РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«РОЛЬ СЕМЬИ
В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
К ШКОЛЕ»
ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНТКА ФАКУЛЬТЕТА РГФ
3 КУРСА 310 ГР.
ГОРЕЛКИНА НАТАЛИЯ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ДОЦЕНТ,
КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
ШЕБУНЯЕВ А.Г.
ТАМБОВ, 2000
ПЛАН:
Введение.
1. Содержание воспитания дошкольника в семье:
1.1. Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности.
1.2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у
дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном
коллективе.
2. Роль режима будущего школьника.
3. Развивающие игры и формирование интеллектуального развития.
4. Советы родителям.
5. Заключение. Психологическая готовность к школе.
6. Список используемой литературы
7. Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд, первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.
В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:
1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.
2. Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.
3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.
В данной работе использованы следующие методы:
. анализ научно-педагогической и методической литературы;
. педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с родителями и детьми).
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.
И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
1. Содержание воспитания дошкольника в семье: нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности
1. Нравственное воспитание дошкольников в семье.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка
волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.
Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии
родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении
затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют
проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы
социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких
качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность,
организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно- волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка- дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.
2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном коллективе.
Численность детей в детских садах резко сократилась. Для многих родителей плата за детский сад недоступна. Мамы и папы вынуждены воспитывать ребенка в домашних условиях, зачастую лишая его при этом необходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители, не удовлетворенные качеством услуг массовых дошкольных учреждений, имеют возможность прибегнуть к помощи «домашних воспитателей», частных дошкольных учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать собственное превосходство над другими, не имеющее ничего общего с чувством собственного достоинства или развитием индивидуальности.
Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места формированию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если чувствую признание со стороны своего окружения.
Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых проявлениях коллективистической направленности.
Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную
степень коллективистической направленности. Это в какой-то степени
объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим
знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью
выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит,
не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех
своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок
почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы
удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А
дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо
«завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено
удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его
уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется
направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.
Но все же преодолеть ее можно. И это является главной задачей для тех родителей, которые не хотят видеть своих детей в будущем эгоистами. На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
И еще, на мой взгляд, каждый ребенок должен пройти «школу детского сада». По многим причинам, и главная из них – именно в детском саду ребенок учится жить среди людей.
1. Роль режима будущего школьника.
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.
Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться
его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников:
твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку,
воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.
Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.
Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок
включается в систематический учебный труд, у него появляются новые
обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.
Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к
обучению в школе.
Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.
Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.
Развивающие игры и формирование
интеллектуального развития
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра
– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми.
В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.
Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.
В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.
Родителям понятна бывает необходимость объяснить ребенку, особенно
младшего дошкольного возраста, некоторые процессы бытовой деятельности
(подготовка к еде, сну и т. п.), в то время как игра не осознается ими в
должной мере.
Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек.
Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.
Одним из недостатков семейного воспитания является стремление
родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них сын или
дочь. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем
детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор.
Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные,
двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы, полу
готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.
От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен.
Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.
Всего этого трудно (а может быть, даже невозможно) достичь скучными и утомительными для ребенка «домашними уроками». Куда лучше организовать игры- занятия, которые ребенка увлекут, будут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными – но все-таки «дошкольными».
Задания этого раздела весьма серьезны по своему содержанию, но они даны в форме дидактических игр. Они направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. Акцент сделан на обучение планированию и последовательному проведению намеченного плана в жизнь, на формирование целенаправленного поведения. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр, адресованных этому возрасту, много чисто словесных. Некоторые из них специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства.
Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что
хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить
читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать
, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь
попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п.
Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в
доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее
самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии
с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее
воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого
лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но
это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от
возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых
в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще
использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае
нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных
взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать
поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в
подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские
возможности младших дошкольников незначительны.
Игры детей среднего и старшего дошкольного возраста уже не требуют участия взрослых, но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как играют дети.
Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные
явления окружающей жизни, например играм в «войну», в «пьяных», в
«милиционеров и жуликов» и т. п.? Дело тут не в детской испорченности, как
иногда думают взрослые, а в том, что игры с подобными сюжетами позволяют
ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство
опасности. Так же дошкольники любят слушать «страшные» истории, именно
потому, что, сопереживая, они испытывают те сильные чувства, которые в
обыденной жизни им испытывать не приходиться. Следовательно, нужно
переключать детей на игры, которые дали бы им возможность проявить
смелость, ловкость, находчивость, пережить радость победы. Это прежде всего
игры соревновательного характера. Такими являются большинство народных
подвижных игр. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие
и ребятам доставляют огромную радость.
Для дошкольников наиболее предпочтительны игры, направленные на развитие следующих познавательных процессов (см. Приложение 1):
- памяти;
- мышления;
- логического мышления;
- внимания;
- воображения.
2. Советы родителям.
Совет – наставление, указание, предложение, как поступить; рекомендация… Так раскрывается в словарях значение этого слова.
Возникает вопрос: почему советы, предлагаемые учеными и практиками воспитателями детского сада, оказываются непригодными для мам? Очевидно, потому что воспитатели и мамы руководствуются разными «законами» в воспитании дошкольников.
Жизнь воспитанника детского сада организуется в соответствии с режимом дня, который рассчитан таким образом, чтобы педагог успел справиться с пятнадцатью и более детьми, причем с учетом их потребностей и возможностей.
В семье же «законы» диктует быт. А он не починяется ни возможностям, ни потребностям младшего члена семьи. Мама признает право малыша удовлетворять свои потребности в игре, в общении, познании, самоутверждении. Но на практике, вынужденная выполнять череду ежедневных бытовых обязанностей, она не находит времени для специальных занятий с ребенком. И, как следствие, возникают конфликты. Вот один из типичных примеров.
Мама сообщает дочке: «Одевайся, пойдем в магазин». В ответ слышит6
«Не хочу… Не пойду!» мама в сердцах заявляет: «Ну и оставайся дома, а я
пойду одна!» однако тут же в ее воображении проносятся картины того, что
может случиться с ее дочкой, пока она отсутствует: возьмет спички – будет
пожар, выйдет на балкон – упадет. И принимается безапелляционное решение:
«Одевайся, нечего разговаривать… Мне некогда!» ребенок плачет или в какой-
нибудь другой форме выражает свой протест против насилия со стороны
взрослого.
А если попробовать иначе? Вернемся к началу конфликта.
Мама. Одевайся, идем в магазин.
Дочь. Не хочу! Не пойду!
Мама. А… ну ладно, не пойдем. Хлеба-то нет? Перетерпим, без хлеба поедим. Пап придет, скажет: «Есть хочу», - но обеда нет. сегодня обойдемся без обеда (тоном сочувствия), не одевайся, никуда не пойдем.
Дочь. А молока надо?
Мама (вздыхая). Конечно, да и картошки маловато.
Дочь. Мама, а давай еще масло купим!
Мама. Правильно, надо и масла купить (тоном делового сотрудничества), поможешь мне донести.
Сопротивление дочери переходит в обсуждение совместных дел. Надо заметить, что ссора с ребенком занимает больше времени, чем разговор с ним как с партнером по совместному выполнению бытовых дел. Поэтому мама, рассуждая, складывая пакеты в сумку, пересчитывая деньги, с радостью обнаруживает, что ее пятилетняя «скандалистка» в хорошем настроении готова сопровождать ее.
Итак, совет маме, данный воспитателем, призван смягчить ситуацию бытового конфликта, предупредить применение нажима, насилия над ребенком, разрушающих любовь и уважение членов семьи друг к другу.
Да, надо искать согласия с ребенком, чтобы не потерять контакта с ним. Каждый конфликт уносит время и нервы. А игра, юмор поднимают планку взаимоуважения, углубляют любовь и заботу друг о друге.
Самое отвратительное, самое презренное свойство, рано развивающееся в
человеке, – жадность. Неудержимое и все возрастающее стремление подгребать
под себя (что именно – неважно!) еще, еще, является источником многих бед.
Жадный почти всегда бывает и завистливым. Жадный завистник способен на
обман, двуличие, предательство.
Учите малыша делиться с вами, сами делитесь с ним. Научите малыша движению руки от себя, воспитаете в нем зародыш щедрости, считайте – сделано очень многое для его будущего счастья. На втором по отвратительности месте стоит вранье. Правдивость – основа доверия. А без доверия не бывает ни дружбы, ни любви. Чтобы ребенок не вырос вруном, первое и основное, на мой взгляд, что нужно делать родителям – никогда его не обманывайте. Обещали – сделайте. Воспитание примером надежнее воспитания одними словами.
И еще: учите малыша помогать вам. И не дрожите над каждым его шагом: ой, ошпарится, ой, оцарапается… Жизнь без риска невозможна. Неужели вы бы хотели превратить существование своего ребенка в стерильно бездеятельное присутствие на земле? Нет? Значит, пусть берет в руки и молоток, и щетку, и ножик… И единственное что от вас требуется: присматривайте за ним и помогайте, но не слишком навязчиво, давайте ему свободу действий.
Активные дети. Не всем мамам это нравится. «Никакого сладу с ним нет. минуту не посидит спокойно. Уж как отец с ним строг, каждый раз прикрикнет и в угол поставит – а толку чуть. Сразу из угла выбегает. А в садике как безобразничает – особенно когда тихий час – прыгает, петухом кричит, подушками в ребят кидается. В общем, хулиган».
И таких «хулиганов» много, воспитывать их трудно, особенно в
коллективе. Но приклеивать к ним ярлык «хулиган» несправедливо. То, что они
не могут спокойно сидеть во время занятий, спать во время дневного сна, что
они носятся на велосипедах, мешая играть другим детям, и т.п. – не их вина.
Часто такие ребята стараются вести себя хорошо, но долго оставаться в
неподвижности они не в состоянии.
Повышенная подвижность – или, как ее называют врачи, двигательная расторможенность – во многом врожденная особенность, определяемая типом протекания нервных процессов человека. Но справиться с этим можно правильным воспитанием.
Давайте представим себе два варианта воспитания.
I вариант. Ребенка непрерывно одергивают, наказывают за чрезмерную непоседливость. Специально дают ему длительные задания, требующие особенной усидчивости: пусть привыкает! И малыш оказывается в затруднительном положении: он при всем желании не может действовать так, как хотят взрослые. Протест ребенка часто выражается в намеренном игнорировании указаний взрослых. А нервная система малыша, и без того не слишком устойчивая, расшатывается еще сильнее, что вызывает… повышение двигательной расторможенности.
II вариант. Родители, учитывая особенности своего сына (дочери), стараются общаться с ним ровно и спокойно. Сводят до минимального количество запретов, но тех, которые выработаны, придерживаются последовательно и неукоснительно. Ни в коем случае не допускают перевозбуждения ребенка. Учат выполнять до конца вначале самые кратковременные задания, со временем – все более длительные. Стремятся заполнить время ребенка самыми разнообразными заданиями – благодаря их частой смене малыш будет все делать с интересом, а значит, и достаточно целенаправленно и «усидчиво».
Не стоит уточнять, какой вариант наиболее подходит для воспитания.
Однако следует помнить, что путь этот долог и труден. Но потом вы с
удовольствием пожнете плоды своего труда.
Заключение
Как быстро пролетает дошкольное детство! Казалось, совсем недавно малыш еще не умел как следует одеваться, заправлять кровать, аккуратно есть, очень переживал, что мама уходит и оставляет его в детском саду с незнакомыми взрослыми и детьми. Были и слезы, и капризы. А сколько серьезных размышлений, постоянных сомнений родителей: «Нужно ли было отдавать его в детский сад? Действительно ли малышу там хорошо? Внимательны ли к нему взрослые? Не обижают ли дети?» но заботливый, добрый взгляд воспитателя вселял надежду. Сейчас уже не хочется вспоминать внезапно налетавшие болезни, все эти инфекции и вирусы, вызывавшие столько тревог и волнений, и постоянный червячок сомнений: «Это все из-за того, что ходит в детский сад, не ходил бы, так и не болел». И после болезней снова периоды привыкания к режиму детского сада… Но малыш подрастал, и родители с приятным удивлением отмечали изменения в нем. Сейчас уже не вспомнить, что однажды поразило больше: самостоятельно слепленная им из пластилина крепкая морковка или упорное желание застегнуть все пуговицы на новой куртке, а может быть, горсть его любимых конфет, протянутая девочке из группы, и его такое радостное: «Оля, на! Вкусные очень!» Карандаш стал увереннее держать, считать может уже до 10, песенки и стихи новые выучил, сам завязывает шнурки, цветы поливает. Да разве все перечислишь?
Постепенно отступила тревога за малыша. Он уже многое делал
самостоятельно, у него появились друзья в группе, и воспитательница уже на
втором месте после мамы, так часто он упоминает ее имя дома. Благодатное
время для родителей. Можно идти на работу и быть спокойными за ребенка: ему
интересно в детском саду и уютно. Но вот на горизонте замаячила школа.
Конец спокойствию родителей.
«Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами. Контрольными, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает только при мысли, что все это позади и никогда уже не повторится. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не вызвало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем более.
«В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» – тревожатся
родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному
учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые
серьезно встает вопрос: чему детский сад и они сами, родители, научили
ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к
интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать
его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка
чтению, счету, письму. Сколько сетований при этом на неусидчивость,
невнимательность малыша. «Как же трудно ему будет в школе!» – подчас
восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном
благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают
учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко
возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго
заниматься, когда хочется гулять, играть, то что же будет в школе? И
упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут-то и
начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению
в школе. А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями:
«Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носится не будет»,
«опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с
двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни
разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.
Очень важно психологически подготовить ребенка к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в
известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,
находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно
- родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и
сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя
обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже
развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности
ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К
концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная
готовность к учению в школе.
И.Ю.Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Моя подготовка к школе проходила в подготовительной группе детского сада, где я научилась читать, писать, считать. Большое внимание уделялось пересказам текстов, описанию произведений живописи, развивающим играм.
Положительными аспектами такого обучения можно считать постепенную и
систематическую подготовку к физическим и умственным нагрузкам в школе.
Отрицательными – отсутствие дифференцированного подхода к обучению.
Что же посоветовать родителям? Избегайте ненужной спешки. Почти за
год до поступления выберите школу с учетом специализации, платы за
обучение, места расположения, удаленности от дома, особенностей пути до
школы. Подумайте, справится ли ваш ребенок со всеми этими трудностями? Ведь
часто мы, взрослые не помним с каким трудом нам давались первые рассказики,
как путались буквы, пропускались слова, как упорно «не хотели» складываться
«в голове» числа и как часто становились неуклюжими пальцы и падала на пол
ручка когда надо было написать ряды ровных палочек, кружочков… Конечно,
сейчас вы это все уже умеете, и от этого так сложно понять трудности
малыша. Но не спешите укорять его, сдержите эмоции, может быть, почти не
веря, скажите ему и себе: «Все получится, вот увидишь! Еще немного
постараешься, и будет лучше выходить!»
Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться.
Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы образования.
Одна из задач дошкольного воспитания – подготовка детей к школе.
Воспитатель в детском саду только совместно с родителями может подготовить
ребенка к новой ступеньке его жизни: культура еды, общения и
взаимоотношений, культура речи, трудолюбие, умение слушать музыку и ценить
произведения искусства, красоту и богатство природы – все это имеет большое
значения не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко
О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, №8.
2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 1972.
4. Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994,
№8.
5. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). – М.,
1987.
6. Буре Н.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
8. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа. – М., 1994.
9. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно: (развитие творческих способностей детей) – М., 1992.
10. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада
/Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.
Виноградовой. – М., 1989.
11. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М., 1975.
12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983.
13. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.
14. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. – М., 1979.
15. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 1980.
16. Они пойдут в школу / Брагина В.Д., Языкова Т.А. Под ред. В.Г.
Маралова. – М., 1987.
17. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. – М., 1996.
18. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В.
Новинников. – М., 1990
19. Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.
/ Под ред. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1991.
20. Чейпи Дж. Готовность к школе. – М., 1992.
Приложение 1
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
«Опиши по памяти»
На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т. д.
«Найди картинку»
На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического.
«Пары картинок»
Подберите 7 – 8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу.
Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой
нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома
рядом с изображением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1- 2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1 – 2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания или отдаляя связи между ними. Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.
«Пары слов»
Это вариант игры «Пары картинок». Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5 – 6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете такие пары: кошка – молоко, мальчик – машина, стол – пирог и т. п. – и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
«Собери пирамиду»
Вам понадобиться обычная большая пирамидка, состоящая из 8 колец разного размера, основания и верхушки. Кроме того, вам потребуется приготовить 5 – - 7 карточек (из картона или плотной бумаги) со схематическими рисунками разных, на первый взгляд непривычных, вариантов собранной пирамидки. Рисунки могут быть такими:
Пусть ребенок разберет свою пирамидку и сложит ее по одному из этих рисунков.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Поезд»
Вам потребуются 10 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы и ребенок берете по 5 картинок. Вы говорите ребенку:»Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки должны быть тоже скреплены. Мы кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой нарисована тарелка, потому, что тарелка и ложка – посуда».
Картинки можно класть в любом порядке. Главное, чтобы ребенок объяснил свое скрепление.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
«Что изменилось?»
Поставьте перед детьми 3 – 7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Съедобное – несъедобное»
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Замри»
По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Какая бывает собака?»
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
«Нарисуй по описанию»
Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него
треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая».
Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению.
Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а
потом нарисовать его.
Приложение 2
Советы родителям
Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
В процессе работы над темой, я наблюдала за методикой воспитания
детей-дошкольников в двух семьях. Принцип воспитания одинаков: любовь,
забота и внимание, но в каждой из семей он различается. В одной – всю
ответственность по воспитанию и развитию ребенка родители переложили на
«плечи» детского сада и бабушек с дедушками. Сами же они постоянно
недовольны тем, что ребенок делает, как он себя ведет, ставят ему в пример
окружающих его детей, запугивают «бабаями» и «злыми дядьками». Во второй же
семье, родители сами воспитывают ребенка. Мама с папой стараются не кричать
на ребенка, разговаривать с ним спокойным, ровным голосом. Но и здесь
отсутствует умение слушать малыша.
И в обеих семьях родителей беспокоит, что ребенок не обращает внимания на сделанные замечания, игнорирует их. А почему он должен это делать, если видит по поведению родителей, что слушать человека не обязательно, если тебе это не интересно?
Основная задача родителей детей-дошкольников, на мой взгляд, это научить ребенка быть усидчивым, уметь слушать, быть внимательным. Ведь в школе ему придется проводит много времени за партой.
И вот, на основе наблюдений, я сделала некоторые выводы, которые, надеюсь, помогут мне в работе с детьми и помогут родителям в воспитании своего ребенка, подготовке его к школе.
|ДЕЛАЙТЕ | |НЕ ДЕЛАЙТЕ |
|Радуйтесь Вашему малышу | |Не перебивайте ребенка, не говорите,|
| | |что Вы все поняли, не |
| | |отворачивайтесь, пока малыш не |
| | |закончил рассказывать, - другими |
| | |словами, не дайте ему заподозрить, |
| | |что Вас мало интересует то, о чем он|
| | |говорит. |
|Разговаривайте с ребенком | |Не задавайте слишком много вопросов.|
|заботливым, успокаивающим, | | |
|ободряющим голосом | | |
|Когда ребенок с Вами | |Не принуждайте ребенка делать то, к |
|разговаривает, слушайте его | |чему он не готов |
|заботливо и внимательно | | |
|Установите четкие и жесткие | |Не требуйте сразу очень многого: |
|требования к ребенку | |пройдет немало времени, прежде чем |
| | |малыш приучится самостоятельно |
| | |убирать свои игрушки или приводить в|
| | |порядок комнату |
|В разговоре с ребенком называйте| |Не надо критиковать ребенка с глазу |
|как можно больше предметов | |на глаз, а тем более не следует |
| | |этого делать в присутствии других |
| | |людей |
|Ваши объяснения должны быть | |Не надо устанавливать для ребенка |
|простыми и понятными | |множество правил: он перестанет |
| | |обращать на Вас внимание |
|Говорите медленно. Будьте | |Не ожидайте от ребенка дошкольного |
|терпеливы | |возраста понимания: |
| | |всех логических связей; |
| | |всех Ваших чувств («Мама устала»); |
| | |абстрактных рассуждений и объяснений|
|Каждый день читайте ребенку | |Не сравнивайте малыша ни с какими |
| | |другими детьми: ни с его братом или |
| | |сестрой, ни с соседскими ребятами, |
| | |ни с его приятелями или |
| | |родственниками |
|Поощряйте в ребенке стремление | | |
|задавать вопросы | | |
|Не скупитесь на награду: похвалу| | |
|или поцелуй | | |
|Поощряйте любопытство и | | |
|воображение Вашего ребенка | | |
|Поощряйте игры с другими детьми | | |