Содержание
1. Сочинение как один из видов обучения письменной речи
2. Из опыта методики обучения сочинению
3. Методика обучения сочинению-повествованию
Введение
Работа по развитию речи учащихся - обязательная часть школьного курса русского языка. Эта работа многоаспектна. В частности, она предполагает последовательную подготовку к сочинениям различных жанров с учетом возрастных особенностей школьников конкретного класса, специфики каждого жанра, взаимосвязи, отношений преемственности между жанрами в рамках программного обучения [8]. Необходимо различать понятия «жанр», «речевой жанр» и «жанр школьных сочинений». Первые два понятия являются лингвистическими, последнее принадлежит теории и практике обучения русскому языку. Традиционно для раскрытия содержания термина «жанр» в лингвистике используется определение, данное М.М. Бахтиным: «Жанром называется форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающийся на основе устойчивых, повторяющихся …моделей и структур в речевой ситуации» [6]. Под «речевым жанром» понимается «класс текстов, традиционно использующихся для достижения определенных коммуникативных целей общения в конкретных условиях общения» [9]. Жанром в методике преподавания русского языка называют разновидности самостоятельных высказываний (сочинений) учащихся. На начальном этапе обучения (5-6 классы) под «жанрами школьных сочинений» подразумеваются самостоятельные высказывания учащихся в соответствии с функционально-смысловыми типами речи, положенными в их основу [1]. Это сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения.
В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию.
1. Сочинение как один из видов обучения письменной речи
Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка.
Сочинения, как и другие виды работ различаются:
По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)
По месту оформления: классные и домашние
По форме словесного выражения: устные и письменные
Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:
Сочинения на лингвистические темы (например «Для чего нужно изучать фонетику?», «Самая интересная тема программы по русскому языку»)
Сочинения на темы из жизни (т.н. свободные темы). В современной практике сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.
По типу создаваемых текстов различаются:
Сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» - сочинения-повествования, описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования и т.д.
Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.
По стилю различаются:
Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)
Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного.
По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др. При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.
К источникам другого – психологического – ряда относятся память, восприятие, воображение.
По осложнённости дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями.
В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют три этапа:
1) подготовка и организация сочинений
2) их проверка и оценка
3) анализ проверенных работ в классе. [3]
2. Из опыта методики обучения сочинению
Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остаётся нерешённой.[4]
На основе проанализированных в процессе работы над рефератом статей, мы можем сделать вывод, что обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса. Далее мы приведём выдержки из методических разработок Н.А. Филипповой и Т.С. Задуновой.
Н.А. Филиппова в своей статье «Искусство писать сочинение» делится следующим опытом:
«Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.
1 сентября мои ученики получают красивые листки с написанным на них предложением: «Ура, я пятиклассник!». Им предлагается продолжить. Немного – 3–4 предложения! Получается интересно.
На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.
На пятый день мои ученики идут в лес, и там, у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.
Через неделю-другую дети идут в театр, а потом им предлагается написать 2–3 предложения вслед за мной: «И вот я в театре. Медленно гаснет свет. Поднимается занавес....». Ученики должны продолжить рассказ, и всегда в каждой работе я нахожу что-то интересное, потому что в ней отражаются душа ребенка, его видение театра, или спектакля, или зрителей.
Еще один вид работы – с цветными фотографиями: мы подбираем к ним части речи, словосочетания, составляя предложения и мини-рассказы на темы из экзаменационных пакетов: «Мир вокруг нас», «Как прекрасен этот мир», «Широка страна моя родная» и т.д.
Так начинается долгий путь к «большому» сочинению. А на этом пути столько интересных остановок!»
Также Н.А. Филиппова советует пользоваться дидактическими материалами из различных учебников, где ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами, пример такого задания:
в одной стране есть такая традиция. Главного врача больницы отправляют в длительную командировку. Если без него все идет так же, как при нем, он возвращается на прежнее место. А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. Продолжите текст, расскажите о своей семье, о своей школе, начав словами: «Вот и у нас...».[12]
В своих заданиях Н.А. Филиппова предлагает ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.
Схожей точки зрения придерживается Т.С. Задунова. Приведём цитату из её статьи «Искусство писать сочинение»:
«5-й класс - самый важный этап: если сейчас ребенок не познает радость творчества, то позднее вряд ли что удастся. Главная сложность для пятиклассников в том, что они от одного учителя пришли к нескольким, количество предметов выросло. Нужно учитывать так же то, что дети в этом возрасте очень любят рассказывать о себе. Почти на каждом уроке мы писали мини-сочинения (5–6 предложений): зарисовки о природе, времени года, погоде и т.д.; по сюжетным картинкам, о себе, о родных, сочинения-фантазии, анкеты и т.п. Например: «Что я больше всего люблю (не люблю)», «Моя любимая игрушка (телепередача, книга...)», «Как я помогаю дома», «Вечер в моей семье», «Мой путь до школы», «Если б я был... (волшебником, президентом...)», «О чем мне рассказала снежинка (капелька)», «Самое красивое облако», «На что похож(е,а)... цветок, сугроб, лист клена, радуга...». Параллельно происходит первое знакомство с такими понятиями, как тема, идея сочинения, стиль с особенностями построения текста.
Во втором полугодии пишем пореже, но объем увеличивается, и темы постепенно усложняются: «История из семейного альбома», «Мой поселок через 10 лет».
К концу года мои пятиклашки могли без труда «создавать шедевры» на любую тему, и при этом – никакой боязни. Просто нравилось фантазировать и рассказывать о том, что им интересно.
И выявилась еще некоторая особенность: почему-то многим детям больше нравилось писать свои сочинения не в тетрадях, а на отдельных листочках, оформленных особым образом.
Видимо, это напоминало им процесс создания книги, они чувствовали себя писателями и художниками одновременно. Я не переставала удивляться их выдумкам. Например, сочинения «Новогодние приключения...» (ребята сами их выбирали – чьи или кого) были написаны на листах в форме елки, снеговика, снежинки, игрушки, облака, в зависимости от того, о ком шла речь.
Сочиняли мы и на уроках литературы: рассказы по пословицам, сказки с необычными героями, смешные истории, пробовали даже детективы, стихи. Ничего не запрещалось, наоборот, чем необычнее жанр и форма, тем отметка выше.
Особый разговор о «музыкальных» сочинениях. Когда я первый раз сообщила ребятам, что мы будем писать сегодня под музыку, надо было видеть, как загорелись их глазенки. А когда я предупредила, что, слушая первый раз, лучше закрыть глаза и попробовать «увидеть» эту музыку, то они в буквальном смысле замерли, словно ждали чуда. Сначала мы слушали «Вальс цветов» П.И. Чайковского, но о названии я пока ничего не сказала. Многие вспомнили, что где-то слышали эту мелодию. Написали все, и ни одно сочинение не было похоже на другое. Кого только там не было! И прекрасные принцессы, и смелые принцы, и волшебницы, и растения. Оказалось, что цветочная тема тоже была многими угадана. Название произведения они узнали только на следующем уроке.
6-й класс
Мы продолжаем писать так же активно разные сочинения, но все-таки основная тема нашего творчества – нравственно-эстетическая: «Как я понимаю дружбу?», «Красивое и безобразное в жизни», «Можно ли убить словом?», «Что такое милосердие?», «Что значит быть честным человеком?», «Нравлюсь ли я себе?», сочинения-зарисовки по пейзажам Левитана, Поленова, Шишкина и других художников.
Все чаще темы сочинений перекликаются с темами уроков литературы (до изучения произведений и после.)»[2]
Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль сочинения», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинается их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова.
Таким образом, делаем вывод, что обучать школьников написанию сочинений следует с первых дней пятого класса, делать это стоит постепенно, начиная с небольших по объёму зарисовок, постепенно объём увеличивая, необходимо в первую очередь научить пятиклассников не бояться высказывать свои мысли, не забывая, конечно, о грамматической и стилистической правильности.
3. Методика обучения сочинению-повествованию
Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником. Ученик предполагает возможную развязку действия, передаёт не только пространственные отношения между субъектами и предметами, изображёнными на картине, но и временную последовательность действий, событий. Всё это вносит дополнительные трудности в построение рассказа по картине.
Приступая к работе над рассказом, следует объяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие), кульминацию (самый напряжённый момент в развитии события), развязку (концовка, заключительное действие).
Обучать рассказу лучше всего в форме ролевой игры. Эффективность введения игр в уроки русского языка очень высока. Игра – это самое любимое и естественное занятие детей. Будучи по своей сути социальной, она главным образом учит ребёнка общаться. Введение ролевых игр в обучение повышает интерес учащихся к урокам русского языка, способствует развитию диалогической и монологической речи, даёт возможность наглядно проиллюстрировать, что в зависимости от адресата меняется выбор лексических, синтаксических и стилистически средств языка.
Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, самостоятельному построению предложений, конструированию диалогов, более точному переложению языка живописи на язык словесный.
Для обучения пятиклассников построению рассказа следует использовать жанровые картины с ярко выраженным сюжетом, например «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Не взяли на рыбалку» К.Н. Успенской-Кологривовой, «Оборона Севастополя» А.А. Дейнеки и др.
Ролевая игра при обучении рассказу повышает активность пятиклассников и их домашние сочинения получаются более яркими и творческими. При работе с картиной учителю следует учитывать культуроведческий аспект, поскольку картина может содержать сведения, непонятные сегодняшним школьникам.[11]
Сочинение-повествование на основе сюжетных рисунков традиционно используются в 5-м.
Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.
Далее мы приведём пример, урок в процессе которого ребята учатся основам построения сочинения-повествования по сюжетным рисункам.
В данном уроке для создания сочинения учащимися используется один из рассказов в рисунках В. Сутеева, известного писателя и художника. Опыт показывает, что творчество этого автора хорошо воспринимается школьниками, которые с удовольствием и интересом работают над созданием рассказов по его рисункам. Веселые рассказы в рисунках позволяют создать хороший эмоциональный настрой на уроке и решить несколько задач: повторить особенности построения текстов повествовательного характера, применить эти знания в новой для школьников ситуации, познакомить учащихся с особенностями построения рассказа. Кроме того, рассказы в рисунках, к которым нет слов автора, обладают хорошими дидактическими возможностями: пятиклассники чувствуют себя сопричастными художнику, получают возможность выступить в роли его «соавтора».
Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков.
Цели такого урока:
подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;
повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;
активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, экспозиция, композиция, кульминация;
способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.
В качестве предварительных упражнений творческого характера могут быть использованы следующие упражнения: составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков и др.
Итак, пятиклассникам зачитывается текст образец, на его основе в процессе анализа совместно с учениками составляется памятка соавтора:
Памятка авторам рассказов (соавторам художников).
1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.
2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.
3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.
4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.
5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.
Теперь ребятам предлагается сюжетный рисунок для составления собственного рассказа.
Далее следует работа над типом речи сочинения.
Какой тип речи характерен для данного рассказа?
Почему именно повествование?
Какова композиция (построение) рассказа?
Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы.
Какие вопросы можно задать к этому тексту?
Каковы грамматические особенности рассказа?
Работа над темой и основной мыслью сочинения.
Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки?
Какой общий заголовок можно подобрать к рисункам исходя из определенной нами темы?
Какой общей мыслью объединены рисунки?
Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)?
Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали.
Составление плана.
Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс?
Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.
Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок?
Попробуйте озаглавить рисунки.
Что получилось в результате?
По этому плану вы будете писать сочинение, но сначала вспомним основные правила составления рассказов.
Собирание материала по рисункам, работа над языком рассказа.
Какое правило памятки мы уже выполнили?
Мы сказали о том, что как соавторы мы имеем право на вымысел.
Что могло предшествовать событию, изображенному автором на рисунке?
Возможно, что события развивались именно так до начала действия. Можно об этом рассказать в вашей работе?
Все, о чем мы сейчас услышали, происходило до того события, которое изображено на рисунках художника. Мы с вами домыслили, придумали это, опираясь на определенную нами главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. Поскольку в составленном нами плане не отражена экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш план. В данном случае наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но бывает и так, что экспозиция следует за завязкой рассказа.
Расскажите о том, как развиваются события, что происходит.
А где же кульминация и развязка?
Какими словами мы закончим свой рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа была отражена?
Итак, мы составили рассказ по рисункам В.Сутеева, стали его соавторами. Понравилась вам эта работа?
Самостоятельное составление рассказа.
Каждый из ребят должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, попробовать включить в свою работу экспозицию.[5]
Таким образом, можно сделать вывод, что графически оформленные истории дают возможность наглядно показать учащимся развитие действия, выяснить характер героя, обратить внимание на то, как художник мотивирует его поступки.
Существует мнение, что повторяющееся из года в год сочинение о лете стало едва ли не символом косности, рутины, педагогической неизобретательности. Л. Петрановская предлагает новый взгляд на сочинение «Как я провёл лето».
Цели, которые ставят учителя, давая в первые дни сентября задание, написать сочинение о лете: проверить остаточные знания по русскому языку и настроить школьников на рабочий лад. « Прибавим к этому хорошее настроение и желание работать у ребят, атмосфера заинтересованной и слаженной совместной деятельности, партнерские отношения между ребятами и учителем и, наконец, последнее, но немаловажное – положительный настрой самого учителя, который может прийти на первый урок года не бездумным продолжателем удобной традиции, а выдумщиком, лидером, интересным человеком. Стоит разрешить себе пофантазировать – и можно превратить набившую оскомину тему в запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий тон на весь учебный год. Идей, как это сделать, может быть очень много. Вот только некоторые из них.
Вариант самый простой: пишем обычное сочинение, но не за себя, а за соседа. Все разбиваются на пары. За пятнадцать минут участники пары должны рассказать друг другу о своем лете, ответить на все уточняющие вопросы. Затем каждый пишет сочинение «Как я провел лето» от имени своего соседа. Проверяет сочинение, конечно, его «лирический герой», он оценивает содержание, исправляет замеченные ошибки. Потом учитель может собрать работы и проанализировать ситуацию с правописанием в классе (как легко заметить, информации у него при этом будет больше, чем при традиционной работе: не только способность человека писать без ошибок, но и умение видеть ошибки при проверке текста).
Любой вид работы, даже типовое сочинение о лете, можно обогатить дополнительными заданиями. Например, вызываем одного из учеников читать свое сочинение, а всем остальным даем задание: по мере чтения выписывать все замеченные существительные, определять их падеж. После проверим, что получилось, и дадим новое задание: а кто теперь сможет пересказать сочинение одноклассника как можно ближе к тексту? Удалось ли за поиском грамматических «деревьев» увидеть «лес» повествования?»[7]
4. Проверка сочинений
При проверке сочинений учитель отмечает (начиная с пятого класса) тип ошибки на полях работы, пользуясь определёнными обозначениями. При этом он пользуется теми условными знаками, которые даны в учебниках русского языка или вводит свои, в том числе и всякого рода поощрительные замечания типа «Интересная мысль!», «Точно увидел!». Введение своих условных обозначений оправдано, когда с их помощью конкретизируются ошибки. Например буква М против строки обозначает некорректное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность речи; буква П – неоправданный повтор слова и т.д. Это основа для организации работы учащихся над ошибками.
Оценивая, созданные учащимися высказывания, учитель принимает во внимание уровень овладения ими умением создавать тот или иной текст. В соответствии с действующими «Нормами оценки…» за сочинение, начиная с 5 класса, ставятся две отметки: первая за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность в широком смысле слова.
При выставлении первой отметки принимается во внимание:
Соответствие высказывания теме
Достоверность и точность излагаемого, соответствие его жизненной правде
Последовательность высказывания
Речевое оформление, стилевое единство и выразительность речи
При оценке грамотности учитываются:
орфографические и пунктуационные ошибки
грамматическая правильность речи
соблюдение норм словообразования
норм словоизменения
норм согласования, управления
норм построения предложений той или иной структуры [3]
5. Анализ сочинений
Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинальность, построение и язык ученических сочинений и т.д.; читает 1-2 наиболее удачных сочинения (или их части); организует редактирование (коллективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочинений. Завершается урок самостоятельной переработкой, совершенствованием учащимися своих сочинений (если в этом есть необходимость.) [3]
Заключение
Сочинение реализует комплекс взаимосвязанных оценочных, эстетических и интеллектуально-речевых действий. Оно возбуждает акры рефлексии и эмпатии, активизирует чувство и воображение, память и мышление, формирует способы речевого самовыражения.[4]
Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.
В данной работе мы остановились подробнее на сочинении-повествовании, рассмотрели такие виды сочинений-повествований как составление рассказа по картине, составление рассказа по сюжетным рисункам, а так же отметили новый подход к традиционному сочинению о лете; уделили внимание определению и классификации сочинений, а так же проверке и анализу школьных сочинений.
При написании реферата использовались различные методические указания для учителей русского языка (Л.М. Рыбченковой, Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., Л.А. Ходяковой, Л.И. Новиковой, О.П. Штыркиной, Е.В. Кабановой), учебное пособие по методике преподавания русского языка (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской), статьи из газеты «Русский язык» (Задуновой Т.С., Новиковой Д.И., Петрановской Л., Филипповой Н.А.) и журнала «Русская словесность» (Мосуновой Л.А.), а так же материалы сайта www.detvora74.ru.
Список литературы
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.
Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19
Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.
Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5
Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.
Петрановская Л. «Как я провёл лето» по-новому // Русский язык. – 2001. -
Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.
Синдеева Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра «научная рецензия» // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. М.: Наука, 1982.
Собольцева Н. Сочинение без проблем / http://www.detvora74.ru/
Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.
Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12