Рефетека.ру / История

Реферат: Становление Президентской республики. Внутренняя и внешняя политика на рубеже XX-XXI веков.

Министерство Образования Российской Федерации


Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР)


РЕФЕРАТ


По дисциплине «Отечественная история»

На тему: Становление Президентской республики. Внутренняя и внешняя политика на рубеже XX-XXI веков


Выполнила

План


1.Введение

2.Становление Президентской республики

а) «Новоогаревский процесс»

б) События августа 1991 года и их последствия

3.Внутриполитическая борьба

4.Основные черты внешней политики России

5.Заключение

Становление Президентской республики. Внутренняя и внешняя политика на рубеже XX-XXI веков.


Период с 1988 по август 1991 года можно рассматривать как первый этап становления многопартийности в нашей стране. Ему предшествовало время появления многочисленных так называемых «неформальных» групп, выдвигавших альтернативные программы преобразований в различных сферах жизни. Характерно, что в это время абсолютное большинство таких неформальных групп носило неполитический характер, охватывая экономические движения, культурную, природоохранительную, творческую, патриотическую и другие сферы жизни.

Однако именно период 1988-1991 года можно считать временем массового появления политических партий, когда о своем существовании заявили все основные политические силы страны. Первыми в годы перестройки появляются партии либерального направления (Демократический союз, Христьянско-демократический союз России, Российская Христьянско-демократическая партия, Либерально-демократическая партия, Демократическая партия и др.).

В любом случае в центре политической борьбы периода перестройки оказались партии коммунистической ориентации и партии либерального направления. Если сторонники первых призывали к преимущественному развитию общественной, государственной собственности, коллективистских форм общественных отношений, то либералы (они получили обозначение «демократы») выступали за приватизацию собственности, систему полноценной парламентской демократии, реальный переход к рыночной системе.

В республиках в 1989-1990 годах происходит выборы собственных властных органов, взявших решительный курс на самоотделение и независимость от Центра. Это не конституционное и стихийное провозглашение независимости от Центра национальных государственных образований в условиях не дееспособности союзных властей в национальном вопросе только усиливало их внутреннюю нестабильность и расшатывало устои Советского Союза, что, в конце концов, привело к его краху.

В декабре 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза вступило на путь самостоятельного существования.


Становление Президентской республики.


После того, как горбачевская администрация исчерпала свои возможности по силовому давлению на местные власти, уверенно взявшие курс на формирование собственной государственности. Центр был вынужден приступить к реформированию государственного устройства СССР. Возникала идея «нового», «обновленного» Союза, предусматривающая переход к действительно федеративному государству, когда главы республиканских правительств могли бы участвовать в работе союзного Кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса перешли бы совместное владение Союза и республик и т.д.

17 марта 1991 года состоялся референдум по вопросу сохранения обновленного Союза. Ряд республик отказались принять в нем участие (Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония). Из принявших в голосовании граждан СССР (а проголосовало 75,4% жителей Советского Союза) 76% высказалось за сохранение обновленного союза. Одновременно в РСФСР на вопрос о необходимости выбора собственного президента 80% населения высказалось положительно.

Результаты референдума позволили Президенту СССР М.С.Горбачеву начать активную работу по подготовке нового Союзного договора. Уже в апреле 1991 года в Ново-Огареве состоялась его встреча с лидерами 9 из 15 союзных респуб1лик, и велись переговоры о его подписании. Встречи и консультации по этому вопросу продолжались всю весну и лето 1991 года. 24 июля М.С.Горбачев заявил, что работа над новым договором завершена и его подписание намечено на 20 августа. Задуманный и согласованный в общих чертах проект образования Союза Суверенных государств предусматривал создание конфедерации, но с сохранением института президентской власти. Подписание этого договора означало, по сути, устранение ряда сложившихся в СССР государственных структур вместе с их руководством и аппаратом и замену их новым. Это едва ли могло устроить консервативно настроенное крыло руководства прежнего Советского Союза.

На фоне этих попыток сохранения Союза (хотя бы в меньших, чем ранее масштабах) в РСФСР состоялись выборы первого президента России. В борьбе за голоса избирателей приняли участие шесть кандидатов: В.В.Бакатин – бывший министр внутренних дел СССР, Б.Н.Ельцин – Председатель Верховного совета РСФСР, В.В. Жириновский – председатель Либерально-демократической партии, генерал А.М.Макашов – командирующий Приволжско-Уральским военным округом, Н.И.Рыжков – бывший Председатель Совета министров СССР (до 1991 года) и А.Г.Тулеев – председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов. В первом туре выборов, состоявшемся 12 июня 1991 года, 57% голосов избирателей были отданы Б.Н.Ельцину. Россия обрела своего президента. Пост вице-президента занял А.В.Руцкой.


События августа 1991 года и их последствия


Намеченное на 20 августа 1991 года подписание Союзного договора не могло не подтолкнуть сторонников сохранения прежнего СССР на решительные действия. В случае реализации планов образования Союза Суверенных государств могла бы полностью измениться структура прежнего Советского Союза вместе с его высшим руководством. Кроме этого катализатором замыслов консервативной части союзного руководства по сохранению СССР любыми возможными, не исключая и силовые, способами был указ президента РСФСР Б.Н.Ельцина о департизации (июнь 1991 года), согласно которому в государственных учреждениях РСФСР запрещалась деятельность любых партий. Тем самым наносился удар по монопольному положению КПСС. Началось вытеснение партийной номенклатуры из властных структур и замена ее новыми людьми из окружения Ельцина.

В отсутствие Президента СССР М.С.Горбачева, отдыхавшего в Крыму, 19 августа 1991 года некоторые представители высшего руководства СССР

предприняли попытку сорвать приближающееся подписание нового Союзного договора. Был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице президент СССР Г.И.Янаев, премьер-министр СССР В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ СССР В.А.Крючков, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В.А.Стародубцев и президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. Вице-президент СССР Г.И.Янаев издал указ о вступлении в должность Президента СССР по причине «болезни» М.С.Горбачева, ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах страны, о расформировании тех структур власти, которые были образованы вопреки действующей Конституции СССР 1977 года (в частности, президентских в союзных республиках), приостановил деятельность оппозиционных КПСС политических партий и движений, запретил на период чрезвычайного положения митинги и демонстрации, установил контроль над средствами массовой информации. В Москву были введены войска.

Сопротивление действиям ГКЧП возглавили руководители России – Президент Б.Н.Ельцин, глава правительства И.С.Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатов, вице-президент РСФСР А.В.Руцкой, которые в случае победы путчистов лишались своей власти в республике. Действия ГКЧП были объявлены как незаконный антиконституционный переворот (правда, в Конституции СССР 1977 года не были представлены также и те структуры, от имени которых выступали функционеры РСФСР). ГКЧП и его решения были также объявлены незаконными. По призыву Б.Н.Ельцина тысячи москвичей заняли оборону вокруг дома Правительства России. Введенные в столицу войска не предпринимали каких-либо действий. Элитные подразделения КГБ устранились от каких-либо решительных действий в пользу путчистов. Не обошлось и без трагического кровопролития, в котором были виновны некоторые части войск, командиры которых решили двинуться на защиту Белого дома, не согласовав свои действия с руководителями его обороны. Путчисты пребывали в растерянности, никак не ожидая такого поворота событий. Вскоре они были арестованы.

«Освобождение» Президента СССР М.С.Горбачева из его «заточения» на даче в Форосе позволило считать, что его карьера как политика завершилась. Его влияние как Президента СССР резко упало, что привело к скорому упразднению центральных структур власти. Вскоре после провала заговора восемь советских республик заявили о своей независимости. Эстония, Латвия и Литва, еще раньше признанные международным сообществом, в начале сентября были признаны СССР независимыми суверенными государствами. Советский Союз фактически распался. Этот факт зафиксировал V внеочередной съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в сентябре 1991 года.

Коммунистическая партия Советского Союза, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в попытке переворота, была запрещена. В попытках избавиться от дискредитировавшего себя центра в декабре 1991 года три руководителя республик учредителей СССР (России – Б.Н.Ельцин, Украины – Л.М.Кравчук и Белоруссии – С.С.Шушкевич) встретились в Белоруссии и заявили о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ) – так называемое «Беловежское соглашение». Это содружество позже объединило 11 бывших союзных республик (отказались войти в СНГ страны Балтии и Грузия). Следует отметить, что на эту встречу, решившую судьбу СССР, Президент СССР даже не был приглашен. 25 декабря 1991 года М.С.Горбачев сложил с себя президентские полномочия в связи с исчезновением самого государства. Этот день стал последним в существовании Союза Советских Социалистических Республик.

С распадом СССР и крахом социалистических режимов в Европе оказалась ликвидирована система противостояния двух сверхдержав, которая была основой «холодной войны» В этой войне победителем оказались Соединенные Штаты Америки. В декабре 1991 года, после распада Советского Союза, американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Россия, потеряв своих традиционных союзников, но так и не приобретя новых, вынуждена была начать поиск новых внешнеполитических ориентиров.


Внутриполитическая борьба (1991-1997 годы)


После распада Советского Союза перед российским руководством остро встала задача сохранения государственного единства. Самое поразительное заключалось в том, что центробежные тенденции, начало которым было положено самим российским руководством (тезис президента Б.Н.Ельцина в возможностях для российских автономий принять на себя столько суверенитета и полномочий, сколько они смогут реализовать), угрожали единству и целостности России. Практически все российские автономии сразу же заявили о своем суверенитете, а некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия и Чечня) даже взяли курс на выход из состава Российской Федерации.

В сложившейся обстановке с большим трудом удалось 31 марта 1992 года подписать Федеративный договор, определявший характер взаимоотношений между субъектами Российской федерации (республики, края, области, округа, а также Москва и Санкт-Петербург), обозначавший и границы государства. К договору не присоединились лишь Чечня и Татарстан. Он был одобрен VI съездом народных депутатов и стал началом конституционной реформы в России.

В то же время шла активная разработка проекта новой Конституции России. Его обсуждение шло в обстановке ожесточенной политической борьбы. Проект, предложенный президентской командой, предусматривал наличие «сильной» президентской республики, в которой права парламента были бы значительно урезаны («сильный» президент, формирующий правительство и обладающий правом роспуска парламента и возможностью назначать новые выборы). Представители Верховного совета, наоборот, настаивали на концепции «сильного» парламента, власть которого гарантировала президенту и часть его властных полномочий («сильный» парламент, назначаемое им и подотчетное ему правительство, должность президента наделена ограниченными полномочиями).

Отсутствие четко обозначенных конституционных положений, касающихся властных структур государства, дискуссии о проектах Конституции привели к обострению отношений президента и парламента. Сложилось своеобразное двоевластие – в оппозицию к президенту вступили Председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов и вице-президент А.В.Руцкой. Они пользовались поддержкой значительной части народных депутатов и определенных политических сил.

Президентская сторона, не желая упускать инициативу, выступила с предложением проведения референдума о доверии Президенту, его социально-экономической политике, о необходимости проведения досрочных президентских выборов и проведении перевыборов народных депутатов. В голосовании по этим четырем вопросам, проходившем 25 апреля 1993 года, принято участие 64% россиян, внесенных в избирательные списки. Результаты голосования – «да», «да», «нет», «нет». Таким образом, ни предложение о досрочных выборах Президента, инициированное парламентом, ни предложение о его роспуске, на чем настаивала президентская сторона, не прошли. Это еще больше усилило политическое противостояние.

Сложившаяся тупиковая ситуация могла решиться, как это бывало раньше, двояко – либо взаимным компромиссом и уступками, либо открытым противостоянием, предполагавшем силовые методы ее разрешения. Но ни одна из сторон идти на уступки не пожелала. Открытая конфронтация в условиях назревавшего внутриполитического кризиса становилась неизбежной.

В условиях этого опасного баланса сил и интересов Б.Н.Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о проведении конституционной реформы, первым шагом к реализации, которой был роспуск Верховного Совета (вопреки решениям референдума) и проведение в декабре нового референдума о новой конституции России, а также выборов в новые государственные органы власти. Верховный Совет, в свою очередь, обвинив президента в нарушении конституции, объявил об отстранении его от должности. Обязанности главы государства временно возложил на себя вице-президент А.В.Руцкой. Здание Верховного Совета («Белый дом»), где в это время народные депутаты собрались на свой чрезвычайный съезд, стало центром сопротивления президенту.

2 октября 1993года по Москве прокатилась волна многочисленных массовых демонстраций, организованных оппозицией. Противостояние достигло своего апогея. По призыву Руцкого и Хасбулатова 3 октября их сторонники начали штурм здания московской мэрии и телецентра. В ответ Б.Н.Ельцин ввел в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. Но если в августе 1991 года войска старались соблюдать нейтралитет, то уже утром 4 октября 1993 года по приказу президента танки обстреляли боевыми снарядами Белый дом, где находилось несколько сотен его защитников. Обстрел из танковых орудий вызвал пожар в здании и гибель многих ни в чем не повинных людей. В результате осады и обстрела здания, во второй половине дня 4 октября оно было захвачено верными президенту войсками, а оставшиеся в живых укрывшиеся в нем депутаты Верховного Совета, в том числе и руководители сопротивления, были арестованы.

Силовое решение этого конфликта позволило Б.Н.Ельцину провести 22 декабря 1993 года выборы в двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную думу). Они проходили как по избирательным округам, так и по партийным спискам. Совершенно неожиданно для президентской стороны большинство голосов избирателей (почти четверть) получила Либерально-демократическая партия России (лидер – В.В.Жириновский). Пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер – Е.Т.Гайдар) оказался лишь на втором месте. Уверенно прошли на выборах представители Коммунистической партии Российской Федерации (лидер – Г.А.Зюганов).

В ходе референдума была принята и новая Конституция России, согласно которой Российская Федерация становилась президентско-парламентской республикой. Президент получил значительные полномочия. Он формировал правительство, мог выступать с законодательной инициативой, в ряде случаев имел право распускать органы законодательной власти, мог издавать указы по ключевым политическим и экономическим вопросам. Двух палатный парламент – Федеральное Собрание – выступал в качестве законодательного органа. Он состоял из Совета Федерации, формирующегося из представителей субъектов федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по партийным спискам, так и избирательным округам. Третьей властью, согласно новой Конституции Российской Федерации, являлся Конституционный суд, призванный контролировать исполнение Конституции и имеющей право толкования, отдельных ее статей.

28 апреля 1994 года представители органов исполнительной и законодательной власти, лидеры большинства политических партий, общественные деятели, представители духовенства, руководители субъектов федерации подписали Договор об общественном согласии, что открывало перед Россией возможность достижения политической стабильности в обществе.

В декабре 1994 года начался вооруженный конфликт в Чечне. Власти России решили использовать войска для подавления сепаратистского режима генерала Д.Дудаева. Это привело к многочисленным жертвам с обеих сторон и резко усилило политическую и экономическую напряженность в стране. Бесславная война в Чечне, принесшая горе и страдания всему российскому народу, а также многочисленные жертвы с обеих сторон, завершилась поражением российского военного и политического руководства.

В августе 1996 года президент Б.Н.Ельцин поручил секретарю Совета безопасности А.И.Лебедю начать переговоры об окончании войны. Соглашение, заключенное с сепаратистами, предусматривало прекращение боевых действий, вывод Российских войск с территории республики и свободные выборы президента Чечни. 21 января 1997 года президентом республики Ичкерия (Чечня) был избран А.Масхадов.

Летом 1996 года состоялись новые выборы президента Российской Федерации. Большинство голосов избирателей получил Б.Н.Ельцин. Кандидатуру Б.Н.Ельцина поддержали 53,5 % избирателей. 9 августа 1996 года состоялась процедура вступления Б.Н.Ельцина в должность президента Российской Федерации.


Основные черты внешней политики России


После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств для России сложилась новая внешнеполитическая ситуация. Страна лишилась своих традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе. На всем протяжении своих границ Россия получила целый ряд независимых государств, бывших союзных республик, правительства которых, например стран Балтии, невсегда дружелюбно были настроены по отношению к своему соседу.

Обороноспособность страны значительно пострадала. Военно-морской флот лишился своих баз в Прибалтике. Затянувшаяся ситуация с «дележом» Черноморского флота и определением статуса города Севастополя в Крыму не позволяет нормализовать добрососедские отношения с Украиной. Развалилась ранее единая сеть противовоздушной обороны страны. Часть своих полетов в космическое пространство наша первая в мире космическая держава должна осуществлять уже из-за границы – с территории арендованного у Казахстана космодрома Байконур.

С 1992 года начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдавии, Таджикистана. Полностью выведены российские войска из Армении. Обустройство этих войск в новых местах дислокации обернулось для России значительными финансовыми затратами. С другой стороны, российские миротворческие вооруженные формирования осуществляют свою гуманную миссию в Таджикистане, Абхазии и ряде других горячих точек. Российские пограничные части охраняют таджикско-афганскую границу.

И все же, одной из первоочередных задач российского руководства по отношению к странам СНГ и ближнего зарубежья остается налаживание с ними взаимовыгодного сотрудничества, культурных и образовательных связей. Спорные вопросы решаются в процессе переговоров. В этом отношении СНГ играет свою положительную роль в укреплении связи между его участниками.

В последнее время усилились интеграционные процессы между Белоруссией и Россией. 30 мая 1997 года президентами России и республики Беларусь был подписан Устав нового союза, однако противников объединения этих двух славянских государств остается немало как с одной, так и с другой стороны. Тем не менее, 10 июня ратифицированный обеими сторонами договор и Устав вступил в силу.

В отношении дальнего зарубежья внешняя политика России, ставшей правопреемницей СССР, характеризуется стремлением наладить дружественные и добрососедские отношения со всеми миролюбивыми государствами. Уже в 1992 году на встрече президентов России и США в Кэмп-Дэвиде было заявлено, что отношения между этими двумя ранее противоборствовавшими государствами теперь характеризуются дружбой и партнерством.

В январе 1993 года между Россией и США был подписан договор ОСНВ-2, предусматривавший значительное сокращение ядерного потенциала двух стран. 31 августа 1994 года завершился вывод российских войск из Германии и Прибалтики. Еще раньше они покинули Польшу и Венгрию. Благодаря усилиям российской дипломатии значительно улучшились отношения с Южной Кореей и Китаем, с рядом арабских государств. Россия оказывает большую поддержку многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В июне 1995 года Россия присоединилась к программе НАТО (Партнерство во имя мира), потребовав создания новой системы безопасности в Европе и отказа от расширения НАТО на Востоке. Однако это последнее требование руководство НАТО проигнорировало. Вскоре ожидается вступление в НАТО ряда стран Центральной и Восточной Европы, входивших ранее в состав социалистического содружества (Польши, Чехии, Венгрии). Переговоры президента России с руководителями западных держав, а также с Генеральным секретарем НАТО по этому вопросу пока успеха не принесли.

В конце июня 1997 года в Денвере (США) состоялась встреча лидеров семи наиболее развитых стран мира, на которую был приглашен и президент России. Несмотря на то, что России пока еще не удалось вступить в эту престижную международную организацию в качестве полноправного члена, факт участия президента России в ее работе весьма показателен.

Миролюбивая политика, которую проводит российское руководство на международной арене, значительно укрепляет его авторитет в очень трудный период становления нового государства.

Итоги


Подходя к порогу нового тысячелетия, оглядываясь назад, мы смогли увидеть, сколь мучительным, трудным, порой трагическим и кровавым для России был поиск своего специфического пути в новую цивилизацию. Страна оказалась в эпицентре двух мировых воин, понесла огромные людские и материальные потери. Разрушительными по своему характеру явились две революции – в начале и конце века, потрясшие до самых основ все общество. Неоправданными стали попытки в поисках светлого, возвышенного идеала навязать сверху, подчинить все стороны жизни людей абстрактным схемам (социалистической и др.).

Цена побед, поражений и экспериментов оказалась чрезвычайно высокой. XX век войдет в историю страны как в известной мере рубежный, когда мучительно трудным был поиск ответа на поставленный суровой действительностью, всей обстановкой в мире вопрос о будущем России и ее народа.

Россия в конце XX века делает очередную попытку найти свою национальную модель движения к прогрессу, к миру, созданию условий для всестороннего развития всех национальностей, социальных групп и слоев, отдельных граждан.

Но есть и другая сторона истории, делающая внешний прихотливый, изменчивый процесс непрерывным, развивающимся, открывающим все более широкий простор для участия человека в выборе своей судьбы. Это направление определилось рядом факторов: мессианство и коллективизм как черты общественного сознания, духовность и православие, многообразные проявления взаимопомощи народов, населяющих страну, втягивание в общецивилизационный процесс различных регионов и народов огромной державы. Опираясь на этот исторически сложившийся фундамент, Россия , несмотря на трагедии, огромные потери, ошибки и заблуждения, находила в себе огромные резервы, творческие силы, чтобы упорно подниматься, двигаться вперед. За столетие облик страны разительно преобразился.

Из этой обыденности, повседневности вырастала непреодолимая тяга к личной свободе, демократии, миру, национальному самосознанию, желание видеть свою родину на достойном месте в общемировом процессе. В неуклонном движении народа к прогрессу, к обустройству большого российского дома заключен исторический оптимизм, с которым страна смотрит в свое будущее.

Список используемой литературы


История (учебное пособие для поступающих в вузы) С.В.Новиков – канд. истор. наук, доцент (МГУ им. М.В.Ломоносова)

2) История отечества XX век (уч. 11 класс) В.П.Дмитренко, В.Д.Есаков, В.А.Шестаков

Похожие работы:

  1. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI веков
  2. • Трансформации художественной системы реализма на ...
  3. • Развитие Росийской исторической науки на рубеже XX ...
  4. •  ... музыкальных неологизмов рубежа XX-XXI веков
  5. •  ... в развитии американской социологии на рубеже 20-21 ...
  6. • Внутренняя и внешняя политика России на рубеже веков
  7. • Россия на рубеже веков
  8. • Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте ...
  9. • Внешняя политика России на рубеже ХIХ и ХХ веков
  10. • Иммиграционная политика Испании в конце XX - начале ...
  11. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  12. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  13. •  ... воронежских вузов на рубеже XX и XXI веков
  14. • Развитие теоретических подходов к общественному и частному ...
  15. • Внешняя политика России с 1992 года по начало XXI века ...
  16. • Африкано-азиатское направление во внешней политике АРЕ
  17. • Россия и мир на рубеже XIX-XX веков
  18. • Социологический анализ развития туризма
  19. • Отношения Соединенных Штатов Америки и Палестинской ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com