Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Расчет редуктора

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Выбор энерго-кинематический расчет привода

Проектные и проверочные расчеты закрытых передач привода

Расчет клиноременной передачи

Проектировочный расчет валов

Подбор и расчет подшипников

Подбор и расчет шпонок

Проверочный расчет ведомого вала

Конструктивные размеры корпуса редуктора

Выбор способа смазки редуктора

Выбор уплотнений

Выбор шероховатости поверхностей основных деталей привода

Выбор основных посадок

Порядок сборки редуктора

Список литературы

Введение


Целью курсового проекта является практическое закрепление знаний по дисциплине и приобретение навыков проектирования основных узлов и деталей машин.

Объектом курсового проектирования являются механические передачи для преобразования вращательного движения, а также вращательного в поступательное. В рассматриваемом приводе представлены основные детали, кинематические пары и соединения. Здесь есть ремённые и цилиндрические передачи, валы, оси, подшипники, соединительные муфты, соединения резьбовые, сварные, штифтовые, вал-ступица, корпусные детали, уплотнительные устройства и так далее. При проектировании редуктора находят практическое приложение такие важнейшие сведения из курса, как расчеты на контактную и объемную прочность, тепловые расчеты, выбор материалов и термообработок, масел, посадок, параметров шероховатости и так далее.

При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящиеся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике и др. Широко используются также знания из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, теории механизмов и машин, технологии машиностроения, машиностроительного черчения и др.

Энерго-кинематического расчета привода


I. Выбор параметров передач привода


1.1 Назначяем КПД передач и элементов (подшипников) привода:

клиноременная передача —Расчет редуктора0,96

передача редуктора цилиндрическими зубчатыми колесами — Расчет редуктора0,98

подшипники качения (одна пара) — Расчет редуктора0,99


1.2.Определяем ориентировочное (расчетное) значение КПД привода:


Расчет редуктора,


где m — число пар подшипников качения в приводе

В данном случае m=3


Расчет редуктора


Задаемся передаточными числами передач привода:

клиноременная передача — U1=2

зубчатая цилиндрическая передача — U2=3

зубчатая цилиндрическая передача — U3=3


Определяем передаточное число привода:

Расчет редуктора

Расчет редуктора


Определяем расчетную мощность электродвигателя:


Расчет редуктора


Определяем потребную частоту вращения вала электродвигателя:


Расчет редуктора


Выбираем электродвигатель:


марка электродвигателя — 4А 132S2/1455.Расчет редуктора Расчет редуктора


Определяем фактическое передаточное число привода:


Расчет редуктора


Принятое передаточное число требует корректировки. Оставляем передаточное число открытой передачи прежним


U1=2. Расчет редуктора Расчет редуктора; Расчет редуктора. Uст2=3,15; Uст3=2,5.


Определим погрешность и сравним ее с 6%:

Расчет редуктора,


значит условие выполняется.

Передаточные числа передач:

клиноременная передача — Uст1=2

зубчатая цилиндрическая передача — Uст2=3,15

зубчатая цилиндрическая передача — Uст3=2,5

Определяем частоты вращения валов привода:


Расчет редуктора 1455об/мин

Расчет редуктораоб/мин

Расчет редуктораоб/мин

Расчет редуктораоб/мин


Определяем крутящий момент на валах привода:


Расчет редуктораН*м

Расчет редуктораН*м

Расчет редуктораН*м

Расчет редуктораН*м


Определяем угловые скорости вращения валов привода:


Расчет редуктора;

Расчет редуктора;

Расчет редуктора;

Расчет редуктора.


Сводная таблица:

вал I II III IV
n, об/мин. 1455 727,5 230,95 92,38
T, Нм 36,67 69,7 213,02 516,69

Расчет редуктора, с-1

152,29 76,145 24,173 9,669

Расчет тихоходной передачи.

Исходные данные:

U = 2,5 – передаточное число;

n3 = 230,95 об/мин – частота вращения шестерни;

n4 = 92,38 об/мин – частота вращения зубчатого колеса;

T3 = 213,02Нм – вращающий момент на шестерне;

T4 = 516,69 Нм – вращающий момент на зубчатом колесе;

Pвых = 5 кВТ;

Коэффициент перегрузки при пуске двигателя Кпер = 1,4.

Материал шестерни – сталь 40ХН;

Материал колеса – сталь 40ХН;

Способ термической обработки:

шестерни – закалка (Нш = 50 HRC);

колеса – улучшение (Нк = 300 HВ);

Срок службы – 19000 ч.

1. Проектировочный расчет

Выбираем коэффициент ширины зуба Расчет редуктора с учетом того, что имеем несимметричное расположение колес относительно опор: Расчет редуктора= 0,4 [с. 7].

Тогда коэффициент ширины зуба по диаметру Расчет редуктора определяем по формуле [ф. 3.1]:


Расчет редуктора.


Проектный расчет заключается в определении межосевого расстояния проектируемой передачи [ф. 3.2]:
Расчет редуктора,
где «+» для внешнего зацепления, «–» для внутреннего зацепления; Расчет редуктора – вспомогательный коэффициент; T4 – вращающий момент на валу колеса (на 4-м валу), Нм; U – передаточное отношение; Расчет редуктора– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; Расчет редуктора – коэффициент шири­ны зуба; Расчет редуктора – допускаемое контактное напряжение, МПа.

Для прямозубой передачи вспомогательный коэффициент Расчет редуктора = 495 [т. 3.1].

Расчет редуктора= 1,125 – данный коэффициент принимают в зависимости от параметра Расчет редуктора, схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев [р. 3.1].

Допускаемые контактные Расчет редуктора напряжения определяют раздельно для шестерни и колеса по формуле [ф. 3.3]: Расчет редуктора,
где Расчет редуктора– предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа; SH – коэффициент запаса прочности; ZN – коэффициент долговечности; ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхнос­тей зубьев; Расчет редуктора– коэффициент, учитывающий окружную скорость; ZL – коэффициент, учитывающий влияние вязкости масла; ZX – коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса.

Расчет редуктора= 0,9;


Тогда:


Расчет редуктора.


Коэффициенты запаса прочности: для шестерни - SH3 = 1,2; для колеса - SH4 = 1,1 [с. 9].


Предел контактной выносливости Расчет редуктора, МПа [т. 3.2]:

для шестерни Расчет редуктораМПа;

для колеса Расчет редуктораМПа.


Суммарное число циклов перемены напряжений Расчет редуктора при постоянной нагрузке определяется следующим образом [ф. 3.4]:

Расчет редуктора,


где с – число зубчатых колес, сцепляющихся с рассчитываемым зубчатым колесом, n – частота вращения, рассчитываемого зубчатого колеса (шестерни), об/мин, t – срок службы передачи, в часах.

Таким образом:


Расчет редуктора циклов,

Расчет редуктора циклов.


Базовое число циклов перемены напряжений Расчет редуктора определим по графику, представленному на рис. 3.3


Расчет редукторациклов (НHRC = 50 ≈ 480 HB).

Расчет редуктора циклов (HHB = 300).


Примечание: перевод твердости по HRC в HB по приложению 1.

Так как Расчет редуктора определяем значение Расчет редуктора по формуле [c. 10]:


Расчет редуктора;

Расчет редуктора.


Используя полученные данные, найдем допускаемые контактные напряжения Расчет редуктора, МПа:

Расчет редуктора;

Расчет редуктора.


В качестве допускаемого контактного напряжения Расчет редуктора для прямозубой передачи при проектировочном расчете принимают наименьшее допускаемое контактное напряжение:
Расчет редуктора.
Полученные данные подставим в формулу по определению межосевого расстояния:
Расчет редуктора=166,82 мм.
Полученное межосевое расстояние округляется до стандартного значения [c. 11]: Расчет редуктора = 180 мм. Ориентировочно определяем значение модуля (мм) [ф. 3.19]:

Расчет редуктора мм.


По ГОСТ 9563-80 принимаем стандартный нормальный модуль [c. 17]: m = 2,5 мм. Зададимся углом наклона Расчет редуктора и определим суммарное zC, число зубьев шестерни z3 и колеса z4 [ф. 3.20, ф. 3.21, ф. 3.22]: Расчет редуктора
Тогда:
Расчет редуктора; округляем до целого: z3 = 41. z4 = zС – z1 = 144 – 41 = 103.
Действительное передаточное число и его погрешность определяется по формулам [ф. 3.23]:

Расчет редуктора.


Уточняем значение угла b по формуле [ф. 3.24]:

Расчет редуктора тогда Расчет редуктора.


Основные размеры шестерни и колеса: Диаметры делительные шестерни и колеса определяются по формуле [ф. 3.25], мм:
Расчет редуктора
Проверим полученные диаметры по формуле [ф. 3.26]:
Расчет редуктора, что совпадает с ранее найденным значением. Диаметры вершин зубьев определяются по формуле [ф. 3.27] с учетом того, что зубья изготовлены без смещения (х = 0), мм:
Расчет редуктора, Расчет редуктора;
диаметры впадин [ф. 3.28], мм:
Расчет редуктора, Расчет редуктора;
основные диамет­ры, мм:

Расчет редуктора,

Расчет редуктора,


где делительный угол профиля в торцовом се­чении:


Расчет редуктора.


Ширина колеса определяется по формуле [ф. 3.29]:

Расчет редуктора мм.


Ширина шестерни определяется по формуле [ф. 3.30], мм:

b3 = b4 + (5...10) = 72 + (5...10) = 77…82 мм.


Полученное значение ширины округляем до нормального линейного размера: b1 = 80 мм. Определим окружную скорость зубчатых колес по формуле [ф. 3.31]:

Расчет редуктора м/c..


По окружной скорости колес назначаем 9-ю степень точности зубчатых колес [т. 3.4].


2. Проверочный расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев


2.1 Расчет контактных напряжений
Расчет редуктора
где Расчет редуктора = 270 – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес; Расчет редуктора– коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, для прямозубых передач 1,75. Расчет редуктора– коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий.
Расчет редуктораРасчет редуктора

Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, выбирается по таблице в зависимости от окружной скорости и степени точности по нормам плавности [т. 4.5]:


Расчет редуктора = 1,11.

Расчет редуктора = 1,125; Расчет редуктора; Расчет редуктора = 180 мм (определено ранее).

Динамический коэффициент Расчет редуктора определяется по таблице 5.1:


Расчет редуктора.

Расчет редуктораРасчет редуктора условие выполнено.


Недогруз = Расчет редуктора


(в курсовом проектировании недогруз должен быть не более 20%).

3. Расчет зубьев на выносливость при изгибе


3.1 Допускаемые напряжения в проверочном расчете на изгиб


Допускаемым напряжением Расчет редуктора определяются по формуле [ф. 5.11]:
Расчет редуктора ,

где Расчет редуктора – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба;

Расчет редуктора – коэффициент запаса прочности;

Расчет редуктора – коэффициент долговечности;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхнос­ти;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.

Коэффициент запаса прочности Расчет редуктора определяется в зависимости от способа термической и химико-термической обработки [см. приложение 2]:


Расчет редуктора= 1,7; Расчет редуктора= 1,7.


Коэффициент долговечности Расчет редуктора находится по формуле [ф. 3.14]:


Расчет редуктора но не менее 1,


где Расчет редуктора– показатель степени [с. 14];

Расчет редуктора – базовое число циклов перемены напряжений, NFlim = 4Ч106 циклов;

Расчет редуктора – суммарное число циклов перемены напряжений, уже определены:


Расчет редуктора циклов,

Расчет редуктора циклов.


Так как Расчет редуктора и Расчет редуктора, то Расчет редуктора.

Предел выносливости при отнулевом цикле изгиба Расчет редуктора, выбирается в зависимости от способа термической или химико-термической обработки [приложение 2]:

для шестерни с объемной закалкой из стали марки 40ХН Расчет редуктора= 580 МПа, для колеса с улучшением стали марки 40ХН Расчет редуктора=1,75*300; Расчет редуктора = 525 МПа.

Коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки Расчет редуктора, так как одностороннее приложение нагрузки [c. 34].


Расчет редуктора


Тогда:


Расчет редуктора

Расчет редуктора


3.2 Определение расчетного изгибного напряжения


Расчетом определяют напряжение в опасном сечении на переходной поверхности зуба для каждого зубчатого колеса.

Выносливость зубьев, необходимая для предотвращения усталостного излома зубьев, устанавливают сопоставлением расчетного местного напряжения от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения [ф. 5.1]:


Расчет редуктора.


Расчетное местное напряжение при изгибе определяют по формуле, МПа:


Расчет редуктора,


где Т – крутящий момент, Н*м;

m – нормальный модуль, мм;

z – число зубьев;

Расчет редуктора – коэффициент ширины зуба по диаметру (опреден ранее);

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряже­ний;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий влияние наклон зуба;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;

Расчет редуктора – коэффициент нагрузки.

Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, определяется по формуле [ф. 3.17]:

Расчет редуктора,


где x3 = x4 = 0 – коэффициенты смещения; Расчет редуктора, Расчет редуктора – так как шестерни прямозубые. Тогда:


Расчет редуктора;

Расчет редуктора.


Так как


Расчет редуктора > Расчет редуктора,


то дальнейший расчет будем проводить для колеса.

Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий влияние угла наклона зубьев, для прямозубых колес равен 1.

Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий перекрытие зубьев, берется равным 1.

Коэффициент нагрузки Расчет редуктора принимают по формуле [ф. 5.6]:


Расчет редуктора,
где Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (не учтенную в циклограмме нагружения); Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возни­кающую в зацеплении до зоны резонанса; Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения на­грузки по длине контактных линий; Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.

Коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку [т. 4.2]:

Расчет редуктора= 1.

Динамический коэффициент Расчет редуктора определен по таблице 5.1.

Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий неравномер­ность распределения на­грузки по длине контактных линий, определяется по графику [р. 3.5], в зависимости от коэффициента Расчет редуктора:


Расчет редуктора = 1,15.


Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, берется равным 1.

Таким образом:


Расчет редуктора.


Тогда:


Расчет редуктора


Сопоставим расчетные и допускаемые напряжения на изгиб:

Расчет редуктора.


Следовательно, выносливость зубьев при изгибе гарантируется с вероятностью неразрушения более 99 %.

4. Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки


При действии максимальной нагрузки Расчет редуктора наибольшее за заданный срок службы контактное напряжение Расчет редуктора не должно превышать допускаемого Расчет редуктора[ф. 4.14] :


Расчет редуктора


Напряжение Расчет редуктора [ф. 4.15] :


Расчет редуктора,


где Расчет редуктора – коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки (см. приложение 4). Расчет редуктора=1.


Расчет редуктора

Расчет редуктора


Допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверх­ностного слоя Расчет редуктора, зависит от способа химико-термической обработки зубчатого колеса и от характера изменения твердости по глубине зуба. Для зубчатых колес, подвергнутых улучшению или закалке принимают [ф. 4.16]:

Расчет редуктора;


где Расчет редуктора – предел текучести, Мпа.

Для стали 40ХН с закалкой Расчет редуктора=1400 МПа;

Для стали 40ХН с улучшением Расчет редуктора=600 МПа.

487,11 < 1680, зн. условие выполнено.

5. Расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой


Прочность зубьев, необходимая для предотвращения остаточных де­формаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхностном слое, определяют сопоставлением расчетного (максимального местного) и допускаемого напряжений изгиба в опасном сечении при действии максималь­ной нагрузки [ф. 5.16] :


Расчет редуктора.


Расчетное местное напряжение Расчет редуктора МПа, определяют по формуле[ф. 5.17] :


Расчет редуктора.

Расчет редуктора

Расчет редуктора

Расчет редуктора

Расчет редуктора

Расчет редуктора < Расчет редуктора Расчет редуктора<Расчет редуктора
Зн. условия выполнены.

Расчет быстроходной передачи


Исходные данные:

U2 = 3,15 – передаточное число;

n2 = 727,5 об/мин – частота вращения шестерни;

n3 = 230,95 об/мин – частота вращения зубчатого колеса;

T2 = 69,7 Нм – вращающий момент на шестерне;

T3 = 213,02 Нм – вращающий момент на зубчатом колесе;

Pвых = 5 кВТ;

Коэффициент перегрузки при пуске двигателя Кпер = 1,4.

Материал шестерни – сталь 40ХН;

Материал колеса – сталь 40ХН;

Способ термической обработки:

шестерни – улучшение (Нш = 300 HВ);

колеса – улучшение (Нк = 300 HВ);

Срок службы – 19000 ч.


1. Проектировочный расчет


Выбираем коэффициент ширины зуба Расчет редуктора с учетом того, что имеем несимметричное расположение колес относительно опор: Расчет редуктора= 0,315 [с. 7].

Тогда коэффициент ширины зуба по диаметру Расчет редуктора определяем по формуле [ф. 3.1]: Расчет редуктора.

Проектный расчет заключается в определении межосевого расстояния проектируемой передачи [ф. 3.2]:
Расчет редуктора, где «+» для внешнего зацепления, «–» для внутреннего зацепления; Расчет редуктора – вспомогательный коэффициент; T3 – вращающий момент на валу колеса (на 3-м валу), Нм; U2 – передаточное отношение; Расчет редуктора– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; Расчет редуктора – коэффициент ширины зуба; Расчет редуктора – допускаемое контактное напряжение, МПа.

Для косозубой передачи вспомогательный коэффициент Расчет редуктора = 430 [т. 3.1].

Расчет редуктора= 1,11 – данный коэффициент принимают в зависимости от параметра Расчет редуктора, схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев [р. 3.1].

Допускаемые контактные Расчет редуктора напряжения определяют раздельно для шестерни и колеса по формуле [ф. 3.3]:
Расчет редуктора,
где Расчет редуктора– предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа; SH – коэффициент запаса прочности; ZN – коэффициент долговечности; ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев; Расчет редуктора– коэффициент, учитывающий окружную скорость; ZL – коэффициент, учитывающий влияние вязкости масла; ZX – коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса.

Расчет редуктора= 0,9;


Тогда:


Расчет редуктора.


Коэффициенты запаса прочности: для шестерни и колеса из материала однородной структуры принимаем Расчет редуктора=1,2 и Расчет редуктора= 1,2 [с. 9].

Предел контактной выносливости Расчет редуктора, МПа [т. 3.2]:

для шестерни Расчет редуктораМПа;

для колеса Расчет редуктораМПа.

Суммарное число циклов перемены напряжений Расчет редуктора при постоянной нагрузке определяется следующим образом [ф. 3.4]:


Расчет редуктора,


где с – число зубчатых колес, сцепляющихся с рассчитываемым зубчатым колесом, n – частота вращения, рассчитываемого зубчатого колеса (шестерни), об/мин, t – срок службы передачи, в часах.

Таким образом:


Расчет редуктора циклов,

Расчет редуктора циклов.


Базовое число циклов перемены напряжений Расчет редуктора определим по графику, представленному на рис. 3.3

Расчет редуктора циклов (HHB = 300).

Расчет редуктора циклов (HHB = 300).


Так как Расчет редуктора определяем значение Расчет редуктора по формуле [c. 10]:


Расчет редуктора;

Расчет редуктора.


Используя полученные данные, найдем допускаемые контактные напряжения Расчет редуктора, МПа:


Расчет редуктора;

Расчет редуктора.


В качестве допускаемого контактного напряжения Расчет редуктора для косозубой передачи при проектировочном расчете принимают условное допускаемое контактное напряжение, определяемое по формуле: Расчет редуктора= Расчет редуктора. При этом должно выполняться условие: Расчет редуктора< 1,23Расчет редуктора, где Расчет редуктора – меньшее из значений Расчет редуктора и Расчет редуктора. В противном случае принимают Расчет редуктора= Расчет редуктора.
Расчет редуктора= Расчет редуктора= Расчет редуктора< 1,23*421,6 = 518,57 Расчет редуктора Полученные данные подставим в формулу по определению межосевого расстояния:
Расчет редуктора
Полученное межосевое расстояние округляется до стандартного значения [c.11]: Расчет редуктора = 140 мм. Ориентировочно определяем значение модуля (мм) [ф. 3.19]:

Расчет редуктора мм.


По ГОСТ 9563-80 принимаем стандартный нормальный модуль [c. 17]: m = 2 мм. Зададимся углом наклона Расчет редуктора и определим суммарное zC, число зубьев шестерни z2 и колеса z3 [ф. 3.20, ф. 3.21, ф. 3.22]:
Расчет редуктора
Тогда:
Расчет редуктора; округляем до целого: z1 = 33. z2 = zС – z1 = 138 – 33 = 105.
Действительное передаточное число и его погрешность определяется по формулам [ф. 3.23]:

Расчет редуктора.

Уточняем значение угла b по формуле [ф. 3.24]:

Расчет редуктора тогда Расчет редуктора.


Основные размеры шестерни и колеса: Диаметры делительные шестерни и колеса определяются по формуле [ф. 3.25], мм:
Расчет редуктора
Проверим полученные диаметры по формуле [ф. 3.26]:
Расчет редуктора,
что совпадает с ранее найденным значением. Диаметры вершин зубьев определяются по формуле [ф. 3.27] с учетом того, что зубья изготовлены без смещения (х = 0), мм:
Расчет редуктора, Расчет редуктора;
диаметры впадин [ф. 3.28], мм:
Расчет редуктора, Расчет редуктора; основные диаметры, мм:

Расчет редуктора,

Расчет редуктора,


где делительный угол профиля в торцовом се­чении:


Расчет редуктора.


Ширина колеса определяется по формуле [ф. 3.29]:

Расчет редуктора мм.


Ширина шестерни определяется по формуле [ф. 3.30], мм:

b1 = b2 + (5...10) = 44,1 + (5...10) = 49,1…54,1 мм.


Полученные значение ширины округляем до нормальных линейных размеров: b1 = 52 мм, b2 = 44 мм. Определим окружную скорость зубчатых колес по формуле [ф. 3.31]:

Расчет редуктора м/c..


По окружной скорости колес назначаем 9-ю степень точности зубчатых колес [т. 3.4].

2. Проверочный расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев
2.1. Расчет контактных напряжений
Расчет редуктора
где Расчет редуктора = 270 – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес; Расчет редуктора– коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, для косозубых передач:
Расчет редуктора; Расчет редуктора; Расчет редуктора.
Расчет редуктора– коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий. Для косозубых передач:
Расчет редуктораРасчет редуктора

Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, выбирается по таблице в зависимости от окружной скорости и степени точности по нормам плавности [т. 4.5]:

Расчет редуктора = 1,13.

Расчет редуктора = 1,11; Расчет редуктора; Расчет редуктора = 140 мм (определено ранее).


Динамический коэффициент Расчет редуктора определяется по таблице 5.1:


Расчет редуктора.

Расчет редуктораРасчет редуктора условие выполнено.

Недогруз = Расчет редуктора (в курсовом проектировании недогруз должен быть не более 20%).

3. Расчет зубьев на выносливость при изгибе


3.1 Допускаемые напряжения в проверочном расчете на изгиб


Допускаемым напряжением Расчет редуктора определяются по формуле [ф. 5.11]:
Расчет редуктора ,

где Расчет редуктора – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба;

Расчет редуктора – коэффициент запаса прочности;

Расчет редуктора – коэффициент долговечности;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.

Коэффициент запаса прочности Расчет редуктора определяется в зависимости от способа термической и химико-термической обработки [см. приложение 2]:


Расчет редуктора= 1,7; Расчет редуктора= 1,7.


Коэффициент долговечности Расчет редуктора находится по формуле [ф. 3.14]:


Расчет редуктора но не менее 1,


где Расчет редуктора– показатель степени [с. 14];

Расчет редуктора – базовое число циклов перемены напряжений, NFlim = 4Ч106 циклов;

Расчет редуктора – суммарное число циклов перемены напряжений, уже определены:


Расчет редуктора циклов,

Расчет редуктора циклов.


Так как Расчет редуктора и Расчет редуктора, то Расчет редуктора.

Предел выносливости при отнулевом цикле изгиба Расчет редуктора, выбирается в зависимости от способа термической или химико-термической обработки [приложение 2]:

для шестерни и колеса с улучшением из стали марки 40ХН


Расчет редуктораМПа,

Расчет редуктораМПа.


Коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки Расчет редуктора, так как одностороннее приложение нагрузки [c. 34].


Расчет редуктора


Тогда:


Расчет редуктора

Расчет редуктора

3.2 Определение расчетного изгибного напряжения


Расчетом определяют напряжение в опасном сечении на переходной поверхности зуба для каждого зубчатого колеса.

Выносливость зубьев, необходимая для предотвращения усталостного излома зубьев, устанавливают сопоставлением расчетного местного напряжения от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения [ф. 5.1]:


Расчет редуктора.


Расчетное местное напряжение при изгибе определяют по формуле, МПа:


Расчет редуктора,


где Т – крутящий момент, Н*м;

m – нормальный модуль, мм;

z – число зубьев;

Расчет редуктора – коэффициент ширины зуба по диаметру (опреден ранее);

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряже­ний;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий влияние наклон зуба;

Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;

Расчет редуктора – коэффициент нагрузки.

Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, определяется по формуле [ф. 3.17]:

Расчет редуктора,


где x1 = x2 = 0 – коэффициенты смещения;


Расчет редуктора, Расчет редуктора – так как шестерни косозубые. Тогда:

Расчет редуктора;

Расчет редуктора.


Так как Расчет редуктора < Расчет редуктора, то дальнейший расчет будем проводить для шестерни.

Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий влияние угла наклона зубьев, для косозубых колес: Расчет редуктора

Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий перекрытие зубьев, берется равным 1.

Коэффициент нагрузки Расчет редуктора принимают по формуле [ф. 5.6]:


Расчет редуктора,
где Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (не учтенную в циклограмме нагружения); Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возни­кающую в зацеплении до зоны резонанса; Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения на­грузки по длине контактных линий; Расчет редуктора – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.

Коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку [т. 4.2]:


Расчет редуктора= 1.


Динамический коэффициент Расчет редуктора определен по таблице 5.1.

Коэффициент Расчет редуктора, учи­тывающий неравномер­ность распределения на­грузки по длине контак­тных линий, определяется по графику [р. 3.5], в зависимости от коэффициента Расчет редуктора:


Расчет редуктора = 1,1.


Коэффициент Расчет редуктора, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, берется равным 1.

Таким образом:


Расчет редуктора.


Тогда:


Расчет редуктора


Сопоставим расчетные и допускаемые напряжения на изгиб:

Расчет редуктора.


Следовательно, выносливость зубьев при изгибе гарантиру­ется с вероятностью неразрушения более 99 %.

4. Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки


При действии максимальной нагрузки Расчет редуктора наибольшее за заданный срок службы контактное напряжение Расчет редуктора не должно превышать допускаемого Расчет редуктора[ф. 4.14] :


Расчет редуктора


Напряжение Расчет редуктора [ф. 4.15] :


Расчет редуктора,


где Расчет редуктора – коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки (см. приложение 4). Расчет редуктора=1.


Расчет редуктора

Расчет редуктора


Допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверх­ностного слоя Расчет редуктора, зависит от способа химико-термической обработки зубчатого колеса и от характера изменения твердости по глубине зуба. Для зубчатых колес, подвергнутых улучшению или закалке принимают [ф. 4.16]:

Расчет редуктора;


где Расчет редуктора – предел текучести, для стали 40ХН с улучшением Расчет редуктора=600 МПа.

454,38 < 1680, зн. условие выполнено.

5. Расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой


Прочность зубьев, необходимая для предотвращения остаточных де­формаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхностном слое, определяют сопоставлением расчетного (максимального местного) и допускаемого напряжений изгиба в опасном сечении при действии максимальной нагрузки [ф. 5.16] :


Расчет редуктора.


Расчетное местное напряжение Расчет редуктора МПа, определяют по формуле[ф. 5.17] :


Расчет редуктора.

Расчет редуктора

Расчет редуктора

Расчет редуктора < Расчет редуктора зн. условие выполнено.

Предварительный расчет валов редуктора


У подобранного электродвигателя dдв = 38 мм.

Ведущий вал

Диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении

Расчет редуктора Н/мм2


Расчет редукторамм


Необходимо выровнять dв2 с валом электродвигателя:


Расчет редуктора


Примем


Расчет редуктора


Примем под подшипниками dп1 = 1,1dв2 = 1,1*30 = 33 мм, полученное значение округляем до ближайшего значения внутреннего кольца подшипника, поэтому принимаем Расчет редуктора

Диаметр вала под шестерню определяем по формуле: dк1 = dп1 + 5 = 35+ 5 = 40 мм.


Расчет редукторазн выполняем вал-шестерню.


У промежуточного вала опасное сечение под шестерней z3, по нижним допускаемым напряжениям:

Расчет редуктора


Принимаем диаметр под шестерней Расчет редуктора Такой же диаметр выполним под зубчатым колесом Расчет редуктора Под подшипниками Расчет редуктора Принимаем Расчет редуктора

Расчет редукторазн колесо выполняем со ступицей:

Расчет редуктора, принимаем dcт2 = 67 мм.

Расчет редуктора


Принимаем Расчет редуктора

Принимаем толщину обода Расчет редуктора

Толщина диска С2 = 0,3*b2 = 0,3*44 = 13,2 мм.

Примем С2 = 14 мм.


Расчет редукторазн шестерню устанавливаем на шпонке.


Ведомый вал

Диаметр выходного конца вала dв определяем при Расчет редуктора Н/мм2:


Расчет редукторамм.


Примем ближайшее большее значение из стандартного ряда: dв4 = 48 мм;

Диаметр вала под подшипниками принимаем dп4 = dв4 + 5 = 48 + 5 = 53 мм, полученное значение округляем до ближайшего значения внутреннего кольца подшипника, поэтому принимаем dРасчет редуктора = 55 мм.

Под зубчатым колесом dк4 = dп4 + 5 = 55 + 5 = 60 мм.


Расчет редукторазн колесо выполняем со ступицей:

Расчет редуктора, принимаем dcт4 = 95 мм.

Расчет редуктора


Принимаем Расчет редуктора

Принимаем толщину обода Расчет редуктора

Толщина диска С4 = 0,3*b4 = 0,3*72 = 21,6 мм.

Примем С4 = 22 мм.

Подбор и расчет подшипников

Предварительный выбор подшипников качения

Ведущий вал

Схема установки подшипника: 2 (враспор).

Радиально-упорные шариковые однорядные подшипники 36307.

Размеры: d = 35 мм, D = 80 мм, B = 21 мм, r = 2,5 мм.

Грузоподъёмность, кН: Cr = 35,0; Co = 27,4.

Серия: средняя.

Промежуточный вал

Схема установки подшипника: 2 (враспор).

Радиально-упорные шариковые однорядные подшипники 36307.

Размеры: d = 35 мм, D = 80 мм, B = 21 мм, r = 2,5 мм.

Грузоподъёмность, кН: Cr = 35,0; Co = 27,4.

Серия: средняя.

Выходной вал

Схема установки подшипника: 2 (враспор).

Радиальные шариковые однорядные подшипники 311.

Размеры: d = 55 мм, D = 120 мм, B = 29 мм, r = 3 мм.

Грузоподъёмность, кН: Cr = 71,5; Co = 41,5.

Серия: средняя.

Определение консольных сил

Быстроходная косозубая цилиндрическая передача:


Расчет редуктора


Тихоходная прямозубая цилиндрическая передача:


Расчет редуктора


Клиноремённая передача:


Расчет редуктора


Определение реакций в опорах подшипниках выходного вала:

Расчет редуктора

Расчет редуктора

Суммарный изгибающий момент в наиболее нагруженном сечении выходного вала:


Расчет редуктора

Крутящий момент


Расчет редуктора


Построение эпюр


Расчет редуктора


Проверочный расчёт подшипников


Определение динамической грузоподъёмности и проверка долговечности подшипников:


Расчет редуктора , Расчет редуктора , где


Расчет редуктора- эквивалентная динамическая нагрузка;

Расчет редуктора= 19000 ч - требуемая долговечность подшипника;

Расчет редуктора- базовая динамическая грузоподъёмность;

m – показатель степени для роликовых и шариковых подшипников;(m=3)

Расчет редуктора - базовая долговечность;

Расчет редуктора – угловая скорость вала;

Расчет редуктора - расчётная динамическая грузоподъёмность.

Подшипники входного вала II:

Радиально-упорные шариковые однорядные подшипники:

Co = 27,4 кН – статическая грузоподъёмность;

Cr = 35,0 кН - базовая динамическая грузоподъёмность;


Расчет редуктора


X =0,56 – коэффициент радиальной нагрузки;

Y =2,3– коэффициент осевой нагрузки;

e =0,19 – коэффициент влияния осевого нагружения;

RВ1 = 1967,4 H – радиальная нагрузка подшипника;

Ra = 356 H – осевая нагрузка подшипника;

Kб =1.25 – коэффициент безопасности;

Kт =1 – температурный коэффициент;

V =1 – коэффициент вращения;


Расчет редуктора=Расчет редуктораН

Расчет редуктораРасчет редуктора= 35 кН

Расчет редуктора


Подшипник пригоден.


Подшипники промежуточного вала III:


Радиально-упорные шариковые однорядные подшипники:

Co = 27,4 кН – статическая грузоподъёмность;

Cr = 35,0 кН - базовая динамическая грузоподъёмность;


Расчет редуктора


X =0,56 – коэффициент радиальной нагрузки;

Y =2,3– коэффициент осевой нагрузки;

e =0,19 – коэффициент влияния осевого нагружения;

RА2 = 3576,4 H – радиальная нагрузка подшипника;

Ra = 356 H – осевая нагрузка подшипника;

Kб =1.25 – коэффициент безопасности;

Kт =1 – температурный коэффициент;

V =1 – коэффициент вращения;


Расчет редуктора=Расчет редуктораН

Расчет редуктораРасчет редуктора= 35 кН

Расчет редуктора

Подшипник пригоден.

Подшипники выходного вала IV:


Расчет редуктора = RA3 = 2976,3 Н

Расчет редукторакН Расчет редуктора= 71,5 кН

Расчет редуктора


Подшипник пригоден.

Подбор и расчет шпонок

Расчёт шпонок на смятие ведётся по формуле:


Расчет редуктора, зн

Расчет редуктора


Расчет редуктора Н/мм2 - допускаемое напряжение на смятие;

Т – крутящий момент на валу, Н.мм;

d – диаметр ступени вала;

h – высота шпонки;

t – глубина паза вала;

b – ширина шпонки;

l – длина шпонки.

Ведущий вал:

Диаметр ступени вала под шкив клиноременной передачи d = 30 мм;


Расчет редуктора


выбираем призматическую шпонку по ГОСТ 23360-78;


Расчет редуктора, где


b – ширина шпонки , h – высота , l – длина;

глубина паза: вала t = 4; втулки t1 = 3,3; фаска r = 0,5.


Расчет редуктора


Промежуточный вал:

Диаметр ступени вала под колесом 2: d = 42 мм;


Расчет редуктора


выбираем призматическую шпонку по ГОСТ 23360-78;

Расчет редуктора, где


b – ширина шпонки , h – высота , l – длина;

глубина паза: вала t = 5; ступицы t1 = 3,3; фаска r = 0,5.


Расчет редуктора

Такую же шпонку выбираем под колесом 3: Шпонка 12*8*50 ГОСТ 23360-78.

Выходной вал:

Диаметр ступени вала под колесом 4: d = 60 мм;


Расчет редуктора


выбираем призматическую шпонку по ГОСТ 23360-78;


Расчет редуктора, где


b – ширина шпонки , h – высота , l – длина;

глубина паза: вала t = 7; ступицы t1 = 4,4; фаска r = 0,5.


Расчет редуктора


Проверочный расчет выходного вала

Из эпюры изгибающих моментов видно, что наиболее опасное сечение – в месте шпоночного паза для установки зубчатого колеса.

Условие прочности вала:Расчет редуктора, где:

[s] – допускаемый коэффициент запаса, [s] = 1,5…2,5;

s – расчётный коэффициент запаса в рассматриваемом сечении вала;


Расчет редуктора, где


ss – коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям;

st –коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.

Расчет редуктора

Расчет редуктора ,


Амплитуда напряжений:


Расчет редуктора , где

Расчет редуктора- суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении;


Расчет редуктора- осевой момент сопротивления сечения вала, мм3:


Расчет редуктора, где


b – ширина шпоночного паза;

t – глубина шпоночного паза вала;

d – диаметр вала под колесом.


Расчет редуктора;


Амплитуда цикла:


tа=Расчет редуктора, где


МК – крутящий момент на валу;

Расчет редуктора – момент сопротивления кручению:

Расчет редуктора, где


b – ширина шпоночного паза; t – глубина шпоночного паза вала; d – диаметр вала под колесом.

Коэффициент концентрации нормальных напряжений:


Расчет редуктора , где


Расчет редуктора= 1,75 - эффективный коэффициент концентрации напряжений;

Расчет редуктора= 0,68 - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;

Расчет редуктора= 0,86 – коэффициент влияния шероховатости;


Расчет редуктора=Расчет редуктора


Коэффициент концентрации касательных напряжений:


Расчет редуктора , где


Расчет редуктора= 1,6 - эффективный коэффициент концентрации напряжений;

Расчет редуктора= 0,68 - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;

Расчет редуктора= 0,86 – коэффициент влияния шероховатости;

Расчет редуктора


Пределы выносливости в расчётном сечении вала:


Расчет редуктора Н/мм2 , Расчет редуктора Н/мм2 , где


s-1 и t-1 – пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения: s-1 = 310 Н/мм2 , t -1 = 170 Н/мм2;

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:


Расчет редуктора


Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:


Расчет редуктора


Расчётный коэффициент запаса в рассматриваемом сечении вала:


Расчет редуктора - условие прочности выполнено.


Конструктивные размеры корпуса редуктора

Толщина стенок корпуса и крышки:


δ = 0,025 . awт + 3 = 0,025 . 180 + 3 = 7,5 мм;

δ1 = 0,02 . awт + 3 = 0,02 . 180 + 3 = 6,6 мм.


Примем δ = δ1 = 8 мм.

Толщина фланцев корпуса и крышки:

- верхнего фланца корпуса:


b = 1,5 . δ = 1,5 . 8 = 12 мм.


- фланца крышки редуктора:


b1 = 1,5 . δ1 = 1,5 . 8 = 12 мм.


-нижнего фланца корпуса:


p = 2,35 . δ = 2,35 . 8 = 18,8 мм. Примем р = 19 мм.


Диаметры болтов:

- фундаментных:


d1 = 0,033.awт + 12 = 0,033 . 180 + 12 = 17,94 мм.


Принимаем фундаментные болты М20.

- крепящих крышку к корпусу у подшипника (бобышки):


d2 = 0,725 . d1 = 0,725 . 18 = 13,05 мм.


Принимаем болты с резьбой М16.

- соединяющих крышку и корпус:


d3 = 0,55 . d1 = 0,55 . 18 = 9,9 мм.


Принимаем болты с резьбой М10.

Толщина ребер корпуса и крышки:

с1 = 0,9 . δ1 = 0,9 . 8 = 7,2 мм.


Примем с1 = 8 мм.

Минимальный зазор между колесом и корпусом:


e1 = 1,2 . δ = 1,2 . 8 = 9,6 мм. Примем в = 12 мм.


Минимальный зазор между нижней стенкой корпуса и колесом:


e2 = 10*mтих = 10*2,5 = 25 мм.


Выбор способа смазки редуктора

Смазывание зубчатых зацеплений осуществляется окунанием в масло, заливаемого внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм.

Объем масляной ванны (принимается из расчета 0,6 дм3 на 1кВт передаваемой мощности):


Расчет редуктора


Устанавливаем вязкость масла:

Вязкость масла выбираем в зависимости от окружной скорости:

В быстроходной паре v= 2,58 м/с и рекомендуемая вязкость масла ν = 81,5 сСт при 500С;

в тихоходной – v = 1,24 м/с и рекомендуемая вязкость ν = 118 сСт при 500С;

Среднее значение ν = 100 сСт. Выбираем масло И-100А.

Подшипники смазываются тем же маслом за счет разбрызгивания.

Уровень масла контролируется жезловым маслоуказателем при остановке редуктора.

Выбор уплотнений

В качестве уплотнений принимаем:

Для ведущего вала: манжета 1.1-35*58-1 ГОСТ 8752-79.

Для выходного вала: манжета 1.1-55*80-1 ГОСТ 8752-79.

Выбор шероховатости поверхностей

Шейки валов под подшипники и шестерни – 1,25...2,5 мкм, под уплотнения –3,2 мкм.

Торцы буртов под подшипники и шестерни – 2,5 мкм.

Поверхность зубьев – 2,5 мкм.

Остальные обработанные поверхности – 12,5 мкм.

Канавки, фаски, радиусы галтелей на валах и колёсах – 6,3 мкм.

Отверстия под болты / винты –12,5 мкм.

Рабочей поверхности шкива - 2,5 мкм.

Выбор посадок

Посадка зубчатых колес на валы Расчет редуктора.

Посадки распорных втулок на валы Расчет редуктора.

Посадки крышек в гнезда под подшипники Расчет редуктора.

Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала k6.

Посадка шкива на вал редуктора Расчет редуктора.

Сборка редуктора

Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очистить и покрыть маслостойкой краской.

Сборка производится в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:

- на ведущий вал насаживают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 – 100 °С; на месте соединения вала со шкивом закладывают шпонку.

- промежуточный вал: надевают распорную втулку, закладывают шпонки и напрессовывают шестерню и колесо; затем надевают распорную втулку, устанавливают подшипники, предварительно нагретые в масле;

- в выходной вал напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают подшипники, предварительно нагретые в масле.

Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса пастой «Герметик» УЗО-М. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.

После этого ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.

Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают уплотнения. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.

На конец ведущего вала устанавливают шкив и закрепляют его.

Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия и жезловый маслоуказатель.

Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.

Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.

ЛИТЕРАТУРА


Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя. Куйбышев. М.: Машиностроение 1978.

Басов В.В. и др.: Чертеж – язык техники. – Куйбышев. Куйбышевское книжное издательство, 1976.

Деветериков Ю.Л. Подбор электродвигателя и муфт. Методическое пособие. ТПИ, Тольятти, 1980.

Деветериков Ю.Л. Порядок расчета передач с использованием ЭЦВМ. Методическое пособие. ТПИ, Тольятти, 1980

Денисов Г.П. Подбор шпонок, проектирование зубчатых (шлицевых) соединение с гарантированным натягом. Методическое пособие. ТПИ, Тольятти, 1980.

Денисов Г.П. Расчет планетарных редукторов с использованием ЭЦВМ. Методическое пособие. ТПИ, Тольятти, 1980.

Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин. М., «Высшая школа», 1978.

Журавлев В.В. Смазка редукторов. Тепловой расчет редукторов. Методическое пособие. ТПИ, Тольятти, 1980.

Иванов М.Н., Иванов В.Н. Детали машин. Курсовое проектирование. М., «Высшая школа», 1975.

Кудрявцев В.Н. и др. Конструирование и расчет зубчатых редукторов. М., «Машиностроение», 1978.

Орлов П.И. Основы конструирования. Справочно – методическое пособие. М., Машиностроение, кн: 1, 2, 3; 1977.

Решетов Д.Н. Детали машин. М., «Машиностроение». 1974.

Решетов Д.Н. Детали машин. Атлас конструкций. М., «Машиностроение», 1972.

Федоренко В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному черчению. Л., «Машиностроение», 1977.

Чернавский С.А. и др. Проектирование механических передач. Учебно–справочное пособие. М., «Машиностроение», 1976.

Чернин И.М. и др. Расчет деталей машин. Минск, «Высшая школа», 1974.

Мягков В.Д. Допуски посадки. Справочник. М.-Л., Машиностроение, 1980, ч. 1-я, 2-я.

Методические указания по деталям машин. Составители: Авдонченкова Г.Л., Пахоменко А.Н., Мельников П.А. Тольятти, 2005 г.

Рефетека ру refoteka@gmail.com