Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование планетарного редуктора Д-27

Оглавление


Введение

1. Подбор чисел зубьев

2. Расчет на прочность зубчатых передач

2.1 Проектировочный расчет I-ой ступени

2.1.1 Определение передаточного отношения

2.1.2 Определение крутящего момента на шестерне при трех режимах нагружения

2.1.3 Определение эквивалентных чисел циклов перемены напряжений

2.1.4 Определение допускаемых контактных напряжений

2.1.5 Определение начального (делительного) диаметра шестерни

2.1.6 Геометрический расчет зубчатой передачи

2.2 Проверочный расчет I-ой ступени

2.2.1 Проверка передачи на контактную выносливость

2.2.2 Проверка передачи на изгибную прочность

2.3 Проектировочный расчет II-ой ступени

2.3.1 Определение передаточного отношения

2.3.2 Определение крутящего момента на шестерне при трех режимах нагружения

2.3.3 Определение эквивалентных чисел циклов перемены напряжений

2.3.4 Определение допускаемых контактных напряжений

2.4 Проверочный расчет II-ой ступени

2.4.1 Проверка передачи на контактную выносливость

2.4.2 Проверка передачи на изгибную прочность

3. Силовой анализ рассматриваемого механизма

3.1 Расчет сил

3.2 Определение моментов на валах крутящий момент действующий на вал заднего винта

4. Проектирование валов и осей

4.1 Проектирование валов

4.2 Проверочный расчет заднего вала винтовентилятора

4.3 Проектирование оси сателлита

5. Проектирование подшипников

5.1 Расчет роликоподшипника сателлита

5.2 Проверочный расчет шарикового радиально-упорного подшипника

5.3 Проверочный расчет роликового подшипника

6. Проверочные расчеты

6.1 Расчет болтового соединения

6.2 Проверочный расчет шлицевых соединений на прочность

7. Техническое описание редуктора

7.1 Описание редуктора

7.2 Принцип работы редуктора


Введение


На малых и средних скоростях полета (до 750-800 км/ч) турбореактивные двигатели вытесняются винтовентиляторнымим. Это объясняется тем, что для указанного диапазона ТРД значительно уступает ТВВД и по экономичности, и по взлетно-посадочным характеристикам.

ТВВД состоит из тех же основных элементов, что и ТРД, но, помимо того, снабжен воздушным винтовентилятором, вал которого соединен с валом свободной турбины через редуктор.

Необходимость применения редуктора вызвана тем, что оптимальная частота вращения свободной турбины ТВВД значительно больше оптимальной частоты вращения воздушного винта. Это объясняется тем, что в ТВВД расширение газа в турбине происходит до давления, близкого к атмосферному, поэтому суммарная мощность турбины превышает потребную для привода компрессора газогенератора. Избыточная мощность свободной турбины передается на воздушный винт.

Мощность турбины ТВВД при прочих равных условиях больше мощности ТРД.

Тяга ТВВД создается в основном воздушным винтом (85-90 %) и только частично реактивной струее.

Трехвальные ТВВД отличаются относительной простотой регулирования и согласования работы газогенераторов, однако применение редуктора несколько утяжеляет конструкцию и усложняет эксплуатацию силовой установки.

ТВВД предназначены для установки на транспортные, пассажирские и вспомогательные самолеты, для которых скорость полета не очень важна. ГТД со свободной турбиной (турбовальные двигатели) широко используются на силовых установках современных вертолетов.

В данном курсовом проекте был спроектирован редуктор, выполненный по схеме разомкнутого дифференциального планетарного механизма, для высотного винтовентиляторного двигателя.


1. Подбор чисел зубьев


Планетарный редуктор выполнен по схеме АІ.

Подбор чисел зубьев проведем по так называемым генеральным уравнениям, которые получаются совместным решением уравнений передаточного отношения (ПО), уравнений соосности, условий сборки с привлечением дополнительных зависимостей – параметров, характеризующих, как правило, конструктивные особенности и определяющих будущие свойства механизма. Для замкнутого планетарного механизма следует добавить уравнение соосности и необходимые параметры для цепи замыкания.

ПО редуктора:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Для простого планетарного AI – механизма с цилиндрическими колесами генеральные уравнения имеют вид:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 – любое целое число;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 – число сателлитов, Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

При подборе чисел зубьев необходимо, чтобы выполнялся ряд условий.

Уравнение соосности:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Условие соседства:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27Проектирование планетарного редуктора Д-27

Условие сборки:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


2. Расчет на прочность зубчатых передач


2.1 Проектировочный расчет I-ой ступени


Таблица 2.1 Материалы и их свойства

Элемент передачи Размерность Шестерня Колесо (сателлит)
Заготовка
Поковка Поковка
Материал
Сталь 20Х2Н4А Сталь 12Х2Н4А
Термообработка
Цементация с закалкой Цементация с закалкой

Проектирование планетарного редуктора Д-27

МПа 1400 1200

Проектирование планетарного редуктора Д-27

МПа 1200 1000
Твердость сердцевины НВ 350 330
Твердость поверхности HRC 65 62
Базовые числа циклов

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


2.1.1 Определение передаточного отношения


Проектирование планетарного редуктора Д-27


2.1.2 Определение крутящего момента на шестерне при трех режимах нагружения


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


2.1.3 Определение эквивалентных чисел циклов перемены напряжений

а) по контактной прочности:

- для шестерни

Проектирование планетарного редуктора Д-27


- для колеса


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 и Проектирование планетарного редуктора Д-27 количество контактов шестерни и сателлита;


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


б) по изгибной прочности:

- для шестерни


Проектирование планетарного редуктора Д-27 Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27;

- для колеса


Проектирование планетарного редуктора Д-27


2.1.4 Определение допускаемых контактных напряжений

Для этого рассчитываются значения коэффициентов долговечности для шестерни и колеса. Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27 и Проектирование планетарного редуктора Д-27 больше базовых значений, то величины Проектирование планетарного редуктора Д-27 вычисляются по зависимостям


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Базовый предел контактной выносливости:

а) для шестерни при Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


б) для колеса при Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Для поверхносно-упрочнённых зубьев Проектирование планетарного редуктора Д-27 .

При выполнении проектировочного расчета следует принять


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий шероховатость;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий окружную скорость;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий влияние смазки;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий размер зубчатого колеса.

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


В качестве допускаемых напряжений принимается меньшее из двух значений Проектирование планетарного редуктора Д-27

Нахождение допускаемых изгибных напряжений. Для нереверсивной передачи произведение Проектирование планетарного редуктора Д-27 близко к единице, Проектирование планетарного редуктора Д-27

где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий шероховатость переходной поверхности;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий размер зубчатого колеса;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий градиент напряжений и чувствительность материала к концентрации напряжений;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки.

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент долговечности;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 предел выносливости при изгибе соответствующий базовому числу циклов напряжений;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент запаса прочности;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент долговечности.

Коэффициент долговечности Проектирование планетарного редуктора Д-27 равен единице, так как Проектирование планетарного редуктора Д-27 и Проектирование планетарного редуктора Д-27 больше, чем Проектирование планетарного редуктора Д-27.



2.1.5 Определение начального (делительного) диаметра шестерни


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 относительная ширина зубчатого венца;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 вспомогательный коэффициент;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент долговечности;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 расчетный момент с учетом распределения мощности между сателлитами;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27коэффициент который учитывает неравномерность распределения нагрузки между сателлитами;

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение кругового модуля


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Ближайшее стандартное значение Проектирование планетарного редуктора Д-27


2.1.6 Геометрический расчет зубчатой передачи

С учетом выбранных коэффициентов смещения Проектирование планетарного редуктора Д-27 и параметров исходного производящего контура Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение угла эксплуатационного зацепления Проектирование планетарного редуктора Д-27:

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение межосевого расстояния Проектирование планетарного редуктора Д-27:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение диаметров делительных окружностей Проектирование планетарного редуктора Д-27:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение диаметров начальных окружностей Проектирование планетарного редуктора Д-27:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


2.2 Проверочный расчет I-ой ступени


2.2.1 Проверка передачи на контактную выносливость

В соответствии с рекомендациями ГОСТ 21354-87 для стальных колес, коэффициент учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение коэффициента воспринимаемого смещения Проектирование планетарного редуктора Д-27:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение коэффициента уравнительного смещения Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение диаметров основных окружностей Проектирование планетарного редуктора Д-27:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение диаметров окружностей вершин Проектирование планетарного редуктора Д-27:

для внешнего зацепления:

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

для внутреннего зацепления:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение диаметров окружностей впадин Проектирование планетарного редуктора Д-27:

для внешнего зацепления:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

для внутреннего зацепления:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Нахождение коэффициента учитывающего суммарную длину контактных линий


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Определение коэффициента перекрытия:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления. При угле зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Ширина шестерни


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Принимается Проектирование планетарного редуктора Д-27

Уточнение значения Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27 изменилась мало, то Проектирование планетарного редуктора Д-27 остается неизменным.

Расчет коэффициента Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Для данной передачи принято 5-й степень точности, как видно передача работает с окружной скоростью Проектирование планетарного редуктора Д-27, и поэтому коэффициент учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку определяется следующим образом.

Для кромочного удара:

- определение удельной передаваемой нагрузки


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент который учитывает динамические нагрузки, связанные с крутильными колебаниями системы;

Проектирование планетарного редуктора Д-27

- вычисление вероятной максимальной разности основных шагов


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 допуски на величину основного шага;

- определение относительной ошибки основного шага


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


- отношение радиусов кривизны эвольвент при входе зубьев в зацепление

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


- время кромочного контакта зубьев вне линии зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


- период собственных колебаний сопряженных колес


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


- параметр


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27, то при кромочном ударе


Проектирование планетарного редуктора Д-27,

Проектирование планетарного редуктора Д-27


но так как при кромочном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27 не может превышать Проектирование планетарного редуктора Д-27, то принимаем что Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Для срединного удара:

- отношение радиусов кривизны эвольвент при выходе зубьев из зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- характеристическое время срединного удара


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- параметр


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27, то при срединном ударе


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


но так как при срединном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27 не может превышать Проектирование планетарного редуктора Д-27, то принимаем что Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Для дальнейших расчетов принимаем Проектирование планетарного редуктора Д-27 при срединном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27

Коэффициент расчетной нагрузки при окончательном расчете на контактную Проектирование планетарного редуктора Д-27 выносливость;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;

Расчетное значение контактных напряжений


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Сравнение расчетных напряжений с допускаемыми


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Небольшая перегрузка, что допускается.


2.2.2 Проверка передачи на изгибную прочность

Коэффициент внутренней динамической нагрузки

Для данной передачи принято 5-й степень точности, как видно передача работает с окружной скоростью Проектирование планетарного редуктора Д-27, и поэтому коэффициент учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку определяется следующим образом.

Для кромочного удара:

- определение удельной передаваемой нагрузки


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Значение Проектирование планетарного редуктора Д-27 определяется следующим образом:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 для прямозубых колёс;


Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент торцового перекрытия;

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

- вычисление вероятной максимальной разности основных шагов

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 допуски на величину основного шага;

- определение относительной ошибки основного шага


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


- отношение радиусов кривизны эвольвент при входе зубьев в зацепление


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- время кромочного контакта зубьев вне линии зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- период собственных колебаний сопряженных колес


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- параметр


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27, то при кромочном ударе


Проектирование планетарного редуктора Д-27,

Проектирование планетарного редуктора Д-27


но так как при кромочном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27 не может превышать Проектирование планетарного редуктора Д-27, то принимаем что Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Для срединного удара:

- отношение радиусов кривизны эвольвент при выходе зубьев из зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


- характеристическое время срединного удара

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- параметр


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27, то при срединном ударе


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


но так как при срединном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27 не может превышать Проектирование планетарного редуктора Д-27, то принимаем что Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Для дальнейших расчетов принимаем Проектирование планетарного редуктора Д-27 при срединном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение коэффициентов расчётной нагрузки при окончательном расчете на изгибную Проектирование планетарного редуктора Д-27 выносливость


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение коэффициента формы зуба шестерни и колеса:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Местное изгибное напряжение:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент, учитывающий наклон зуба;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.


2.3 Проектировочный расчет II-ой ступени


Таблица 2.2 Материалы и их свойства

Элемент передачи Размерность Сателлит Колесо (венец)
Заготовка
Поковка Поковка
Материал
Сталь 12Х2Н4А Сталь 38ХМЮА
Термообработка
Цементация с закалкой Азотирование

Проектирование планетарного редуктора Д-27

МПа 1200 1000

Проектирование планетарного редуктора Д-27

МПа 1000 850
Твердость сердцевины НВ 330 350
Твердость поверхности HRC 62 60
Базовые числа циклов

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27



2.3.1 Определение передаточного отношения


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27 Проектирование планетарного редуктора Д-27


2.3.2 Определение крутящего момента на шестерне при трех режимах нагружения


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


2.3.3 Определение эквивалентных чисел циклов перемены напряжений

а) по контактной прочности:

- для сателлита

Проектирование планетарного редуктора Д-27

- для колеса


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 количество контактов сателлита и колеса;

б) по изгибной прочности:

- для сателлита

Проектирование планетарного редуктора Д-27

- для колеса


Проектирование планетарного редуктора Д-27


2.3.4 Определение допускаемых контактных напряжений

Для этого рассчитываются значения коэффициентов долговечности для шестерни и колеса. Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27 и Проектирование планетарного редуктора Д-27 больше базовых значений, то величины Проектирование планетарного редуктора Д-27 вычисляются по зависимостям


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Базовый предел контактной выносливости:

а) для сателлита при Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


б) для колеса при Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Для поверхносно-упрочнённых зубьев Проектирование планетарного редуктора Д-27 .

При выполнении проектировочного расчета следует принять


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий шероховатость;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий окружную скорость;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий влияние смазки;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий размер зубчатого колеса.


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


В качестве допускаемых напряжений принимается меньшее из двух значений Проектирование планетарного редуктора Д-27

Нахождение допускаемых изгибных напряжений. Для нереверсивной передачи произведение Проектирование планетарного редуктора Д-27 близко к единице, Проектирование планетарного редуктора Д-27

где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий шероховатость переходной поверхности;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий размер зубчатого колеса;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий градиент напряжений и чувствительность материала к концентрации напряжений;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки.

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент долговечности;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 предел выносливости при изгибе соответствующий базовому числу циклов напряжений;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент запаса прочности;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент долговечности.

Коэффициент долговечности Проектирование планетарного редуктора Д-27 равен единице, так как Проектирование планетарного редуктора Д-27 и Проектирование планетарного редуктора Д-27 больше, чем Проектирование планетарного редуктора Д-27.


2.4 Проверочный расчет II-ой ступени


2.4.1 Проверка передачи на контактную выносливость

В соответствии с рекомендациями ГОСТ 21354-87 для стальных колес, коэффициент учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес Проектирование планетарного редуктора Д-27

Нахождение коэффициента учитывающего суммарную длину контактных линий


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Определение коэффициента перекрытия:

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления. При угле зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Ширина шестерни


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Принимается Проектирование планетарного редуктора Д-27

Уточнение значения Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27 изменилась мало, то Проектирование планетарного редуктора Д-27 остается неизменным.

Расчет коэффициента Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Для данной передачи принято 5-й степень точности, как видно передача работает с окружной скоростью Проектирование планетарного редуктора Д-27, и поэтому коэффициент учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку определяется следующим образом.

Для кромочного удара:

- определение удельной передаваемой нагрузки


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент который учитывает динамические нагрузки, связанные с крутильными колебаниями системы;

Проектирование планетарного редуктора Д-27

- вычисление вероятной максимальной разности основных шагов


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 допуски на величину основного шага;

- определение относительной ошибки основного шага


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


- отношение радиусов кривизны эвольвент при входе зубьев в зацепление


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

- время кромочного контакта зубьев вне линии зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- период собственных колебаний сопряженных колес


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- параметр


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27, то при кромочном ударе


Проектирование планетарного редуктора Д-27,

Проектирование планетарного редуктора Д-27


но так как при кромочном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27 не может превышать Проектирование планетарного редуктора Д-27, то принимаем что Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Для срединного удара:

- отношение радиусов кривизны эвольвент при выходе зубьев из зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- характеристическое время срединного удара


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- параметр


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27, то при срединном ударе


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


но так как при срединном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27 не может превышать Проектирование планетарного редуктора Д-27, то принимаем что Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Для дальнейших расчетов принимаем Проектирование планетарного редуктора Д-27 при срединном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27

Коэффициент расчетной нагрузки при окончательном расчете на контактную Проектирование планетарного редуктора Д-27 выносливость;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;

Расчетное значение контактных напряжений


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Сравнение расчетных напряжений с допускаемыми


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Небольшая недогрузка, что допускается.


2.4.2 Проверка передачи на изгибную прочность

Коэффициент внутренней динамической нагрузки

Для данной передачи принято 5-й степень точности, как видно передача работает с окружной скоростью Проектирование планетарного редуктора Д-27, и поэтому коэффициент учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку определяется следующим образом.

Для кромочного удара:

- определение удельной передаваемой нагрузки


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Значение Проектирование планетарного редуктора Д-27 определяется следующим образом:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 для прямозубых колёс;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент торцового перекрытия;

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

- вычисление вероятной максимальной разности основных шагов


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 допуски на величину основного шага;

- определение относительной ошибки основного шага


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


- отношение радиусов кривизны эвольвент при входе зубьев в зацепление


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- время кромочного контакта зубьев вне линии зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- период собственных колебаний сопряженных колес


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- параметр


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27, то при кромочном ударе


Проектирование планетарного редуктора Д-27,

Проектирование планетарного редуктора Д-27


но так как при кромочном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27 не может превышать Проектирование планетарного редуктора Д-27, то принимаем что Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Для срединного удара:

- отношение радиусов кривизны эвольвент при выходе зубьев из зацепления


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- характеристическое время срединного удара


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

- параметр


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27, то при срединном ударе


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


но так как при срединном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27 не может превышать Проектирование планетарного редуктора Д-27, то принимаем что Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Для дальнейших расчетов принимаем Проектирование планетарного редуктора Д-27 при срединном ударе Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение коэффициентов расчётной нагрузки при окончательном расчете на изгибную Проектирование планетарного редуктора Д-27 выносливость


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определение коэффициента формы зуба шестерни и колеса:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Местное изгибное напряжение:

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент, учитывающий наклон зуба;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.


3. Силовой анализ рассматриваемого механизма


3.1 Расчет сил


Дифференциальная зубчатая передача позволяет разделить одно движение на два. Данная передача вращает два воздушных винтовентилятора с равными частотами вращения в противоположные стороны. При вращении винтовентиляторов в разные стороны выходит


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Моменты на валах находятся из уравнения сил на сателлите


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 окружная сила на сателлите.

Так как Проектирование планетарного редуктора Д-27, то соотношение моментов на валах будет равно


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Особенности расчета сил в многосателлитном дифференциальном механизме обусловлены особым характером распределения нагрузки по нескольким зацеплениям центрального колеса с сателлитами, как правило, неравномерным.

С учетом неравномерности распределения нагрузки максимальное окружное усилие в зацеплении центрального колеса с одним из сателлитов определяется как:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 крутящий момент, приложенный к центральному i-тому колесу;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 диаметр начальной окружности центрального колеса;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент неравномерности распределения нагрузки по сателлитам;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 число сателлитов.

Определим окружные усилия в зубчатых колесах :


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


3.2 Определение моментов на валах крутящий момент действующий на вал заднего винта


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

-крутящий момент действующий на вал переднего винта;


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Определим распределение мощностей между винтами:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


т.е. на передний винт передается мощности:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


на задний соответственно


Проектирование планетарного редуктора Д-27


4. Проектирование валов и осей


4.1 Проектирование валов


Вал – деталь, предназначенная для передачи вращающего момента вдоль своей оси и для поддержания вращающихся деталей машин. Он также подвержен действию поперечных сил и изгибающих моментов.

Ведущий вал-рессора передает крутящий момент от ротора двигателя к редуктору. Вал полый, изготовлен из стали 30ХГСА, термообработан (закалка).

Диаметр вала определяется по условию расчета на кручение:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 крутящий момент на шестерне z1;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 полярный момент сопротивления сечения вала;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 наружный диаметр вала;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 Примем Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 допускаемое напряжение кручения. Для стали 30ХГСА Проектирование планетарного редуктора Д-27.


Проектирование планетарного редуктора Д-27


отсюда


Проектирование планетарного редуктора Д-27


принимается Проектирование планетарного редуктора Д-27

Внутренний диаметр вала-рессоры:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


принимается Проектирование планетарного редуктора Д-27

Валы винтов служат для передачи крутящего момента на винты. Валы – пустотелые (примем Проектирование планетарного редуктора Д-27 для вала переднего и Проектирование планетарного редуктора Д-27 для заднего вала), передний вал изготовлен из стали 38ХГСА, вал заднего винта – из стали 12Х2Н4А.

Для термообработанной (закалка с охлаждением в масле) стали 38ХГСА:

Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Для термообработанной (закалка ТВЧ) стали 12Х2Н4A

Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Диаметр вала винта определяем по условию расчета на кручение:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 крутящий момент на валу винта;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Принимаем Проектирование планетарного редуктора Д-27 для того что бы через него свободно мог пройти передний вал.


Проектирование планетарного редуктора Д-27


4.2 Проверочный расчет заднего вала винтовентилятора


Составим расчетную схему. Валы представим как балки на двух опорах: шарнирно-неподвижной и шарнирно-подвижной (роликовый подшипник):

Определим реакции в опорах:

Основными нагрузками, действующими на вал редуктора, являются:

1. Максимальный вращающий момент Проектирование планетарного редуктора Д-27;

2.Сила тяги винта F, растягивающая вал. Максимальное значение силы тяги при работе винта на старте определяют из выражения:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 мощность двигателя, кВт;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 КПД винта;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 скорость полета самолета.

Проектирование планетарного редуктора Д-27

3. Вес винтовентилятора G Проектирование планетарного редуктора Д-27, для учета сил инерции умножаем на коэффициент перегрузки силовой установки Проектирование планетарного редуктора Д-27:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

4. Центробежная сила неуравновешенных масс винта Fцб, которой обычно пренебрегают вследствие ее малости по сравнению с другими силами;

5. Гироскопический момент Мг, возникающий при эволюции самолета, когда изменяется направление оси вращения винта.


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 – момент инерции винта;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 – угловая скорость вращения вала винта;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 – средняя угловая скорость вращения самолета в пространстве;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: m – масса винта;

r – радиус инерции, который определяем через наибольший радиус лопасти Проектирование планетарного редуктора Д-27;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: коэффициент ε для дуралюминовых лопастей примем Проектирование планетарного редуктора Д-27,

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: nг – коэффициент перегрузки. Примем nг = 2;

V – скорость полета при эволюции. Примем V = 70 м/с.

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Составим уравнения равновесия моментов относительно точек А и В для заднего вала:

относительно точки А:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


относительно точки B:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Определим суммарные изгибающие моменты на заднем валу:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проверяем статическую прочность вала в опасном сечении.

Расчет на статическую прочность валов производят в целях предупреждения остаточной пластичной деформации в том случае, если вал работает с большими перегрузками (кратковременными).

Эквивалентные напряжения определяем по3-й теории прочности:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 напряжение изгиба в опасном сечении:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27 напряжение кручения в опасном сечении:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент запаса прочности. Примем Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 предел текучести для стали 30ХГСА для переднего вала;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 предел текучести для стали 40ХН для заднего вала;

Допускаемое напряжение:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Расчет на выносливость проводят в форме проверки коэффициента запаса прочности по усталости. При совместном действии изгиба и кручения запас усталостной прочности определяют по формуле:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент запаса по нормальным напряжениям (отсутствие кручения);

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент запаса по касательным напряжениям (отсутствие изгиба);


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 и Проектирование планетарного редуктора Д-27 пределы выносливости материала соответственно при изгибе и кручении с симметричным знакопеременным циклом. Для стали 40ХН: Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла напряжений: Проектирование планетарного редуктора Д-27 определяем из рекомендаций [4];

Проектирование планетарного редуктора Д-27 амплитудные напряжения;

Проектирование планетарного редуктора Д-27средние значения напряжений;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 суммарные коэффициенты, учитывающие влияние всех факторов на сопротивление усталости при изгибе и кручении:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент асимметрии цикла изменения нормальных напряжений. Для валов вращающихся не относительно векторов нагрузок Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 для валов работающих при нереверсивной нагрузке Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициенты абсолютных размеров поперечного сечения.

Для заднего Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент влияния шероховатости поверхности, при шлифовании Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент влияния упрочнения, вводимый для валов с поверхностным упрочнением Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27эффективные коэффициенты концентрации напряжений. Для вала на котором иметься шлицы Проектирование планетарного редуктора Д-27, а Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27 условие выполняется.



4.3 Проектирование оси сателлита


Ось – деталь, предназначенная для поддержания вращающихся деталей и не передающая полезного вращающего момента. Она подвержена действию изгибающих моментов.

Составляем расчетную схему оси сателлита:

1) Проектирование планетарного редуктора Д-27максимальная окружная на водиле.

2) Определяем опорные: из схемы очевидно что опорные реакции будут равны половине Проектирование планетарного редуктора Д-27 с противоположным знаком

3) Определение изгибающего момента


Проектирование планетарного редуктора Д-27


4)Назначаем материал оси : сталь 20Х2Н4А закаленная с охлаждением в масле для которой [Проектирование планетарного редуктора Д-27]=320МПа-при симметричной знакопеременной нагрузке

Коэффициент относительной толщины принимаем равным Проектирование планетарного редуктора Д-27

Предварительно определяем диаметр оси из расчета на изгиб:


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Принимаем Проектирование планетарного редуктора Д-27


5. Проектирование подшипников


5.1 Расчет роликоподшипника сателлита


На ось устанавливаем на 2 роликовых подшипника 42610 по ГОСТ 8328-75 с короткими цилиндрическими роликами.

Подшипник проверяем по условию: Проектирование планетарного редуктора Д-27

Основные параметры подшипника:

Наружный диаметр: Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Внутренний диаметр: Проектирование планетарного редуктора Д-27

Ширина кольца:Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Статическая грузоподемность: Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Динамическая грузоподъемность


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Расчетная динамическая грузоподъемность:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: L – расчетный ресурс в миллионах оборотов;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент надежности, который зависит от вероятности неразрушения которую примем равной 90Проектирование планетарного редуктора Д-27,тогда Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент зависящий от свойств материала и условий работы, который при отсутствии повышенных перекосов и наличии масляной пленки в контактах, при изготовлении тел качения из электрошлаковой или вакуумной стали для роликового подшипника равен: Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 показатель степени, для роликоподшипников Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 эквивалентная нагрузка

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где Проектирование планетарного редуктора Д-27 расчетный ресурс, ч;

Определяем обороты оси:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27коэффициент вращения Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент безопасности зависящий от характера нагрузки, примем при нагрузке с умеренными толчками Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий влияние температуры, при Проектирование планетарного редуктора Д-27 Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент эквивалентности учитывающий переменность режима нагрузки:

Проектирование планетарного редуктора Д-27 соответствует среднему равновероятному режиму нагружения;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 радиальная нагрузка. Для прямозубых цилиндрических колес


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27то есть условие выполняется


5.2 Проверочный расчет шарикового радиально-упорного подшипника


Подшипник проверяем по условию: Проектирование планетарного редуктора Д-27

В качестве задней опоры вала заднего винта, воспринимающей, осевые нагрузки от тяги двух винтов используем подшипник 1176934 по ГОСТ 8995-75 – особолегкой серии шариковый радиально-упорный однорядный с разъемным внутренним кольцом (четырехточечный контакт). Ввиду большой осевой нагрузки установим на вал 2 подшипника.

Основные параметры подшипника:

Наружный диаметр: Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Внутренний диаметр: Проектирование планетарного редуктора Д-27

Ширина кольца:Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Статическая грузоподемность: Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Динамическая грузоподъемность


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Расчетная динамическая грузоподъемность:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где Проектирование планетарного редуктора Д-27 показатель степени, для шарикоподшипников Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Определяем обороты оси:

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

где: Проектирование планетарного редуктора Д-27коэффициент вращения Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент безопасности зависящий от характера нагрузки, примем при нагрузке с умеренными толчками Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент учитывающий влияние температуры, при Проектирование планетарного редуктора Д-27 Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент эквивалентности учитывающий переменность режима нагрузки:

Проектирование планетарного редуктора Д-27 соответствует среднему равновероятному режиму нагружения;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 радиальная нагрузка, данный подшипник не воспринимает радиальной нагрузки, а воспринимает только осевую

Проектирование планетарного редуктора Д-27

где Проектирование планетарного редуктора Д-27коэффициенты радиальной и осевой нагрузок

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27то есть условие выполняется


5.3 Проверочный расчет роликового подшипника


В качестве передней опоры вала заднего винта, воспринимающей, радиальные нагрузки используем стандартный подшипник 1032944 по ГОСТ 8328-75 – сверхлегкой серии роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами, без буртиков на внутреннем кольце (т.е. он позволяет осевые перемещения).

Основные параметры подшипника:

Наружный диаметр: Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Внутренний диаметр: Проектирование планетарного редуктора Д-27

Ширина кольца:Проектирование планетарного редуктора Д-27;

Статическая грузоподемность: Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Динамическая грузоподъемность

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Расчетная динамическая грузоподъемность:

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27то есть условие выполняется


6. Проверочные расчеты


6.1 Расчет болтового соединения


Вал винта соединяется с винтом двигателя с помощью 20 болтов, расположенных на торце фланца передней части вала.

Установим болты с затяжкой. Затяжка необходима для создания сил трения в стыке при действии поперечных нагрузок, обеспечения герметичности стыка, повышения усталостной прочности болтов.

На болты действует растягивающая сила F – сила тяги винта, а также изгибающие моменты – гироскопический и момент от веса винта (см. рис 6.1.)

Допускаемые напряжения растяжения в болте не должны превышать допускаемые: Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где Проектирование планетарного редуктора Д-27 расчетная нагрузка (c учетом скручивания тела болта):


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где: Проектирование планетарного редуктора Д-27 усилия в наиболее нагруженном болте;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 диаметр болта;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 допускаемое напряжение растяжения. Болты изготовлены из стали 40ХН, закаленной.


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где Проектирование планетарного редуктора Д-27 сила затяжки. Введем коэффициент запаса по затяжке Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


где Проектирование планетарного редуктора Д-27 коэффициент основной нагрузки. Примем Проектирование планетарного редуктора Д-27;


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где Проектирование планетарного редуктора Д-27 усилие в болтах, возникающее от изгибающего момента;

Проектирование планетарного редуктора Д-27 усилие, возникающее в болтах от силы тяги.


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где Проектирование планетарного редуктора Д-27суммарный изгибающий момент:


Проектирование планетарного редуктора Д-27


где Проектирование планетарного редуктора Д-27 расстояние между центрами тяжести винта и фланца вала


Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Максимальное усилие возникает в первом болте, следовательно, расчет ведем по Проектирование планетарного редуктора Д-27.

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27


Проектирование планетарного редуктора Д-27


6.2 Проверочный расчет шлицевых соединений на прочность


Для передачи крутящего момента в машиностроении часто используют шлицевые соединения. Они имеют ряд преимуществ по сравнения с другими видами соединения: высокая прочность зубьев на изгиб и на смятие; возможность передачи большего крутящего момента и т.д.

Рассчитаем шлицевое соединение для передачи крутящего момента от вала турбины, к редуктору используя эвольвентный профиль зубьев.

Расчет заключается в определении минимальной длины шлицов, необходимой для передачи крутящего момента. Расчет проводится на смятие по боковым поверхностям зубьев.

Расчёт шлицов на заднем хвостовике вала-рессоры которые передают крутящий момент ротора компрессора:


Проектирование планетарного редуктора Д-27,


Расчет шлицев шестерни 105х5х38 ГОСТ 6033-80:

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27 - условие выполняется

Расчет шлицев заднего вала 170х2,5х28 ГОСТ 6033-80:

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27 - условие выполняется

Расчет шлицев переднего вала 110х3х120 ГОСТ 6033-80:

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27

Проектирование планетарного редуктора Д-27 - условие выполняется


7. Техническое описание редуктора


7.1 Описание редуктора


Редуктор (рис7.1) предназначен для передачи мощности турбины винтовентилятора на два соосных винтовентилятора. Винтовентиляторы вращаются в противоположные стороны с частотой, меньшей в 6,667 раза частоты вращения ротора турбины винтовентилятора. На передний винтовентилятор передается 57,86% мощности турбины, на задний 42,14% при равных частотах вращения винтовентиляторов. Редуктор однорядный планетарный дифференциального типа, расположен в передней части двигателя.

Редуктор состоит из корпуса 25 сателлитов, пяти сателлитов 12, венца (колеса внутреннего зацепления) 11, вала 1 винта, гидравлического измерителя 4 тяги, корпуса 6 редуктора, диафрагмы 24. Корпус 25 сателлитов соединен с передним винтовентилятором шлицами и опирается спереди на вал переднего винтовентилятора, а сзади - на шариковый подшипник 14. Осевые нагрузки от корпуса сателлитов передаются на вал винта межвальным шариковым подшипником 29. На корпусе 25 сателлитов установлена шестерня 15, которая служит для привода регулятора частоты вращения переднего винтовентилятора и обеспечения кинематической связи с валиком стояночного тормоза переднего винтовентилятора. Эта шестерня является также индуктором для датчиков 13 частоты вращения и синхрофазирования переднего винтовентилятора. В корпусе сателлитов установлены пять сателлитов 12 на двух роликовых подшипниках 10 каждый.

В зацеплении с сателлитами 12 находится ведущая шестерня 23, которая установлена на валопровод 22. Валопровод 22 соединяется с валом 19 турбины винтовентилятора шлицами и винтовым замком 20. Валопровод 22 установлен на двух подшипниках - шариковом 17 и межвальном роликовом 18. На валопроводе 22 также установлена шестерня 16, служащая для привода регулятора частоты вращения заднего вштовентилятора, самолетных агрегатов и обеспечения кинематической связи с валиком стояночного, тормоза заднего винтовентилятора.

Сателлиты в свою очередь зацепляются с венцом 11 (колесом внутреннего зацепления). Венец 11 соединен шлицами со ступицей 5, закрепленной на валу 1 винта.

Вал винта установлен в корпусе редуктора 6 на двух роликовых подшипниках 30 и 26, воспринимающих все радиальные нагрузки от переднего и заднего винтовентиляторов. На валу винта установлены также два шариковых подшипника 27, воспринимающие и передающие силу тяги винтовентилятора на корпус редуктора 6 через гидравлический измеритель тяги 4. К фланцу вала 1 винта крепится корпус заднего винтовентилятора.

Подвод масла на управление винтовентилятором от регулятора частоты вращения винтовентилятора обеспечивается маслоперепусками: поз.З на валу 1 винта для заднего и поз.21 на корпусе 25 сателлитов для переднего (канат Б1 Ф1 М1 и Б2, Ф2, М2 соответственно).

Каналы управления винтовентилятором расположены в редукторе и непосредственно в винтовентиляторе, и соединяются следующим образом: подводящие масло к заднему винтовентилятору - через втулки 32, а к переднему - через маслоперепускную втулку 33. Корпус 6 редуктора крепится на переднем корпусе 9 двигателя с помощью шпилек 7, и при этом центрируется по втулкам 8. Стык корпусов уплотняется резиновым кольцом. В передней части корпуса 6 редуктора расположены: бобышки со шпильками 2 для крепления воздухозаборника; крышка 36 редуктора с безрасходным уплотнением 31, на которой предусмотрены места для крепления винтами 37 коробок щеткодержателей токосъемников системы обогрева лопастей винтовентилятора; три датчика 35 частоты вращения заднего винтовентилятора; один датчик 28 системы синхрофазирования, а также датчик вибраций МВ - 0,4. Индуктор 34 для датчиков частоты вращения и синхрофазирования установлен на валу 1 винта. Сзади на корпусе 6 редуктора установлена диафрагма 24, в которой размещается подшипник 14.

Внутри корпуса редуктора 6 установлен -гидравлический измеритель 4 тяги.

Измеритель тяги предназначен для измерения величины положительной и отрицательной тяги винтовентилятора, а также для уравнивания загрузки упорных подшипников.

Положительная сила тяги передается на корпус I (рис7.2 ) редуктора от вала 14 винта через подшипники 10, 13 и через корпус 15 измерителя тяги.

В корпусе 15 измерителя тяги установлены равнорасположенные по окружности четыре цилиндра 2 - с пазами на выступающей части, а между цилиндрами 2 установлены четыре цилиндра 16 - без пазов. В цилиндрах 2 установлены поршни 5 с короткими хвостовиками, а в цилиндрах 16 установлены поршни 17 с длинными хвостовиками. Поршни 5 упираются во фланец 12 подшипника 13, а поршни 17 -во фланец 11 подшипника 10. Рабочие полости Б всех цилиндров связаны каналами между собой и соединены через трубопровод и каналы в переднем корпусе двигателя с маслонасосом 4 и информационной системой, измерения давлений 3 двигателя, а на летающей лаборатории - дополнительно с соответствующим датчиком давления 19.

Отрицательная сила тяги передается на корпус 1 редуктора от вала 14 винта через подшипник 10 и через корпус 8 опоры вала винта. В корпусе 8 установлены четыре цилиндра 6 (аналогичных, цилиндрам 2), а в них соответственно четыре поршня 7 (аналогичных поршням 5). Поршни 7 упираются во фланец 11 подшипника 10, Рабочие полости В всех цилиндров связаны каналами между собой 1 и соединяются через трубопровод и каналы в переднем корпусе двигателя с маслонасосом и информационной системой измерения давлений 3 двигателя, а на летающей лаборатории - дополнительно с соответствующим датчиком давления 19.


7.2 Принцип работы редуктора


Крутящий момент от турбины винтовентилятора передается через вал 19 турбины винтовентилятора на валопровод 22 (рис7.1) и ведущую шестерню 23. Далее крутящий момент разделяется на два потока. От сателлитов (поз.12) 57,86% суммарного крутящего момента передается переднему винтовентилятору через корпус 25 сателлитов. Второй поток крутящего момента (42,14% суммарного) передается от венца 11 на задний винтовентилятор валом 1 винта. Сила тяги винтовентилятора передается от вала 1 винта на корпус 6 редуктора двумя шариковыми подшипниками 27 через гидравлический измеритель 4 тяги.

Измеритель тяги (рис7.2) работает следующим образом. При работе двигателя приводится во вращение установленный на коробке приводов маслонасос 4 измерителя тяги. Если сила тяги винтовентилятора отсутствует, то масло из полостей Б и В сливается во-внутреннюю полость корпуса редуктора через отверстия А в поршнях 5 и 7.

При возникновении на валу 14 винта положительной тяги ( + Проектирование планетарного редуктора Д-27 ), она передается подшипником 13 на фланец 12 и подшипником 10 на фланец 11, а далее соответственно на поршни 5 и 17. Поршни 5 и 17 под действием силы тяги перемещаются внутрь цилиндров 2 и 16, при этом цилиндры 2 перекрывают каналы А в поршнях 5 и слив масла уменьшается. При этом давление в полостях Б увеличивается до величины, уравновешивающей силу тяги. Суммарная площадь поршней 5 и 17 - 169,8 см2. При действии положительной тяги измеритель тяги обеспечивает равномерную загрузку подшипников 13 и 10 за счет параллельной работы поршней 5 и 17 от общей гидравлической полости. При повышении давления в канале положительной тяги до 700 кПа (7 кгс/см2) золотник, установленный в маслонасосе 4 между каналами положительной и отрицательной тяги, перекрывает канал отрицательной тяги, что позволяет избежать лишней циркуляции масла в корпусе редуктора. При появлении на валу 14 винта отрицательной тяги ( — Проектирование планетарного редуктора Д-27 ) она передается подшипником 10 на фланец 11, который болтами 18 крепится к фланцу 9, установленному на наружной обойме подшипника 10. Фланец 11 под действием отрицательной тяги перемещает поршни 7 вовнутрь цилиндров 6, которые перекрывают в поршнях 7 отверстия А для слива масла. Одновременно поршни 5 и 17 силой давления масла в полостях Б выдвигаются из цилиндров 2 и 16. При этом открываются отверстия А в поршнях 5 и давление тела в канале положительной тяги понижается, после чего золотник, установленный между каналами в маслонасосе 4, открывает канал отрицательной тяги. Масло поступает в полости В, давление в которых увеличивается до величины, уравновешивающей силу отрицательной тяги. Суммарная площадь поршней 7 - 84,9 см2. Давление масла в каналах измерения положительной и отрицательной тяги, как эквивалент силы тяги, измеряется информационной системой измерения давлений 3, преобразующей давление в цифровой код, выдаваемый в электронную систему управления и в бортовую систему контроля двигателя.

На летающей лаборатории давление масла в каналах измерения тяги дополнительно воспринимается соответствующими датчиками давления 19, которые преобразовывают давление в электрические сигналы, выдаваемые в соответствующие индикаторы (указатели).


Заключение


В данном курсовом проекте был спроектирован редуктор , выполненный по схеме дифференциального разомкнутого механизма.

Были проведены расчеты:

- планетарной ступени с проверкой на:

контактную выносливость;

изгибную выносливость;

- валов соосных винтов винта с проверкой на:

статическую прочность;

выносливость;

- осей сателлитов планетарной ступени;

- эвольвентных шлицев с проверкой на смятие.

Для зубчатого механизма были подобраны оптимальные коэффициенты смещения по контактной прочности, что позволило снизить расчетные контактные напряжения на 11,73%.

Были подобраны стандартные подшипники с последующей проверкой по динамической грузоподъемности; проверены на прочность нагруженные детали редуктора: болты с помощью которых винт крепится к переднему фланцу вала.

Были подобраны материалы для всех деталей редуктора.

Дано техническое описание редуктора, входящего в него механизма измерителя тяги, принцип его действия.

В проект включены также рабочие чертежи двух деталей: шестерни и рессоры.


Список использованной литературы


Расчет и проектирование зубчатых передач. Учебное пособие к курсовому проектированию по деталям машин, Харьков, ХАИ – 1980, 113с.

Детали машин, М.М.Иванов, М. – Высшая школа, 1964г., 448с.

Я.Я.Перель, Подшипники качения. Справочник, М. – Машиностроение, 1983, 543с.

Справочник материалов, Киев – Высшая школа, 1986, 638с.

В.И.Анурьев, Справочник конструктора – машиностроения, в 3-х томах, Т.1,2,3 ; М. – Машиностроение,1979.

Похожие работы:

  1. • Проектирование и исследование механизмов аллигаторных ...
  2. • Проектирование и исследование механизмов плунжерного ...
  3. • Проектирование и исследование механизмов упаковочного ...
  4. • Расчет и проектирование прямозубого редуктора
  5. • Проектирование механизмов редуктора
  6. • Механизм поперечно-строгального станка
  7. • Проектирование и исследование механизмов шагового ...
  8. • Проектирование конического редуктора
  9. • Станок с кулисой
  10. • Привод конвейера ПК-19
  11. • Проектирование главного редуктора вертолета
  12. • Расчет планетарной коробки переключения передач ...
  13. • Механизмы качающегося конвейера
  14. • Планетарные и волновые зубчатые передачи
  15. • Проектирование механизмов двухцилиндрового ...
  16. • Проектирование и исследование механизма ...
  17. • Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75М
  18. • Проектирование зубчатого редуктора
  19. • Проектирование червячного редуктора
Рефетека ру refoteka@gmail.com