 1. Политический: СНЕК - 33; Профсоюзы - 11; Народный Конгресс - 8; Крестьянский Союз - 4; Славянское движение "Лад" - 4.
Оценки Центральной Избирательной Комиссии и оппозиции по поводу демократичности и законности прошедших выборов были диаметрально противоположны. По официальным оценкам, в Казахстане состоялись безусловно демократичные свободные выборы. В выборах приняло участие не менее 75% избирателей.
Оценки оппозиции и международных наблюдателей были значительно менее оптимистичны. По их оценкам, прошедшие в марте 1994 года выборы не являлись демократичными и не соответствовали международным стандартам, принятым, в частности СБСЕ, следовательно, данный парламент не может считаться легитимным. В частности, международными наблюдателями было отмечено нарушение в ходе выборов всех 10 пунктов Хартии о выборах:
мало времени на избирательную кампанию;
произвол избирательных комиссий при регистрации кандидатов в депутаты;
наличие президентского списка, что означает, что 20% членов парламента назначаются исполнительной властью;
принцип голосования - "семейным списком", один за всех. По оценкам наблюдателей, таким образом, голосовало от 35 до 50% избирателей;
практика "двойных списков" - одни на избирательном участке, одни на вынос;
практически полное отсутствие достоверной и полной информации о выборах;
существование закрытых избирательных участков (например, для военнослужащих), где невозможно проверить свободу волеизъявления;
препятствия для независимых средств массовой информации (так, телеканал ТВ-М отключался с завидным постоянством перед всеми выборами в республике).
В апреле 1994 года новый Парламент начал свою работу. Особенностью второго Парламента стало формирование парламентской оппозиции. Ее сформировали большинство депутатов от фракций Социалистической партии, Федерации профсоюзов, Народного Конгресса Казахстана, создавшие в парламенте группу "Прогресс". Главным требованием оппозиции стал отказ от рекомендаций Международного валютного фонда, следование которым, по мнению парламентской оппозиции, могло привести к социальному взрыву.
Уже в мае 1994 года Парламент продемонстрировал характер, приняв беспрецедентное "Заявление Верховного Совета РК", выразившее недоверие социально-экономической политике правительства С. Терешенко. Массированная критика правительства со стороны различных политических сил дала свои результаты. Осенью 1994 года Президент потребовал отставки правительства в полном составе. По представлению Президента, новым премьер-министром страны был утвержден А. Кажегельдин.
5. Политический кризис марта 1995 года и его последствия
Новый Парламент проработал менее года. В марте 1995 года в политической жизни Казахстана разразился новый политический кризис.
Один из кандидатов в депутаты парламента, не прошедшая этап регистрации, Т.Г. Квятковская, предъявила иск Центральной Избирательной Комиссии в Конституционный Суд Казахстана о нарушении Кодекса о выборах в Абылайхановском избирательном округе. После длительного разбирательства, 6 марта 1995 года Конституционный суд принял решение. В принятом постановлении суда отмечалось, что "введенная Центризбиркомом методика подсчета голосов... по существу изменила установленную Кодексом о выборах избирательную систему. Тем самым Центризбирком нарушила ст.60 Конституции, превысив свою компетенцию". Этим постановлением были поставлены под сомнения итоги выборов и, следовательно, легитимность самого парламента.
8 марта Президент, пользуясь правом, данным ему Конституцией, внес возражения на постановление Конституционного суда.9 марта такое же возражение было внесено председателем Верховного Совета А. Кекильбаевым.
10 марта 1995 года Конституционный суд преодолел внесенные возражения и двумя третями голосов принял определение: "... отклонить возражения Президента и Председателя Верховного Совета Республики Казахстан и подтвердить постановление Конституционного суда от 6 марта 1995 года. Определение обжалованию не подлежит".
11 марта Верховный Совет принял конституционный Закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию" и постановление "О приостановлении деятельности Конституционного суда", однако эти документы не могли иметь юридической силы.
В тот же день Н. Назарбаев обратился в Конституционный суд с запросом о правовых последствиях постановления от 6 марта 1995 года. В запросе Президент просил дать разъяснения по следующим вопросам:
Означает ли это постановление Конституционного суда неконституционность выборов в Верховный Совет, состоявшихся 7 марта 1994 года, а также неконституционность полномочий избранных депутатов Верховного Совета;
Если полномочия депутатов парламента неконституционны, кто вправе принимать решения законодательного характера;
Означает ли решение Конституционного суда, что закон "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" от 10 декабря 1993 года, продолжает действовать.
В этот же день Конституционный суд в своем разъяснении дал положительные ответы на вопросы Президента. Казахстан опять остался без Парламента.
В тот же день Президент подписал указ "О мерах, вытекающих из постановления Конституционного суда РК от 6 марта 1995 года". В соответствии с ним для оказания помощи депутатам в трудоустройстве, обеспечения сохранности имущества Верховного Совета и других вопросов была образована государственная комиссия под руководством вице-президента Е. Асанбаева.
Нелигитимность Парламента означала и нелигитимность правительства, сформированного с участием нелигитимного Парламента. Поэтому в тот же день, 11 марта 1995 года правительство в полном составе подало в отставку, которая была принята Президентом. В соответствии с Законом о временном делегировании Президенту дополнительных полномочий, он назначил премьер-министром А. Кажегельдина и поручил ему сформировать правительство. В тот же день Президентом была принята отставка Центризбиркома.
Реакция на эти стремительные события была, как и следовало ожидать, различной.
14 марта 130 депутатов парламента под председательством О. Сулейменова приняли Обращение "К избирателям Казахстана, к парламентам и международным организациям". В Обращении, в частности, говорилось: "... Механизмов роспуска Верховного Совета предусмотрено только два:
Самороспуск, когда большинство депутатов подают заявления о добровольном сложении депутатами полномочий.
Отзыв депутатов своими избирателями.
Других правовых оснований для роспуска Верховного Совета и местных представительных органов ни в Конституции, ни в других законах РК не содержится. Поэтому мы считаем, что решения Конституционного суда и его толкование являются актами не правового, а политического характера.12 марта 1995 года министр иностранных дел Казахстана на встрече с послами иностранных государств сделал заявление о том, что казахстанский парламент принял решение о "самороспуске". Мы заявляем: такого решения не было и нет. В тот же день 72 депутата Парламента заявили о трехдневной голодовке.16 марта 22 депутата отказались покинуть здание Верховного Совета. В своих заявлениях и интервью депутаты Парламента заявляли, что действия Конституционного суда и Президента являются совместной политической акцией, что их цель - получение дополнительных полномочий или такого парламента, который даст их президенту. Прогнозы экс-депутатов были пессимистичны - Казахстан ожидают времена закрытия демократических институтов, коммунистического "единогласия" и политических преследований.
Реакция за рубежом также была различной. Россия заявила, что произошедшее - внутреннее дело Казахстана. Более эмоциональной была оценка произошедшего посла США В Казахстане У. Кортни. Посол сделал заявление, в котором назвал решение КС торжеством демократии в республике. В официальном интервью У. Кортни пошел еще дальше - "Казахстан представляет собой уже не школьника, а учителя демократии", (в ответ на это заявление депутат парламента В. Чернышев пообещал сжечь себя перед зданием американского посольства). Спустя месяц, 29 апреля 1995 года состоялся референдум о продлении сроков полномочия Президента до 2000 года. По официальным данным, в голосовании приняло участие свыше 91% граждан, имевших право голосовать, свыше 95% из них высказались за продление полномочий. Таким образом, с марта по декабрь 1995 года в Казахстане отсутствовала законно избранная законодательная власть. В стране был установлен режим личной власти Президента.
6. Обсуждение и принятие Конституции 1995 года
В июне 1995 года, не дожидаясь выборов нового Парламента, Н. Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана, который назывался "Конституция Казахской республики". Проект имел принципиально иную, в сравнении с действующей Конституцией, структуру и состоял из 8 разделов и 95 статей.
Первый раздел - "Общие положения" гласил, что Казахстан утверждает себя светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления. Провозглашалось, что единственным источником власти является народ; признается равенство государственной и частной собственности. Государственным языком объявлялся казахский язык. В государственных органах наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Второй раздел назывался "Человек и гражданин". В нем перечислялись права и свободы, которыми обладает гражданин Казахстана. В отличие от действующей Конституции, в проекте отсутствовала классификация видов прав на политические, экономические и т.д., право на труд заменено правом на свободу труда; отдельно выделены права человека, которые не зависят от экономического развития общества - право на жизнь, право на свободу и т.д.
Третий раздел - "Президент". Президент объявлялся главой государства и ее высшим должностным лицом. Полномочия Президента в проекте были значительно увеличены в сравнении с действующей Конституцией. Президенту предоставлялось право роспуска парламента.
Четвертый раздел - "Парламент". Проектом предусматривалось новое название Верховного Совета - Парламент. Сам Парламент предусматривался двухпалатным: верхняя палата - Сенат и нижняя - Мажилис. Права Парламента, в сравнении с действующей Конституцией, были значительно урезаны. Ему предоставлялось право импичмента Президента только в одном случае - совершения им государственной измены.
Пятый раздел - "Правительство". Так автор предложил называть Кабинет министров. Согласно проекту, правительство осуществляет исполнительную власть, образуется президентом и ответственно перед ним же.
Шестой раздел - "Правосудие". Судами республики провозглашались Конституционный суд, Верховный суд и местные суды. Должность судьи стала назначаемой.
Седьмой раздел - "Местное государственное управление и самоуправление". Местными представительными органами объявлялись избираемые на 4 года маслихаты, исполнительные органы возглавлялись назначаемыми акимами.
В начале июля 1995 года проект был вынесен на всенародное обсуждение, срок его был определен в один месяц, до 30 июля 1995 года, после чего проект Конституции предполагалось вынести на референдум.
В ходе обсуждения большая часть критических замечаний касалась отражения вопросов власти и прав человека в проекте. Так, в заявлении шести членов Конституционного суда отмечалось, что, по их мнению, в проекте заметно сужен объем прав и свобод человека и гражданина, искажен принцип разделения властей, что не дает основания для признания предложенной конституционной модели Казахстана в полной мере демократическим правовым и социальным государством. По мнению авторов заявления, в проекте сильно увеличен объем президентской власти - проект "ставит под сомнение не только президентскую, но и в целом республиканскую форму правления".
Движение "Новое поколение", объединившее отечественных предпринимателей, отмечало, что проекту присущ социалистический, чисто административный подход к решению основных вопросов.
В ходе обсуждения предлагались и альтернативные проекты Конституции. Так, профессором КазГУ Н. Масановым, председателем казахстанско-американского бюро по правам человека Е. Жовтисом и депутатом последнего Верховного Совета В. Севрюковой, совместно с зарубежными экспертами, был в июле 1995 года представлен альтернативный проект. По мнению его авторов, главным отличием их проекта от официального является первичность прав народа, делегирующего полномочия властям в строго определенных в проекте рамкам. Разработчики альтернативного проекта выразили солидарность с выводами членов Конституционного суда. Однако свой проект авторам не удалось довести до большей части электората, а власть его проигнорировала.
30 августа 1995 года Н. Назарбаев подвел официальные итоги обсуждения проекта Конституции. По его словам, за месяц состоялось 33 тыс. коллективных обсуждения проекта, в которых приняло участие 3 млн. человек. Внесено 30 тыс. предложений, в результате в проект внесено 1100 поправок. Изменилось 55 статей их 99 и появился новый раздел - "Конституционный Совет", согласно которому не предусматривалось существование Конституционного суда в судебной системе Казахстана.
30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум по проекту новой Конституции. Часть оппозиционных партий и движений призвали население бойкотировать референдум. По официальным данным, в референдуме приняло участие свыше 90% граждан, имеющих право голоса. За принятие Конституции проголосовало 89%, против почти 10% из участвовавших в голосовании.
1 сентября 1995 года представители оппозиционных партий и движений провел пресс-конференцию, на которой они оспорили результаты голосования. Опираясь на документы наблюдателей, они заявили, что в референдуме приняло участие в среднем 30% избирателей.
1 сентября 1995 года, в резиденции Президента, состоялась торжественная церемония официального представления новой Конституции.30 августа был объявлен государственным праздником - Днем Конституции.
2 декабря 1995 года состоялись выборы в новый Парламент Казахстана, второй с момента обретения независимости. В результате выборов возрастной, национальный, профессиональный и социальный состав Парламента выглядел следующим образом. Мужчин в новом парламенте стало - 94, женщин - 10. Возрастной: до 30 лет - 2; до 40 - 8; до 50 - 59; до 55 - 16; до 60 - 14; до 70 - 5. Национальный состав: казахи - 68; русские - 31; украинцы - 2; немец - 1; уйгур - 1; кореец - 1. Образовательный ценз: высшее образование - 103; незаконченное высшее - 1.
Социальный и профессиональный состав: руководящие работники - 23; государственные чиновники - 10; работники маслихатов - 34; юристы - 6; работники науки и образования - 13; работники культуры - 5; профсоюзные деятели - 2; военные - 2; безработные - 6; врачи - 1.
Политический состав: ПНЕК - 24; Демократическая партия - 12; Крестьянский союз 7; Федерация профсоюзов - 5; Союз молодежи - 3; Инженерная академия - 5; КПК - 2; НКК - 1; Народно-кооперативная партия - 1;
Партия возрождения Казахстана - 1; Невада-Семей - 1; Союз предпринимателей - 1.
Зимой 1996 года Парламент приступил к работе.
7. Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года
В октябре 1997 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ об отставке А. Кажегельдина с должности премьер-министра Казахстана.10 октября 1997 года новым премьер-министром РК назначается Н. Балгимбаев.
В октябре 1997 года Президент подписал Указ об объявлении с 10 декабря 1997 года столицей Казахстана г. Акмолы. Весной 1998 года Акмола была переименована в Астану. 3
В 1998 - начале 1999 года в законодательную базу избирательной системы были внесены существенные коррективы. В мае 1998 года были внесены изменения в Указ о выборах, согласно которым к выборам не допускались кандидаты, которые в течение года перед регистрацией получили незначительное административное взыскание "за умышленное правонарушение".
В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к действующей Конституции и к Указу Президента РК "О выборах в Республике Казахстан". Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Главным аргументом стало то, что досрочные президентские выборы необходимы в связи с резким ухудшением экономического и политического положения в России, которое может негативно сказаться на экономической и внутриполитической ситуации в Казахстане.
В связи с этим утверждалось, что в условиях надвигающегося экономического кризиса требуются особые меры по сохранению политической стабильности, а это связывалось с личностью действующего Президента.
Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.
На звание кандидата в Президенты Республики Казахстан претендовало шесть человек: Н. Назарбаев - действующий Президент, А. Кажегельдин - бывший Премьер-министр, Э. Габбасов, депутат Сената, С. Абдильдин, председатель Компартии Казахстана, Ж. Базильбаев, вице-президент АО НТЦ " Мунай", Г. Касымов - председатель Таможенного комитета. После длительной судебной тяжбы А. Кажегельдину было отказано в регистрации кандидатом в президенты, как не соответствующему требованиям Закона о выборах, так как он был привлечен судом к административной ответственности. Ж. Базильбаев снял свою кандидатуру.
В январе 1999 годы выборы были проведены. По официальным данным, за Э. Габбасова проголосовали менее 1% избирателей, за С. Абдильдина - около 12% избирателей, за Г. Касымова - более 4%, за Н. Назарбаева - около 80%.
Оценки прошедших президентских выборов были традиционно противоположными. По сообщению Центризбиркома, выборы были, безусловно, демократическими.
ОБСЕ отказалась направить наблюдателей на президентские выборы в Казахстане после того, как к участию в них не допустили основного соперника Н. Назарбаева экс-премьера А. Кажегельдина. По оценке ОБСЕ выборы Президента в Казахстане не соответствовали международным стандартам.
В мае 1999 в Казахстане были внесены очередные изменения в законодательство о выборах, существенно изменившие законодательную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная избирательная система, согласно которой 10 мест в Парламенте распределялись на основе пропорционального партийного представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам.
10 октября 1999 года состоялись выборы в Парламент республики по новой, смешенной избирательной системе. По 67 одномандатным округам было зарегистрировано 547 кандидатов на выборы в Мажилис, из них: 80 (14.6%) кандидатов, выдвинутых общественными организациями; 113 (20.7%) кандидатов, выдвинутых политическими партиями; 354 (64.7%) кандидата, которые выдвинули себя сами.
Все политические партии, имеющие право на представление партийных списков для предвыборной борьбы за 10 мест в Мажилисе, представили свои списки. Больше всего было зарегистрировано кандидатов от партии "Отан" - 18 человек, 10 - от Демократической партии Казахстана "Азамат", от Гражданской партии - 9.
Кандидатами в депутаты Сената Парламента зарегистрированы 29 граждан, 21 из них выдвинут на сессиях маслихатов, в порядке самовыдвижения - 10. На мандаты депутатов в маслихаты страны претендовали 7146 соискателей. Выборы проходили в два тура.
Оценки прошедших выборов, были, как это уже не раз было в новейшей истории Казахстана, диаметрально противоположными.
В октябре 1999 года Центральная Избирательная Комиссия Казахстана подвела официальные итоги голосования, согласно которым в республике прошли безусловно демократичные выборы депутатов Парламента страны. По итогам голосования, десять "партийных" депутатских мандатов в Мажилисе распределились следующим образом: Республиканская партия "Отан" получила 4 мандата, а Коммунистическая, Аграрная и Гражданская партии - по 2 мандата каждая. В трех округах выборы были признаны недействительными, там были допущены серьезные нарушения Конституции.
Миссия ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Казахстане опубликовала отчет, в котором подготовка, ход и подведение итогов выборов подверглись критике. Иностранные наблюдатели пришли к выводу, что особенно серьезной проблемой парламентских выборов 1999 года стали широко распространенные злоупотребления во время подсчета голосов. Допущенные в ходе предвыборной кампании, выборов и подсчета голосов нарушения определялись экспертами ОБСЕ следующим образом:
1. Неправомерное вмешательство исполнительной власти в ход выборов;
2. Нечестная предвыборная кампания партий, поддерживаемых властями;
3. Угрозы административного и судебного преследования средств массовой информации;
4. Поддержка избирательными комиссиями кандидатов от " партий власти";
5. Искусственно созданные затруднения и запугивание во время предвыборной кампании оппозиционных партий и кандидатов.
ОБСЕ пришла к выводу, что, выборы депутатов Мажилиса, хоть и явились пробным шагом на пути к соответствию международным стандартам и существенно отличались от предыдущих выборов в лучшую сторону, тем не менее, были далеки от требований ОБСЕ. Эти требования всеобщих, равных, честных, тайных, свободных, открытых и подотчетных выборов были серьезно нарушены повсеместным вмешательством исполнительной власти в избирательный процесс.
Реакция оппозиции была еще более жесткой. Оппозиционные партии провели ряд пресс-конференций, на которых выразили свою озабоченность организацией выборов. Более значительным было проведение совместной встречи и создание единого фронта представителей политических партий, правозащитных и неправительственных организаций, находящихся в оппозиции к власти, получившего название Форум Демократических Сил (ФДС). Практическим результатом первого заседания Форума стало принятие резолюции, содержащей ряд требований. Эти требования включали в себя:
Обращение к Парламентам и Правительствам США, России, Японии, стран ЕС, СНГ и ОБСЕ не признавать депутатов Мажилиса и Сенаторов, избранных в результате массовой фальсификации;
Требование объявить результаты выборов в Сенат и Мажилис недействительными;
Требование привлечь членов ЦИК и низовых избирательных комиссий к ответственности за допущенные нарушения;
Требование провести в первой половине 2000 г. новые выборы в Мажилис и маслихаты, а также выборы акимов и судей на всех уровнях;
Требование провести во второй половине 2000 года новые выборы в Сенат.
В этом же году ФДС выступил с инициативой проведения Национального диалога между оппозицией и властью. ФДС предложил сторонами в диалоге: во-первых, Президента и его политических сторонников, в том числе политические партии и общественные движения, поддерживающие проводимый курс; во-вторых, оппозицию в лице Форума демократических сил Казахстана и других оппозиционных организаций, несогласных с проводимым курсом; в-третьих, в качестве наблюдателей, ОБСЕ, Совет Европы и другие межгосударственные и международные институты. Власть проигнорировала эти предложения.
Осенью 1999 года правительство Н. Балгимбаева ушло в отставку. Новым премьер-министром был назначен К. Токаев.
В июле 2000 года вступил в силу Конституционный Закон "О Первом Президенте Республики Казахстан", который усиливал неприкосновенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после прекращения им полномочий (кроме случая государственной измены).
В августе 2001 г. в Астане над бывшим премьер-министром страны А. Кажегельдиным состоялся заочный судебный процесс. 4 Экс-премьер обвинялся в вымогательстве взяток и неуплате налогов. Суд заочно приговорил А. Кажегельдина к 10 годам лишения свободы. Представитель Центра ОБСЕ в Алматы, присутствовавший на процессе в качестве наблюдателя, охарактеризовал как "политический и несправедливый", Государственный департамент США выразил Правительству Казахстана протест.
8. Политический кризис ноября 2001 года и его последствия
В ноябре 2001 года в республике разразился новый политический кризис. Ряд членов правительства и депутатов Парламента (М. Аблязов, Г. Жакиянов, Т. Токтасынов, У. Джандосов, Б. Абилов, Ж. Ертлесова и др, выступили с заявлением о создании общественно-политического объединения "Демократический выбор Казахстана" (ДВК).
В Декларации объединения отмечалось, что Казахстан остается государством с чрезмерно централизованной властью и предлагались следующие меры по исправлению ситуации: формирование баланса между всеми ветвями и уровнями власти, расширение прав и полномочий представительной власти; децентрализация государственной власти, разграничение функций, прав и ответственности между органами власти различного уровня, введение выборности местной исполнительной власти; создание справедливой и независимой судебной системы, восстановление Конституционного суда; обеспечение права свободного волеизъявления граждан, в том числе путем создания независимой от исполнительной власти системы избирательных комиссий, введения за ними общественного контроля; обеспечение реальных гарантий неприкосновенности частной собственности; установление действенного контроля со стороны общества за использованием стратегических природных ресурсов страны и деятельностью монополий; либерализация деятельности средств массовой информации, запрет на монополизацию СМИ.
Премьер - министр К. Токаев потребовал увольнения членов ДВК с занимаемых постов, что и было Н. Назарбаевым сделано.
19 января 2002 года в Алматы состоялось Собрание демократической общественности Казахстана, проголосовавшее за создание инициативной группы по проведению референдума о выборности акимов. На следующий день в Алматы прошел, беспрецедентный как по числу участников (около 5 тыс. человек), так и по партийному представительству митинг Выступавшие требовали от власти выполнения решений Собрания демократической общественности.
Следствием этих событий стала отставка премьер-министра К. Токаев, новым премьер-министром был назначен И. Тасмагамбетов.
Весной 2002 г. политический кризис вступил во вторую стадию.27 марта финансовой полицией был арестован один из сопредседателей движения "Демократический выбор Казахстана", бывший министр энергетики, индустрии и торговли М. Аблязов. Ему были предъявлены обвинения в использовании своих государственные полномочий в интересах частных лиц, связанные с его служебной деятельностью пятилетней давности, 28 марта в Париже состоялась встреча экс-премьер министра, председателя РНПК А. Кажегельдина с сопредседателем движения "Демократический выбор Казахстана", бывшим до конца 2001 г. акимом Павлодарской области Г. Жакияновым. После возвращения, 29 марта, полиция попытались арестовать его в Алматы. Однако Г. Жакиянову удалось скрыться и найти убежище в посольстве Франции. В ночь с 29 на 30 марта заместители министра иностранных дел и министра внутренних дел Казахстана пытались добиться от французских дипломатов выдачи Г. Жакиянова, однако, безуспешно.
30 марта оппозиционные партии и организации собирались провести массовый митинг на центральной площади Алма-Аты, однако власти воспрепятствовали этому, и около полутора тысяч людей пришли к посольству Франции, где их встретил ОМОН. Стычки удалось избежать. Лидеры оппозиции по просьбе западных дипломатов попросили людей разойтись, оставив пикет у посольства. ДВК был создан кризисный штаб.31 марта Политсовет общественного объединения "Демократический выбор Казахстана" и ФДС направили обращение Н. Назарбаеву, в котором потребовали немедленного освобождения М. Аблязова, прекращения преследование лидеров демократической оппозиции и отставки Н. Назарбаева.
В этот же день было обнародовано "Заявление объединенной демократической оппозиции", в котором отмечалось, что "что режим Президента Назарбаева вступил в ту последнюю стадию, когда вслед за использованием правоохранительных органов для политически мотивированных репрессий против лидеров демократической оппозиции, эти репрессии могут приобрести необратимый характер войны с собственными гражданами" и выдвигались следующие требования: начать диалог между руководством страны и его политическими оппонентами, освободить из-под ареста М. Аблязова и прекратить преследование Г. Жакиянова, отменить заочное осуждение А. Кажегельдина.
Кроме того, были выдвинуты требования проведения совместного экстренного заседания Парламента с участием Президента и приглашением лидеров оппозиции для обсуждения путей преодоления кризиса, трансляцию этого заседания в прямом эфире национальных телекомпаний, немедленное возобновление работы всех закрытых оппозиционных СМИ и начало трансляции телеканала "Тан" (передатчик телеканала был накануне расстрелян неизвестными).
2 апреля Центр ОБСЕ в Алматы выпустил пресс-релиз, в котором выразил сожаление по поводу нарастающего напряжения, последовавшего после задержания М. Аблязова, а также по поводу того, что в отношении ряда средств массовой информации и журналистов были предприняты жесткие правовые санкции и меры физического воздействия. В этой связи Центр ОБСЕ в Алматы напомнил всем сторонам в сложившейся ситуации, что политические вопросы должны решаться в процессе открытого, мирного диалога, основанного на принципах политического плюрализма, независимости Парламента и судебной власти, а также на правах человека и фундаментальных свободах, провозглашенных, в частности, в документах ОБСЕ.
В течение недели у здания европейских посольств проходили демонстрации и пикеты за и против Г. Жакиянова.4 апреля Г. Жакиянов покинул территорию посольства и был помещен под домашний арест, под гарантии Министерства иностранных дел, откуда он был переведен в Павлодар.
4 апреля 2002 г. Премьер-министр И. Тасмаганбетов выступил в Парламенте с ответом на запрос депутатов С. Абдильдина и С. Сорокина
В выступлении перед парламентариями Премьер-министр открыл государственную тайну. Он заявил, что в 1996 г. Президентом был подписан указ о создании за рубежом секретного валютного фонда как резерва правительства на случай экономического кризиса и угрозы безопасности страны, средства в который (более 1 млрд. долларов) были получены от продажи части акций СП "Тенгизшевройл".
И. Тасмагамбетов подтвердил, что Министерство юстиции США расследует возможные нарушения, которые могли иметь место при подписании контрактов на исследование нефтяных месторождений в Казахстане. Однако Президент Казахстана Н. Назарбаев "не имеет за границей ни собственности, ни банковских счетов", заявил И. Тасмагамбетов. Ответ на депутатский запрос не удовлетворил депутатов С. Абдильдина и Б. Сорокина. 8
Весна - лето 2002 года проходили под знаком дальнейшего обострения противостояния между властью и оппозициейи сопровождался беспрецедентными актами давления на независимые СМИ (поджоги редакций газет, избиения журналистов, закрытие ряда газет и телеканалов).
Летом 2002 г. состоялись судебные процессы над М. Аблязовым и Г. Жакияновым. По обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями М. Аблязов был приговорен к шести, Г. Жакиянов - к семи годам лишения свободы.
Произошедшие события в политической жизни страны не остались без внимания.
ОБСЕ неоднократно выражало озабоченность и критику действий казахстанских властей в событиях осени 2001 - 2002 гг.
Весной 2002 г. Европейский Союз обнародовал Декларацию, в которой выразил обеспокоенность насильственными действиями против независимых СМИ и призвал руководство страны провести быстрое и тщательное расследования с целью определения и наказания виновников и обеспечить соответствующие условия и гарантии для беспрепятственной работы независимых средств массовой информации в стране.
В мае 2002 г. Государственный Департамент США выступил с заявлением, в котором выражалась "серьезная озабоченность" по поводу нападений на сотрудников и редакции независимых средств массовой информации, которые расценивались как "попытка запугать лидеров политической оппозиции и независимые средства массовой информации в Казахстане и со всей серьезностью ставят вопрос о безопасности независимых средств массовой информации в Казахстане".
В июне 2002 г. Конгресс США принял беспрецедентно резкую резолюцию в отношении Казахстана, в которой выразил серьезную озабоченность по поводу действий Президента Казахстана Н. Назарбаева, "направленных на сохранение своей власти любой ценой, а также манипулирования конституцией, выборами, законодательной и юридической системами с этой целью"; призвал Президента США, Госсекретаря США, Министра обороны и других высших руководителей США при любой возможности ставить перед Президентом Назарбаевым вопрос о серьезных нарушениях прав человека и о невыполнении обязательств перед Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в области прав человека, демократии и правопорядка; призвал Президента Н. Назарбаева привести Казахстан в соответствие со стандартами ОБСЕ в области прав человека, демократии и правопорядка путем проведения свободных и честных выборов на всех уровнях и предоставления всем гражданам возможности участвовать в политическом процессе на равноправной основе без всякого запугивания или страха репрессий; призвал Правительство Казахстана предпринять все возможные шаги для возвращения в страну изгнанных политических лидеров, особенно бывшего премьер-министра А. Кажегельдина, равно как и других активистов и журналистов; выразил поддержку независимым организациям, которые призваны пересматривать Конституцию Казахстана и рекомендовать поправки, защищающие права человека, демократию и нормы права; призвал Президента Назарбаева обеспечить такие условия для работы независимых и оппозиционных средств массовой информации, чтобы они могли функционировать, не опасаясь давления, ограничений или преследований;
В августе 2002 г. Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности обнародовало заявление, в котором охарактеризовало судебные процессы над М. Аблязовым и Г. Жакияновым как политические и призвало межгосударственные и международные правозащитные организации признать М. Аблязова и Г. Жакиянова политическими заключенными и потребовать от казахстанских властей их немедленного освобождения.
Реакция не замедлила последовать. Оппозиция в лице ДВК и ФДС выступили с совместным заявлением, в котором заявили, что уголовные дела М. Аблязова и Г. Жакиянова политически мотивированы, и режим преследует их за нелояльность Президенту и руководство демократической оппозицией. Государственный Департамент США, Европейский Союз и Международная Хельсинская федерация по правам человека признали судебные процессы над М. Аблязовым и Г. Жакияновым политическими. В октябре 2002 года, в связи с истечением срока полномочий депутатов Сената Парламента, прошли выборы депутатов Сената. В выборах участвовало 33 кандидата в депутаты Сената, которые боролись за 16 мест в палате. В 6 областях выборы были безальтернативными. В Сенат баллотировались две женщины, и обе они проиграли мужчинам. В декабре 2002 года прошли выборы кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента в округах, где были назначены выборы на вакантные места выбывших депутатов.
9. Культурная жизнь в Казахстане на современном этапе
С момента обретения независимости основными приоритетами деятельности государства в культурной сфере были объявлены:
сохранение и развитие национальной культуры и культур народов и этносов, населяющих Республику Казахстан;
сохранение историко-культурного наследия;
проведение широкомасштабных культурных акций, направленных на пропаганду лучших достижений и образцов культурно-духовного развития Казахстана;
расширение и углубление международного культурного сотрудничества как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья;
формирование отечественного рынка культурной продукции и услуг.
В этих целях были разработаны Государственная программа поддержки культуры на 1998-2000 гг., Концепция развития и поддержки театральной деятельности в Республике Казахстан, Программа развития культурной инфраструктуры гор. Алматы до 2005 г.
Годы самостоятельного существования ознаменовались как безусловными достижениями в области культуры, так и проблемами, связанными с резким сокращением государственного финансирования этой области жизни.
Презентации казахстанской культуры на мировой арене способствовали Международные фестивали традиционной музыки, театрального искусства, балета "Приз традиций", классического искусства Евразийских стран, народного творчества "Наурыз", юных талантов. Проведен Международный конкурс песни им.Ш. Калдаякова в г. Таразе и II Международный фестиваль юных талантов в г. Павлодаре.
Возродилась традиция проведения Дней культуры. Казахстанцам заполнились яркие выступления творческих коллективов из Индии и России. Прошли ответные выступления казахстанских коллективов в Индии.
В рамках интеграции казахстанской культуры в мировое культурное пространство в Алматы было подготовлено и проведено IX заседание министерств культуры тюркоязычных стран - ТЮРКСОЙ, на котором рассмотрены и подписаны важные документы.
Широкий международный резонанс получило празднование юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения М. Ауэзова. В рамках юбилейных мероприятий лучшие творческие коллективы и исполнители с большим успехом выступили во Франции, Турции, России, Беларуси, Кыргызстане. Большой интерес вызвали выступления казахстанских деятелей культуры в Литве в рамках юбилейных мероприятий М. Ауэзова.
2000 год Указом Президента был определен как Год поддержки культуры. В соответствии с Указом Президента были проведены мероприятия, направленные на сохранение, развитие и приумножение историко-культурных ценностей страны, возрождение славных традиций и имен, выявление новых талантов и укрепление материальной базы духовной сферы.
С начала 2000 года, по официальным данным, открыты или возобновили работу 727 объектов культуры, в том числе 468 библиотек, 238 клубов, 5 новых театров и 5 музеев. Отремонтировано 2368 объектов: 1449 библиотек, 681 клуб, 49 музеев, 11 театров, 6 кинотеатров, 2 филармонии и др.
Культурно-пропагандистской акцией стал общереспубликанский телемарафон, подготовленный и проведенный творческим коллективом канала " Казахстан-1". Важным событием стало открытие в республике нового телевизионного канала "Хабар-2" на государственном языке, целью которого является пропаганда духовного наследия и традиций, достижений в сфере культуры и искусства, освещение проблем сохранения и развития культурного потенциала страны и народа.
В 2000 году открыты памятники Карасай и Агынтай батырам в Северном Казахстане, султану Бейбарсу, Курмангазы и Дине Нурпеисовой в Атырау, Абаю в Астане и Тарасу Шевченко в Алматы. В Костанае открыт памятник Ахмету Байтурсынову, в Павлодаре - Султанмахмуту Торайгырову.
Проведены юбилеи Сабита Муканова, Исы Байзакова, Бауыржана Момыш-улы, Жубана Молдагалиева, Ануара Алимжанова. Увековечена память многих деятелей, внесших большой вклад в развитие казахстанской культуры, - Г. Жубановой, У. Джанибекова, С. Мухамеджанова, К. Кумисбекова, Х. Давлетбекова, М. Аранышева, И. Тынышпаева, Э. Файка и других.
Важными событиями стали I республиканский фестиваль дружбы народов Казахстана с участием более 400 молодых талантов и 15 народных творческих коллективов, республиканский фестиваль "Русский фольклор" в Усть-Каменогорске, в котором приняли участие профессиональные и самодеятельные художественные коллективы шести северных областей Казахстана и Алтайского края Российской Федерации, республиканский фестиваль "Студенческая весна-2000", фестиваль армейской песни "Жас улан", республиканский конкурс юных музыкантов в Астане, выявивший немало новых дарований.
Для обеспечения потребностей юных зрителей в видеопродукции на казахском языке в 2000 году переведено 100 лучших зарубежных мультипликационных фильмов производства Чехии, Японии, Франции, США, России, Австралии и других стран.
Одной из важных задач, которые решались в рамках Года, было дальнейшее обогащение культурного потенциала молодой столицы Казахстана. В Астане прошел очередной международный фестиваль творческой молодежи " Шабыт". Одним из главных событий Года стало открытие в нашей молодой столице Президентского культурного центра с Государственным музеем, библиотекой, концертным залом и Национального театра оперы и балета им.К. Байсеитовой.
Возобновлены обменные гастроли областных театров. Состоялись гастроли Казахского академического ТЮЗа им.Г. Мусрепова в Шымкенте и Туркестане, Корейского театра музыкальной комедии в Уральске, Кызылорде, Павлодаре, Шымкенте, Таразе, Немецкого драматического театра в Костанае, Казахского музыкально-драматического театра им.К. Куанышбаева в Алматы и Туркестане.
Продолжается компьютеризация и информационное обеспечение государственных музеев и библиотек. В 2000 году министерство науки и образования приступили к изданию 100-отомного собрания национального фольклора, 10-томного Свода памятников истории и культуры, 14-томного собрания сочинений выдающегося историка и археолога Алькея Маргулана. Библиотечные фонды страны пополнились более чем на 318 тысяч новых книг.
Накануне празднования 1500-летия Туркестана возрождены городища Культобе и Отырар, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави и объекты государственного историко-культурного заповедника-музея Азрет-Султана.
Под эгидой Ассамблеи народов Казахстана было отмечено 1100-летие славянской письменности и 150-летие Абая; в октябре 2000 года прошли торжества по случаю 1500-летнего юбилея города Туркестан, внесенного в календарь памятных дат ЮНЕСКО на 2000 год.
1500-летие Туркестана стало своеобразным символом десятилетнего развития Казахстана. Были продолжены археологические раскопки уникального " Берельского кургана". Были возведены мемориалы в Каратау Сангыл бию - сподвижнику известного Майкы би, одному из крупных фигур периода становления казахской нации, в Сары-Арке Кабанбай батыру - одному из батыров XVIII века; состоялось перезахоронение ранее покоившихся в заброшенном холмике Сынакской площади останков кюйши Даулеткерея, реконструкция мемориального комплекса акына Суюмбая. Ведутся работы по созданию историко-культурного комплекса "Сакское поселение" в г. Иссыке Алматинской области. Завершается обработка материалов общего этнокультурного обследования республики, проведенного летом 1998 года.
Развиваются международные культурные связи. Карагандинский областной драматический театр им.С. Сейфуллина участвовал в международном фестивале экспериментальных театров в Каире. Казахский государственный академический театр им.М. Ауэзова - в III Международном театральном фестивале тюркоязычных стран в Уфе. Ансамбль "Нава" Уйгурского театра музыкальной комедии участвовал в программе " Национальный оркестр народных инструментов тюркского мира" и в международном фестивале визуальных искусств. Республиканский академический фольклорно-этнографический оркестр " Отырар сазы" им.Н. Тлендиева и фольклорно-этнографический ансамбль " Сазген" Алматинской областной филармонии им. Суюнбая стали лауреатами международного фестиваля творчества тюркоязычных стран в Стамбуле.
В международном фестивале "Иссык-Куль-2000" и конкурсе эстрадной песни на Украине приняла участие группа артистов государственного ансамбля "Гульдер". В международном фестивале "Дни оперы ТЮРКСОЙ" участвовали солисты ГАТОБ им. Абая. В московском Концертном зале им. Чайковского выступил Алибек Днишев. В международном фестивале "Бургас-2000", который проходил в Болгарии, принял участие карагандинский фольклорно-этнографический ансамбль "Салтанат". Ансамбль "Акку" был участником международного фестиваля фольклорных групп в швейцарском городе Фрибурге. Бекболат Тлеухан и Галым Ахмедьяров успешно выступили на II фестивале народов, проходившем в сентябре в провинции Лечче в Италии.
В итальянском городе Чечина проведена выставка молодых казахстанских художников. Состоялись гастроли ГАТОБ им. Абая в Китае, Казахского музыкально-драматического театра им. К. Куанышбаева и Немецкого драматического театра в Германии. Костанайский театр драмы и кукол принимал участие в фестивале "Сцена-2000" в Челябинске, что свидетельствует о плодотворности международных контактов казахстанской культуры.
Достойно было представлено на международном уровне и казахстанское кино. Заметным явлением стало появление отечественных кинофильмов, завоевавших многие призы на престижных международных конкурсах и фестивалях. В 2000 году во Франции состоялась премьера фильма режиссера Серика Апрымова " Аксуат", его же картина " Три брата" показана на Московском международном кинофестивале и на международном кинофестивале "Киношок-2000", где завоевала специальный приз. В Будапеште с успехом прошли Дни казахского кино.
В Италии на выставке уникальных памятников религиозной письменной культуры "Религии степей Казахстана глазами святого отца Жана" были представлены экспонаты из собраний редких книг Национальной библиотеки.
В Казахстане проводятся многие фестивали, получившие признание в стране и за ее пределами, в частности, прошли такие популярные международные фестивали, как "Приз традиций" для артистов балета, фестиваль оперного искусства традиционной музыки, изобразительного искусства молодежи "Жигер", конкурс скрипачей и вокалистов М. Стрихарджа и Б. Вайкля.
В Государственном музее искусств им.А. Кастеева состоялись выставки казахстанских художников А. Сыдыханова, Б. Мырзахметова, Ф. Камалова, А. Мухамеджанова, А. Есдаулетова, А. Аканаева, К. Муллашева, групповая выставка уйгурских художников "Проект-солнце", персональная выставка художников Северного Приишимья в Петропавловске. Ярким событием стала выставка декоративно-прикладного искусства, проведенная в Актобе, на которой были широко представлены музыкальные инструменты, национальная одежда, ковровые изделия, вышивка.
Солисты государственного ансамбля "Гульдер" Ардак Исатаева и Бахытжан Хаджимуканов стали лауреатами международного фестиваля "Иссык-Куль-2000". Пианистка Жанар Сулейменова заняла второе место на международном конкурсе пианистов в Италии. Солисты государственного ансамбля "Гульдер" Акжол Меирбеков и Фарида Абаханова стали лауреатами международного конкурса эстрадной песни "На хвшях Св^язя" на Украине. Победителями международного конкурса им.Ш. Калдаякова стали С. Момынова и Н. Сейтмуратов из Кызылорды.
По официальным данным, в республике действует 6143 самодеятельных коллектива, в которых участвует свыше 76 тысяч человек. 371 коллектив удостоен почетного звания "народный".
Завершена реконструкция Театра оперы и балета им. Абая в Алматы. Проведен капитальный ремонт Казахского государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова, Казахского академического театра для детей и юношества им. Г. Мусрепова, Государственного академического русского театра драмы им.М. Лермонтова, Центрального государственного музея, Государственного музея искусств им. А. Кастеева, музея казахских народных музыкальных инструментов им. Ыхыласа и других объектов. Получили собственные здания Корейский театр музыкальной комедии, Немецкий драматический театр, Русский академический театр для детей и юношества имени Н. Сац.
Тем не менее, за прошедшие десять лет произошло снижение основных показателей деятельности учреждений культуры. Так, с 1991 по 1999 гг. число музеев в стране сократилось с 97 до 88, число киноустановок с почти 10 тыс. до 500, число библиотек с 9, 5 тыс. до 2,5 тыс., число клубов с 9 тыс. до 1 тыс. 200.