Галанов Александр Борисович, старший преподаватель кафедры физики, математики и информатики Башкирского института развития образования
Цель обучения школьным предметам ориентирует не на передачу программных знаний, а на формирование обобщенных способов выполнения деятельности на примере решения познавательных задач данного предмета с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий. В нашей модели организации телекоммуникационной образовательной деятельности функции учителя на уроке переключается на выполнение следующей системы действий:
1) помогать учащимся выделять проблему;
2) побуждать к формулированию учебной цели, учебной задачи;
3) организовать учащихся на поиск рационального способа решения учебной задачи;
4) обеспечить неограниченный доступ к информации, используя всемирные базы данных и ресурсы сети Интернет;
5) помогать анализировать и отбирать достоверную информацию;
6) помогать составлять программу действий на основе выделенного способа;
7) помогать подбирать средства для выполнения отдельных операций;
8) помогать самостоятельно выполнить деятельность в соответствии с составленной программой;
9) организовать учащихся на контроль за правильностью выполнения своих действий;
10) организовать учащихся на создание собственного образовательного продукта;
11) помогать учащимся увидеть их собственное приращение, внутренний образовательный продукт;
12) помогать учащимся в публичной защите созданного внешнего образовательного продукта;
13) побуждать учащихся к рефлексии, анализу полученного результата, формулировке выводов и обобщений;
14) помогать учащимся сформулировать цели по дальнейшей учебной деятельности, с опорой на достигнутые результаты.
Указанная система действий учителя конкретизируется в зависимости от школьного учебного предмета, профильного или элективного курса.
Опираясь на нашу дидактическую модель, мы разработали систему организации учителем учебной деятельности учащихся на уроке истории средствами компьютерных телекоммуникаций при изучении темы "Уфа - восточный форпост России" в школьном предмете "История Отечества" 6 (7) класс (http://sch111ufa.narod.ru). Нами разработана и экспериментально проверена следующая система действий учителя в использовании новых информационных и телекоммуникационных технологий на уроках, организованных в соответствии с теорией учебной деятельности:
1. предъявляет проблемную ситуацию: раскрытие роли Башкирии и Уфимской крепости в продвижении России на Восток, в укреплении централизованного государства;
2. усиливает мотивацию учащихся к изучаемому предмету "История Отечества";
3. помогает учащимся в применении новых информационных и телекоммуникационных технологий;
4. организует учащихся на создание собственного интеллектуального продукта в виде логико-структурных схем, логико-смысловых моделей и проектов;
5. организует усиление мотивации учащихся к изучаемому предмету "История Отечества";
6. использует новые информационные и телекоммуникационные технологий в учебном процессе;
7. организует целеполагание учащихся;
8. знакомит учащихся с алгоритмами конструкторско-технологической деятельности;
9. проводит рефлексию деятельности;
10. организует взаимодействие учащихся и локальных координаторов из разных общеобразовательных учреждений, разных населенных пунктов (например, проведение дистанционных уроков в 2001 году на III Всероссийском конкурсе "Дистанционный учитель года" http://eidos.ru/dist_teacher/index.htm в следующих городах: Добрянка Пермской области, Сертолово Ленинградской области, Железнодорожный Московской области, Алдан Республики Саха (Якутия));
11. организует учащихся на составление программы действий;
12. помогает учащимся выбрать способ поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет;
13. помогает учащимся провести анализ учебной информации;
14. организует учащихся на создание собственного видения исторических событий в России 16 века;
15. создает проблемную ситуацию, в которой обнаружено противоречие, но не ясна причина;
16. побуждает учащихся к формулированию вопроса "Какова причина противоречия?";
17. помогает учащимся в выдвижении гипотезы о причине противоречия, предсказывания закономерностей;
18. помогает учащимся сформулировать вопрос "Действительно ли..?";
19. организует учащихся на разработку эвристического метода проверки выдвинутой гипотезы;
20. на основании полученных результатов эвристического поиска помогает сформулировать решение противоречия;
21. помогает учащимся сделать вывод об истинности или ложности теоретического прогноза;
22. помогает сформулировать ответ на решение противоречия;
23. организует рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке истории средствами компьютерных телекоммуникаций с использованием новых информационных технологий, организованная в соответствии с теорией учебной деятельности при изучении темы "Уфа - восточный форпост России", представлена следующей системой действий ученика:
1. учащиеся ставят перед собой образовательные цели, по изучению школьного предмета истории Росси, краеведению, работе с историческими источниками, конструированию схем, воссозданию картины, изучаемого времени, установлению причинно-следственных связей и др.;
2. создают разнообразные логико-структурные схемы, логико-смысловые модели в ходе проектно-исследовательской, конструкторско-технологической деятельности;
3. проводят анализ исторических источников и справочного материала в образовательной среде сети Интернет (при работе с разработанным ресурсом применяются поисковые системы: yandex.ru, rambler.ru, aport.ru);
4. реконструируют вид крепости времен Ивана IV, в форме рисунка-схемы;
5. формулируют ответы на вопросы теста в режиме on-line;
6. осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности;
7. формулируют вопросы локальному координатору, дистанционному учителю;
8. используют средства новых информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций в учебной деятельности;
9. развивают навыки поисковой работы в сети Интернет;
10. закрепляют умения работать с разнообразными историческими источниками (анализ, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, формулирование умозаключений);
11. осваивают алгоритм конструкторско-технологической деятельности;
12. осуществляют опять рефлексию деятельности;
13. выявляют противоречия и формулируют проблемы;
14. выявляют причины противоречия;
15. выдвигают гипотезы о причине противоречия, предсказывание закономерностей;
16. формулируют вопросы типа "Действительно ли ...?";
17. осуществляют эвристический метод проверки выдвинутой гипотезы;
18. формулируют решения противоречия на основании полученных результатов эвристического поиска;
19. формулируют выводы об истинности или ложности теоретического прогноза;
20. формулируют ответ на решение противоречия;
21. проводят рефлексию деятельности.
При таком подходе к обучению с использованием средств компьютерных телекоммуникаций сознание школьников постепенно переходит в состояние "учащегося". За счет организации образовательной телекоммуникационной деятельности учащихся на уроке достигаются цели не только образовательные, но и развивающие. Учащиеся усваивают не только само знание, но и тот способ, с помощью которого учебную проблему можно решить, усваивают, из каких действий эта деятельность состоит, и приобретают опыт выполнения этих действий, создают собственный образовательный продукт. В этом случае обучение само предполагает развитие учащихся, результатом обучения становится развитие познавательных способностей, формирование обобщенных способов учебной деятельности вообще, так как школа не можем вооружить школьника знаниями на всю жизнь, но существует возможность на всю жизнь освоить способы познания, умение организовывать свою учебную деятельность.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий на очном уроке (классно-урочная система) изображена на схеме 1.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в классно-урочной системе состоит из образовательной деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Деятельность учителя состоит из следующих основных компонентов:
1. Организация работы в сети. При этом могут быть использованы как локальные, так и глобальные сети. Локальные сети нами используются для изучения нового материала (моделирование процессов, построение графиков, диаграмм, схем и т.д.); выполнения индивидуальных заданий в группе; работы над проектами; контроля (защита творческих работ, проектов, тестирование и т.д.). Глобальная сеть Интернет, в основном служит источником информации и местом публикации (для дальнейшего обсуждения и защиты, созданных учениками образовательных продуктов, усиление мотивации учения и т.д.).
2. Организация поиска информации в локальной и глобальной сетях в основном носит технический характер. Решение технических вопросов имеет немаловажное значение при использовании компьютерных телекоммуникаций в образовательном процессе. Учитель должен предусмотреть то, что во время занятий могут происходить разрывы связи при модемном способе соединений (в настоящее время большинство школ регионов России используют именно этот вид), своевременную оплату услуг связи, работоспособность телефонной линии и т.д. Работа с роботами-поисковиками затруднений, как правило, у учащихся не вызывает. При этом учитель заранее объясняет учащимся, чем отличается одна поисковая система от другой, основные принципы поиска информации поисковиком, делает исторический обзор. В 2002-2005 годах нами была организована учебная деятельность школьников в гимназии № 111 г. Уфы по изучению поисковых систем и для контроля учащихся средствами Интернет на уроках информатики. Сравнение контрольного и экспериментального классов показало практически одинаковые результаты, что позволяет сделать вывод о том, что изучение, например, тем "Поисковые системы в сети Интернет", "Системы счисления", "Законы логики" и др. могут быть организованы средствами компьютерных телекоммуникаций. При этом учащиеся сразу приобретают практические навыки работы в сети, происходит экономия учебного времени, что немаловажно при общей загруженности школьников.
3. Мотивация учащихся к изучаемому предмету усиливается в результате осознания учащимися причастности к созданию российского образовательного пространства в сети Интернет, общению с ведущими учеными и специалистами предметных областей.
4. Достоверность полученной информации из сети стала актуальной проблемой с момента возможности пользователей размещать бесцензурно информацию в Интернете. Эта проблема распространяется и на образовательные ресурсы. Роль учителя при этом - показать ошибки образовательных сайтов, возможность избежать дублирования ошибок путем анализа и сравнения информации и т.д.
5. Контроль и оценка происходят в данном случае по традиционной пятибалльной системе.
6. Создание психологического климата на очном уроке заключается в основном в том, чтобы ученик не чувствовал себя брошенным, излишняя опека тоже может вызвать негативную реакцию. Здесь важно найти золотую середину. Работа над проектами требует того, чтобы группы формировались, не допуская психологических антагонизмов и т.д.
7. Консультирование учителем в нашей модели происходит по мере обращения ученика за консультацией. Консультации носят индивидуальный характер. Однако когда вопрос задается неоднократно, учитель проводит групповую консультацию. Основная задача консультации - давать не готовый ответ, а инструментарий получения возможности разрешения противоречия. Способы консультирования: устный и по локальной сети.
8. Задания на очном уроке соотносятся с учебным календарно-тематическим и поурочным планами. Задания снабжаются инструкциями.
9. Деятельность ученика в очной классно-урочной системе включает следующие основные компоненты:
1. Целеполагание. Ученики ставят перед собой цели по выполнению заданий, изучению новых форм получения, обработки и хранения информации, создания собственного продукта, самореализации и т.д.
2. Действие по инструкциям. Выполнение заданий происходит по заданным учителем инструкциям. Старшеклассники инструкции-алгоритмы при изучении отдельных тем составляют самостоятельно. Столкнувшись с противоречиями, ученик пытается разрешить их доступными ему средствами (учебник, справочники на бумажной основе, конспекты, рабочие тетради, Интернет и т.д.). Если противоречие не разрешилось, то ученик обращается за консультацией к учителю.
3. Выдвижение и проверка гипотез. Выполняя задание, ученик выдвигает гипотезы и предположения по результату задачи, способах и средствах достижения цели. Затем происходит теоретическая или эмпирическая проверка выдвинутых гипотез и предположений.
4. Поисковая деятельность. Выполнение заданий требует от ученика поиска дополнительной информации. На очном уроке с применением компьютерных телекоммуникаций основным источником информации служат сетевые обучающие CD, Интернет. Умение ученика в быстром поиске нужной информации и умение анализировать ее с последующим практическим применением является основным критерием урока такого типа.
5. Рефлексия. Ученики на очных уроках с использованием компьютерных телекоммуникаций рефлексируют свою учебную деятельность (определяют основные успехи и пути их достижения, трудности и способы их преодоления, дают оценку собственной деятельности и деятельности взаимодействующих с ним субъектов образования и т.д.).
Рис 1. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в традиционном образовательном процессе
6. Постановка целей по дальнейшему изучению материала, применению, устранению проблем и т.д. происходит в основном при рефлексии собственной деятельности ученика.
Сформированность каждого из элементов модели организации образовательной телекоммуникационной деятельности - условия формирования компетенции, развития личности, способной к принятию самостоятельных решений и созданию собственных образовательных продуктов.
Кроме содержательных результатов в отношении разработки дидактической модели организации телекоммуникационной деятельности учителей и учащихся, выявлены проблемы и трудности. Реализация организации телекоммуникационной деятельности учителей и учащихся в обычных общеобразовательных школах затрудняется сложившимся традиционным подходом, в основе которого лежит заданность учителями готовых знаний с последующей проверкой их воспроизведения. Сильны оказались инерция мышления, стереотипы в сознании учеников и учителей: распространено мнение, что только в непосредственном контакте учитель - ученик возможно эффективное обучение, что обучение с использованием средств телекоммуникаций - вид самообразования и т.п.