Рефетека.ру / Педагогика

Учебное пособие: Система вертикального школьного управления

Система вертикального

внутришкольного управления


Структура органов

управления

Функциональные обязанности


1. Администрация:

1.1 Директор


1.2. Заместители:

а. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.


б. Заместитель-организатор

внеклассной и внешкольной работы.


в. Заместитель директора по научной работе.


г. Заместитель по

информационным технологиям;


д. Заместитель по воспитательной работе

Принимает решение о переводе (условно) обучающегося в следующий класс, принимает решение об исключении обучающегося из лицея

Несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей.

Планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения.

Утверждает план развития, образовательные программы и учебный план.

Представляет интересы учебного заведения в различных органах.

Создает условия для внешкольной и внеклассной работы.

Проводит подбор персонала, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения, назначает классных руководителей, определяет их функции.

Организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований.

Принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный, обслуживающий персонал учебного заведения.

По согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям.

Создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения.

Несет ответственность за свою деятельность перед органами управления образованием.

Решает вопросы, связанные с работой ученического самоуправления, профориентации, работы с учащимися, родителями и т.п.

Заключает в пределах своей компетенции договоры и осуществляет действия, направленные на реализацию правовладения и распоряжения имуществом учебного заведения.

Утверждает состав аттестационной комиссии, принимает решение о проведении в данном календарном году промежуточной аттестации в форме экзаменов или зачетов

Проводит совещания, заседания

педагогических советов и т.п.

Принимает Устав лицея, вносит в него дополнения и изменения.

Обсуждает годовой учебный план.

Утверждает положение о рейтинге

Утверждает положение о составе Попечительского совета лицея.

Выполняет организацию педагогического процесса

Отвечает за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов


Осуществляет контроль за качеством знаний учащихся и их поведением

Регулирует учебную нагрузку учителей и учеников

Составляет расписание занятий

Руководит методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций

Стимулирует деятельность учителей по повышение педагогической культуры

Организует работу с учащимися по месту жительства

Оказывает помощь и поддержку детским общественным организациям

Устанавливает связи с учреждениями дополнительного образования-дворцами и домами детского творчества, клубами и другими детскими объединениями.

Осуществляет работу с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм, методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи


1) Привлекает учителей своей школы к участию в опытно-эксперементальной работе и др.

2) Устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами для организации научных исследований в школах

3) Привлекает преподавателей вузов, представителей научных центров к педагогической работе в школе


- организует работу ресурсно-аналитического центра лицея;

- организует и курирует техническое оснащение и работоспособности компьютерной техники, сетей;

- организует внедрение специализированных программных средств, предназначенных для информатизации управления лицеем (системы управления, базы данных, программы составления расписания, электронный документооборот и т.д.), информационных технологий в учебный процесс:

- организует работу лицейского сайта и т. д.


- создаёт условия для реализации возрастных, психологических особенностей, интересов и потребностей детей в лицее;

- организует работу кружков, клубов, секций, осуществляет контроль за этой работой;

-руководит работой ШМО классных руководителей;

- координирует и направляет работу детского государства «Содружество»;

- организует вечера, праздники, походы, экскурсии и другие общелицейские мероприятия;


- организует каникулярный отдых обучающихся;

- организует дежурство учащихся в лицее;

- организует работу по социальной защите детей;

- организует работу с неблагополучными семьями, «трудными» учащимися;

- обеспечивает связь с ИДН и комиссией по делам несовершеннолетних;

- организует работу родительского комитета и проведение родительских собраний;

- организует и проводит смотры ученической и учительской самодеятельности, выставок, участие в городских смотрах, мероприятиях и т.д.

2. Общественные и коллегиальные органы управления:

2.1 Педагогический совет


2.2 Попечительский совет


2.3 Управляющий совет


Решает вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, с определением путей его совершенствования

Организует работу по повышению квалификации учителей, развитию их творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе

Осуществляет работу по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта

Обсуждает работу коллектива школы по выполнению перспективных, годовых, текущих планов, а так же качество учебно-воспитательной работы

Проводит аттестацию педагогических работников, вносит предложения по совершенствованию технологии аттестации

Ходательствует перед органами управления образования о присвоении категорий, званий, разрядов

Рассматривает и утверждает кандидатуры учителей на стажировку, курсы повышения квалификаций, в аспирантуру, представление лучших учителей к поощрениям морального и материального характера

Определяет основные направления взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государственными и общественными организациями; организация опытно-эксперементальной работы

Участвует в создании в структуре школы методических служб, центров

Проводит оценку, отбор, обсуждение учебных планов, программ, учебников и учебных пособий

Внедряет результативные формы и методы реализации учебно-воспитательного процесса

Определяет сроки сдачи результатов рейтингового контроля

Педсоветы бывают стратегические и тематические. На тематическом педсовете рассматриваются методические и актуальные педагогические проблемы. Например: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка», «Современные технологии на уроке: осознанный выбор. Использование мультимедийного продукта «КМ – школа», опыт внедрения ИКТ в образовательный процесс» и др.

Привлекает внебюджетные средства для обеспечения деятельности и развития лицея

Содействует организации и улучшению условий труда у педагогов и других работников лицея

Содействует организации конкурсов, соревнований, других массовых внешкольных мероприятий


Создаётся в целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива лицея, реализации прав автономии лицея в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности.

- организация общественного контроля за использованием внебюджетных средств;

- содействие в совершенствовании материально-технической базы лицея, благоустройству его помещений, территории;

- организация конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий. В ПС входят авторитетные жители г. о. Орехово-Зуево, изъявившие осуществлять свою общественную деятельность в интересах развития лицея. Состоит из 8 человек, избранный председатель родительского комитета входит в состав ПС. Директор лицея присутствует на заседаниях ПС.( данный орган в лицее упразднен по причине создания Управляющего Совета


Управляющий Совет – коллегиальный орган самоуправления, реализующий принцип государственно-общественного характера управления образованием и осуществляющий в соответствии с Уставом лицея решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции ОУ.

Деятельность УС основана на принципах добровольности участия , коллегиальности принятия решений, гласности. Создан по результатам выборов (тайным голосованием). Состоит из 11 человек: директор -1, представители от родителей ( 4 чел. избраны на общелицейской конференции), обучающиеся из 10-11 кл (2 чел), работники ОУ – 2 чел, представитель от учредителя – 1 чел, коопелированный член УС (без проведения выборов) – 1 чел.

УС: - определяет основные направления развития лицея, способствует созданию в лицее оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

- обеспечивает открытость привлекаемых и расходуемых финансовых и материальных средств;

- участвует в оценке качества и результативности работников лицея и распределении выплат стимулирующего характера);

- участвует и утверждает публичный отчёт за год;

- обеспечивает участие представителей общественности в процедуре итоговой аттестации (ЕГЭ, новая форма письменных экзаменов в 9-х классах), лицензировании лицея, аттестации администрации;

- заслушивает отчёт директора по итогам учебного и финансового года.


Организация внутришкольной методической работы


№ п/п Формы организации Содержание работы

1. Научно-методический совет


НМС – коллективный общественный профессиональный орган, объединяющий членов педколлектива ОУ в целях осуществления руководства научно-методической деятельностью. НМС координирует работу кафедр и ШМО, направленную на развитие образовательного процесса, инноваций, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности педколлектива.

Цель деятельности: обеспечение результативности и оперативности научно-методической работы лицея, повышение квалификации педработников, формирование профессиональнозначимых качеств педагога, роста его профессионального мастерства.

Задачи: - создание сплочённого коллектива единомышленников, сохраняющих традиции лицея и реализующих стратегию развития ОУ; - изучение профессиональных достижений педагогов, обобщение опыта, внедрение его в практику работы педколлектива.

Кафедры


Кафедра – одно из структурных подразделений научно-методической службы лицея. Строит свою работу в соответствии с Программой развития лицея во взаимодействии с НМС, объединяет работу педагогов определённого цикла предметов, ориентированных на исследовательскую, экспериментальную, инновационную и разработческую деятельность, ведёт исследовательскую работу с обучающимися. В лицее созданы 4 кафедры: гуманитарных наук, иностранного языка, естественно-научного цикла предметов, начального обучения.

Школьные методические объединения


- ШМО – структурное методическое объединение методической службы ОУ, объединяющих учителей по предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы. МО создаётся при наличии не менее 3-х учителей, преподающих один учебный предмет. Цель: создание условий для творческой работы в обеспечении воспитательно-образовательной среды развития. Практическое решение проблем преподавания дисциплин, межпредметных связей, выработке единых педагогических требований к изучению близких и смежных разделов, тем. Задачи: освоение и использование наиболее рациональных приёмов и методов обучения и воспитания учащихся; - повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению учебного процесса. Деятельность: - изучение, обобщение передового опыта; - совершенствование содержания образования, первичная экспертиза учебных программ, методик, технологий, согласование аттестационного материала для итогового контроля в переводных и выпускных классах, участие в новой форме оценки знаний (в условиях введения независимой системы оценивания); - самообразование учителей и т.д.

В лицее созданы и работают ШМО учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы, учителей истории, учителей математики, учителей иностранного языка, естественно-научных дисциплин.

Творческие объединения


Творческая группа – профессиональное объединение педагогов, заинтересованных вы форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по определённой тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы. Например, в лицее существуют творческие группы:

- по разработке программ элективных учебных курсов:

- по введению многобальной системы оценивания знаний учащихся (учителя начальной школы, ИЗО, иностранного языка, физической культуры);

- по использованию информационно-интегрированного продукта «КМ- школа»;

- по организации и проведению научно-исследовательской деятельности с учащимися 2- 11 классов;

- по подготовке к итоговой аттестации выпускников по новым формам (ЕГЭ, новая форма аттестации выпускников в 9-х классах);

- для организации и участия в работе редакционной коллегии «Лицейской газеты»



Ведение школьной документации.


Вид

документации

Структура документа

Ответственный за

ведение

1. Учебно-методическая

Документация

2.1 Учебный план школы (годовой и перспективный)


2.2 План воспитательной работы школы


2.2 Рабочие планы и программы


2.3 Портфолио учителя


Учебный план ОУ на конкретный учебный год составлен на основе Федерального базисного учебного плана 2004 года и примерных учебных планов ОУ РФ, реализующих программы общего образования, городского учебного плана. Он ориентирован на 3 ступени общего образования: начального, основного, среднего.

Учебный план 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок .

Учебный план в 5-7 классах полностью соответствует базисному учебному плану 2004 года. 1 час в неделю из школьного компонента выделен на изучение информатики.

Учебный план 8-9 – на основе БУП 2004 года. Разделы плана: базовые учебные предметы, предметы регионального компонента, элективные учебные предмет. Реализация регионального компонента предполагает изучение краеведческого материала: «Родное Подмосковье» и «История Московской области» в 8-х классах. В рамках сохранения преемственности предметов «Технология» и «ОБЖ» в 9-х классах.

Предпрофильная подготовка в лицее начинается с 8 класса. В 8-х классах изучаются краткосрочные элективные учебные курсы ( 8 часов в год), позволяющие в конце учебного года определиться с предпрофильной направленностью в 9-х классах. Цель элективов в 8-х классах – знакомство учащихся с различными видами деятельности человека. Общий объём изучаемого материала на одного учащегося не превышает норму, т.е. 3 академических часа в неделю. Элективы в 9-х классах также подчинены этой же цели, но носят уже более долгосрочный характер и целенаправленность, готовят учащихся к профильному обучению в классах третьей ступени обучения. Все учащиеся изучают элективный курс «Профессиональное самоопределение».

Структура учебного плана в средней школе такая же как и в 8-9-х классах: базовые, региональные и элективные учебные предметы.


Составляется на год по месяцам. Содержит следующие разделы:

- организационные мероприятия;

- учебно-методическая работа с педагогическими кадрами;

- обеспечение воспитательной среды лицея;

- охрана здоровья, труда, обеспечение безопасности;

- спортивно-массовая и военно-патриотическая работа4

- организация внеклассной работы. Профориентационная работа. Работа социально-психологической службы;

- организация внутришкольного контроля;

- работа с семьями учащихся и подопечными детьми;

- укрепление материально-технической базы.


План работы ОУ - системная организация деятельности ОУ по всем аспектам работы в целях реализации Программы развития ОУ, обеспечения качества образования (внутришкольный контроль включает в себя мониторинг уровня ЗУН по базовым и профильным предметам), выполнения задач, поставленных на текущий учебный год, реализации единой методической темы над которой работает ОУ. Например, методической темой лицея является «Реализация ресурсного подхода в учебно-воспитательном процессе как фактор самореализации личности учителя и ученика, их творческого и гражданского потенциала».

План внутришкольного контроля включает в себя график контроля за преподаванием предметов.


1. Объяснительная записка

2. Тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия

3. Методические указания

На кафедрах лицея успешно проходит работа по созданию портфолио педагога как средство мониторинга профессионального развития педагога. Состоит из 5 разделов.

1. Общие сведения об учителе. ФИО, год рождения, образование, общий трудовой и педагогический стаж, копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почётных званий и степеней, государственных и муниципальных наград, грамот, благодарственных писем.

2. Результаты педагогической деятельности. Качество знаний по предмету. Результаты контрольных срезов знаний. Результаты участия в школьных, городских, областных олимпиадах, конкурсах. Результаты независимой экспертизы (ЕГЭ). Наличие среди учеников медалистов. Данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

3. Методическая деятельность и обобщение опыта. Используемые образовательные программы и УМК. Используемые образовательные технологии. Разработка образовательных программ. Отчёт о работе в методическом объединении (ШМО, ГМО). Участие в методических и предметных неделях. Участие и проведение семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов, творческих отчётов, открытых уроков и т.п.Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах. Организация исследовательской деятельности учащихся. Публикации учителя.

4. Внеурочная деятельность по предмету. Данные об участниках и победителях олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов и т.п. Сценарии внеклассных мероприятий, фото-, видеоматериалы.

Учебно-материальная база. Информация о регулярно используемых технических средствах обучения. Использование информационных средств обучения. Полнота использования учебно-материальной базы.

Директор и заместители директора


- Заместители по учебно-воспитательной работе


- Заместители по учебно-воспитательной части;

- Учителя предметники.

2. Организационно-контролирующая документация


2.1 График учебного процесса


2.2 Классные журналы


1) Организация образовательного процесса в лицее строится на основе учебного плана и регламентируется расписанием занятий

2) Лицей работает по пятидневной рабочей неделе в 1-7 классах и по 6-ти дневной рабочей неделе в 8-11 классах

3) Продолжительность уроков- 45 минут

4) Продолжительность перемен 10 мин

5) Продолжительность уроков в 1 классе – 35 мин.

6) В первой смене занятия начинаются в 8ч 15 мин. И заканчиваются в 13 ч 20 мин. Во второй смене – с 14 ч 00 мин до 19ч 05 мин

7) Учебный год начинается первого сентября

8) Лицей работает по триместровому режиму работы

9) Продолжительность учебного года не менее 34 недель, а в 1 классе 33 недели.

10) Продолжительность каникул в течении учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель


Указания к ведению журнала

Оглавление

Список класса и оценки по предметам

Внеклассная воспитательная работа

Общие сведения об учащихся

Сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися

Сводная ведомость учета посещаемости

Сводная ведомость учета успеваемости

Сведения о занятиях в кружках, факультативах и др.

Замечания по ведению классного журнала

Листок здоровья

-Директор и заместители по учебно-воспитательной части.


- Классные руководители

- Учителя предметники

3. Документация по финансово-хозяйственной деятельности


3.1 Школьный бюджет

Финансирование лицея осуществляется Учредителем (в лице Управления образования администрации г.о. Орехово-Зуево и Комитета по управлению муниципальным имуществом).

Источники формирования имущества и финансовых ресурсов лицея являются6 -бюджетные и внебюджетные средства; - имущество, переданное лицею собственником или уполномоченным им органом; - средства родителей, полученные на предоставленные дополнительные платные услуги;

- добровольные пожертвования физических и юридических лиц.

Лицей самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами. Директор 2 раза вгод отчитывается о расходах внебюджетных средств перед педагогическим советом лицея.

Заместитель по финансово-хозяйственной части

Похожие работы:

  1. • Школьное самоуправление
  2. • Технологический процесс ремонта вертикальной передачи
  3. • Исследование системы управления подводного ...
  4. • Совершенствование системы школьного питания города ...
  5. • Формирование школьной готовности как одна из важнейших задач ...
  6. •  ... комплексной процедуры диагностики школьной готовности
  7. • Образовательная функция школьной библиотеки
  8. • Вертикальная интеграция
  9. • Стратегический анализ вертикальной интеграции
  10. • Школьная дезадаптация
  11. • Проблемы школьной зрелости
  12. • Проблемы стандартизации школьной образовательной ...
  13. •  ... готовности детей к школьному обучению
  14. • Проблема школьной тревожности в современной школе
  15. • Деятельность школьных библиотек
  16. • Вертикальная планировка улицы
  17. • Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
  18. • Вертикальная механическая работа в аспекте ...
  19. • Школьная система БССР в 1950-80-х гг
Рефетека ру refoteka@gmail.com