Костанайский государственный педагогический институт
Факультет физической культуры, спорта и туризма
Кафедра менеджмента туризма и спорта
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Туризм»
Тема:
«Государственное регулирование развития туризма в Республике Казахстан»
Выполнила:
Студентка 3-го курса,
заочная форма обучения
Кинжигужина Надежда Викторовна
Преподаватель:
Сальменова С.К.
г. Костанай, 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
2. Государственные органы по регулированию туризма
3. Нормативно-правовая база по регулированию туризма
Заключение
Список использованных источников
Приложение
1. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Историческая практика показывает, что развитие услуг в любой стране всегда, так или иначе, регулировалось государственно-правовыми институтами. В этом случае государство выступало особым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органы принуждения, регулировал отношения между производителями и потребителями услуг, задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сервисной активности, ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной вид услуг. Благодаря этому государственно-правовая система была способна поддерживать в обществе стабильность, регулировать кризисные процессы в экономике и общественной практике, переводя их в нормальное русло [1].
В последние годы сфера туристского бизнеса выходит на качественно новый уровень. В Концепции развития туризма в Республике Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 года N 333) говорится: «Данная Концепция предполагает формирование целостной государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Казахстане современной конкурентоспособной индустрии туризма» [2].
Следует признать, что в современной литературе, нормативных источниках, посвященных рассматриваемой теме, роль государства определяется по-разному. Например, если в одном случае речь может идти о «государственной поддержке» то в другом - о государственном управлении туризмом. Анализ понятий «регулирование» и «управление» показывает, что для отождествления их нет достаточных оснований, но и противопоставлять их не стоит, т.к. одно из них является одновременно стороной другого. Говоря об управлении, в целом представляется целесообразным взять за основу наиболее общее понятие. Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности [3].
Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения [4].
Одним из приоритетных путей осуществления функции регулирования является разработка и принятие государством необходимых нормативных правовых актов, стимулирующих или ограничивающих деятельность различных субъектов сферы туризма и сервиса. Важной вехой на этом пути стало вступление в силу Закона Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан". Данный нормативный акт раскрывает принципы и сущность государственного регулирования туристской деятельности в РК.
Прежде чем перейти к описанию основных принципов госрегулирования туристской деятельности, дадим определение самого понятия «принцип».
Согласно словарю С.И. Ожегова «ПРИНЦИП, -а, м. 1. Основное, исходное положение какой-н. теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Принципы науки. Эстетические принципы. 2. Убеждение, взгляд на вещи. Держаться твердых принципов. Отказаться от чего-н. из принципа. 3. Основная особенность в устройстве чего-н. Механизм действует по принципу насоса. * В принципе - в основном, в общем, в целом. В принципе я согласен» [5].
Таким образом, принцип - (от лат. Principium) начало, основа.
В Законе Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан" чётко указаны принципы (основы) государственного регулирования турдеятельности.
2. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 8. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Основными принципами государственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан являются:
1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
2) определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
3) формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
4) обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.
Статья 9. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
1. Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
1) обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения в области туристской деятельности;
2) охрана окружающей среды;
3) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4) развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5) создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Республики Казахстан за счет развития туристской индустрии;
6) развитие международных туристских контактов.
2. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются:
1) становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;
2) учет государственных интересов, защита природного и культурного наследия Республики Казахстан при использовании туристских ресурсов;
3) введение льготных условий для организации туристской и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
4) создание благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии;
5) поддержка и развитие туристских организаций, занимающихся въездным и внутренним туризмом на территории Республики Казахстан;
6) создание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и международного туризма.
3. Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется посредством:
1) определения политики по развитию индустрии туризма, инвестиций в туризм;
2) принятия нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в области туристской деятельности;
3) лицензирования туристской деятельности, стандартизации в области туристской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
4) выделения бюджетных ассигнований на разработку и реализацию государственных программ развития туризма в соответствии с бюджетным законодательством;
5) содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
6) содействия участию отечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах;
7) содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
8) обеспечения рационального и эффективного использования, учета и защиты туристских ресурсов страны [6].
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА
Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:
- координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;
- согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);
- согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.
Систему государственного регулирования развития туризма можно представить следующими компонентами:
Субъекты регулирования;
Государственные органы и общественные организации;
Формирование единой государственной политики регулирования развития туризма;
Методы государственного регулирования;
Инструменты государственного регулирования [4].
В 1989 г. был ликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферу туризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие этой отрасли. В марте 1992 г. было образовано Министерство культуры и туризма РК, которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.
Дальнейшая реорганизация аппарата правительства РК привела к тому, что было образовано совмещенное ведомство - Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем - Комитет физкультуры и туризма. С 9 августа 1994 г стал функционировать Государственный комитет РК по физической культуре и туризму [7]. Деятельность государственных органов, регулирующих туризм в Казахстане, регламентируется Законом Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан":
Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области туристской деятельности;
утверждает правила лицензирования туристской деятельности и квалификационные требования к туристской деятельности;
определяет объекты и территории, запрещенные для посещения туристами;
определяет государственную инвестиционную политику в области туристской деятельности;
создает государственную систему научного обеспечения в области туристской деятельности.
Статья 11. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
осуществляет функции государственного управления в области туристской деятельности;
разрабатывает программы развития туристской отрасли в Республике Казахстан;
принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам туристской деятельности;
в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, обобщает практику применения законодательства и вносит предложения по его совершенствованию;
проводит исследования туристского рынка, готовит и распространяет информацию о Казахстане и его туристских возможностях на международном туристском рынке и внутри государства;
в пределах своей компетенции разрабатывает, заключает и исполняет международные договоры в области туристской деятельности, представляет Казахстан в международных туристских организациях и на международных мероприятиях по туризму;
координирует деятельность исполнительных органов, туристских и других организаций независимо от форм собственности в области туристской деятельности;
содействует развитию конкуренции на рынке туристских услуг, создает равные условия на нем для всех субъектов туристской деятельности независимо от форм собственности;
совместно с уполномоченным органом в области технического регулирования регулирует вопросы стандартизации;
осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области туристской деятельности;
оказывает субъектам туристской деятельности и областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органам методическую и консультативную помощь в вопросах, связанных с организацией деятельности субъектов туристской деятельности
Статья 12. Компетенция областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов
Областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган:
развивает и поддерживает предпринимательство в области туристской деятельности как меру увеличения занятости населения;
разрабатывает и исполняет региональные программы развития туризма;
разрабатывает и внедряет меры по защите местных туристских ресурсов;
анализирует рынок туристских услуг административно-территориальных единиц;
анализирует и представляет уполномоченному органу необходимые сведения о развитии туризма в административно-территориальных единицах;
осуществляет лицензирование турагентской, туроператорской деятельности и услуг инструктора туризма;
рекламирует туристские услуги и объекты туризма, предоставляет туристскую информацию, учреждает туристские информационные центры;
оказывает содействие в деятельности детских и молодежных лагерей;
оказывает субъектам туристской деятельности методическую и консультативную помощь в вопросах, связанных с организацией их деятельности.
Статья 13. Совет по туризму
1. Совет по туризму создается в качестве консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан.
2. Совет по туризму состоит из пятнадцати членов, семь из которых представляют уполномоченный орган и иные государственные органы, восемь членов представляют ассоциации и иные объединения туристских организаций.
3. Совет по туризму:
1) вырабатывает предложения по вопросам развития туризма, привлечения инвестиций в данную отрасль экономики, обеспечения благоприятного режима въезда в Республику Казахстан и создания условий для выезда туристов за границу, формирования туристского имиджа республики, подготовки специалистов в области туристской деятельности;
2) для целей информирования потребителей туристских услуг о качестве услуг ведет рейтинг туристских организаций по утвержденному им порядку.
4. Положение о совете по туризму утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа в области туристской деятельности.
Статья 14. Туристский информационный центр
1. Туристский информационный центр является организацией, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, для формирования и распространения информации о Казахстане и его туристском потенциале, для продвижения туристского продукта на международном туристском рынке и внутри государства.
2. Туристский информационный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным уполномоченным органом [6].
Одним из основных органов регулирования развития туризма в РК является Министерство туризма и спорта Республики Казахстан. Свою деятельность Министерство осуществляет согласно Положению, утвержденного Правительством РК от 26 апреля 2006 года №329 (см. Приложение 1) [8].
На сегодняшний день в руководство МТиС РК входят:
- Ответственный секретарь: Мусин Хобланды Нургалиевич назначен Ответственным секретарем Министерства туризма и спорта Республики Казахстан в соответствии с распоряжением Президента Республики Казахстан от 28 октября 2007 года № 159 «Об ответственных секретарях министерств Республики Казахстан».
- Вице-министр: Ускенбаев Каирбек Айтбаевич назначен в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2007 года № 836.
- Вице-министр: Ермегияев Талгат Амангельдиевич назначен в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2008 года № 87.
Министерство туризма и спорта Республики Казахстан разработана и реализуется Программа развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, цель которой - устойчивое развитие индустрии туризма для формирования конкурентоспособного туристского продукта и повышение привлекательности Казахстана как туристского направления [9].
Специфическое отличие современной модели государственного регулирования развития туризма от других отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями [4].
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА
Законодательство Республики Казахстан о туристской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан о туристской деятельности, то применяются правила международного договора, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона [6].
Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность.
Например, административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных виз, валютным законодательством - форма расчетов, таможенным - порядок пропуска через границу декларируемых товаров. Имеются нормативные акты Госстандарта РК о сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и т.д. [7].
Правовые основы государственного регулирования туристской деятельности в РК закрепляются в следующих нормативно-правовых актах:
Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года,
Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан";
Государственная программа развития туризма на 2007-2011 годы;
Концепции развития туризма в Республике Казахстан;
Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» (от 12 января 2007);
Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг";
Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2007 года N 481 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к туроператорской, турагентской деятельности, услугам инструктора туризма»;
Программа развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;
Постановление Правительства РК "Правила предоставления гостиничных услуг в РК";
Постановление Госстандарта РК "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц";
Нормативно-правовые Акты Министерства туризма и спорта Республики Казахстан [8] и др.
По состоянию на декабрь 2002 г. туристская деятельность в Республике Казахстан регулировались следующими международным и казахстанским законодательством, подзаконными актами, межправительственными соглашениями, решениями международных неправительственных туристских организаций:
Хартия туризма. Одобрена в 1985 г. на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации.
Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму. Гаага, 10-14 апреля 1989 г.
Инструкция о порядке выдачи пропусков и разрешений на въезд в пограничную зону и пребывания в ней. Утверждена Приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан 4 апреля 1994 г. №92.
Закон Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Указ президента Республики Казахстан 8 июля 1994г. №110-XIII.
Закон Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан". Утвержден президентом Республики Казахстан 21 сентября 1994г. №156-XIII.
Инструкция о порядке применения правил пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан. Утверждена приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан 31 октября 1994г. №286.
Ташкентская декларация, подписанная 21 октября 1996 г. в г.Ташкенте президентами Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Туркменистана, Республики Узбекистан.
Указ президента Республики Казахстан "О реализации Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 30 апреля 1997 г. № 3476.
Постановление Правительства Республики Казахстан "О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан" "О реализации Ташкентской декларации, проекта ЮНЕСКО и ВТО по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 7 июля 1997 г. № 1067.
Указ президента Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 27февраля 1998г. от 3859.
Постановление Правительства Республики Казахстан "Об акционерном обществе "Национальная компания" Шелковый путь - Казахстан" от 10 августа 1998г. №758.
Постановление Правительства РК "О плане мероприятий по реализации Государственной программы Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 28 октября 1998 г. №1096.
Глобальный этический кодекс туризма. Принят на тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации 27 сентября -1 октября 1999г.
Инструкция о порядке выдачи виз Республики Казахстан. Утверждена приказом Министерства иностранных дел Республики Казахстан 11 июля 2000г. №65 и Приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан 11 июля 2000г. №388.
Об утверждении Плана мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 октября 2000 г. № 1604.
Постановление Правительства Республики Казахстан "Об образовании Координационного совета по туризму" от 30 октября 2000 г. № 1631.
Постановление Правительства Республики Казахстан "Об организации ежегодного Международного фестиваля "Шелковый путь-Казахстан" в городе Алматы" от 27 ноября 2000 г. №1763.
Протокольное решение заседания Правительства Республики Казахстан №31 "О реализации Государственной программы Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 28 ноября 2000 г.
О первоочередных мерах развития туристской отрасли. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2000г. №1947.
Концепция развития туризма в Республике Казахстан. Одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001г. №333 [10].
Отечественная история хозяйствования свидетельствует, что государственно-правовые механизмы регулирования сферы услуг всегда выступали важными факторами развития обслуживания, особенно в условиях динамизации экономического и общественного развития. Однако очень важно, чтобы в преобразованиях были заинтересованы сами предприниматели и работники данной сферы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование рыночной экономики в Республике Казахстан усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.
Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.
Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.
Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы.
Основными принципами государственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан являются:
1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
2) определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
3) формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
4) обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.
Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:
- координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;
- согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);
- согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.
Деятельность государственных органов, регулирующих туризм в Казахстане, регламентируется Законом Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан". Одним из основных органов регулирования развития туризма в РК является Министерство туризма и спорта Республики Казахстан. Свою деятельность Министерство осуществляет согласно Положению, утвержденного Правительством РК от 26 апреля 2006 года №329.
Правовые основы государственного регулирования туристской деятельности в РК закрепляются в следующих нормативно-правовых актах:
Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года,
Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан";
Государственная программа развития туризма на 2007-2011 годы;
Концепции развития туризма в Республике Казахстан;
Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» (от 12 января 2007);
Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг";
Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2007 года N 481 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к туроператорской, турагентской деятельности, услугам инструктора туризма»;
Программа развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;
Постановление Правительства РК "Правила предоставления гостиничных услуг в РК";
Постановление Госстандарта РК "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц";
Нормативно-правовые Акты Министерства туризма и спорта Республики Казахстан [8] и др.
Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.
В последние годы и в Казахстане стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов [4].
Целью развития туризма в РК "Концепция развития туризма в Республике Казахстан» определяет: а) превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный в условиях международного туристского рынка продукт; б) увеличение туристского потенциала республики; в) сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов; г)обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах; д) стимулирование занятости населения; е) повышение эффективности взаимодействия государственных и частных структур в сфере туризма; ж)развитие малого и среднего предпринимательства [2].
Государственное регулирование развития туристской деятельности в РК осуществляется на основе указанных и других целей с учётом мирового опыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аванесова Т.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Концепции развития туризма в Республике Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 года N 333).
3. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма: учебное пособие – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
4. Ильина Н.И. Государственное регулирование развития туризма в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Ульяновск, 2000.
5. http://www.ozhegov.ru/
6. Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан" (внесены изменения от 22.02.02 г. № 296-II, от 04.12.03 г. № 503-II, от 20.12.04 г. № 13-III, от 31.01.06 г. № 125-III, от 12.01.07 г. № 222-III).7. http://www.kazatur.narod.ru/zakon/4.HTML
8. www.mts.gov.kz
9. Программа развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.
10. Вуколов В.Н. История и теория международного туризма. – Алматы, 2002.
Приложение 1
Из документа «Положение о Министерстве туризма и спорта Республики Казахстан»
1. Общие положения
1. Министерство туризма и спорта Республики Казахстан (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере туризма, игорного бизнеса, физической культуры и спорта.
2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением. <…>
2. Основные задачи, функции и права Министерства
13. Основными задачами Министерства являются:
- формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
- становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;
создание благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии; <…>
14. Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет:
1) стратегические функции, осуществляемые аппаратом Министерства:
- осуществляет функции государственного управления в области туристской деятельности;
- разрабатывает программы развития туристской отрасли в Республике Казахстан;
- в пределах своей компетенции разрабатывает, заключает и исполняет международные договоры в области туристской деятельности, представляет Казахстан в международных туристских организациях и на международных мероприятиях по туризму;
- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе, туризма и физической культуре и спорта;
2) регулятивные функции, осуществляемые аппаратом Министерства:
- принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам туристской деятельности;
- в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, обобщает практику применения законодательства и вносит предложения по его совершенствованию;
- проводит исследования туристского рынка, готовит и распространяет информацию о Казахстане и его туристских возможностях на международном туристском рынке и внутри государства;
- координирует деятельность местных исполнительных органов, туристских и других организаций независимо от форм собственности в области туристской деятельности;
- содействует развитию конкуренции на рынке туристских услуг, создает равные условия на нем для всех субъектов туристской деятельности независимо от форм собственности;
- создает условия для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- содействует развитию туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
- содействует в создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Республики Казахстан за счет развития туристской индустрии;
- содействует развитию международных туристских контактов;
- содействует созданию благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии;
- содействует создание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и международного туризма;
- вырабатывает предложения по формированию политики по развитию индустрии туризма, инвестиций в туризм;
- осуществляет содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
- содействует участию отечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах;
- содействует в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- обеспечивает рациональное и эффективное использование, учет и защиту туристских ресурсов страны;
- совместно с заинтересованными министерствами и другими исполнительными органами разрабатывает и организует выполнение программы обеспечения защиты и безопасности туристов;
- определят порядок аттестации работников туристских организаций;
- совместно с уполномоченным органом в области технического регулирования регулирует вопросы стандартизации;
3) регулятивные функции, осуществляемые ведомствами:
- информирует туроператоров, турагентов и туристов о возможных опасностях для туристов в стране (месте) временного пребывания;
- оказывает субъектам туристской деятельности и областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органам методическую и консультативную помощь в вопросах, связанных с организацией деятельности субъектов туристской деятельности;
5) контрольные функции, осуществляемые ведомствами: осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области туристской деятельности;