3. Методы психологической коррекции
1. Личностная направленность специалиста психолога
Профессиональная деятельность человека (в том числе и профессиональная деятельность психолога) в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое отличие предметов профессиональной деятельности.
В социальной психологии рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. В данном случае рефлексия – это не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает “рефлексирующего индивида”. Она представляет собой своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя.
Рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия проявляются в знаменитом умении сказать себе и другим: “Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно”. За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной компетентности, ответственности, но и потенциальная возможность для совершенствования профессионализма.
Освоение профессии предполагает также включение ее предмета в содержание Я - концепции человека.
Я - концепция – важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе, которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Становление Я - концепции, в конечном счете, обусловленное широким социокультурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью (в том числе и профессиональной) между людьми, в ходе которого субъект “смотрится как в зеркало в другого человека” и, таким образом, отлаживает, уточняет, корректирует образы своего многогранного Я: Я — личности, Я – друга, Я – профессионала и т.п.
Формирование адекватной Я - концепции, и, прежде всего самосознания, – одно из важных условий формирования сознательной личности. Поэтому очень важна адекватность оценки профессиональной компетентности, осознание каждым психологом уровня своего профессионализма и того, что необходимо сделать для повышения собственной информационной культуры.
Профессиональная позиция психолога – это целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальностей и перспектив, а так же собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде. Эта позиция выражает способ самоопределения психолога, принятия и реализации собственной профессионально-деятельной концепции. Она включает обще-социальный, профессиональный и акмеолого-психологические аспекты, проявляющиеся через внешнюю психическую активность – деятельность.
Принимая во внимание определение сущности культурного человека как личности, находящейся на высоком уровне духовной, культуры, соблюдающей правила, законы поведения, следующей моральным нормам и принципам, рассмотрим принципы профессиональной деятельности психолога как неотъемлемой части его культуры. Рассматривая же деятельность психолога как информационную, мы можем также говорить и об информационной культуре.
Итак, принцип профессиональной компетентности. Данный принцип указывает на то, что реализация должностных функций основывается на знании сущности социально-психологического явления (процесса) и особенностей его проявления в конкретных условиях и ситуациях. Не менее важно иметь ясное представление о своих правах и обязанностях, возможностях и ограничениях. Профессиональная компетентность в конечном итоге предполагает совершенное владение инструментарием, приемами и продуктивными технологиями реализации функциональных обязанностей.
Этот принцип предопределяет обязательность соблюдения психологом таких правил: сотрудничество психолога и заказчика на заинтересованной и компетентной основе; профессиональное общение и взаимодействие с клиентом; научно обоснованная профессиональная деятельность психолога для достижения, желаемого результата.
Ключевыми позициями психолога являются не столько поддержка, сколько обеспечение (печься – заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс Сопровождение, с одной стороны, рассматривается как позиция психологов по отношению к субъектам взаимодействия, а с другой как основные принципы его работы: осознанное, осторожное, обоснованное, четко рас считанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс взрослых, предполагающее постепенную передачу функции управления саморегуляции, самоконтролю субъектов взаимодействия с психологом.
Такой подход при реализации всех профессиональных функции психолога (в том числе и психодиагностической, нацеленной не только на диагностику педагогической практики, но в первую очередь на свою, психологическую) позволяет снять напряженность, неадекватность в позиции «над» с педагогической и родительской практикой, нацеливает психолога на осознание необходимости собственной инициативности в определении содержания своей работы, на согласованность с нуждами других субъектов образовательных учреждений.
2. Донаучная психология
Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой; общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение. Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание.
Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей, - процессах, все усложняющихся на протяжении всей человеческой истории. По меткому выражению П.Жане, это та психология, которую народ создает еще до психологов; здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека, предвидеть его поступки.
Первым, кто заговорил о измерении в психологии был немец Вольф, который считал, "что можно измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством, а величину внимания - продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить". В том же веке эта идея психометрии смутно высказывалась философами, естествоиспытателями, математиками, хотя и не повлекла за собой непосредственных измерений.
Эстонский психолог К.Рамуль собрал ряд интересных фактов, свидетельствующих об исследованиях еще в XVIII веке, которые явно подходят под категорию экспериментально-психологических. В качестве примера одной из первых и притом практических проблем психологического измерения можно привести проблему "личного уравнения" (ее начало - 1796г.). Идущее из XVIII века мнение о том, что измерение - важнейшая, если не единственная цель любой науки, было лейтмотивом начала экспериментальной психологии и того периода, когда она действительно стала складываться в особую область научного исследования. Организатор одной из первых психологических лабораторий Ф.Гальтон писал тогда: "Психометрия - значит, искусство охватывать измерением и числом операции ума, как например, определение времени реакций у разных лиц... Пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки". К настоящему времени нет, пожалуй, ни одного вида человеческой деятельности, который не стал бы объектом психологического исследования.
Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI веках до н.э., то есть до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX веков.
Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX века становление экспериментальной психологии. Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. На протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
3. Методы психологической коррекции
Психологический анализ деятельности человека. Прежде чем осуществлять психологическую помощь, психологу нужно провести психологический анализ деятельности человека, изучая с какими проблемами в условиях реальной деятельности, он сталкивается, отражениями этой деятельности в голове человека и осуществлением регулирующей функции по отношению к движениям человеческого тела.
Задача психолога изучить влияние деятельности на развитие психических процессов, состояний и свойств человека, психического склада личности.
Внешняя предметная деятельность человека связана с внутренней деятельностью, т.е. предметные действия над объектом заменяются психическими операциями, такой переход от внешнего реального действия к внутреннему идеальному называется интериоризацией. Благодаря интериоризации, у психики человека появляется способность оперировать образами предметов, находящихся вне поля его зрения.
Во время интериоризации происходит качественное изменение психической жизни. Внешняя сторона человеческой деятельности связана с движениями, с их помощью человек воздействует на окружающий мир, при этом она определяется и регулируется внутренней психической деятельностью.
Для полного понимания роли психики, в деятельности человека нужно изучая внешнюю сторону его деятельности, выявить внутреннюю психическую сторону.
В любом случае психологическая помощь индивидуальна и должна быть основана на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира, межличностные отношения с окружающими.
Для такого проникновения и используются специальные психодиагностические методы, необходимые для того, чтобы дать возможность психологу определить программу дальнейшей работы с человеком для создания оптимальных условий жизни или развития.
Психокоррекционные методы — это набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. Одно из направлений психокоррекционной работы — улучшение психического состояния человека — включает в себя гипноз, самогипноз, аутогенную тренировку, медитацию. Материалы по этим и другим методам психического воздействия будут публиковаться в нашей рассылке и на сайте.
Часто поводом для обращения к психологу может служить плохая память, недостаточное внимание, заторможенность сенсомоторных процессов, снижение умственной работоспособности, недостаточное развитие каких-либо способностей. И в этих случаях психолог способен помочь человеку, если он вооружен современным компьютерным диагностирующим и развивающим комплексом "Effecton 2005".
С его помощью, психолог способен диагностировать проблемные моменты и применить необходимое воздействие при помощи упражнений комплекса, либо при помощи других инструментов практической психологии. Следует заметить, что некоторые из методик комплекса вполне могут быть использованы без участия квалифицированного психолога: это касается модулей работы с познавательными процессами: внимания, памяти, интеллекта, сенсорики и т.д.
Другие же методики, в частности, входящие в пакеты "Личность" или "Отношения" должны использоваться и интерпретироваться только квалифицированным в области психодиагностики специалистом.
Весь спектр задач стоящих перед психологом-практиком можно свести к двум основным - психодиагностика и психокоррекция в любом виде - будь то психологическое консультирование, психоаналитически ориентированная психотерапия или НЛП. Ясно здесь то, что в какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь, она обладает общей характеристикой - индивидуальностью своей направленности. Эта индивидуальность базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, актуальные переживания, бессознательные установки и т.д. Для этого одного лишь психологического чутья и интуиции недостаточно - требуются специальные психодиагностические методы.
Литература
1. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976.
2. Карл Бюрги-Майер. Вера как судьба. /В сборнике статей по глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург. Судьбоаналитическое общество/.
3. Алоис Альтенвегер, Анни Бернье-Хюрбин, Карл Бюрге-Майер, Фридюнг Ютнер, Маргрит Крамер. Судьбоаналитическая психология Л. Сонди /В сборнике статей по глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург. Судьбоаналитическое общество/.
4. Собчик Л.Н. Метод портретных выборов. Адаптированный тест 8-ми влечений Сонди.- Москва Институт Прикладной психологии 1993 .
5. Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики побуждений Штутгарт 1960.
6. Сонди Л. Моисей: ответ Каину.- Штутгарт 1960/В сборнике статей по глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург. Судьбоаналитическое общество/.
7. Тихомиров А. В. Путь в судьбу/В сборнике статей по глубинной психологии “Психология судьбы” 1994 г. Екатеринбург. Судьбоаналитическое общество/.
8. Фрейд З. Методика и техника психоанализа.- Минск.: Беларусь 1991.
13