ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Контрольная работа
по дисциплине: «Экономика предприятия»
Выполнил: ст. гр. АСУ-08-2
Филимонова Н. А.
Чита 2009
Содержание
1. Экономическая эффективность производственной деятельности
2. Производственная мощность промышленного предприятия
3. Производственное планирование и бизнес-планирование предприятия
4. Задачи
Список использованных источников
1. Экономическая эффективность производственной деятельности
Экономическая эффективность предприятия – эффективность обновления, когда выявляются факторы, влияющие на работу предприятия и способность к обновлению, т. е. определяется способность предприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, требуемых рынком в последующие периоды. Для оценки эффективной деятельности предприятия используют формулу:
Ra = Йп*О*фР=(ЧП/ РП)*{РП/А)*(А/СА) = ЧП/СА
где R - рентабельность собственных средств, представляющая собой произведение рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансового рычага.
Применение данной формулы позволяет определить экономическую эффективность с помощью оценки:
1) прибыльности (рентабельности) предприятия, используя показатель рентабельности продаж:
ЙП=ЧП/РП.
Зная объем продаж и получаемую при этом прибыль, мы с помощью данной формулы можем прогнозировать рентабельность продаж и, конечно, вырабатывать ценовую стратегию во взаимосвязи с объемом производства для гибкого развития в момент сильных внешних возмущений среды;
2) активности предприятия на рынке, используя показатель оборачиваемости активов:
О-РП/Л.
3) прибыльности (рентабельности) активов предприятия, используя синтетический показатель рентабельности активов. Произведение показателей R и О определяет рентабельность и прибыльность активов предприятия Ra:
Ra= Rn*О=(4n/ РП){РП/А)= ЧП/ А,
4) платежеспособности предприятия, используя показатель финансового рычага:
Н = ПО/ ЧП,
где ПО - чистая прибыль, направляемая на финансирование новой продукции.
Чем выше значение Н, тем эффективней будет работа предприятия по сравнению с другим, имеющим значение Н ниже при равных Rn, О, ФР.
Формула модели оценки эффективности предприятия:
Г = f(yобC) = f(ЧП/РП)*(РП/А)*(А I СА)*(ПО/ ЧП),
(Топ/ Тп) = f (Rп*О*ФР*Н),
(Ко* П) = Т (Уоб*N),
где Г- показатель оценки эффективности предприятия;
Уоб = {Rn*О*ФР*Н).- эффективность предприятия к обновлению (экономический потенциал);
Rn = ЧП / РП - рентабельность продаж;
0= РП/ А- оборачиваемость активов;
ФР = А / СА - финансовый рычаг;
Я = ПО / ЧП - норма прибыли на обновление;
ЧП- чистая прибыль;
РП - реализованная продукция;
А - активы;
СА - собственные активы;
ПО - прибыль на обновление;
С = Кn= N- способность предприятия к обновлению (расчетное число изделий, находящихся в освоении);
К = Топ/ Тп - коэффициент обновления.
Оценка эффективности хозяйственной деятельности включает анализ:
1) предварительный;
2) финансовой устойчивости;
3) ликвидности баланса;
4) финансовых коэффициентов;
5) финансовых результатов;
6) коэффициентов рентабельности и деловой активности.
Анализ проводится на основе ряда экономических показателей. Набор экономических показателей, характеризующих финансовое положение предприятия и его эффективность, зависит от глубины исследования, однако большинство методик анализа финансового положения и эффективной деятельности предполагают расчет следующих групп индикаторов: финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности, рентабельности. Результат предварительного анализа – общая оценка финансового состояния, определение платежеспособности и удовлетворительной структуры баланса предприятия. Для выявления причин сложившейся финансовой ситуации, перспектив и конкретных путей выхода из нее проводится детальный и комплексный анализ деятельности предприятия. Анализируются динамика валюты баланса, структура пассивов, источники формирования оборотных средств и их структура, основные средства и прочие внеоборотные активы, результаты финансовой деятельности предприятия. При анализе структуры пассивов реализуются следующие цели:
1) определяется соотношение между заемными и собственными источниками средств предприятия;
2) выявляется обеспеченность запасов и затрат предприятия собственными источниками, а также с учетом долгосрочного, а затем и краткосрочного кредитов; этот анализ дает наиболее полное представление об обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования;
3) рассматриваются причины образования кредиторской задолженности, ее удельный вес в обязательствах предприятия, динамика, структура, доля просроченной задолженности.
По типу финансовой устойчивости и его изменению можно судить о надежности предприятия с точки зрения платежеспособности. В соответствии с показателем обеспеченности запасов и затрат собственными и заемными источниками выделяют типы финансовой устойчивости:
1) абсолютная устойчивость финансового состояния: собственные оборотные средства полностью обеспечивают запасы и затраты;
2) нормально устойчивое финансовое состояние: запасы и затраты обеспечиваются суммой собственных оборотных средств и краткосрочными заемными источниками;
3) неустойчивое финансовое состояние: запасы и затраты обеспечиваются за счет собственных оборотных средств, долгосрочных заемных источников и краткосрочных кредитов и займов, т. е. за счет всех основных источников формирования запасов и затрат;
4) кризисное финансовое состояние: запасы и затраты не обеспечиваются источниками их формирования, предприятие находится на грани банкротства. Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность предприятия, т. е. способность рассчитаться по своим обязательствам. Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Пути повышения эффективности производства - комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданных направлениях. Основные пути повышения эффективности производства: снижение трудоемкости и повышение производительности труда, снижение материалоемкости продукции и рациональное использование природных ресурсов, снижение фондоемкости продукции и активизация инвестиционной деятельности предприятий.
Важным фактором повышения эффективности деятельности предприятия является научно-технический прогресс. В современных условиях нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений, коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники.
Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка и дисциплины.
Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства предприятий является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах.
Повышение эффективности производства зависит от лучшего использования основных фондов. Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать съем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. Результатом организации интенсивного использования производственных мощностей является ускорение темпов прироста продукции без дополнительных капитальных вложений. Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы. Особо возрастает их роль с ростом масштабов общественного производства с усложнением хозяйственных связей. Требует дальнейшего развития и совершенствования производственная социальная инфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эффективности производства. Это совершенствование самих форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма. В этой же группе факторов широко применяются многообразные рычаги хозяйственного расчета и материального поощрения, материальной ответственности и других хозрасчетных экономических стимулов. Особое место в интенсификации экономики предприятия, снижении удельного расхода ресурсов принадлежит повышению качества продукции. Эта задача должна стать предметом постоянного внимания и контроля, главным фактором в оценке деятельности каждого трудового коллектива.
2. Производственная мощность промышленного предприятия
Важнейшей характеристикой потенциальных возможностей и степени использования основных производственных фондов является производственная мощность предприятия.
Под производственной мощностью понимается максимально возможный годовой (суточный) объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте с учетом наилучшего использования всех ресурсов, имеющихся на предприятии.
Производственные мощности измеряются, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении (в тоннах, штуках, метрах). Так, например, производственная мощность предприятий пищевой промышленности измеряется в тоннах сырья, перерабатываемого в готовую продукцию; машиностроительных заводов – в штуках изготовляемых машин; металлургических предприятий – в тоннах выплавки металла и производства проката.
По продукции, имеющей широкую ассортиментную шкалу, производственные мощности могут выражаться в условно-натуральных единицах. Если предприятие выпускает несколько видов различной продукции, то производственные мощности устанавливаются по каждому виду отдельно.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности основных производственных цехов, участков или агрегатов т.е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок или оборудование, выполняющие основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции, и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования. К ведущему оборудованию относят также дорогостоящее оборудование, оборудование, на котором выполняются наиболее трудоемкие и энергоемкие операции, и оборудование, занимающее значительные производственные площади. Перечень ведущего оборудования приводится в отраслевых инструкциях по определению производственной мощности.
При разработке производственной программы может оказаться, что отдельные производства (вспомогательные или даже основные) отстают от ведущих. В таких случаях разрабатываются организационно-технические мероприятия по ликвидации «узких мест», в частности:
• перераспределение работ между исполнителями;
• увеличение сменности работы;
• внедрение научной организации труда;
• перераспределение оборудования между цехами;
• углубление специализации и кооперирования;
• улучшение технической оснащенности производства;
• модернизация и пополнение парка оборудования.
Основными элементами (факторами), определяющими величину производственной мощности предприятия, являются:
• состав оборудования и его количество по видам;
• технико-экономические показатели использования машин и оборудования (производительность оборудования);
• фонд времени работы оборудования (сменность, продолжительность одной смены, прерывное, непрерывное производство и т.п.);
• производственная площадь предприятия (основных цехов);
• намечаемые номенклатура и ассортимент, непосредственно влияющие на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.
В общем виде производственная мощность предприятия (цеха) может быть определена по формуле:
M = ,
где М - производственная мощность, в принятых единицах измерения;
Тэ - эффективный (максимально возможный) фонд времени работы ведущего оборудования, ч;
t - трудоемкость обработки изделия на ведущем оборудовании, ч.
При определении состава оборудования учитывается все оборудование по видам, установленное на начало года, а также то, которое должно быть введено в эксплуатацию в плановом году. В расчет мощности не включается резервное оборудование, а также оборудование, находящееся во вспомогательных цехах (ремонтных, инструментальных) и в ведении технических служб предприятия.
Производственная мощность цеха или участка, оснащенного однотипным оборудованием, может быть определена по формуле:
M = ,
где Tэ - максимально возможный (эффективный) годовой фонд времени одной машины, ч;
K - коэффициент, учитывающий уровень использования производственной мощности машины (оборудования, агрегата, станка);
n - количество однотипного оборудования (машин, станков);
t - норма времени на обработку (изготовление) единицы продукции на данном оборудовании.
Производственная мощность цеха, оснащенного разнородным оборудованием, определяется так же, как мощность предприятия, - исходя из производительности парка ведущих групп оборудования, характеризующих профиль данного подразделения. Возможная производительность оборудования, закладываемая в расчет производственной мощности, определяется на основе прогрессивных норм использования каждого вида этого оборудования.
Определение фонда времени работы оборудования имеет специфику для предприятий с прерывным и непрерывным процессами производства. Для предприятий с непрерывным процессом производства он рассчитывается исходя из полного календарного времени работы оборудования за вычетом часов, отводимых в плане на ремонт.
Для предприятий с прерывным процессом производства годовой фонд времени работы оборудования определяется путем умножения числа рабочих дней в году на количество часов работы в сутки (в соответствии с установленным режимом работы данного предприятия), исключая ту часть рабочего времени, которая отводится в планируемом году на ремонт оборудования. Следует учесть, что при расчете величины производственной мощности не принимаются во внимание простои оборудования, вызванные недостатком рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени, связанные с ликвидацией брака продукции.
Производственная мощность предприятия не является постоянной величиной. По мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства и т.п. производственная мощность изменяется, и подлежит периодическому пересмотру.
Для установления степени соответствия мощностей различных цехов определяется коэффициент сопряженности ведущего звена предприятия и остальных производственных звеньев.
Коэффициент сопряженности определяется отношением мощности ведущего цеха к мощности остальных цехов, в том числе к пропускной способности вспомогательных и обслуживающих производств. Этот коэффициент позволяет выявить «узкие» места и разработать меры по их устранению.
Для обоснования производственной программы производственными мощностями, специализации и кооперирования производства, а также определения необходимой величины реальных инвестиций для наращивания производственной мощности на каждом предприятии ежегодно должен разрабатываться баланс производственной мощности. Баланс производственной мощности включает:
• мощность предприятия на начало планируемого периода (Мн.г.);
• величину прироста производственной мощности за счет различных факторов (модернизации, реконструкции, технического перевооружения и др.) (Мвв.);
• размеры уменьшения производственной мощности в результате выбытия, передачи и продажи основных производственных фондов, изменения номенклатуры и ассортимента продукции, изменения режима работы предприятия и других факторов (Мвыб.);
• величину выходной производственной мощности, т.е. мощности на конец планируемого периода (Мк.г.);
• среднегодовую производственную мощность (Мср.г.) предприятия, которая может быть определена по формуле:
Mср.год = Mн.г + - ,
где М1 – количество полных месяцев использования дополнительно введенных мощностей в плановом году, мес.;
М2 – количество полных месяцев с момента выбытия производственных мощностей и до конца года, мес.
Уровень использования производственной мощности измеряется рядом показателей. Основной из них – коэффициент фактического (планового) использования среднегодовой производственной мощности (Ки.м.). Он определяется отношением фактически (по плану) произведенной продукции за определенный период времени к среднегодовой производственной мощности за тот же период и рассчитывается по формуле:
Ки.м. = ,
где Vпл(факт) - плановый или фактический объем выпуска продукции в натуральных или стоимостных единицах измерения; Мср.г. - среднегодовая производственная мощность в тех же единицах измерения.
Следующий показатель - коэффициент загрузки оборудования. Он рассчитывается как отношение фактически использованного фонда времени (в станко-часах) всего оборудования или его групп к располагаемому фонду времени по тому же парку оборудования за тот же период. Этот показатель выявляет излишнее или недостающее оборудование.
Для устойчивой работы предприятия, а также для улучшения качества и обновления выпускаемой продукции необходимо иметь оптимальный резерв производственной мощности. Величина этого резерва определяется спецификой производства и колеблется от 10% до 20%.
3. Производственное планирование и бизнес-планирование предприятия
Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, управление и контроль за деятельностью предприятия за рубежом определяются одним понятием - менеджмент. Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, графоаналитический и программно-целевой. Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, финансовый и др. Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяются базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем. Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный. Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и во времени по сложным объектам. Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Методологические принципы планирования: 1) принцип альтернативности. Требует проведения многовариантных разработок планов; 2) принцип системности. Предполагает исследование количественных и качественных закономерностей, создание системы показателей, методов, моделей, которые бы позволяли построить целостную картину его развития; 3) принцип согласованности. Предполагает согласованность планов, различных по масштабу, планируемому периоду; 4) принцип непрерывности. Должна быть увязка планов по разным временным аспектам; 5) принцип комплексности. Рассмотрение всех сторон объекта исследования во взаимосвязи с внешними процессами; 6) принцип целенаправленности и приоритетности; 7) принцип оптимальности - из всех возможных вариантов развития должен выбираться оптимальный; 8) принцип сбалансированности заключается в балансовой увязке показателей и установлении пропорций; 9) принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов
По срокам различают следующие виды планирования:
1) перспективное планирование основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическое планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование. Долгосрочный план (на 10-15 лет) имеет проблемно - целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п.
В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на пять лет, среднесрочные - на 2-3 года;
2) текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные;
3) оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех - участок - бригада - рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей - рабочих. Оперативно производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование. В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Кроме того, планы классифицируются и по другим признакам:
1) по содержанию планов (технико-экономический, организационно технологический, социально - трудовой, финансово-инвестиционный и т. д.);
2) по уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское плакирование);
3) по методам обоснования (рыночное, индикативное, административное или директивное планирование);
4) по сфере применения (межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное);
5) по стадиям разработки (предварительное и окончательное);
6) по степени точности (укрупненное и уточненное).
По типу составления выделяют целевое и поисковое планирование. Целевое планирование предполагает сперва установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих целей ресурсов. Поисковое планирование противоположно - определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которых будет возможно достичь с данными ресурсами.
Бизнес – планирование предприятия.
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее - в годовом разрезе. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.
Бизнес-план выполняет следующие функции:
1) может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;
2) может выполнять функцию планирования;
3) помогает контролировать и оценивать процесс развития предприятия;
4) необходим для привлечения денежных средств;
5) нужен для привлечения инвесторов, эффективного использования инвестиций.
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски. Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не существует. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции, от опыта предпринимателя, срока работы предприятия.
Бизнес-план может состоять из следующих разделов:
1) резюме (возможности предприятия);
2) виды товаров (работ, услуг);
3) рынки сбыта производимых товаров;
4) существующая конкуренция на рынках сбыта;
4) маркетинговый план;
5) производственный план;
6) организационный план;
7) правовое обеспечение деятельности фирмы;
8) оценка риска и страхование;
9) финансовый план;
10)стратегия финансирования.
В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план. Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес - проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений.
4. Задачи
Задача № 1
Дано по вариантам: Ф0н.г., тыс.р. – стоимость основных фондов на начало года; Ф0в.в., тыс.р. – стоимость основных фондов вновь введенных за год; Ф0вб, тыс.р. – стоимость выбывших основных фондов; И∑к.г., тыс.р. – накопленный износ к концу года; VТП, тыс.р. - объем товарной продукции; П, тыс.р. – прибыль за год;
Определить:
стоимость основных фондов к концу года Ф0к.г., тыс.р.;
изменение стоимости основных фондов к концу года ∆Ф0 (тыс.р.);
среднегодовую стоимость Ф0, тыс.р.;
коэффициенты движения и состояния;
фондоотдачу основных фондов, фондоемкость продукции;
рентабельность основных фондов;
Таблица 1 – Данные для расчета
№ | Ф0н.г., тыс.р. |
Ф0в.в., тыс.р. |
Дата ввода |
Ф0вб, тыс.р. |
Дата выбытия |
И∑к.г., тыс.р. |
VТП, тыс.р. | П, тыс.р. |
7 | 8234 | 552 | 1.03 | 358 | 1.10 | 4020 | 19400 | 430 |
Задача № 2
Организация приобрела транспортное средство первоначальной стоимостью 300 тыс.р. сроком полезного использования 5 лет. Предполагаемый пробег автомобиля за весь срок эксплуатации составляет 200 тыс.км. Фактический пробег по годам составил: 1 год – 40 тыс.км., 2 год – 50 тыс.км., 3 год – 70 тыс.км., 4 год – 20 тыс.км., 5 год – 20 тыс.км. Определить по годам начисленные суммы амортизации, накопленный износ и остаточную стоимость.
Задача № 3
Количество оборудования в цехе составляет 160 единиц. Норма обслуживания на одного рабочего-ремонтника 40 единиц оборудования. Цех работает в 2 смены. Номинальный годовой фонд рабочего времени на одного рабочего составляет 261 день. Фактический фонд рабочего времени составляет 234 дня. Определить плановую численность рабочих – ремонтников.
Задача № 4
Определить показатели себестоимости продукции по статьям затрат и абсолютное изменение показателей (таблица 1)
Таблица 1
№ | Статьи затрат | Себестоим за предыдущ год,р. | Себестоим за отчетный год,р. |
Измен абс. |
1 | Сырье и материалы | 1536 | 1879 | |
2 | Возвратные отходы | 40 | 49 | |
3 | Покупные изделия и полуфабрикаты | 1496 | 1663 | |
4 | Топливо и энергия | 488 | 597 | |
Итого: материальные затраты | ||||
5 | Заработная плата производственных рабочих | 654 | 689 | |
6 | Отчисления на социальные нужды (26%) | |||
7 | Расходы на подготовку и освоение производства | 67 | 80 | |
8 | Общепроизводственные расходы | 76 | 867 | |
9 | Общехозяйственные расходы | 340 | 396 | |
10 | Потери от брака | 22 | 26 | |
11 | Прочие производственные расходы | 16 | 18 | |
Итого: себестоимость производственная | ||||
12 | Коммерческие расходы | 64 | 71 | |
Итого: себестоимость полная |
Список использованных источников
1. Горфинкель, В. Я. Экономика организаций (предприятий): Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 676 с.
2. Жиделева, В.В. Экономика предприятия. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 133 с.
3. Семенов, В.М. Экономика предприятия. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.
4. Васильева, Н.А. Экономика предприятия. – М. Юрайт, 2005. – 191 с.
5. Карташова, В.Н. Экономика организаций (предприятий). – М.: Приор, 2004. – 160 с.
6. Титов В.И. Экономика предприятия. - М.: ИТК «Дашков и К», 2004. – 462 с.
7. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий). – М.: Дашков и К, 2004. – 272 с.