Содержание
Введение
Глава 1. Характер как интегративное свойство личности
Понятие «характер» в психологии
Типологии характеров в зарубежной и отечественной
Психологии
1.2.1 Типология К. Юнга
1.2.2 Типология Э. Кречмера
1.2.3 Типология А.Е. Личко
1.2.4 Типология И. Канта
Выводы по первой главе
Глава 2. Стили общения личности
2.1 Общение: его значение в жизни человека
2.2 Структура общения
2.3 Стили взаимодействия в общении
2.4 Общение как восприятие людьми друг друга
Выводы по второй главе
Глава 3 Анализ влияния социально-психологических особенностей личности на стиль общения
3.1 Методы и организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Влияние социально-психологических особенностей личности на стиль общения. Насколько актуальна эта тема в настоящее время, можно понять, если попытаться ответить на следующие вопросы: является ли характер человека причиной его проблем в общении с другими людьми. Что это такое? В повседневной жизни мы нередко связываем те или иные поступки, действия, привычки людей с их характером. Правильно ли это? Действительно, в психологическом плане под характером понимается совокупность (или сочетание) устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, обуславливающая типичные для него способы поведения. Характер включает устойчивые психические особенности личности, но он не есть нечто изначально присущее и неизменное в ней. Развитие и становление характера неразрывно связано с процессом социализации личности. Это значит, что он во многом связан с тем, как включается личность в различные системы социальных отношений, деятельность институтов и организаций, устаивает исторически сложившиеся в обществе знания, нормы поведения и т.п., какие приобретает установки, ценностные ориентации и интересы. Таким образом, хотя на поведении человека сказываются присущие и характерные для него психологические свойства, последние в свою очередь формируются в процессе его деятельности, общения с другими людьми. И много здесь зависит как раз от уровня культуры общения. Воспитание в человеке полезных норм культуры поведения и общения дело не простое. Они закладываются в детском, юношеском возрасте и закрепляются в зрелые годы. Но как же влияет характер человека на его манеру общения с другими людьми? · Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять участие к собеседнику, заряжать его оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы. Подлинная культура общения несовместима с равнодушием, с появлением таких качеств как тщеславие, эгоизм, зависть и т.п. Конечно, любой человек может поддаться различным, в том числе и отрицательным эмоциям. Но культура общения, поведения и проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и даже стараться изжить отрицательные черты характера, не переносить свое дурное настроение на других, не заражать им окружающих.
Имея в виду важность для человека процесса общения, понятно, что может испытывать человек, имеющий проблемы в общении. Общение человеку необходимо, поэтому он будет снова и снова делать попытки общаться и страдать от своих неудач. В чем же проблема? Что мешает человеку полноценно общаться? Можно ли изменить эту ситуацию? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на данные вопросы и раскрыть выбранную мой тему, рассмотрев, то, как тип характера влияет на стиль общения человека. Так же постараюсь достигнуть поставленной цели, т.е.изучить влияние социально-психологических особенностей личности на стиль общения. В соответствии с темой, целью исследования является:
- изучение степени влияния социально-психологических особенностей характера на стиль общения.
Гипотезой исследования является:
- изучение типов характера и стилей общения, их взаимосвязь и степень влияния особенностей характера на стиль общения.
Задачи исследования:
- изучение типов характера
- изучение стилей общения
- выявление и изучения влияния характера личности на стиль общения. Предмет исследования:
- характерологические особенности личности.
Объект исследования:
- влияние особенностей характера личности на стиль общения.
Глава 1. Характер как интегративное свойство личности
Слово “характер” общеупотребительно. Когда же его употребляют? Во-первых, когда хотят оценить поведение человека. Во-вторых, когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. В-третьих, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру.
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Учение о характере называется характерология. Она имеет длительную историю своего развития. Главными проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название -гороскопов. Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития.
Большое влияние на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.
1.2 Типологии характеров в зарубежной и отечественной психологии
Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Но самым важным показателем характера считались глаза человека. Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости.
Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: “Есть люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеются без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны»
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей.
Основные из них такие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Характер — это не просто суммирование отдельных особенностей личности. Каждый человек имеет много отдельных характерологических черт, и еще больше оттенков каждой из них. И чтобы изучить характер человека, нужно ответить на вопрос: что в нем главное?
Совокупность отличительных существенных типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни человека. Под воздействием обстоятельств жизни, воспитания, требований общества и требований самого человека тип характера меняется и развивается. Необходима классификация, описывающая отдельные типы характера, их закономерности и связи между собой. И такие классификации в психологии существуют.
1.2.1 Типология К. Юнга
Наибольшее распространение получила классификация направленности личности на внутренний или внешний мир, ее еще иногда называют классификацией Юнга. Классификация Юнга Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и классифицировал всех людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы). Такая классификация выглядит, казалось бы, просто, но основывается на сложных, противоборствующих взаимоотношениях сознательного и бессознательного в психике человека.
Экстраверт — открытый, прямой человек, всем понятный, активный и чрезвычайно общительный, имеющий много друзей и знакомых, он не любит одиночества, любит путешествовать, мало интересуется своим здоровьем, старается взять от жизни всё, что только возможно. Он, как правило, становится душой компании, любит рассказывать анекдоты, является инициатором различных вечеринок и встреч, в повседневной жизни ориентируется на обстоятельства, а не на субъективное мнение. Интроверт — внутренне сосредоточенный, замкнутый мыслитель, обращённый внутрь, в себя, отгороженный от окружающего мира человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У него мало друзей, т.к. сложно устанавливать новые контакты, одиночество ему ближе, он не привык менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности (Шкала Спилбергера-Ханина), он дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе.
Однако можно выделить и людей-амбовертов, у них есть в равной степени черты характера экстра — и интроверта. Что можно сказать обо всех классификациях характеров? Все они односторонние, и дают возможность как-то приближенно и условно разграничить людей по типам, темпераментам или другим особенностям.
При попытке более подробного деления типов характера, сами классификаторы путаются в такой сложной классификации. Ведь мало того, что число черт характера очень много, так каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Количественное развитие какой-либо черты характера может достичь своего предела, границы, которая еще является нормальным приемлемым в обществе поведением.
В настоящее время нет общепринятой классификации типов характеров, очевидно, следует подходить к этому вопросу в какой-то степени условно, разграничивая людей по типам, темпераментам и другим особенностям. Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов — определяет тон реакции человека, его поведение и деятельность. Эмоциональная неустойчивость (или нейротизм) может прогрессировать от эмоциональной стабильности до состояния близкое к истерии либо неврозу. У нейротической личности наблюдаются неадекватно сильные реакции по отношению к вызывающим их раздражителям.
1.2.2 Типология Э. Кечмера
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела и конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера.
1. Астенический тип характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – обычно худой или тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.
2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается развитыми внутренними полостями тела, склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами. Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.
Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой “карикатуры определенных нормальных типов личности” [Немов Р.С. Психология , М:1998. – С. – 408]. Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминает шизофренников, Кречмер назвал ”шизотимным”; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, - “циклотимиками”. “Шизотимикам” свойственны такие черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчуждениям, холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутствие эмоций. “Циклотимики” описываются им как люди, обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни. Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенными типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт поведения.
1.2.3 Классификация А.Е. Личко
Одна из классификаций принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций.
Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: “При действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления” могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении” [ Немов Р.С. Психология , М:1998. – С. – 409]
Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью. Любят риск и авантюры. Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже с теми, с кем раньше ссорились. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.
Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта “хороших” и “плохих” периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень неточной. Циклоиды представляют собой форму акцентуации, промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками. Фазы здесь очень коротки — один — два дня. В “плохие” дни дурное настроение обычно не сочетается с упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими событиями или известиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа акцентуации нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения круто меняться от незначительных причин.
Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть - то готовые навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Привязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба
Астеноневротический тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, заикание и т.п. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астеноневротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте. Главными чертами являются утомляемость, раздражительность, мнительность и капризность. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами.
Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Сторонятся бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Не склонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием. Слывут “домашними детьми”. Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к новому классу и даже страдая от преследований со стороны некоторых одноклассников; крайне неохотно переходят в другой. Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений.
Трудности начинаются в старшем подростковом возрасте, с момента вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выступают две главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. К родным сохраняется детская привязанность. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают неправде.
Шизоидный тип. С первых лет такие дети любят играть одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего, бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими, необычными для других, интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Замкнутость сочетается с недостатком интуиции - неумением догадаться о несказанном другими вслух, угадать их желания, почувствовать чужие переживания, неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для окружающих многие поступки, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым.
Эпилептоидный тип. Лишь в части случаев черты этого типа явственно проступают еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. Наряду с этим, могут выявиться садистские склонности, дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему “своему” и крайне злобная реакция на тех, кто собирается покушаться на их собственность. В школе обнаруживается мелочная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства. В большинстве случаев черты этого типа становятся очевидными только в подростковом возрасте. Главной из них является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Вспышки возбуждения лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения и. неспособность учесть его превосходящую силу. Среди увлечений должна быть отмечена склонность к азартным играм. Страсть к обогащению очень легко пробуждается. М.С. Певзнер обратила внимание на особый вариант эпилептоидности у подростков, отличавшихся, по ее мнению, “гиперсоциальностью”—любовью к труду, аккуратностью, подчеркнутой “правильностью” во всем поведении. В.В. Ковалев именно эти качества характера расценил как компенсаторные. По наблюдению, подобная “гиперсоциальность” остается однобокой: подростки оказываются способными на “двойную жизнь”: слывут примерными в одной ситуации и обнаруживают крайнее себялюбие, злобность, склонность к агрессии, моральную и физическую жестокость в другой. Внешний облик эпилептоидного подростка, описанный Г.Е. Сухаревой - приземистая крепкая фигура, массивный торс с короткими конечностями, круглая, чуть вдавленная в плечи голова, большая челюсть. Самооценка носит односторонний характер.
Истероидный тип. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец предпочитаются даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству. Эти черты нередко намечаются с детских лет. Такой ребенок не выносит, когда при нем хвалят других детей, другим уделяют внимание. Игрушки ему быстро надоедают и часто служат лишь предметом хвастовства перед другими малышами. В подростковом возрасте с той же целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут использоваться нарушения поведения. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких нарушений поведения обычно избегают.
Конформно-гипертимный тип представляет собой вариант конформного типа. Ему помимо выраженной конформности присуща повышенная витальная самооценка. Такие подростки несколько эйфоричны, подчеркивают свое здоровье, бодрость, хороший аппетит и сон. Им свойственна чрезмерно оптимистическая оценка своего будущего, убежденность в исполнении желаний. Но этим и ограничивается их сходство с гипертимным типом. Ни активности, ни живости, ни предприимчивости, ни инициативы, ни умения лидировать они не обнаруживают. Во всем остальном господствует конформность — такие подростки податливы дисциплине и регламентированному режиму, особенно если все это соблюдается окружающими.
Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда.
Амальгамные типы— это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой.
1.2.4 Классификация по И. Канту
И.Кант выделил и описал четыре типа характера – сангвиник холерик, флегматик и меланхолик.
Сангвиник по Канту, - человек, отличающийся быстрой сменой сравнительно слабых по силе эмоций. Сангвинически темперамент, по-видимому, свойствен людям с сильной, динамической, уравновешенной и переключаемой нервной системой. Так же сангвиник характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Он стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
Холерик - горячий, порывистый человек, характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах
Меланхолик - индивид, для которого характерны глубокие и длительные эмоциональные переживания. Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.
Флегматик - медлительный, спокойный человек. Естественно с людьми разного темперамента общение будет строиться по-разному. Этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. В случае неудачных воспитательных влияний у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.
Выводы по первой главе
Итак, Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Многие психологи предлагали и продолжают предлагать свои классификации типов характера человека, усовершенствовать их, подгоняя иной раз под рамки нашей действительности, нового времени и темпа жизни. Но одно остается ясным – в настоящее время нет общепринятой классификации типов характера, и это объяснимо. Каждый человек уникален, поэтому очень сложно подогнать его под какой-то клишированный и зафиксированный в книге образец. Безусловно, классификации необходимы и они, во всяком случае, являются верными, но не следует забывать, что каждый человек неповторим и многогранен.
Глава 2. Стили общения личности
2.1 Общение: его значение в жизни человека
Общение – сложный и весьма многогранный процесс.
Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. Анализируя научную литературу, Л.П. Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения: 1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией); 2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации); 3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания); 4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями); 5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения); 6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем – с другой); 7)социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками). Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми. Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самогопонятия «общение». Так, А.С. Золотнякова принимала общее как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общие она видела как процесс «общие» как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для неё общее было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». Психологи определяют общение как «атрибут деятельности и как недетерминированное деятельностью свободное общение». Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» рассматривают общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение, как процесс взаимодействия гораздо шире: «общение внутри групп – межгрупповое, в коллективе – межколлективное». Но «только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом» реализуется потребность личности в общении. А.А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека». Позицию А.А. Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».
Точка зрения А.А. Леонтьева на «общение как вид деятельности» и на «общение как взаимодействие», которые в свою очередь, рассматриваются как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Л.И. Анцыферовой и Л.С. Выготского, еще в 30-е годы пришедшего к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение. Проблему общения исследовали и философы. Так. Б.Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л.П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С. Каган рассматривает общение как коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта».
В.С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками». «С философской точки зрения, – пишет В.М. Соковин, – общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включённая в трудовую деятельность и являющаяся её необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания». Из этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик интерес ученых к феномену общения. Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главное: 1) общение – вид самостоятельной человеческой деятельности; 2) общение – атрибут других видов человеческой деятельности; 3) общение – взаимодействие субъектов.
В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Так, Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении). А.А. Леонтьев и Б.Х. Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.
2.2. Структура Общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и персептивной.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Персептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
3 – а) Коммуникативная сторона общения.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
3 – б) Средства коммуникации.
Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
3 – в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
3 - г) Персептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
2.3 Стили общения
Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.
Ритуальный стиль
Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.
Императивный стиль
Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.
Манипулятивный стиль
Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.
Гуманистический стиль
К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания. Настоятельная необходимость общения с другими людьми определяется, в первую очередь, совместной трудовой деятельностью, в процессе которой люди должны понимать друг друга, устанавливать нужные для успеха дела контакты, учитывать зависимость этого успеха от возможностей каждого ее участника и т. д. Именно в процессе общественно–трудовой деятельности происходит формирование человека как члена общества, как личности. Человек в подлинном смысле слова есть продукт общества, и вне общества он перестает быть человеком. Не только длительное выключение человека из общества оказывает на него отрицательное воздействие. Даже сравнительно кратковременное одиночество переживается обычно весьма тягостно, что убедительно свидетельствует о важности, необходимости меж людских контактов, о той роли, которую играет потребность общения в системе всех потребностей человеческого духа. Потребность общения при ее ущемлении вызывает лавинно - нарастающее чувство утраты чего-то очень нужного, очень дорогого, без чего жизнь теряет смысл. Об этом постоянно говорят те, кому по тем или иным причинам довелось испытать такое переживание. Только в общении с другими людьми человек обретает, познает свое собственное «я». «В некоторых отношениях»,- писал К. Маркс, - «человек напоминает товар. Т.к. он родился без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». Поведение в целом и отдельные поступки другого человека играют роль своего рода образцов, эталонов, сверяясь с которыми строится оценка собственного поведения, своих поступков. Хорошая оценка во всех случаях означает прежде всего, что человек занимает в данном конкретном коллективе (группе, компании, команде, и т.д.) «подобающее ему место», которое он стремится занять, которое отвечает самооценке, собственному представлению о своих достоинствах. Место в коллективе, роль в коллективе - это жизненная проблема, волнующая каждого, особенно молодого человека, направляющегося в плавание по социальному океану человеческих взаимоотношений. Естественно, что в начале такого плавания перед каждым его участником встают многочисленные вопросы, ответ на которые имеет для них очень большое значение. Это, в первую очередь, вопросы о правилах, принципах, законах человеческого общежития, о средствах, способах и содержании, как любого отдельного акта общения, так и всего процесса общения в целом.
Манера общения определяется:
- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);
- поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью,
скованностью);
- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).
Дистанция в общении определяет характер отношения партнёров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная – на интеллектуально-демонстрационный характер общения. Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или доброжелательной манере.
Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.
В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей человека;
- сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
- психологическая или социальная индивидуальность человека;
- особенности партнёра по общению.
Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этические
установки и оценки социально-этических установок общества.
Наиболее распространены следующие стили общения:
творчески-продуктивный,
дружеский,
дистанционный,
подавляющий,
популистский,
заигрывающий,
требовательный,
деловой,
позиционный.
Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу
взаимодействия и выбор его средств.
2.4 Общение как восприятие людьми друг друга
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.
Основные из них таковы:
Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Выводы по второй главе
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Существуют различные стили общения личности, характерные для определенного типа темперамента. Так же существуют стили присущие непосредственно ситуации общения. Структура общения так же трактуется по-разному разными психологами и специалистами. Но одно остается неизменным – любой человек нуждается в общении. Без общения обыкновенному человеку жить не представляется реальным. И деловое и духовное, и светское, и другие виды общения это неотъемлемые части нашей жизни. Люди часто судят друг о друге по стилю и средствам общения. Например языку, интонации, жестам и мимике.
Глава 3 Анализ влияния социально-психологических особенностей личности на стиль общения
3.1 Методы и организация исследования
В исследовании влияния социально-психологических особенностей характера на стиль общения приняло участие 10 человек. Все они учащиеся 10 класса общеобразовательной школы №19. Класс лингвистический, что значит что все учащиеся обладают более гуманитарными способностями и, можно предположить, что тип характера у этих учащихся будет совпадать. Для нашего исследования мы не случайно выбрали тестируемых одной возрастной категории ведь подросткам свойственен особый стиль общения – молодежный, неформальный. Они не на столько обременены проблемами, как взрослые люди, но, тем не мене к возрасту 15 лет уже четко выстраивается и формируется определенный тип характера и, чаще всего стиль общения. Для проведения нашего исследования, мы воспользовались двумя тестами Касьянова на определение типа характера и стиля общения.
Ваш стиль общения
Нам редко удается взглянуть на себя "со стороны", а ведь у каждого существует излюбленная манера общения - то, что обычно называют стилем. Ваш стиль общения поможет определить данный тест.
На каждый из 20 вопросов даны три варианта ответов. Подчеркните тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не подходит, переходите к следующему вопросу.
1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного конфликта? а) Всегда. б) Иногда. в) Никогда.
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
а) Внутренне "кипите". б) Сохраняете полное спокойствие. в) Теряете самообладание.
3. Каким считают вас коллеги?
а) Самоуверенным и завистливым. б) Дружелюбным. в) Спокойным и независимым.
4. Как вы отреагируете, если вам поручат очень ответственное дело?
а) Примете с некоторыми опасениями. б) Согласитесь без колебаний.
в) Откажетесь ради собственного спокойствия.
5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу? а) Выдадите ему "по первое число". б) Заставите вернуть. в) Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а) Сбалансированными.б) Легкомысленными. в) Крайне "жесткими".
7. Что вы предпринимаете, если не все удается?
а) Пытаетесь свалить вину на другого. б) Смиряетесь. в) Становитесь впредь осторожнее.
8. Как вы реагируете на заметку о распущенности современных тинейджеров?
а) Пора бы уже запретить молодежи такие развлечения. б) Надо создать ей возможность организованно и культурно отдыхать. в) И чего мы с ней возимся?
9. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?
а) Чувство страха. б) Скучаете. в) Получаете искреннее удовольствие.
10. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
а) Обязательно стараетесь выиграть. б) Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым. в) Очень сердитесь, если проигрываете.
11. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?
а) Стерпите, избегая скандала. б) Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание. в) Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
12. Какой вы человек?
а) Средний. б) Самоуверенный. в) Пробивной.
13. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи?
а) Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры? б) Надо бы ввести суровые наказания! в) Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!
14. Какое животное больше вам нравится?
а) Тигр. б) Домашняя кошка. в) Медведь.
15. Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?
а) Простите, это моя вина. б) Ничего, пустяки .в) А повнимательнее вы не можете быть?
Результат
Под номером вопроса в вертикальной колонке указаны баллы, соответствующие вариантам ответа. Баллы просуммируйте.
Если вы не выбрали ответ из предложенных вариантов, то по данному вопросу вы набрали 0 баллов.
15-34 балла. Вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку у вас достаточно здорового честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.
35 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчитывая на свои силы. Добиваясь успеха в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику "сверху" принимаете, а критику "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критиков "снизу".
15 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы греетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает! К критике "снизу" относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики "сверху".
Если по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее чем по семи вопросам - по одному баллу, то ваша агрессивность носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если по семи и более вопросам вы получили по одному баллу и менее чем по семи вопросам - по три балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, просто вы их тщательно подавляете.
Для подсчета баллов мы воспользовались следующей предложеннотй таблицей.
Подсчет баллов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
а) | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 |
б) | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
в) | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тест. Ваш тип характера
Тест "Ваш стиль общения"
1. Вас раздражает, когда вам указывают,
что и как делать.
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
2. Вы испытываете неловкость, когда кто-то
вмешивается в ваш разговор.
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
3. Вас смущают вопросы, касающиеся чувств и личной жизни
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
4. Когда вам приходится выступать публично, вы неплохо с этим справляетесь
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
5. Чаще вы соглашаетесь со своим супругом, даже если считаете, что он не прав
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
6. Вас подавляют сильные личности
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
7. В конфликтных ситуациях вы порой чувствуете себя неуверенно
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
8. Если вы приняли решение, то не любите, чтобы дело затягивалось
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
9. Вы более чувствительны, чем думают окружающие
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
10. Вы не очень хорошо переносите критику
Точно нет
Скорее нет
Скорее да
Именно так
В результате обработки двух тестов, мы пришли к нижеследующим результатам:
Участники теста | Тип характера | Стиль общения |
Белова Ксения | холерик | манипулятивный |
Портнягин Антон | сангвиник | гуманистический |
Андрюшкова Ира | сангвиник | императивный |
Рыков Саша | холерик | гуманистический |
Архипов Артем | сангвиник | гуманистический |
Помогаева Оля | холерик | императивный |
Скоморовская Неля | флегматик | гуманистический |
Бузиной Настя | сангвиник | гуманистический |
Майдонюк Тим | меланхолик | ритуальный |
Румянцева Даша | сангвиник | гуманистический |
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
По результатам теста большинство ребят – сангвиники. При анализе полученных результатов была выявлена зависимость стиля общения от типа характера. Цель исследования была достигнута, а рабочая гипотеза подтверждена. Чтобы более конкретно обозначить результат нашего исследования мы сформулировали следующее утверждение, основанное на результатах обработки тестов:
Типы характера личности очень тесно и напрямую связаны со стилем общения, а значит влияют на него.
Холерический темперамент: у такого человека громкая речь, резкие движения. Холерики редко бывают спокойными и своей возбужденностью «заводят» остальных. Понятно, что с Холериком общение будет сложнее, чем с Сангвиником по причине его неуравновешенности. Те люди, чей тип характера по результатам теста был определен, как холеричный отличаются высокой активностью, темпом движений, быстрой реакцией и повышенной эмоциональностью. Преобладает дружеский и творческо-продуктивные стили общения.
Флегматик-человек с сильной, уравновешенной, но малоподвижной и слабо переключаемой нервной системой. От Сангвиника он отличается замедленностью реакций. Внешне такой человек обычно выглядит очень спокойным, невозмутимым, и его очень трудно вывести из себя. Казалось бы, тоже уравновешенный человек, но общение с ним может быть затруднено по причине замедленности его реакций. Флегматики приверженцы дистанционного типа общения, однако, и дружеский и деловой стили общения так же присущи данному типу характера.
Меланхолик. Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным человеком, у которого почти всегда плохое настроение. От любых достаточно сильных эмоциональных воздействий способен впасть в состояние депрессии. Как общаться с меланхоликом вообще непонятно.
Выводы по третьей главе
Типы характера личности очень тесно и напрямую связаны со стилем общения, а значит, влияют на него. При анализе полученных результатов была выявлена зависимость стиля общения от типа характера. Полученные данные позволяют нас сделать вывод, что наше исследование было успешно и рабочая гипотеза подтверждена. Можно прийти к выводу, что с любым проявлением темперамента общаться проблематично, так как у каждого существуют свои особенности, но, к счастью, описанные типы темперамента человека в чистом виде в жизни встречаются не часто. Обычно темперамент человека это комбинация нескольких, со своими неповторимыми вариациями и особенностями. Так же не существует и определенного стиля общения. Наше исследование было успешным за счет того, что была выбрана определенная классификация как типа характера так и стиля общения, в противном случае из всего многообразия предлагаемых вариантов и классификаций очень сложно было бы выбрать один единственный тип характера или стиль общения, присущий индивиду.
Заключение
Поведение человека, обладающего культурой общения, отличается тактом и чувством меры, умением учитывать настроение и чувства других людей. Его характеризуют благожелательность, приветливость, участие и т.п. Противоположностью общительности является замкнутость. Замкнутый человек, как правило, не делится с окружающими своими мыслями и чувствами, хотя ему есть что сказать. В общении с другими замкнутость не порок, и ее причина может лежать не в отсутствии доверия, уважения и нежелании поделиться с близкими людьми своими переживаниями, а в том, что человек в силу склада своего характера и темперамента не склонен делиться своими мыслями, не вырабатывая у себя привычки межличностного общения. К счастью, описанные типы темперамента человека в чистом виде в жизни встречаются не часто. Чаще всего они сочетаются друг с другом так, что у одного и того же человека обнаруживаются признаки разных типов темперамента. К тому или иному типу человека относят на основании того, что в его психологии и поведении доминируют черты какого-либо одного из описанных типов. Встречается немало людей, которых вообще нельзя отнести ни к одному из представленных типов темперамента, так как у них свойства нервной системы, характерные для каждого типа «перемешаны».
Список литературы
1) Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти : [текст]: Учеб. пособие / В.А. Аверин и др.; под ред. А.А. Реана. 1999. – 180 с.
2) Берн Эрик Игры, в которые играют люди [текст] / Эрик Берн. – М.: Просвящение, 1998. – 145 с.
3) Волков А.А.. Психология и мистика жизни [текст]: учеб. пособие / А.А. Волков. – М : ТЕРА 1994. – 256 с.
4) Добрович А.Б. О психологии и психогигиене общения [текст]: учеб. пособие /
А.Б. Добрович – М.: Логос, 1987. – 233
5) Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития [текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавра и магистра "Психология" и психол. специальностям / Э. Ф. Зеер. -М.: Академия, 2006. – 440 с.
6) Иванова Е.Н. Эффективное общение [текст]: учеб. пособие / - Воронеж : Совершенство, 1997. – 300 с.
7) Левитов Н.Д. Психология характера [текст]: учебное пособие / Н.Д. Левитов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 345 с.
8) Личко,А.Е. Подростковая психиатрия: Медицина [текст]: учебное пособие / А.Е. Личко. – М.: Логос, 1999. – 440 с.
9) Немов Р.С. Психология [текст]: учебное пособие / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 246 с.
10) Никандров В.В. Экспериментальная психология. [текст]: Учеб. пособие/ В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003. – 156 с.
11) Ночевник М.Н. Человеческое общение [текст]: учеб. пособие / М.Н. Ночевник М.: ТЕРА, 1988. – 300 с.
12) Рогов Е.И. Общая психология [текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 300 с.
13) Романова В.Я. Психология индивидуальных различий [текст]: / В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1982 г. – 330 с.
14) Сизанов А.Н. Психологические игры [текст]: Учеб. Пособие / А.Н. Сизанов. – М.: Прогресс, 1995. – 260 с.
15) Соломин А.Д. Среда и поведение [текст]: учеб. пособие А.Д. Соломин. – М.: ТЕРА, 1997. – 200 с.
16) Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды/ Е.А. Климов – М.: МПСИ. 2003. – 456 с .
40