СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I.
Методика работы над сочинением. 5
Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8
Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10
Тема сочинения и ее раскрытие. 13
Сочинения по картинкам. 14
Сочинения по наблюдениям. 15
Сочинения на основе прочитанного. 17
Сочинения по данной части. 20
Сочинения – миниатюры. 22
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23
Сочинения на данную тему.
План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24
3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк
(лес).
25
4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в вазе» 25
Сочинение – описание по картине И.И.Левитана
«Золотая осень» 28
Заключение
31
Литература 32
Приложение
Введение
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику.
Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.
К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания.
К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.
Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений разных видов.
Предмет исследования: методика изучения написания сочинений разных видов как средство обучения, воспитания ребенка.
Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка по написанию сочинений разных видов.
Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую и литературоведческую литературу по написанию сочинений разных видов.
2. Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков русского языка, по написанию сочинений разных видов.
3. Определить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
Теоретическая и практическая значимость:
1. Была проанализирована программа и методика работы с детьми.
2. Данная разработка уроков по написанию сочинений разных видов может быть использована педагогами – практиками.
Методическая основа исследования:
Труды выдающихся педагогов и психологов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной и методической литературы.
2. Изучение опыта учителей начальных классов.
3. Наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка.
4. Беседа с учителями и учащимися.
Этапы исследования:
1. Изучение литературы по написанию сочинений разных видов
(методической, научной).
2. Разработка уроков по написанию сочинений.
3. Обобщение материала.
Содержание работы: в введении отражены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы, этапы исследования.
В I главе – анализ роли написания сочинений на уроках русского языка в школе. Анализ программы по русскому языку для начальных классов средней школы.
В II главе – описана практическая разработка уроков русского языка.
В заключении изложены выводы исследования.
В приложении – результаты деятельности детей (сочинения).
ГЛАВА I
Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают
первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы
над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником
для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях,
развертывающихся во времени, например: “ Как мы убирали школьный двор”,”
Как мы встречали птиц”. В них описывается начало того или иного действия
или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому
считаются наиболее доступными для учащихся.
Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содеожанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографичсские навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.
В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:
1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.
2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;
4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система
упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей.
Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные
обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой,
восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные
ответы на вопросы, обьеденные темой, составление предложений по сюжетным
картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналоргии с прочитанным.
Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать
мысли в определенном порядке, последовательно. [14.с.33]. Подготовительная
работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на
протяжении всего учебного года.
Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объеденные темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами,Учащиеся же должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи и учебные диафильмы и диапозитивы.
В альбом демонстрационных картин по развитию речи в 1-ом классе включены картины предметные, сюжетные и пейзажные. Каждая из картин содержит материал, по которому можно составить ответы на вопросы, объеденные темой. Тематика демонстрационных картин тесно связана с материалом для чтения, данным в “Родной речи”, и работа с картиной поможет учащимся глубже понять и осознанно усвоить прочитанное. Вопросы учителя должны быть направлены не только на раскрытие содержания картины, но и на ее осмысление, они должны будить мысль, приучать к самостоятельности суждений, подводить у выводам.
Для примера покажем работу с картиной « Лиса и журавль» художника У.М.Рачева. На картине «Лиса и журавль» изображен лишь один эпизод сказки К. Ушинского – журавль в гостях у лисы. В соответствии с содержанием картины учитель может поставить перед классом следующие вопросы и задания: « К кому пришел журавль на званый обед? Что сделала лиса? С какими словами обратилась она к журавлю? Почему журавль не смог полакомиться кашей? Какой здесь показана лиса? Придумайте название картины.»
Как видим, вопросы сформированы таким образом, сто требуют
от учащихся не перессказа сказки, а установления причинно – следственных
связей в поступках действующих лиц ( лиса принарядилась, потому что ждала
гостя; кашу она размазала по тарелке, чтобы ей больше досталось;- и
подводят к выводу: лиса хитрая. Но осмысление содержания картины – это лишь
одна сторона дела. Не менее важна и другая – развитие речи учащихся.
Составляя вопросы для анализа картины, учитель формирует их так, чтобы
ответы на них не были односложными, чтобы учащиеся в ответах использовали
новые для них слова и вырожения, правильно определяли порядок слов в
предложении. Помня, что подражание- один из эффективных путей развития
речи, учитель ориентирует учащихся на использование словарного богатства
того художественного произведения, содержание которого отражает картина,
поощряет различные варианты ответов на вопросы, учит употреблять точные
слова. Так, например, из двух возможных вопросов: « К кому пришел журавль в
гости?» и « К кому пришел журавль на званый обед?» – учитель выберет второй
и тем самым поможет учащимся использовать в ответе очень точное выраженипе
автора сказки, ведь лиса приглашала журавля не просто в гости, а на обед.
Не менее важно указать учащимся, что ответы на второй вопрос –"«Что сделала
лиса?» – могут быть разными: Лиса нарядилась и Лиса принарядилась. Хозяйка
сварила кашу и Хозяйка приготовила кашу. Лиса угощает журавля и Лиса
потчует журавля. Так практически учащиеся усваивают разнообразие языка.
По развитию устной речи первоклассникам можно предложить диафильмы и диапозитивы. Эти экранные пособия удобны тем, что учитель сам регламентирует время просмотра каждого кадр.
Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление предложений, объеденных темой, и запись их под руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить иллюстрации к прочитанному и сюжетные картинки. Учитель обращает внимание детей на иллюстрации в букваре, а затем и в книге « Родная речь» и просит рассказать, что на них изображено. В ходе такой работы у учащихся вырабатывается умение точно подбирать слова, правильно строить предложения на заданную тему.
Наряду с этим учащиеся обучаются умению составлять предложения по нескольким картинкам, объеденным темой. Для этой цели используются сюжетные раздаточные картинки по развитию речи.[3.с.20] и сюжетные картинки, данные в учебниках. Составление предложений по сюжетным картинкам приближает учащихся к связному рассказу, так как последовательность картинок серии отражает развитие сюжета.
Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.[19.с.32].
Работа над письменным сочинением начинается с конца первого
полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные
рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся
осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует
исходить из интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям
учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и
последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:
Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся
высказать свои личные впечатления по теме.
Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная
работа над планом.
Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись
на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение
орфографических ошибок.
Связный рассказ по плану.
Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
Проверка записанного.
В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинство учащихся выполнят сочинения без ошибок.
После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного
урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в
целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются
типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста.
Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся,
допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.[6.с.26].
1.2. Сочинения во 2-ом классе - это небольшие сюжетные
рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания.
Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего
учебного года.
Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.
С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом.[9.с.21]. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинений следует проводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.[9.с.23].Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам (в 1-ом классе по сюжетным картинкам составлялись лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам.[23.]
Тематика устных рассказов определяется программой по чтению,
но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может
проводиться по такому плану:
Сообщение темы и цели работы.
Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное
составление плана.
Коллективное составление плана рассказа по плану.
Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.
Связные рассказы по плану.
При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:
1. Постановка перед классом цели работы.
2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.
3. Озаглавливание картинок.
4. Устные рассказы по плану.
Хороший материал для устных рассказов содержат иллюстрации, данные в книге «Родная речь». С этой целью следует брать иллюстрации, открывающие каждую новую тему для чтения, или серии картинок о жизни детей, о труде людей в разные времена года. Все они красочно выполнены, многопредметны, доступны по содержанию. Чтобы использовать их как дидактический материал в целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждой иллюстрации и составить по ней рассказ.[7].
Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается.
Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить
его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится
подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное
рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению
предшествует коллективное составление плана.
Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно
возрастает.[23.]. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два –
три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их.
Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец,
коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.
Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном
жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей
писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые
можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить
сам.
Работа над сочинением во 2-ом классе, как уже указывалось,
предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с
сочинениями может проводиться в такой системе:
Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что
объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.)
Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее
подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают,
заливаются и др.)
Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со
свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов –
разлилась; спит как убитый – крепко).
Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова
в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает
словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по
смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки
включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами,
показалась, пробивается и др.
1.3. В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа,
но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия
учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об
экскурсиях, работе, наблюдениях.
Написать рассказы о случаях из своей жизни.
Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.
Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных,
повествовательных и восклицательных предложений.
Правильно строить простые предложения различных типов.
Умению отбирать слова и употреблять их в речи. [ 10.]
Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной
системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением,
приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного
составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в
сюжеты включаются элементы описания.
В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2-ом классе.
Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы.
Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается
на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении
делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими
умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.
С необходимостью рассуждать учащиеся сталкиваются нередко. Так,
например, в ходе смыслового анализа рассказа А. Гайдара «Горячий камень»
учащимся предлагается ответить на такие вопросы: « Чье счастье настоящее:
Ивашки, старика или рассказчика?» Эти вопросы побуждают детей к выяснению
причинно следственных зависимостей в поступках героев рассказа и требуют
излагать мысли в форме элементарных рассуждений.
К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.
Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки сочинения на тему « Что я люблю рисовать». Выяснив в ходе подготовительной беседы, любят ли дети рисовать и что именно они любят, следует приступить к коллективному составлению плана сочинения. Вопросы учителя помогают учащимся определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжета вырисовывается план сочинения. План по мере его составления записывается на доске. В заключение учитель спрашивает учащихся: « О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы могут быть самые различные, но учитель направляет мысль детей. « Обычно, - говорит он, - когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов хорошо или плохо». Попытки детей дать оценки своему труду учитель корректирует и помогает включить в сюжет элемент рассуждения. Так как в сочинении на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то последний пункт плана может получиться в общем, виде (удачный рисунок) и заключительные предложения у каждого ученика будут различными по лексическому составу. Так под руководством учителя дети впервые вводят в сюжетный рассказ элемент рассуждения.[ 16.с.80].
При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.
Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в
I-II классах, так и в III классе, отводится устным рассказам: по личным
впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы;
демонстрационные картины. Но в отличие от II класса для этой цели
рекомендуются художественные картины: « Чапаев в бою» П.В.Васильева, «
Сосновый бор» И.И.Шишкина.
Письменные сочинения в III классе разнообразны по тематике.
Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с
рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по
одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе
тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по
свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали
жизненную правду.[22.с.53].
В III классе продолжается работа по обучению особому виду
сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить
требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида:
писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется:
вначале пишется приветствие и называется человек, к которому письмо
адресовано, а в конце ставится дата, подпись. Учитель помогает детям начать
переписку с учащимися других школ и тактично руководит ею.
2.Тема сочинения и ее раскрытие.
Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.
Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период – определение тематики сочинений, рассказов.[12.]
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема « Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель ( в III классе сами дети) может и по другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем – то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой.
Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой.
Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.
В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения.[ 13.] Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
3.Сочинение по картинам.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся,
удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны.
Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (
репродукции) [11.с.49]. Картины развивают наблюдательность, воображение
учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
Сочинения ( устные и письменные) по серии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и
предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения.
Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в III классе (
элементы описания картины возможны в I – II классах).
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины ( что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, « настроение» картины.
Уже в I классе практикуется устное описание картины ( «
Расскажи, что ты видишь на картине» ). От класса к классу требования к
описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается
наблюдательность детей.
4. Сочинения по наблюдениям.
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа
организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов.
Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты
наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием,
ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные
признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в
выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном
оформлении своих знаний.[ 15.] Описания бывают « деловые» ( например,» Наш
кабинет труда») и эмоционально – образные ( например, « Наша Мурка», « В
саду осенью»). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( « Яблоко»,
«Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям ( «Липа весной и осенью:
здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.
Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: « Как сделать
скворечник» ( на уроках труда), « Как посадить дерево».
Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: « Наша улица
утром», « В лесу», «В магазине игрушек».
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.[ 12.]
Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во
всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его
расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая
сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок,
вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа «
Наш поселок», « Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в
школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки
логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по
организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов –
зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные
описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю
выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления
всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок.
Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять
сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их,
оказываются доступными.
5. Сочинения на основе прочитанного
Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.
В I и во II классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.
Так постепенно школьники подготавливаются к III классу, где
впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный
(с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая
прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой
урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются
самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена
подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывов организует
библиотека, где ведется журнал читательских мнений.[ 21.с.26]
Обучение письму отзывов в III классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.
На уроке по внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.
На следующем уроке составляется коллективный отзыв,
обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем
переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Отзыв о
прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая-
либо общая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы разнообразны.
Тем не менее можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе.
Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не
умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто
дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся
им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник
выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего
внимания.
Во многих отзывах дается элементарная характеристика
одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно
рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя.
В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям,
возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В
отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и
определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых
есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из
других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются
обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы,
в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или
даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г.
Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее.
Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность
школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать. Выделять
главное.[ 20]. Во II классе тоже можно писать отзывы. Но во II классе
нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так как
фронтальная работа здесь еще трудна.[10.]
Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ.
Постепенно усложняясь, они перейдут в IV – VIII классах в сочинения на
литературные темы. Школа вооружает своих воспитанников умениями,
необходимыми в общественной жизни. Так в начальных классах дети могут
научиться писать простейшие заметки в газету. В сущности сочинения на самые
разнообразные темы могут быть написаны как заметки в газету. Дети, поняв
общественную пользу от своих сочинений. Охотнее и серьезнее работают над
ними. К сожалению, в начальных классах редко издают стенгазеты. Если же
газета выходит, она способствует не только сплочению коллектива, но и
развитию речи школьников. Они испытывают потребность высказывать свои мысли
и чувства: речь мотивируется.
В III классе учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое же сочинение после такого знакомства – это заметка в газету, например: « На животноводческой ферме» ( по экскурсии), « Интересный концерт», « Мой любимый рассказ». В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания: уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.
Заметка – это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии). Заметка может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию. В III классе (реже во II) проводится специальный урок или фрагмент урока, на котором пишется коллективная заметка, а в дальнейшем эта работа может протекать и во внеурочное время.
6. Сочинения по данной части
Сочинение имеет три вида:
сочинение по данному началу;
сочинение по середине;
сочинение по концу;
Требования:
Отрывок должен быть кратким.
Начало должно включать завязку.
Середина должна включать кульминацию.
Конец должен включать развязку.
Можно обьеденить по данному концу и началу.
Любая часть должна направить мысли ребенка по определенному руслу.
Методика работы
Сочинения по данному началу.
Однажды рано утром Витя с отцом отправились на охоту.
Когда они входили в лес, было совсем темно. Вдруг в кустах раздался треск
сучьев…
Подготовительная работа.
Кто был в лесу рано утром?
Зачем вы ходили в лес?
Кто из вас был с отцом на охоте?
Расскажите о каком – нибудь интересном случае.
II. Чтение данной части (текст на доске).
III. Сообщение цели урока. Наша задача продолжить рассказ.(если нужно)
IV. Работа над текстом, записанном на доске. Вопросы по содержанию записанной части (если нужно).
V. Составление рассказа.
Что произошло дальше? (проходил лось, медведь, потерявшаяся корова).
Что делало это животное?
Что сделали охотники? (притаились).
Что сделали дальше? (полюбовались и ушли).
Опишите животных.
Если предлагаете самостоятельную работу, то можно только выслушать версии ребят.
VI. Составление плана.
Раннее утро.
Треск сучьев.
В погоню.
Лоси на поляне.
Наутек.
При составлении плана и рассказа параллельно нужно вести словарно – орфографическую работу. Строится сочинение по кульминации, завязке.[1.с.73]
Сочинение по кульминации
Сочинение очень похоже по содержанию на прочитанный рассказ.
Эти сочинения связаны с прочитанным материалом или рассказом учителя.
Сочинение дается после прочитанного образца, поэтому работа начинается с
чтения и анализа
Содержания рассказа. Эта работа будет подготовкой к сочинению.
Выбирается произведение близкое детям по жизненному опыту.
ХОД РАБОТЫ
Чтение произведения. Анализ его содержания. Сообщение темы и цели урока.
Подготовительная беседа. Цель: определить содержание будущего сочинения
(опираясь на прочитанное и используя жизненный опыт ребят).
Составление плана и лексико-орфографическая работа.
Рассказывание по плану.
Письмо сочинения с самопроверкой.[17.с.24]
7.Сочинения миниатюры
Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или
миниатюры. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или
письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те
же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная
работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не
нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует,
план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется
подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание.
Дети используют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы,
активизируют их. Приведу пример такого сочинения:
КОТЕНОК.
Маленький котеночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький, глаза черненькие, точно бусинки.(16 слов; II класс)
Написано при изучении темы « Имя прилагательное»; употреблено четыре прилагательных, они помогли изобразить котенка живо и ярко.
Систематическое выполнение подобных сочинений создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.
ГЛАВА II
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ РАЗНЫХ ВИДОВ
Сочинения на данную тему
Сочинения на данную тему опираются на жизненный опыт детей и на литературный материал. Требования к формулировка темы. Учитель сообщает, что тема коротко и четко сформулирована содержанием рассказа. Это то, о чем вы будете писать.[8.с.32]
Работа над планом
С первого класса учить работать по плану.
Коллективное составление плана (учитель должен сам четко сформулировать
каждый пункт плана и представлять его).
Самостоятельное составление плана. Требуется самостоятельно составлять план
со II класса.
Ход работы
Чтение темы и обдумывание содержания сочинения (« Как Юра пас стадо»)
О чем можно написать в сочинении?
II. Беседа по содержанию.
Где пас стадо Юра?
Сколько волков напало на стадо?
Как он стал защищать стадо от волков?
Что сделали собаки?
Составление плана
На поляне.
Нападение волков.
Находчивость Юра.
Собаки приходят на помощь.
Опасность миновала.
Лексико-орфографическая работа
Стадо овечье, телячье паслось, разбрелось.
Тревожное, волки, серые, разбойники, хищники, звери. Крадутся, таятся,
подбираются, выбегают, выскакивают, хватают, несутся прочь.
Находчивый, решительный, вежливый.
Собаки примчались, бросились в погоню, защитили стадо.
Рассказ по плану.
Письмо сочинения с самопроверкой.
2. План урока сочинения на тему
« Весенние цветы»
Материал: Скребицкий «Художник-Весна». II класс.
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Художник-Весна».
Почему автор называет Весну художником?
Как разукрасила Весна-Красна сережки осины и тополя, цветы на деревьях,
цветы калужницы?
Какие цветы появились первыми, и с чем сравнивает их автор?
Почему автор использует такое сравнение?
Как Скребицкий показывает, что цветов много?
Сегодня будем писать сочинение на тему: «Весенние цветы» (показать
первоцвет, стихи).
Подготовка к сочинению
Кто был в лесу весной?
Кто видел первоцвет?
Какие цветы мы называем подснежниками?
Опишите их.
Где можно их встретить?
Составление плана
Наступление весны ( Весна в лесу. В весеннем лесу)
Первые цветы.
Как хорошо в лесу весной.
Орфографическая работа
1.Наступила, лужицы, проталины, шоколадные, коричневые, березовые ветки, почки.
2.Подснежники, вереница, медуница, мать-и-мачеха, сон-
трава или пострелы, голубоватый, мохнатые, голубовато-лиловые,
колокольчики.
Письмо сочинения.
3. Сочинения по материалам экскурсий в зимний парк (лес)
Сочинение проводится по материалам экскурсии. В сочинении дается описание деревьев. Подготовительная беседа: Какие деревья и кустарники вы видели в парке? Чем вы любовались в парке (в саду)? Какие картинки вы могли бы нарисовать о том, что видели на экскурсии?
Примерный план
Заснеженный парк (снег блестит, искрится чистый, белый, голубоватый).
Деревья зимой (без листьев, голые, в снегу, хмурые).
Примерное сочинение
Вчера был теплый солнечный день. Мы ходили на экскурсию в зимний парк. Там много снега. Только у стволов деревьев он растаял.
В парке растут хвойные и лиственные деревья. На ветвях деревьев шапки снега. Иногда они срываются и падают на землю хлопьями. Ветки покачиваются. Снежная пыль сверкает в воздухе.
Очень красиво в зимнем парке!
4. Сочинение-описание предмета «Веточка березы в вазе»
Среди речевых упражнений, как устных, так и письменных, в
последние годы, особенно с введением усовершенствованных программ по
русскому языку и чтению, серьезное внимание отводится задачам развития речи
учащихся. Эти программы ориентируют учителя на развитие речи учащихся, на
общее умственное и творческое развитие их. Дети любят писать сочинения.
Любят за то, что можно проявить инициативу, самостоятельность, можно
написать свое, сокровенное.
Мне нравится проводить сочинения с элементами описания предметов,
т.е. когда красиво, образно, эмоционально, словом, художественно
описывается детьми какой-то предмет. В методике, в частности у М. Р .Львова
, виды подобных работ имеют такое название: «образно-эмоциональное описание
предмета».
Сочинение описание способствует развитию точности в выборе слов, словосочетаний, предложений, четкому оформлению собственных мыслей. Ученики же, давая художественное описание предмета, учатся наблюдать, выделять его основные признаки, выделять по этим признакам предмет среди других предметов. Используются описания отдельных предметов по непосредственным и по прошлым наблюдениям. Элементы эмоционального описания предмета включаются в сочинения постепенно. Они состоят на первых порах из 2-3 предложений. Чтобы учащиеся могли включать элементы описания в свои творческие работы, они под руководством учителя предварительно составляют короткие устные и письменные зарисовки (2-3 предложения) описательного характера хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека.[9.с.23]
Начинается такая работа уже с I класса, ибо в школу приходят
малыши с огромным эмоциональным зарядом, воображением, удивленными глазами.
Дети учатся описывать березу, липу, цветок, листочек. Пока это небольшие
устные сообщения, эмоциональные рассказы.
Приведу пример сочинения-описания предмета «Веточка березы в
вазе». В начале урока можно прочитать стихотворение С. Есенина «Береза».
Затем я ставлю в вазу принесенную веточку березы. Предлагаю детям такие
вопросы:» Какое впечатление произвела на вас эта веточка березы? Какое
настроение она вызвала у вас? Какой вид придает веточка нашему классу,
когда за окном еще снег, хотя и ярко светит апрельское солнце? Как
появилась у нас эта чудесная веточка?»
Цель такой беседы: подготовить учеников к сочинению с элементами образно-эмоционального описания. « Эта веточка принесла в наш класс радость. Так хочется поделиться с другими ребятами этой радостью, - говорю я. - Опишите эту веточку так, чтобы другие люди , прочитав сочинение, смогли увидеть то, что увидели сегодня вы, чтобы читающий пережил ту же радость, что и вы. Подумайте, как вы начнете»
Здесь важно заметить, что начать свое сочинение каждый ученик может по-своему и интересно. Далее предлагается детям внимательно рассмотреть веточку (можно тихо подойти к столу, где стоит веточка) и описать ее. В течение 20-25 минут дети пишут сочинение: «На столе учителя в классе стоит зеленая веточка. За окном снег, но уже ярко светит апрельское солнце…»
После написания сочинения проверяются работы учеников,
исправляются орфографические ошибки. Оценки пока не ставятся. На следующем
уроке. На следующем уроке провожу анализ сочинений. На столе стоит та же
вазочка. Цель этого урока: вызвать у ребенка потребность совершенствовать
написанное, научить их этому. Обязательно читаю наиболее удачные отрывки из
сочинений, кратко их комментирую. Затем работы раздаю учащимся. Обсуждаем
названия: «Зеленая веточка», «Маленькая радость», «Гостья весны». Далее
провожу анализ построения предложений с элементами описания. В первой части
описания следовало назвать предмет, чтобы заинтересовать читателя. Дети
читают и обсуждают эту часть своих сочинений. Во второй части описания,
которая является основной, дети отмечают, какие стебелек, листья и сережки.
В конце анализа делаю вывод: «Многие дети обратили внимание на стебелек,
листья, сережки. НО вы заметили лишь то, что сразу бросается в глаза, на
что указывала я. Снова рассмотрите веточку и ответьте, одинаковой ли
величины листья, на которые падает луч солнца; сколько листьев не каждой
веточке, какого цвета сережки, как можно более точно описать их форму и
оттенки желтого цвета, чем отличается основной стебелек от своих
ответвлений по цвету, размеру, форме.» Учащиеся получают задание на дом:
еще раз описать веточку березы. Напоминаю детям, что они должны описать
«нашу» веточку, поэтому надо стараться все время «видеть» ее перед собой. И
обязательно передать свое настроение, отношение к веточке. В классе
составляем альбом интересных работ.
Анализ сочинений показал, что учащимся интересна работа с элементами описания, а проведение ее систематически и целенаправленно приучает детей к культуре чтения. Ребенок не пройдет мимо описания какого- то предмета в художественном произведении, он обязательно прочтет и подивится красоте описываемого писателем предмета. А что-то, может быть, возьмет и для своего будущего сочинения.
5. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана
«Золотая осень»
Работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у учителя, так и у учащихся, тем более сочинения-описания по произведениям живописи.
Учитель Борисовской средней школы, с. Кривец Добровского района
Липецкой области Л. Ф. Попова предложила типовой план подготовки и
проведения уроков русского языка, развития речи, на которых проводится
сочинение по произведениям живописи:
словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития
речи, изобразительного искусства по теме картины. Непосредственные
наблюдения за окружающим миром;
рассказ о художнике и истории создания картины;
беседа по картине;
словарно-стилистическая работа по теме урока;
составление плана сочинения;
составление устного высказывания по картине;
написание первого варианта сочинения (редактирование);
написание окончательного варианта сочинения;
анализ творческих работ школьников.
Тема: «Сочинение-описание по картине И. И, Левитана «Золотая осень»
Цель урока: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года», выставка рисунков детей, плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами словарной работы, «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова, плакат с эпиграфом урока: «Люблю я пышное природы увяданье,/ В багрец и золото одетые леса…» (А. С, Пушкин). Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки; беседа на уроке изобразительного искусства и живописи и о жанре пейзажа.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя и беседа с учащимся.
Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски проявились у
природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Надо
собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).
На уроке изобразительного искусства мы говорили о то, что рисунок, картина
с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной
любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую
природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века
(1860-1900).
Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он
не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в
училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он
даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким,
отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе
относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской
природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело
используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает
настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть
тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих
вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье
родной природы. [18.с.50]
Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана «Золотая осень». а) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие
чувства, желания рождает у вас пейзаж? б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему
она названа «Золотая осень»? в) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине
Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду? г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья?
Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине. д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она
становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем
плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие
маленькие? е) Вывод-обощение о замысле художника и путях его воплощения
(делает учитель).
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но
если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное
настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине
«Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух.
Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в
полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.
Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого
русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал
музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес.
«Сентябрь. Охота» Что вы представляете себе, когда слушаете музыку? Что
общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением,
полученным от музыки Чайковского?
Речевая подготовка
а) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер
кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).
б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?
(желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-
синий, бледно-голубой, коричневый).
в) Найдите неточно употребленное слово и замените его.
Солнечные лучи ярко греют/освещают природу.
Молодые березы сплошь накрыты/покрыты золотистой листвой. г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа,
слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
Составление и запись плана.
Какое время года изображено на картине?
Какое впечатление производит она на вас?
Что вы видите на переднем плане? Вдали?
Какие цвета преобладают в пейзаже?
Что вам особенно нравится в полотне Левитана?
Написание первого варианта сочинения.
Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать
окончательный вариант сочинения.
Заключение
В этой работе я рассмотрела проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений на уроках русского языка в начальной школе.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.
В этой работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения.
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.
Литература
Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного
// Начальная школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс. – М.,
1973.
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Сюжетные картинки по развитию речи. 1 класс. – М., 1974.
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. – М., 1974.
Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» //
Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.
Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.-
1981. - с. 26.
Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. –
М., 1953.
Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров //
Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.
Купров В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // Начальная школа.
- № 2. – 1989. – с. 20–23.
Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика русского языка. - М., 1982.
Латышко Н. А. По системе Л. В. Занкова // Начальная школа. - № 10. – 1995.
–с. 47-49.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985
Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., 1975.
Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа.
- № 3. – 1984. – с. 32-36.
Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.
Нуруллина Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. - №
3. – 1998. – с. 80.
Побединская Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа.
- № 6. – 1987. – с. 23-24.
Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
// Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.
Потурьева Л. В. Обучение сочинению в ! - № классах // Начальная школа. - №
2. – 1988. – с. 30-35.
Рализаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.
Розенберг Л. А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. - № 2 – 1995. – с. 25-28.
Романовская З. И, Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.
В. Занкова // Начальная школа. - № 8. – 1994. – с. 50-55.
Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. – М., 1976.