СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Виды активности и факторы, ее обуславливающие
2. Активизация деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных особенностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения педагогики, физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры. Воспитанием называют целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный на развитие у него способностей, отвечающих социально-политическим и нравственно-эстетическим идеалам общества. Воспитание — это область культурной деятельности людей, способ передачи, освоения и совершенствования достижений культуры. Физическое воспитание есть педагогическая система физического совершенствования человека.
В процессе физического воспитания используются разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитание как педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическим образованием школьников.
Задача физического воспитания состоит в том, чтобы каждый ученик освоил доступное ему содержание физической культуры. Следовательно, через физическое воспитание ребенок превращает общие достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т. п.). В свою очередь изменения личности школьников под воздействием физического воспитания ведут к изменениям содержания физической культуры, влияют на главные результаты физической культуры. Естественно, этот процесс происходит не изолированно от других сторон воспитания.
Физическое воспитание детей есть педагогическая система физического совершенствования ребенка. Физическое воспитание в школе является той же самой педагогической системой, но только осуществляемой в пределах школы, например, на уроках, секционных занятиях и т. д.
Физическое воспитание школьников предусматривает различные формы работы с детьми школьного возраста как в пределах школы, так и вне ее.
Основные принципы организации физического воспитания в школе изложены в «Положении о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ».
Физическое образование школьник получает в результате обучения. Впервые термин «физическое образование» получил научное обоснование в трудах П. Ф. Лесгафта. Уровень физического образования определяется путем оценки в баллах объема и качества знаний и умений. Объем и качество двигательных умений во многом зависят от уровня физического развития: как правило, чем лучше физическое развитие, тем большими возможностями обладает ученик для физического образования.
В связи с тем что физическое воспитание является единственным способом получения физического образования, последнее расценивается одной из функций физического воспитания, по которой судят об эффективности занятий физическими упражнениями.
Перечисленные задачи системы физического воспитания должны решаться комплексно на каждом занятии физическими упражнениями. Реальные педагогические обстоятельства могут временно усиливать необходимость решения тех или иных задач.
Каждый учитель физкультуры обязан руководствоваться принципами системы физического воспитания, какую бы педагогическую задачу он не решал. Можно не сформулировать для конкретного урока, например, оздоровительную задачу, но недопустимо давать ученикам нагрузки, превышающие их возможности, т. е. нарушать один из принципов. От деятельности учителя зависит полнота реализации каждого из принципов.
В данной работе затрагивается принцип активности школьников, её виды, и факторы, ее обуславливающие. Так же рассматривается вопрос активизации деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных особенностей.
Работа написана на основе обзора литературы отечественных авторов по вопросам физической культуры и спорта.
1. ВИДЫ АКТИВНОСТИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ
Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям: во-первых, направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; во-вторых, объективно оценивать результативность обучения; в-третьих, осуществлять преподавание в соответствии с особенностями учеников; в-четвертых, конструировать педагогический процесс таким образом, чтобы он отличался повторностью, системностью, последовательностью и постепенностью.
Являясь специализированной ветвью педагогики, теория физического воспитания использует общепедагогические принципы, но разрабатывает их с учетом особенностей учебного материала. Закономерности, лежащие в основе обучения, неоднородны по своим функциональным возможностям.
Наряду с принципами сознательности, повторности, наглядности, доступности, индивидуализации, научности, прочности, системности, последовательности и постепенности, одним из основополагающих является принцип активности.
Характер активности ученика является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Через сознательность к активности — такова взаимосвязь этих двух принципов. Сознательность без активности может привести к пассивной созерцательности, а активность без сознательности — к нецелесообразным действиям. Только через осознанную активность можно решить намеченные задачи.
В теории физического воспитания (как и в педагогике) активность рассматривается с двух сторон: с одной стороны, активность как черта ребенка, с другой, как характеристика его учебной деятельности. В связи с этим реализация принципа активности осуществляется на основе как общих требований к воспитанию социально активной личности, так и специфических, присущих учебно-воспитательному процессу.
Это обусловливает важность развития активности ученика через его самосознание, позволяющее более полно раскрыть потенциальные возможности в обучении. Успех в любом обучении зависит от степени активности ученика. Активность может проявляться в различных видах: в виде двигательной активности, в виде активного процесса приобретения специальных знаний, в виде стремления к самостоятельным занятиям, в виде самостоятельного создания условий для занятий, наконец, в виде проявления дисциплинированности, выдержки в любых ситуациях.
Двигательная активность отражает наиболее характерный признак обучения в физическом воспитании. Невозможно освоить даже простейшее физическое упражнение, не проявив должной двигательной активности. Уровень двигательной активности изменяется в зависимости от этапа обучения физическому упражнению: при ознакомлении с двигательным действием она будет ниже, чем при его совершенствовании. Заметно возрастает двигательная активность при сокращении сроков обучения (А. М. Дикунов).
Активный процесс приобретения знаний предусматривает осмысливание изучаемого материала, его творческую переработку для последующего применения. Активизации умственной деятельности содействует программированное обучение. Оно стимулирует умственные операции (сравнение, анализ, синтез и пр.).
Активность в виде стремления к самостоятельным занятиям должна выражаться в потребности к систематическим физическим упражнениям, к физическому самосовершенствованию. Воспитание подобной потребности содействует разрешению одной из сложнейших проблем: ликвидации дефицита двигательной активности современного ребенка.
Потребность в систематических физических упражнениях активизирует ребенка в создании условий для занятий. В конечном итоге воспитание такой активности — один из возможных путей преодоления потребительского отношения школьника к жизни. Среди факторов, определяющих активность ученика, особенное значение имеют мотивы учения и удовлетворенность.
Для каждого возрастного периода свойственна определенная иерархия мотивов, определяющих уровень активности человека (рис. 1): в дошкольном и младшем школьном возрастах (А) преобладают мотивы, связанные с удовлетворением биологических потребностей (I); в среднем и старшем школьных возрастах (Б) — с удовлетворением потребностей общения и познания (II); в юношеском возрасте и у взрослых (В) —с удовлетворением социальных потребностей нравственного порядка (III), значительно активизирующих деятельность. Удовлетворенность как фактор, влияющий на активность ученика, проявляется в различных формах: удовлетворенность взаимоотношения с учителем и товарищами по учебе, удовлетворенность успехами и перспективами обучения, удовлетворенность самим процессом движений и внешними условиями их обеспечения и пр. Уровень активности не имеет прямой положительной зависимости от меры удовлетворенности. Например, успехи в обучении могут привести как к повышению активности, так и к ее снижению (самоуспокоенность); удовлетворение самим процессом движений может вылиться, по образному выражению А. С. Макаренко, в «зоологические действия».
Реализуя принцип активности, необходимо придерживаться ряда правил:
1. Предъявляемые требования должны учитывать характер мотивов, которыми руководствуется ученик. Если у ребенка доминируют мотивы, мешающие выполнению учебных задач (например, «просто побегать»), то следует использовать эти мотивы таким образом, чтобы они стали содружественными мотиву более высокого уровня (например, научиться выполнять новое действие). Для этого используются игровой и соревновательный методы, оценивание учителем выполнения учеником задания, оценивание учеником выполнения задания товарищем; самооценивание и пр.
2. Активность ученика имеет прямую зависимость от доступности предъявляемых к нему требований (см. «Принцип доступности») .
3. Стимулирование активности может быть достигнуто через осознание учеником преемственной связи между изучаемыми двигательными действиями: не освоив данное действие, трудно будет изучить последующее (см. «Принцип последовательности»).
4. К повышению и поддержанию должной активности следует идти от развития у ребенка интенсивного и устойчивого внимания. Для этого прибегают к активным методам обучения, стимулирующим сознание ученика, исключающим механическое заучивание.
5. Содействовать проявлению активности не только в приобретении знаний и навыков, но и в формировании умений использовать их в различных условиях, ориентироваться в сложных ситуациях двигательной деятельности и т. п.
6. Учебно-воспитательный процесс следует организовывать таким образом, чтобы активность каждого ученика направлялась на коллективную деятельность.
7. Активность ученика не должна противопоставляться руководящей роли учителя. Поэтому все педагогические воздействия на ученика необходимо осуществлять так, чтобы ученик свою активность расценивал как проявление личного желания, а не как подчинение воле учителя.
2. АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Из совокупности обязательных уроков в младших, средних и старших классах (два урока еженедельно) складывается основа системы учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура». Урочная форма занятий является также основной на факультативном курсе по этому предмету для учащихся VII-Х классов и во внеклассной работе школьных спортивных секций и секций общей физической подготовки. Уроки физкультуры в школе непосредственно организует и проводит штатный учитель-специалист (в старших классах - двое учителей). Он руководит деятельностью учеников на уроке, привлекая из числа их заранее подготовленных помощников (физкультурный актив класса). Контингент учащихся на уроке строго однороден по возрасту и подразделяется на группы в зависимости от уровня физической подготовленности, состояния здоровья и половых особенностей. Все это создает благоприятные условия для качественного решения учебно-воспитательных задач.
Школьный урок физкультуры строится в соответствии с общими положениями, определяющими формы занятий в физическом воспитании.
В зависимости от преимущественной направленности различают уроки освоения нового учебного материала - учебные уроки, уроки совершенствования освоенного - тренировочные уроки (в узком смысле слова) и контрольные уроки.
По составу привлекаемых средств различают уроки с однородным материалом и комплексные уроки. В младших классах преобладают комплексные уроки, в старших - преимущественно с однородным материалом. На первых этапах школьного физического воспитания уроки больше направлены на освоение нового учебного материала, затем все больше преобладают уроки смешанного типа (с сочетанием углубленного разучивания двигательных действий, совершенствования усвоенных, развития физических качеств) и тренировочные уроки.
Рационально организованное занятие состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной. Их общая продолжительность в рамках школьного расписания - 45 мин. (в определенных случаях допускаются сдвоенные уроки).
Первая, подготовительная, часть урока используется главным образом для того, чтобы организовать учеников, психологически настроить их на сознательное, активное овладение учебным материалом и выполнение других задач в данном уроке; функционально подготовить организм занимающихся к последующим, более интенсивным и значительным нагрузкам в уроке. Вместе с тем для подготовительной части школьного урока физической культуры характерно, что она имеет не только сугубо вспомогательное значение, но в ней решаются и относительно самостоятельные задачи (формирование и закрепление навыков в строевых и порядковых упражнениях, навыков сохранения правильной осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-связочного аппарата и др.).
Начиная урок в I и II классах, учитель сам подает первые организующие команды. С III класса в начале урока класс выстраивается под руководством физорга или дежурного, который затем рапортует учителю по установленной форме. Один из важнейших моментов действий учителя в подготовительной части - постановка задач на данный урок. При этом необходимо четко подчеркнуть выдвигаемых задач, пробудить у учеников стремление к активной деятельности. В то же время не следует слишком детализировать задачи (они будут конкретизироваться по ходу урока перед каждым отдельным видом заданий). Сообщать задачи необходимо не только в доступной, но и в интересной форме, учитывая возраст школьников.
Для начальной организации класса обычно требуется лишь несколько минут, после чего переходят к подготовительным упражнениям. В качестве таковых чаще всего используют ритмичную ходьбу и перестроения, разновидности ходьбы (ходьба окрестным шагом, в приседе и т. д.), кратковременные пробежки, танцевальные шаги, общеподготовительные гимнастические упражнения для основных мышечных групп и упражнения, «подводящие» к основным двигательным действиям в уроке.
Общеподготовительные гимнастические упражнения особенно важны в уроках с учащимися младшего и среднего школьного возраста, поскольку не только обеспечивают активизацию функций организма, но и содействуют формированию правильной осанки и координации движений.
У старшеклассников значительное место в подготовительной части урока занимают специально подготовительные, в частности подводящие, упражнения, с помощью которых направленно создают предпосылки для выполнения в основной части урока технически сложных действий. Подготовительная часть при этом все больше приобретает характер специализированной разминки.
При организации класса для выполнения упражнений пользуются различными формами построений: в разомкнутых колоннах, в двух противостоящих шеренгах, в парах и т. д. Примерное число видов упражнений - от 6-8 (в I-III классах) до 10-12 (в старших классах). Обычно среднее число повторений каждого упражнения составляет примерно 6-12 раз. Упражнения должны быть по преимуществу динамичными и охватывать основные группы мышц. Важно следить, чтобы они выполнялись с правильной осанкой и ритмичным глубоким дыханием. Нагрузку следует дифференцировать в зависимости как от возраста, так и половых различий (с IV класса) учащихся. Упражнения можно проводить под образный рассказ и показ учителя, под счет, по объяснению учителя с подсчетом учениками такта «про себя», по обусловленному заданию (когда внимание упражняющегося обращается главным образом на результат действия), с установкой на соревнование («кто, какая колонна, какая группа проделает упражнение лучше»).
Общая длительность подготовительной части урока колеблется чаще всего в пределах 8-12 мин.
Основная часть урока может иметь относительно простую структуру (когда содержание урока однородно - например, подвижная игра) и сложную, состоящую из нескольких подчастей - по числу основных упражнений или видов деятельности, включает прыжки в высоту, тренировочный бег).
Состав упражнений в основной части комплексного урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние, причем, сочетая упражнения, надо использовать возможность положительного переноса двигательных навыков и не допускать тормозящего действия отрицательного переноса. Обучение новым, особенно технически сложным, двигательным действиям проводят обычно в начале основной части, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки - в середине или ближе к концу основной части.
Число повторений отдельных упражнений зависит от задач урока, степени сложности заданий, их общего количества в уроке, условий, в которых проводится занятие, и методов организации учащихся. Если каждый учащийся успевает выполнить упражнение лишь 1-2 раза, это, как правило, признак неверной организации урока. Общая продолжительность основной части урока обычно не менее 25 мин.
Заключительная часть школьного урока физкультуры используется как для физиологически оправданного завершения его (постепенный перевод организма учеников из состояния повышенной функциональной активности в состояние близкое к исходному), так и для создания определенных предпосылок к последующим занятиям, в том числе и к следующему уроку по другим предметам (если он, разумеется, предусмотрен школьным расписанием). В последнем случае требуется завершить урок физической культуры так, чтобы не только не препятствовать, но и содействовать переключению на иную учебную деятельность.
В заключительной части обычно применяются строевые и порядковые упражнения, дыхательные упражнения, упражнения для снятия мышечной напряженности, упражнения на внимание и другие упражнения, не связанные с интенсивными нагрузками (включая и спокойные игры - главным образом в младших классах). В конце урока учитель кратко подводит его итоги, оценивает дисциплину, общие успехи и недостатки, сообщает или напоминает о задании на дом.
Задания на дом можно давать всему классу, группам учеников и отдельным ученикам по ходу урока для закрепления и частичного освоения пройденного материала, совершенствования физических качеств, предупреждения или исправления некоторых отклонений в физическом развитии, а также в целях содействия организации содержательного и здорового досуга детей вне школы (комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминут во время приготовления уроков дома, примерные игры для проведения их со сверстниками и т. д.). Содержание заданий на дом должно быть, естественно, доступным и не связанным с опасностью травматизма и перегрузки.
Средняя продолжительность заключительной части урока - до 5 мин. в младших классах и до 2-3 мин. в старших.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическим образованием называется процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. Физическое образование предусматривает не только накопление школьником знаний и двигательных умений, но и формирование умений пользоваться ими в жизни (включая умения передавать свои знания и опыт другим) и самостоятельно овладевать физическими упражнениями
В школьных уроках физкультуры решаются основные задачи, предусмотренные программами по этому предмету и в целом по физическому воспитанию школьников. Задачи в системе уроков конкретизируются с учетом возрастных особенностей учащихся, динамики их физической подготовленности за время обучения в школе, а также места урока в периодах учебного года, взаимосвязей между разделами учебного материала и других обстоятельств.
С помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.
Различают несколько видов активности, проявляемых учащимися во время занятий. Познавательная активность связана с проявлением учащимися внимания, восприятием ими учебного материала, с осмысливанием информации, с её запоминанием и воспроизведением.
Двигательная связана с непосредственным выполнением физических упражнений. Оба вида активности предполагают психическую активность, которая отражается в моторной активности. Управляя этой активностью учащихся на уроке, преподаватель стимулирует организованную активность, сокращая до минимума неорганизованную. Организованная двигательная активность учащихся определяет моторную плотность урока физкультуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.— М.: Физкультура и спорт, 1978.
Введение в теорию физической культуры/Под ред. Л.П. Матвеева.— М.: Физкультура и спорт, 1983.
Гугин А.А. Уроки физической культуры в I—III классах.— М.: Просвещение, 1977.
Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы (последнее издание).
Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре.— М.: Просвещение, 1986.
Очерки по теории физической культуры/Под ред. Л.П. Матвеева.— М.: Физкультура и спорт, 1984.
Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ (последнее издание).
Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта.— М.: Физкультура и спорт, 1974.
Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителей/Сост. В.П. Богословский.— М.: Просвещение, 1984.
Теория и методика физического воспитания. Учебник для ТЗЗ ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева.
Управление физической культурой и спортом: Учебник/Сост. И.И. Переверзин, Н.Н. Бугров, Я.Р. Вилькин и др.- М.: Физ-ра и спорт, 1987.
Уроки физической культуры в IV—VI классах/Под ред. Г.П. Богданова.— М.: Просвещение, 1984.
Уроки физической культуры в IX—X классах средней школы/Под ред. Г.П. Богданова.— М.: Просвещение, 1987.
Уроки физической культуры в VII—VIII классах средней школы/Под ред. Г.П. Богданова.— М.: Просвещение, 1986.