Оглавление
Введение
Глава 1. Воспитательный процесс в вузе
1.1 Воспитание и формирование личности
1.2 Особенности воспитательного процесса в вузе
1.3 Составляющие воспитательного процесса в вузе
Глава 2. Исследование вопросов воспитания студентов УрФУ
2.1 Анализ результатов исследования
2.2 Предложения по воспитанию студентов
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В настоящее время образование является неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем не только молодежи, но и взрослых, не получивших его в свое время. Без него сейчас никуда. Оно определяет, чем ты будешь заниматься в будущем, сколько будешь получать денег, какую личность и характер в себе воспитаешь. Престиж высшего образования неуклонно растет, а вместе с ним растет и число образованных людей. Так в УрФУ, на 2010 год, количество студентов очной и заочной формы обучения составляет около 60 тысяч1. А именно на физико-техническом факультете обучаются более 2000 студентов очной формы обучения2. Из 60 тыс. студентов, конечно, не все дойдут до конца: кого-то отчислят за академическую неуспеваемость, кто-то сам бросит учебу, посчитав, что и без образования в жизни можно неплохо устроиться, а кто-то пройдет этот сложный путь до конца и станет дипломированным специалистом, или станет бакалавром. В любом случае все, кто хоть сколько- то проучился в университете возьмет с собой частичку хорошего, приобретет для себя опыт, знания и много новых друзей. Образование, и, следовательно, воспитательный процесс в вузе, играет одну из первостепенных ролей в воспитании студентов. Каждая дисциплина, каждый преподаватель способствует воспитанию в нас таких качеств как: ответственность, трудоспособность, терпение, целеустремленность, умение доводить дело до конца и многие другие, которые, безусловно, пригодятся нам в жизни. Эта тема выбрана мною, потому что она актуальна и вызывает интерес у многих людей: у самих студентов в первую очередь, у тех, кто только собирается поступать. В моем исследовании мне помогут материалы таких педагогов как: А.В.Мудрик, А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, А.А. Бодалев, которые занимались исследованием роли воспитания на жизнь человека и т. д. Опираясь на их работы, мы рассмотрим воспитательный процесс в вузе, и как он влияет на становление личности студента. Ведь всех интересует сегодняшнее поведение современных студентов в вузе и обществе в целом. Поведение каждого человека в первую очередь зависит от воспитания.
Объект исследования: воспитательный процесс молодежи.
Предмет исследования: воспитательный процесс студентов в УрФУ. Цель исследования: изучить процесс воспитания студентов в УрФУ.
Цель определила задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания.
2. Исследовать воспитательный процесс студентов в УрФУ.
3. Предложения для совершенствования воспитательного процесса в УрФУ.
Глава 1. Воспитательный процесс в вузе
1.1 Воспитание и формирование личности
Воспитание можно рассматривать с 3-х сторон3:
в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека;
в узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеждений.
В педагогическом смысле - целенаправленное воздействие в ходе педагогического процесса в учебном учреждении.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения другому; руководство процессом формирования и развития личности; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношении к себе, другим людям, труду, обществу, миру4.
В воспитании можно выделить такие виды5:
Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Самообучение – процесс получения человеком новых знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.
Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей. Всего личного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, - в процессе естественного, физиологического, психического и социального развития.
Из этих всех определений, я решил составить своё определение воспитания:
В высших учебных заведениях работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются студенты для дальнейшего обучения и воспитания.
Приоритетным направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают6:
повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
развитие системы внеучебной воспитательной работы в условиях образовательного учреждения;
приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.
Воспитательный процесс формирует в человеке, в данном случае в студенте, личность.
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Личность – это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле, личность, обладающая системным качеством, определяется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении7.
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Личностью не родятся, личностью становятся!
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.
Важнейшим результатом воспитания является – готовность и способность человека к самостоятельному поиску необходимой информации, самовоспитанию, самоизменению, т.е. готовность человека к совершенствованию самого себя8.
Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность. Дальнейший процесс развития личности продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения9.
Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта10.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники, школе, средства массовой информации и т. д.
Что же играет определяющую роль в формировании личности? Наибольшее значение придается нравственному воспитанию.
Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я».
При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий.
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.
Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.
Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.
Сложность воспитательного процесса:
- его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
- между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;
- воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив.
Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
1.3 Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма.
Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспитание имеет характер педагогического воздействия с целью насаждения ценностей и подавления любых отклонений от этого процесса.
При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение. Любой маленький ребенок, личность которого находится в процессе развития и становления, действительно не способен самостоятельно осознать процесса воспитания. Но развитие личности должно происходить свободно, без давления извне.
Главное противоречие этой педагогической парадигмы заключается именно в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества маленького человека. Следует помнить, что нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы!
Преимущества педагогической парадигмы в том, что воспитателю нет никакой необходимости учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить свое превосходство.
Что мы получим в результате такого воспитания? Скорее всего – ограниченную личность, неспособную к творческому мышлению, не способную отстаивать свою точку зрения и свои взгляды.
2) Андрологическая парадигма.
Концепция андрологической парадигмы состоит в том, чтобы воспитуемый осозновал весь процесс своего воспитания и умел достигать определенные цели в жизни.
В данной ситуации, педагог выполняет лишь роль помощника или наставника, который должен уметь поддержать, подтолкнуть человека на этом пути.
Преимущества этой парадигмы воспитания в том, что воспитатель и воспитуемый находятся в равных положениях.
Сторонники такого подхода убеждены, что каждый ребенок от рождения добр и талантлив и надо лишь деликатно помочь ему развить эти ценные качества, ни в коем случае не насилуя его природу. В процессе становления личности роли воспитателя и воспитанника равноправны, и их отношения носят характер диалога и взаимодействия. Главное противоречие Андрологической парадигмы в том, что для формирования какой-либо цели, необходимо как минимум сформировать воспитуемому пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представить все то, из чего приходится выбирать. Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Конечно же, требования к педагогу в этом случае возрастают, потому что будет необходим учет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый их них будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. И далеко не каждый воспитатель способен быть педагогом в данном качестве.
3) Акмеологическая парадигма.
Концепция акмеологической парадигмы состоит в том, чтобы в процессе воспитания человеку можно было бы предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальных и творческих возможностей.
Преимущества такого подхода в том, что он имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях. В отношении к воспитуемому проявляется максимальная индивидуальность, а от преподавателя, в данном случае, требуется быть Личностью с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку, хорошее знание людей.
4) Коммуникативная парадигма.
Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. В научной сфере это реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее. Коммуникативная парадигма также лежит в основе различных групповых психологических тренингов. В данном случае роль преподавателя выполняет председатель или ведущий конференции, руководитель тренинга и так далее. Кроме знания предметной области, от такого человека требуется коммуникабельность, разумный конформизм, гибкость и корректность в общении. Для достижения цели необходимо, чтобы участники такого процесса (который также можно рассматривать как воспитательный) были заинтересованы в нем.
Вывод
Из рассмотрения парадигм современного воспитания легко заметить, что они (в идеале) ложатся на вполне определенные периоды жизни человека:
Период жизни | Парадигма |
Детский сад, школа, ПТУ | Педагогическая |
Высшие учебные заведения | Андрологическая |
Профессиональная деятельность | Коммуникативная |
Акмеологическая парадигма стоит несколько особняком, так как ориентирована, прежде всего, на гуманитарных творческих личностей. Казалось бы, такая схема должна позволить получить именно тот результат процесса воспитания, который бы строил и личность, и общество. При постепенном повышении уровня развития самого человека происходит переход от простых форм его воспитания к более сложным. На практике же воспитатели и преподаватели, один раз увидев в воспитуемом своеобразную точку приложения педагогической силы, в силу инертности человеческого мышления не могут переключиться на другие формы работы. Таким образом, искажается первоначальный смысл воспитания.
На младших курсах царит педагогическая парадигма в чистом виде. Не получив запланированного объема знаний, практически невозможно пройти жесткий контроль как в течение семестра, так и на сессии. Казалось бы, что знания, добытые с такой силой, должна сохраняться надолго, если не навсегда. В этом же и состоит смысл обучения в вузе. А на самом деле вчерашних абитуриентов можно легко разделить на несколько неравных групп. Первых привела в институт жажда знаний. Другие поступили, потому что надо куда-то поступить, кто-то мог просто таким образом уходить от призыва в армию и так далее. Для них смысл пребывания в институте не равен смыслу воспитания. Но традиционный подход, заставляя силой учиться тех, кто этого и не хочет, одновременно гасит стремление учиться для тех, кому это надо. На старших курсах был замечен достаточно неутешительный для преподавателей высшей школы парадокс. На все подряд лекции уже никто не ходит – пора уже и работать начинать как-то, кроме того за первые три курса этим можно наесться до отвала. Приходится выбирать. Преподавателей условно можно разделить на две категории – те, которые в основном пользуются силовыми методами, для того, чтобы обеспечить посещаемость своих лекций (типичный прием – зачет только при 100% посещении лекций), и те, кто так не делает, а старается заинтересовать студентов своим предметом.
На кого же в основном ходят на самом деле? Ответ печален – на преподавателей из первой группы. При этом качество знаний по их предметам – додержать до экзамена. Преподаватели второй группы, как правило, рекомендуют качественную литературу по своим предметам, так что экзамен или зачет проставляется действительно по знаниям, а не исходя из формального посещения. В чем же тогда можно найти смысл такого образования? Можно сказать, что это школа жизни, можно сказать, что «так закалялась сталь», но первичный смысл воспитания в высшей школе как получения образования тут сводится к диплому.
Воспитание в коллективе и через коллектив также является одной из важнейших структур воспитания. Это центральная идея педагогической системы.
«Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,- говорил А.С. Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях.
Под коллективом А.С. Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде – объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
А.С. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требования коллектива – «один за всех и все за одного».
А.С. Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость… Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных».11
Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе.
Глава 2. Исследование вопросов воспитания студентов УрФУ
2.1 Анализ результатов исследования
В ходе исследования была собрана и проанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделении г. Екатеринбурга, УрФУ 2-ого курса физико-технического факультета. В результате выборочной совокупности было выбрано 20 человек.
Итак, будем проводить анализ каждого вопроса анкеты.
Линейное распределение ответов «отношение студентов к воспитанию»:
Таблица 1
Насколько Вы считаете себя воспитанным человеком?
частоты | |||
Варианты ответов | Код | абсолютные (цифры) | Относительные (%) |
Я вполне воспитанный человек | 01 | 16 | 80 |
Есть ситуации, в которых я забываю про воспитание | 02 | 3 | 15 |
Затрудняюсь ответить | 03 | 1 | 5 |
Всего | 20 | 100% |
Проанализировав ответы на первый вопрос, мы выяснили, что большая часть студентов (80%) считают себя вполне воспитанными людьми. Это впрочем, не удивительно. Кто захочет, чтобы его называли невоспитанным человеком. Да и как человек, знающий, что воспитание это непрерывный, длящийся всю жизнь процесс, может назвать себя вполне воспитанным человеком. 15% все же признали, что бывают ситуации, в которых они забывают о воспитании (к их числу отношусь и я). 5 % затруднились дать ответ на этот вопрос.
Таблица 2
Кто принимал участие в Вашем воспитании?
частоты | |||
Варианты ответов | Код | абсолютные (цифры) | Относительные (%) |
Семья | 01 | 13 | 65 |
Улица | 02 | 0 | 0 |
Вуз | 03 | 7 | 35 |
Другой вариант | 04 | 2 | 10 |
Всего | 20 | 100% |
Было интересно узнать у наших студентов, кто в большей степени принимает участие в их воспитании. Может быть этот вопрос сформулирован не совсем корректно: ведь и семья и институт два основных участника в нашем воспитании, и, тем не менее, ответы респондентов распределились следующим образом: 65% считают, что только семья играет роль в их воспитании (хотя мне кажется, семья лишь закладывает фундамент нашего воспитания и характера), в то время как вуз вносит свои коррективы и направляет нас в нужное русло. 35% уже осознают значимость института и тот воспитательный процесс, который с ними происходит в учебном заведении (хотя не все преподаватели занимаются воспитательной деятельностью).
Таблица 3
Варианты ответов | Код | абсолютные (цифры) | Относительные (%) |
Забота о близких | 01 | 5 | 25 |
Ответственность | 02 | 13 | 65 |
Доброта | 03 | 3 | 15 |
Сила духа | 04 | 7 | 35 |
Честность | 05 | 4 | 20 |
Упорство | 06 | 8 | 40 |
Всего | 40 | 200% |
Одними из самых сильных качеств, воспитанных у опрошенных студентов стали: ответственность, упорство, сила духа (65, 40, 35% соответственно). Так в принципе и есть. Только подойдя к любому заданию со всей ответственностью, ты осознаешь его значимость, что нас не просто так заставляют писать рефераты, курсовые, готовиться к семинарам, посещать лекции. В нас закладывают способности к самостоятельной работе, к самосовершенствованию. И уж мы то знаем, с помощью какого упорства нам удается, просидев бессонными ночами сдать вовремя реферат или курсовую. Оно несомненно поможет нам в достижении наших целей, высот в жизни и дальнейшему саморазвитию.
Таблица 4
частоты | |||
Варианты ответов | Код | абсолютные (цифры) | Относительные (%) |
Пунктуальность | 01 | 6 | 15 |
Честность | 02 | 4 | 10 |
Добросовестность | 03 | 8 | 20 |
Отзывчивость | 04 | 2 | 5 |
Уважение к старшим | 05 | 8 | 20 |
Ответственность | 06 | 12 | 30 |
Всего | 40 | 100% |
Каким качеством, по вашему мнению, должен обладать воспитанный человек в первую очередь (выберете не более 2х вариантов ответов)?
По мнению наших студентов, воспитанный человек должен в первую очередь обладать ответственностью, уважать старших и быть добросовестным.
Таблица 5
Какие качества, по вашему мнению, воспитывает вуз и преподавательский состав в студентах в большей степени (выберете не более 3 вариантов ответов)?
частоты | |||
Варианты ответов | Код | абсолютные (цифры) | Относительные (%) |
Ответственность | 01 | 10 | 16,6 |
Целеустремленность | 02 | 11 | 18,3 |
Умение отстаивать свои убеждения и позиции | 03 | 12 | 20 |
Пунктуальность | 04 | 4 | 6,6 |
Работоспособность | 05 | 13 | 21,6 |
Уважение к старшим | 06 | 10 | 16,6 |
Другое | 07 | 0 | 0 |
Всего | 60 | 100% |
По мнению студентов, из ниже перечисленных качеств, вуз, прежде всего, воспитывает такие качества, как: работоспособность, умение отстаивать свои убеждения и позиции, также в их число входят ответственность и целеустремленность. Но зависит это от преподавателя, т.к. одни преподаватели воспитывают все
вышеперечисленные качества, а другие только один, два из изложенных качеств.
Таблица 7
Какую Вы бы дали оценку вашему вузу и преподавателям по работе с воспитанием студентов?
частоты | |||
Варианты ответов | Код | абсолютные (цифры) | Относительные (%) |
Отлично | 01 | 5 | 25 |
Можно и лучше | 02 | 5 | 25 |
Удовлетворительно | 03 | 8 | 40 |
Затрудняюсь ответить | 04 | 2 | 10 |
Всего | 20 | 100 |
Таблица 8
Ваш пол?
частоты | |||
Варианты ответов | Код | абсолютные (цифры) | Относительные (%) |
Женский | 01 | 12 | 60 |
Мужской | 02 | 8 | 40 |
Всего | 20 | 100 |
В нашем исследовании приняли участие девушки (60%), молодые люди (40%). Общее количество опрошенных составило 20 человек.
Вывод.
Проведя исследование мы можем сделать такие выводы, что все-таки вуз частично выполняет функции воспитания. Следует отметить, что лишь 6,6% преподавателей воспитывают пунктуальность, хотя это не мало важное в жизни качество. Так же студенты считают что самым главным качеством, которым должен обладать воспитанный человек, является ответственность, оно и понятно, без ответственного подхода к делам, многого не добьешься. По результатам второй таблицы видно, что в большинстве семья является основным воспитанником в жизни. Можно предположить, что это лишь потому, что опрашивались студенты 2 курса, многие из которых еще живут с родителями, лишь некоторые живут отдельно, или в общежитии (в который получаешь не малый урок по самостоятельности), но в 70% случаев второкурсники зависят от родителей. Но семья закладывает фундамент, в дальнейшем не малую часть воспитания закладывает вуз, и с середины обучения студенты начинают осознавать роль воспитания, и дальше уже занимаются саморазвитием.
2.2 Предложения по воспитанию студентов
Каждый студент должен заниматься самовоспитанием, самообучением, саморазвитием, самоконтролем. Как сказал А.С. Воронин: ”Студент – это пытливый ум, ищущий знания”
Студент должен обогащать свою духовную жизнь: посещать театры, музеи, выставки, кино; читать много дополнительной литературы (художественной и научной);
Выбрать в своей жизни занятие, которое способствовало всему перечисленному в пункте №1. Например, заняться спортом, танцами, фотографией, музыкой, изучением иностранных языков);
Прислушиваться к мнениям старших, учиться на их опыте и ошибках.
Примерно 80% преподавателей нужно заниматься воспитательной работой студентов, т.к. этим занимается лишь около 20% преподавателей.
Сотрудники кафедры в свою очередь должны: контролировать успеваемость и посещаемость студентов, проводить собрания со студентами, пропускающими занятия, и неуспевающими по учебе.
Развитие физической культуры важнейший фактор его гармонического развития, высокой профессионально-трудовой активности, эффективной организации здорового быта и досуга, творческого долголетия.
Формирование высоких моральных, волевых и физических качеств; нравственно-психологической и физической готовности к высокопроизводительному труду.
Следует принимать меры по повышению престижа отличников, а также студентов, которые учатся без троек, в среде их товарищей. Например, привлекать таких студентов (особенно старшекурсников) в качестве экспертов по вопросам совершенствования и рационализации учебных программ по специальности. Активно развивать с помощью лучших студентов самоуправление и соуправление в вузовских коллективах.
Преподавателям кафедры нужно проводить студентам лекции, лекции-семинары, или сделать это в виде показа фильма о вреде здоровью алкоголя, курения и о пользе ведения здорового образа жизни. Например, выделить для это 2 академических часа в семестр.
Преподавателям нужно более жестко подходить к опозданиям студентов, т.к. это воспитывает у студентов пунктуальность, не мало важное качество воспитанного человека.
Заключение
Проведя исследование и проанализировав научную литературу, делаем вывод, что вуз предпринимает попытки по воспитанию студентов. Каждый человек вправе делать свой выбор: нужно ли ему учиться, работать, чем вообще заниматься. Те, кто делают правильный выбор, проживают жизнь не зря, получая новые знания, навыки, применяя их в своей дальнейшей жизни. Ведь так интересно узнавать в своей жизни что – то новое. Столько еще неизученных вещей, процессов. Всего все равно не узнать, но когда ты проходишь все жизненные этапы: школу, институт, создание семьи, карьеры, ты знаешь, что проживаешь жизнь не зря. С этой мыслью и жить становится легче. Несомненно, вуз формирует в нас необходимые качества, без которых жить было бы просто сложнее. Мы получаем способность к самопознанию, самовоспитанию, самоизменению, т.е. к самосовершенствованию. В детском возрасте нам помогают родители, в институте преподаватели. А дальше мы уже сами готовы к преобразованиям, и помогать другим: в первую очередь своим детям. Как выяснили, целями воспитания в вузе является: конкурентоспособность на рынке труда, мобильность (новые современные технологии и знания), организаторские способности, школа коллективизма (умение работать с людьми в коллективе), все это мы проходим и эти цели, безусловно, достигаются. Так что не зря проходят пять, а у кого и шест лет нашей жизни. Необходимо увеличивать процент студентов, дипломированных специалистов, и просто воспитанных, образованных людей, тем самым повышая уровень культуры общества и России в целом.
Список литературы
Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с., ил.
Курс «Гуманистические традиции образования», Смирнов С. Д., 1996.
Леви В. /Искусство быть другим. – С. Петербург, изд. «Питер», 1993.
А.С. Макаренко «О воспитании» Москва,1988
Б.Т. Лигачёв «Педагогика. Курс лекций» Москва,1996
Константинов «История Педагогики»
А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая школа, 1995 г.
А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.
Р.С. Немов, Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.
А.С.Воронин, Словарь по общей и социальной педагогике‚ Екатеринбург 2004
Приложение
Образец анкеты
Насколько Вы считаете себя воспитанным человеком?
Я вполне воспитанный человек
Есть ситуации, в которых я забываю про воспитание
Затрудняюсь ответить
Кто принимал участие в Вашем воспитании?
Семья
Улица
Вуз
Другой вариант
Какие из качеств, которые в вас воспитали, самое сильное (выберете не более 2х вариантов ответов)?
Забота о близких
Ответственность
Доброта
Сила духа
Честность
Упорство
Каким качеством, по вашему мнению, должен обладать воспитанный человек в первую очередь?
Пунктуальность
Честность
Добросовестность
Отзывчивость
Уважение к старшим
Надежность
Какие из ниже перечисленных факторов влияют на воспитание человека больше всего (выберете не более 2 вариантов)?
Семья
Друзья
Улица
Учебное заведение
Армия
СМИ
Другое
Что, по вашему мнению, воспитывает вуз и преподавательский состав в студентах в большей степени (выберете не более 2 вариантов ответов)?
Ответственность
Целеустремленность
Выработка своих убеждений и позиций
Пунктуальность
Работоспособность
Уважение к старшим
Другое
Какую Вы бы дали оценку вашему вузу и преподавателям по работе с воспитанием студентов?
Отлично
Можно и лучше
Удовлетворительно
Затрудняюсь ответить
Ваш пол
Женский
мужской
1 По словам Анатолия Матерна, на вопрос ”какое будет общее количество студентов?”, на интернет портале http://tass-ural.ru/presscentre/97985.html
2 Интернет-портал физико-технического факультета http://fizteh.org/faculty
3 В.М.Полонский, словарь‚ М.: 2004‚ стр.31.
4 А.С.Воронин, словарь по общей и социальной педагогике‚ Екатеринбург 2004‚ стр.14-15.
5 А.С.Воронин, словарь по общей и социальной педагогике‚ Екатеринбург 2004‚ стр. 94-115.
6 Мардахаев Л.В., «Социальная педагогика»‚ учебник М.: 2005‚ стр.128.
7 Мардахаев Л.В., «Социальная педагогика», учебник М.: 2005‚ стр.50.
8 По словам А.С.Воронина.
9 Мардахаев Л.В., «Социальная педагогика»‚ учебник М.: 2005‚ стр. 43.
10 А.С.Воронин, Словарь по общей и социальной педагогике‚ Екатеринбург 2004‚ стр.99.
11 А.С.Макаренко, «О воспитании»‚ Москва‚ 1988‚ стр. 54.