РЕФЕРАТ
ГРАЖДАНСКИЕ И ВОЕННЫЕ САМОЛЕТЫ
НА МЕЖДУНАРОДНОЙ
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ "ФАРНБОРО-92"
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 4
Российские и украинские самолеты и вертолеты 5
Зарубежные гражданские самолеты 12
Зарубежные военные самолеты 12
Заключение 13
ВВЕДЕНИЕ
Авиационно-космическая выставка в Фарнборо, проводившаяся с 6 по 13 сентября 1992 г. и отмечавшая свое 60-летие, привлекла к участию более 650 фирм, меньше чем в 1990 г., но из большего числа стран (из 30). Выставка носила явно выраженный коммерческий характер и использовалась для проведения деловых переговоров и заключения контрактов.
Выставка проходила в обстановке, когда английское правительство должно
было принять ряд важных решений по закупкам и замене различных пассажирских
и военных самолетов и вертолетов. Поэтому выставка характеризуется
самолетами и вертолетами, которые удовлетворяют английским требованиям.
Всего на выставке демонстрировалось 107 гражданских и военных самолетов и
вертолетов.
Очень впечатляюще смотрелась экспозиция из 22 самолетов и вертолетов
России, Украины и Узбекистана, из которых 14 демонстрировалось впервые.
Экспозиция представлялась департаментом промышленности Минпрома РФ,
возглавляемым генеральным директором департамента А.Г. Братухиным.
Экспозицию США составили 29 самолетов, приемущественно военных и
хорошо известных ранее. Гражданские были в основном административные.
Экспозицию представляли 85 фирм.
Хозяева выставки - объединение английских фирм SBAC -представляли
приемущественно пассажирские самолеты: реактивные RJ 70/100 и 146/300,
турбовинтовые АТР и “Джетстрим”31 и 41. Военные: палубный ударный самолет
КВВП “Харрнер” и учебно-боевой самолет “Хок”.
Демонстрация самолетов и вертолетов России, Украины и Узбекистана привлекла всеобщее внимание. Были проведены важные переговоры по продаже и лизингу самолетов. Зарубежная печать ежедневно освещала достаточно доброжелательно нашу экспозицию, публикуя на первых страницах фотографии наших самолетов и вертолетов и называя их “звездами” выставки. В интервью генеральные конструкторы и летчики оценивали их как лучшие.
Российские и украинские самолеты и вертолеты
Наибольший интерес на выставке вызвал многоцелевой истребитель Су-35, известный ранее как Су-27М. Глубокая модернизация с использованием последних достижений в области аэродинамики, конструкторских материалов, двигателестроения и электроники позволяют отнести его к “поколению 4,5”.
Су-35 предназначен для высокоточных и мощных действий, как по воздушным целям, так и по наземным и морским объектам, для борьбы с самолетами ДРЛО и РЭБ.
Одноместный истребитель Су-35 имеет интегральную аэродинамическую
компоновку и выполнен по схеме “триплан” с поворотным ПГО, установленными
на наплыве крыла, что уменьшает балансировочное сопротивление самолета и
тем самым повышает маневренность. Это единственный в мире статически
неустойчивый истребитель такой схемы. Сохранив внешнее сходство с Су-27,
многоцелевой Су-35 имеет ряд существенных особенностей. Так, "штатными" на
истребителе стали переднее горизонтальное оперение и система дозаправки
топливом в полете. Конструкцию шасси машины усилили, что позволило довести
максимальную взлетную массу Су-35 до 34 т. Изменилось вертикальное
оперение, несколько возросла относительная толщина консолей крыла,
благодаря чему удалось увеличить внутренний запас топлива. Применены
поворотные сопла, позволяющие отклонять вектор тяги в пределах от +15( до
-15(. Установлены ТРДДФ АЛ-35Ф с цифровой электронной системой (увеличенная
тяга до 14000 кгс и большой межремонтный ресурс).
Но главное отличие Су-35 - новая система управления вооружением с мощной помехозащищенной радиолокационной станцией, которая имеет увеличенную дальность обнаружения, может обеспечивать сопровождение и обстрел большего количества целей одновременно, а также работать в режиме картографирования местности. Для осуществления кругового обзора воздушного пространства в состав БРЭО самолета дополнительно включили небольшую РЛС заднего обзора, установленную в центральной хвостовой балке. Модернизации подверглись оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс истребителя, комплексы связи и обороны. Принципиально новым стало информационно-управляющее поле кабины летчика: его основу составили три многофункциональных телевизионных индикатора с кнопочным обрамлением и усовершенствованный индикатор на фоне лобового стекла.
Су-35 не имеет аналогов в мире по широте применяемого вооружения. В
состав управляемого вооружения класса "воздух-воздух" вошли новые ракеты
средней дальности типа РВВ-АЕ; максимальное число ракет, подвешиваемых на
самолет, увеличилось до 14. Для решения боевых задач "воздух-поверхность"
Су-35 может оснащаться управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами, а
также неуправляемым оружием общей массой до 8 т.
Первый полет опытного экземпляра модернизированного самолета состоялся
28 июня 1988 г. В 1990 г. на Комсомольском-на-Амуре АПО начался выпуск
установочной партии новых истребителей. Облет головного серийного самолета
выполнили 1 апреля 1992 г.
Характеристика Су-35
Размеры: размах крыла 14,70 м, длина самолета 22,10 м, высота самолета 6,32 м
Массы и нагрузки: нормальная взлетная масса 25 700 кг масса пустого самолета 18 400 кг боевая нагрузка 8000 кг
Двигатели: 2 ТРДД АЛ-35Ф
Летные данные: максимальная скорость 2440 км/ч практический потолок 18 000 м дальность полета 4000 км максимальная эксплуатационная перегрузка 9,0
Большое внимание привлек истребитель МиГ-29М (принципиально
усовершенствованный МиГ-29). Новый самолет отличается использованием
электродистанционной системы управления, улучшенного оборудования,
двигателей повышенной тяги, новых форм. Увеличены боевая нагрузка и
дальность полета самолета. Первый опытный образец совершил первый полет в
конце 1989 г. В феврале 1992 г. впервые демонстрировался прессе в Мачулищах
(близ Минска).
По мнению опытных специалистов МиГ-29М имеет большой экспортный потенциал в силу высоких характеристик и эффективности действий, наличие двух двигателей и высочайших противоштопорных характеристик позволяют считать его одним из лучших истребителей мира. МиГ-29М – еще один шаг к истребителю пятого поколения.
Изменения в конструкции самолета: увеличен угол атаки (с 24( до 30();
носовая часть фюзеляжа выполнена сварной из алюминиево-литиевого сплава,
что делает ее легче и увеличивает внутренний пространство под топливо,
вследствие отсутствия необходимости использования герметики. В основном в
конструкции используются композиционные материалы. Ресурс составляет
2500 ч.
На МиГ-29М установлены два усовершенствованных ТРДД РД-33К: с
увеличенной тягой и цифровым управлением. Вместо верхних воздухозаборников
установлены топливные баки, что увеличивает запас топлива на 1500 л. (до
5700 л.). Могут подвешиваться подфюзеляжный (1520 л.) и подкрыльевые
(1150 л.) баки. Установлена система заправки в воздухе.
ЭДСУ – аналоговая. В каналах управления элеронами и рулями используется дублирование механической проводкой. Установка ЭДСУ позволила создать неустойчивую компоновку, что увеличивает дальность полета из-за уменьшения сопротивления.
МиГ-29М отличается повышенной эффективностью действий по воздушным целям и пятикратным повышением – по наземным. Применены: многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС «Жук» и цифровая система управления вооружением, новый оптоэлектронный локатор и улучшенное лазерное устройство наведения. Это обеспечивает дальность обнаружения цели 100 км., скрытое сопровождение до десяти целей и обстрел до четырех целей одновременно.
Самолет снабжен станцией активных помех, приемником предупреждения о
РЛ облучении, вдвое увеличено количество патронов с дипольными
отражателями. Сохранена пушка ГШ-301, уменьшен вдвое боекомплект (в
результате увеличения точности наведения). Имеется девять узлов для пушек
калибром 500 кг, четыре ракеты средней дальности Р-27.
Характеристика МиГ-29М
Размеры: аналогичны МиГ-29
Двигатели: 2ТРДД РД-33К, максимальная форсированная тяга 2(86,3 кН (2(8800кгс)
Взлетная масса: максимальная 19 700 кг нормальная 15 300 кг
Масса боевой нагрузки: 4500 кг
Дальность полета: на крейсерской скорости 2000 км перегоночная 3200 км
Впервые за рубежом демонстрировался вертикально взлетающий палубный
самолет ЯК-38 (усовершенствованный ЯК-36).Первый полет самолета в 1971 г.
Предназначается для борьбы с неманевренными самолетами и вертолетами и для
нанесения ударов по кораблям противника. Однако относительно низкие ЛТХ
самолета делают его перспективы неопределенными.
Самолет оснащен подъемно-маршевым ТРД Р27-В-300 (1(6800 кгс) и двумя подъемными РД-36-35ФБР (2(3570 кгс). Вооружение самолета состоит из: УР ближнего боя, ракет с радионаведением, шести бомб калибром 100 кг, контейнеров с пушками, глубинных бомб. Часть самолета оснащена ПТБ.
Характеристика ЯК-38:
Нормальная взлетная масса: 10 300 кг
Максимальная взлетная масса: 11 300 кг
Максимальная скорость: 1210 км/ч
Практический потолок: 12 000 м
Дальность полета: максимальная 680 км нормальная 500 км
Боевой радиус действия: 250 км
Максимальная дальность полета с разбегом и ПТБ 1,5 ч
Впервые демонстрировался многоцелевой самолет вертикального взлета и
посадки ЯК-141. Самолет предназначен для перехвата воздушных целей и
ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов по наземным
и надводным целям. Это первый в мире сверхзвуковой СВВП. По мнению
зарубежных специалистов ЯК-141 опережает зарубежные разработки на 15-
20 лет. ЯК-141 задуман с такими же боевыми характеристиками, как МиГ-29, но
при вдвое меньшей дальности полета.
Самолет выполнен по аэродинамической схеме с высоким расположением крыла, двухкилевым вертикальным оперением. Один подъемно-маршевый двигатель расположен в хвостовой части фюзеляжа и два маршевых двигателя размещены за кабиной летчика. Крало стреловидной формы. Вся конструкция выполнена главным образом из алюминиево-литиевого сплава.
Система управления двигателями цифровая трехканальная. Переход от вертикального полета к горизонтальному ручной до 65(, а затем автоматический.
Характеристика ЯК-141
Размеры: размах крыла (5,9-10,1 м) длина самолета 18,3 м высота самолета 5,0 м площадь крыла 31,7 м
Двигатели: подъемно-маршевые 1 ТРДДФ Р-27 подъемные 2 ТРД РД-41 тяга 2(41,8 кН
Массы и нагрузки: максимальная масса при вертикальном взлете 15 800 кг максимальный запас топлива 4400 кг
Летные данные: максимальная скорость полета 1800 кмч практический потолок 15 000 м практическая дальность полета 1400 км
Был представлен самолет патрульной службы Ан-72П. Отличается от АН-72
установкой вооружения и обзорной системой. Самолет оснащен: двумя блоками
НАР, пушкой ГШ-23Л, четырьмя бомбами калибром 100 кг, дневной обзорной
телевизионной системой ОТВ.
Характеристика Ан-72П
Экипаж: 5 чел.
Двигатели: 2 Д-36 тяга 2(6500 кгс
Массы и нагрузки: максимальная взлетная масса 32 000 кг боевая нагрузка 650 кг
Летные данные: скорость полета: крейсерская 720 кмч патрулирования 300 кмч практический потолок 10 100 м высота патрулирования 500-1000 м длина ВПП 1400 м продолжительность патрулирования 5-5,3 ч
Демонстрировались на выставке самолеты семейства Ту-22М,
идентифицированные НАТО как "Бэкфайр-А" ("Backfire-A"). Более поздний
самолет Ту-22М-3 с двигателями НК-25 и переработанными воздухозаборниками с
регулируемыми створками было присвоено отчетное имя НАТО "Бэкфайр-С". Он
имеет новый радар "Даун Бит" в характерном перевернутом носовом конусе, а
также новую хвостовую турельную установку и барабанную пусковую установку в
бомбовом отсеке. По оценкам, около 350 машин находятся в эксплуатации.
Демонстрация этой серии самолета в Фарнборо представляет перспективу
больших экспортных заказов. Однако экспортный вариант бомбардировщика будет
иметь упрощенные навигационное оборудование, бортовую РЛС и систему
радиоопознавания.
Характеристика Ту-22М-3
Размеры: размах крыла: 34,3/23,3 м длина самолета: 42,46 м высота самолета: 11,05 м площадь крыла: 183,6/175,8 м2
Массы и нагрузки: максимальная взлетная масса: 124 000 кг максимальная посадочная масса: 88 000 кг масса топлива: 53 550 кг
Летные данные: максимальная скорость: 2300 км/ч крейсерская: 900 км/ч радиус действия: 2200 км/ч практический потолок 14 000 м длина разбега: 1920 м
Представлена несколько усовершенствованная версия транспортного
самолета Ан-124 “Руслан”. К моменту своего первого полета 26 декабря1982г.
Ан-124 был самым большим в мире самолетом. Он оснащен четырьмя
турбовентиляторными двигателями Д-18Т. Предкрылки по всему размаху крыла и
большие закрылки в совокупности с многостоечными основными опорами шасси
позволяют Ан-124 взлетать с потрясающе коротких (для самолетов такого
класса) и неподготовленных полос. Две носовые опоры имеют по два колеса, а
шасси оборудовано системой приседания для погрузки-выгрузки самоходной
техники. Ан-124 имеет отклоняющуюся вперед-вверх носовую часть и задний
двустворчатый грузовой люк, что позволяет вести механизированную погрузку
спереди и сзади. В комфортабельной кабине свободно размещаются шесть членов
экипажа, сразу за ней располагается кабина сменного экипажа. На верхней
палубе имеется пассажирская кабина на 88 человек. Грузовой отсек длиной 36м
(118 футов) герметичен и оборудован двумя электрическими мостовыми
подъемными кранами грузоподъемностью по 20 000 кг (44 100 фунтов) и двумя
лебедками. Все системы самолета имеют четырехкратное резервирование.
Серийный самолет появился достаточно быстро. Второй самолет, названный
"Руслан", был выставлен на Парижском авиационном салоне в 1985г. Аэрофлот
начал эксплуатацию самолета в начале 1986г. В основном он работал на
авиалиниях в Сибири, перевозя грузы необычно больших размеров для
промышленных разработок газа и нефти. В 1987г. Ан-124 начал применяться в
ВВС СССР. В отчетах НАТО этот самолет получил обозначение "Кондор".
Характеристика Ан-124 "Руслан"
Тип: тяжелый транспортный широкофюзеляжный самолет
Двигатели: 4 Д-18Т тяга: 4(229,5 кН (51590 фунтов)
Летные данные: крейсерская скорость: 865 км/час (537 миль/час) длина взлетно-посадочной полосы при разбеге с максимальным весом: 3000м (9850 футов) пробег при посадке с максимальным весом: 800 м (2625 футов) дальность полета с максимальной полезной нагрузкой: 4500 км (2795 миль) дальность с максимальным запасом топлива: 16 500 км (10 250 миль)
Массы и нагрузки: максимальная взлетная: 405 000 кг (892 872 фунта) максимальный запас топлива: 230 000 кг (507 063 фунта) максимальная полезная нагрузка: 150 000 кг (330 693 фунта)
Размеры: размах крыла: 73,3 м (240 футов 5,75 дюйма) длина самолета: 69,1 м (226 футов 8,5 дюйма) высота самолета: 20,78 м (68 футов 2,25 дюйма) площадь крыла: 628 кв.м (760 квадратных футов)
Демонстрировался самолет-заправщик Ил-78 – продолжение серии самолета
Ил-76, получившего кодовое название НАТО "Кандид" ("Candid"). Средний
транспортный самолет большой вместимости Ил-76, созданный для эксплуатации
на коротких, неподготовленных взлетно-посадочных полосах, послужил основой
для разработки большого количества различных модификаций.
Характеристика Ил-78
Тип: грузовой реактивный самолет средней и большой дальности
Силовая установка: 4 Д-30КП тяга: 4(12 000 кг
Летные данные: максимальная скорость: 850 км/час крейсерская скорость: 800 км/час потолок: 15 500 м дальность полета с максимальной полезной нагрузкой: 3650 км
Массы и нагрузки: максимальная полезная нагрузка: 40 000кг максимальная взлетная: 170 000 кг
Размеры: размах крыла: 50,5 м длина: 46,5 м высота: 14,7 м площадь крыла: 300 кв.м
Был представлен боевой вертолет Ка-50, запущенный с 1993 г. в серийное производство. Это переименованная версия принципиально нового одноместного вертолета Ми-28, созданного ОКБ Н. И. Камова.
Характеристика Ка-50
Размеры: диаметр несущего винта: 14,5 м длина вертолета: 16,00 м длина фюзеляжа: 15,00 м размах крыла: 7,34 м
Экипаж: 1 чел.
Двигатели: 2 ГТД ТВ3-117 мощность: 2(1618 кВт
Массы и нагрузки: максимальная: 10 800 кг нормальная: 980 кг
Летные данные: максимальная скорость: 350 км/ч вертикальная скороподъемность: 10м/с
Также демонстрировались гражданские и транспортные вертолеты. Вертолет
Ми-17, является фактически модификацией Ми-8, имеет планер Ми-8, силовую
установку от вертолета Ми-14, при этом хвостовой винт перенесен на левый
борт. Вертолет состоит в серийном производстве и находится в гражданской и
военной эксплуатации. Способен вместить до 24 пассажиров или до 12 носилок
в санитарном варианте.
Ми-34 представляет собой двух/четырехместный легкий вертолет такого же класса, как Газель, но оснащенный поршневым двигателем.
Ми-26 является самым тяжелым летающим вертолетом в мире.
Проектирование вертолета большой грузоподъемности потребовало создания
совершенно нового несущего винта и системы трансмиссии.
Зарубежные гражданские самолеты
Магистральные самолеты
На выставке впервые был показан самолет Эрбас Индастри А340. Самолеты
A330 и A340 начали производиться 5 июня 1987г. и имели проводную систему
дистанционного управления самолетом и усовершенствованную кабину экипажа
модели A320, поперечное сечение фюзеляжа, как у самолета A300-600. Модели
A330 и A340 были идентичны по хвостовому оперению, крылу и конструктивно-
силовой схеме фюзеляжа, но различались силовыми установками и длиной
фюзеляжа, что обеспечивало различную вместимость и дальность полета,
вследствие чего существует несколько вариантов этой серии самолетов.
На стенде фирмы Боинг была представлена уточненная информация о проекте широкофюзеляжного самолета Боинг 777.
Турбовинтовые самолеты для местных авиалиний
На выставке были показаны все находящиеся в эксплуатации турбовинтовые
самолеты для местных авиалиний, а также новые самолеты Бритиш Аэроспейс
“Джетстрим” 41, Дорнье Do.328 и SAAB 2000.
Бразильская фирма Эмбраер и аргентинская фирма FAMA показали самолет для местных авиалиний СВА-123 “Вектор”. Испанской фирмой CASA был представлен пассажирский самолет CN-235-100. Канадская фирма ДеХевиленд представляла самолет “Дэш” 8-300.
Реактивные самолеты
В последние годы за рубежом ведутся большие работы по созданию 70-130
местных самолетов с ТРДД для местных авиалиний. Разработкой реактивных
самолетов для местных авиалиний занимаются фирмы Великобритании,
Нидерландов, Бразилии, Италии и Франции. Фирма Бритиш Аэроспейс заявила,
что прекращает выпуск самолетов Вае 146 и планирует выпуск самолетов
семейства RJ. На выставке были показаны предсерийные самолеты RJ70 и RJ85.
Зарубежные военные самолеты
На стоянке демонстрировался истребитель завоевания превосходства в
воздухе Макдоннелл-Дуглас F-15С “Игл” – основной самолет этого класса в ВВС
США. Он относится к истребителям четвертого поколения. Его разработка
велась с 1965 г. и была нацелена на его превосходство над истребителем МиГ-
25. Однако лишь в 1979 г. была создана новая модификация F-15С,
превосходящая МиГ-21 и МиГ-23, имеющая усиленную конструкцию планера,
увеличенную емкость топливных баков и узлы крепления для подвесных
конформных баков. С 1984 г. ВВС США на базе F-15С ведут разработку двух
целевого самолета – истребителя-бомбардировщика F-15Е, который будет
способен нейтрализовать наземные РЛС системы ПВО.
Швеция была единственной страной, которая показала на выставке два самолета полностью новой разработки: JAS39 ”Грипен” и SAAB 2000. По словам министра обороны Швеции Андреса Бьорка самолеты EFA ”Лайт” и JAS39 не одно и тоже, но их концепция одинакова. Единственное различие: EFA – двухдвигательные, а JAS39 – однодвигательные.
В очередной раз демонстрировался самый распространенный из зарубежных
реактивных истребителей четвертого поколения самолет Локхид F -16 ”Файтинг
Фолкон”. С 1970-х г. Он составляет основу ВВС 19 закупивших его стран. В
процессе эксплуатации возникали различные проблемы. Одна из последних –
преждевременное возникновение усталостных трещин, поэтому истребитель F-16
непрерывно совершенствовался в ходе серийного производства. Он будет
оставаться еще в течение 10 лет массовым истребителем ВВС США.
В демонстрационных полетах принимал участие американский палубный
самолет Макдоннелл-Дуглас F/А-18. В настоящее время он подвергся глубокой
модификации в новый вариант F/А-18Е/F, который будет выпускаться серийно до
2015 года.
Французская фирма Дассо Авиасьон демонстрировала на выставке самолет
”Мираж” 2000-5 – усовершенствованный многоцелевой вариант ”Мираж” 2000 для
дальних операций ПВО.
В полете демонстрировался новый чешский учебно-тренировочный самолет
Аэро L-59. Самолет является дальнейшим развитием УТС L-39 ”Альбатрос”
широко использовавшимся в ВВС стран СНГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведен краткий обзор выставки “Фарнборо 92”. Подробно, с приведением
характеристик, описана экспозиция самолетов и вертолетов России, Украины и
Узбекистана. В общих чертах освещена экспозиция зарубежных гражданских и
военных самолетов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Техническая информация. /М., ЦАГИ,1993, №1-2/
2. Техническая информация. / М., ЦАГИ,1993, №3-4/