РЕФЕРАТ
по курсу "Обществознание"
на тему "Предпринимательство: сущность, черты и функции в экономике"
Содержание
1. Понятие предпринимательства
2. Фирма, ее основные организационно-правовые формы
3. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность
1. Понятие предпринимательства
Предпринимательство это инициативная, инновационная деятельность экономических субъектов, принимающих на себя риск, направленная на получение прибыли.
Наемный работник осуществляет физический процесс пользования чужой собственностью (станком, машиной, компьютером) для непосредственного производства благ и услуг. Отличие предпринимателя от наемного работника состоит в том, что ему поручается использование совокупной собственности - фирмы - со всей вытекающей из этого ответственностью.
Предпринимательство - это:
процесс создания нового, обладающего ценностью;
процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;
процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.
Эффективная предпринимательская деятельность возможна только в условиях личной свободы предпринимателя и конкурентного рынка. Развитие предпринимательства ведет к росту национального богатства и благосостояния нации.
Субъектом предпринимательства выступает предприниматель. Предприниматель - не обязательно собственник. Ли Якокка, президент компании "Крайслер", обеспечивший ей доминирующее положение на рынке, не был собственником компании. Поэтому в качестве предпринимателя выступает собственник, менеджер, или всякий человек, берущийся за организацию бизнеса на свой страх и риск.
Но если собственник может быть пассивен, то предприниматель активен, выступает как самостоятельный агент рынка, действующий на свой страх и риск и несущий имущественную ответственность. Менеджер - наемный работник, организующий выполнение целей предпринимателя. Необходимо различать собственника и менеджера - это две совершенно разные роли. У них разные цели. Главный мотив менеджера - строительство собственной карьеры, не обязательно в рамках одного конкретного бизнеса. Собственнику важно нарастить капитал. Собственник привязан к росту стоимости бизнеса. Стоимость менеджера определяется тем, сколько денег он принес своему собственнику, насколько он эффективен именно как менеджер, а не тем, чем он лично завладел.
Условия функционирования предпринимательства (рис.1) характеризуют общеэкономическую среду, в которой функционирует предприниматель, - среду конкурентного рынка при умеренном вмешательстве государства, т.е. характеризуют предпринимательскую среду.
Рис.1. Условия функционирования предпринимательства
Цели предпринимателя:
производство товаров и услуг;
получение прибыли;
социальные цели;
развитие бизнеса.
Роль предпринимательства в производстве благ и услуг реализуется через его функции:
Ресурсная - соединение факторов производства.
Организаторская - принятие решений.
Творческая - введение новаций.
Несение риска.
Обеспечение тенденции к равновесию.
Общие черты предпринимателей:
потребность в научно-технических достижениях, предпочтение, быть лично ответственным за решение проблем, поставленных целей и за достижение этих целей своими собственными усилиями;
склонность (средняя) к принятию риска;
потребность в лидерстве;
вера в возможность повлиять на ход событий.
Экономические выгоды существования предпринимательства:
Увеличение кривой производственных возможностей или изменение ее наклона.
Создание новых продуктов, услуг.
Достижение равновесия (в соединении с другими факторами равновесия).
Рост национального богатства.
Виды предпринимательства различаются по сферам предпринимательской деятельности:
производственное предпринимательство;
коммерческое предпринимательство;
финансовое предпринимательство;
инновационное предпринимательство.
По состоянию на 1 января 2007 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4,8 млн индивидуальных предпринимателей и более 3 млн организаций, из которых (по данным Росстата) около 860 тыс. являются малыми предприятиями.
По данным Росстата, в сфере малого бизнеса легально занято около 15 млн человек, или 24% от общей численности занятого населения в стране.
Таким образом, развитие малого бизнеса в стране наблюдается в большей степени в форме предпринимательства без образования юридического лица. Об этом свидетельствует также тот факт, что более половины парка контрольно-кассовых машин (1,2 млн, или 53,3%) зарегистрировано в налоговых органах за индивидуальными предпринимателями и их доля на протяжении последних лет постоянно растет.
Характерная черта, отличающая российских предпринимателей, - это их уровень образования. По данным различных опросов, доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющих второе высшее образование - 6,5%. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый высоко интеллектуальный предприниматель в мире.
Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. Дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.
Условием функционирования, оборотной стороной предпринимательства является риск.
Риск - это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом.
Риски классифицируются:
по источнику возникновения - хозяйственный, личностный, природный, плановый, коммерческий;
по причине возникновения - неопределенность будущего, непредсказуемость поведения партнеров, недостаток информации.
В оценке степени риска велика роль интуиции, которая основывается на прошлом знании. Интуиция и расчеты дополняют друг друга.
Способы уменьшения риска:
диверсификация (зонты и шезлонги);
страхование рисков различными способами;
самострахование за счет создания резервных фондов.
Типы предпринимательской деятельности - это формы организации предпринимательской деятельности в зависимости от формы собственности и методов хозяйствования. Различают:
государственное предпринимательство;
индивидуальную трудовую деятельность;
интрапредпринимательство;
малый бизнес;
международный бизнес;
совместное предпринимательство.
Государственное предпринимательство - это деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики.
Индивидуальная трудовая деятельность - общественнополезная деятельность физических лиц по производству товаров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любого типа (например, репетиторство).
Интрапредпринимательство - предпринимательская деятельность, проводимая внутри крупного предприятия.
Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Международный бизнес - предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал.
Совместное предпринимательство - общая предпринимательская деятельность нескольких партнеров, в том числе партнеров разных стран. Для совместного предпринимательства характерна необходимость согласования экономических интересов всех участников предпринимательской деятельности.
2. Фирма, ее основные организационно-правовые формы
Основной формой организации предпринимательском деятельности являются фирмы или деловые предприятия.
Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией издержек, необходимых для производства единицы продукций: Обычно; их создают люди, которым приходит какая-то идея, - предприниматели, которым удается добыть деньги, купить оборудование, нанять работников.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (с 1 января 1995 г.) в РФ существуют следующие организационно-правовые формы предпринимательства (коммерческих организаций и физических лиц):
Хозяйственное товарищество (партнерство) - это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном капитале и места, занимаемого в структуре управления товариществом. Товарищество как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Оно зародилось в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства.
Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени общества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Хозяйственное общество - это коммерческая организация, уставный капитал которой формируется одним или несколькими физическими или юридическими лицами путем внесения долей. В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью. Отличие такой формы хозяйственного общества от общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что ответственность по обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителей, а не только на его вклад в уставный капитал. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными учредителями пропорционально их вкладам.
Акционерное общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. В связи с широким распространением в современном мире акционерной собственности большинство крупных фирм являются акционерными обществами, выпускающими акции - ценные бумаги, обращающиеся на рынке ценных бумаг.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) - это общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда они не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке.
Открытое акционерное общество (ОАО) - это акционерное общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Акции могут свободно обращаться на фондовом рынке.
Акционерные общества - это корпорации, они ограничены от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск, выступать ответчиком в суде, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа.
Производственный кооператив (артель) - это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной деятельности. Это организация, собственниками которой являются потребители-члены, платящие ежегодные членские взносы и участвующие в прибылях. Производственные кооперативы создаются для совместного производства, переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции, т.е. только в сфере сельского хозяйства.
Государственные предприятия представляют собой производственную единицу, характеризующуюся тем, что имущество такого предприятия и управление им полностью ли частично находится в руках государства и его органов; Они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, по воздействуют на них и контролируют. Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.
Унитарное предприятие - это организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Государственное или муниципальное имущество не принадлежит унитарному предприятию, оно неделимо.
Классификация предприятий по размерам:
Мельчайшие - основаны на личном труде товаропроизводителя (семейные - 2-3 человека).
Малые (с 1 июля 1995 г. в РФ): в производстве - до 100 чел., в науке - до 60 чел, в непроизводственной сфере - до 50 чел., в торговле - до 15 чел.
Средние - от 50 до 500 чел.
Крупные - более 500 чел. (АО).
3. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы стали условием становления и развития малого предпринимательства. Как показывает мировой опыт, малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В соответствии с международными стандартами к малым предприятиям относятся фирмы, удовлетворяющие следующим, условиям:
фирма владеет небольшой долей рынка;
управление фирмой осуществляется ее владельцем;
фирма является независимой.
В России "малым предпринимательством" признается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях). В Федеральном законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля государства и других организаций не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не более следующих предельных уровней.
Согласно этому же Закону под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Основными особенностями малого предпринимательства являются, в первую очередь гибкость и мобильность, позволяющие быстро осваивать новые виды продукции и таким образом, быстро реагировать на изменение потребительского спроса. Относительно небольшое число занятых и небольшие масштабы производства позволяют оперативно организовывать мелкосерийное производство или экспериментальное производство.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними, участвует в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить его основные преимущества:
более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
большая независимость действий малых предприятий;
гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
большая возможность, индивида реализовать свои идеи и возможности, проявить свои способности;
более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требование местных рынков;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.
Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, требуют меньше. Капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные трудовые ресурсы. У собственников малых предприятий высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на локальных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, малые предприятия дают средства к существованию большому количеству наемных работников.
Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
привлечение личных средств населения на развитие производства;
создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
более эффективное использование творческих возможностей людей, раскрытие их талантов, развитие различных видов ремесел, народных промыслов;
вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения;
формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
активизация научно-технического прогресса;
освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
В Европе малые предприятия дают 50% промышленной продукции, а в России - лишь 4,3%.
Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской. Федерации. Во-первых, нестабильная экономическая обстановка, присущая экономике переходного периода. Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе. В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей. В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне. В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Так, например, одной из основных проблем, мешающих нормальному функционированию малого предприятия, являются проверки многочисленных контролирующих органов. Каждая из таких проверок отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или "отступного" проверяющим за то, чтобы они закрыли на них глаза.
В Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" отмечено, что государственная поддержка малого предпринимательства предусматривает следующие направления:
формирование структуры поддержки и развития малого предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
предоставления государственной статистики и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Целями осуществления мер по государственной поддержке малого предпринимательства являются:
обеспечение отечественного рынка новыми товарами и услугами при помощи малого бизнеса;
формирование рыночной структуры малого бизнеса;
стабилизация малого бизнеса;
создание условий устойчивого роста и развития малого предпринимательства;
социальная адаптация и эффективная занятость в малом бизнесе;
развитие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Меры государственной поддержки малого бизнеса подразделены на политические, законодательные, управленческие, финансовые, информационно-консультационные, методические и институциональные.
Политическая поддержка означает провозглашение и разработку государственной политики поддержки малого предпринимательства в целом и по отдельным направлениям. Определение направлений государственной политики закладывается всеми субъектами: государственной властью, гражданским обществом и бизнесом. Диалог и выражение интересов бизнеса и гражданского общества с государственной властью ведется через сектор некоммерческих организаций.
Меры законодательной поддержки включают разработку законов, закрепляющих государственную политику в нормах права, и определяющих практические мероприятия по ее реализации. Нормы права, установленные в законах, исполняются всеми субъектами, попадающими в сферу действия законов. Общественный контроль за соблюдением законодательства осуществляется бизнесом, а также некоммерческими организациями.
Финансовая поддержка заключается в предоставлении малому бизнесу финансовых (субсидии, целевые программы, государственные гарантии) и других материальных ресурсов (недвижимость, оборудование), в ряде случаев - нематериальных ресурсов (технологий, патентов). Распределение ресурсов в рамках финансовой поддержки осуществляется исполнительной властью как напрямую, так и через специализирующиеся на поддержке малого бизнеса некоммерческие организации (НКО).
Меры информационно-консультационной поддержки включают провозглашение открытости государственной политики поддержки малого бизнеса и практических мер по ее реализации, установление стандартов обеспечения малого бизнеса информацией, предоставление малому бизнесу информации напрямую или через специализированные НКО. Некоммерческие организации также оказывают необходимую консультационную поддержку, проводят обучение субъектов государственной власти и малого бизнеса. Также существует сектор коммерческого консалтинга, связанного с получением малым бизнесом государственной поддержки.
Институциональная поддержка - это создание и функционирование институтов, прежде всего специализирующихся на поддержке малого бизнеса некоммерческих организаций. Через специально создаваемые институты государству проще проводить свою политику, а малому бизнесу - вести диалог с властью и реализовывать возможности, предусмотренные государственной поддержкой. НКО, работающие с малым бизнесом, служат проводником волеизъявления малого бизнеса, обеспечивают взаимодействие всех субъектов системы государственной поддержки малого бизнеса между собой, обеспечивают распределение финансовых и прочих, ресурсов, реализуют информационную и консультационно-методическую поддержку.
Список литературы
1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.