смотреть на рефераты похожие на "Основные фонды гражданской авиации и их использование"
Ульяновское Высшее Авиационное
Училище ГА
Р Е Ф Е Р А Т
Основные фонды гражданской авиации и их использование
Выполнил:к-т Усманов И.А.
Группа Д41/96
Проверил: Махитько В.П
Ульяновск 1999
Содержание:
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ИХ РОЛЬ В РАСШИРЕННОМ
ВОСПРОИЗВОДСТВЕ - - - - - - - - - - - - - 2
2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ - - - - - - 3
3. УЧЕТ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ - - - - - - - - - 6
4. ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, ВИДЫ ИЗНОСА - - - - - - 8
5. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ - - - - - - - - - - 10
6. . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - 13
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ИХ РОЛЬ В РАСШИРЕННОМ
ВОСПРОИЗВОДСТВЕ
Во всяком производственном процессе осуществляется взаимодействие средств труда, предметов труда и рабочей силы. Средства и предметы труда составляют средства производства, т. е. материальные, вещественные элементы производственного процесса. Социально-экономической формой, в которой выступают средства производства, являются производственные фонды. Последние в результате конкретного труда рабочего участвовали в создании потребительной стоимости и стоимости вновь создаваемого продукта.
Экономическая определенность производственных фондов вытекает из кругооборота средств предприятия. В ходе своего движения одна часть средств предприятия постоянно находится в сфере производства, другая—в сфере обращения. Средства предприятий, находящиеся в сфере производства, и образуют производственные фонды. При этом средства труда предприятий образуют основные, а предметы труда—оборотные фонды. Отличительная особенность основных фондов — перенесение их стоимости на готовый продукт, предопределяемое характером функционирования средств труда в производственном процессе. В отличие от оборотных, основные фонды используются в производстве многократно, их стоимость переносится на изготовляемую продукцию постепенно, пропорционально износу средств труда.
Основными производственными фондами предприятий называется совокупность
средств труда, неоднократно участвующих в производственных циклах,
сохраняющих при этом свою вещественную форму и постепенно утрачивающих
стоимость, которая частями, по мере снашивания средств труда переносится на
изготавливаемый продукт, образуя часть его стоимости. К основным фондам
относится не всякая вещь, которая является средством труда по своей
натуральной форме. Например, станок или самолет для завода-изготовителя
является готовым изделием, т. е. входит в состав фондов обращения данного
предприятия. Недостроенное здание относится к незавершенному производству,
являясь составной частью оборотных производственных фондов предприятия.
Следовательно, только участвуя в процессе производства, средства труда
могут проявлять свои функции основных фондов.
В зависимости от характера участия основных фондов в процессе расширенного воспроизводства различают производственные и непроизводственные основные фонды. К производственным относят те средства труда, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе (авиационных перевозках, других работах). Это—производственные здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и передаточные устройства. В группу производственных основных фондов гражданской авиации входят также основные фонды авиационно-технических баз, служб материально-технического снабжения и горюче-смазочных материалов, радиосветотехнического обеспечения, автохозяйства и других производственных подразделений. На основе основных производственных фондов определяется возможность выпуска продукции как отдельными предприятиями или объединениями, так и отраслью в целом. Непроизводственные основные фонды, необходимые для обслуживания личных, бытовых и культурных потребностей работников, включают в себя принадлежащие предприятиям жилые дома, здания, сооружения и оборудование учреждений просвещения, культуры, здравоохранения, спорта и некоторые другие. Поскольку непроизводственные основные фонды в выпуске продукции не участвуют, их не учитывают при определении производственной мощности предприятий.
Основные производственные фонды—важнейшая часть средств производства
народного хозяйства. Несмотря на то, что соотношение между основными и
оборотными производственными фондами в различных отраслях неодинаково, в
каждой из них удельный вес основных фондов в общей стоимости
производственных фондов преобладает. Рост основных фондов гражданской
авиации сопровождается постоянным обновлением и совершенствованием их.
Развитие материально-технической базы гражданской авиации тесно связано с
ростом масштабов экономики и должно обеспечивать удовлетворение
потребностей народного хозяйства во всевозрастающих скоростных перевозках и
других авиационных работах. Решение этих задач во многом зависит от объема,
технического совершенства, и рационального использования основных фондов
гражданской авиации, являющихся главной составной частью экономического
потенциала отрасли.
2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
В состав основных фондов гражданской авиации входит огромное число различных средств труда, различающихся между собой характером выполняемых функций, сроками службы, особенностями ремонта и другими признаками. Для правильной организации учета и планирования основных фондов, начисления амортизации, определения себестоимости выпускаемой продукции основные фонды в зависимости от их целевого назначения группируются определенным образом.
В соответствии с принятой классификацией основные производственные фонды гражданской авиации по характеру выполняемых функций делятся на следующие группы:
1. Здания—строительные объекты, которые создают необходимые условия для протекания производственного процесса, обеспечивают сохранность оборудования, защиту его от внешних атмосферных воздействий (аэровокзалы, ангары, здания цехов и мастерских, лабораторий и складов, доки для технического обслуживания летательных аппаратов, гаражи, гостиницы для пассажиров и др.).
2. Сооружения — инженерно-строительные объекты, выполняющие те или иные технические функции по обеспечению производственного процесса, не связанные при этом с изменением предметов труда (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок самолетов, гидроаэропорты, эстакады, резервуары горюче-смазочных материалов, мосты,подъездные железнодорожные пути авиапредприятий, водонапорные башни и др.).
3. Передаточные устройства, осуществляющие передачу электрической, тепловой и механической энергии от двигателей к рабочим машинам, а также передачу жидких и газообразных веществ от одного объекта к другому (линии электропередач, трансмиссии, трубопроводы для передачи воды, пара, газа, масла, нефти, воздуха, кислоты и всех видов ГСМ, воздушные и кабельные линии, водораспределительные сети водопроводов, телефонная сеть).
4. Машины и оборудование: а) силовые машины и оборудование—-машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, а также все виды двигателей, превращающих энергию разного вида в механическую (двигатели внутреннего сгорания, паровые и электрические двигай тели, генераторы, паровые и газовые турбины, котлы, трансформаторы, передвижные электростанции, распределительные устройства и др.); б) рабочие машины и оборудование, предназначенные для непосредственного воздействия на предмет труда либо перемещения ' предметов труда в процессе производства (металлообрабатывающее оборудование и станки технических мастерских и цехов АТБ, оборудование и приборы для диагностики технического состояния самолетов и их агрегатов, подъемно-транспортное оборудование и погрузочно-разгрузочные механизмы, моечные машины, грейдеры для очистки ВПП от снега и др.); в) измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование (амперметры, манометры, вольтметры” барометры, компасы, гальванометры, авиационные тренажеры, радиомаяки, светооборудование взлетно- посадочных полос, приборы и аппаратура самолетовождения, связи и навигации как установленные на самолетах, так и в виде наземного оборудования, лабораторное оборудование и пр.); г) прочие машины и оборудование (пожарные машины, механические пожарные лестницы, киносъемочные камеры, магнитофоны, телевизоры и радиоприемники обыкновенные, музыкальные инструменты, холодильники бытовые и т. д.).
Кроме того, из группы “Машины и оборудование” выделяются все виды автоматических машин и оборудования, т. е. выполняющих операции производственного процесса в определенной технической последовательности и заданном ритме без непосредственного участия работника (машины-автоматы цехов и мастерских, телефоны-автоматы, билетные автоматы).
5. Транспортные средства,, предназначенные для перемещения людей
(пассажиров) или грузов, т. е. подвижной состав всех видов транспорта.
Принятая в ГА классификация основных фондов предусматривает выделение из
группы “Транспортных средства такой подгруппы, как “Самолето-вертолетный
парк” (СВП), в которую включаются самолеты, вертолеты и двигатели на них, а
также запасные авиадвигатели. Кроме СВП, к транспортным средствам относятся
также прочие транспортные средства (вагоны, тепловозы, буксировщики,
автотягачи, автопоезда, автокары, легковые машины, электрокары, прицепы и
полуприцепы и др.).
6. Инструменты и приспособления, применяемые для закрепления предметов труда в процессе их обработки. При этом в состав. основных фондов не входят инструменты и приспособления, имеющие стоимость менее 100 р. (независимо от срока службы) или срок службы менее одного года (независимо от стоимости).
7. Производственный инвентарь и принадлежности летательных аппаратов
(парашюты и шкафы для их хранения, самолетные стремянки, сигнальные фонари,
предназначенные для обслуживания ЛА, рабочие столы, стеллажи, верстаки,
оборудование, способствующее выполнению правил техники безопасности и
охраны труда). ,
8. Хозяйственный инвентарь — предметы, необходимые для хозяйственного оснащения помещений (обстановка контор, служебных помещений и аэровокзалов, шкафы, вешалки, кресла, портьеры, предметы противопожарного назначения — гидропульты, ручные лестницы и т. п.).
Для наилучшего использования основных фондов различные их виды должны находиться между собой в определенных соотношениях. Процентное отношение стоимости отдельных групп основных фондов от общей стоимости носит название технологической структуры основных фондов. Сна дает представление о качественном составе средств труда отдельного предприятия или отрасли.
Структура основных фондов зависит от ряда факторов, что предопределяет ее специфику по отдельным отраслям народного хозяйства. На нее влияют технико-экономические особенности данной отрасли, темпы н-аучно- технического прогресса, географическое размещение предприятия, формы организации производства, структура капитальных вложений и др. Влияние перечисленных факторов приводит к тому, например, что в промышленности в общей стоимости основных фондов преобладает доля машин и оборудования, зданий и .сооружений. На транспорте высокий удельный вес занимают транспортные средства. В сельском хозяйстве значительный удельный вес приходится на долю такой группы основных фондов, как рабочий и продуктивный скот.
Анализ технологической структуры основных фондов имеет большое практическое значение, так как соблюдение определенных пропорций в стоимости отдельных групп основных фондов позволяет произвести необходимую продукцию с наименьшими затратами. Наиболее эффективной является такая структура основных фондов, при которой в процессе все возрастающего объема производства фондоотдача максимальна. В активную часть входят те средства труда, которые непосредственно воздействуют на предмет труда и определяют производственную мощность предприятия. В гражданской авиации активная часть основных фондов включает в себя самолето-вертолетный парк, сооружения, машины и оборудование. Остальные виды средств труда, обеспечивающие нормальное функционирование, активной части основных фондов отряжают пассивную часть.
Эти виды основных фондов оказывают наиболее активное влияние на объем и качество продукции.
Наряду с эксплуатационными предприятиями гражданская авиация располагает также промышленными предприятиями. В их состав входят авиаремонтные предприятия, а также опытно-экспериментальные заводы, изготавливающие средства наземной механизации и автоматизации.
Особенностью структуры основных производственных фондов авиаремонтных предприятий ГА является высокий удельный вес зданий, что объясняется наличием на авиаремонтном производстве больших помещений ангарного типа, а также машин и оборудования. Вместе с тем, доля машин и оборудования в стоимости основных фондов авиаремонтных предприятий является более низкой по сравнению с ее значением в машиностроении, чем в определенной мере и объясняется недостаточно высокий уровень механизации и автоматизации производственных процессов на авиаремонтном производстве.
3. УЧЕТ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
Основные фонды на предприятиях гражданской авиации планируются и
учитываются в соответствии с их классификацией в натуральном и стоимостном
(денежном) выражении. Оба вида учёта ведутся параллельно, дополняя друг
друга. Для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятиям
выделяют необходимые основные фонды в их натуральной форме. Учет основных
фондов в натуральном выражении позволяет установить потребность в отдельных
видах основных фондов, осуществлять планирование и учет их использования,
рассчитать производственную” мощность предприятия, выявлять резервы
производственных площадей и т. д.
Планирование и уч,ет основных фондов в натуральных показателях осуществляются на основании материалов инвентаризации основных фондов, проводимой на предприятиях не менее 1 раза в год, паспортов предприятий и их подразделений, технических паспортов (ведутся по самолетам, вертолетам, авиадвигателям), а также данных по объектам учета.
Учет основных фондов в денежном выражении необходим для определения стоимости основных фондов, динамики и структуры их как в целом, так и по группам, начисления амортизации и характеристики процесса воспроизводства основных фондов, расчета ряда показателей производственно-хозяйственной деятельности' авиапредприятий (фондоотдачи, рентабельности и т. д.).
Для учета и планирования воспроизводства основных фондов: важное значение имеет правильная их оценка. Различают несколько видов оценки основных фондов: по полной первоначальной? (балансовой) стоимости, полной первоначальной стоимости с учетом износа, восстановительной стоимости, восстановительной стоимости с учетом износа.
Первоначальная стоимость основных фондов включает в себя сумму фактических затрат на их приобретение или постройку, а также затраты на доставку и монтаж основных фондов, расходы на разработку проектно-сметной документации. По этой оценке основные фонды учитываются на балансе предприятия в течение-всего срока их службы. В этом случае величина основных фондов. предприятия складывается из стоимости объектов, произведенных в разные периоды, в ценах этих периодов (в момент приобретения). Оценка по первоначальной, стоимости служит основой для учета движения основных фондов, определения степени их износа в денежном выражении и начисления амортизации, расчета рентабельности и фондоотдачи предприятий. Первоначальная стоимость основных фондов может быть изменена лишь в результате их переоценки, производимой по специальному решению правительства, либо в случае переоборудования объектов (реконструкции, модернизации и т. п.). Недостатком этого метода оценки является выражение их стоимости в смешанных ценах (ценах разных лет), что снижает точность и достоверность величины основных фондов и их динамики, а также искажает размеры амортизации. Кроме того, этот метод оценки основных фондов не отражает степени-их изношенности.
Первоначальная стоимость основных фондов с учетом износа (остаточная стоимость) представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и суммой износа. Необходимость определения остаточной стоимости связана с тем, что по мере использования основных фондов их стоимость постоянно уменьшается до тех пор, пока средства труда не отслужат установленный для них