Введение.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Своеобразие и новизна концепции
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
Современные информационные технологии очень плотно вошли в нашу жизнь. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Обычно под ИТ понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д.
Чаще всего, говоря об ИТ, имеют ввиду работу со старшими школьниками и в меньшей степени говорится об использовании ИТ в начальной школе. Но, как показала практика моей работы , использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Как же это происходит?
Где же ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта учителей нашей школы.
Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, москвоведения (Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.
Таким образом, ИТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Что такое презентация? Почему именно презентация?
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Варианты организации деятельности с презентациями могут быть следующими:
Учитель объясняет тему с использованием презентации.
Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного. Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти.
Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.
Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.
Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.
Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.
Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка вставить небольшой текстовой фрагмент. Например, обобщающий урок по теме «Поздравительная открытка»
Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения».
Создание учебных презентаций-фильмов. Использование таких фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон, позволяет создавать опорные схемы для лучшего усвоения материала. Основой таких фильмов является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д. Уроки с использованием презентаций-фильмов в начальных классах в прошедшем учебном году проводили многие учителя начальных классов.
Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.
При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет мне не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана.
Обоснование использования технологий
Понимая всю важность внедрения ИКТ в практику учителя, я выделила основные направления работы:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
• введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
Начинала с малого: училась печатать, оформлять документы; изготавливала карточки, наглядность. Ярко, красочно оформляла классный уголок.
При отслеживании учебной деятельности (мониторинге), составляла графики, диаграммы в программе Microsoft Excel, которые позволяли проследить успехи детей и нацеливали на достижение высоких результатов.
Так, например, в каждом классе ведётся мониторинг техники чтения «Растишка» - диаграмма, наглядно отображающая динамику техники чтения.
Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Так, например, на уроке обучения грамоте помогают прекрасные фильмы о буквах и звуках.
Обучение грамоте, чтение.
Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации. Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Так, руководя появлением и сменами изображений, я прошу ребят назвать букву первого звука слова (“солнце” - [с]), букву ударного гласного второго слова (“голубь” - [о]), букву согласного, дважды встречающегося в слове “крокодил” [к]. Все буквы появляются под картинкой только после ответа детей и имеют коричневый цвет. Затем прошу ребят дать характеристику каждому звуку буквы и вместе с ответом детей каждая буква приобретает свой цвет. Теперь детям совсем легко найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. Вместе с тем “убегающая” буква позволяет детям убедиться в правильности своего ответа. Аналогично работа проводится и со следующим слайдом.
Письмо.
Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.
А на уроках математики ребята любят играть в «Математический конструктор», благодаря которому можно быстро проверить вычислительные навыки.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач , цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
На уроках изучения окружающего мира используются мультимедийные хрестоматии «Дальневосточная природа. Времена года». Прекрасные видеозарисовки, яркие иллюстрации раскрывают богатство и красоту животного и растительного мира Дальнего Востока. А современная детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия» помогает разнообразить урок использованием интерактивных карт, игр, показом различных опытов и сюжетов, панорам природных зон. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.
Также, используя программу создания электронных презентаций Microsoft Power Point. Я научились создавать слайды для компьютерной презентации на конкурс « Я – исследователь», слайды с иллюстрациями для уроков окружающего мира, слайды - сказки, с помощью которых не только проверяю устный счёт, умение решать различные задачи, но и прививаю любовь к литературе, к народному творчеству.
Работая в данном направлении, мною разработано несколько математических разминок, таких как «Хоккей», «Футбол»; для работы над словарными словами – «Сундук Знаний»; а во время обучения грамоте применяю разминку «Найди звук», «Буква потерялась».
Для отработки навыков грамотного письма и счёта мною были созданы учебные игры – тренажёры. Например, благодаря индивидуальной игре – тренажёру «Остров сокровищ» можно проверить знания и по русскому языку, и по математике, и по окружающему миру.
А игра - тренажёр «Посчитай-ка», приглашает в путешествие по космическому пространству вместе Лунтиком. Во время увлекательного путешествия дети отрабатывают вычислительные навыки в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 20. Готовясь к следующему уроку, я могу внести другие данные в базу – получится новый тренажёр.
Конечно, на первых порах работа по созданию уроков с компьютерной поддержкой достаточно трудоёмка. Но не стоит забывать, что со временем образуется коллекция электронных уроков, которую можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. Вот тогда-то ИКТ станет для каждого учителя незаменимым помощником, времени на подготовку к уроку будет уходить гораздо меньше.
Для проверки усвоения знаний по отдельным предметам использую, разработанные мною в программе Microsoft Excel различные тесты: фронтальные и индивидуальные.
Такой вид работы позволяет не только выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения.
Конечно, огромную помощь мне оказывает учитель информатики.
А я в свою очередь помогаю ученикам младших классов составлять отчёты исследований, проектов, используя ИКТ, ведь им ещё не всё подвластно. Я знаю, что если у детей есть желание, есть интерес, значит, они многого достигнут. Так активизируется познавательная активность школьников.
В копилке нашей начальной школы уже есть несколько работ-презентаций учащихся. Так же я составляю презентации к различным конкурсам, внеклассным мероприятиям, родительским собраниям.
Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.