Содержание
Введение 2
Глава 1. Сущность и методы оценки инвестиционного климата регионов России 3
1.1 Понятие и сущность инвестиционного климата регионов России 3
1.2 Методики оценки инвестиционного климата 5
1.3 Проблемы адекватной оценки инвестиционного климата региона 9
Глава 2. Рисковый подход к оценке инвестиционного климата и направления региональной инвестиционной политики 11
2.1 Рисковый подход к оценке инвестиционного климата региона 11
2.2 Важнейшие различия российских регионов 18
2.3 Основные направления региональной инвестиционной политики 19
Заключение 21
Список литературы 23
Введение
Современный этап экономического развития страны характеризуется быстрорастущим комплексом региональных проблем.
На сегодняшний момент, характерной чертой состояния российской экономики является региональная несбалансированность объемов инвестиционных вложений. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и важной, так как многообразие и высокая степень неоднородности экономического состояния, сложившегося в регионах Российской Федерации, свидетельствует о различии уровней инвестиционной активности в них.
Объектом исследования является инвестиционный климат российской экономики, а также связанные с ним отдельные экономические процессы и категории.
Предметом исследования выступают экономические отношения между субъектами инвестиционной деятельности в процессе формирования инвестиционного климата в системе экономического развития России.
Основная цель работы – изучение и анализ инвестиционного климата в системе экономического развития, выявление его особенностей, методов оценки, направлений развития и форм обеспечения в современной отечественной экономике. Для достижения намеченных целей сформулированы следующие задачи:
-Изучение сущности инвестиционного климата регионов России;
-Исследование методик оценки инвестиционного климата;
-Анализ проблем адекватной оценки инвестиционного климата региона;
-Исследование рискового подхода к оценке инвестиционного климата региона;
-Анализ важнейших различий российских регионов;
-Исследование основных направлений региональной инвестиционной политики.
Глава 1. Сущность и методы оценки инвестиционного климата регионов России
1.1 Понятие и сущность инвестиционного климата регионов России
Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория - инвестиционный климат. Известно, что инвестиции понимаются как долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, дающие экономическую отдачу, как правило, через значительный срок после вложения. Существуют различные виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственных финансовых источников; иностранные, вкладываемые зарубежными предпринимателями, банками, компаниями; частные, образуемые из средств частных корпоративных предприятия и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства.
Производственные инвестиции направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, интеллектуальные инвестиции - на создание интеллектуального, духовного продукта.
Прямые инвестиции - это средства, вкладываемые непосредственно в производство и сбыт определенного вида продукции либо обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций.
Инвестиции финансовые (портфельные) - это инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Нефинансовые инвестиции имеют, как правило, форму вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в проект, предприятие, дело.
«В большом числе регионов России за последние годы все больше получают распространение иностранные инвестиции в различных формах: прямые, портфельные и прочие.1»
Наибольшее значение имеют прямые инвестиции в основной капитал, которые связаны с поставками в основном машин и оборудования, в чем более всего нуждаются регионы. Портфельные инвестиции в основном вкладываются в уставный капитал - это разные виды ценных бумаг и проч.
Наряду с ними в составе прочих инвестиций имеются вложения в оборотный капитал, который быстро дает отдачу от вложенных средств. Для анализа условий, способствующих привлечению инвестиций, целесообразно применять категорию инвестиционный климат или инвестиционная привлекательность региона.
«Конкурентоспособность региона находится в прямой зависимости от возможности привлечения отечественных и иностранных инвесторов для осуществления программ размещения и территориальной организации производительных сил, от степени благоприятности инвестиционного климата.2»
«Инвестиционный климат региона - обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему.3»
Однако исходя из этого определения к социально-экономическим условиям следует добавить политические, организационные и правовые предпосылки, также предопределяющие привлекательность и целесообразность инвестирования в тот или иной элемент региональной экономической структуры.
Таким образом, в отечественной экономической науке методология исследования инвестиционного процесса как одного из способов развития конкурентоспособности региона относится к числу сложных, ибо ее основу составляет многовариантная, многокритериальная оценка целого ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных.
1.2 Методики оценки инвестиционного климата
Несмотря на кажущуюся ясность определения понятийной сущности инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности региона, в методиках их оценки мнения ученых существенно расходятся.
В современной отечественной экономической науке выделяются три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционной привлекательности региона.
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как:
-динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;
-характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления;
-состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
-ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
«Рассматриваемый подход является упрощенным. Но он может привлечь экономистов своей простотой и относительной доступностью получения стратегических показателей, тем более что, по существу, этот метод универсален и его можно использовать для исследования инвестиционного климата любого из 89 регионов России.4»
Также следует отметить то, что суженный подход к оценке инвестиционного климата региона не позволяет получить объективную информацию о действительном состоянии развития региональных экономических систем. Кроме того, на наш взгляд, такой подход не лишен субъективизма, который в известной степени искажает фактическую картину инвестиционного климата региона, способствует проявлению негативных тенденций регионального сепаратизма.
Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся:
-характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры);
-общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы);
-зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция, и её влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность меж хозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);
- политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений);
-социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, жилишно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов);
-организационно-правовые (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей);
-финансовые факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества).
Обобщающим показателем инвестиционного климата при факторном подходе выступает сумма множества средневзвешенных оценок по группам факторов.
«Сводный показатель оценки инвестиционного климата не может служить единственным критерием привлекательности той или иной хозяйственной системы для вложения инвестиций. Он обычно дополняется информацией о развитости различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата.5»
К достоинствам факторного подхода оценки инвестиционного климата (привлекательности) региона, относятся возможность широкого использования статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; возможность обеспечения максимально эффективного использования всех источников инвестиций; связь инвестиционного климата региона с условиями деятельности инвестора.
Оценка инвестиционной привлекательности региона — процесс сложный, многокритериальный, требующий, как правило, экспертных разработок. Это дает основание утверждать, что упрошенные, хотя и наглядные, методики, приводимые в литературе, с использованием одного - двух факторов не могут дать объективной картины, на которую рассчитывает исследователь.
Таким образом, третий подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке риска инвестиций. При этом в качестве элементов, формирующих инвестиционный климат региона, анализируются два направления оценки инвестиционных рисков: либо со стороны инвестиционного потенциала, либо со стороны социально-экономического потенциала. Первое направление реализовано специалистами журнала «Эксперт». Этот подход рассчитан в первую очередь на стратегического инвестора. Инвестиционный потенциал региона при этом оценивается на основе таких макроэкономических показателей, как:
-наличие факторов производства, в том числе трудовых;
-уровень потребительского спроса;
-результаты хозяйственной деятельности населения в регионе;
-уровень развития науки и внедрения ее достижений в производство;
-развитость ведущих институтов рыночной экономики;
-обеспеченность региона технической и социальной инфраструктурой.
Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. При этом в числе рисков учитываются все его разновидности: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный.
В основе второго направления лежит оценка уровня инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом. Этот подход помимо прочих показателей учитывает человеческий потенциал, материальную базу развития, социально-политическую обстановку, факторы политического риска, состояние экономики и уровень управления ею.
1.3 Проблемы адекватной оценки инвестиционного климата региона
Оценка инвестиционной привлекательности региона - процесс сложный, многокритериальный, требующий, как правило, экспертных разработок. Это дает основание утверждать, что упрощённые, хотя и наглядные, методики, приводимые в литературе, с использованием одного - двух факторов не могут дать объективной картины, на которую рассчитывает исследователь.
При оценке инвестиционного климата региона часто не учитывается ряд важных методологических положений, выработанных современной экономической наукой.
Инвестиционный климат страны и регионов рассматривается, как правило, с позиции абстрактного стратегического инвестора, стремящегося к ускоренному, максимальному, беспрепятственному получению прибыли, в то время как для разных инвесторов необходима своя оценка инвестиционного климата.
Получатель инвестиций и инвестор преследуют, как правило, неодинаковые цели. Первый стремится решить комплекс социально-экономических задач при минимуме привлекаемых средств, второй — извлечь максимум прибыли и закрепиться на
рынках, в экономических системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов участников инвестиционного процесса.
Существует объективная потребность сопряжения инвестиций с инновационными факторами развития. Особенно актуально это при привлечении инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства (венчурном инвестировании).
Инвестиции должны быть увязаны с развитием человеческого капитала, ростом квалификации работников во всех сферах жизнедеятельности, что нужно учитывать при создании соответствующего инвестиционного климата страны или ее региона.
Необходима комплексная оценка эффективности использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного климата.
Факторный подход к оценке инвестиционного климата в наибольшей степени соответствует большинству этих требований. К его преимуществам можно отнести: учет взаимодействия многих факторов, использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок, дифференцированный подход к различным уровням экономики при определении их инвестиционной привлекательности.
Также следует отметить, что в России достаточно высокая мобильность инвестиционных процессов, т.е. невозможно в течение длительного времени выявить стабильность инвестиций в одни и те же регионы, что объясняется, видимо, крайней несбалансированностью регионов по риску. В каждом регионе, который становится лидером инвестиционных региональных процессов, выявляется множество собственных проблем.
Инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат) региона - явление динамичное. Наиболее приемлемым является подход к этому явлению на базе рисков регионов.
Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес прежде всего для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса.
Таким образом, следующий параграф курсовой работы будет посвящён рисковый подход к оценке инвестиционного климата региона.
Глава 2. Рисковый подход к оценке инвестиционного климата и направления региональной инвестиционной политики
2.1 Рисковый подход к оценке инвестиционного климата региона
Необходимо отметить, что проблема изыскания возможности учета и количественной оценки влияния российского вектора региональных инвестиционных рисков на эффективность решений по инвестированию остается по-прежнему актуальной. Рисковой подход к оценку инвестиционного климата, представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Перечень факторов, влияющих на инвестиционный климат
№ п/п |
Факторы | Показатели |
1 | 2 | 3 |
1 | Экономические |
-Развитость рыночной инфраструктуры -Инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность -Развитость конкурентной среды предпринимательства -Емкость рынка -Интенсивность межхозяйственных связей -Экспортные отношения -Присутствие иностранного капитала -Доступность экономической информации и т.д. |
2 | Политические |
-Степень доверия населения к власти -Взаимоотношения федерального центра и властей региона -Отношение власти к отечественным и иностранным инвесторам -Общеполитическая стабильность и т.д. |
3 | Социальные |
-Уровень жизни населения -Жилищно-бытовые условия -Влияние миграции на инвестиционный процесс -Степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс -Уровень социальной стабильности и т.д. |
4 | Финансовые |
-Доступность финансовых ресурсов из региональных и федеральных бюджетов -Уровень развития финансово-кредитных институтов -Доступность кредита в иностранной валюте -Уровень инфляции и т.д. |
5 | Правовые |
-Соблюдение законодательства властными органами -Уровень оперативности при регистрации предприятий -Доступность информации -Эффективность деятельности правоохранительных органов -Законодательство, регулирующее условия перемещения товаров, капитала и рабочей силы -Деловые качества и этика местных предпринимателей и т.д. |
6 |
Ресурсно- сырьевые |
-Обеспеченность региона биоклиматическими, природными, энергетическими ресурсами -Развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры -Правовое регулирование и т.д. |
7 | Трудовые |
-Общее количество занятых и безработных -Трудовая этика населения -Количество и средний возраст трудоспособного населения -Доля работников с высшим образованием -Уровень профессиональной подготовки и пр. |
8 | Экологические |
-Экологическая безопасность -Степень экологизации экономических отношений -Экологическое состояние -Правовое регулирование экологической сферы -Отношение населения к экологии и т.д. |
9 | Криминальные |
-Уровень преступности -Криминальная история -Политика властей по отношению к криминальным структурам -Распространенность алкоголизма и наркомании и т.д. |
Под инвестиционным риском мы подразумеваем вероятность потери или прироста инвестируемого капитала, увеличения или недополучения предполагаемого дохода от реализации инвестиционного проекта.
Авторы рисковой методологии исследования инвестиционного климата региона предлагают два ее варианта.
Вариант первый разработан группой специалистов (под руководством И. Тихомировой) по заказу Союза инновационных предприятий и федерального фонда поддержки малого предпринимательств.
Основу концепции составляет оценка уровня инвестиционных рисков с позиции развития региональной общественной системы в целом. Естественно, что авторы данного варианта учитывали факторы, характеризующие материальную базу региона, но главный акцент они сделали на социально-политической обстановке в регионе, на человеческом потенциале.
В связи с этим считаем необходимым отметить, что рассматриваемый вариант оценки региональных инвестиционных рисков, конечно, представляет определенную научную ценность, но, на наш взгляд, не может иметь большого практического значения. Признавая и нисколько не принижая роли социально-экономических факторов, мы полагаем, что основополагающим фактором в оценке региональных инвестиционных рисков является экономический.
Вариант второй предложен О. Мачульской, Г. Марченко и др., которые с учетом отечественного и зарубежного опыта разработали методику составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов и региональных инвестиционных рисков.
Достоинство данной методики состоит в том, что оценка инвестиционной привлекательности региона и регионального инвестиционного риска осуществляется индивидуально для каждого из 89 регионов России.
Инвестиционный климат региона в целом представлен как комплексная система, состоящая из двух подсистем - инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Методом агрегирования факторы объединены в несколько групп, каждая из которых характеризует тот или иной инвестиционный потенциал региона: ресурсный, производственный, потребительский, инфраструктурный, трудовой, инновационный, институциональный, финансовый.
Применительно к региону выделяют следующие виды рисков:
-политический, зависящий от непредсказуемых последствий проводимой региональными лидерами и их окружением политики, от политической поляризации населения региона, возникновения конфликтных ситуаций с ведением военных действий;
-экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;
-социальный, характеризующий уровень социальной напряженности в регионе;
-криминальный, определяемый динамикой и структурой преступности в регионе, и прежде всего преступности в сфере экономики;
-экологический, рассчитываемый по уровню экологической безопасности региона;
-финансовый, отражающий напряженность (дефицитность) регионального бюджета, совокупные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов региона;
-законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории региона (местные налоги, льготы, ограничения).
Вместе с тем рейтинги составляющих инвестиционного риска в разных регионах существенно различаются.
Региональные инвестиционные риски корреспондируются со взаимоотношениями, которые устанавливаются между регионом и федеральным Центром.
Поэтому наиболее явно просматриваются такие причины региональных инвестиционных рисков:
-бюджетные взаимодействия «регион - Федерация»; изменение федерального (особенно налогового) законодательства, что может существенно изменить инвестиционную привлекательность того или иного региона и усилить инвестиционные риски; динамика инфляции в стране;
-изменение валютного законодательства и валютного курса и пр. Кроме того, инвестиционные риски региона связаны с изменением рыночной ситуации как внутри региона, так и на межрегиональном уровне.
Не меньшее значение в формировании региональных инвестиционных рисков имеет технический уровень производства региона в целом и отрасли, претендующей на приток инвестиций.
Инвестиционный риск должен непременно рассчитываться по регионам. Однако такие расчеты пока производятся весьма выборочно и не стали обычной практикой управления конкурентоспособностью региона.
Возможным методом исчисления инвестиционного риска региона является определение возможных изменений диапазона ключевых показателей хозяйствования региона при осуществлении инвестиций. Из множества существующих методов расчета рисков инвестиций наиболее приемлемы для региона, метод достоверных эквивалентов и метод анализа чувствительности критериев эффективности инвестиций.
Метод основных эквивалентов представляет собой корректировку ожидаемого потока инвестиций путем введения понижающих коэффициентов для каждого периода инвестирования.
В результате ожидаемые инвестиции приводятся к величине инвестиций, которые практически не вызывают рисковых опасений. Этот метод ориентирован на такие инвестиции, которые не предполагают наращивание величины риска.
Данный метод достаточно прост в расчете. Однако необходимо исчислять коэффициенты достоверности по каждому виду инвестиций и по каждому периоду их осуществления, что достаточно трудно. Кроме того, этот метод может оценить риск только в целом, не позволяя определить риск инвестиций в регионе по ключевым позициям.
Метод анализа чувствительности критериев эффективности инвестиций позволяет выявить влияние отдельных параметров на эффективность инвестиций, возникновение риска инвестиций, показывает направления дальнейшего определения риска инвестиций в регионе, что особенно важно при уяснении сильной чувствительности показателя эффективности инвестиций к какому-то определенному показателю этих инвестиций.
Суть рассматриваемого метода определения риска инвестиций в регионе заключается в том, что в виде математического уравнения или неравенства задается взаимосвязь между исходными данными и результатом определенного вида инвестиций.
Затем определяются наиболее вероятностные значения исходных показателей инвестиций и возможные диапазоны их изменений. Наконец, проводится изменение значении исходных показателей инвестиции в регионе и исследуется их воздействие на результат инвестирования.
Однако данный метод довольно жестко детерминирован, не позволяет получить вероятностные оценки возможных отклонений при исследовании результирующих показателей, предполагает абстрагирование от всех показателей эффективности инвестиций, кроме одного, который изменяется самим исследователем. Иначе говоря, и этот метод достаточно далек от реальной оценки рисков инвестиций региона, хотя и обеспечивает многофакторное изучение этих рисков.
Нередко при оценке рисков инвестиций региона применяется метол сценариев, позволяющий достаточно наглядно определить результаты инвестиций при определенных условиях, складывающихся в данный период в региональном хозяйствовании.
Этот метод позволяет обеспечить управление региона информацией о возможных отклонениях при осуществлении инвестиций, об изменениях критериев привлечения инвестиций в регион. Думается, что названные два метода в совокупности с методом сценариев могут помочь установить уровень риска поступивших инвестиций в регион.
При определении рисков инвестиций особо важно выявлять риски инвестора и риски региона. Применительно к конкурентоспособности более значимы риски самого региона в связи с привлечением инвестиций. В регионе возможно управление рисками инвестиций, но это управление ограничено и определяется достоверностью расчетов самих рисков.
Управление каждым видом рисков инвестиций может происходить с использованием его собственных способов.
В настоящее время начинает внедряться кэптивное (подконтрольное) страхование: кэптивная страховая компания находится в полной собственности компании-учредителя и обеспечивает зашиту ее интересов.
В финансовом отношении такие компании независимы - они получают от своих учредителей внутренние займы. Крупные российские корпорации уже имеют такие страховые компании, однако в регионах их пока нет.
Развитие кэптивного страхования - весьма действенный способ управления инвестиционными рисками региона, хотя создание подобных компаний в регионе требует определенной перестройки финансовых потоков региона.
Выполняя перестраховочную деятельность, предлагаемые компании смогут обеспечить управление инвестиционными рисками региона. При этом особое значение будут иметь рейтинг региона, его устойчивость, потенциальные возможности. Развитие же филиалов таких компаний в регионе позволит создать привлекательный инвестиционный климат не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов. Если иностранный капитал вовлекается в хозяйственную деятельность региона, то и страховые компании этой страны оказываются заинтересованными в работе данного региона, могут страховать инвестиционные риски региона.
Для иностранных инвесторов положительными являются следующие позиции отечественного хозяйствования: большие масштабы рынка в России, слабая освоенность этого рынка, неограниченные сырьевые возможности страны, возможность получить большую прибыльна инвестиции. Однако социально-политическая нестабильность страны и регионов, слабая степень страхования инвестиций, коррумпированность управления, неразвитость инфраструктуры снижают привлекательность регионов России для инвестиций.
2.2 Важнейшие различия российских регионов
Существенные различия в уровнях развития российских регионов обусловлены прежде всего объективными природно-климатическими факторами. Эффективность их использования тем не менее зависит от хозяйственной деятельности: при неразумном использовании и увеличении степени загрязнения окружающей среды отходами производства все больше оказывается негативное влияние на экономику регионов.
«Региональные различия развития регионов вызываются в основном субъективными факторами качества деятельности самих хозяйствующих субъектов при использовании имеющихся в регионах рабочей силы, основного и оборотного капиталов, а также других ресурсов.6»
Не менее важны факторы координации и кооперации для взаимодействия регионов в едином хозяйственном комплексе страны, ко торый в значительной степени пострадал при рыночных преобразованиях в России.
На базе статистической информации выявлены важнейшие различия российских регионов.
Прежде всего, выявлены регионы, уровень развития которых в начале 21 века высокий и превышает среднероссийский уровень; таких регионов в России практически всего 10: Тюменская обл., Чукотский Автономный Округ, Республика Саха, Сахалинская обл., Республика Коми, Красноярский край, Магаданская, Пермская, Самарская и Мурманская области.
Во всех остальных регионах уровень их развития ниже среднероссийского, особенно в 8 депрессивных регионах (Эвенкийский АО, Усть-Ордынский и Бурятский АО, Приморский край. Республика Ингушетия, Камчатская обл.. Республика Калмыкия, Курская и Кировская обл.).
Этим регионам нужно уделить первостепенное внимание в региональной политике на современном этапе, ибо от их успешного развития зависят общее развитие всей страны, максимальное сокращение дотаций из федерального бюджета и повышение жизненного уровня населения, ликвидация нищеты и максимальное сокращение числа семей, не имеющих минимального прожиточного минимума.
Наиболее динамично развивающиеся за последние годы 33 региона, которые в ближайшее время смогут превзойти среднероссийский уровень (который должен также повышаться). Причем выявлены 20 регионов, которые показывают устойчивую положительную динамику инвестиций в основной капитал и в которых преобладают промышленные предприятия; последние, однако, еще не стали фактором регионапьного инвестиционного потенциала для экономического роста региона.
Выявлены 10 российских регионов со значимым объемом прямых иностранных инвестиций, среди них выделяются Москва и Московская обл., а также Сахалинская обл. В семи остальных регионах уровень таких инвестиций невысок и практически не имеет существенного значения для развития регионов, ибо важнейшими источниками для воспроизводства основного капитала служат внутренние средства регионов.
2.3 Основные направления региональной инвестиционной политики
Основным направлением региональной экономической политики должно стать выявление и приоритетное инвестирование экономики регионов - «полюсов роста».
Однако интересы региональных властей и внешних инвесторов часто не совпадают - упрощенно можно сказать, что власти заинтересованы в привлечении как можно большего объема внешних, прежде всего иностранных, инвестиций, а инвесторы - в том, насколько весомым может быть вложение средств (емкость или потенциал инвестирования) и насколько оно рискованно (риск инвестирования).
Исследование в Института Экономики Российской Академии Наук (ИЭ РАН) позволило сформулировать ряд предложений по совершенствованию региональной политики России:
-выработать цели генеральной схемы развития страны;
-определить следующие важнейшие векторы региональной поли тики Центра:
-добиваться выравнивания уровня и качества жизни населения регионов, особенно тех регионов, в которых среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного уровня;
-разработать и реализовать антикризисные меры для тех регионов, в которых продолжается спад производства и снижается объем инвестиций в основной капитал;
-активизировать поддержку регионов, в которых формируется потенциал инвестиционного роста;
-повысить роль политики региональных властей для развития благоприятных условии предпринимательству;
-особое внимание предстоит уделить регионам, выпускающим конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков.
Заключение
В заключении следует отметить, что инвестиционный климат региона подразделяется на две составляющие: инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность.
Инвестиционную привлекательность региона мы понимаем как систему социально-экономических отношений, создающих предпосылки устойчивого перелива капитала в определенный регион. Причем эти социально-экономические отношения должны конкретизироваться как политические, организационные, правовые, чисто экономические, предопределяющие стремление отечественного и иностранного капитала в хозяйственную сферу определенного региона.
Инвестиционная привлекательность формируется на основе позитивного инвестиционного климата этого региона.
Оценка инвестиционного климата региона может быть суженной и расширенной. Суженная оценка является достаточно упрошенной, оценивающей динамику ВРП, развитие инвестиционного регионального рынка. Базовым показателем этой оценки является рентабельность производства как отношение прибыли, получаемой в регионе, к обшей сумме используемых активов. Расширенная оценка инвестиционного климата региона представляет собой факторный анализ этого климата, при котором учитываются экономический потенциал региона, зрелость рыночной среды в регионе, степень доверия населения к региональной власти и т.д.
Инвестиционная привлекательность региона является интегральной характеристикой общего состояния региона, и в зависимости от этой привлекательности формируются многие тенденции развития регионального хозяйства.
Наибольшее значение имеет рисковая оценка инвестиционной привлекательности региона, поскольку именно она интегрирует первый и второй подходы оценки инвестиционной привлекательности региона. Используются разнообразные методы расчета таких рисков: метод достоверных эквивалентов, анализ чувствительности критериев эффективности инвестиций, метод сценариев и др.
Привлечением инвестиций в регион необходимо управлять. Одним из эффективных способов является кэптивное страхование, пока не применяемое в регионах.
Также следует отметить, что в условиях формирования рыночной экономики в Российской Федерации, остро встала проблема оценки региональных рейтингов инвестиционного климата или так называемое ранжирование регионов по их инвестиционной привлекательности. Отечественные ученые не пришли к единству в оценке инвестиционной привлекательности регионов. Методика оценки для страны и региона должна быть единой и соответствовать принципам международных стандартов оценки инвестиционного климата.
Список литературы
Андреев А.В., Плучевская Э.В., Борисова Л.М. и др. Основы региональной экономики. – М.: КноРус., 2009. – 336 с.
Дергачев В.А. Регионоведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 463 с.
Дорошенко И.В. Региональная экономика и размещение производительных сил. Благовест, 2006. – 152 с.
Игнатов В.Г. Регионоведение: экономика и управление. – М.: Март, 2004. – 528 с.
Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 584 с.
Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. Региональная экономика и управление. – Спб.: ПитерЮг, - 2008. – 288 с.
Национальная экономика. Под ред. П.В. Савченко. - М. : ЭКОНОМИСТЪ, 2005. - 813 с.
Региональная экономика. Под ред. В.И. Видяпина и M.B. Степанова. - М: ИНФРА-М, 2007.-666 с.
Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
Юсупов К.Н., Таймасов А.Р., Янгиров А.В. и др., Региональная экономика. – М.: КноРус, 2008. – 232 с.
1 Национальная экономика. Под ред. П.В. Савченко. - М. : ЭКОНОМИСТЪ, 2005. - 223 с.
2 Региональная экономика. Под ред. В.И. Видяпина и M.B. Степанова. - М: ИНФРА-М, 2007.- 134 с.
3 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 343 с.
4 Региональная экономика. Под ред. В.И. Видяпина и M.B. Степанова. - М: ИНФРА-М, 2007.- 136 с.
5 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 344 с.
6 Национальная экономика. Под ред. П.В. Савченко. - М. : ЭКОНОМИСТЪ, 2005. - 223 с.