Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Формирование инвестиционного климата в современной России

Содержание


Введение

Инвестиционная карта России

Инвестиционная привлекательность России в 2010 году

Предпосылки для улучшения инвестиционного климата в России

Негативные факторы инвестиционного климата в России

Меры по улучшению инвестиционного климата в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Причины обостренного внимания к проблематике улучшения инвестиционного климата в России со стороны наших аналитиков, чиновников, бизнесменов и всех, кто хотя бы в малой степени интересуется будущим российской экономики не на обывательском уровне, а с попытками понимания происходящего, казалось бы, достаточно очевидны. Тем не менее, в целях анализа этой проблематики такие причины следует указать с должной определенностью. Конечно, страна находится в трудном экономическом положении, перспективы выхода из него неясны, это резко контрастирует с тем, что советские люди привыкли ежедневно слышать в рапортах (для восприятия темы не так уж важно, насколько правдивых) о трудовых победах на фронте коммунистического строительства. Безусловно, производственная база устарела, обязательность ее обновления – безусловна, а для этого, даже если отвлечься от необходимости структурной перестройки реального сектора, требуются огромные инвестиции (в сопоставлении с нынешним официальным объемом ВВП). Как представляется, суть дела в том, что разрешение наших экономических проблем значительное большинство связывает с поддержкой или, хотя бы, участием Запада, хотя и по существенно различным мотивам. Одни полагают, что Запад обязан поддержать демократические преобразования в России, коль скоро она решила двигаться по проложенному Западом пути. На взгляд других, эти преобразования самому Западу были нужны гораздо больше, чем России (если ей они вообще были нужны), так что теперь помощь – прямая обязанность Запада, для него здесь старались. Третьи не сомневаются в том, что возрождение народного хозяйства России Западу чрезвычайно выгодно экономически, но "там" то ли понять этого не могут, то ли какие-то обстоятельства (случайности, недоразумения, рудименты прежних политических напряжений и т.п.) мешают.

Инвестиционная карта России


Социально-экономические процессы в России протекают настолько бурно, что оценить инвестиционную привлекательность отдельного региона по какому-либо одному показателю затруднительно. Картина в плоскости риск-потенциал более информативна. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно этот бизнес разворачивать.

Инвестиционный рейтинг регионов России составлен по материалам РА "Эксперт" за 2007-2008г.


Таблица 1 – Инвестиционные потенциалы и риски.

Инвестиционный потенциал

учитывает основные макроэкономические характеристики и складывается из следующих потенциалов:

Инвестиционный риск

показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Существуют следующие виды риска:

ресурсно-сырьевого

трудового

производственного

инновационного

инфраструктурного

финансового

потребительского

экономический

финансовый

политический

социальный

экологический

криминальный

законодательный


Формирование инвестиционного климата в современной России


Формирование инвестиционного климата в современной России

Рисунок 1 - Инвестиционная карта России


За последний год инвестиционный рейтинг регионов стабилизировался. Подвижек было гораздо меньше, чем в прошлые годы.

Основные изменения произошли в сфере инвестиционного риска.

Девять регионов улучшили рейтинг за счет снижения риска. Восстановила свой статус региона с минимальным риском Белгородская область (переход из категории 2B в 2A). Кроме того, улучшили свои рейтинги следующие регионы:

- Смоленская, Оренбургская, Омская, Читинская области (переход из категории 3C1 в 3В1);

- Республика Северная Осетия - Алания и Сахалинская область (переход из категории 3C2 в 3В2);

- Чукотский автономный округ (переход из категории 3D в 3C2).

Ухудшили рейтинги за счет роста риска всего три региона: Хабаровский край (переход из категории 3В1 в 3C1), Усть-Ордынский Бурятский (переход из категории 3В2 в 3C2) и Таймырский автономные округа (переход из категории 3C2 в 3D).

Из 89 российских регионов лишь Астраханская область продвинулась вверх в рейтинге за счет инвестиционного потенциала, она перешла из категории 3В2 в категорию 3В1.

По-прежнему "лихорадит" Красноярский край, который практически ежегодно и резко "по диагонали" меняет свой инвестиционный рейтинг. На этот раз регион вновь снизил риск, но одновременно и потенциал (переход из категории 1C в 2B).

Отсутствие регионов, серьезно увеличивших свой инвестиционный потенциал, является отражением некоторого застоя в развитии потенциальных "точек роста". Основная часть прироста потенциала страны (более 70%) пришлась на регионы экономического "ядра" - Москву, Московскую область (27%, а с ближайшим окружением - Калужской, Рязанской, Смоленской и Тверской областями - почти 34% суммарного прироста потенциала), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (17%), Санкт-Петербург с Ленинградской областью (8,5%), Нижегородскую область (8%) и Татарстан (5%).

К сожалению, ни Башкортостан, ни Самарская, ни Свердловская, ни Пермская области, ни другие регионы - потенциальные лидеры, которые должны вытягивать нашу экономику (группа 2B), не смогли повысить свой инвестиционный потенциал.

Наиболее существенным результатом изменения рейтинга отдельных регионов за последний год стало увеличение (с 24 до 30) количества регионов в самой многочисленной категории 3В1 и одновременное сокращение (с 15 до 10) регионального представительства в категории 3C2.


Таблица 2 – Расположение регионов России по рискам и потенциалам

Потенциал /

Риск

Минимальный

(А)

Умеренный (B)

Высокий

(С)

Экстремальный (D)
Высокий (1) Москва

Московская обл.

Санкт-Петербург

Свердловская обл.

Ханты-Мансийский АО



Средний (2)

Белгородская

обл.

Башкортостан

Волгоградская обл.

Иркутская обл.

Кемеровская обл.

Краснодарский край

Красноярский край

Нижегородская обл.

Новосибирская обл.

Пермская обл.

Приморский край

Ростовская обл.

Самарская обл.

Саратовская обл.

Татарстан

Саха (Якутия)

Челябинская обл.

Ямало-Ненецкий АО


Пониженный (3.1)

Алтайский край

Амурская обл.

Архангельская обл.

Астраханская обл.

Бурятия

Владимирская обл.

Вологодская обл.

Воронежская обл.

Калининградская обл.

Калужская обл.

Кировская обл.

КОМИ

Курская обл.

Ленинградская обл.

Липецкая обл.

Мурманская обл.

Омская обл.

Оренбургская обл.

Пензенская обл.

Рязанская обл.

Ставропольский край

Смоленская обл.

Тамбовская обл.

Тверская обл.

Томская обл.

Тюменская обл.

Удмуртская обл.

Ульяновская обл.

Читинская обл.

Чувашская Республика

Ярославская обл.

Брянская обл.

Дагестан

Тульская обл.

Хабаровский край


Низкий (3.2)

Новгородская

обл.

Адыгея

Алтай

Еврейская автоном. обл.

Ивановская обл.

Кабардино-Балкарская Респ.

Калмыкия

Карелия

Костромская обл.

Курганская обл.

Марий Эл

Мордовия

Ненецкий АО

Орловская обл.

Псковская обл.

Северная Осетия

Сахалинская обл.

Хакасия

Агинский Бурятский АО

Камчатская обл.

Карачаево-Черкесская Республика

Коми-Пермяцкий АО

Корякский АО

Магаданская обл.

Тыва

Усть-Ордынский Бурятский АО

Эвенский АО

Чукотский АО

Ингушетия

Чеченская респ.

Таймырский АО


Инвестиционная привлекательность России в 2010 году


За первые три месяца 2010 года чистый отток капитала из России достиг 12,9 млрд. долл. Такие данные сообщил 5 апреля 2010 Центробанк (ЦБ). При этом почти 12 млрд. долл. были вывезены по серым схемам, которые Центробанк традиционно фиксирует как "чистые ошибки и пропуски платежного баланса". Эксперты объясняют отток капитала инвестиционной непривлекательностью российской экономики и неверием в ее скорое восстановление. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в январе–феврале продолжали сокращаться.

Как сообщил вчера ЦБ, первый квартал 2010 года ознаменовался чистым оттоком капитала в частном секторе в размере 12,9 млрд. долл. В банковском секторе в это время наблюдался мизерный приток капитала в Россию в объеме 0,8 млрд. долл. А в прочих секторах экономики отток капитала достиг уровня 13,7 млрд. долл., причем в данном случае в статье "чистые ошибки и пропуски платежного баланса" Центробанк указал сумму 11,8 млрд. долл. со знаком минус.

Если сравнить эти показатели с четвертым кварталом 2009 года, то тут налицо кардинальная смена вектора с плюса на минус и резкое увеличение оттоков капитала из России. Ведь в конце 2009 года частный сектор обеспечил России чистый ввоз капитала в размере 8,3 млрд. долл., банковский сектор – в размере 8,9 млрд. долл., отток же в прочих секторах экономики составил тогда лишь 0,6 млрд. долл. Некоторые представители банковской сферы объясняют резкое увеличение оттока капитала в первом квартале текущего года по сравнению с концом 2009 года довольно просто – ситуацией с обменным курсом рубля. "В октябре–ноябре прошлого года на фоне укрепления рубля (до 29 руб. за доллар США) экономические агенты переводили средства в иностранную валюту – соответственно наблюдался приток капитала. А в первом квартале этого года курс рубля немного снизился, что и могло стать одной из причин оттока капитала", – говорит руководитель стратегической службы Абсолют Банка Равиль Нигматов.

Другие же эксперты говорят о некорректности сравнения четвертого квартала с первым. "Традиционно четвертый квартал – это пик деловой и предпринимательской активности, это массовые закупки и продажи перед Новым годом, Рождеством и т.д. В то время как первый квартал – это время трат за предыдущий год, оплата налогов за год и время выплат компенсаций и бонусов, так что скорее всего дисбаланс может быть связан с этим", – объясняет гендиректор консалтинговой группы "Аюдар" Юрий Васильев. Действительно, по сравнению с первым кварталом 2009 года – с самым тяжелым для финансовой сферы периодом – ситуация выглядит не такой удручающей. Можно даже говорить о вялом, но сокращении утечки капитала из России во всех секторах экономики: примерно на 22 млрд. долл. в частном секторе, на 7,6 млрд. долл. в банковском секторе, на 14,4 млрд. долл. – в прочих секторах экономики.

Но в одном мнение экспертов сошлось – в том, что для России актуальна проблема отсутствия инвестиций в экономику страны. Так, по предварительным данным Росстата, инвестиции в основной капитал в январе–феврале сократились на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Относительное снижение суммарного оттока капитала – позитивная тенденция, но сам отток не прекратился, а это уже негативный фактор.

"Отток капитала говорит о том, что в нынешнем состоянии российская экономика не готова осваивать дополнительные инвестиции", – замечает главный экономист Альфа банка Наталья Орлова.

По ее словам, более 11 млрд. долл. в графе "чистые ошибки и пропуски платежного баланса" – это довольно тревожный индикатор использования полулегальных и серых схем при уходе капитала из страны. Чем инвестировать в нестабильную отечественную экономику, предпринимателям проще выбрать более выгодные для себя варианты за границей. "Мотивы предпринимателей могут быть различными – это и стремление к снижению налогового бремени путем перевода финансовых потоков в низконалоговые юрисдикции, и покупка профильного бизнеса за границей, и вложения в иные рынки, которые сейчас развиваются более быстрыми темпами, чем российская экономика", – перечисляет глава департамента налогового и финансового консалтинга "Интерком-Аудит" Андрей Приходько. "Все больше и больше намечается тенденция компрадорства, когда предприниматели зарабатывают в РФ, а "тратят" на недвижимость, образование, медицинские услуги и т.д. за рубежом. Это связано с политическими рисками, ведь даже при достаточно демократических и взвешенных законах в РФ риски отъема собственности очень высоки, так как могут быть связаны с использованием силового, судебного или административного ресурса", – добавляет Васильев. "Учитывая довольно слабое состояние мировой экономики, стабильное укрепление рубля пока способно привлечь в страну лишь финансовых спекулянтов, которые всегда готовы идти туда, где есть возможность заработать, – рассуждает замначальника аналитического департамента "Арбат Капитал" Алексей Павлов. – В то же время до кризиса совокупному притоку капитала в страну мы были в первую очередь обязаны рынку внешних заимствований, который пока еще не заработал даже вполовину былой мощности".

Эксперты уверены: в сложившихся условиях прослеживается прямая связь между сокращением инвестиций в основной капитал и оттоком капитала. По словам Нигматова, "сокращение инвестиций в основной капитал может быть обусловлено снижением потребностей в основных средствах вследствие падений ожидаемых объемов производства, а также общей экономической неопределенностью – все еще до конца не понятны темпы выхода из кризиса". В итоге Россия попала в порочный круг, из которого сложно выйти: падающие промышленность и строительная отрасль с каждым годом все меньше привлекают инвесторов и потому их продолжающееся падение некому остановить. "Активного участия иностранных капиталов в промышленности или строительстве, как это было пару лет назад, мы пока не наблюдаем", – поясняет Васильев. Некоторая активность в промышленности и строительстве, на которую ссылаются чиновники, связана лишь с "ожиданием оживления", с достройкой объектов, которые и так уже находились в завершающей стадии строительства.


Предпосылки для улучшения инвестиционного климата в России


Варшава, 22 октября 2009. Инвестиционный климат в России является главной причиной для беспокойств иностранных инвесторов. Сравнение с другими развивающимися экономиками в вопросах прозрачности и простоты ведения бизнеса идет не в пользу России. В своем обзоре "Ведение бизнеса в 2010 году" Всемирный банк из 183 стран ставит Россию на 120 место. Между тем, мировая рецессия и снижение цен на нефть помогли российскому правительству осознать то, насколько важно для долгосрочного роста экономики поддерживать и защищать иностранные инвестиции.

В прошлом году в России наблюдался небольшой приток иностранных инвестиций. Дарья Пожарова, консультант группы специалистов компании Frost & Sullivan по Центральной и Восточной Европе и странам СНГ, отмечает: "В первой половине 2008 года в России был зафиксирован рост прямых иностранных инвестиций на 17,5%, однако во втором полугодии этот рост сошел на нет из-за падения цен на нефть". В целом инвесторы потеряли аппетит к инвестированию в сырьевые страны. В итоге в первом квартале 2009 года приток прямых иностранных инвестиций сократился примерно на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В развивающихся странах с более диверсифицированными экономиками и более благоприятным инвестиционным климатом такого снижения объемов инвестирования не наблюдалось.

Нет ничего удивительного в том, что во время последних политических обсуждений внимание в России было сосредоточено на вопросах диверсификации, модернизации и инвестирования средств в сильно изношенную инфраструктуру. Для того чтобы заменить амортизированные активы, России потребуется два триллиона долларов США. Без участия иностранных инвесторов привлечь такую сумму крайне трудно. Однако, главный вопрос сейчас заключается не только в количестве поступающих в страну инвестиционных средств, но также в их качестве. Так, Россия весьма мудро заявила о необходимости вкладывать средства в развитие высокотехнологичных отраслей, таких как медицинское оборудование и технологии, телекоммуникации, нанотехнологии, машиностроение, информационные технологии.

"Россия остается в выгодном положении, которое может помочь стране добиться не только высоких, но и что более важно, стабильных темпов экономического роста" , - добавляет Дарья Пожарова. В отличие от многих других сырьевых стран, у России есть ряд преимуществ, например, огромная численность населения, что представляет большой потенциал роста потребления, а также обширные территории, нуждающиеся в современной инфраструктуре, и еще вполне внушительная научно-техническая база в виде научно-исследовательских институтов, лабораторий и научных работников.

По наблюдениям специалистов из компании Frost & Sullivan, для того чтобы Россия смогла максимально повысить этот потенциал и привлечь инвестиции в высокотехнологичные отрасли, необходимо улучшить общий инвестиционный климат, навести порядок в бюрократических процедурах и уменьшить степень государственного вмешательства. "Если российское правительство будет реализовывать намеченную стратегию, то мы в ближайшем будущем увидим возникновение множества мотивирующих факторов, юридических и регуляторных мер, защищающих интересы иностранных инвесторов", - заключает Пожарова.


Негативные факторы инвестиционного климата в России


Известно немало попыток анализировать обстоятельства, препятствующие инвестициям в российское народное хозяйство. И попытки, и обстоятельства насчитываются многими десятками. Все они заслуживают серьезного внимания, однако здесь нет возможности хотя бы перечислять их.

Но аналитическая задача существенно облегчается, если рассматривать не обстоятельства, а факторы риска, обусловливающие неблагоприятный инвестиционный климат в России (в конечном счете, каждое конкретное обстоятельство обусловлено одним или несколькими из таких факторов). Практически все такие факторы, сколько-нибудь значимые, группируются в семь блоков, связанных с: 1) политическими и общеэкономическими условиями, 2) законодательством, 3) налоговой системой, 4) административными условиями, 5) коррупцией, 6) судебной системой, 7) банковской системой. Эта группировка не вполне однозначна, факторы из разных групп нередко тесно коррелируют между собой, иногда обусловлены общей причиной, иной раз могут возникнуть затруднения с отнесением конкретного фактора к тому или иному блоку и т.п., но практически все это не препятствует исследованию и выявлению возможных мер по улучшению инвестиционного климата. Далее кратко рассматриваются названные семь блоков.

1) Политические и общеэкономические факторы. Они обусловлены прежде всего страхом перед восстановлением в России тоталитарного режима или, по крайней мере, перед частичным возвратом советских порядков. Подобные опасения принимают конкретную форму, когда дело касается таких угроз, как запрет на вывоз валюты, деприватизация (пусть даже со ссылками на нарушения закона в прошлом при приватизации, поскольку ясно, что в большинстве случаев ссылки имеют демагогический характер. К этому блоку относятся и страхи, индуцируемые более поздними событиями, прежде всего дефолтом 1998 года – для многих потенциальных инвесторов он является самым ярким экономическим впечатлением последнего десятилетия, так что угроза нового обвала российской валюты представляется им возможной хотя бы по прецеденту.

Своего рода фоном, весьма существенным для формирования не слишком благоприятного имиджа страны на основе подобной информации, является непрозрачность процесса принятия экономических и политических решений в России.

Естественно, радикальный способ снять сомнения такого рода состоит в обеспечении существенного улучшения экономической ситуации. Однако в сложившихся условиях противопоставить этим сомнениям (основанным как на ретроспективных, так и текущих данных) можно только системно подобранные конкретные аргументы, квалифицированно интерпретирующие информацию о реальном положении дел в России в выгодном свете. База для такой работы имеется, поскольку на Западе достаточно распространено мнение о том, что политическая ситуация в современной России достаточно стабильна (устойчивое большинство в парламенте, центр в состоянии сдерживать противоречия с регионами в жестких границах и пр.) , имеется сильный и авторитетный в стране и за рубежом президент. Однако факт существования такого мнения почти не используется, не превращается в фактор, обеспечивающий удешевление кредитов и пророст инвестиционного потока. Эту задачу должны решать прежде всего посольства и торговые представительства, но похоже, что она перед ними даже не поставлена с должной четкостью.

2) Законодательство. Неопределенность правового поля, противоречивость и неясность конкретных законов, неполнота, незавершенность законодательства в целом – причина многих и разнообразных обстоятельств, препятствующих решениям об инвестировании в российскую экономику. Наши "агитаторы" за кредиты и инвестиции любят повторять, что российское законодательство меняется только в благоприятную сторону для бизнеса, для возможных инвесторов, так что законодательно определенные условия их работы в стране непрерывно улучшаются. Но фактор неопределенности, неизменно воспринимаемый как причина всевозможных, в том числе заранее неизвестных рисков, оказывается сильнее, чем доводы об улучшении ситуации.

Кроме того, используется весьма специфический аргумент в пользу промедления: если условия для инвестирования в России действительно улучшаются, то следует подождать, пока они станут вполне удовлетворительными: зачем идти на дополнительный риск, если с течением времени он уменьшается? И опять положительная обратная связь: такая позиция объективно сдерживает поток инвестиций и удорожает кредиты, а это негативно сказывается на темпах развития экономики, что не способствует повышению кредитного рейтинга и т.д. На самом деле законодательно определяемые условия деятельности бизнеса фактически не улучшаются: модификации имеющихся законов проводятся бессистемно, противоречия не только не устраняются, но, наоборот, увеличиваются в числе. Пожалуй, заметнее всего это проявляется на примере налогообложения.

Среди многих частных проблем, законодательно не отрегулированных, но весьма важных для инвесторов, наиболее часто встречаются связанные с приватизацией или при смене собственника. Среди них – право собственности на технологии, ответственность за произведенные в прошлом негативные воздействия на окружающую среду (влияние которых может проявиться спустя многие годы). Отсутствует четкая система регистрации прав нового собственника в случае иных потерь, происходящих по вине предшествующего собственника.

В дискуссиях по проблеме улучшения инвестиционного климата в России, во всевозможных опросах, анкетных обследованиях и пр. постоянно слышны жалобы на то, что недостаточно отрегулированы права инвесторов, связанные с защитой инвестиций и вывозом прибыли. При этом, как правило, опасения политических перемен маскируются под недовольство действующим законодательством, часто по незнанию. Недостатки законодательства здесь весьма невыгодно для нас дополняются пассивностью в разъяснительной работе. Что касается вывоза прибыли, этот вопрос всегда будет предметом разногласий государства и иностранных инвесторов из-за противоречий в интересах: первое хочет инвестиций без вывоза прибыли, вторые – вывоза прибыли без прямых инвестиций. Конкретные регулирующие решения могут быть найдены только с учетом многочисленных конъюнктурных факторов, однако среди них присутствуют и долгосрочные гарантии государства.

3) Налоговая система. Стимулирование инвестиций через налоговую систему может осуществляться в различных формах. Среди них – налоговый кредит, предусматривающий рассрочку уплаты налога на прибыль при инвестировании средства в развитие производства. Другая форма – прогрессивный налог на прибыль вместе с освобождением от налога (или его серьезным снижением) с той части прибыли, которая идет на инвестиции (здесь возможны варианты, например, снятие "прогрессивности" с этой части прибыли вместе с понижением ставки относительно ее начального уровня для "проедаемой" части прибыли). В США (а также других странах) широко практиковалась и используется до сих пор сверхускоренная амортизация (суперамортизация) не только оборудования, но также зданий и сооружений – целесообразность введения этой формы активно обсуждается в последнее время (она может сочетаться с другими формами).

4) Административные условия. По общему признанию, система государственного управления в России работает неудовлетворительно. "Известия" сообщали, что Г.Греф на заседании Правительства в июне 2008 года привел данные международных исследований эффективности работы государственных органов в 158 странах: Правительство РФ заняло 107 место; по качеству государственного регулирования Россия оказалась 158-й из 160 участников рейтинга. Дело не только в том, что для решения практически любого вопроса требуется рекордное количество согласований и разрешений, причем, даже если (в гипотетическом случае) полностью отсутствует коррупционное давление на заявителя, рассмотрение вопроса требует такого времени, что сообщения о прецедентах начисто отбивают у многих охоту к прямым инвестициям в Россию. Стандартная ситуация – распри между ведомствами, это всегда производит крайне негативное впечатление на "внешних" наблюдателей. Обычная причина распрей – противоречия между ведомственными интересами, обостряемые нечеткостью и неполнотой законодательства. Давление чиновничества по политическим мотивам – весьма распространенное явление, что же касается коррупции, то, возможно, она является самым сильным негативным фактором для большинства потенциальных внутренних инвесторов.

5) Коррупция и теневая экономика. Процветание взяточничества, давление криминала и отсутствие возможностей легально ему противостоять создают в России среду, при которой официальные данные об условиях экономической деятельности радикально отличаются от реальных. Поборы чиновников, рэкетиров, содержание "крыш" и пр. составляют суммы, во многих случаях того же порядка, что и официальные налоги. "Теневики" по теневым каналам нередко платят больше, чем пришлось бы платить официально, но, во-первых, от давления коррупции вовсе не освобождает самая строгая налоговая дисциплина в компании, и подчас именно это (а не уровень официальных налогов) заставляет предпринимателя оставаться "в тени", во-вторых, "выход из тени" может повлечь самые серьезные силовые действия со стороны тех, кто не собирается ее покидать. Криминальная среда вокруг бизнеса заставляет многие фирмы содержать такую охрану и службу безопасности, что затраты на них превосходят все мыслимые в цивилизованном бизнесе пределы. Однако следует отметить, что значимость коррупции и теневой экономики весьма различна для, во-первых, отечественных мелких и средних предпринимателей, во-вторых, крупного отечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных инвесторов. Для первых значение этого фактора во многих случаях – критическое, определяемые им дополнительные издержки оказываются непосильными. Для крупного бизнеса коррупция играет принципиально другую роль, а именно, она позволяет ему получать возможности недобросовестной конкуренции (в том числе и с иностранным бизнесом), совершать незаконные сделки и пр., то есть затраты на взятки вполне окупаются, что же касается криминала, то крупный бизнес вполне успешно ему противостоит. Как коррумпированным чиновникам, так и криминальным авторитетам иностранные инвесторы обычно внушают некий страх, с ними предпочитают не связываться, тем более что и среди отечественных предпринимателей дойных коров вполне достаточно. Однако "фон", создаваемый непрерывными разговорами о коррупции и криминальной стороне занятий бизнесом в России, крайне неблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны.

6) Судебная система. По общему признанию, судебная система в России работает неудовлетворительно. Суд может хотя бы частично сгладить негативные эффекты от несовершенства законодательства, плохой работы органов исполнительной власти, разгула криминалитета. Однако некомпетентность и продажность суда не только не ослабляют, но усиливают эти эффекты. Судебная реформа многие годы остается темой для дискуссий, однако действенных мер по улучшению ситуации не принимается. Это способствует росту коррупции в судах, усиливает у предпринимателей (и граждан) ощущение беззащитности, бесполезности обращений в суд. Пожалуй, среди всех факторов, обусловливающих неблагоприятный инвестиционный климат в России, дефекты судебной системы надо оценить как самый долговременный. В частности, без реализации радикальной судебной реформы невозможно победить коррупцию и теневые структуры, обеспечить нормальные условия работы для бизнеса со стороны исполнительной власти, да и совершенствование законодательства в немалой степени теряет смысл, если судебная система не в состоянии удовлетворительно разрешать споры относительно применения законов.

7) Банковская система. Через банковскую систему в России проходит примерно 4 % общих потоков инвестиционного капитала, в Центральной и Восточной Европе – уже 30 %. Можно без преувеличения сказать, что в России роль банковской системы в инвестиционном процессе пренебрежимо мала. Этот фактор особенно значим для мелкого и среднего бизнеса, представители которого очень часто не имеют никаких других способов финансировать инвестиции, кроме банковского кредита. Такое положение не изменится без осуществления банковской реформы, которая, подобно судебной и военной реформам, несмотря на многолетние дискуссии все еще не обрела достаточно четких, убедительных, принимаемых гражданским обществом очертаний.


Меры по улучшению инвестиционного климата в России


Макроэкономика. Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике.

Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

Необходимо скорейшее введение в действие части II Налогового кодекса, где предусмотрена реальная отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль. Налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли и учет возникающих разниц при конвертации из одной валюты в другую нуждаются в дальнейшей рационализации для снижения привлекательности увода доходов из-под налогообложения.

Верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации.

Необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%.

Должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер.

Для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано.

Требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам.

Важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством.

Улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:

- банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;

- создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;

- повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухучета, базирующейся на международных принципах;

Центральный банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор пока эти банки не осуществят выплаты по долгам; ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

Внешнеэкономическая и таможенная политика. Активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по связанной с этим коррекции законодательства. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО.

Упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов.

Ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ. В методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС.

Существенного совершенствования требует валютное регулирование. В этой части необходимы следующие меры:

- отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России;

- ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;

- упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений.

Защита прав собственности

1. Необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон <Об акционерных обществах>, исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров.

2. Законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров.

3. Необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы.

4. Стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов.

5. Срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий.

6. Ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания.

7. Уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

Свобода входа на рынок. Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса.

Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

Борьба с коррупцией. В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями.

Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

Основные направления этой работы в ближайшее время:

- сокращение числа лицензируемых видов деятельности;

- перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе;

- активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;

- анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств.

Следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

Бухгалтерский учет. Надо стремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов.

Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов.


Заключение


Проблема улучшения инвестиционного климата в России имеет ярко выраженный системный характер, трудно назвать область или аспект нашей политической, экономической, социальной жизни, который не имел бы существенного отношения к этой проблеме. Но системная проблема требует для своего эффективного решения системной разработки соответствующей программы, различные элементы которой должны быть четко скоординированы, а выполнение – строго контролироваться. Конечно, нередко полагаются на естественный ход событий (под которым обычно понимают действие стихийных рыночных сил) в надежде, что постепенно все само собой образуется. Такая "стратегия" вряд ли допустима для России, потери которой в экономической сфере стали фактором социальной неустойчивости и при дальнейшем нарастании могут привести к развалу государства.

Вот какие основные выводы и дополнительные замечания можно сделать по данной работе:

1. Улучшение инвестиционного климата и обеспечение шагов к экономическому процветанию – практически единая проблема, одно невозможно без другого. Внешние инвестиции направляются только в такую экономику, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к развитию, поэтому наивно ожидать притока внешних инвестиций как предварительного условия экономического роста.

2. Задача "поворота" образующегося в стране капитала от вывоза к инвестициям внутри страны должна рассматриваться как первоочередная, поскольку условия ее решения проще, чем любых иных аспектов проблемы улучшения инвестиционного климата. Следующий этап – возврат в страну преобладающей части вывезенного из нее капитала.

3. Ключевое значение для переориентации российского капитала на инвестирование в России имеет совместная работа государственной власти и бизнеса над этой проблемой. Фактически речь идет о согласовании интересов государства как представителя всего населения и интересов бизнеса. Эти интересы не противоположны, как представляется многим, даже в краткосрочном аспекте, в долгосрочном же они в настоящее время достаточно близки и потому согласуемы.

4. Совместная работа государственной власти и бизнеса должна обрести четкий регулярный характер. Своим предметом она должна иметь прежде всего налоговую, банковскую и судебную реформы, вложения в инфраструктуру и в человеческий капитал, а также и все остальные вопросы, существенные для проблемы инвестиционного климата в России.

5. Крупный бизнес, безусловно, осознает необходимость такой совместной работы. Проявленная в начале 2003 года инициатива "олигархов" по принятию обязательства "жить без коррупции" – проявление такого понимания (хотя и несколько неуклюжее). Хотя по качеству управления российскому бизнесу (даже крупному) еще довольно далеко до лучших западных компаний, он должен быть ближе, чем российская государственная власть, к пониманию обсуждаемой проблематики, хотя бы потому, что сосредоточил в своем менеджменте гораздо более квалифицированные и умелые кадры, чем сейчас имеются в органах исполнительной и представительной власти.

6. Инициатива по совместной деятельности бизнеса и государственной власти по решению проблем улучшения инвестиционного климата в России, по-видимому, должна исходить от бизнеса. РСПП формально мог бы выступить с этой инициативой, предложив свое понимание проблемы, постановку цели работы и схему ее организации.


Список использованной литературы


Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика. 2004, - 364 с.

Башкатова А. Инвесторы выводят деньги из России // Независимая газета, от 6 апреля 2010 г.

Иванова А.Р. Иностранный инвестор в России// Экономика и жизнь, от 13.03.09.

Каминский M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. 2008, - № 5.

Карманова Н.Ю. Инвестиционный климат России// Иностранный капитал в России. 2009, - №4.

Киреев А. П. "Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства", М.: Международные отношения, 2007 г.

Костенко К.Р. Россия на мировом рынке инвестиций// Экономист, 2008. - №5.

Кралин П.В. Инвестиционный климат России// Иностранный капитал в России. 2009. - №1.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. С англ. со 2-го изд. — М.: "ДелоЛТД", 2005.

Пожарова Д. Мировой экономический спад вынуждает Россию улучшить свой инвестиционный климат // Венчурная Россия, от 09.11.2009.

Рейтинговое агентство "Эксперт РА", http://www.raexpert.ru/.

Тодорова М. Негативные факторы инвестиционного климата в России // Российская газета, от 09.02.2010.

Рефетека ру refoteka@gmail.com