смотреть на рефераты похожие на "Сознание"
План
1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации
и преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного
и бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание
12
Список литературы. 16
1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира, инструмент познания реальности.
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм
ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,
выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология
исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из
признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Гельвеций говорил:
“Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя
главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и
экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт
проверяет результат комбинаций...
...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого,
будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не
менее реально”[1].
Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций,
приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял
природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения
накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения
являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе
логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную
связь вещей и явлений.
Мнение З.Фрейда:
“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о
вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример
бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:
скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по
себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое
бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в
динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин
(бессознательное( мы применяем только к вытесненному динамическому
бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина:
(сознательное( (Bw), (предсознательное( (Vbw) и (бессознательное(
(Ubw)”[2].
Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.
При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско- мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению вопроса о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса.
Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку
рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто
таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию.
Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит
из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как
отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической
точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При
подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не
является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.
Действительно, значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания.
Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой
сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во
всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы
сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том,
что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как и
материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность,
характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание -
это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно
не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными
словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата
бытия по отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает,
что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что
человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует.
Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и
средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую,
целостную системы бытия.
Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через деятельность и общение с себе подобными.
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с
возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:
без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-
творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может
отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-
творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания
наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое
существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно
подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности
социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже
преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного
сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью
общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-
разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена
общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи.
Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой природе, в самом фундаменте материи.
Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, а материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом, однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле- материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна пассивная, а живой - активная чувствительность.
Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях материального мира, значит, подвести под материализмом надежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом и здание материализма просто рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки для порождения сознания в самом фундаменте материального мира имеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической, образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство материи?
Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения.
Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире.
Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.
Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е.
способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего
возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта
форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения
нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой
ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если
раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для
живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся
материалом для внутренней работы организма с целью выработки
соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются
специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а
затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую
ступень - нейрофизиологического отражения, присущего только высшим
животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а
в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий,
лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной
реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы,
«видового опыта» организма.
Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диалектического единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит свое более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой.
Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и
механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него
автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того,
что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима
ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь
становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе
реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое
существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями
внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи.
Психический образ выступает как отражение объективной реальности,
сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее
схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах.
Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный
сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы
подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь
некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания.
Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер
абстрактно - понятийного. В итоге в громадной степени расширяется
информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один
предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря
образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными
формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями,
возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и
неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с
возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть
привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность
отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать
действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую
действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция
сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается
на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного
мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения
относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности,
формируются религия, а затем и идеализм.
Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер.
Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания,
что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его
единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания
обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что
сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о
чем мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением
общественного бытия.
Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции его форм в процессе развития материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно связано с уровнем организации материи, особенно с усложнением нервно-физиологических систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не всей материи, а лишь особым образом организованной материи, человеку разумному. Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит рассмотреть дальше.
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психики человека.
Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное - сложности организации органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы.
Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем – нервно - физиологическое отражение и далее - психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 1400 куб.см (у приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд. нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами.
Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное
«разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и
синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими
отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и
промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего
большими полушариями головного мозга, особенно их корой.
Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со
сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само
по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга.
Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей
нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто
связаны с повреждением определенных участков мозга.
Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.
Остановимся последовательно на каждой из этих проблем.
Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-
разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия
в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители
дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические
и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга
и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.
Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического
взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное,
психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции
оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея
психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому,
идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал
всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель
или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не
физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме
психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители
вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность,
отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер,
Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет
мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив
подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные
физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным
колебаниям.
Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи.
Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники
смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного
отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и
идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность
самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.
Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения
психического и физиологического состоит в признании психофизиологического
единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а
психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону
отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо
известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как
материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).
Древняя Индия– мнение:
“В философской системе (Йога Патанджали( бессознательное трактовалось как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая степень проникновения в сущность вещей.
Однако у (Йога Патанджали( понятие бессознательного употребляется и
для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития
(пракрити( - великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум
((читта(). (Он ((читта() в сущности бессознателен, хотя становится
сознающим, благодаря отражению (Я(, которое в нем находится(”[3].
Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между идеальным и реальным мирами является результатом как сознательной, так и бессознательной деятельности. При этом имеется в виду, (что деятельность, которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем порождении мира продуктивна бессознательно(. Этим постулируется наличие сознательной и бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом сознании, а объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной бессознательной (поэзией абсолютного духа(“[4].
Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом происходит развитие путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.
Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач- психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного.
Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал
бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и
сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал
врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.
Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни
человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать
его роль в познании и поведении людей.
Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится
не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела,
координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.
Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния,
которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в
сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец,
третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной,
научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.
Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой
энергией чувств и разума человека.
Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание
Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде
всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования
человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов
общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и
периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования
речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и
действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения
эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и
отношений.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия.
Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.
Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.
Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в
живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее
средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе
с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками,
начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В
конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком,
дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких
неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в
математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д.
Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других
наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не
означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в
нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не
холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные
предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,
идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне
мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и
порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,
“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя - объективная, а сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-
физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект
находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.
Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,
полученную в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается
принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть
познано через формы своего выявления в чувственно-практической
деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.
Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.
Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения
действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего
верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей
принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и
социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания -
возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на
«Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только
совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает
необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их
самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только
самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит,
контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства
удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание
человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через
сопоставление себя с другими людьми.
Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания,
формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами -
предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность
соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с
предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на
внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая,
напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.
В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.
Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы
- человеческого мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
Список литературы.
1. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. - М.:
Высшая школа, 1991. - 287с.
2. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:
Политиздат, 1988. - 592с.
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т.
Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. - Новгород: НЗКШ, 1990.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
6. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва: Просвещение,
1986.
7. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987
8. Мир философии. М.,1991. Ч.1.
9. История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994.
10. Антология мировой философии. М.:1970. Т.2.
11. Современная западная философия. М.:Политиздат, 1991.
12. Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989
13. Платон. Сочинения в 3-х тт. М., 1971. Т.3.
14. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках.
Киев: “Вища Школа”, 1978.
15. Быкова Г.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.:1990.
16. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. 1981.
17. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993.
18. Лем С. Формула Лимфатера. М.:”Знание”, 1963.
-----------------------
[1] Цит.по: Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978. С.47
[2] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372
[3] История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994. С.20-21
[4] Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках.
Киев: “Вища Школа”, 1978. С.25
-----------------------
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Юридический факультет
Контрольная работа
по дисциплине:
«Философия» на тему: Сознание как отражение и деятельность.
Выполнил студент
2-го курса заочного отделения группы 22
Синицын Борис
Игоревич
Рецензент работы:
Граневский Виктор
Викторович
Работа защищена на оценку ________
Тирасполь 2001.