Н.В.Нижегородцева
В комплексе вопросов, составляющих основное содержание проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, особое место занимает определение показателей школьной готовности и выбор средств для их диагностики.
Теоретической основой разработанной нами “Комплексной процедуры диагностики школьной готовности” является концепция системогенеза деятельности академика В.Д.Шадрикова [2] и исследования ведущих отечественных психологов и педагогов: К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, А.В.Запо-рожца, Д.Б.Эльконина, А.П.Усовой и др.
В своей работе мы исходим из понимания школьной готовности как системного образования, включающего в себя физиологический и психологический аспекты.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по стандартным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития, так как последний является фундаментом школьной успеваемости.
Психологическая готовность к школе отражает общий уровень развития ребенка и представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности и готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структура школьной готовности включает качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности.
В процессе обучения ребенок развивается, при этом изменяется и исходный уровень готовности к учению. Содержание и структура стартовой готовности к систематическому школьному обучению определяются особенностями учебной деятельности и содержанием обучения в первом классе школы.
В результате теоретического анализа, экспериментального исследования и использования математических методов обработки данных было выделено 22 учебно-важных качества (УВК), которые прямо или опосредованно определяют успешность школьного обучения [1]. Компоненты структуры готовности образуют сложные взаимосвязи, имеют определенный вес в структуре готовности и по-разному влияют на успешность обучения. Из 22 выделенных качеств были отобраны 13 наиболее важных, которые и легли в основу диагностической процедуры (таблица 1).
При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств прежде всего учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в учебно-воспитательный процесс детского сада и начальной школы.
Процедура диагностики включает 6 этапов:
I. Подготовительный этап (разъяснительная работа с родителями и воспитателями, сбор информации о детях, планирование диагностики, знакомство с детьми, анкетирование родителей).
II. Групповая диагностика (“Графический диктант”, “Графическая проба”, “Рисунок школы”, социометрия).
III. Индивидуальное обследование (тест “10 слов”, обучающий эксперимент, тесты “Выраженность синкинезий”, “4-лишний”, “Лесенка”, “Зрительный анализ”, экспертная оценка).
IV. Обработка результатов, составление психодиагностического заключения, построение индивидуального профиля готовности, заполнение психолого-педагогической характеристики.
V. Групповое и индивидуальное консультирование родителей и педагогов.
VI. Коррекционно-развивающяя работа с детьми.
Психодиагностическая процедура предполагает проведение 12 методик, 4 из которых выполняются групповым методом (продолжительность обследования по каждой из них составляет 15-20 минут), 6 - в ходе индивидуального обследования (продолжительность обследования 30-40 минут), 2 - проводятся в форме экспертной оценки уровня развития данного качества воспитателями группы. Дополнительно могут быть использованы еще три методики (Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, “Рисунок семьи”, стандартная беседа Нежновой), при построении индивидуального профиля готовности результаты этих тестов не используются, но могут быть полезны для заполнения характеристики и определения оптимальной программы начального обучения для данного ребенка.
По результатам диагностики формулируется психодиагностическое заключение и прогноз успешности школьного обучения, заполняется психолого-педагогическая характеристика ребенка, строится индивидуальный профиль готовности, определяется индивидуальный индекс готовности к обучению в школе (ИИГ).
В условиях детского сада диагностика школьной готовности в одной группе занимает четыре недели, включая групповые и индивидуальные консультации для родителей и построение индивидуальных профилей готовности. При этом нагрузка на специалиста, проводящего диагностику, составляет от 1 до 3 часов в день.
Комплексный характер методики обусловлен рядом моментов:
выделенные показатели школьной готовности являются базовыми качествами, характеризующими общий уровень психического развития, и позволяют получить информацию о целостном развитии ребенка как индивидуальности: о характере его деятельности, особенностях личностно-мотивационной сферы, познавательных и психомоторных способностях, знаниях и умениях, о таких сложных интегральных качествах, как обучаемость, способность принимать задачу, произвольность деятельности;
наряду с тестовыми оценками диагностическая процедура предполагает использование экспертной оценки уровня развития ребенка воспитателями и родителями, это повышает надежность и объективность психологического диагноза и прогноза школьной успеваемости;
результаты диагностики являются основой для индивидуального подхода в обучении и воспитании детей и планирования групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы в едином образовательном пространстве “детский сад - школа”.
Комплексная процедура диагностики школьной готовности прошла апробацию в образовательных учреждениях Ленинского района г. Ярославля (д/с №№ 65, 113, 214, шк. № 74) в марте - апреле 1997 г., получила положительную оценку практических работников (заведующих д/у, методистов, воспитателей и учителей, детских психологов). По результатам работы проведены оптимизация и упрощение процедуры диагностики и обработки результатов, расчет групповых и возрастных норм развития учебно-важных качеств, определены возможности использова-ния результатов комплексной диагностики школьной готовности в системе образования.
Возможности использования результатов комплексной диагностики школьной готовности в системе образования
Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей и обучающей работы с ребенком, выбор оптимальной программы начального обучения
Предложенная нами методика позволяет диагностировать базовые качества, определяющие общий уровень развития ребенка, и дает информацию о целостном развитии детской индивидуальности. Наглядное представление результатов диагностики в форме психологического профиля дает возможность не только количественной обработки результатов (в баллах), но и позволяет проводить глубокий, подробный качественный анализ личности ребенка в целом. Такое использование результатов диагностики позволяет преодолеть так называемое “приклеивание ярлыков”, разделение детей на “готовых” и “неготовых”, плохих и хороших.
Анализ профилей показывает, что в индивидуальном развитии каждого ребенка есть “сильные” и “ слабые” стороны; задача специалистов, работающих с детьми, и родителей заключается в том, чтобы выбрать соответствующую уровню развития ребенка форму начального обучения, опираясь на сильные, хорошо развитые качества ребенка, создать условия для развития и компенсации недостаточно развитых учебно-важных качеств.
Поблоковое строение методики и полученные нами данные о значимости каждого УВК в структуре готовности и возможностях их тренировки позволяют рационально планировать групповую и индивидуальную работу с дошкольниками и их родителями, являются реальной основой для создания системы психологической подготовки ребенка к школе в условиях детского сада и школы.
В качестве примера рассмотрим индивидуальный профиль готовности к школе ученика первого класса четырехлетней начальной школы Саши Р., полученный в начале учебного года (рис.1, график выполнен сплошной линией).
Анализ профиля показывает достаточно высокий уровень личностно-мотивацион-ной готовности (качества: М, ОШ, ОД, ОС), это значит, что у Саши к началу школьного обучения есть стремление учиться, осознание важности и значимости учения, в целом положительное эмоциональное отношение к школе и одноклассникам, уверенность в своих силах.
Анализ УВК, отражающих общую структуру деятельности (М, ПЗ, ВН, ВМП, ПРД ), говорит о том, что к началу школьного обучения сформирован такой уровень учебной деятельности, который необходим для начала обучения по традиционной программе. Как известно, традиционное обучение, особенно в первоначальный период, предполагает усвоение материала через воспроизведение образцов, заданных учителем. Главным в обучении является отработка умений, которая достигается за счет многократных повторений. Чем точнее учащийся действует по образцу, предложенному учителем, тем выше его учебные успехи. Высокий уровень учебной мотивации (М), умение принимать учебную задачу (ПЗ) и точно выполнять инструкции педагога (ПРД), достаточный запас знаний и умений (ВН) и способность к восприятию и сохранению учебной информации (ВМП) являются необходимой основой для успешного обучения в период усвоения грамоты (в четырехлетней начальной школе этот период охватывает весь первый год обучения, в трехлетней школе - первое учебное полугодие). С переходом к синтетическому чтению и письму значительно увеличивается роль мыслительных способностей в усвоении учебного материала, при чтении и письме учащийся не просто воспроизводит образец, предложенный учителем, теперь от него требуется понимание того, что он читает и пишет. Если у учащегося недостаточно развиты такие УВК, как способность к обобщениям (УО) и образное мышление (ЗА), то снижение успеваемости неизбежно.
Низкий уровень развития мыслительных способностей (УО и ЗА) и связанного с ними УВК - обучаемости (Об) в анализируемом профиле готовности позволяют прогнозировать снижение показателей успешности усвоения учебного материала у этого ученика уже во втором учебном полугодии.
Следует заметить, что успеваемость учащегося педагоги и родители оценивают главным образом по результатам выполнения учебных заданий. К началу обучения Саша владел теми знаниями и умениями, которые формируются у учащихся в период освоения грамоты (звуковой анализ слов, слоговое чтение, письмо элементов букв), поэтому в первые месяцы обучения он показывал хорошие результаты, был лучшим учеником в классе. Очевидно, подготовка к школе этого учащегося осуществлялась путем прямого тренинга, “натаскивания” с опорой на механическое усвоение (ВМП), умственные способности при этом не развивались (УО, ЗА, Об). Не происходило развитие и в процессе школьного обучения, так как Саша фактически не учился, а демонстрировал уже имеющиеся у него знания и умения. Удовлетворенные высокими успехами в первоначальный период обучения, ни учитель, ни родители не планировали развивающих занятий с Сашей, поэтому снижение успеваемости к концу первого года обучения для них было неожиданностью.
Таким образом, анализ индивидуального профиля готовности ребенка, поступающего в школу, позволяет выявить сильные и слабые стороны его развития, правильно организовать индивидуальную работу с учащимся, выявить “скрытую неуспеваемость” и своевременно оказать начинающему школьнику необходимую помощь.
При повторном проведении диагностики, сравнивая исходный и вторичный профили готовности, мы имеем возможность оценить эффективность коррекционно-развиваю-щей работы с ребенком. В случае с Сашей Р. добиться высоких результатов не удалось, так как период, наиболее благоприятный для развития тренируемых качеств, был упущен, к тому же школьная нагрузка не позволяла проводить интенсивные коррекционные занятия в течение учебного года, тем не менее динамика в сторону улучшения явно выражена (рис.1, вторичный профиль выполнен пунктирной линией).
Очевидно, что диагностику психического развития ребенка и его готовности к систематическому обучению необходимо проводить как можно раньше, хотя бы за год до поступления в школу, с тем чтобы своевременно выявить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь.
Следует сделать еще одно замечание относительно сроков проведения диагностики школьной готовности. Существенные изменения в уровне развития качеств, входящих в структуру готовности, могут произойти только лишь в результате специально организованных занятий (здесь имеются в виду и дидактические игры, и специально подобранные упражнения, и организованное обучение), сами по себе в стихийной деятельности детей эти качества развиваются слабо. Поэтому определение уровня школьной готовности в марте то есть за полгода до начала обучения, вполне обосновано. В том случае, когда родители не согласны с рекомендациями психолога по выбору формы начального обучения, они могут использовать оставшееся до поступления в школу время для занятий с ребенком и пройти дополнительное обследование накануне 1 сентября.
Анализ эффективности учебно-воспитатель-ного процесса в дошкольных учреждениях и применяемых форм и методов работы, проектирование траектории развития образовательной системы, принятие управленческих решений
По результатам диагностики в группе детского сада строится усредненный профиль школьной готовности, отражающий общий уровень развития детей данной группы. Сравнение результатов диагностики, полученных в начале и в конце учебного года ( в сентябре и в марте - апреле), позволяет провести качественный анализ учебно-воспитательного процесса и правильно спланировать работу в следующем году (рис.2, усредненный профиль старшей группы выполнен сплошной линией, подготовительной группы - пунктирной).
Сравнение усредненных профилей школьной готовности, полученных в различных дошкольных учреждениях, дает возможность оценить эффективность образовательных программ и применяемых форм и методов работы.
На рисунке 3, например, представлены усредненные профили, полученные в подготовительных группах двух детских садов, работающих по традиционной программе. Качественный анализ профилей позволяет говорить о том, что традиционная программа обучения и воспитания в детском саду создает благоприятные условия для развития таких важных для школьного обучения качеств, как мотивы учения (М), принятие задачи (ПЗ), способность к обобщениям (УО), образное мышление (ЗА), обучаемость (Об), формирует у детей подготовительной группы необходимые для начала школьного обучения знания и умения (ВН). В то же время очевидно, что возможности формирования графических навыков (ГН) и подготовки руки к письму у этой программы ограничены. Уровень развития самосознания (ОС) и мелкой моторики (СК) в пределах нормы определяется не столько возможностями используемой образовательной программы, сколько возрастными закономерностями развития детей данной возрастной группы. Низкие показатели вербальной механической памяти (ВМП) могут свидетельствовать об астении, свойственной детям в весенний период (диагностика проводилась в марте), о перегрузке на занятиях, о неблагоприятной социальной ситуации развития детей данной возрастной группы в целом, очевидно, этому могут быть и другие причины. Учитывая ту роль, которую играет механическая память в усвоении учебного материала в начальный период обучения, необходимо провести более детальный анализ причин низкого развития этого УВК у детей подготовительных групп и наметить необходимые коррекционные и оздоровительные мероприятия.
Как уже отмечалось, оба детских сада работают по одной традиционной программе, тем не менее есть различия в условиях и организации работы с детьми, которые выражаются различиями в уровнях развития отдельных УВК. Так, в одном из этих садов, наряду с традиционной программой, с детьми подготовительной группы проводились занятия по информатике. Это, на наш взгляд, оказало влияние на развитие таких качеств, как произвольность деятельности (ПРД) и творческое воображение (ТВ). В этом детском саду имеется также интересный опыт формирования у детей положительного отношения к школе (ОШ). Можно отметить и то, что в данном дошкольном учреждении создаются более благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей в группе (ОД) и их эмоционального благополучия. (Профиль готовности, полученной в этом детском саду, на рисунке 3 выполнен сплошной линией).
В настоящий момент мы не имеем возможности провести анализ усредненных профилей в дошкольных учреждениях, работающих по нетрадиционным программам, эти данные будут опубликованы в ближайшем будущем, но и приведенный пример, на наш взгляд, достаточно наглядно показывает возможности использования предлагаемой диагностической процедуры для анализа и планирования деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Хотелось бы отметить еще одно применение результатов диагностики по нашей методике. В настоящее время планирование различных форм (программ) начального обучения происходит главным образом исходя из
возможностей школы обеспечить обучение по той или иной программе подготовленными специалистами. Уровень развития детей учитывается при комплектовании уже спланированных классов: для обучения по системам Давыдова и Занкова, например, отбираются более “готовые” дети, в первые классы четырехлетней начальной школы - “неготовые” и т. д. Такое положение вещей нельзя признать нормальным. Внедрение в практику работы дошкольных учреждений системы диагностики по единой стандартной методике позволит ежегодно получать объективную и полную информацию об уровне развития детей микрорайона (района, города) и планировать использование образовательных программ исходя из данных о реальном уровне школьной готовности будущих учеников. Здесь мы можем согласиться с другими авторами, отмечавшими, что не только ребенка необходимо готовить к школьному обучению, но и школа должна быть готова к обучению детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Большинство родителей детей из детских садов, включенных в апробацию, планировали их обучение в школе N 74. Это обстоятельство позволило нам в ходе апробации отработать механизм комплектования первых классов на основе результатов проведенной диагностики.
Мы полагаем, что диагностику готовности к обучению в школе нужно проводить в подготовительной группе в марте. По результатам диагностики для каждого ребенка составляется характеристика и строится индивидуальный профиль готовности к обучению в школе, формулируются рекомендации по выбору программы начального обучения и индивидуальной работы с ним, проводятся индивидуальные консультации с родителями. Результаты диагностики в форме характеристики и индивидуального профиля готовности (рис.1) централизованно передаются в апреле в школу. На основе характеристики и профиля завуч по начальной школе осуществляет комплектование первых классов, и уже к началу мая родители могут познакомиться с предварительными списками будущих первоклассников. Затем характеристики и профили готовности передаются учителю класса для планирования индивидуальной и групповой работы с учениками.
Повышение эффективности диагностики готовности к обучению в школе в системе образования
Известно, что в школах г. Ярославля отменено конкурсное тестирование, тем не менее собеседование с детьми, поступающими в первый класс, проводится, в большинстве детских садов также определяется уровень школьной готовности детей подготовительных групп. При этом показатели школьной готовности и диагностические средства, используемые в разных образовательных учреждениях, значительно отличаются. Фактически
получается так, что психологи делают вывод о школьной готовности, диагностируя разные области психики ребенка. Использование в детских садах и школах единой апробированной стандартной методики даст возможность специалистам “разговаривать на одном языке” при оценке школьной готовности, сократит количество тестирований детей, обеспечит преемственность психологической службы дошкольного и начального школьного образования.
Подводя итог, мы можем сделать следующие выводы.
1. Предлагаемая комплексная методика является надежным и эффективным средством диагностики школьной готовности и позволяет получить информацию о целостном развитии ребенка к началу школьного обучения.
2. Использование единой стандартной методики диагностики школьной готовности в дошкольных учреждениях и школах позволяет решать ряд важных задач в системе образования: проектирование развития образовательной системы, оптимизация процедуры комплектования первых классов, обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования, оценка эффективности используемых программ, форм и методов работы с дошкольниками, обеспечение индивидуального подхода в обучении и воспитании каждого ребенка.
3. Комплексную процедуру диагностики школьной готовности необходимо дополнить системой коррекционно-развивающих занятий, построенных с учетом индивидуального уровня школьной готовности каждого ребенка.
1. Нижегородцева Н.В. Методика и результаты исследования готовности к усвоению первоначального чтения и письма //Формирова-ние интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе. Ярославль: ЯГПИ, 1993. С. 3-12.
2. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/