Реферат
Ярославский государственный университет им. Демидова
2003 г.
Этика и законы общества
Этика – это совокупность норм и правил поведения какого-либо общества. Законы и правила общества – это те которые человек должен выполнять, чтобы сохранить благополучие общества, в котором он живет, чтобы его поступки не нанесли вреда обществу. При этом человеку придется поступаться своими личными свободами. Следовательно, между интересами общества и свободой личности всегда существует противоречие, которое заключается в том, что интересы общества часто ущемляют свободу личности, так как личность, обладающая свободой, стремится вести себя так, как ей хочется; своим поведением личность не должна наносить вред обществу;
В обществе существуют правила и законы. Некоторые законы в меньшей степени ущемляют свободу личности и поэтому не вызывают споров и дискуссий. В обществе существуют и другие законы и правила, которые являются предметом споров и дискуссий: закон о смертной казни, запрещение абортов и т.д.
Законы во многом отличаются от этических норм. Законы определяют, что делать можно, а чего нельзя. Нормы определяют, что делать хорошо и плохо, правильно или неправильно, прилично – неприлично. Журналистская этика – максимум объективности. Этика научного исследования – все данные научного эксперимента должны быть объективными. Нарушение этических норм не влечет никакого наказания, что отличает их от законов.
Это относится и к этическим нормам психологов. Во всех цивилизованных странах этические нормы заключены в кодексах. В работе любой психолог придерживается определенных этических принципов.
От того, насколько глубоко принципы будут поняты и приняты психологами, будет зависеть и то, насколько хорошо они будут соблюдаться. В силу специфики предмета психологических исследований психолог находится в сложной ситуации:
соблюдая принципы он должен получить максимум информации о личности испытуемого и помочь ему решить его проблемы;
он не должен нанести морального вреда, показывая недостатки характера.
На практике психологу трудно сохранить равновесие. Ему приходиться поступаться личными профессиональными интересами, либо интересами общества.
Таким образом, интересы общества и профессиональные интересы психологов часто находятся в противоречии друг к другу.
Интересы общества и профессиональные интересы психологов
Общество заинтересовано в том, что при проведении психологического обследования не были нарушены основные права его членов. Но профессиональные интересы психологов заключаются в том, чтобы при проведении исследования психологи имели право использовать все свои профессиональные знания и право на то, чтобы общество не ограничивало их.
Общество зачастую неправильно понимает суть профессии психолога. Во многих случаях отношение к психологу несерьезное. Можно выявить две причины:
в житейском сознании существует мнение о том, что в отличии от других специалистов, что профессия психолог мало чем отличается от большинства других
низкий профессионализм некоторых психологов, неспособных грамотно подобрать инструментарий, правильно отработать результаты, зачастую дискредитирует все профессиональное сообщество и вызывает недоверие к нему со стороны общества.
Два основных принципа, которыми должен руководиться психолог в работе.
Психолог должен проявлять в своей профессиональной деятельности добросовестность и оправдать оказанное ему доверие.
Всегда должен помнить об ответственности перед обществом, так как его действия существенным образом влияют на жизнь других людей.
Психолог признает право любого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям.
Психолог стремится к непредвзятости и объективности.
Психолог противостоит любым личным, социальным организациям и политическим факторам и влияниям, способным привести к злоупотреблениям и правомерному применению его законов (влияние на другого человека с разными целями, установками).
В связи с этим психологу запрещается заниматься дискриминацией людей, основанных на таких параметрах, как возраст, цвет кожи, физические недостатки, религиозные особенности и т.д.
При составлении отчетов и заключений психологи должны быть точными, честными и объективными в своих сообщениях, предназначенных для третьей стороны.
Психологу запрещается использовать свое положение ради получения незаслуженных выгод, преимуществ.
Профессиональная деятельность психолога требует высокой компетенции. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть информирован о новых достижениях в области своих знаний. Психолог может оказать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификации и образование. В своей работе он руководствуется проверенными и научными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Компетенция подразделяется на подгруппы.
Границы компетентности. Психологи должны заниматься практикой, которая не выходит за границы их компетенции, то есть практикой, основанной на полученном образовании и соответствующем профессиональном опыте.
Новая сфера практики. Психологи должны практиковать в новых областях только после получения соответствующего образования и подготовки.
Квалификация, необходимая для устройства на работу. Психологи должны занимать те должности, которые позволяет им занимать их образование, основанное на дипломах государственного образца.
Контроль собственной эффективности. Психологи должны отслеживать уровень профессиональной эффективности и, когда необходимо, предпринимать шаги по повышению этого уровня.
Получение консультации по поводу этических проблем. Если у психологов появляются вопросы, связанные с этическими обязательствами, они должны проконсультироваться у других специалистов, занимающихся аналогичной работой.
Продолжение обучения. Психологи должны признавать необходимость своего дальнейшего обучения, чтобы быть в курсе научной информации в той области, в которой они работают.
Наличие проблем у самих психологов. Психологи должны воздерживаться от оказания профессиональных услуг в тех случаях, когда у них самих существуют проблемы, способные принести вред другим людям. Психологи должны быть восприимчивы к признакам наличия у себя проблем, пытаться получить помощь для их разрешения.
Этические принципы поведения психолога по отношению к другим людям
Главная обязанность психолога состоит в уважении достоинства клиентов и пациентов и поддержании их благополучия.
Взаимоотношения доверия. Взаимоотношения психолога с клиентом и пациентом имеют особый характер. Эти отношения требуют установления доверия между ними. Психолог в праве отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств в случае прекращения доверительных отношений.
Уважение различий между людьми. Психологи должны стремиться понять культурные особенности клиентов, с которыми они работают.
Позитивный рост и развитие. Психологи способствуют развитию и росту клиентов теми способами, которые отвечают интересам клиента. Консультанты – психологи должны избегать формирования и поддержания зависимых отношений в консультировании.
Участие семьи. Психологи должны считаться с тем, что семья играет важную роль в жизни человека. Поэтому психолог должен заручиться пониманием и поддержкой семьи, используя это как позитивный ресурс.
Личные потребности. Психологи должны осознавать существующую в психотерапевтических отношениях близость и свою ответственность в рамках этих отношений. Психолог должен избегать действий, направленных на удовлетворение личных потребностей и несущих вред клиенту.
Личные ценности. Психологи должны осознавать собственные ценностные ориентации, установки и убеждения. Понимать, насколько они приемлемы в обществе, и не навязывать их клиентам.
Избегание двойственных отношений. Психологи должны осознавать, насколько влиятельную позицию они занимают по отношению к своим клиентам. Психологи должны направлять свои усилия на то, чтобы избежать двойственных отношений, которые отрицательным образом сказались бы на психотерапевтическом процессе.
Отношения «начальник – подчиненный». Психолог не должен брать себе в качестве клиентов лиц, с которыми имеет административные отношения.
Использование компьютера. Использую в консультировании компьютерные приемы, психолог должен убедиться, что а)клиент на интеллектуальном, культурном и физическом уровне способен использовать компьютерную программу; б) клиент понимает. С какой целью используется программа и знает, что с ней нужно делать.
Привлечение третьих лиц. Клиенты и пациенты имеют право на консультацию у психолога без присутствия третьих лиц, однако психолог не должен препятствовать, если клиент хочет привлечь для консультации третье лицо.
Применение записей:
- Консультант несет ответственность за сохранность и конфиденциальность всех записей, сделанных в процессе приема, не зависимо от того, напечатаны они или записаны на пленку.
- Перед тем, как записывать содержание консультации, консультант должен заручиться разрешением клиента.
- Консультант должен понимать, что записи ведутся ради блага самого клиента, и если клиент просит обеспечить ему доступ, консультант должен это сделать, но лишь в том случае, если в записях не содержится информации, которая может быть неправильно истолкована или нанести вред клиенту.
Особые обязанности клинического психолога. Если клинический психолог приходит к заключению, что лечение в клинике не приводит к улучшению здоровья клиента, он должен прекратить лечение. Если какие-то обстоятельства вынуждают психолога к преждевременному прекращению лечения, он должен обеспечить продолжение лечения другим специалистом.
Принципы поведения по отношению к коллегам. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необоснованно критиковать их профессиональные действия. Психолог своими действиями не должен способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности. Если психолог считает, что коллега действует непрофессионально, он должен ему в первую очередь указать на это. Психологи должны быть знакомы с обычаями и особенностями практики других специалистов, с которыми они работают.
Поведение по отношению к представителям других профессий. В своих профессиональных контактах с представителями других профессий психолог должен проявлять терпимость, лояльность и готовность помочь. Клинический психолог не должен передоверять свои обязанности лицам, не являющимся специалистами.
Поведение по отношению к работодателям и подчиненным. При приеме на работу психолог должен оговорить с руководителем тот факт, что в пределах действия своей компетенции он должен действовать независимо, а также он должен подчеркнуть свое обязательство хранить профессиональную тайну. Он должен оговорить, что профессиональное руководство его работой может осуществляться только психологом.
При приеме на работу ассистентов и другого вспомогательного персонала психолог должен обеспечить им соответствующие условия работы. Практиканты должны получить подготовку, необходимую для их будущей профессии, поэтому их функции не должны быть ограниченными или не требующими квалификации.
Этические принципы использования информации в практической профессиональной деятельности психолога
1. указания на характер психологической практики не должно содержать предложений, неприемлемых для психологических услуг.
2. предложение психологических услуг должно подчинятся профессиональным, а не коммерческим принципам.
3. психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается научному сомнению. Если психологу приписываются какие-либо возможности, которыми он не обладает, он должен опровергнуть эту информацию. Психологи не должны давать пациентам или клиентам сведения, преувеличивающие эффективность их услуг. Психологам запрещается помимо своего окружения применения иностранных и технических терминов.
4. психологам запрещается в целях рекламы использовать имя и репутацию лица, с которым они связаны профессионально или лично.
5. психологи-консультанты не должны использовать занимаемые должности или имеющиеся у них частные связи для поисков клиентов или своей практики.
6. психологи-консультанты не должны использовать отношения, возникающие в консультировании, для продвижения своей продукции.
7. разрешается участие психологов в информации, имеющей просветительскую цель – по радио и телевидению, но только если роль психолога при этом ограничивается сообщением фактических данных, а не преследует рекламных целей.
8. психолог может заявлять о наличии лишь тех дипломов, которыми он действительно обладает. Также они несут ответственность за недопонимание, возникающее у людей по поводу предъявления их дипломов. Психологи не должны приписывать своим дипломам большее значение, чем они имеют на самом деле.
Этические принципы научной работы
Решение психолога осуществить исследование предполагает его ответственность за научные и социальные последствия этого проекта, включая воздействие на лиц, непосредственно участвующих в исследовании. Психолог, проводящий исследование, отвечает за благополучие испытуемых, и он должен сделать все необходимое, чтобы избежать отрицательного физического, психологического или социального воздействия на испытуемых.
Психолог должен распознавать специфику взаимодействия исследователем и испытуемым. В ходе проведения исследования психологи не должны подвергать испытуемых воздействиям, приводящим к вреду. Эксперимент должен быть немедленно прекращен, если со стороны испытуемых возникает стрессовая ситуация. При возникновении любых нежелательных последствий психолог должен принять меры к их устранению.
Участие в психологических исследованиях должно быть добровольным. Испытуемые должны быть проинформированы о целях проводимого исследования. При этом психологи должны использовать тот язык, который был бы понятен испытуемым. Прежде чем заручиться согласие испытуемого, психолог должен
- в точности описать цели и процедуры проводимого эксперимента
- рассказать о потенциальном риске, если такой существует, и возможных неудобствах
- оговорить все ограничения в соблюдении конфиденциальности
- сообщить, что испытуемые в любой момент могут отказаться от участия в исследовании
- дать испытуемым ответы на все возникающие у них вопросы.
Основная ответственность за проводимое исследование лежит на руководителе исследовательской группы. Однако все остальные лица, принимающие участие в исследовании, должны разделять общую ответственность и полностью отвечать за свои действия.
Психологи должны понимать различия между людьми, а также проблемы, связанные с участием в исследованиях особых категорий испыткемых.
Психологи не должны использовать обман при проведении исследования, если только предполагаемая польза не оправдывает обман.
Информация об испытуемых, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной. В тех случаях, когда доступ к этой информации будет открыт для других люде, испытуемым необходимо об этом сообщить.
Когда испытуемый не способен дать информированное согласие, психолог должен получить согласие на участие в эксперименте этого человека от другого человека, имеющего на это достаточные юридические полномочия.
Сообщая о результатах исследования, психолог должен упомянуть обо всех факторах и условиях, которые могут повлиять на результаты исследования или на интерпретацию данных.
При сообщении результатов исследования психологи должны быть максимально точными и стремиться к тому, чтобы минимизировать неправильное понимание результатов.
при сообщении результатов исследования, результаты, бросающие тень на утверждения, приемы или представления других лиц, не должны утаиваться.
представляя данные другим специалистам, психологи должны позаботится о том, чтобы было невозможно установить истинные личности испытуемых, за исключением тех случаев, когда испытуемые сами давали на это согласие.
результаты наиболее актуальных и интересных исследований. При этом возможность неверной интерпретации публикуемых материалов должны быть подтверждены корректным и полным изложением. Данные об испытуемых должны быть анонимными. В случае совместной публикации, порядок имен авторов должен отражать их вклад в работу.
Этика психологического исследования.
Первой причиной того, что результаты обследования были неверно поняты и в конечном счете нанесут вред испытуемому как члену общества является неграмотное, неправильное использование методов обследования. Использованный в обследовании метод должен соответствовать той квалификации, которую имеет психолог. Несмотря на то, что в Росси все психологи формально имеют одинаковую квалификацию, реально в квалификации существуют большие различия. Поэтому профессиональное сообщество должно четко следить за тем, чтобы реальная квалификация психолога соответствовала уровню сложности метода. В первую очередь это относится к любому психологическому тестированию, как основному психологическому методу. Поэтому далеко не каждый человек, имеющий диплом о психологическом образовании, может иметь одинаковый доступ к разным по сложности психологическим тестам и психодиагностическим материалам. В США существует три основных категории тестов и других методик, допуск к которым разрешается в зависимости от той или иной квалификации психолога.
Тесты категории А
Эти тесты могут проводится и интерпретироваться без соответствующих знаний. Они доступны в популярной научной литературе.
Тесты категории Б
Это методики, проведение и интерпретация которых требует определенных знаний в области психометрики, математической статистики, психологии индивидуальных различий, психологии личности и т.д. доступ к этим методикам является ограниченным, чтобы их приобрести нужно предъявить документы.
Тесты категории С
Это методики, требующие глубоких знаний в области психологического тестирования и смежным с ним областях. Чтобы получить доступ, психолог должен предъявить диплом об окончании университета.
Право на согласие участия в обследовании: испытуемый имеет право знать, зачем их тестируют, кто узнает о результатах тестирования. Одна их проблем заключается в том, что такая информация может исказить результаты. Психолог обязан дать общую характеристику обследования до тестирования, а по окончании его, полную.
право быть информированным о результатах исследования. Считается, что полное информирование испытуемого о результатах обследования оправдано не только сточки зрения этики, но и дальнейшей психотерапевтической работой. Кроме того, испытуемые имеют право знать об инструментах, которые применялись в обследовании. Психолог должен «чувствовать ситуацию», в которой он будет подавать информацию.
право на личную тайну. Это право можно определить как право человека самостоятельно решить, насколько широко он может делится с людьми своими чувствами, мыслями и другими фактами своей жизни. Если испытуемый будет скрывать слишком много, психологу будет трудно провести обследование, поэтому психолог должен постараться чтобы испытуемый полностью доверился ему. Одно из главнейших обязанностей психолога по отношению к испытуемому является сохранение конфиденциальности. Сообщение информации другим людям, возможно только с согласия самого испытуемого. Однако существуют случаи, когда сообщение информации возможно без согласия испытуемых. Это возможно, когда неразглашение информации может поставить испытуемого или других людей в опасное положение.
право на отсутствие общественных ярлыков. Это право вытекает из предыдущих. Оно заключается в том, чтобы результаты обследования не привели к тому, чтобы испытуемый в глазах других людей имел какой-то ярлык.
право на конфиденциальное хранение данных обследования. Испытуемый имеет право на то, чтобы результаты его обследования не были доступны широкому кругу лиц. Лица, которым разрешен доступ к этой информации, должны быть строго определены. Испытуемый должен быть проинформирован о том, кто будет иметь доступ к данным его обследования.
Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психологических тестов.
Психологический лист – основной и главный инструктор психологического обследования. В руках неквалифицированного психолога тесты могут принести достаточно серьезный вред. Использование тестов должно контролироваться во-первых, чтобы предотвратить всеобщую доступность содержания тестов; во-вторых, чтобы гарантировать использование тестов только квалифицированными психологами.
Возникает необходимость соблюдения ряда требований как к разработке тестов, так и к их проведению и интерпретации полученных результатов.
Общие этические принципы работы с психологическими тестами
Психолог запрашивающий у человека в ходе тестирования сведения о его личности, делает это только после того как обследуемый полностью осознал все цели тестирования, а также способы использования информации.
Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом тестировании и тем самым оградить себя от нежелательного вмешательства в свой внутренний мир.
Когда тестирование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть информирован об использовании полученных результатов.
Результаты исследования, проведенного по личной просьбе испытуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.
Если обследование проводится в интересах личности, и одновременно по инициативе организации то для использования полученной информации в рамках этой организации дополнительного согласия испытуемого не требуется. Для передачи информации за пределы этой организации необходимо дополнительное согласие испытуемого.
Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты тестирования должны быть сообщены другому лицу, обследуемый должен быть поставлен в известность.
Обязательства хранить профессиональную тайну теряет силу если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.
При тестировании детей до 14 лет в области учебных достижений, умений и навыков, достаточным является согласие школьного или педагогического совета. В случае оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестирования. При тестировании подростка старше 14 лет требуется только его согласие.
При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать того человека, которому они предназначены.
Испытуемому не должны сообщаться результаты его тестирования без соответствующей интерпретации.
Помимо общих признаков, существует ряд требований к людям, так или иначе в своей профессиональной деятельности связанными с применением тестов. Это могут быть лица трех категорий: психолог – психометрист, занимающийся разработкой и адаптацией тестов; психолог – пользователь, использующий с своей работе тесты; специалист не психолог работающий в смешанной с психологией отраслях.
Требования к психологам, разработчикам тестов
психолог-разработчик является специалистом в области психометрики имеющим базовое психологическое образование. Он должен знать и уметь применять на практике методы математической статистики и обеспечивать психологическому тесту необходимые психологические характеристики. Человек, не имеющий базового психологического образования, не может разрабатывать тесты.
разработчик теста подготавливает руководство к психологическому тесту в соответствии со стандартными требованиями, при этом, руководство к тесту должно давать фактические представления о нем, а не служить средством его рекламы.
разработчик теста отвечает за правильное определение круга специалистов, которому могут быть предоставлены материалы по использованию методики. Доступ к психологическим тестам должен ограничиваться людьми, чья профессиональная квалификация гарантирует правильное использование тестов.
не следует выпускать для широкого применения не до конца подготовленные тесты, которые могут быть использованы только в исследовательских целях. Когда тест распространяется только с исследовательскими целями, это условие должно быть оговорено, а использование теста ограничено.
научно обоснованные психологические тесты нельзя печатать в газетах, журналах и других изданиях ни в целях описания, ни для исследований.
психолог-психометрист должен придерживаться авторских прав.
Требования к психологу-пользователю.
психологом-пользователем является специалист, имеющий психологическое образование, работающий по этой специальности в исследовательских или практических учреждениях, и использующий в своей работе психологические тесты.
психолог-пользователь сознает границы своей компетентности и использует те тесты, которые соответствуют этой компетентности.
психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из стоящей перед ним задачи. Он несет ответственность за правильное применение теста и интерпретацию результатов.
психолог-пользователь в сомнительных и сложных случаях должен консультироваться со своими коллегами-практиками, особенно в клинике
психолог имеет право собирать статистический материал по изданным методикам с целей публикации научных работ.
Требования к пользователю – не психологу.
В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежной с психологией областях (врачи, криминалисты, юристы и т.д.) специалисты – не психологи имеют право использовать только некоторые психодиагностические методики. такие методики не должны требовать от пользователя специальных психологических знаний, не должны затрагивать глубоких сторон личности.
Они могут использовать тесты учебных достижений, простые интеллектуальные одношкальные тесты. Пользователь – не психолог предварительно, должен обязательно проконсультироваться с психологом по поводу того, какие тесты могут быть применены для решения поставленной задачи.
Специалист - не психолог, получивший доступ к психологическим тестам, автоматически берет на себя обязательства соблюдения всех требований профессиональной тайны, Специалист - не психолог следует всем этическим нормам обследования по отношению к испытуемым и другим людям.
Некоторые этические принципы работы педагогического психолога
Психологу, работающему в разного рода образовательных учреждениях, предъявляются особые этические требования. Прежде всего, это связано с тем, что объектом его исследования чаще всего являются дети. А дети обладают комплексом морально-психологической незащищенности. Педагогический психолог работает с учениками в тот период их развития, когда они на практике постигают различные социальные отношения, требования коллектива, и когда у них формируются морально-этические нормы.
В практике педагогической работы психолог работает с педагогами и зачастую выполняет те же функции, что и педагог, чтобы добиться положительного воздействия на личность ученика, психолог должен сочетать разумную требовательность к ученикам о доверие к ним.
Главный этический принцип работы педагогического психолога заключается в том, чтобы при любых условиях сохранять объективное отношение ко всем ученикам и стараться не быть вовлеченным в разного рода отношения симпатий и антипатий между учителями и учениками. любое образовательное учреждение включает две большие группы людей:
те, кто учит и воспитывает
те, кого учат и воспитывают
основные отношение между двумя этими группами заключаются в антагонизме.
Главная задача психолога – не примкнуть ни к одной из групп. Существует и другая крайность – психолог, пытаясь погнаться за собственной полезностью, становится «своим парнем». Таким образом, мы можем выделить два рода отношений между учениками и учителями.
Этические принципы отношений с учениками
В любой ситуации психолог должен уважать чувство собственного достоинства любого из учеников, выделять в любом из них развивающуюся личность и поддерживать ее стремление к самосовершенствованию.
Обязанностью психолога является разрешение конфликтов между учителями и учениками. Психолог должен стремиться к тому, чтобы все конфликты разрешались путем компромисса. Он должен помнить о том, что нервозность в конфликтных ситуациях, категоричность оценок, действий и поступков учащихся только способствует нагнетанию нездоровой атмосферы.
Психолог не должен ставить себя выше ученического коллектива. Он должен доверять мнению учеников, изучать их мнение по самым разным вопросам, и при необходимости советоваться с учениками. психолог должен внимательно и объективно подходить к оценке поступков учеников и стремиться проанализировать все мотивы их поведения.
Психолог не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся и напоминать ученикам о давно урегулированных конфликтах.
Этические принципы отношений с учителями
Одной из главных задач психолога, работающего с учителями, является формирование определенной этики взаимоотношений к коллективе. Психолог отвечает за то, чтобы отношения в педагогическом коллективе способствовали успешному выполнению учителями своей функции если конфликты возникают, то в какой-то степени, виноват в этом будет и психолог. Регулирование этих отношений можно достигать разными способами:
Систематическое изучение мнений педагогов о степени их удовлетворенности своим трудом и взаимоотношении лиц в педагогическом коллективе. Изучение этого поможет предугадать возникновение конфликта.
Целенаправленная организация работы с учителями и другими школьными работниками, ориентированная на повышение их этико-педагогической культуры. Эта работа должна включать: психологический анализ этических аспектов педагогической деятельности, компетентную консультативно - педагогическую помощь.
Авторитетный и этически выдержанный контроль, дифференцированный с учетом психологических особенностей, любого члена коллектива.
Принципиальный и объективный анализ. Любой конфликт необходимо подвергать тщательному анализу, чтобы все ученики могли как бы со стороны посмотреть на ситуацию.
Продуманная, эффективная и не взывающая конфликтов стимуляция работы учителей.
Учет психологической совместимости при расстановке кадров.
Заключение
Работа психолога требует не только теоретических познаний и практических навыков, но и обязательного выполнения моральных и этических принципов. Психолог работает с очень тонким и легкоранимым материалом – личностью. Есть такая поговорка: Сапер, ошибается один раз». Мне кажется что она применима и к профессии психолога. Ошибка, допущенная единожды, может оказаться критической как для клиента, так и для самого психолога.
В то же время, сейчас, учитывая современное экономико-политическое состояние нашей страны, очень сложно соблюдать этические принципы работы. Соблюдение принципов вещь безусловно индивидуальная, мне очень интересно смогу ли я соблюдать их в реальной практике. Когда читаешь их на бумаге, кажется, что сложного, нужно просто всегда поступать честно, помнить о других людях и т.д. Но все это только слова.
Реально лишь практическое действие. Я надеюсь что мне удастся в будущем работать так, чтобы моя совесть была спокойна перед самим собой и окружающими. Думаю что прослушанный курс лекций по этическим вопросам психологии поможет мне в будущем при решении сложных, неоднозначных и очень важных этико-моральных проблем неизбежно возникающих при работе психолога-практика.
Список литературы
Н.С. Пряжников «Профессиональное и личностное самоопределение».
Письмо Федеральной службы занятости России от 15.09.1994г. «Об использовании «этических норм профконсультанта службы занятости»».
Лекции по курсу «Этические нормы психологии».