Рефетека.ру / Философия

Контрольная работа: Общественное сознание и его структура

Дальневосточный институт МВД РФ


Кафедра государственных и социально-экономических дисциплин


Контрольная работа по философии

Тема: «Общественное сознание и его структура»


Ерёмина Олеся Андреевна


Хабаровск2010

Содержание


Введение

Понятие общественного сознания его соотношение с индивидуальным сознанием

Обыденное и научное сознание

Общественная психология и идеология

Заключение

Список литературы


Введение


Общественное сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознание возможно как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношению к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит из чувственных образов, предметов являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти, и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу таких процессов могут быть отнесены ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина, каким он представляется человеку в данный момент. Память – позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление – обеспечивает решение задач путём использования обобщённых знаний. Нарушение, расстройство не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – закреплённое в нём отчётливое различие субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит – «я» человека и его не – «я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своём сознании это противопоставление и различие. Человек единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от не «я», это и есть путь, который проходит человек в детстве, осуществляется в процессе самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывая ход выполнения действий, и вносится в него необходимые коррективы и т.д.

Наконец четвёртая характеристика – сознания включение в его состав определённого отношения. «Моё отношение к моей среде и есть моё сознание», писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях, нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.

1 Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием


Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.

Сознание является не только, личностным, индивидуальным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует – общественную психологию, а второй – идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественное сознание, выступает в различных формах: общественно – политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное сознание. Умственный труд не был отделён от физического, и умственный труд был непосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

политическое сознание представляет собой систематизирование, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями.

правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определённого общества;

мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;

искусство – особая форма деятельности человека связанная с освоением действительности через художественные образы;

религия и философия – наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей он носит индивидуальный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить, как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определённой эпохи. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект – объект » не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в это мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по – человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность такая же, как например государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной жизни, но также как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни дня, ни часа. В силу того, что общество есть объективно – субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное сознание статично и даже мертво.

Но, подчеркивая единство общественного бытия, и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединённость. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности, реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздёйствие приобретало всё более опосредственный характер – через государство, политические и правовые отношения и др., а обратное воздействие общественное сознания на бытие приобретает, напротив, всё более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытиё заключается в способности сознания правильно отражать бытиё.

Сознание, как отражение и как активно – творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытиё оно может, как оценивать его вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытиё, но и активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на всё бытиё в целом, вскрывая смысл его эволюции, предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного человеком индивидуального сознания. Относительно сознания писал и такой учёный как Гельвеций. По его мнению, «чувства составляют источник всех наших знаний… Мы располагаем тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты, размышление их комбинирует, опыт проверяет результат комбинаций…. всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее, реально».1 Власть общественного целого, над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становлению личности.

Индивидуальное сознание – это сознание отельного индивида, отражающее его отдельное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытиё. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностью сознания отдельных индивидов оно несёт в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознаний. Как совокупное сознание индивидов, выработанное в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под сознанием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Индивидуальное сознание – сознание человеческого индивида (первичное), оно определяется в философии, как субъективное сознание, так, как оно ограничено во времени и пространстве. Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытиём, возникает под воздействием сознания всего человечества.

Два основных уровня индивидуального сознания;

1) Начальный (первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы понятия и сознания в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2)Вторичный – «активный», «творческий». Человек организует и преобразовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера.

Между первым и вторым существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована, мнения, сомнения.


2 Обыденное и научное сознание


Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.

Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормахотношенийдругс другом.

У нас сложилось ограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и прежде всего молодежи. Но массовое сознание есть более сложный феномен. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10-15 больших и "средних" формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная общая, совместная деятельность или подобное поведениеотсутствуют.


3 Общественная психология и идеология


Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология – это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.

Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия, способствует, более кардинальным изменениям на основе использованиянаучных данных.Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитииисторическихпроцессов.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно – общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему, наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально – психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Так, при анализе перехода от рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора и социально-экономического переворота. “Рабство, — отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства”. Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.2


Заключение


Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание отражения в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в её отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее её объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни, через отношения с другими людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить, как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.


Список литературы


Семинарские занятия по философии: Учебник под ред. К.М.Никонова. – М.: Высшая школа, 1991.

А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М., Политиздат, 1998.

Введение в философию: учебник для вузов В. 2 Ч. 2 под общей ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

Основы философии. Ч. 2. Социальная философия: Учебное пособие. – Изд-во Том ун-та. Перм. отд-ние. 1991.

Философия : учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1998.

А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

История философии в кратком изложении. М., 1994.

Мир философии. М., 1991. ч.1.

Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М., 1978.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21 С. 149.

1 Бойко А.Н. проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М.,1978., с.47.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.149.

Рефетека ру refoteka@gmail.com