На взлетной площадке стоит машина, похожая на огромную стрекозу. Сверху у нее — лопасти огромного винта, а на хвосте — еще один, маленький винт. Забираемся в кабину, садимся в мягкие кресла. Пилот включает двигатель. Громкий рев, кресла под нами задрожали. Завертелись воздушные винты. И вот машина без всякого разбега, прямо с места пошла вверх. Поднялась и ... остановилась, повисла в воздухе. Мотор ревет, лопасти вращаются —и ни с места!
Вертолет движется благодаря вращению большого несущего винта. Он создает и подъемную силу, и тягу, если нужно лететь вперед. И еще одно прекрасное свойство есть у несущего винта. Если в полете двигатель вдруг сломается, то винт послужит парашютом. Набегающий поток воздуха раскрутит его, как раскручивает падающее семечко клена. И машина сможет совершить плавный спуск и посадку.
Вертолет может долго висеть в воздухе. Можно открыть дверцу, сбросить веревочную лестницу. По ней взберется в кабину рыбак, унесенный в море на льдине, или геолог, заблудившийся в тайге. Можно сфотографировать местность, пересчитывать животных на пастбище, находить косяки рыбы в морях, опрыскивать поля и виноградники, тушить лесные пожары и даже... сбивать струей воздуха кедровые шишки! Винтокрылая машина помогает добытчикам нефти и газа, строителям, морякам, пожарным. В места, где нет дорог и аэродромов, она привозит врачей и лекарства, почту и продовольствие. Трудно даже перечислить все профессии этого скромного, безотказного небесного вездехода. Сегодня у нас работают вертолеты двух видов: конструкции М. Л. Миля (Ми) — с одним несущим винтом — и Н. И. Камова (Ка)— с двумя винтами, расположенными друг над другом. Управляют вертолетом с помощью ручек, педалей и рычагов. Вот пилот переводит рычаг... Вперед! Под нами покачнулись и поплыли назад кубики домов, дорога с деловито ползущими маленькими, словно игрушечными, автомобилями. А навстречу летит другой вертолет, побольше нашего, с огромным винтом. К нему подвешена на канатах решетчатая стальная мачта, такая же, как те, что редкой шеренгой выстроились внизу. Смотрите-ка, да там подготовлено место еще для одной мачты! Фигурки людей стоят вокруг серых бетонных квадратов. Один взмахивает флажком — и вертолет неподвижно зависает над квадратами. Медленно, осторожно опускается. Машут флажки. Правее... Теперь левее... Мачта слегка покачивается... Есть! Села точнехонько на место! Человек внизу решительно взмахивает флажком. Канаты отцепляют, и вертолет быстро улетает прочь. «Это он линию электропередачи строит, — догадываемся мы. — За следующей мачтой полетел».
Вот он какой, небесный вездеход. Не только спасатель, разведчик, не только воздушный автобус — он еще и летающий подъемный кран! Вертолеты переносят и укладывают огромные стальные трубы для нефте- и газопроводов, устанавливают буровые вышки и телевизионные антенны, выполняют множество других сложных и необычных работ. Вертолетчики участвовали в сооружении таких гигантов, как Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Камский автозавод (КамАЗ), Саяно-Шушенская гидроэлектростанция. Вертолеты могут садиться и взлетать без разбега. Для этого годится любая небольшая площадка: палуба корабля, крыша дома, поляна в дремучем лесу. В высокогорное село трудно добраться без вертолета. Вертолет может сесть там, где нет дорог и аэродромов. Вертолет может поворачиваться в воздухе в любую сторону и лететь со скоростью до 200—350 км в час.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/