ВВЕДЕНИЕ
Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 году, когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 года № 92 в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих была внесена должность "специалист по социальной работе". Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности " социальный работник".
В настоящее время в практике социальной работы преобладает женский коллектив. Женский труд в социальной сфере следует из устаревшей патриархальной логики: осуществлять заботу уход за детьми, инвалидами - это традиционное занятие для женщин, не требующих особой подготовки. В современном обществе растет число социальных проблем, которые женщины целиком устранить не могут. В связи с этим для разрешения проблемных ситуаций данного характера необходимо участие мужчин, их жизненная позиция и точка зрения.
Социальный запрос в современном обществе основывается на позиции совместной деятельности мужчин и женщин в практике социальной работы.
В последнее время сложился устойчивый интерес к проблеме оценки эффективности в деятельности специалистов по социальной работе. Эффективность социальной работы понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов (целей)[8, 3].
Любой вид человеческой деятельности предполагает достижение определенного результата, по которому оценивается проделанная работа. Исходя из этого выбор темы: " Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе" является актуальной и заставляет нас задуматься над вопросом выдвижения в работу социальной сферы не только женщин, но и мужчин.
Цель исследования: изучить гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
Дать теоретический анализ личностных качеств специалиста по социальной работе.
Рассмотреть гендерные различия мужчины и женщины.
Рассмотреть роль мужчины и женщины в организации профессиональной деятельности.
4. Изучить различия ценностных предпочтений, гендерных особенностей мужчин и женщин, работающих в социальной сфере.
Объект: деятельность специалиста по социальной работе.
Предмет: гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе.
Гипотеза: мы предполагаем, что пол (мужчина, женщина) влияет на деятельность специалиста по социальной работе.
Проблемы заключаются в следующем, почему мужчины в социальную сферу не идут работать, как привлекать мужчин в социальную сферу и какие особенности необходимо учитывать при привлечении мужчин и женщин на работу.
Методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы по представленной теме);
- эмпирические (анкетирование, методика М. Рокич "Ценностные ориентации")
Работа может быть использована специалистами по социальной работе, административным органом, работающим в социальной сфере, преподавателями, читающих социальные дисциплины и студентами средних и высших учебных заведений специальности "Социальная работа".
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
1.1 Гендерные различия мужчины и женщины
На жизненную позицию человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, в том числе в области семейных отношений, влияет ряд некоторых особенностей и различий: личностных, возрастных, гендерных. Для нас наиболее интересны последние.
Само понятие “гендер” стало использоваться относительно недавно, оно определяется как “социально-психологический пол” и используется для описания социально-психологических характеристик пола в отличие от биологических [12, 7].
Гендер (gender) 1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.
В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.
Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.
Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем, таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип
поведения, когда человек полностью согласен с нормами - одобрение, интернализация. Третьим типом является - идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.
Гендер устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.
Считается, что впервые термин "гендер" был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд "Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р.Столлера, гендер – это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях, достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол [12].
Различия между мужчиной и женщиной привлекают большее внимание исследователей. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных.
Рассмотрим различия между мужчиной и женщиной.
Психологические различия
Психологические различия между полами ученые исследуют уже давно, пытаясь найти им объяснение издревле сложившихся стереотипов поведения. Казалось бы, самой природой предназначено мужчине охотиться, ради пропитания и сражаться с врагами, а женщине – баюкать дитя и поддерживать огонь в очаге. А.Гезель обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая. Сравнение интеллекта и способностей показало различия: женщины по сравнению с мужчинами, обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи, однако общий показатель интеллекта у мужчин несколько выше. Восприятие и внимание к изменению деталей обычно лучше развиты у женской части популяции, однако при этом они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. В.М. Русалов обнаружил различия в исследовании темпераментных особенностей. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, а у мужчин – показатели энергичности, пластичности и индивидуального темпа [23, 53].
Проявления эмоциональности можно представить в виде таблицы в сравнении [2]:
По сравнению с женщиной мужчина | По сравнению с мужчиной женщина |
1.Рационален | 1.Чувствительная |
2.тверд | 2.Гибкая |
3.Решителен, склонен к риску | 3.Эмоциональная |
4.Уверен в себе | 4.Отзывчивая |
5.Сдержен | 5.Тревожная |
6.Агрессивен | 6.Осторожная |
7.Предприимчив | 7.Сострадательна |
8.Активен | 8.Исполнительна |
9.Индивидуалист | 9.Старательна |
10.Замкнут | 10.Коллективистка |
11.Молчалив | 11.общительна |
Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышлении, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, а женщины – легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, эмпатичностью, заботливостью.
Гендерная вариативность речевого поведения
Женщины чаще говорят от первого лица, а мужчины в безличной форме. Женщины реже перебивают собеседника, говорят на более правильном, литературном языке. Их язык избегает фривольностей, резкости, подшучивания, обзываний, слэнга и т.д. женщины предпочитаю общаться инвертированным порядком слов, в их речи имеется больше незаконченных предложений, имеющий свой выразительный подтекст. Женский язык более точен. Как правило, фемининные индивиды бывают лучше ориентированны в названиях цветовой гаммы, в случае использования их в своей работе, а мускулинные личности по этой же причине пользуются терминами, связанными с различным техническим инструментарием. С целью демонстрации своей принадлежности к фемининной субкультуре люди довольно часто перенасыщают речь прилагательными. Обнаружено, что мужской речи свойственны: настойчивость, требовательность, авторитарность, стремление захватить инициативу в разговоре, агрессивность. Мускулинные индивиды, обозначая свою субкультуру, склоны к использованию грубой, ненормативной лексики. Однако в использовании ненормативной лексики мужчины и женщины могут демонстрировать гораздо больше сходства, чем различия, то есть это- вопрос гендерной идентификации, а не половой принадлежности [23,60].
Гендер и невербальные средства общения
Межличностное общение в значительной степени осуществляется через невербальные средства коммуникации, которые усиливают или ослабляют речевые воздействия, способствуют определению гендерной идентичности партнеров по общению. В невербальном общении личности ее гендерная идентичность выражается через экспрессивность, невербальную чувствительность, пространственное и тактильное поведение. Во многих исследованиях принято считать женщин склонными к улыбке, чем мужчин, психологи пришли к выводу о том, что это невербальное проявление поведения также связано с гендерной идентичностью. Другой элемент невербального поведения – контакт глаз - также взаимосвязан с гендерными характеристиками. Женщины чаще и дольше смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в периоды слушания и говорения. При изучении тактильного поведения отмечено, что мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины чаще прикасаются друг к другу, их прикосновения более интимны [23, 62].
Взаимопонимание и гендер
Возникновение и успешное развитие отношений, как и процесса межличностного общения, возможно лишь в том случае, если между его участниками установлено взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают характеристики, чувства, намерение друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые складываются между ними, и способы, с помощью которых будет осуществляться совместная работа. Основными источниками формирования представлений о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, позволяет нам конструировать образ гендерной идентичности партнера. На интерпретацию внешнего облика партнера по общению влияет маскулинность- фемининность партнеров общения, проявляющиеся в их гендерной интерпретационной схеме, позволяющей наделять их определенными гендерными характеристиками и вписывать их в определенные модели гендерных отношений [23, 68].
Особенности морального сознания у мужчин и женщин
В своих исследованиях моральных отношений людей Л. Колберг выделил основу – личную честность и уважение прав других. Проявления "мужской и женской" морали отмечались многие исследования. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М. Рокича, российские женщины ответили " честности" 7-е место, а "правдивости"- 11-е. Мужчины "честность" поставили на 6-е место, а "правдивость" на 9-е. В США мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е и 2-е места.
У мужчин ложь и обман, как правило, бывают ситуативными: они точнее женщин могут описать ситуацию, в которых лгут, и отчетливо осознают, зачем, с какой целью они это делают. А поскольку они знают обстоятельства, в которых нарушают известную им моральную норму, то критичнее женщин относятся к собственной честности. Описывая сущность лжи и обмана, мужчины обычно дают когнитивную и моральную оценку суждений, не соответствующих объективной реальности. Женщины подчеркивают, что в общении наиболее сильное эмоциональное впечатление у них вызывает не искажение фактов, а ложь и обман (иногда свои, иногда чужие) с целью сокрытия или представлении в неверном свете подлинных мыслей и чувств [23, 69].
Сравним личностные качества, которые более развиты у мужчин и женщин, и представим в виде таблицы [2].
У МУЖЧИН | У ЖЕНЩИН |
|
1.Интуиция |
|
2.Анализ |
|
3.Внимание к детям |
|
4.Конкретика |
|
5.Практицизм |
|
6.Ловкость и чуткость рук |
|
7.гуманитарная направленность |
|
8.Мотив отношения с окружающими |
|
9.Умение подчиняться |
|
10.Следовать правилам |
|
11.Желание быть единственной |
На основании таблицы мы можем сделать вывод, что личностные качества представляют собой специфическую конструкцию психологических черт, поведенческих моделей которые раскрываются в мужских и женских сферах деятельности.
Гендерные характеристики влияния
В процессе общения люди сознательно или неосознанно воздействуют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, которые сопряжены с гендерными характеристиками человека.
Спектр воздействия достаточно широк. Женщины с выраженной способностью личного влияния (впрочем, как и мужчины) отличаются от среднестатистической выборки своего пола и являются нетипичными женщинами. По отдельным своим свойствам они приближаются к среднестатистическим мужчинам. Исследователи данного феномена дают этому следующее объяснение: чтобы влиять на других людей, мужчинам и женщинам необходимо более широкий спектр свойств, включающий как мускулинные, так и фемининные черты. По мнению В.М. Погольши, именно андрогинность способствует более полному развитию и реализации социально- психологического потенциала личного влияния, позволяет наилучшим образом адаптироваться к окружающей обстановке, к конкретному человеку или ситуации и параллельно изменять их. Влиятельные женщины способны приобретать черты, свойственные противоположному полу. Так, женщины к своим женским чертам – пониманию, мотивации помощи, эмпатии, невротичности, общительности, добавляют черты, свойственные в целом мужской выборке в виде агрессивности, уверенности, мотива достижения [23, 77].
Таким образом, различия между мужчиной и женщиной – интеллектуальные, эмоциональные – существуют, но они скорее носят качественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, имеющие причинами как социокультурную действительность, так и биологическую природу. Генетически мужчина и женщина приспособлены в процессе развития для выполнения различных функций: мужчины создают новое, женщины сохраняют. Эта общая закономерность находит свое выражение в интеллектуальных различиях, в частности, в креативности.
Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно.
1.2 Духовно- нравственный портрет специалиста по социальной работе
Социальная работа представляет собой интегральное, целостное основание, включающее следующие структурно-содержательные компоненты: цель, действия, мотивацию, отношения коммуникацию.
Безусловно, обозначенные компоненты лишь дополняют содержательные характеристики социальной работы как вида профессиональной деятельности.
Важным компонентом личности специалиста по социальной работе как профессионала следует выделить такое качество, как социальная активность, которая находит отражение в развитии как в профессиональной подготовке, так непосредственно в его деятельности. Рассмотрим это интегральное качество личности в аспекте его профессионализации в период обучения. Выделенные уровни, безусловно, могут служить практико-методическим ориентиром в формировании и развитии личности социального работника как профессионала на различных жизненно-личностных этапах профессионального пути.
Социальная активность в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач:
1. Формирование мотивационных основ познавательной деятельности при обучении профессии на всех этапах педагогического процесса;
2. Развитие самостоятельности в приобретении профессиональных и прикладных знаний, необходимых для профессиональной деятельности.
3. Понимание, осмысление и обобщение получаемой информации; поиск дополнительной информации;
4. Развитие креативности личности будущего специалиста по социальной работе, его деловых качеств (быстрая реакция, гибкость, оригинальность, четкость, концентрированность, чувствительность, целеустремленность, стрессоустойчивость и т. д.)
5. Формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний;
6. Формирование умений видеть ближние и дальние перспективы социальной работы, влиять на социальные процессы, своевременно решая все возникающие в деятельности сферы социальной работы вопросы и задачи;
7. Ознакомление с различными видами исследований в сфере социальной работы (описательное, аналитическое, пилотажное, глубокое, точечное, повторное, теоретическое /моделирование, прогнозирование, проектирование, эмпирическое, статистическое, динамическое и т.д.);
8. Использование знаний об особенностях социальной работы с различными слоями населения и общества в целом для прогнозирования, и осуществления ее в различных условиях и на различных уровнях [25].
Определяющим компонентом развития личности специалиста по социальной работе как профессионала наряду с ценностными ориентациями, профессиональным сознанием и социальной активностью, безусловно, вступает ее базовая характеристика - готовность.
1. Личностном, рассматривающем готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности;
2. Функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности;
3. Личностно - деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции.
Для выполнения предписанных им функций специалисту по социальной работе необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на клиентов, решать профессиональные задачи, можно только обладая знаниями и опытом специалиста по социальной работе, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правилами) и репутацией (мнениями о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.
Особенно важны такие личностные качества специалиста по социальной работе, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.
Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет специалисту по социальной работе более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей (" трудными" подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичными (вызвать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах в жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе отличают такие личностные качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адекватности.
На личностном уровне рассматривает готовность. По мнению А.Ц. Пуни, проблема готовности является психолого-педагогической (психологической по проблеме исследования и педагогической по средствам формирования готовности). При рассмотрении структуры готовности можно выделить волевые качества, направленность интеллектуальных процессов, специализированную наблюдательность, творческое воображение, оптимальный уровень стенических эмоций, гибкое внимание, способность к саморегуляции. Это позволяет исследовать готовность через проявление индивидуально- личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности.
В исследовании М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича рассматривается широкий круг проблем, связанных с формированием долговременной и ситуативной готовности, причем последняя определяется как целенаправленное выражение личности, и утверждается, что она формируется в результате всестороннего развития в процессе подготовки с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии. Долговременная готовность, относящаяся к устойчивым личностным характеристикам, является важной предпосылкой успешной деятельности. В готовность включается: адекватные требования деятельности, профессии черты характера, способности, темперамент, мотивация; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые, профессионально важные особенности воспитания, внимания, эмоциональных и волевых процессов.
Н.Д. Левитов представляет психологическую готовность на функциональном уровне как временную готовность и работоспособность, ее сущность видит в предстартовой активизации психических функций, а ее содержание - в ориентировке в условиях работы и создании психической готовности к ней. Выделяются факторы индивидуальной готовности к профессиональной деятельности: два психологических (отношение человека к данной работе, его трудовая направленность в этой области и профессиональные способности) и один педагогический (овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии).
Категория "готовность" рассматривается в нашем исследовании как два взаимообусловленных, взаимосвязанных компонента: готовность к деятельности и готовность к личности к развитию и саморазвитию (самопознание, самопроектирование, самоуправление, самокоррекция).
Вместе с тем определяющей основой формирования и развития личности как профессионала являются базовые качества, свойства человека.
Основой личностной характеристики составляют профессионально обусловленные качества личности специалиста по социальной работе. В частности, ряд исследователей (Л.Д. Демина, Е.И. Холостова и др.) выделяют следующие группы качеств специалиста по социальной работе: первая – психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности; вторая - психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста – профессионала; третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [21].
В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: воспитанию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям – усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность)характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без них вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. В связи с этим представляется интерес квалификация качеств, данная А.К. Марковой, которые способствуют результативности деятельности в современных условиях: следование профессиональной этике; индивидуальная (социальная, экономическая) ответственность (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах); помехоустойчивость и конкурентоспособность; гибкость и оперативность, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и т.д.
Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника - профессионала. Это: самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. эта группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация).
Важное значение для эффективного самопредъявления имеет внешний облик, одежда, окружающая обстановка, цветовая гамма, пространственная и временная среда общения. Следует выделить самопредъявлении и такую личностную особенность специалиста по социальной работе, как уверенность в себе, а также отзывчивость на нужды другого. Такой человек, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменениям ситуации. Такое личностное качество специалиста по социальной работе свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у клиента есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возможность специалисту по социальной работе проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство человека форме, не ставит последнего в зависимость от специалиста по социальной работе.
Специалисту по социальной работе, подчеркивает Т.Д. Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения.
Таким образом, к числу профессионально желательных личностных характеристик относится: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект - субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.
1.3 Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения эффективности его деятельности
Результат социальной работы зависит от таких сущностных характеристик личности, как " профессионализм", "профессиональная компетентность", " личность профессионала".
Категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельного и личностного, как профессионализм личности и профессионализм деятельности [21].
Профессионализм личности предполагает высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.
Профессионализм деятельности включает в себя высокую квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.
По Н.В. Кузьминой, профессионализм деятельности- это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.
По мнению Бодалева А.А., профессионализм – это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой он проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения [1] .
Холостова Е.И. расширяет это понятие, считает, что профессионализм социального работника – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессиональной деятельности, но непременно и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональных притязаний [21].
Описывая зарубежный опыт профессиональной подготовки социальных работников, Холостова Е.И. выделяет базовую характеристику профессий социальной карьеры во Франции, к которым относится профессия социального работника. Такой характеристикой вне зависимости от профиля и специализации является:
1.Способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой;
2. Выполнять своеобразную роль " третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
3. Умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
4. Умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность сочувствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем;
5. Умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность [21].
Итак, ученые рассматривают профессионализм как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.
В Международном профессиональном стандарте социального работника заложены 12 интегральных профессиональных умений, которыми, как минимум, должны овладеть социальные работники, не зависимо от специфики их конкретной деятельности:
1. Выслушивать других с пониманием и целенаправленностью.
2. Выявлять информацию и собирать фаты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации;
3. Создать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;
4. Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы;
5. Активизировать усилия клиентов по решению собственных проблем, добиться их доверия;
6. Обсуждать острые темы в позитивном, эмоциональном настрое, без нажима и угроз;
7. Выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;
8. Вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;
9. Разрабатывать новаторские решения проблем клиентов;
10. Посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;
11. Беспечивать межинституционные связи;
12. Интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, общественных, законодательных инстанциях.
Существуют разные подходы к классификации интегральных умений социального работника.
Так, В.Н. Сидоров, структурируя их по схеме Н.В. Кузьминой, выделили умения по следующим блокам:
Гностические умения:
1. Оценивать проблемы и потребности клиентов, способы их удовлетворения, эффективность проделанной работы;
2. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать или прекратить, усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;
3. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии.
Проектировочные умения:
1. Разрабатывать планы совместных действий с клиентом, включающие
выбор необходимых средств, составление графика работы, формулирование конкретных задач и определение контрольных дат.
Конструктивные умения:
1. Развивать способности, активность клиента в решении имеющихся проблем, преодоление стрессовых ситуаций;
2. Находить и приводить в действие ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей клиентов;
3. Участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными
к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые таковыми не являются;
4. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
5. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями.
Коммуникативные умения:
1. Устанавливать контакты, проводить интервьюирование, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий;
2. Своевременно предоставлять клиентам необходимую информацию;
3. Вовремя и точно применять вербальные и невербальные коммуникативные приемы, определять время и способы вмешательства, выступать формальным и неформальным лидером.
Организаторские умения:
1. Связывать людей с системами, которые обеспечивают их ресурсами,
2. Создать и развивать официальные и неофициальные сети социальной поддержки человека, содействовать их организационному совершенствованию;
3. Вести необходимые записи и готовить отчеты.
Специализированные умения - это умения детерминированные профилем профессиональной деятельности социального работника, его специализацией [16].
При характеристике требований к специалисту используются термины "компетенция", "компетентность".
Компетенция - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом
Компетенция в широком смысле этого слова понимается, как "способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то"[19].
Термин "компетентность" является междисциплинарным и используется во многих гуманитарных науках, в том числе и в социальной работе.
Профессиональная компетентность означает: во-первых, соответствие уровня и содержания знаний и умений работника уровню и содержанию выполняемых им должностных обязанностей, предоставляемым правам; во-вторых, наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; в-третьих, умение работника практически действовать, сделать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.
Ученый Старк и его коллеги определили профессиональную компетентность как сочетание шести различных типов:
1. Концептуальная (научная) компетентность (понимание базовыми профессиональными навыками).
2. Инструментальная компетентность (владение базовыми профессиональными навыками).
3. Интегративная компетентность (способность сочетать теорию и практику).
4. Контекстуальная компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды в которой осуществляется практическая деятельность.
5. Адаптивная компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии и быть готовым к ним).
6. Компетентность в межличностной коммуникации (умение эффективно пользоваться письменными, устными и другими средствами коммуникации).
Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:
1. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;
2. Разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;
3. Развить способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;
4. Связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;
5. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
6. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;
7. Активно участвовать в создании новых, модифицированных или совершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, основанными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;
8. Оценить эффективность проделанной работы;
9. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;
10. Содействовать совершенствованию службы [27].
Среди различных типов компетентности коммуникативная компетентность занимает одно из ведущих мест. Это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в социуме. В ее состав входят:
1. Умение ориентироваться в социальных ситуациях;
2. Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
3. Умение выбрать и реализовать адекватные способы взаимодействия [1].
Компетентность обеспечивается базовым образованием, самообразованием в процессе практической деятельности. Формированию компетентности способствует также изучение и заимствование чужого опыта (отечественного и зарубежного), обучение на курсах, участие в семинарах, конференциях по проблемам социальной работы и т.д. поддерживаемые таким образом знания и умения обеспечивают высокое качество труда социального работника и его результатов.
Профессионализм и профессиональная компетентность – как ведущие
слагаемые социальной работы - базируются и формируются не только на основе знаний и умений, но и личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов специалиста по социальной работе. Исследователи выделяют три группы качеств специалиста по социальной работе:
1. Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
2. Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста – профессионала;
3. Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [29].
Роль личностных качеств специалиста по социальной работе, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. На специалиста по социальной работе возлагается особая миссия, которую он может выполнить только при условии формирования особых профессиональных и личностных качеств. Итак, к характеристикам профессионализма в целом относятся:
высокая продуктивность, высокий уровень квалификации, владение современными знаниями и современными способами решения профессиональных задач, стабильность высоких показателей качества работы, профессиональная компетентность.
Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление деятельности специалистам, работающим на той или иной сфере.
Ученые выделяют четыре уровня ценностей специалиста по социальной работе:
1. Высокий уровень – экзистенциальные ценности, идеологическая основа профессии;
2. Первый уровень ценности- цели; подчиненность ценностей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целостного компонента;
3. Второй уровень ценности-принципы, в которых отражена подчиненность процессуального компонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии профессии;
4. Третий уровень ценности-нормы обусловлены более высоким уровнем ценностей и определяют гуманистический характер поведенческого компонента [21].
В социальной работе профессиональные ценности ориентируют специалиста по социальной работе на выполнение определенных обязанностей, на ответственность за свою профессиональную деятельность.
Среди специфических ценностей специалистов по социальной работе как профессиональной группы приоритетными считаются:
1. Стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу;
2. Признание права каждого человека на поддержку общества, когда он уязвим или ему грозит беда, права на уважительное отношение, право на самоопределение, на ошибку;
3. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;
4. Готовность к передаче знаний и умений другим;
5. Уважение индивидуальных и групповых различий;
6. Стремление к развитию способностей подопечного помогает себе самому;
7. Ответственность каждого человека за свои действия и др.
Специфические ценности современной российской социальной работы являются одним из основных источников, лежащие в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране, отраженных в Кодексе этики специалиста по социальной работе. Требования, предъявляемые к специалисту в профессиональном кодексе, могут быть условно сведены к двум группам: требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; требования к личности профессионала.
Исходя из этого, взяв в качестве предмета оценки профессионализм специалиста пол социальной работе, выделим следующие критерии и показатели эффективности его профессиональной деятельности.
Первый критерий - профессиональная позиция специалиста. Ее показателями являются:
1. Осознанное отношение к своей миссии в профессиональной деятельности;
2. Организация взаимодействия с клиентом на основе осознанной стратегической цели;
3. Наличие знаний и умений, позволяющих адекватно реагировать на клиента и его ситуацию;
4. Умение руководиться в деятельности этическими и правовыми нормами;
5. Владение способами саморегуляции и самокоррекции.
Второй критерий - осознанность и целенаправленность деятельности оптимальность способов ее осуществления. В качестве показателей по данному критерию выступают:
1. Способность определять и правильно (грамотно) формулировать текущие, промежуточные и стратегические цели деятельности;
2. Умение выделять в соответствии с поставленными целями приоритетные направления работы и определять достаточный и адекватный им набор средств для достижения оптимального результата;
3. Следование в профессиональной деятельности принципам гуманизма; учета индивидуальных и групповых различий клиентов; приоритета предоставления услуг клиенту в соответствии с индивидуальной нуждаемостью; опоры на внутренние резервы клиента; позитивного сотрудничества с клиентом и др.
Третий критерий- уровень сформированности профессиональных знаний и умений. Его можно определить по следующим критериям:
1. Владение на достаточно высоком уровне системой знаний, отраженной в разделе "Должен знать" тарифно-квалифицированной характеристики, постоянное их повышение путем самообразования и участия в мероприятиях по повышению квалификации (семинары, конференции, обмен опытом, конкурсы профессионального мастерства и т.д.)
2. Знание современных технологий социальной работы и умение разрабатывать свои собственные на основе изучения и анализа передового опыта, сложившегося в практике социального обслуживания;
3. Способность без посторонней помощи решать профессиональные задачи различной сложности, налаживать оптимальные деловые и личностные отношения с коллегами, вести конструктивный диалог с клиентом, рефлексировать результаты собственной деятельности;
4. Новаторство в работе, нацеленность на творческую деятельность (специалист следить за новинкой научной и методической литературы, отбирает из нее и чужого опыта все интересное и полезное для эффективности своей деятельности, стремиться выработать профессиональную концепцию своего труда, свою линию поведения в нем).
Четвертый критерий- уровень сотрудничества с коллегами и организациями в социуме. Его показатели:
1. Способность работать в команде в различных ролевых статусах;
2. Готовность учиться у своих коллег и сотрудников других родственных по целям и задачам учреждений и при необходимости передать знания и умения;
3. Готовность в случае необходимости прийти на выручку, заменить коллегу по работе;
4. Стремление к объединению расширению позитивного опыта сотрудничества.
Таким образом, основание профессионализма – обширные и глубокие профессиональные знания, умения и навыки, качества и свойства личности, без которых эффективная деятельность невозможна.
Итак, профессионализм специалиста по социальной работе как ведущая составляющая социальной работы один из необходимых предметов оценки при определении результата его деятельности.
ГЛАВА 2. Изучение гендерных особенностей в деятельности специалиста по социальной работе
2.1 Организация исследования
Цель исследования: изучение гендерных особенностей в деятельности специалиста по социальной работе
Планируя исследование, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить различия ценностных предпочтений, гендерных особенностей мужчин и женщин, работающих в социальной сфере.
2. Провести обработку результатов и проанализировать их с помощью методов математической статистики
3. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования
Этапы исследования:
Подготовительный этап: подобрать диагностический инструментарий
Основной этап: осуществление исследования.
Заключительный этап: обработать и проанализировать результаты, написание выводов и рекомендаций.
Выборка исследования представлена 16 специалистами, работающими в социальной сфере (8 женщин и 8 мужчин). Возраст: от 20 до 50 лет. Образование: среднее - 0, специальное -6, высшее - 10.
Базы исследования: ГУ "Центр занятости населения Тотемского района", Социальный приют для детей д. Бор Маныловского сельского совета, Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологда, Управление социальной защиты населения Тотемского района.
При выборе исследовательского инструментария мы остановились на методике "Ценностные ориентации" (М. Рокич) и анкетировании. Профессия "социальная работа" обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление деятельности специалистам, работающим на той или иной сфере. Через методику "Ценностные ориентации" (М. Рокич) мы изучили два уровня ценностей специалиста по социальной работе:
Цель методики: изучение ценностных ориентаций.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) в алфавитном порядке.
В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. В начале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Анкетирование - техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет.
Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучение общественного мнения.
2.2 Анализ результатов и выводы
Для изучения значимости терминальных и инструментальных ценностей у мужчин и женщин мы использовали методику "Ценностные ориентации" (М. Рокич).
Обработав результаты, мы внесли все полученные результаты в сводные таблицы и вычислили средние показатели значимости для мужчин и женщин ценностей - целей в их профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
№ | Ценности-цели (терминальный ценности) | Значимость ценности (мужчины) | Ранг мужчин | Значимость ценности (женщины) | Ранг женщин |
1 | Активная деятельная жизнь | 4,75 | 3 | 5,1 | 3 |
2 | Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) | 7,6 | 6 | 8,1 | 5 |
3 | Здоровье (физическое и психическое) | 3,5 | 2 | 1,2 | 1 |
4 | Интересная работа | 3,3 | 1 | 9 | 7 |
5 | Красота природу и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) | 13,75 | 15 | 14 | 11 |
6 | Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | 6,12 | 4 | 8,8 | 6 |
7 | Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | 7,7 | 7 | 4,6 | 2 |
8 | Наличие хороших и верных друзей | 7,6 | 6 | 8,2 | 5 |
9 | Хорошая обстановка в стране, в вашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благосостояния каждого) | 13,5 | 14 | 10,6 | 8 |
10 | Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) | 7,6 | 6 | 7,1 | 4 |
11 | Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | 10,75 | 11 | 10,6 | 8 |
12 | Равенство (богатство, равные возможности для всех) | 11,6 | 12 | 14 | 11 |
13 | Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках | 8,8 | 10 | 11,1 | 9 |
14 | Свобода как независимость в поступках и действиях | 8,25 | 9 | 14 | 11 |
15 | Счастливая семейная жизнь | 6,8 | 5 | 5,1 | 3 |
16 | Творчество (возможность творческой деятельности) | 8,25 | 9 | 14 | 11 |
17 | Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий) | 7,75 | 8 | 10,6 | 8 |
18 | Удовольствия (жизнь, полная удовольствий) | 12,5 | 13 | 13,7 | 10 |
Анализируя ценности – цели у мужчин и женщин мы можем сделать следующие выводы. Высокий ранг у мужчин занимает интересная работа, активная деятельная жизнь и здоровье, интересно, что у женщин интересная работа находится на седьмой позиции, а здоровье и активная деятельная жизнь также как и у мужчин занимает высокий ранг.
Обработав результаты инструментальных ценностей в деятельности мужчин и женщин, мы внесли их в сводные таблицы и вычислили средние показатели значимости для мужчин и женщин и также представили в виде таблицы 2.
Таблица 2.
№ | Ценности- средства | Значимость мужчин | Ранг мужчин | Значимость женщин | Ранг женщин |
1 | Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах) | 12,75 | 13 | 8,7 | 4 |
2 | Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) | 7 | 6 | 7,1 | 1 |
3 | Высокие запросы (высокие притязания) | 13,5 | 14 | 14,5 | 10 |
4 | Жизнерадостность (чувство юмора) | 12,1 | 12 | 8,7 | 4 |
5 | Исполнительность (дисциплинированность) | 8,1 | 8 | 7,5 | 2 |
6 | Независимость. Способность действовать самостоятельно | 9,5 | 11 | 9 | 5 |
7 | Непримиримость к недостаткам в себе и в других | 13,8 | 15 | 13,5 | 9 |
8 | Образованность (широта знаний, высокая общая культура) | 6,25 | 4 | 7,8 | 3 |
9 | Ответственность (чувство долга, умение держать слово) | 5,25 | 3 | 7,5 | 2 |
10 | Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения) | 6,87 | 5 | 9 | 5 |
11 | Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | 8,75 | 9 | 7,8 | 3 |
12 | Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов | 9,12 | 10 | 11,8 | 7 |
13 | Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | 8 | 7 | 8,7 | 4 |
14 | Терпимость во взглядах и мнениях других (умение прощать другим их ошибки, заблуждения) | 8,75 | 9 | 11,3 | 6 |
15 | Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) | 5,25 | 3 | 8,7 | 4 |
16 | Честность (правдивость, искренность) | 4,8 | 2 | 7,8 | 3 |
17 | Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) | 3,8 | 1 | 7,1 | 1 |
18 | Чуткость (заботливость) | 11,1 | 12 | 12,1 | 8 |
Анализируя, инструментальные ценности мужчин и женщин, мы можем сделать следующие выводы. На высокий ранг мужчины и женщины ставят эффективность в делах, честность, ответственность, образованность, что и необходимо специалисту в его профессиональной деятельности.
По данным таблицам мы сосчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена, чтобы проследить значимость ценностей, и насколько они связаны для мужчин и женщин. Коэффициент составил 0,84, терминальные ценности (Приложение 2), 0,63–инструментальные ценности (Приложение 1). Это говорит о том, что ценности мужчин и женщин тесно связаны. Об этом свидетельствует высокая положительная корреляция.
Если средние показатели значимости ценностей у мужчин и женщин перевести в ранги, мы получим следующие результаты по значимости ценностей, которые наглядно представлены таблицей.
Ценности | Значимость ценностей, находящихся на первом и втором месте | Значимость ценностей, находящихся на последнем месте | ||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | |
Ценности – цели | Интересная работа, здоровье | Здоровье, материально обеспеченная жизнь | Красота природу и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), Хорошая обстановка в стране, в вашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благосостояния каждого) | Равенство (богатство, равные возможности для всех) Свобода как независимость в поступках и действиях, творчество |
Ценности - средства | Эффективность в делах, честность | Воспитанность, ответственность | Непримиримость к недостаткам в себе и в других, высокие запросы |
В опросе участвовало 16 человек.
Возрастной состав выборки выглядит так: 20-25 лет – 7 человек, 25-30 лет – 3 человека, 30-35лет – 1 человек, 35-40 лет- 3 человека, 40-45 лет – 1 человек, 45-50 лет – 1 человек.
Диаграмма № 1
В результате полученных данных мы можем сделать вывод, что преобладающий возраст мужчин работающих в социальной сфере 20-25 лет (75%).
А возраст женщин от 25-30 лет (25%), отсюда следует, что в социальной сфере преобладает молодой коллектив.
Диаграмма № 2
По результатам рисунка мы можем сделать вывод, что у женщин и мужчин, работающих в социальной сфере высшее образование (62,5%). Специалистами по социальной работе (37,5%), больше работают женщины, нежели мужчины, а в управлении социальная роль отводится мужчине (12,5%). Так же роль воспитателей в Социальном приюте для детей попавших в группу риска отводится мужчинам (25%).
Диаграмма № 3
Таким образом мы видим, что женщин работающих по профессии специалист по социальной работе (50%), больше чем мужчин (37,5%), а мужчин психологов больше (25%), чем женщин (12,5%).
Диаграмма № 4
Обрабатывая данные диаграммы, мы можем сделать вывод, что мужчин привлекает выбранная профессия, и они занимают высокий статус, нежели женщины (75%). А женщинам выбранная профессия скорее не нравится, чем нравиться (50%).
Диаграмма № 5
Итак, мы можем сделать вывод, что у мужчин изменилось представление о данной профессии в лучшую сторону (50%), а у женщин мнение не изменилось (50 %), либо изменилось в худшую сторону (37,5%).
Диаграмма №6
В результате полученных данных мы можем сделать следующие выводы, что мужчины выбрали бы вновь свою профессию (62,5%), а женщины пересмотрели бы свои позиции в выборе данной профессии (37,5%).
Диаграмма № 7
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что женщины представляют свою трудовую перспективу как карьерный рост (50%), а мужчины не задумываются на счет трудовой перспективы, так как на данный момент занимают руководящие должности в социальной сфере.
Диаграмма №8
По данным диаграммы мы сделали следующие выводы, что мужчин побуждает трудиться это желание работать (37%), а женщин заработная плата(50%), что подтверждается обработанными результатами методики ценностные ориентации, а именно заработную плату женщины ставят на второе место.
Диаграмма № 9
По данным диаграммы мы можем сделать вывод, что мужчины и женщины занимаются самосовершенствованием (87,5%).
Диаграмма № 10
Обрабатывая данные диаграммы, мы видим, что женщины и мужчины совершенствуют свою профессиональную компетентность.
Анализируя полученные результаты исследования, можно сделать выводы.
1. Мужчины необходимы для работы в социальной сфере, так как они склонны мыслить логически, хорошо управляют своими эмоциями, и компетентны. Мужчин в выбранной профессии привлекает интерес к работе, а женщин заработная плата. Данный критерий, выбранный мужчинами важен в трудовой деятельности для достижения результатов в работе.
2. Мужчины в социальной сфере среди респондентов занимают руководящие должности такие как: заместитель директора, заведующий отделением, а женщины работают социальными работниками, специалистами по социальной работе и методистами.
3. Хочется отметить, что мужчины и женщины, работающие в социальной сфере, имеют, высшее образование (62,5%).
4. По результатам исследования мужчины с интересом относятся к выбранной профессии, и мы предполагаем, что их деятельности будет результативной.
5. Результат социальной работы зависит от профессиональной компетентности, данные нашего исследования, это подтверждают.
6.Результаты инструментальных ценностей показывают, что женщины, и мужчины на первое место ставят эффективность в делах, трудолюбие, продуктивность в работе, честность, ответственность, чувство долга, умение держать слово, образованность, что необходимо специалисту для достижения поставленных целей.
7. В современном обществе растет число рабочих мест, где требуются не только профессиональные знания и навыки, сколько особые личностные качества сотрудников, в частности речь идет о так называемой эмоциональной работе, к которой можно отнести социальную сферу.
8. Профессионально – личностное становление специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, профессионального мастерства и развитие духовно – личностных качеств.
Выводы, к которым мы пришли по итогам исследования, позволяют нам сделать следующие рекомендации:
Учитывать стереотипы, связанные с нормативными представлениями о психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин при приеме на работу.
Создать равные возможности для повышения квалификации, осуществление переподготовки и передвижение по службе.
Создать необходимые условия для совместной деятельности мужчин и женщин в социальной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение и устойчивое развитие института социальной работы в России требует ее изучения в различных аспектах, в том числе социологическом, психологическом, гендерном. Профессионально-личностное становление социального работника предусматривает формирование профессионального призвания, профессионального мастерства и развития духовно-личностных качеств.
Следует отметить, что для социального работника важна психологическая готовность к ролевому поведению. Функциональная адаптация происходит гораздо быстрее, чем адаптация поведенческая. Поэтому специалист в социальной сфере может успешно справляться с профессиональными задачами, но испытывать трудности вследствие неподтверждения ролевых ожиданий. Функциональные обязанности предполагают оказание помощи человеку, организационные меры, направленные на социальную защиту населения. Другое дело- роль. Роль реализует через поведение и общение, следовательно, ролевое поведение социального работника проявляется в связи с другим человеком, т.е. с клиентом.
Клиентом специалиста по социальной работе являются люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (инвалиды, пожилые, трудные дети и т.д.). И здесь проявляется устаревшая патриархальная логика: осуществлять заботу и уход за детьми, престарелыми, инвалидами – это традиционное занятие для женщин. Такая роль подходит женщине вследствие сложившегося стереотипа и фемининных качествах. Психологические черты, действующие в рамках этого стереотипа,- терпение, покорность, жалость, сострадание, нежность, доброта, мягкость, жертвенность, стремление к сохранению гармонии в межличностных отношениях характеризуют женщину. Высокая степень участия женщин в деятельности социальных учреждений вовсе не означает, что их работа будет всегда результативной. Поэтому мы считаем, что неотъемная роль в социальной сфере должна принадлежать мужчине в совместной деятельности с женщиной. К данному выводу мы пришли, что роль социального работника может подходить и мужчине, т.к. он более рационален, тверд, сдержан, решителен, активен, склонен к действиям. У мужчины более развиты логика, обобщение, склонность к новаторству, мотив достижения успеха. Исходя из этого, при современной работе мужчины и женщины, результат их деятельности, будет более эффективным. Основой личности социального работника должна являться нравственность, как внутреннее духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение специалиста по социальной работе определяется качествами его личности: честность, объективность, справедливость, тактичность, наблюдательность, терпимость, сдержанность, коммуникативность, сила воли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина - М, 1993.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины – СПб.: Питер, 2007.- 544 с.
Исаева Е. Язык женской и мужской логики. Как понять противоположный пол – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.- 197 с.
Клименкова Т.А. Переход от " женских проблем к гендерному подходу" - М., 1996.
Липатов В.М. Женский язык // Лингвистический энциклопедический словарь- М ., 1990.
Мардахаев Л.В. Психология и этика профессиональной деятельности социального работника / Л.В. Мардахаев //Работник социальной службы. – 2003. - № 4.
Мешанинова Е.Ю. Проблемы определения эффективности социального обслуживания / Е.Ю. Мешанинова // Работник социальной службы. – 2005, - № 4.
Михайлова С.И., Черпухина Т.В., Чуянов А.Ф., Эффективность социального обслуживания: критерии и показатели – Вологда, 2005.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс - СПб.: Питер, 2008.
Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь – М.,2000.
Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы – М., 1999.
Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издотельско – торговая корпорация "Дашков и К", 2007. – 232с.
Попов А. Эффективность социальной работы. Общий взгляд / А. Попов // Российский журнал социальной работы. – 1997. - № 1.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализация личности - М., 1993.
Ребер А. Большой толковый психологический словарь. – М., 2000, Т.1.
Сидоров В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения – М., 2000.
Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. Ред. Проф. А.А. Козлов. – М., 2005.
Силласте Г.Г. Гендерная социология в позиции общественно –экономической жизни // Социс. 2001. №7.- 143 с.
Топчий Л.В. Профессионализм в социальной работе: проблемы, состояние и перспективы формирования / Л.В. Топчий // Семья в России. – 1996. - № 1.
Филиппова Г.П. Личностно- профессиональные особенности социальных работников/ Г.П. Филиппова // Работник социальной службы. – 2001, - № 1.
Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие – М ., 2007.
Хуберт Д. Антология гендерной теории – М., 2000.
Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: "Ось-89", 2006. – 256 с.
Швейнов В.П. Женщина + мужчина познать и покорить – Минск, 2000.
Шмелева Н.Б. Профессионально- личностное развитие специалиста социальной работы. – Ульяновск, 1997.
Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие. -2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. – 196 с.
Шмелева Н.Б. Профессионально- личностное становление социального работника: Учеб. пособие. – Волгоград, 2000.
Эффективность социальной работы / Сост. В.В. Колков. – М., 1998.
Ярская - Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социальной работы. – М., 1999.
Приложение 1
Ценности- средства | Ранг присвоенный мужчинами | Ранг присвоенный женщинами | Разность рангов | Квадрат разности рангов |
1.Аккуратность | 13 | 4 | 9 | 81 |
2. Воспитанность | 6 | 1 | 5 | 25 |
3.Высокие запросы | 14 | 10 | 4 | 16 |
4.Жизнерадостность (чувство юмора) | 12 | 4 | 8 | 64 |
5.Исполнительность (дисциплинированность) | 8 | 2 | 4 | 16 |
6.Независимость. Способность действовать самостоятельно | 11 | 5 | 6 | 36 |
7.Непримиримость к недостаткам в себе и в других | 15 | 9 | 6 | 36 |
8.Образованность (широта знаний, высокая общая культура) | 4 | 3 | 1 | 1 |
9.Ответственность (чувство долга, умение держать слово) | 3 | 2 | 1 | 1 |
10.Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения) | 5 | 5 | 0 | 0 |
11.Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | 9 | 3 | 6 | 36 |
12Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов | 10 | 7 | 3 | 9 |
13.Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | 7 | 4 | 3 | 9 |
14.Терпимость во взглядах и мнениях других (умение прощать другим их ошибки, заблуждения) | 9 | 6 | 3 | 9 |
15.Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения , уважать иные вкусы, обычаи, привычки) | 3 | 4 | 1 | 1 |
16.Честность (правдивость, искренность) | 2 | 3 | 1 | 1 |
17.Эффективность в делах | 1 | 1 | 0 | 0 |
18.Чуткость (заботливость) | 12 | 8 | 4 | 16 |
Приложение 2
Приложение № 3
АНКЕТА
Уважаемый респондент!
Предлагаем Вам принять участие в исследовательской работе. От вашего искреннего ответа на вопросы анкеты во многом зависит достоверность общего результата исследования. Отвечая на вопросы, внимательно прочитайте предложенные варианты ответа. Ответы, которые соответствуют вашему мнению, обведите кружком. Если не один из обозначенных ответов вас не устраивает, напишите свой ответ.
Ваш возраст:
А) 20-25 лет
Б) 25- 30 лет
В) 30-35 лет
Г) 35-40 лет
Д) 40-45 лет
Е) 45-50 лет
Ж) 50-55 лет
З) 55 и старше
2. Ваш пол:
А) Жен.
Б) Муж.
3. Ваше образование:
А) окончил высшее учебное заведение
Б) окончил техникум
В) окончил среднюю школу, училище
4. Занимаемая должность:
5. Профессия (согласно образованию) :
6. Нравится ли Вам ваша профессия?
А) да, очень нравится
Б) скорее нравится, чем не нравится
В) к профессии отношусь безразлично
Г) затрудняюсь ответить
Д) профессия скорее не нравится
Е) профессия совершенно не нравится
Ж)______________________________________________________
7. Изменилось ли ваше представление о профессии за период работы?
А) изменилось в лучшую сторону
Б) изменилось в худшую сторону
В) не изменилось
Г)___________________________________________________________
8. Хотели бы Вы работать по другой специальности, не связанной с вашей нынешней профессией?
А) да, хотелось бы перейти
Б) нет
В) не знаю
Г) ________________________________________________
9. Назовите, какие цели в повседневной трудовой деятельности для Вас наиболее значимы?
А) близкие цели
Б) далекие
В)___________________________________________________________
10. Если бы представилась возможность, выбрали бы Вы вновь свою профессию?
А) да, выбрал бы
Б) не, не выбрал бы
В) не знаю
Г)___________________________________________________________
11. Как Вы представляете свою трудовую перспективу через несколько лет?
12. Что побуждает Вас трудиться в настоящее время?
13. Занимаетесь ли Вы самосовершенствованием?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
Г)___________________________________________________________
14. В каком направлении Вы наиболее активно работаете над самим собой?
А) формирование научного мировоззрения
Б) Развитие профессиональной компетентности
В) Расширение общенаучного кругозора
Г) Совершенствование культуры и стиля общения
Д) Формирование высоких духовных и нравственных качеств
Е) Физическое развитие и закалка
Ж) Укрепление психического здоровья, характера и воли
З) Повышение своего культурного кругозора
И)___________________________________________________________
15. Что мешает Вам совершенствоваться?
16. Должен ли человек заниматься самосовершенствованием, по вашему мнению?
А) Да
Б) Нет
В) __________________________________________________________
17. Если бы Вам представилась возможность повысить свою квалификацию, Вы бы использовали ее?
А) Да
Б) Нет
В) __________________________________________________________