Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование главного редуктора вертолета

Министерство образования Российской Федерации

Самарский Государственный Аэрокосмический Университет

имени академика С.П. Королёва

Кафедра основ конструирования машин


РАСЧЁТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К курсовому проекту по проектированию главного редуктора вертолета


Студент: Кондратенко Е.А. гр.1310

Руководитель проекта: Силаев Б.М.


Самара 2008

Техническое задание


Проектирование главного редуктора вертолета

Кинематическая схема редуктора


Исходные данные:

Сила тяги на несущем винте 8,8 кН;

Несущая сила на винте 0,4 кН;

Частота вращения выходного вала 210 об/мин;

Мощность на выходном валу 120 кВт;

Частота вращения входного вала 1600 об/мин;

Расчетная долговечность 1300 ч;

Расстояние от плоскости подвески до несущего винта 650 мм;

Привод работает спокойно без толчков и вибраций. Режим нагружения нулевой.

Реферат


Пояснительная записка к курсовому проекту по проектированию зубчатых передач.

Стр.40, рис.1, приложения, исп. источники 3.

Коническая передача, цилиндрическая передача, крутящий момент, контактное напряжение, напряжение изгиба, коэффициент запаса, передаточное число, межосевое расстояние, вал, гайка, подшипник.

Разработана конструкция редуктора для передачи и усиления крутящего момента с вала двигателя на винт. Обоснована целесообразность использования цилиндрических колёс.

Содержание


Введение

1. Описание редуктора и принципа его работы

2. Кинематический и энергетический расчет редуктора

2.1 Разбивка общего передаточного отношения

2.2 Определение частот вращения валов

2.3 Выбор КПД и определение мощностей на валах

2.4 Определение крутящих моментов на валах

3. Расчет цилиндрической передачи

3.1 Определение допускаемых контактных напряжений

3.2 Определение допускаемых напряжении изгиба

3.3 Определение основных габаритов передачи для второй ступени

3.4 Проверка передачи по контактной прочности

3.5 Проверка прочности при изгибе для второй ступени

3.6 Расчет геометрических параметров зубчатой передачи

4. Проверка на статическую прочность при перегрузке

5. Предварительное определение диаметров валов

6. Предварительный подбор подшипников

7. Определение усилий в зацеплениях

7.1. Определение усилий в зацеплениях на первой передаче

7.2. Определение усилий в зацеплениях на второй передаче

7.3 Определение реакций в опорах валов

7.3.1 Проверочный расчет валов на выносливость

7.4. Расчёт долговечности подшипников качения

8. Расчет шлицевых соединений

9. Система смазки

Заключение

Список использованных источников


Введение


Производственные процессы в большинстве отраслей народного хозяйства выполняют машины, и дальнейший рост материального благосостояния тесно связан с развитием машиностроения.

К важнейшим требованиям, предъявляемым к проектируемой машине, относятся экономичность в изготовлении и эксплуатации, удобство и безотказность обслуживания, надёжность и долговечность.

Для обеспечения этих требований детали должны удовлетворять ряду критериев, важнейшие среди которых - прочность, надёжность, износостойкость, жёсткость, виброустойчивость, теплостойкость, технологичность.

Зубчатые передачи в современной промышленности имеют важные значения. Благодаря высокому КПД они широко применяются в технике В данной работе произведен расчет, необходимый для того, чтобы спроектировать редуктор вертолёта.

Курсовой проект по деталям машин является первой конструкторской работой студента и поэтому её значение весьма существенно. Изучение основ конструирования (проектирования) начинают с конструирования простейших узлов машин - приводов, редукторов. Опыт и знания, приобретенные студентом при конструировании этих узлов машин, являются основой для его дальнейшей конструкторской работы, а также для выполнения курсовых проектов по специальным дисциплинам и дипломного проекта.

1. Описание редуктора и принципа его работы


В данной работе рассматривается главный редуктор вертолета. Входная коническая ступень. Вторая ступень - цилиндрическая. Редуктор предназначен для понижения оборотов и повышения крутящего момента на валах.

2. Кинематический и энергетический расчет редуктора


2.1 Разбивка общего передаточного отношения


Общее передаточное число определяем по формуле


Проектирование главного редуктора вертолета


частота вращения входного вала;

Проектирование главного редуктора вертолета - частота вращения

Проектирование главного редуктора вертолета несущего винта.

Для двухступенчатого редуктора


Проектирование главного редуктора вертолета


где U1 - передаточное число первой ступени, U2 - передаточное число второй ступени.

Проектирование главного редуктора вертолетаВ двухступенчатом цилиндрическом редукторе для рациональной разбивки передаточных чисел рекомендуется эмпирическая зависимость .


Проектирование главного редуктора вертолета

Передаточное число второй ступени


Проектирование главного редуктора вертолета

2.2 Определение частот вращения валов


Частоты вращения входного и выходного валов заданы

Проектирование главного редуктора вертолета минПроектирование главного редуктора вертолета Проектирование главного редуктора вертолета минПроектирование главного редуктора вертолета

Определяем частоту вращения промежуточного вала исходя из передаточного отношения


Проектирование главного редуктора вертолета


Для выбранного передаточного отношения Проектирование главного редуктора вертолета


Проектирование главного редуктора вертолета


2.3 Выбор КПД и определение мощностей на валах


Принимаем КПД для цилиндрической передачи передачи Проектирование главного редуктора вертолета, для конической передачи Проектирование главного редуктора вертолета. Мощность на валах определяется по формуле:


Проектирование главного редуктора вертолета


где Проектирование главного редуктора вертолета - мощность на валу,

Проектирование главного редуктора вертолета - мощность на предыдущем валу, кВт,

Проектирование главного редуктора вертолета - КПД ступени.

Для выходного вала задана мощность РПроектирование главного редуктора вертолета=130 кВт.

Исходя из этого условия, определяем мощности на остальных валах:


Проектирование главного редуктора вертолета

Проектирование главного редуктора вертолета


2.4 Определение крутящих моментов на валах


Определение крутящих моментов на всех валах редуктора производится по формуле:


Проектирование главного редуктора вертолета


где Т - крутящий момент, НЧмм,

Р - мощность, кВт,

n - обороты вала, мин-1,После подстановки получим:


Проектирование главного редуктора вертолетаНЧмм

Проектирование главного редуктора вертолетаНЧмм

Проектирование главного редуктора вертолетаНЧмм

3. Расчет цилиндрической передачи


3.1 Определение допускаемых контактных напряжений


Допускаемое контактное напряжение определяем по формуле


Проектирование главного редуктора вертолетаПроектирование главного редуктора вертолета,


где

Проектирование главного редуктора вертолета - базовый предел контактной выносливости, МПа,

коэффициент безопасности по контактным напряжениям,

Проектирование главного редуктора вертолета - коэффициент долговечности.

Коэффициент долговечности определяется по формуле:


Проектирование главного редуктора вертолета


где NH0 - базовое число циклов напряжений,

NHE - расчетное число циклов нагружений.

Расчетное число циклов для постоянного режима работы находим по формуле:


Проектирование главного редуктора вертолета


где n - частота вращения, об/мин,

th - долговечность, ч,

С - число нагружений зуба за один оборот зубчатого колеса.

Принимаем для цилиндрической передачи С=1.

Зубчатые колеса изготовляются из стали 12ХН4А с термообработкой зубьев цементацией на глубин (1,0. .1,2) мм. При этом твердость поверхности составит 58. .63 HRC. Принимаем HRC=59.

Предел контактной выносливости поверхности зуба по /2/


Проектирование главного редуктора вертолетаМПа.


Проектирование главного редуктора вертолетаКоэффициент безопасности S н = 1,2.

Базовое число циклов нагружений при HRCі 56 принимаем

Рассчитаем число циклов для первой и второй ступени

Расчетное число циклов для шестерни


Проектирование главного редуктора вертолета


Расчетное число циклов для колеса


Проектирование главного редуктора вертолета


Коэффициент долговечности для шестерни


Проектирование главного редуктора вертолета.


Коэффициент долговечности для колеса


Проектирование главного редуктора вертолета.


Допускаемые контактные напряжения для шестерни


Проектирование главного редуктора вертолетаМПа.


Допускаемые контактные напряжения для колеса


Проектирование главного редуктора вертолетаМПа.


В качестве допускаемых контактных напряжений для передачи принимаем наименьшее значение Проектирование главного редуктора вертолета1206,877МПа.


3.2 Определение допускаемых напряжении изгиба


Допускаемое напряжение изгиба определяем по формуле


Проектирование главного редуктора вертолета,


где

Проектирование главного редуктора вертолета - базовый предел выносливости по изгибу, МПа,

Проектирование главного редуктора вертолета - коэффициент безопасности по напряжениям изгиба,

Проектирование главного редуктора вертолета - коэффициент долговечности,

Проектирование главного редуктора вертолета - коэффициент, учитывающий условия нагружения.

Для одностороннего нагружения зуба принимаемПроектирование главного редуктора вертолета

Коэффициент долговечности определяем по формуле


Проектирование главного редуктора вертолета


где

Проектирование главного редуктора вертолета - базовое число циклов нагружений,

Проектирование главного редуктора вертолета - расчетное число циклов нагружений.

Расчетное число циклов для постоянного режима работы находим по формуле


Проектирование главного редуктора вертолета


Базовый предел выносливости по изгибу принимаем Проектирование главного редуктора вертолета = 800 МПа.

Коэффициент безопасности Проектирование главного редуктора вертолета.

Базовое число циклов нагружений будет Проектирование главного редуктора вертолета.

Расчетное число циклов нагружений для шестерни


Проектирование главного редуктора вертолета


Расчетное число циклов нагружений для колеса


Проектирование главного редуктора вертолета


Коэффициент долговечности для шестерни


Проектирование главного редуктора вертолета


Коэффициент долговечности для шестерни


Проектирование главного редуктора вертолета


Принимаем значения этих коэффициентов равными единице.

Допускаемое напряжение для шестерни и колеса


Проектирование главного редуктора вертолетаМПа,

Проектирование главного редуктора вертолетаМПа.


3.3 Определение основных габаритов передачи для второй ступени


Определяем межосевое расстояние


Проектирование главного редуктора вертолета


где Проектирование главного редуктора вертолета- коэффициент ширины венца относительно межцентрового расстояния.

Принимаем K=1,3, yba = 0,3. Округляем до аw=227,69 мм.

Определяем рабочую ширину венца. yba = 0,3. т.к. шестерня расположена не симметрично относительно опор, а твердость поверхности зубьев НВ>350.


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем модуль


Проектирование главного редуктора вертолетамм.


Округляем модуль до ближайшего значения по ГОСТу: принимаем m= 6 мм.

Определяем число зубьев для шестерни

Округляем значение до ближайшего целого числа. Принимаем z1 = 19.


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем диаметр делительной окружности шестерни

Проектирование главного редуктора вертолета6 19=114 мм.

Определяем число зубьев для колеса


Проектирование главного редуктора вертолета.


Принимаем z2 =58

Фактическое передаточное число


Проектирование главного редуктора вертолета.


Погрешность


Проектирование главного редуктора вертолета.


3.4 Проверка передачи по контактной прочности


Определяем окружную скорость шестерни


Проектирование главного редуктора вертолета м/c.


Принимаем Kv=1,2.

Определяем коэффициент ширины зубчатого венца относительного делительного диаметра шестерни


Проектирование главного редуктора вертолета


Принимаем Kb=1,1.


Проектирование главного редуктора вертолета.

Проектирование главного редуктора вертолетаМПа.

Проектирование главного редуктора вертолета=Проектирование главного редуктора вертолета.


Контактное напряжение в зубьях находится в допустимых пределах.


3.5 Проверка прочности при изгибе для второй ступени


Напряжение изгиба шестерни


Проектирование главного редуктора вертолета,


где YF3=3,875, bw3=bw+1=69+1=70 мм.

Напряжение изгиба зубчатого колеса


Проектирование главного редуктора вертолета,


где YF4=3,61, bw4=bw=70 мм.

Приведенные расчеты показывают, что напряжение изгиба меньше допустимых значений.

3.6 Расчет геометрических параметров зубчатой передачи


Определяем межосевое расстояние. Делительное межосевое расстояние вычисляется по формуле


Проектирование главного редуктора вертолета мм.


Тогда межосевое расстояние


Проектирование главного редуктора вертолета,


где Проектирование главного редуктора вертолета;

Проектирование главного редуктора вертолета;

Проектирование главного редуктора вертолета.

Исходя из условий, получаем, что Проектирование главного редуктора вертолета=231 мм.

Определяем угол зацепления


Проектирование главного редуктора вертолета


Тогда aw=20°.

Делительные диаметры

Проектирование главного редуктора вертолетамм,

Проектирование главного редуктора вертолета мм.

Основные диаметры Проектирование главного редуктора вертолета мм. Проектирование главного редуктора вертолетамм.

Шаг делительный Проектирование главного редуктора вертолета мм.

Шаг основной Проектирование главного редуктора вертолета мм.

Диаметры начальных окружностей


Проектирование главного редуктора вертолетаПроектирование главного редуктора вертолета мм.

Проектирование главного редуктора вертолета мм.

Диаметры впадин


Проектирование главного редуктора вертолета114-2 (1+0.25) 6=99 мм,

Проектирование главного редуктора вертолета348-2 (1+0.25) 6=333 мм,


где Проектирование главного редуктора вертолета,

Проектирование главного редуктора вертолета.

Диаметры вершин


Проектирование главного редуктора вертолета462-333-2Ч6Ч0.25=126 мм,

Проектирование главного редуктора вертолета462-99-2Ч6Ч0.25=360мм.


Делительная толщина зубьев


Проектирование главного редуктора вертолета мм,

Проектирование главного редуктора вертолета мм.


Основная толщина зуба


Проектирование главного редуктора вертолета мм,

Проектирование главного редуктора вертолета мм.


Толщина зубьев по окружности вершин


Проектирование главного редуктора вертолета Проектирование главного редуктора вертолета,

Проектирование главного редуктора вертолета Проектирование главного редуктора вертолета,

Проектирование главного редуктора вертолета мм,

Проектирование главного редуктора вертолета мм.


Толщина зуба по начальной окружности


Проектирование главного редуктора вертолета мм,

Проектирование главного редуктора вертолета мм.


Определяем радиус кривизны


Проектирование главного редуктора вертолета мм

Проектирование главного редуктора вертолета мм


Коэффициент перекрытия


Проектирование главного редуктора вертолета.


Находим


Проектирование главного редуктора вертолета мм

Проектирование главного редуктора вертолета мм


Находим скорости скольжения


Проектирование главного редуктора вертолета, м/с

Проектирование главного редуктора вертолета, м/с

Проектирование главного редуктора вертолета, м/с

Проектирование главного редуктора вертолета. м/с


Длина общей нормали

Проектирование главного редуктора вертолета мм,

где Проектирование главного редуктора вертолета

Проектирование главного редуктора вертолета мм,

где Проектирование главного редуктора вертолета

4. Проверка на статическую прочность при перегрузке


Для второй ступени


Проектирование главного редуктора вертолета HЧмм,

Проектирование главного редуктора вертолета МПа,

Проектирование главного редуктора вертолета МПа,

Проектирование главного редуктора вертолета.


Найдем максимальное напряжения изгиба при перегрузке


Проектирование главного редуктора вертолета МПа,

Проектирование главного редуктора вертолета МПа.

Для стали 12ХН4А с в=1200 МПа

Проектирование главного редуктора вертолета МПа.

Проектирование главного редуктора вертолета.


5. Предварительное определение диаметров валов


Для полного расчета вала на прочность необходимо знать изгибающие и крутящие моменты, действующие на вал. В данный момент расчета неизвестны изгибающие моменты. Для приближенного расчёта валов считаем, что они нагружены только крутящими моментами. При этом допускаемые напряжения кручения принимаем заниженными.

Исходя из условия прочности вала только на кручение


Проектирование главного редуктора вертолета,


где T - крутящий момент на валу,

Wr - момент сопротивления.

Для полого вала


Проектирование главного редуктора вертолета,


где b = do ¤ d - коэффициент пустотелости.

Получаем


Проектирование главного редуктора вертолета


Примем b = 0,8, [ t ] = 65 Мпа для входного вала

Примем b = 0,75, [ t ] = 75 Мпа для промежуточного вала

Примем b = 0,75, [ t ] = 75 Мпа для выходного вала

Тогда:


Проектирование главного редуктора вертолета;

Проектирование главного редуктора вертолета мм

Проектирование главного редуктора вертолета.


Принимаем диаметры валов из условий установки подшипников качения: d 1 = 45 мм, d 2 = 60 мм, d 3 = 85 мм.

6. Предварительный подбор подшипников


Опоры входного вала-шестерни нагружены осевой и радиальной силой. Устанавливаем подшипники шариковый радиально-упорный с разрезным внутреннем кольцом №176311 и роликовый радиальный №2111.

Для промежуточного вала устанавливаем подшипники конические радиально-упорные подшипники №7212.

Опоры третьего вала воспринимают большие радиальные и осевые нагрузки от несущего винта и зубчатого колеса, поэтому устанавливаем конические роликовые подшипники. По посадочному месту (d = 85 мм) предварительно принимаем роликовые конические подшипники №7217.


Табл.1

Усл. обозначение C C0
176311 65000 52600
2111 32000 24200
7212 72200 58400
7212 72200 58400
7217 109000 91000
7217 109000 91000

7. Определение усилий в зацеплениях


7.1. Определение усилий в зацеплениях на первой передаче


Окружная сила Ft1 = 2 ∙ T1/d1, где T1 - максимальный момент на шестерне, Н ∙ м;


Ft=2∙0,941∙106 /120=15,69 кН.


Радиальная сила Fr1=Ft ∙ tg (a) ∙соsδ1, для стандартного угла a = 20° tg (a) = 0,36397, cos δ1=0,9257.


Fr1=15,69∙0,36397∙0,9257=5,286 кН.

Fа1=Ft1 ∙ tg (a) ∙sinδ1

Fа1=15.69∙0.36397∙0.3782=2,159 кН


7.2. Определение усилий в зацеплениях на второй передаче


Окружная сила Ft3 = 2 ґ T2/d3, где T3 - максимальный момент на шестерне, Н ∙ м;


Ft3=2∙2,269∙106/114= 39,8 кН.


Радиальная сила Fr3=Ft3 ґ tg (a) (для стандартного угла a = 20° tg (a) = 0,364.


Fr3=39,8∙0,364=14,49 кН.

7.3 Определение реакций в опорах валов


Упрощенно представим вал в виде балки нагруженной осевыми, окружными и радиальными силами, действующими в зацеплениях. Расчёт ведётся исходя из уравнений равновесия балки. Реакции опор определяем из уравнений статического равновесия: сумма моментов внешних сил относительно рассматриваемой опоры и момента реакции в другой опоре равна нулю. Входной вал: находим реакции опор. Схема нагружения в вертикальной плоскости.


∑МАв=0,RВв∙0,064+0,130-Fr∙0.019=0,RВв= 0,456 кН,

∑МВв=0,RАв∙0,064+0,130-Fr∙ (0,064-0,019) =0,RАв= 5,742 кН.


Схема нагружения в горизонтальной плоскости.


∑МАг=0,RВг∙0,064-Ft∙0,019=0,RВг= 4,658 кН,

∑МВг=0,RАг∙0,064 - Ft∙ (0,064-0,019) =0,RАг=11,031 кН.


Осевая реакция А=Fa.. Определяем изгибающие моменты.


М'В1= RАв∙0,019=0,109 кН∙м, М''В1= - RВв∙ (0,064-0,019) =0,021 кН∙м,

МГ1= RАг∙0,019=0,210 кН∙м.


Определяем суммарные реакции опор.


RA=Проектирование главного редуктора вертолета кН,

RВ=Проектирование главного редуктора вертолета кН.


Определяем суммарный момент.


М 'сум= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м,

М ''сум= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м.


Находим приведенные моменты.


М 'прив= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м,

М ''прив= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м.


Находим амплитуду приведенного момента


М 'пра= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м

М ''пра= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м


Промежуточный вал:

Находим реакции опор.

Схема нагружения в вертикальной плоскости.


∑МАв=0,RВв∙0,273-0,764-Fr2∙0,168+ Fr3∙0,086=0,RВв= 0,437 кН,

∑МВв=0,RАв∙0,273-0,764-Fr30,187+ Fr2∙0,105=0,RАв= 11,89 кН.


Схема нагружения в горизонтальной плоскости.


∑МАг=0,RВг∙0,273-Ft2∙0,168+ Ft3∙0,187=0,RВг= 2,88 кН,

∑МВг=0,RАг∙0,273+Ft2∙0,105 - Ft3∙0,187=0,RАг=21,23 кН.


Определяем суммарные реакции опор.


RA=Проектирование главного редуктора вертолета кН,

RВ=Проектирование главного редуктора вертолета кН.


Осевая реакция

Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок в опорах.


Проектирование главного редуктора вертолета, где е=tga=0.35

Проектирование главного редуктора вертолета кН,

Проектирование главного редуктора вертолета кН.

Fa2=5,286 кН

SA>SB

SB - SA=6,222 кН,

RaA= SA=7,068 кН,

RaВ= SA - Fa2=1,782 кН,


Определяем изгибающие моменты.


М'В1= RАв∙0,086=1,02 кН∙м,

МГ1= RАг∙0,086=1,83 кН∙м,

М''В2= - RВв (0,086+0,082) - Fr3∙0,082=0,81 кН∙м,

М'В2= - RВв∙0,105=0,05 кН∙м,

МГ2= - RВг∙0,105=0,3 кН∙м.


Определяем суммарный момент.


М'сум1= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м,

М ''сум2= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м.

М''сум2= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м.


Находим приведенные моменты.


М'прив1= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м,

М''прив2= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м.

М ''прив2= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м.


Находим амплитуду приведенного момента


М 'пра= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м

М''пра= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м

М ''пра= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м


Выходной вал:

Находим реакции опор.

Схема нагружения в вертикальной плоскости.


∑МАв=0,RВв∙0,282+Fн∙ (0,282+0,597) - Fr4∙0,095=0,RВв= 3,63 кН,

∑МВв=0,RАв∙0,282+ Fн∙0,597-Fr4∙ (0,282-0,095) =0,RАв= 10,46 кН.


Схема нагружения в горизонтальной плоскости.


∑МАг=0,RВг∙0,282-Ft4∙0,095=0,RВг= 13,41 кН,

∑МВг=0,RАг∙0,282 - Ft4∙ (0,282-0,095) =0,RАг=26,39 кН.


Определяем суммарные реакции опор.


RA=Проектирование главного редуктора вертолета кН,

RВ=Проектирование главного редуктора вертолета кН.


Осевая реакция.

Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок в опорах,


Проектирование главного редуктора вертолета, где е=tga=0,43

Проектирование главного редуктора вертолета кН,

Проектирование главного редуктора вертолета кН.

Fт=8,8 кН

SA>SB

SB - SA=4,501 кН,

RaA= SВ+ Fт =13,113 кН,

RaВ= SВ =4,312 кН,


Определяем изгибающие моменты.


М'В1= RАв∙0,095=0,994 кН∙м,

МВ2= Fн ∙0,597=0,24 кН∙м,

МГ1= RАг∙0,095=2,6 кН∙м.


Определяем суммарный момент.


М 'сум= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м,

М ''сум= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м.


Находим приведенные моменты.


М 'прив= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м,

М ''прив= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м.


Находим амплитуду приведенного момента


М 'пра= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м

М ''пра= Проектирование главного редуктора вертолета кН∙м


Входной вал:

Проверяем опасное сечение концентратор напряжения шестерня.

Кσ=2,5, где Кσ - эффективный коэффициент концентрации напряжений.

Определяем допускаемое напряжение при расчете на статическую прочность


[σ] Ι=Проектирование главного редуктора вертолета, где ST=2, Проектирование главного редуктора вертолета

[σ] Ι=Проектирование главного редуктора вертолета МПа.


При проектировочном расчете запас усталостной прочности принимаем равным S=2

Допускаемое напряжение при расчете на усталостную прочность


[σ] Ι Ι Ι=Проектирование главного редуктора вертолета МПа,


Определяем диаметр вала из расчета на статическую прочность


Проектирование главного редуктора вертолета м.


Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность


Проектирование главного редуктора вертолетам


Промежуточный вал:

Проверяем опасное сечение концентратор напряжения шлицы Кσ=2,5.


[σ] Ι Ι Ι=Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Проверяем опасное сечение концентратор напряжения напряженная посадка ступицы на вал Кσ=4,5


[σ] Ι Ι Ι=Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Проверяем опасное сечение концентратор напряжения шестерня Кσ=2,5.


[σ] Ι Ι Ι=Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем диаметр вала из расчета на статическую прочность по шлицам


Проектирование главного редуктора вертолета м.


Определяем диаметр вала из расчета на статическую прочность по шестерне


Проектирование главного редуктора вертолета м.


Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по шлицам


Проектирование главного редуктора вертолетам


Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по напряженной посадки ступицы на вал


Проектирование главного редуктора вертолетам


Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по шестерне


Проектирование главного редуктора вертолетам


Выходной вал:

Проверяем опасное сечение концентратор напряжения шлицы Кσ=2,5.


[σ] Ι Ι Ι=Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Проверяем опасное сечение концентратор напряжения напряженная посадка ступицы на вал Кσ=4,5


[σ] Ι Ι Ι=Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Проверяем опасное сечение концентратор напряжения напряженная посадка кольца подшипника на вал Кσ=4,5


[σ] Ι Ι Ι=Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем диаметр вала из расчета на статическую прочность по шлицам


Проектирование главного редуктора вертолета м.


Определяем диаметр вала из расчета на статическую прочность по кольцу подшипника


Проектирование главного редуктора вертолета м.


Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по шлицам


Проектирование главного редуктора вертолетам


Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по напряженной посадки ступицы на вал


Проектирование главного редуктора вертолетам


Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по кольцу подшипника


Проектирование главного редуктора вертолетам


7.3.1 Проверочный расчет валов на выносливость

Входной вал:

Проверяем запас прочности по приделу выносливости в сечение где концентратор напряжения является шестерня

Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Кσ=1,735 по кручению Кτ=1,59

Значение масштабных факторов по изгибу εσ=0,62 по кручению ετ=0,74, d=120 мм.

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=0,8.

Значение коэффициента учитывающего влияние асимметрии цикла при кручении принимаем ψτ=0,15

Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению.


Проектирование главного редуктора вертолета м3

Проектирование главного редуктора вертолета м3


Так как действующая нагрузка неподвижна относительно корпуса, дисбалансная нагрузка отсутствует, а осевую нагрузку в следствии малости не принимаем в расчет, средние напряжение цикла можно принять равным нулю, т.е. σср=0. Определяем запас усталостной прочности по шестерне.

Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Проверяем сечение где концентратор напряжений является галтель R=2 мм d1=55 мм, d2=61мм.

Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Кσ=1,735 по кручению Кτ=2,21

Значение масштабных факторов по изгибу εσ=0,7 по кручению ετ=0,76, d=55 мм.

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=0,8

Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению.


Проектирование главного редуктора вертолета м3

Проектирование главного редуктора вертолета м3


Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения

Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем в этом сечение запас статической прочности по пределу текучести: минимальное напряжение изгиба


Проектирование главного редуктора вертолета МПа,


максимальное напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Коэффициенты запаса прочности составляют:


Проектирование главного редуктора вертолета

Проектирование главного редуктора вертолета

Проектирование главного редуктора вертолета


Что значительно выше допустимых

Промежуточный вал:

Проверяем сечение где концентратором напряжений является шлицы

Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Кσ=1,75 по кручению Кτ=1,6

Значение масштабных факторов по изгибу εσ=0,67 по кручению ετ=0,74, d=65 мм.

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=0,8.

Значение коэффициента учитывающего влияние асимметрии цикла при кручении принимаем ψτ=0,15

Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению.


Проектирование главного редуктора вертолета м3

Проектирование главного редуктора вертолета м3


Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Проверяем сечение где концентратором напряжений является напрессованное зубчатое колесо

Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу кσ/εσ=3,98 по кручению кτ/ετ=2,83

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=0,8


Проектирование главного редуктора вертолета м3

Проектирование главного редуктора вертолета м3


Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Проверяем сечение где концентратором напряжений является шестерня

Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Кσ=1,75 по кручению Кτ=1,6

Значение масштабных факторов по изгибу εσ=0,64 по кручению ετ=0,72, d=100 мм.

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=0,8.

Значение коэффициента учитывающего влияние асимметрии цикла при кручении принимаем ψτ=0,15


Проектирование главного редуктора вертолета м3

Проектирование главного редуктора вертолета м3


Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Проверяем сечение где концентратор напряжений является галтель R=1,5 мм d1=65 мм, d2=114мм.

Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Кσ=3 по кручению Кτ=2,5

Значение масштабных факторов по изгибу εσ=0,67 по кручению ετ=0,74, d=65 мм.

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=0,8

Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению.


Проектирование главного редуктора вертолета м3

Проектирование главного редуктора вертолета м3


Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Что меньше допускаемого. Применяем в качестве упрочняющей технологии дробеструйную обработку, что повысит придел выносливости на 70%. S=1,7∙S=2.85

Определяем в этом сечение запас статической прочности по пределу текучести: минимальное напряжение изгиба


Проектирование главного редуктора вертолета МПа,


максимальное напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Коэффициенты запаса прочности составляют:


Проектирование главного редуктора вертолета

Проектирование главного редуктора вертолета

Проектирование главного редуктора вертолета


Что является выше допустимого

Выходной вал:

Проверяем сечение где концентратором напряжений является шлицы

Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Кσ=1,75 по кручению Кτ=1,6

Значение масштабных факторов по изгибу εσ=0,64 по кручению ετ=0,72, d=86 мм.

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=0,8.

Значение коэффициента учитывающего влияние асимметрии цикла при кручении принимаем ψτ=0,15

Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению.


Проектирование главного редуктора вертолета м3

Проектирование главного редуктора вертолета м3


Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Проверяем сечение где концентратором напряжений является напрессованное зубчатое колесо. Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу кσ/εσ=3,98 по кручению кτ/ετ=2,83

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=0,8


Проектирование главного редуктора вертолета м3, Проектирование главного редуктора вертолета м3


Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Проверяем сечение где концентратором напряжений является напрессованное кольцо подшипника

Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу кσ/εσ=4,1 по кручению кτ/ετ=3

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=1


Проектирование главного редуктора вертолета м3

Проектирование главного редуктора вертолета м3


Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Проверяем сечение где концентратор напряжений является галтель R=2 мм d1=92 мм, d2=100мм.

Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Кσ=2,66 по кручению Кτ=2,4

Значение масштабных факторов по изгибу εσ=0,64 по кручению ετ=0,72, d=92 мм.

Значение коэффициента чистоты поверхности εn=0,8

Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению.


Проектирование главного редуктора вертолета м3


Проектирование главного редуктора вертолета м3


Амплитуда изгибных напряжений


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


Номинальное (средние) напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа;


амплитуда напряжений кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Определяем коэффициент запаса прочности при изгибе


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем коэффициент запаса при кручение


Проектирование главного редуктора вертолета


Запас прочности по усталости в данном сечение


Проектирование главного редуктора вертолета


Определяем в этом сечение запас статической прочности по пределу текучести: минимальное напряжение изгиба


Проектирование главного редуктора вертолета МПа,


максимальное напряжение кручения


Проектирование главного редуктора вертолета МПа


Коэффициенты запаса прочности составляют:


Проектирование главного редуктора вертолета

Проектирование главного редуктора вертолета

Проектирование главного редуктора вертолета


Что является выше допустимого

Все опасные сечения были проверены на выносливость.


7.4. Расчёт долговечности подшипников качения


Для всех подшипников принимаем:

Кинетический коэффициент V=1, т.к в каждом случае вращается внутреннее кольцо, а наружное неподвижно относительно приложенной нагрузки;

Коэффициент безопасности Kd = 1,2;

Температурный коэффициент Kt = 1.

Расчет долговечности подшипников входного вала

Выбраны подшипники - 176311 и 2111

Опора 176311 шарикоподшипник радиально - упорный, его динамическая грузоподъемность равна С=65000 Н, статическая С0=52600 Н

Динамическая приведенная нагрузка равна:


Проектирование главного редуктора вертолета,

Проектирование главного редуктора вертолета,

Проектирование главного редуктора вертолета Н


Долговечность подшипника равна:


Проектирование главного редуктора вертолета млн. обр.

Проектирование главного редуктора вертолета ч< th=1600 ч


Чтобы повысить ресурс подшипника применяем более качественную подшипниковую сталь электрошлакового переплава, которая повысит грузоподъёмность подшипника на 20%.


Проектирование главного редуктора вертолета млн. обр,

Проектирование главного редуктора вертолета ч. > th=1600 ч.


Значит устанавливаем окончательно подшипник 176311.

Опора 2111 роликоподшипник радиальный, его динамическая грузоподъемность равна С=32000 Н, статическая С0=24020 Н

Динамическая приведенная нагрузка равна:


Проектирование главного редуктора вертолета Н


Долговечность подшипника равна:


Проектирование главного редуктора вертолета млн. обр.

Проектирование главного редуктора вертолета ч> th=1600 ч


Расчет долговечности подшипников промежуточного вала

Выбраны подшипники - 7212 и 7212

Опора 7212 конический роликоподшипник радиально - упорный, его динамическая грузоподъемность равна С=72200 Н, статическая С0=58400 Н.

Динамическая приведенная нагрузка равна:


Проектирование главного редуктора вертолета,

Проектирование главного редуктора вертолета,

Проектирование главного редуктора вертолета Н


Долговечность подшипника равна:


Проектирование главного редуктора вертолета млн. обр.

Проектирование главного редуктора вертолета ч< th=1600 ч


Чтобы повысить ресурс подшипника применяем: более качественную подшипниковую сталь двойного (электрошлакового + вакуумно - дугового) переплава, которая повысит грузоподъёмность подшипника на 50%.


Проектирование главного редуктора вертолета млн. обр,

Проектирование главного редуктора вертолета ч. > th=1600 ч.


Значит устанавливаем окончательно подшипник 7212 из стали двойного (электрошлакового + вакуумно-дугового) переплава.

Опора 7212 конический роликоподшипник радиальный, его динамическая грузоподъемность равна С=72200 Н, статическая С0=58400 Н

Динамическая приведенная нагрузка равна:


Проектирование главного редуктора вертолета Н


Долговечность подшипника равна:


Проектирование главного редуктора вертолета млн. обр.

Проектирование главного редуктора вертолета ч> th=1600 ч


В целях унификации окончательно устанавливаем подшипник 7212

Расчет долговечности подшипников выходного вала

Выбраны подшипники - 7217 и 7217

Опора 7217 конический роликоподшипник радиально - упорный, его динамическая грузоподъемность равна С=109000 Н, статическая С0=91400 Н.

Динамическая приведенная нагрузка равна:


Проектирование главного редуктора вертолета,

Проектирование главного редуктора вертолета,

Проектирование главного редуктора вертолета Н


Долговечность подшипника равна:


Проектирование главного редуктора вертолета млн. обр.

Проектирование главного редуктора вертолета ч> th=1600 ч


Значит устанавливаем окончательно подшипник 7217.

Опора 7217 конический роликоподшипник радиальный, его динамическая грузоподъемность равна С=109000 Н, статическая С0=91400 Н

Динамическая приведенная нагрузка равна:


Проектирование главного редуктора вертолета Н


Долговечность подшипника равна:


Проектирование главного редуктора вертолета млн. обр.

Проектирование главного редуктора вертолета ч> th=1600 ч


В целях унификации окончательно устанавливаем подшипник 7212

8. Расчет шлицевых соединений


Шлицевые соединения рассчитываются на напряжения смятия:


Проектирование главного редуктора вертолета,


Где R - средний радиус шлицев; f - коэффициент высоты профиля; i =0,8 для шлицев воспринимающих нагрузку; L - длина шлицев.

Допускаемое напряжение смятия [σсм] =100 МПа.

Входной вал:

Модуль m=2 мм; число зубьев Z=22; L=45 мм.


Проектирование главного редуктора вертолета.


Промежуточный вал:

Модуль m=2 мм; число зубьев Z=32; L=65 мм


Проектирование главного редуктора вертолета.


Выходной вал:

Модуль m=3 мм; число зубьев Z=29; L=68 мм


Проектирование главного редуктора вертолета


Модуль m=3 мм; число зубьев Z=22; L=70 мм


Проектирование главного редуктора вертолета

9. Система смазки


Для смазывания зубчатых передач, подшипников качения, шлицевых соединений применяем циркуляционную систему смазки. Масло из поддона редуктора поступает по системе каналов к точкам смазывания ответственных узлов подшипников и зубчатых колес охлаждая и защищая от разрушения, горячие масло сливается обратно в поддон где охлаждается до нужной температуры после чего процесс повторяется. В качестве смазочного материала выбираем минеральное масло МН-7,5У ГОСТ 17748-72 которое наилучшим образом подходит под наши требования.

В качестве уплотнительных устройств применяем манжетные уплотнения из-за их надежности.

Заключение


В данной работе произведён расчёт конической и цилиндрической зубчатых передач редуктора вертолёта. Выбран материал для зубчатых колёс и определены допускаемые напряжения. Определены геометрические параметры зубчатых передач. Выполнены кинематический и энергетический расчёты редуктора. Проведена проверка прочности зубчатых передач по контактным и изгибным напряжениям. Выполнена проверка на статическую прочность при перегрузке. Проведен подбор и расчет подшипников на долговечность, проектировочный и проверочные расчеты валов, расчет шлицевых соединений, резьбовых, продумана система смазки, уплотнения.

Список использованных источников


1. “Оси, валы и опоры качения" А.М. Циприн, М.И. Курушин, Е.П. Жильников. Куйбышев, КуАИ, 1976.

2. ”Подшипники качения" Справочник-каталог. Под. ред.В.Н. Нарышкина и Р.В. Коросташевского.М., Машиностроение, 1984.

3. ”Конструирование узлов и деталей машин" П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. М., Выс. шк., 1985

4. ”Курсовое проектирование деталей машин" В.Н. Кудрявцев и др., Л., Машиностроение, 1984.

5. ”Расчёт на прочность цилиндрической зубчатой передачи с использованием ЭВМ “ Электроника ДЗ-28 ".

6. ”Курсовое проектирование по деталям машин для авиационных специальностей".

7. “Расчет соединения вал-ступица ", Метод. указания.

Рефетека ру refoteka@gmail.com