1. Как Вы понимаете такие , как субстанциональность, всеобщность, абсолютность?
Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.
Субстанция – вечно движущаяся и изменяющаяся материя как основа всех явлений; основа, основное начало явления, суть чего-нибудь.
Следовательно, субстанциональность материи может быть выражена как основа жизни, реальности.
До Аристотеля, платоники полагали, что субстанция осуществлена в форме как таковой, еще ранее философы-натуралисты считали, что субстанция состоит из материальных элементов. Очевидной представляется точка зрения, которая видит субстанцию как нечто отдельное, в чем воплощено начало и формы и материи. Аристотель как бы соединяет все предшествующие точки зрения в едином синтезе, определяя чувственно воспринимаемую субстанцию как взаимодействие следующих начал: материя («hyle») есть начало, образующее чувственно воспринимаемую реальность, и в этом смысле материя есть основание, носитель формы и в то же время – это недетерминированная потенциальность; форма есть начало, актуализирующее, определяющее материю, без формы вещь не может состояться, тем самым, форма есть сущность всякой вещи, ее субстанция; композиция формы и материи, Аристотель называет ее «synolos», представляет субстанциональность как таковую, соединяющую в одно целое начала формы и материи. Таким образом, субстанцией является именно начало формы, которое Аристотель называл «сутью бытия всякой вещи»1.
Всеобщность можно трактовать также как и неисчерпаемость. Неисчерпаемость материи рассматривается в двух смыслах: неисчерпаемость вширь и вглубь.
Неисчерпаемость вглубь – означает наличие структуры у любого материального образования, любая элементарная частица делима, имеет сложные внутреннее строение, т.е. отрицает существование какого-либо структурного нулевого уровня (кирпичика). Неисчерпаемость материи вглубь заставляет по новому взглянуть на идею: «состоять из…».
Неисчерпаемость вширь – означает бесконечное число материальных образований, их свойств и.т.д.
Отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен. Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного, абсолютностью и относительностью и т.д. Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства. Именно в этом и проявляется абсолютность материи.
2. Как называлось основанное в Афинах Платоном главное философское учреждение античных идеалистов?
Академия платоновская (Академия Платона) – древнегреческая философская школа основанная Платоном около 387 до н.э. в Афинах; названа по имени мифического героя Академа (Akademos). В истории Академии Платона, сыгравшей видную роль в развитии античного идеализма, выделяются:
Древняя (1-я) академия (Платон, Спевсипп Ксенократ и др. середина 4 – середина 3 в. до н.э.), находившаяся под влиянием пифагореизма и способствовавшая развитию математики и астрономии
Средняя (2-я) академия (Аркесилай)
Новая (3-я) академия (Карнеад), развивавшие идеи скептицизма в борьбе против догматизма стоиков,
4-я и 5-я академии, характеризующиеся стремлением объединить философию Платона с идеями стоицизма, пифагореизма и перипатетической школы.
С 4–5 вв. (Плутарх Афинский) Академия связывается с неоплатонизмом. В 529 декретом императора Юстиниана Академия была закрыта. В эпоху Возрождения под названием «платоновской» существовала академия во Флоренции (1459–1521); главным представителем её был Марсилио Фичино.
При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия в Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора – унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.
Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.
Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока – за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством – они управляли согласно нормам идеального государства самими собой2.
3. Кто является основоположником современной герменевтики? Что является центрально проблемой философской герменевтики?
Заслуга обоснования герменевтики как универсальной науки истолкования любых текстов принадлежит немецкому философу Фридриху Шлейермахеру, который (уже в Новое время) прославился истолкованием книг Платона.
Шлейермахер выделял в текстах предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Содержание текста, т.е. то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, т.е. тому, как описывалось событие, особенностям стиля изложения, проставлению акцентов в тексте и т.д. Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст. Кто есть автор и зачем он всё это говорит. Последний аспект получил названия выразительного и долгие годы был собственным предметом понимания и толкования.
Герменевтику Фридрих Шлейермахер рассматривал как учение об искусстве, или технику понимания, исследующую условия, при которых возможно взаимное постижение людьми друг друга в их жизненных проявлениях. Поскольку всякий текст в одно и то же время и является индивидуальным проявлением автора, и принадлежит к общей сфере языка, его толкование идет, прежде всего, по 2-м путям. Объективный (грамматический) метод понимает текст исходя из языка как целого, субъективный – из индивидуальности автора, привносимой им в процесс творчества. Затем следует второе подразделение – на компаративный метод, выводящий смысл из сравнения высказываний в их языковом и историческом контекстах, и дивинационный (угадывающий), ухватывающий смысл интуитивно, путем вчувствования. Эти методы должны взаимодействовать, постоянно дополняя друг друга в процессе понимания.
Герменевтика – это раздел философии, изучающий предпосылки, возможности и особенности процесса истолкования. Но истолкование является следствием того или иного понимания. Так что, в широком смысле, герменевтика – наука о познании как о понимании. Не о вскрытии сущности (классический подход гносеологии), а именно о первичном и изначальном понимании как сопереживании происходящего. Понимать, т.е. переживать как собственную возможность, можно только другого человека, а не вещь, поэтому понимание – орган только исторического, но не естественнонаучного рассмотрения.
Наиболее важные моменты герменевтики (воспоминание идей и т.п.) были выражены уже Платоном. Герменевтические феномены, в названии которых очевидно влияние идей феноменологической философии Эдмунда Гуссерля, рассматриваются в качестве сущностного и существенного состояния бытия человека.
Активно используется и другой термин Гуссерля – смыслопорождение. Смыслопорождение (или смыслоформирование) – это реализация смысла человеческой жизни и деятельности в конкретных ситуациях и событиях, личностных актах или межличностных отношениях3.
Выделение философской герменевтики в особую область научного исследования позволило, в частности, подойти к решению проблем социокультурной реальности в целом.
4. Как Вы можете опровергнуть следующее положение агностиков: «Мир познать нельзя, так как все в мире познать невозможно»?
Агностик считает невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной жизни, с которыми связано христианство и прочие религии. Или, если это и не невозможно вообще, то, по крайней мере, не представляется возможным в настоящее время.
Агностики допускают, что, может, где–то и есть тот Сверхразум, Абсолют, Нечто (обычно называемое верующими Богом), которое и создало наш мир, Вселенную, вечность и бесконечность, одним словом – все. Возможно, это некая Субстанция, невидимая, но обладающая колоссальной силой создания и разрушения. Таким образом, все может быть в любой форме, противоречащее всем космическим законам, просто необъяснимо–непостижимое. Однако пока доказательства существования этой самой субстанции не найдены – никто в иррациональное верить не будет.
Таким образом, опровергнуть положение агностиков возможно так: «Необходимо изучать части всего мира, то есть то, что возможно познать, тогда будет возможно познать и мир».
5. Когда возникает наука как высшая форма познания и специфический тип духовного производства?
«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание «науки». В античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» деятельности.
Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук;
теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);
практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);
творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т.п.
В XX в. наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.
Сущность науки:
достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;
выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;
предвидение тенденций развития и функционирования объекта;
контроль и управление процессами в объекте4.
Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
В XX в. научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована.
Как вид деятельности наука характеризуется:
определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;
определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;
совокупностью методов, используемых для получения нового знания;
способом организации научной деятельности.
Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих:
производство нового знания;
доведение знаний до их практического использования;
подготовка научных кадров.
Научные исследования включают:
использование методов научного исследования; установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;
обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;
установление закономерных связей между фактами;
построение теории, законов, принципов;
философское истолкование данных науки;
накопление новых опытных данных;
коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.
Важнейшими закономерностями развития науки являются:
обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;
относительная самостоятельность развития науки;
преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;
постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развитая и революционной ломки теоретических основ науки;
взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;
свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;
дифференциация и интеграция научного знания;
математизация науки.
Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5–10 лет5.
6. И разве утолишь ты жгучий голод, Воображая пиршественный стол? И разве голым ляжешь в снег январский, Себе представив летнюю жару. (В. Шекспир) Что представляет, с философской точки зрения, данное рассуждение?
Как мне кажется, данное выражение близко к трансцендентальной философии И. Канта.
Термин «трансцендентальный», которым И. Кант обозначает свою философию, указывает на то, что существует возможность употребления в познании таких способностей и сил человека, как созерцание (интуиция), рассудок (логика) и разум (идеал), которые не зависят от опыта и являются тем самым необходимым условием всякого опыта вообще. К таким условиям кенигсбергский философ относит, прежде всего, формы чувственности и рассудка. Они потому и доопытны, т.е. априорны, что представляют собой условия, благодаря которым опыт становится возможным, как и само познание в принципе. Но эти условия – созерцание и рассудок – принадлежат к познавательной способности субъекта.
В работе «Критика чистого разума» И. Кант разъясняет свою позицию в отношении различения видов познания – созерцания и рассудка. Теорию чувственного познания, чувственности он основывает на способности человека к созерцанию и называет эту познавательную способность эстетической. «Трансцендентальная эстетика» занимается, следовательно, изучением априорных форм чувственности.
Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в действительности всякое знание по своей природе антиномично, поскольку в основе представляет собой единство двух противоположных элементов – чувственности и рациональности. Если чувственность делает возможным созерцание, то рассудок – понятийность, мыслимость. И здесь кантовский философский стиль приближается к афоризмам: мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.
Над рассудком возвышается разум как высшее условие возможности всех синтезов рассудка. И если рассудок заполняет содержательно чувственный материал, то разум опирается на сверхчувственные, умопостигаемые, идеальные содержания, вещи в себе. «Вещь в себе» – это то, что недоступно нашему созерцанию, что лежит по другую сторону человеческого познания и остается, таким образом, непознаваемым.
Теоретический разум имеет дело с природой, с законами природы, и тем, что есть, существует. Практический же разум определяется тем, что должно быть. Тем самым уже в этой необычной формулировке модальности долженствования скрыт основной мотив метафизики нравственности: человек в своем поведении обладает изначальной способностью поступать нравственно, без принуждения творить добро, благодеяния и избегать зла, и тем самым он уже изначально имеет в себе самом закон и принцип – быть нравственным.
Таким образом, можно говорить о том, что отрывок В. Шекспира, в сущности, является концентрированным вариантом теории, которую развил И. Кант.
Список литературы
Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с.
Жаринов В.М. Философия. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
Философия. / Под общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – Минск: Наука, 1993. – 486 с.
1 Философия. / Под общей редакцией проф. Ю. А. Харина. – Минск: Наука, 1993.
2 Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: ВЛАДОС, 1997
3 Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005
4 Жаринов В.М. Философия. Учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005
5 Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.