Рефетека.ру / Психология

Контрольная работа: Интегративные исследования личности

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кубанский государственный университет

Факультет управления и психологии

Кафедра психологии личности и общей психологии

Специальность «Психология»


Контрольная работа

По интегративным исследованиям личности


Работу выполнила студентка 4 курса

О.А. Маркина

Работу проверила Фоменко Г.Ю.


Краснодар 2009


Содержание


Введение

1. Анализ результатов расширенной автобиографии

2. Анализ результатов индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик

3. Анализ результатов теста Люшера

Интегративное заключение


Введение


В свой работе представляю обследование одного человека. В качестве объекта исследования была выбрана девушка, 22 года. Замужем. Образование - незаконченное высшее. Есть младшая сестра. В данный период времени работает главным администратором в косметическом салоне города Краснодара.

В исследовании будут сначала представлены интерпретации отдельно по каждой методике, затем - интерактивное заключение по совокупности всех методик исследования.


1. Анализ результатов расширенной автобиографии


Обследуемая (далее К.) родилась, выросла в г. Краснодаре.

В процессе беседы выяснилось, что родители уделяли мало времени ее воспитанию, поскольку много времени у них занимала работа и забота о младшей сестре (разница в возрасте – 5 лет).

В детстве можно отметить разбросанность интересов, что подтверждается фактом посещения различных кружков и секций по интересам и увлечениям. Отсутствие у родителей возможности водить ее в эти секции, а также постоянная смена увлечений приводили к прекращению их посещения.

С детства постепенно проявляется стремление к лидерству и умение увлекать за собой людей, что связано с разнонаправленностью интересов и возможностью предложить своим друзьям и собеседникам занимательные, интересные игры, при этом часто выступая в качестве организатора и главной управляющей силы в этих играх. Со временем эти качества личности проявляются на протяжении всего жизненного периода все сильнее.

Заметно наличие предпринимательских способностей, поскольку преимущественно именно они уже в старшем возрасте привело к выбору деятельности, которой сейчас занимается.

Успеваемость в школе зависела от заинтересованности К. в определенном предмете, а также от личности самого учителя. И взаимоотношения с ним (учителем) строились по принципу успеваемости-неуспеваемости.

Так же в период учебы в школе ярко проявляется и некоторая агрессивность. В школе строго «отстаивала свое превосходство», вплоть до ссор.

Очень любила участвовать в активной общественной школьной деятельности. Это связано с избытком энергии и гиперактивностью, желанием во многих сферах проявить себя, занимать в любой деятельности лидирующие позиции.

Активный поиск себя в разных направлениях дал возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности. Выбор трудовой деятельности также подтверждает проявление лидерских качеств, учитывая, что К. занимает руководящую должность, и в ее подчинении находится весь коллектив косметического салона, в котором она работает, и именно она во многом определяет комфорт для работников и удобства обслуживания для клиентов. К своей работе имеет творческий подход, старается сделать свой салон соответствующим всем современным тенденциям.

Можно отметить некоторую неопределенность направления жизненного пути К., поскольку конкретных целей она перед собой не ставила, а действовала преимущественно по интересу.

Замужество – важное событие в жизни К. Но знание теории взаимоотношений супругов в браке предопределяет ее психологическую готовность к семейным кризисам, когда по факту их можно избежать.

На протяжении своего жизненного пути К. преимущественно любит общаться с теми людьми, в чьих характерах выделяются черты, которых не хватает ей. А именно – усидчивость и постоянство.

Своему здоровью К. уделяет мало внимания и времени. Вследствие плохого питания появились проблемы с желудочно-кишечным трактом. А проблемы с сердечнососудистой системой характеризуют склонность трансформировать эмоциональную напряженность в болезненные реакции своего организма

В целом для К. характерно оптимистичное отношение к событиям, происходящим в ее жизни. Неприятные события старается воспринимать как урок, из которого она должна взять максимальный опыт для дальнейших действий. В этом проявляется ее стремление развиваться, как в профессиональном плане, так и личностном.


2. Анализ результатов индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик


L Ложь = 2 балла

F Аггравация = 2 балла

I Экстраверсия = 4 баллов

II Спонтанность = 5 баллов

III Агрессивность/Стеничность = 8 баллов

IV Ригидность = 4 баллов

V Интроверсия = 5 баллов

VI Сензитивность = 7 баллов

VII Тревожность = 6 баллов

VIII Эмотивность/Лабильность = 5 баллов


В качестве испытуемой – девушка К., 22 года.

Значение шкалы «ложь» равно 2 баллам, что может свидетельствовать о максимальной достоверности полученных данных. Значение шкалы «аггравация» равно 2 баллам, что также подтверждает достоверность полученных данных и отсутствие тенденции подчеркивания проблем.

Показатели, выраженные умеренно (3–5 баллов), означают акцентуированные черты К.

Социально-психологические черты проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения.

На первый план выходят следующие показатели. Агрессивность - 8 баллов, сензитивность - 7 баллов, тревожность - 6 баллов.

В связи с этим можно сделать вывод, что испытуемая – экстраверт с преобладанием правополушарных характеристик. Больше ориентирована при постижении информации на собственную интуицию.

Для К. характерно стремление к лидерству, наступательности, агрессивности, активное отстаивание своей жизненной позиции. Ей свойственна быстрота в принятии решения, определенная резкость в поведении, высокий уровень активности. Одновременно ей свойственно сочувствие к окружающим ее людям, а также участие в активной жизнедеятельности.

Также выражено стремится к самоутверждению. Реакция на стресс может проявляться не только психологически (агрессивное взаимодействие с окружением ее людьми), но и на физиологическом уровне.

У испытуемой преобладает смешанный характер реагирования: спонтанный, склонный к лидированию тревожный тип, нуждающийся в щадящей социальной нише. В межличностном взаимодействии испытуемая стремится к независимости и лидированию, но при этом ориентирована на группу, ее интересы и направление деятельности (ожидание у группы признания).

Наиболее важны две противоположные тенденции: с одной стороны - склонность к острым ощущениям, свободе от ответственности, а с другой – поиск и ожидание значимой позиции в группе, желание добиться этого.


3. Анализ результатов Теста Люшера


А А А

+ + х х = = - -

Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7


!

А А А

+ + х х = - - -

Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом ! = 4.

С

!!!


В качестве испытуемой – девушка К., 22 года.

Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в первом варианте выражает потребность К. в достижении, власти, агрессивности, целенаправленности, высокой поисковой активности.

Коричневый цвет, находящийся на первом месте во втором раскладе - свидетельство стремления избегания ситуаций дискомфорта. В результате беседы выявляется факт неблагоприятной напряженной ситуации на работе. Разрешение данной проблемы потребует значительных усилий как от самой К., так и от других людей, работающих вместе с ней, привлечение которых к разрешению конфликтной ситуации необходимо, но зависит от самой К. На данном этапе эта ситуация на работе воспринимается К. как неразрешимая.

Значения 6 5 (коричневый и фиолетовый) на первых позициях во втором варианте подтверждает чувство неудовлетворенности, которое связано с неразрешенной конфликтной ситуацией на работе, и стремление к комфорту, расслаблению, желание снять напряжение конфликтной ситуации.

В результате беседы был выявлен «лидирующий» цвет – красный, поскольку именно данный цвет наиболее точно раскрывает личность К. Нахождение коричневого цвета на первом месте во втором варианте - отражение сложившейся на данном жизненном этапе негативной рабочей ситуации.

В первом варианте значения +3 + 5 как раз и характеризует повышенное возбуждение, стремление произвести впечатление, проявившееся перед началом исследования.

Сочетание 3 5 - свидетельство творческой индивидуальности личности, отличающейся самобытностью, оригинально мыслящей, со своеобразием интересов.

Во втором варианте красный цвет К. переместила в конец, что является свидетельством физической усталости, спад энергии. Это может быть связано с тем, что исследование проводилось в конце рабочего дня, и между первым и вторым выбором прошло достаточное количество времени, в течение которого К. выполняла свои служебные обязанности.

Таким образом, К. представляет собой самостоятельную, независимую, авторитарную личность, быстро принимающую решения, периодически проявляющей агрессию. Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции определяет соответствующий тип реагирования – лидерство, самоутверждение, ведущий мотив – достижение успеха, ведущая эмоция – агрессивность, позиция – мужественность.

Учитывая сложившуюся неразрешимую ситуацию на работе, выбор коричневого цвета в качестве ведущего при повторном раскладе указывает на потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.

Основной способ достижения цели по жизни – активный, наступательно – агрессивный, автономный. В данный период времени – это направленность на себя, обращение к физическим, жизненным потребностям. Цель субъекта – потребность в уходе от реальной ситуации, ее избегание.

Расположение синего и желтого цветов на 3, 4-й позициях подтверждает, что К. на данный момент в ситуации серьезного конфликта, которая требует взвешенности, спокойного действия.

Сочетание этих цветов усиливает представление зависимости К. от среды. Сочетание желтого и темно-синего цветов (4 1 – в первом варианте, 1 4 – во втором варианте) на третьей и четвертой позициях можно связать с зависимостью работоспособности и продуктивности К. от настроения, с эмоциональной вовлеченностью и тенденцией к перепадам настроения.

Интересным является тот факт, что в зону безразличия попадают попеременно ведущие тенденции, заменяя друг друга. Невостребованные в данный момент резервы могут использоваться в зависимости от сложившейся ситуации. Активная общественная позиция сменяется необходимостью удовлетворения личных жизненных потребностей. При этом постоянство – это не самое главное.

Нахождение зеленого цвета на 6-м месте, означает, что К. нужно, чтобы ее признавали. Она хочет всегда сохранять свои позиции и поступать по-своему, несмотря на сопротивление или противодействие. Однако оказываемое сопротивление ослабевает ее, а недостаток признания заставляет ее почувствовать, что ее достоинства не так велики. Это вызывает в ней напряжение и причиняет ей страдания из-за физической слабости, которую она испытывает на самом деле. Эти страдания могут проявляться в ощущении «сопротивления» или физического давления.

Отвергаемый зеленый цвет означает стремление освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению и настойчивости, тревога из-за возможной утраты своей репутации или своего положения, - все это приводит к такому беспокойству, что у нее вырабатывается привычка всю вину валить на других, и ее отношение к людям становится критическим, пренебрежительным.

Отвергнутый зеленый в первом варианте компенсируется красным в первой позиции (+3-2). Красный - жажда раздражения и возбуждения, и поскольку отвержение зеленого выражает состояние напряженности, ведущее к раздражительности и утрате самоконтроля, - это сочетание приводит к значительной запальчивости, неконтролируемым взрывам плохого настроения, к сердечнососудистым изменениям. Данный факт также подтверждается результатами автобиографии.

Компенсирующая роль красного цвета побуждает К. к новым завоеваниям, получению интенсивных впечатлений, поиску разнообразных переживаний, что в том числе приводит к сексуальному экспериментированию, изменам. Эти данные обстоятельства подтверждаются информацией, полученными в ходе беседы.

Сочетание зеленого цвета с серым (2 0) усиливает черты обособленности, признаки межличностного конфликта, трудности общения, неприятия окружающими, повышенной чувствительности к критике, субъективной уверенности в своей правоте.

Расположение зеленого цвета на последних позициях цветового ряда - свидетельство фрустрированности потребности в социальном утверждении, ущемленном самолюбии, нереализованных притязаниях.

Отрицает бездействие, пассивность.

Отвержение серого цвета К. означает, что К. принимает на себя ответственность за окружающее. Она использует каждую возможность на своем пути к цели и не может позволить себе отдохнуть, пока не достигнет ее.

Наличие серого цвета перед черным означает, что К. находит спасение от общего состояния нетерпимости в полной невовлеченности и неучастии в происходящем.

Профессиональная принадлежность К. обусловливает выбор красного цвета, поскольку в настоящее время она работает администратором в косметическом салоне, а это несет в себе большую ответственность. В сочетании с фиолетовым цветом красный особенно подчеркивает наступательную позицию, спонтанность поступков и суждений, импульсивность и повышенную интуицию. Можно отметить у нее черты лидерства, предприимчивости, склонности к риску, проявляющиеся уже в раннем детстве.


Интегративное заключение


В результате исследования личности при помощи анализа результатов расширенной автобиографии, индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, а также использование теста Люшера, было выявлено следующее.

Обследуемая К., 22 года, замужем, нет детей. В настоящее время работает главным администратором в косметическом салоне города Краснодара.

Достаточно активна, имеет разносторонние интересы, производит впечатление человека неординарного. К. самостоятельна, независима, авторитарная личность, иногда агрессивна.

С детства проявляется стремление к лидерству и умение вести за собой людей. Очевидно стремление выделяться среди окружающих. Проявляется агрессивность при отстаивании своего превосходства, при защите своих личных границ.

Когнитивный стиль отличается целостным интуитивным мышлением, опережающим опыт и обеспечивающим достаточно высокую прогностическую функцию мышления. В мотивационной сфере личность направлена на достижение успеха, на самореализацию и удовлетворение эгоистических потребностей. Коммуникативные свойства отражают стремление к независимости и лидированию, проявляют высокую предприимчивость в деловых отношениях. Эмоциональные особенности свидетельствуют об активном стремлении к самоутверждению, эмоции жизнеутверждающе и оптимистичны, базируются на завышенной самооценке и стремлении к лидированию.

При постижении информации К. ориентирована на собственную интуицию, что было выявлено при анализе расширенной автобиографии, а также при анализе результатов ИТО.

Можно отметить зависимость работоспособности и продуктивности К. от настроения, эмоциональную вовлеченностью и тенденцию к перепадам настроения.

Наблюдается склонность трансформировать эмоциональную напряженность в болезненные реакции своего организма (сердечнососудистая система).

У К. выражается потребность в достижении, обладании, власти, целенаправленность, высокая поисковая активность. Вследствие сложившейся на данном жизненном этапе негативной рабочей ситуации ярко выражена потребность в снижении тревоги, стремление снять напряжение конфликтной ситуации.

В целом для К. характерно оптимистичное отношение к событиям, происходящим в ее жизни. Она довольна своей жизнью, прошлое воспринимает как возможность накопления опыта. Есть стремление развиваться в профессиональном и личностном плане.

13


Похожие работы:

  1. • Структура и содержание теоретико-методологического ...
  2. • Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно ...
  3. • Социально-психологические факторы правонарушений ...
  4. • Виховання в учнів початкових класів гуманістичних цінностей у ...
  5. • Анализ психолого-педагогических и методических ...
  6. • Формирование социальной идентичности в процессе подготовки ...
  7. • Влияние личностных качеств на выбор профессии ...
  8. • Влияние рефлексии на коммуникативные способности ...
  9. • Анализ психолого-педагогической литературы
  10. • Основные концепции правопонимания
  11. • Формы и методы развития познавательного интереса у ...
  12. • История развития системы среднего проффесионального ...
  13. • Мотивация волонтеров (на материале исследования ...
  14. • Информационная культура как качественная характеристика ...
  15. • Связь агрессивности и самооценки
  16. • Социология права как наука, ее предмет и место в системе ...
  17. • Использование тренинга в обучении студентов ...
  18. • Теоретические и прикладные аспекты интегративного ...
  19. • Характер как интегративное свойство личности
Рефетека ру refoteka@gmail.com