Содержание
Введение
Реферативная часть
Проектная часть
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) ставит на 2 ступени перед педагогом определенную цель: накопление элементарных представлений о художественном мире человека, языках искусства, способах художественного оформления быта на примере древнегреческого искусства. Изучение древнегреческого искусства и есть общекультурный компонент.
Декоративно-прикладное искусство один из интереснейших аспектов изобразительного искусства, в процессе познания которого, происходит приобщение к прекрасному.
Один из видов ДПИ - аппликация, которая - является эффективным средством художественно- эстетического воспитания школьников, обладает занимательным воспитательным потенциалом в силу своей художественной ценности, и, конечно же, развитием творческих способностей. Исходя из данной проблемы, ясно прослеживается актуальность с позиции федерального, социального и регионального заказа в сфере дополнительного образования.
Задача педагога дополнительного образования - помочь школе в решении этих проблем путем разностороннего развития ребенка.
В связи с этим проблема творчества, в целом, и развитие воображения учащиеся школ дополнительного образования в частности, остается одним из важнейших проблем в современной науке.
Творчество - высшая форма психической активности, самостоятельности. Способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, хозяйственной. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение открытие чего-то нового.
В этой проектировочной работе я охватываю большой аспект изучения - это историческая часть (вазопись Древней Греции), композиция, рисунок, технология коллажа. Техники рисования: постелью, гелиевыми ручками. А также владение техникой вырезания ножницами и резаком.
Занятия по аппликации и декоративному рисованию разработаны для учащихся 7 класса.
Предложенный план занятий рассчитан на один год на материале античного искусства и мифологии.
Весь год учащиеся занимаются аппликацией и декоративным рисованием на материале Древнегреческого искусства и мифологии.
Тема: Приобщение учащихся 7 класса (10-12 лет) ДХШ к художественной культуре Древней Греции через занятия аппликацией и декоративным рисованием.
Проблема: Развитие творческой активности школьника через знакомство с искусством аппликации и декоративным рисованием и приобщение к художественной культуре древней Греции.
Решение этой проблемы является ЦЕЛЬЮ.
Объект: Художественно прикладная деятельность школьников на уроках композиции.
Задачи:
Воспитание чувства прекрасного.
Пробуждение интереса и любви к искусству.
Овладение учащимися знаниями и умениями художественной деятельностью.
Развитие чувства композиции, равновесия форм на изобразительной плоскости.
Усвоение приемов, создание гармоничных цветосочетаний.
6. Развить воображение и фантазию
7. Создать различные формы, образы, сюжетные композиции
8. Знакомиться со свойствами бумаги
Испокон веков аппликация в самых разнообразных формах, материалах и вариантах широко использовалось в декоративном - прикладном и народном искусстве.
В разработке цикла занятий предусматривается знакомство с техникой аппликации в процессе творческой деятельности. Изучение тем ведется в течение года. Для поддержания устойчивого интереса детей к изучению темы, освоению искусствоведческого материала занятия ведутся не только в творческой, но и в практической форме (рисование, декоративные композиции, аппликация).
На самом событии, на ясной кристаллической законченности Создание аппликации – это творческий и учебный процесс. Наряду с рисунком аппликация помогает развивать творческие способности школьника, формирует умение последовательно передавать форму и цвет предметов, ритм и симметрию. Занимаясь аппликацией, дети усваивают взаимосвязь целого и частного, развивают глазомер, учатся композиционному построению листа. При всей простоте изобразительных средств в аппликации можно достичь высокой художественной выразительности.
В процессе выполнения аппликации школьники упражняются в сравнении оттенков цветов, ищут их гармоничные выразительные сочетания. При этом у школьников повышается способность к зрительному анализу окружающей действительности; постепенно они начинают постигать законы красоты, видеть и находить прекрасное в окружающей действительности.
Очень важно, что при выполнении аппликации учащиеся испытывают чувства радости и эстетичного удовлетворения. Эти занятия способствуют развитию познавательной деятельности детей, обостряя их сенсомоторные способности, развивают творческую инициативу и воображение. Имеет значение и то, что занятия аппликацией помогают формированию у детей трудовых навыков, положительно сказываются на поведении школьников, содействуют проявлению и формированию важных черт характера: аккуратности, терпения, настойчивости.
Предложенная система занятий объединяет в себе две основные темы:
“История и художественные особенности древнегреческой керамики”
“Образы древнегреческой мифологии”.
В разработке цикла занятий предусматривается знакомство с техникой аппликации в процессе творческой деятельности. Изучение тем ведется в течение года. Для поддержания устойчивого интереса детей к изучению темы освоение искусствоведческого материала ведется не только в творческой, но и в практической форме (рисование, декоративные композиции, аппликация).
Реферативная часть
Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) ставит на 2 ступени педагогам определенную цель: накопление элементарных представлений о художественном мире человека, языках искусства, способах художественного оформления быта на примере древнегреческого искусства. Изучение древнегреческого искусства и есть общекультурный компонент.
Декоративно-прикладное искусство один из интереснейших аспектов изобразительного искусства, в процессе познания которого происходит приобщение к прекрасному.
Задачи приобщения детей к древнегреческой культуре, декоративно-прикладному искусству нашли свое отражение и в работе с детьми школьного возраста (10-12 лет) .
В практике учащиеся знакомятся поверхностно с историей Древней Греции. Но как мало знают дети о древнегреческой вазописи ее мифологии, мифах, которая является неотъемлемо частью общей культуры.
Художественное наследие античной культуры вызывает к себе почтение тем, что впервые поставило те этико-эстетические проблемы, которые на протяжении веков привлекают внимание величайших мастеров. Большое значение имеет эстетическое совершенство решения задачи, художественная сила и могучая жизненная емкость.
Когда смотришь на форму и стиль изображения старинных ваз можно определить не только уклад жизни древних греков, но и их поведение в определенных ситуациях, узнать образы, которым они поклонялись и, конечно, отраженные на вазах мифы Древней Греции.
Особый художественный интерес представляют глиняные сосуды культового характера. Эти вазы особенно богато орнаментировались. В них вводились – на зрелом этапе стиля – сложные сюжетные схематизированные композиции. Именно геометризированный условный стиль узоров. Не случайно именно в последней четверти VI в.в. до н.э. наряду с чернофигурной вазописью возникает краснофигурная вазопись. Краснофигурная вазопись, при которой черным становится фон, а силуэт фигуры сохраняет красноватый тон обожженной глины. Суть дела состояла не только в том, что красноватый фон глины легче ассоциировался вазы, и дал общее названии “геометрический стиль” художественными ремёслами, прикладному искусству и изобразительному искусству этой эпохи.
Ценность геометрического стиля состоит в эстетически совершенном решении задачи собственно декоративного порядка. “Геометрический стиль – это победа в одной области эстетических возможностей человека, купленная ценой временной утраты достижения в другой области” .
Расписная керамика эпохи архаики: благородное изящество форм сосудов, блистательное мастерство росписей. Так называемая черно-фигурная техника, достигшая своего расцвета в течение первой половины VI в. до н.э.. Оно представляет собой одну из абсолютных вершин в истории мирового прикладного и изобразительного искусства.
Архаическая керамика не сразу пришла к своему расцвету. Между шедеврами зрелого геометрического стиля, особенно ярко представленного керамикой из Дипилонского некрополя в Афинах, и блистательным расцветом собственно чернофигурной вазописи лежал вековой переходный период. Все же следует признать, что в дальнейшем такие сложные многоярусные росписи исчезают. Мастера того времени, видимо, полагали, что относительно небольшой масштаб сосуда требовал более легко обозримого изображения. Характерный для поздней архаики и классики принцип, состоящий в том, что прекрасным является произведение искусства, которое изображает явление в его законченности, в его исчерпываемой обозримости.
Глаз зрителя концентрируется его изображения. Искусство времени, связанное с именами Эксекия, Никосфена, Андокида, является вершиной расцвета чернофигурного стиля.
Греческая керамика в эпоху ранней и зрелой классики переживала период яркого расцвета. Новый этап в ее эволюции в основном принес новые эстетические ценности в области вазовой росписи. Краснофигурная роспись в высокой степени соответствовала эстетическим запросам стиля, сочетавшего монументальную обоснованность композиции со свободным выявлением живой пластики человеческой фигуры.
Краснофигурная вазопись обычно очень строго соблюдает двухтонавость черно-красного изображения. Она возвышенно монументальна и, так сказать, героичная. Но сдержанная выразительность, обобщенная пластичность краснофигурной техники требовали некоего дополнения, обеспечивающего всю полноту воплощения эстетических идеалов времени в вазовой росписи.
Интерес к более живописным, более лирически утонченным решениям вызывает в жизни особую технику так называемой белофонной вазописи. По белому, иногда чуть тонированному фону вазописцы наносили силуэты изображения, прибегая затем к черно-бурой, светло-зеленой, серо-голубой, розово-алой и желтой краскам. Обычно в одном изображении сочеталась не вся палитра, которой располагал вазописец, а с изящной скупостью применялись лишь два или три тона. Легкие светящиеся краски создавали удивительно сдержанный живописный эффект.
В созданной Сосием около 500г. до н.э. росписи “Ахиал, перевязывающий рану Патрокла”, продолжают развиваться распространенные в последней четверти VI в. до н.э. композиционные приемы. С той существенной разницей, что в фигуре раненного воина Сосий отказывается от дальнейшего применения традиционной схемы изображения (нога – в профиль, грудь – анфас) и решительно обращается к объемно-ракурсному изображению человеческого тела. Вместе с тем он сохраняет любовь к изысканию дробному заполнению силуэта. Правда, мастер преследует не только декоративные цели, передавая с изумительной точностью чешуйчатую броню воинов и изящный декор их шлемов. Очень скупо он стремится показать ту реальную среду, в данном случае небольшой холмик земли, на котором расположены оба персонажа группы, не ограничиваясь при этом той плоскостью-постаментом, к которой прибегали предшествующие и современные ему мастера.
Вазопись IV в. до н.э., в упадке. Наметившаяся уже в последние десятилетия предшествующего века, тенденция к нарастанию пышности декора разрушала свойственные VI и V в.в. до н.э. строгую архитектоничность композиции. Синтетическую связь изображения с формой сосуда, и этому также способствовали попытки перенести в вазопись первые завоевания живописи в овладении ракурсами и распределение фигур в пространстве. Живописная свобода исполнения, усложнение сюжета, пышность композиции. Да и сами формы пышно украшенных ваз в IV в. до н.э. постепенно утрачивали благородную ясность своих пропорций, простое изящество своих форм.
Важнейшая философия мифической теории и самого мифа – создание примера, модели, образца жизни. Именно это находит отражение в скульптуре, архитектуре, вазописи Древней Греции. Когда смотришь на форму и стиль изображения древних ваз, можно определить не только уклад жизни древних греков, но и их поведение в определенных ситуациях, можно узнать тех богов, которым они поклонялись и, конечно, на вазах отражены и мифы Древней Греции; например: “ Подвиги Геракла”.
Художественное наследие античной культуры вызывает к себе почтение тем, что впервые поставило те этико-эстетические проблемы, которые на протяжении веков привлекают к себе внимание величайших мастеров. Большое значение имеет эстетическое совершенство решения задачи, художественная сила и могучая жизненная емкость.
Мифотворчество, было важным явлением в культурной истории человечества, в первобытном обществе мифология отражала, способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф как первоначальная форма духовной культуры человека – это “природа и сами общественные формы, уже переработанным бессознательно художественным образом народной фантазией”.
Главными предпосылками своеобразной мифологической логики стало, во-первых, то, что первобытный человек не отделял себя от (природы) окружающей среды, и во-вторых, то, что мышление сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчлененности, было почти не отделимо от эмоциональной сферы. Следствием этого стало наивное очеловечивание всей природы.
Для мифа характерно, что различные духи, боги и герои связаны семейно-родовыми отношениями. В мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние.
Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются – “кирпичиками” мифической картины мира.
Одним из видов декоративно-прикладного искусства является аппликация. Испокон веков аппликация в самых разнообразных формах, материалах и вариантах широко использовалось в декоративном - прикладном и народном искусстве.
Ознакомление с аппликацией, декоративным рисованием и смешанной техникой является эффективным средством художественно-эстетического воспитания школьников, обладает значительным воспитательным потенциалом в силу своей художественной ценности, и конечно же, развитием творческих способностей детей.
Аппликация (от латинского слова “накладывание”) – способ создания изображений путем нашивания или наклеивания на какую-либо основу разноцветных вырезанных форм из различных материалов: бумаги, кожи, меха, тканей и т.д.
Создание аппликации - это творческий учебный процесс. Наряду с рисунком аппликация помогает развить творческие способности у ребенка, умение видеть цвет предметов, ритм и симметрию. Учащиеся усваивают взаимосвязь целого и частного, развивают глазомер, учатся композиционному построению листа.
Бумага обладает большим изобразительным богатством, заключающимся в бесконечном разнообразии цвета и фактуры. Поэтому композиция строится на всевозможном материале. В работах над эскизами учитывается характер применяемой бумаги: её цвет, фактура: учитывалось, и каким образом, будут изготавливаться детали композиции. Воплощение замысла во многом диктуется изобразительными возможностями бумаги. Работа с материалом, изучение особенностей помогают кристаллизации сюжета, подсказывают композиционные мотивы. Композиция изображений, выполняемых в смешанной технике, основывается на свойствах бумаги и наиболее полном выявлении использовании художественных возможностей. Специфика материала и особенности технического выполнения изображения из бумаги накладывают свой отпечаток и на характер подготовительного рисунка. Наборы, имеющиеся в продаже ,не всегда содержат необходимое разнообразие цветов, поэтому приходится самим приготовить бумагу нужного цвета, закрашивая листы пастелью или гуашью.
Основным средством аппликации является вырезание ножницами. Однако для передачи, например, фактуры шерсти животных, оперения птиц, лучше пользоваться способом обрыва: контур детали надорванным, смягченным, ворсистым, и это лучше помогает передать характер. Для прорисовки, каких либо деталей или, если это нужно, можно использовать гелиевые ручки, что придает работе графичность, и новизну.
Задача педагога дополнительного образования помочь- школе в преодолении этих трудностей с помощью разностороннего развития ребенка.
Творчество - высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создать нечто новое, оригинальное.
Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, хозяйственной. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение открытия чего-то нового. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное выражение человеческих возможностей. Психические исследования показали, что творчеству благоприятствуют развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к проявлению проблемы. Поэтому, значение в процессе творчества – в любой области деятельности – имеет воображение, т.к. мысленное представление образов и оперирование ими. Известно так же, что творческие возможности зависят не только от способностей, ума, но и от определенных черт характера. Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Моменты творчества достаточно заметны, например, в младшем школьном и школьном возрасте, когда дети вносят элементы познавания. Психические свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия его с окружающей миром под влиянием обучения и воспитания, именно в определенные годы детства обнаруживаются предпосылки творчества. Но используются они не достаточно. Очевидно, необходимы современные, целенаправленные воспитательные воздействия, чтобы закрепить их, обогатить и направить в желательную сторону.
Все выше изложенное определило выбор темы.
Проектировочная часть
Для успешного изучения и решения проблемы поставила перед собой
Цель: Развитие творческой активности школьника через знакомство с искусством аппликации и декоративным рисованием. Приобщение к культуре Древней Греции.
Тема: Приобщение учащихся 7 класса(10-12 лет) ДХШ к художественной культуре Древней Греции через занятия аппликацией и декоративным рисованием.
Проблема: Развитие творческой активности школьника через знакомство с искусством аппликации и декоративным рисованием и приобщение к культуре древне Греции.
Объект: Художественно прикладная деятельность школьников на уроках композиции.
Задачи:
1.воспитание чувства прекрасного
2. пробуждение интереса и любви к искусству.
3.овладение учащимися знаниями и умениями художественной деятельностью.
4.развитие чувства композиции равновесие форм на изобразительной плоскости.
5.усвоение приемов, создание гармоничных цветосочетаний
6. развить воображение и фантазию
7. создать различные формы, образы, сюжетные композиции
8. знакомиться со свойствами бумаги
Инновация: Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей школьного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более увлекательным и интересным, если подготовить бумагу самим, покрыв ее пастелью, вырезать трафарет и нанести его на роботу, порисовать гелиевыми ручками отдельные элементы или сюжеты .
Материал и инструменты: для работы используются наглядное пособие, цветная бумага, пастель, соус, резак ,глеевые ручки , закрепитель, клей.
Основной целью художественного воспитания учащихся через искусство древнегреческой вазописи, является формирование человека с гармонически развитым миром, эмоций и мышления, умеющий творчески действовать.
Опорным материалом для беседы об эстетической и художественной деятельности человека служат произведения искусства вазописи, дизайна.
Педагогические условия организации обучения – руководство формированием индивидуальных творческих способностей, воспитанием умения получать радость при осуществлении замыслов, постоянное одобрение и стимуляция эстетической и художественной деятельности.
Обучение строится на принципах последовательности, системности, наглядности, доступности, активного участия и единства образования , развития и воспитания.
Методика контроля учебного процесса служит задачам стимулирования творческой активности учащихся, одобрения и поощрения их усилий и овладении формами художественной деятельности.
В ДХШ принято в конце каждой четверти проводить просмотр и коллегиально корректировать оценку, предложенную педагогам. Из лучших работ формируются наглядно –методический фонд школы.
Цикл занятий: “Древнегреческая керамика”
№ п\п |
Тема занятий и содержание | Количество часов | ||
общее | Теоретическое | Практическое | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. 2. . |
Беседа «декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Античная расписная, керамика. Рассказ о 4-х периодах древнегреческой керамики. Показ иллюстраций. Зарисовка учащимися орнамента и формы вазы. Древнегреческая вазопись XI-VIII в.в. до н.э. Древнегреческая вазопись к.VIII-VI в.в. до н.э. Расцвет и упадок древнегреческой вазописи к. VI-IV в.в. до н.э. |
1 6 |
1 1 1 1 |
1 1 1 |
3. |
Орнамент в вазах Древней Греции. Обучение детей вырезанию трафарета орнамента и применение его в работе. |
2 | 1 | 1 |
4. |
Силуэт древнегреческих ваз. Рисование и вырезание симметрической вазы (пользуясь репродукцией и набросками). Прежде выбранной формы вазы. (формат 10 Х 15). Д/З. прочитать греческий миф. |
3 | 1 | 2 |
5. |
Мотивы мифов в росписи древнегреческих ваз. Что такое миф? Категории мифа. Беседа «категории греческий миф». Зарисовка композиции по выбранному мифу и размещение на вырезанных вазах. (Использование репродукций и помощь учителя) |
4 | 2 | 2 |
6. | Подбор цветовой гаммы (по пятнам) | 2 | 1 | 1 |
7. 8. |
Приемы работы в смешанной технике. Ваза Древней Греции (Аппликация). Сбор сосуда в соответствии с выбранной формой сосуда, гаммой. Поиск композиции расположения вазы в листе и композиции на вазе. В вазе обязательно присутствует орнамент Древней Греции и мотивы мифов |
3 4 |
1 0,5 |
2 3,5 |
9. |
Коллективная работа. Ваза древней Греции. Формат А1 и больше по выбору. Выбор вазы, цвета и композиции. Работа выполняется под руководством учителя. |
7 | 1 | 6 |
10. | Оформление работ (выставка) | 3 | 1 | 2 |
Общее кол-во: | 35 час. | 12,5 | 22,5 |
Содержание курса
1. Беседа «декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Художественное воспитание учащихся через искусство древнегреческой вазописи. Основной целью является формирование в человеке эмоций и мышления, умеющего творчески действовать.
Умение: Выражать свое отношение к действительности искусству.
2. Античная расписная керамика.
Знание: Рассказ о 4-х периодах древнегреческой керамики. Показ иллюстраций.
-Древнегреческая вазопись XI-VIII в.в. до н.э.
-Древнегреческая вазопись к.VIII-VI в.в. до н.э.
-Расцвет и упадок древнегреческой вазописи к. VI-IV в.в. до н. э
Совершенствование вазописи на определенном этапе ее эволюции. Формирование пластических искусств в период геометрического стиля. Переход от геометрического стиля к новой художественной системе - архаической и классической керамике. На завершающем этапе эволюции обращение к мифическим образам божествам.
Умение: Овладеть знаниями о древнегреческой вазописи и ее роли в искусстве.
Задание: Зарисовать орнамент геометрический и растительный ,изобразить симметричный сосуд.
3.Орнамент в вазах Древней Греции.
Знание: Значение орнамента в древнегреческой вазописи. Расположение его на вазах (репродукции). Техника вырезания орнаментального трафарета с помощью резака.
Большое значение имеет организация безопасности труда, т.к. основными инструментами являются режущие предметы. Даже сама бумага, при неправильном обращении может ранить.
Умение: Владеть достаточной терпимостью и соблюдать поэтапность выполнения
Задание: Вырезать трафарет орнамента и применить его в работе.
Силуэт древнегреческих ваз.Знание: Название и назначение древнегреческих ваз. Форма сосуда и изображения на них. Передача объема с помощью декоративного рисования.
Умение: Владеть техникой вырезания ножницами .
Задание: Нарисовать на формате А4 симметричную вазу и вырезать ножницами.
Д/З: Прочитать древнегреческий миф. Выбрать понравившийся сюжет из мифа и отразить его на бумаге.
5. Мотивы мифов росписи древнегреческих ваз.
Знание: Понятие мифа. Мифы есть и были у каждого народа, греческая мифология не была древнейшей.
Категории мифа. Разделение их на 10 категорий: эпиологический, космогонически, антропологический, астральный, солярный или лунарный, близнечный, календарный, героический, эсхатологический.
На примере композиционных сюжетов. Черты характера героев и образов.
Беседа: О категории мифа (к какой категории мы относим древнем греческий мифе ).
Умение: Умение правильно выстраивать композицию выбранного сюжета мифа. Фантазировать и воображать и выражать сюжет на бумаге.
Задание: Нарисовать героев сюжета мифа в данном формате сосуда и вырезать.
6.Подбор цветовой гаммы (по пятнам)
Знание: Цвет. Влияние цвета на работу. Основы композиции в работе с вазой : уравновешенность, симметричность, тон. штрих, пятно, масштабность, колорит.
Умение: гармонично сочетать цвет ,детали распределять по пятнам .
Задание: Достичь гармонии всех деталей по цвету ,тону и пятну.
7. Приемы работы в смешанной технике.
Знание: Показ приемов работы с бумагой. Знакомство с техникой работы с пастелью, гуашью, гелиевой ручкой. Смешение материалов и их сочетание. Использование их в аппликации. Достижение с их помощью определенного эффекта в работе.
Умение: фактуризация бумаги, создание светотеневых эффектов.
Задание: Сочетание смешанной техники.
8. Ваза Древней Греции (Аппликация).
Знание: Технология вырезания симметричной вазы ,героев мифа, орнамента. Оформление вазы декоративным орнаментом по трафарету. Наклеивание вазы на контрастный или гармоничный подобранный фон. Наклеивание композиционно собранный сюжет героев мифа.
Умение: Творческий подход к разработке модулей, пропорциям и особенностям конструктивных связок.
Задание: Достичь композиционной гармонии в деталях вазы.
9. Коллективная работа. Ваза древней Греции.(формат А1)
Знание: Работа в коллективе. Повтор пройденного материала.
Умение: Решать возникшие трудности в коллективной работе.
Задание: Выбрать один лучший эскиз. Выполнить выбранную работу на формате А1.
10.Оформление работы.
Знание: подбор цвета и размера паспорту. Вырезание паспорту по размеру работы. Оформление ее в рамку.
Умение: Подбор цвета паспорту.
Задание: Вырезать из большего формата картона резаком «окно» по размеру чуть меньше рабаты, для получения паспорту.
Тема урока: Коллективная работа. Ваза Древней Греции
Цель: Развить творческую активность в коллективной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Вызвать чувство ответственности в ходе творческой работы в коллективе.
2. Эмоционально откликнуться на цвет и форму вазы в большом формате.
3. Творчески использовать средства художественного выражения, применять максимум творческих усилий для успешного выполнения коллективной работы.
Оборудование и материалы для учителя:
Наглядное пособие по периодам и формам ваз. Иллюстрации изображенных мифов на вазах. Мел, доска, тряпка.
Оборудование для ученика:
Картон оформительский (цветной), ватман, гуашь акриловая или художественная, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, ручки гелиевые.
План урока:
-Организационный момент.
-Повтор пройденного материала.
-Объяснение задания.
-Коллективная работа по группам.
-Подведение итога урока.
Ход урока:
Приветствие учащихся. Проверка готовности.
Тема нашего урока продолжается. “Ваза Древней Греции” Это урок будет проходить не как обычно. Сейчас мы с вами поиграем в игру с мячиком “Поймай и ответь”. (Учитель бросает мяч ученику, задавая ему вопрос, ученик должен поймать и ответить на вопрос).
Вопросы:
1. Назовите города, которые были центром производства керамики.
(Аргос, Коринф, Аттиска).
2. Для чего предназначалась амфора в древней Греции (для хранения вина).
3. Гидрия для чего предназначалась? (для ношения воды)
4. Кратер для чего предназначался? (для смешивания вина и воды).
5. Какая ваза появилась первая чернофигурная или краcнофигурная? (чернофигурная).
6. Древнегреческая ваза появилась в нашей эре или до нашей эры? (до н.э.).
7. В каком веке был расцвет вазописи? (к. VI – н.Ivв.в. до н.э.).
8. Что такое миф? (сказание о богах).
9. Каким цветом был глиняный фон сосуда? (желто-розовый, оранжевый).
10. Чем покрывали вазы (в период эволюции вазописи). (черным лаком).
III. Сейчас вы должны разбиться на группы. Каждой группе выдается картон цветной ( формата А1). На этом картоне вы должны выполнить вазу в древнегреческом стиле. Но перед этим вы сами группой должны выбрать из ваших работ один самый удачный, а из остальных взять на заметку более удачные моменты. В своей вазе вы должны изобразить один из мифов и орнамент, принадлежащий древнегреческой вазе.
IV. Коллективная работа. В группах ученики распределяют кто, что будет делать. Учитель в ходе урока помогает группам в коллективной работе.
V. Подведение итога урока: Выставляют в ряд и обсуждаются работы. Эти работы будут оформлены с ребятами и выставлены в зале ДХШ.
Заключение
В результате работы над выбранной темой педагогического проекта мною был проведен анализ литературы и собран материал, который способствовал выбору техники исполнения работы учащимися 7 класса ДХШ: в основе лежит аппликация, пастель и рисование гелиевой ручкой.
Данная работа подтверждает необходимость приобщения детей к художественной культуре Древней Греции через занятия по аппликации и декоративному рисованию, т.к. развивает творческие способности у ребенка, цветовое видение предметов, ритм и симметрию. Учащиеся усваивают взаимосвязь целого и частного, развивают глазомер, учатся композиционному построению листа. Усложнение содержания занятий способствуют развитию познавательной деятельности детей. Приобретение знаний и воплощение, их творческое применение, испытание радости от встречи с прекрасным. Воспитать способность понимать и ценить то, что создано трудом, попытаться выполнить аппликацию с применением всех предложенных материалов.
Список литературы
1. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.: Искусство . 1987.
2. Буслович Д.С. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах. Эрмитаж. 3-е изд., доп. – Л.: Аврора. 1978.
3. Богатаева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение. 1986.
4.Горбунова К.С. Чернофигурные готические вазы в Эрмитаже.– Л.: Искусство. 1983. – 223 с.
5. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.училищ. – М. : Просвещение. 1977.
6. Герои Эллады. Мифы Древней Греции. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издат.-во. 1992.
7. Данилова И.Е. Художественный образ в орнаменте Древней Греции. Искусство Запада. – М.: Наука. 1971.
8. Ершова М.А. Аппликация в средней школе. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. – Карачевск. 1970.
9. Колпинский Ю.Д. Великое последние античной Эллады и его значение для современности. – 2-е изд. М.: Изобр. искусства. 1996. – 210 с.
10. Коп-Винер. История стилей изобразительных искусств. – М. Саварог и К. 2000.
12. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. Часть I. Учебное пособие для старших классов средней школы. – М.С-П.: 2000.
13. Методика проведения бесед по искусству. Пособие для учителя. – М. – Л.: Просвещение. 1965.
14. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство. 1982.
15. Мифы в искусстве. Старом и новом. (по Рене Менару). Ист.-художествененой монографии. – М.: Современник. 1993.