. Политическое время и политическое пространство.
Политическая онтология — учение о политическом бытии. В центре внимания политической онтологии находятся проблемы содержания политического бытия, формы и способы его существования и развития, особенности политического пространства и политического времени, типы измерения политического бытия, специфика политического детерминизма.
Понятие «политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такими понятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность», «политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используются как синонимы.
Политической онтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней: уровень возможности политического бытия и уровень действительности политического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, она обладает статусом политического существования и есть потенциальное политическое бытие; политическая действительность — актуальное политическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются как формы политического бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковой является политическое сознание, и «актуальная форма политического бытия», каковой выступает политическая реальность.
По способу существования политическое бытие разделяется на институциональную сферу, политические отношения и политическое сознание.
Основные политические институты - это государство и политические партии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, развитие политических процессов, а также отвечающие за социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующие социально-политический порядок.
Политические отношения - взаимодействие субъектов политики по поводу обладания, исполнения и придания нужной направленности политической власти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы, слои, общности, также организации, институты и государство. Выделяются политические отношения компромисса, консенсуса, кооперации, солидарности, соперничества, конфликта, вражды, войны и т.д. К числу центральных из них относятся отношения политического управления (между властвующими и подчиненными).
Политическое сознание, одна из составляющих общественного сознания, имеет свой специфический объект исследования - политическое бытие и входит в основные целеполагающие детерминанты политической деятельности.
Специфика политического сознания в том, что оно не только отражает политическую реальность - его функцией также является политическое целеполагание, прогнозирование и программирование политического бытия.
Политическое сознание - явление многогранное и противоречивое. В его структуре необходимо выделять теоретическое знание, т.е. научное осмысление политических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятие политики, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, социально-психологических установок. Эти пласты восприятия органически связаны между собой, а их взаимодействие создает широкое и объемное многообразие различных политических мировоззрений, представлений и ориентации.
Политическое сознание не ограничивается только отражением и осознанием политического бытия, но содержит и предметное отношение к нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действия различных политических сил.
При исследовании проблемы политического бытия возникает множество вопросов: почему рациональные, логически выверенные и вполне реальные по своим целям и задачам концепции зачастую игнорируются или активно отторгаются, а иррациональные, авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех, подхватываются массами; почему происходит быстрое забывание негативного исторического прошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистических практик вдруг захлестывает современное общество, где на первый взгляд уже давно нет места архаичному прошлому; почему на место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политические мифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности.
Ответить на эти вопросы возможно, лишь имея представление о том, что такое сознание и каким образом оно формируется. По этому поводу К. Юнг писал: «...современный человек на самом деле - это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Политическое сознание имеет сложную многомерную структуру: выделяют собственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как часть человеческой психики, находящейся вне прямого рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, а охватывает сумму психического опыта всех предшествующих поколений и их отношения к власти. Политическое бессознательное сохраняется в форме архетипов - эмоциональных моделей, находящих свое выражение в мифологических образах и отражающих взаимоотношения с областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательного исследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизм его формирования.
Актуальная и потенциальная политические реальности существуют в пространстве и времени. Политическое пространство в качестве формы существования политического бытия рассматривается политической философией как место, где разворачиваются политические процессы, как цель политических действий и как средство для достижения конкретных политических целей.
Политическое пространство - это многоуровневый, многомерный мир, в котором разворачиваются политические отношения по поводу завоевания, использования и удержания власти.
Уточним, что в данном случае речь идет о политическом пространстве как месте существования политического бытия, о пространственном измерении политики.
Вряд ли что еще имеет более важное значение для жизни этноса и государства, чем такая категория, как «пространство». Это не только место, где проживает этнос, где формируются политические институты, где добывают и используют ресурсы, это «жизненное пространство», которое во многом определяет особенности ментальное™ народа и его культуры, темп и ритм его проживания. Борьба за пространство в большинстве случаев является главной причиной войн и конфликтов в истории человечества. В зависимости от рассмотрения политического пространства как цели или как средства условно можно выделить несколько его уровней по следующим критериям:
- на политическом пространстве находятся политические субъекты;
- за политическое пространство ведется борьба между политическими субъектами;
- посредством политического пространства осуществляются политические цели.
С развитием технических возможностей человека политическое пространство расширяется.
Политическое пространство структурно можно представить как:
- наземное пространство;
- водное пространство;
- воздушное пространство;
- космическое пространство;
- информационное пространство.
Можно теоретически выделить несколько уровней взаимосвязи пространства и политического бытия:
- влияние пространства на формирование культуры, этноса, государства и его политического устройства;
- пространство как цель политических интересов, отсюда геостратегические задачи, определяющие внешнюю политику, форму и механизмы расширения территории и защиты границ;
- пространство как совокупность взаимодействующих государств;
- пространство как взаимодействие цивилизаций и межцивилизационного пространства, где границы этих образований определяются социокультурным и религиозным факторами;
- пространство как территория государства, задачей которого является:
а) обеспечить безопасность, отсюда стратегия укрепления геостратегических зон и регионов;
б) согласование интересов и контроль федерального центра за деятельностью административно-территориальных единиц в целях сохранения устойчивости государства и укрепления его безопасности;
- пространство как совокупность регионов, где с учетом политической стратегии государства разрабатываются и используются природные ресурсы.
Политическое пространство изучается геополитикой, геоэкономикой, политической регионалистикой, политической глобалистикой, мировой политикой. Тем не менее, сегодня остро ощущается необходимость не только дальнейшего развития этих направлений, но и - с учетом результатов их исследования - формирования более полной и объективной картины современного развивающегося политического пространства, что возможно только при использовании методологии философского анализа.
Политическое пространство - это сложный «часовой механизм», в котором взаимодействуют временные потоки, зачастую противоположные по своей направленности. Это временные потоки различных цивилизаций, культур, поколений, а также социальных, профессиональных, религиозных, национальных групп, у каждой из которых свой ритм проживания и свое ощущение времени. Возможна ли координация этих временных потоков и как она должна осуществляться в рамках политической деятельности, как воздействует политическое пространство/время на политическое бытие в целом и на субъектов политического пространства в частности?
Политическая онтология не только исследует типы времени, временные ритмы и темпы развития политического бытия, но и выявляет механизмы корреляции и координации временных ритмов различных субъектов политического пространства, что позволяет предотвратить или нивелировать многие социальные и политические противоречия.
Общетеоретическими принципами философского учения о политическом бытии как составляющей бытия являются принципы системности, развития, самоорганизации и детерминизма. Политическая онтология исследует политическое бытие как развивающуюся, организованную и способную к самоорганизации систему. Эти принципы позволяют исследовать политическое бытие как постоянно претерпевающее изменения, что ставит проблему соотношения закономерности и случайности в его развитии и функционировании. Целью политической онтологии является также исследование диалектического взаимодействия политического с другими сферами бытия, выявление их форм и механизмов взаимосвязи.
Возможно выделить несколько уровней измерения политического бытия: пространственное; временное, изучаемое политической онтологией; антропологическое - политической антропологией; нравственное - политической этикой; ценностное - политической аксиологией.
Политическое время
Исследования современной науки подтверждают, что время воспринимается и «переживается» субъектами различно, в зависимости от характера и особенностей конкретной системы: в биологической системе временные ритмы детерминируются физиологическими процессами; в экономической системе оно определяется временем протекания экономических реформ и технологических укладов; в социальной системе - детерминировано социокультурным кодом, сформированным культурной матрицей.
Хронополитика, исследуя временные характеристики культур, определяющих темп и ритм политических и экономических процессов.
сталкивается с тем, что и внутри каждого социокультурного организма взаимодействуют несколько временных потоков, свойственных разным поколениям и этническим, религиозным и социальным группам. Задача не только в том, чтобы учитывать эти зачастую противоположные временные потоки, но и скоординировать их, сформировав общую перспективу развития социума как единого организма.
Каждая цивилизация имеет свое историческое время, то ускоряя, то замедляя его темп, то отставая, то приближаясь к общеисторическому времени. Это является причиной несовпадения временных ритмов взаимодействующих социумов, что достаточно ярко подтвердил мировой опыт модернизации. Большинство стран либо вынуждено отказаться от опыта модернизации европейских стран, либо корректировать его с учетом национальных особенностей, и одна из причин - различие временных ритмов социальных систем. Современные цивилизационные процессы свидетельствуют о том, что сближение и объединение в «цивилизационные узлы» возможно только для тех .социальных систем, культура которых имеет сходные временные ритмы. Ускорение глобализационных процессов усиливает важность и актуальность исследований в области хронополитики.
Хронополитика исследует темпы и ритмы политического развития социума, распределение государством общественного времени, а также взаимосвязь между типом распределения общественного времени и социальными и политическими процессами.
Политическая сфера - область, где пересекаются и взаимодействуют различные аспекты бытия, поэтому исследование феномена политического времени возможно, только если будут выявлены и учтены особенности типов времени, а также характер его протекания в различных системах и в разных фазах их развития.
Типы времени
Проблема времени вызывает интерес с глубокой древности. Есть две точки зрения, которые представлены в философском споре. Первую отстаивали Демокрит, Эпикур, Ньютон, и ее принято называть субстанциальной концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее, а отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между самостоятельными субстанциями. Этот подход привел к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера и динамики протекающих материальных процессов. Согласно теории Ньютона, «абсолютное истинное математическое время само по себе и по своей сущности, безо всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью»1. Ньютоновская механика время определяет через движение без изменения, как пространственное качество.
Вторую концепцию называют реляционной (от relation - отношение). Аристотель, Лейбниц, Гегель и их последователи понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.
В современной науке реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной в начале XX в. А. Эйнштейном теории относительности, подтвердившей непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом.
Теория относительности обнаружила существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира, выявив глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
Теория Эйнштейна ликвидировала всеобщее, т.е. текущее везде и всегда одинаково, время и поставила его в зависимость не просто от движения, а от скорости. Чем выше скорость, тем медленнее идет время в данной системе по сравнению с другой системой, движущейся с меньшей скоростью.
Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и материя не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией. Геометрия пространства-времени определяется характером ноля тяготения, которое в свою очередь определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени. Заданной геометрией пространства-времени задается и характер поля тяготения, и наоборот: если задан определенный характер поля тяготения, расположения тяготеющих масс относительно друг друга, то автоматически задается характер пространства-времени. Степень искривления зависит от массы тела, а поскольку, теории относительности, время не может быть отделено от пространства, то присутствие тел оказывает влияние и на время в разных частях Вселенной время течет с разной скоростью. Сама структура пространства-времени зависит от распределения вещества во Вселенной.
Благодаря специальной и общей теории относительности в современную физику вошли такие новые представления о времени, как многомерность, обратимость, замкнутость, разветвленность, представление о попятном движении во времени, удвоение событий во времени и т.д.
В 80-е гг. XX столетия физики пришли к выводу, что специальная теория относительности не только не отрицает существование частиц, движущихся быстрее света, но и подтверждает его. Подобные частицы получили название тахионов. Гипотеза о наличии тахионов привела к пересмотру временной структуры причинно-следственной связи: цепь событий может иметь как прямое, так и обратное направление (о взаимопревращении причины и следствия в диалектике говорилось давно).
Оригинальное толкование времени содержалось и в трактовке позитрона как электрона, движущегося вспять во времени. По мнению отечественного ученого Н.А. Козырева, «геометрическое представление о времени является недопустимо упрощенным. Пространство же может обладать не только геометрическими свойствами, но у него могут быть и физические свойства, которые мы называем силовыми полями. Поэтому совершенно естественно полагать... что у времени могут быть физические свойства. Благодаря этим свойствам время может воздействовать на физические системы, на вещество и становиться активным участником мироздания».
Наибольшую роль в современных представлениях о времени играет модель, построенная в связи с переходом к изучению необратимых процессов (рождение и смерть микрочастиц, радиоактивный распад, теплопередача, трение, диффузия и т.д.). Этот переход вызвал крушение линейно-причинной парадигмы и становление новой (нелинейной, циклопричинной, синергетической). И. Пригожий последовательно развил концепцию внутреннего времени для классических динамических систем с сильной неустойчивостью (это может быть Вселенная, в которой распространяются диспергирующие световые волны, либо химический реактор, в котором идет нестационарная реакция, либо социальная система).
С точки зрения синергетического подхода любая самоорганизующаяся система имеет свой «системный архетип». В течение физического времени в системе происходят различные изменения (фазовые переходы, бифуркации, трансмутации, структурогенез, морфогенез, усложнение, иерархическая перестройка и т.д.), которые порождают собственное время системы. Это время есть выражение динамики изменений системы как целого. Поскольку самоорганизующаяся система проходит через точки бифуркации и в эти моменты характер поведения системы кардинальным образом изменяется, то и значения времени системы будут меняться.
Согласно данному подходу, в бифуркационной фазе «прошлое» актуализируется в форме одного из вариантов «будущего», не выбранного и не реализованного в предыдущем развитии системы. Так в каждый момент времени в открытой диссипативной системе происходит сегрегация энтропии, т.е. использование потоков негэнтропии - потоков энергии, освобождающейся в ходе разложения высокоорганизованной материи в низкоорганизованную. Тем самым система владеет информацией о многих состояниях: как прошлых, так и будущих. В течение своей жизни система проходит ряд ключевых бифуркаций, где осуществляется выбор одной из возможных устойчивых ветвей дальнейшего развития системы. Информация об этом моменте переносится до следующей бифуркации, а «что-либо рожденное или сделанное в этот момент обладает свойствами этого момента времени»2.
В точке бифуркации существует целая комбинация возможных состояний прошлого и будущего. В будущих состояниях открытых систем генерируется новая информация, в отличие от замкнутых систем, где «будущее» - это деградированное «прошлое».
Эта теория объясняет и механизм образования многослойности временных потоков. Поскольку в мире одновременно сосуществует множество открытых систем и находятся они в разных фазах своего возраста, индивидуального системного времени, постольку мир политем-порален.