ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Основными задачами при подготовке детей к школе являются:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
5. Увлечение объема внимания и памяти.
6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Таким образом, одной из важнейших задач при подготовке детей к школе является формирование приемов умственных действий.
ПУТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРИЕМАМИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В умственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработку приемов умственной деятельности. Овладение приемами умственной деятельности осуществляется практически и теоретически. Практический путь представляет собой усвоение приемов в результате многократного повторения одних и тех же ситуациях. В этом случае остается в тени собственная умственная деятельность, внимание отражается лишь на содержание умственных действий. Теоретический путь овладения приемами умственной деятельности состоит в обучении этим приемам, когда обучающийся управляет своей интеллектуальной деятельностью.
В любом задании внимание дошкольников направлено на конечную цель, на результат деятельности, меньше - на способы её выполнения. Это объясняется, с одной стороны, возрастными особенностями психики детей, с другой – несформированностью учебной деятельности. Для возникновения мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий необходимо подвести их к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии последовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировка сознания ребенка с конечного результата деятельности на способы её выполнения приведет к осознанию им своих действий.
Таким образом, обучение дошкольников способом и приемам выполнения учебного задания способствует совершенствованию их мыслительной деятельности.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, проводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Именно развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
Развивающие игры разнообразны по содержанию; они как все игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
1. Игры, направленные на развитие сенсорики
- Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д.
- Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори», «Палочки»
- Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что...», «Путаница»
2. Игры, способствующие развитию мелкой моторики:
«Рамки Монтессори», «Сложи узор», «Танграм»; игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров. В эту группу входят и графические игры («Штриховка», «Лабиринт»).
3. Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности:
Различные модификации игры «Что изменилось?» (на предметах, картинках, позах играющих детей), «Внимание» и т.п.
4. Игры на развитие мышления:
- Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления:
«Сложи узор», «Сложи квадрат», «Палочки», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кукольная комната», «План и карта», «Кирпичики», «Чего не хватает», «Найди лишнее», «Продолжи ряд», и т.д.
- Начальные математические представления: "Точечки", "Дроби"
- Игры на классификацию и обобщение: игры с мячом, «Что чем было», «Что лишнее», «Блоки Дьенеша», и др.
- Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумыванием разнообразных символов «Погода», «Человечки», «Вывески», «Зарисуй сказку» и т.д.
5. Игры, направленные на развитие фантазии:
«Мешок гнома», «Цветные подарки», «Дорисуй фигурку», «Кляксы», «Танграм», «Монгольская игра».
6. Развитие речи, пересказ и сочинение сказок:
«Антонимы», «Опиши предмет», «Составь рассказ», «Что случилось потом?», «Что было и что будет?», «Хорошо-плохо», и т.д.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работу по данной теме я начинала с детьми младшей группы.
Проведя анализ умственных способностей детей данной группы, я установила, что у детей (Насти И., Феди К., Майи Ф., Лени Н.) наряду с наглядно-действенным мышлением начали формироваться элементы наглядно-образного мышления и простейшие виды речевых суждений. Сенсорное развитие у детей сформировано не у всех. Подбирать предметы и группировать их по признакам цвета, формы и величины не могли многие дети.
Большинство детей данной группы (Надежда, Майя, Леня, Дима) не умели выделять в предмете его составные части, затруднялись сопровождать свои действия речью. Так же они не владели видами поисковых практических проб при решении поставленных перед ними задач.
Не все дети (Артем Г., Степа Х.,) владели обследовательскими действиями и не умели их применять на практике.
Умственные способности детей находились на первой стадии развития.
В процессе работы были поставлены следующие задачи:
1. Продолжать ознакомление с признаками, по которым происходит упорядочение объектов и обучение их обозначениям (цвет, форма).
2. Формировать три фактора мышления, которые лежат в основе логико-понятийного развития - классификация, сериация и понятий о сохранении:
а.) упорядочение предметов по различным признакам (классификация по признаку качеств);
б.) выстраивание упорядоченных последовательных рядов (по величине) - сериация;
в.) сравнение групп по количественному составу (в пределах 5);
г.) сравнение двух рядов с одинаковым количеством членов (усвоение представлений о постоянстве количества).
Учить детей овладевать действиями замещения и наглядного моделирования.
Развивать творческое воображение.
Работу по данной теме я основывала на занимательном математическом материале, т.к. он эмоционально захватывает детей, а процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Вооружая детей схемой и направлением анализа занимательной задачи, поиск решения они искали сами. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:
а.) практическими (действия в перекладывании и подборе);
б.) мыслительной (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).
Систематическое решение задач таким способом развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, а также формируются умственные способности; логика мысли, рассуждения, действия, гибкость мыслительных процессов. Но положительный результат может быть достигнут лишь тогда, когда занимательная задача доступна ребенку. Поэтому при выборе материала необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания необходимо руководствоваться следующими принципами:
- на первом этапе этой работы при проведении игр руководящую роль необходимо взять на себя: познакомить детей с новой игрой; объяснить правила игры,
- положительно оценивать ответы детей, поощряя самостоятельность ребенка,
- требование к правильным и четким ответам повышать постепенно, чтобы не снизить активности, непосредственности в высказываниях детей;
- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий
- сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.
Чтобы заинтересовать детей и поддержать интерес к игре, занятия я проводила в игровой форме, т.к. радость, полученная от игровой деятельности, постепенно переходит в радость учения.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ РАБОТЕ С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ
Чтобы вовлечь детей в игры я использовала различные игровые приемы:
1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д.
Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации.
2. Нравятся детям и путешествия в «страну сказок»
3. Игры-соревнования:
- кто быстрее разложит по цвету?
- кто быстрее сложит или зарисует узор?
- кто быстрее соберет квадрат из отдельных частей, сложит круг и т.д.
- кто больше обведет разных или одинаковых фигур; кто больше на одинаковых по формату листах расположит геометрических фигур и т.п.
4. Игры с двумя подгруппами (по 3- человека). Каждая подгруппа получает свое задание, а потом они меняются местами.
Разделить детей на две команды можно, используя разные приемы: по цвету с помощью геометрических фигур, карточек с цифрами и точками и т.д.
5. «А в какую игру ты сегодня хочешь поиграть?»
Индивидуальные задания.
Игры по выбору самого ребенка.
Развивая у детей логическое мышление, я использовала приемы наглядного словесного и практического методов.
Формы работы: подгрупповые (по 6-8 детей) и индивидуальные для большего контакта воспитателя с ребенком. Продолжительность занятия 15-20 минут.
Вывод: Однако работа над изучаемой темой не ограничивается одним лишь занятием, а включает в контекст всех других видов деятельности.
В результате систематической работы с детьми младшего дошкольного возраста задачи, поставленные в начале работы, в основном выполнены.
Был вызван интерес к играм математического характера.
Сенсорное развитие детей сформировано соответственно возрасту. Все дети умеют выделять в предметах основные части. Речь детей более развита, но недостаточно, поэтому на будущее следует это учесть и включать больше словесных игр в последующую работу. Все дети владеют практическими видами поисковых проб. Мыслительными видами поисковых проб овладела большая часть детей. Все дети владеют обследовательскими действиями, и умело применяют их на практике. Развитие творческого воображения соответствует возрасту. Но дети еще не владеют действиями замещения и моделирования.
Итоги работы с детьми дали предпосылки для продолжения работы по формированию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников». Санкт-Петербург. «Акцидент». 2000 г.
Никитин Н.П. «Развивающие игры для детей». Справочник М. «Гомо». 2001 г.
Столярова А.А. «Давайте, поиграем». Москва. 1991г.
Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи детей». Москва. 1988 г.
Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников». Санкт-Петербург. «Акцидент». 1997 г.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей». Ярославль. 1996 г.
Синицина Е. «Умные пальчики». Москва. 1998 г.