СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Становление и развитие малого предпринимательства в России
1.2 Особенности муниципальной политики в сфере развития малого бизнеса в России на современном этапе
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Показатели развития малого бизнеса
2.2 Основные проблемы в развитии муниципальной политики в сфере малого бизнеса в г. Хабаровске
3. ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
3.2 Нормативно-правовое и управленческое обоснование проекта
3.3 Результаты и оценка эффективности проекта
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях трансформации экономического потенциала России малый бизнес сыграл весьма важную, в некотором смысле системообразующую, роль в создании новой региональной экономики. Сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства регионов и муниципальных образований. Именно эти особенности и реальные проблемы российского малого бизнеса, проявившиеся в последние годы, заставляют по-новому оценить его роль в региональной экономике, весьма заметным и социально важным компонентом которой он стал.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., впервые закрепила местное самоуправление в качестве основополагающего принципа организации власти и управления в регионах [1]. Это было сделано потому, что без слаженно функционирующей системы местного самоуправления достаточно сложно формировать рыночные экономические структуры. Именно на уровне муниципальных образований должны складываться устойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения. В подавляющем большинстве демократических государств именно местные органы самоуправления решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что обусловливает сравнительно высокую управленческую активность и заинтересованность граждан в данной деятельности. Такое положение создает эффект «власти в народе», что, безусловно, увеличивает авторитет и доверие к ней.
Одним из аспектов муниципального управления является малое предпринимательство. Присутствие малых предприятий в экономике любого муниципального образования отражает региональные особенности территории и связано с целым рядом факторов, одним из которых является минимизация предпринимательских рисков.
Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Малый бизнес, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость, способствуя формированию потребительского спроса на продукцию и услуги, и за счет этого обеспечивает необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Положительная динамика основных показателей работы субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что малый бизнес занимает устойчивое положение и является значимой составляющей экономики города, ее наиболее мобильной частью.
Анализ изученных источников и литературы. При написании курсового проекта автором были изучены труды отечественных и зарубежных авторов по вопросу активизации региональной политики в области развития малого бизнеса, в том числе А. Виленского [24], М. Еваленко [27], А. Чепуренко [39], А. Шеховцова [41]. Кроме того в качестве нормативно-правовых источников при изучении данной темы были использованы: Федеральный закон от 14 июня 1995. № 88-ФЗ « О государственной поддержке малого предпринимательства»; Федеральный закон от 18 октября 2007г. № 230-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»; Федеральный закон от 06 октября 2003г.N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Цель исследования – раскрыть особенности взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями.
Задачи исследования:
- выявить теоретические основы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями;
- проанализировать особенности взаимодействия органов местного самоуправления предпринимателями;
- предложить проект по активизации взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями в г. Хабаровске.
Объект исследования - администрация г. Хабаровска.
Предмет исследования - процесс взаимодействия органов местного самоуправления с малым предпринимательством.
Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. В качестве базовых теоретических положений и концепций в исследовании использованы экономическая теория и теория управления.
Основными методами анализа, использованными в процессе исследования, являются синтез, индукция и дедукция, метод сравнения, сопоставления, факторный анализ.
Эмпирическая база. Эмпирическую базу курсового проекта составили данные, публикуемые в статьях периодической печати, официальные документы и отчетность управления экономического развития.
Хронологические рамки исследования – 2007-2009 годы.
Практическая значимость предложения сделанные в курсовом проекте могут быть использованы официальными органами при рассмотрении вопросов по активизации муниципальной политики в области малого бизнеса.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Становление и развитие малого предпринимательства в России
В отечественной литературе широко используются термины «малое предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», малые и средние предприятия. В российском законодательстве официально принят термин «малое предпринимательство». В англоязычной литературе под термином «small business» обычно понимают мелкие и средние предприятия. В европейских странах и Японии принят термин «мелкие и средние предприятия». Так, во Франции широко употребляется аббревиатура РМЕ (petites et moyermes enterprises). Немецкий «миттелыитанд» означает средний слой. В международной статистике общим правилом является выделение сектора малых и средних предприятий (МСП), и уже в рамках этого сектора рассматриваются собственно малые предприятия. При этом эти термины, как правило, употребляются как синонимы, за исключением тех случаев, когда речь идет о проблемах, относящихся исключительно к мелким предприятиям [32,С.80].
Современные формы предпринимательства классифицируются по масштабам деятельности, по отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам. По масштабам деятельности предпринимательство подразделяется на малое, среднее, крупное; по отраслевой принадлежности - промышленные, сельскохозяйственные, торговые, финансовые и др. Соотнесение и субординация всех этих категорий позволяет уточнить определение предпринимательства и его объективное место в хозяйственной системе общества.
Предпринимательство - это система хозяйствования, при которой главным субъектом является предприниматель, модернизирующий существующую или создающий новую деятельность, направленную на производство нового типа продукта с целью получения предпринимательского дохода, как платы за правильный выбор [25,С.117].
Возрождение малого предпринимательства в России обычно связывают с 1987 годом ХХ века. После устойчивого роста численности субъектов малого предпринимательства и числа занятых на них работников, длившегося вплоть до 1994 года, наблюдается резкое замедление темпов роста, а в 1995 г. впервые отмечено абсолютное сокращение числа малых предприятий на 2,2% В начале 1997 года появились признаки стабилизации общей экономической ситуации в стране [27,С.130]. Одновременно и в малом предпринимательстве наблюдаются некоторые положительные изменения по сравнению с предыдущим годом. В этот период на смену количественному росту приходит эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной и инновационной деятельности.
К середине 1998 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий, на которых работало на постоянной основе 6,21 млн. человек, и более 3,5 млн. предпринимателей без создания юридического лица. Финансовый крах августа 1998 г. резко ухудшил практически все позиции малого бизнеса.
В 1999 году число малых и средних предприятий в России увеличилось до 890 тысяч На них было занято 7,5 млн. человек к концу 2000 года число работающих на предприятиях малого бизнеса возросло 8,5 млн. человек, а вклад предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП составил 12% [17,С.59-60].
Современные формы предпринимательства классифицируются по масштабам деятельности, по отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам. По масштабам деятельности предпринимательство подразделяется на малое, среднее, крупное; по отраслевой принадлежности - промышленные, сельскохозяйственные, торговые, финансовые и др. Соотнесение и субординация всех этих категорий позволяет уточнить определение предпринимательства и его объективное место в хозяйственной системе общества. Предпринимательство - это система хозяйствования, при которой главным субъектом является предприниматель, модернизирующий существующую или создающий новую деятельность, направленную на производство нового типа продукта с целью получения предпринимательского дохода, как платы за правильный выбор.
Используемые количественные критерии определения типа предприятия - это операциональный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом, поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран [33,С.64-65].
Главным преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупного, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Так как малое предприятие не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ним вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.
Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малых предприятий, по сравнению с крупными короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления [15,С.80].
Однако в связи со специфическими российскими условиями малые предприятия в России приобрели ряд особенностей, отличающих их от аналогичных предприятий в большинстве стран:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности;
- крайне редко используются такие широко распространенные в зарубежных, странах формы кооперации с крупным бизнесом, как субподряд, франчайзинг, лизинг и т.п.;
- сочетание значительного инновационного потенциала с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности;
- высокая профессиональная квалификация руководителей малых предприятий сочетается с недостатком опыта управленческой я коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений,
- высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизации системы государственного управления, несмотря на отсутствие полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка,
- стремление малых предприятий в своем функционировании выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
- сильное давление криминальных структур на деятельность малых предприятий, не развиты навыки кооперации и сотрудничества внутри сектора.
Проведенный анализ развития российского малого предпринимательства позволяет сделать вывод об активности и большом потенциале этого сектора экономики. Несмотря на все проблемы, с которыми малый бизнес сталкивается на всем протяжении своего становления, он существует в России как полноправный субъект экономики [22,С.114].
1.2 Особенности муниципальной политики в сфере развития малого бизнеса в России на современном этапе
Как самостоятельное социально-экономическое явление малый бизнес в России существует уже свыше 15 лет. К настоящему времени уже сформировано законодательство, направленное на государственную поддержку малого бизнеса с целью создания благоприятных условий для его функционирования. Периодически разрабатываются Федеральные, областные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. В них определяются основные направления, цели, задачи, а также конкретные мероприятия для реализации политики в данной сфере.
Меры содействия развитию малого бизнеса разрабатываются и выполняются с применением комплексного подхода к решению проблем, то есть представляют собой совокупность взаимодополняющих мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, которые обеспечивают её цельное качественное функционирование. Если упустить один из обязательных аспектов (организационный, экономический, правовой или другой), то проблема не будет полностью решена.
Механизмы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривают три типа структур: административные органы, общественные организации и базовые самоокупаемые структуры [23,С.75].
Основной задачей административных органов является развитие центров поддержки предпринимательства в регионах, их техническое оснащение и информационное обеспечение. Государственные и муниципальные служащие в сфере содействия развитию малого бизнеса участвуют в региональных, межрегиональных и всероссийских совещаниях по повышению эффективности их деятельности.
Общественные организации являются местом встреч и самоорганизации предпринимателей, они зачастую исполняют роль конструктивной оппозиции органам власти.
Базовые самоокупаемые структуры – это основные звенья инфраструктуры поддержки предпринимательства. В регионах действуют предприятия, фонды и общества, работающие в системе поддержки предпринимательства. Для решения отраслевых задач могут создаваться ассоциации и союзы.
Немаловажным элементом в системе муниципальной поддержки малого бизнеса является создание положительного имиджа и популяризация предпринимательской деятельности. В целях повышения информированности общественности о проблемах малого предпринимательства проводятся семинары и конференции по вопросам малого бизнеса. На все значимые мероприятия обязательно приглашаются журналисты. Издаются и распространяются сборники нормативных документов, брошюр и буклетов по проблемам малого предпринимательства, информируя тем самым население о нормативно-правовом и ресурсном обеспечении, передовом опыте работы субъектов малого бизнеса.
Задачей муниципальной политики в направлении ресурсной поддержки малого предпринимательства является упрощение доступа субъектов малого бизнеса к экономическим ресурсам - финансовым, имущественным, кадровым, информационным и другим.
Основные мероприятия для создания эффективной финансово-кредитной системы направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, кредитования и страхования, технологий микрофинансирования, лизинга и других механизмов.
Для расширения доступа к имущественным ресурсам разрабатываются и реализуются различные экономические механизмы поддержки: участие субъектов малого бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества, долгосрочная аренда, перевод помещений из жилых в нежилые и другие.
Обеспечивается доступ к информации по направлениям: бухгалтерский учёт и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, техническая и нормативно-справочная информация. Предоставляется доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, что содействует усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого бизнеса на новые рынки.
Одной из приоритетных задач муниципальной политики в сфере поддержки малого бизнеса является кадровое обеспечение малого бизнеса посредством обучения предпринимательской деятельности. Основное внимание уделяется организации и проведению семинаров в районах области по организации и ведению бизнеса, а также профессиональной подготовке различных групп населения (сельское население, безработные, бывшие военнослужащие, молодёжь, женщины и др.) для работы в этой сфере.
Итак, муниципальная политика в сфере малого бизнеса должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. Поэтому важное место отводится проведению исследований и созданию информационно-аналитической базы, которая позволила бы принимать обоснованные решения о целесообразности тех или иных мер [27,С.115].
В целях выработки единой политики в сфере малого предпринимательства проводятся семинары и конференции для служащих в сфере поддержки малого бизнеса.
Одно из серьёзных направлений поддержки малого бизнеса - развитие научно-технического потенциала, повышение инновационной активности малых предприятий. Основной задачей муниципальной политики в данном направлении является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, финансирование научных разработок в вузах, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.
Областные и муниципальные органы власти должны осуществлять совместные мероприятия по развитию предпринимательства в регионах. В результате их сотрудничества разрабатываются и реализуются территориальные программы развития бизнеса. Осуществляется апробация механизмов поддержки малого бизнеса в районах с разным уровнем развития малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки для последующего распространения полученного опыта на районы с аналогичным уровнем развития [37,С.30].
Разрабатываются специальные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодёжи, незанятого населения, уволенных в запас военнослужащих и других категорий населения.
Разрабатываются и реализуются совместные программы с другими регионами, государствами и международными организациями. Изучается и используется передовой зарубежный опыт поддержки малого бизнеса.
Очень важным направлением также является участие малого бизнеса в вопросах приватизации.
Необходимо развивать систему кредитования малого бизнеса. Сегодня предпринимателям необходимы банки, которые бы реализовывали программы микрокредитования на максимально упрощённых условиях. Это тоже дало бы толчок развитию малого бизнеса. Важно и то, что работа через банковские кредиты даёт дополнительный "цивилизующий" эффект. Предприятия, претендующие на банковский кредит, должны иметь удовлетворяющий банк баланс, показывать реальную прибыль, сокращать долю неучтённых средств в обороте, обеспечивать финансовую прозрачность. Таким образом, развитие системы кредитования решает сразу несколько проблем.
Поддержка также должна заключаться в ликвидации административных барьеров. По результатам опроса руководителей 10 % всех малых предприятий ряда Российских регионов, расходы на их преодоление колеблются в пределах 7-13 % от конечной стоимости продукции. Необходимо снизить этот показатель до уровня 3-5 %, что в итоге не только улучшит правовую среду предприятий, но и приведёт к снижению стоимости самого продукта[42,С.6].
Нужно разрабатывать и реализовывать целевые программы, которые могли бы содействовать развитию бизнеса в определённых отраслях. В качестве примера можно привести разработанную программу по развитию въездного туризма на территории регионов, согласно которой фирмы, работающие на рынке туристических услуг, при реализации целого ряда своих проектов могут рассчитывать на софинансирование из регионального бюджета.
Итак, для устойчивого развития малого бизнеса, повышения его роли в социально-экономическом развитии регионов необходимы значительно более активные и скоординированные комплексные действия законодательной и исполнительной власти всех уровней, объединений бизнесменов, научных организаций [40].
Таким образом, муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.
Предпринимательство - это специфический вид творческой, инициативной деятельности человека в рыночной экономике, сущность которой проявляется в ее основных чертах, а именно: владение капиталом; соединение и комбинирование.
В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить научно-технический прогресс; составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
Муниципальная политика в сфере малого бизнесе выражается в следующем комплексе мер:
Курирование мер финансовой малых предприятий через кредиты и предоставление кредитных гарантий от лица территориальных обществ взаимного кредитования (взаимного страхования).
Участие в осуществлении мер имущественной поддержки основной группы малых предприятий (аренда и иные формы предоставления нежилых офисных, производственных, торговых и иных помещений). В частности, мыслим такой вариант, как аренда (оперативное управление) территориальной Ассоциацией малых предприятий переданных (или приобретенных) в муниципальную собственность пустующих площадей и помещений для передачи их в субаренду малым предприятиям или для использования в качестве центров развития малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов; центров ремесел и кустарных промыслов и пр.).
Создание систем общественной аттестации качества продукции и услуг малых предприятий в рамках профессиональных (ремесленных) цехов и ассоциаций с выдачей соответствующих аттестатов, выполняющих роль аналогичных государственных разрешительных документов.
Осуществление в рамках “общественных приемных” мер информационно-консультационной поддержки основной группы малых предприятий, а также организация начальных стадий обучения основам малого предпринимательства и представленным в нем массовым специальностям.
Участие в отборе предпринимательских проектов для практического осуществления метода “пакетной помощи” малым предприятиям с учетом степени прозрачности их финансово-хозяйственной деятельности, а также итогов общественной аттестации их продукции и услуг.
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Показатели развития малого бизнеса
В современных условиях важнейшим элементом социально-экономического развития муниципального образования является малое предпринимательство.
Положительная динамика основных показателей работы субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что малый бизнес занимает устойчивое положение и является значимой составляющей экономики города, ее наиболее мобильной частью.
Этому поспособствовало освоение механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, состоящего из двух основных направлений: целевое распределение средств из краевого бюджета на частичное погашение банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства, и подписание соглашений между администрацией города и банковскими структурами по вопросам льготного кредитования субъектов малого бизнеса.
Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:
- формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы, как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
-включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и этики деловых отношений;
-увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества;
-насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса, сегментов рынка товарами и услугами. Поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов малого и среднего предпринимательства гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
-привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;
-стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий;
-увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса[43,С.67].
В практической деятельности органов управления Чукотского АО по развитию малого и среднего предпринимательства можно выделить два основных направления:
1.Защита интересов малого и среднего предпринимательства
2. Создание общих благоприятных условий для его развития.
Для реализации перечисленных задач и разработки эффективных программ развития этого сектора экономики, прежде всего, необходимо более точно определить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Сегодня малый и средний бизнес в России характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов, и другими показателями, определяющими его «экономическую неустойчивость».
Все это позволяет охарактеризовать малый и средний бизнес как особую категорию предприятий. К данной категории предприятий можно отнести начинающих предпринимателей, предпринимателей испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, ремесленники и т.д.).
Подобный подход позволяет переориентировать политику органов местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития отдельных категорий малых и средних предприятий, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказать реальную поддержку предпринимателям.
К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, социальной мобильности общества, формирования среднего класса. Определенные успехи, достигнутые в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, увеличили его влияние на социальное и экономическое развитие.
В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа субъектов малого предпринимательства.
Таблица 2.1- Количество малых предприятий в г. Хабаровске за период с 2007 по 2009 гг.
Год | 2007 | 2008 | 2009 | Темп роста 2009 к 2007 гг.,% |
Количество малых предприятий (шт) | 9749 | 9834 | 11193 | 114,8 |
Согласно статистическим данным количество малых предприятий по итогам 2009 года составило 11193 (по сравнению с 2006 годом произошло увеличение на 1444 единиц или 14,8%).
Отраслевая структура малого предпринимательства в городе Хабаровске в разрезе по итогам 2009 года представлена следующими видами деятельности:
- оптовая и розничная торговля – 52,5%;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15,2%;
- обрабатывающие производства - 11,5%;
- строительство – 9,5%;
- бытовое обслуживание, здравоохранение и образование - 7,1%;
- транспорт и связь – 3,5%;
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 0,7%.
Представим данные на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 - Отраслевая структура малого предпринимательства в городе Хабаровске в 2009 г.
Выполнение программ поддержки и развития малого предпринимательства в городе Хабаровске позволило достичь определенных результатов. Предпринимательство занимается производством и оказывает услуги во всех отраслях экономики, оно охватило весь спектр жизнедеятельности города: от создания крупных производств, оказания медицинских услуг до уборки квартир.
Практика показывает, что потенциал малого предпринимательства в решении социально-экономических проблем города задействован не полностью, а деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов местного самоуправления.
Далее рассмотрим количество малых индивидуальных предпринимателей в г. Хабаровске.
Таблица 2.2 - Количество индивидуальных предпринимателей в г. Хабаровске 2007 по 2009 гг.
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
Темп роста 2009 к 2007,% |
Количество индивидуальных предпринимателей (чел.) | 19492 | 20867 | 23058 | 118 |
Количество малых индивидуальных предпринимателей в г. Хабаровске за период с 2007 по 2009 г. также имеет тенденцию к увеличению, так за исследуемый период количество индивидуальных предпринимателей г. Хабаровска увеличилось на 18%.
Численность работников малых предприятий г. Хабаровска( см. Приложение А, С. 46 ) увеличилось на 15116 человек или 28%.
Среднемесячная зарплата работников малых предприятий увеличилась с 2005 по 2007 г. на 3135 руб. или 93 %.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий по данным предоставленным Комитетом администрации г. Хабаровска (см. Приложение Б, С.47) в основной капитал малых предприятий увеличились на 1547.5 млн. рублей- это очень высокий показатель или 360%.
В рамках оказания финансово-кредитной поддержки (табл.2.3), администрацией города по всем заявкам от предпринимателей выданы ходатайства для получения субсидии, выделяемой из федерального бюджета в размере 11,5 млн. рублей, на компенсацию части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам. По итогам года распределен весь лимит выделенных средств.
Таблица 2.3 - Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса, млн.руб. в 200 -2009 гг.
Наименование показателей |
2009 год |
2008 год |
2007 год |
2006 год |
Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства | 750 | 138 | - | - |
Субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам субъектами малого предпринимательства | 12,3 | 1,1 | 0,125 | - |
В соответствии с Соглашением, подписанным главой города и руководством Сбербанка России о сотрудничестве, выделено 750 млн. рублей кредитных ресурсов под 12% и 11,5% годовых с выделением 15 млн. рублей для беззалогового кредитования.
В рамках этого Соглашения по итогам 2007 года 390 предпринимателей получили льготные кредиты на общую сумму 751 млн. рублей. Кредиты в основном привлекались на пополнение оборотных средств, приобретение и модернизацию оборудования, строительство и реконструкцию зданий, закуп сырья, расширение производственных и торговых площадей.
В процессе оказания финансовой помощи проведена большая организаторская работа по выводу из «тени» и повышению заработной платы работников, занятых в малом бизнесе, созданию новых рабочих мест.
Стоит отметить, что за период 2007-2009 гг. все показатели характеризовались положительной динамикой и ростом. Основной задачей в настоящий момент является сохранение позитивных тенденций в развитии малого предпринимательства и ориентации деловой активности субъектов малого предпринимательства в приоритетные отрасли реального сектора экономики.
2.2 Основные проблемы в развитии муниципальной политики в сфере малого бизнеса в г. Хабаровске
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в г. Хабаровске, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
- нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);
- нехватка квалифицированных кадров;
- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
- недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Наиболее острыми проблемами, связанными с налоговой политикой, предпринимателями отмечаются:
- частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;
- сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;
- сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.
Необходимо отметить, что эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход снижается в связи с достаточно высокой финансовой нагрузкой от косвенных платежей (арендные, коммунальные, услуги других организаций и др.).
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Итак, проблемами в развитии малого предпринимательства в г. Хабаровске остаются:
-относительно невысокая доля занятости населения в сфере малого предпринимательства;
-низкий уровень технического обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств;
-ограниченный доступ субъектов малого предпринимательства к информационным ресурсам;
-недостаточный уровень юридических (экономических) знаний;
-недостаточное количество, субъектов малого предпринимательства способных конкурировать на международных рынках.
Практика показывает, что потенциал малого предпринимательства в решении социально-экономических проблем города задействован не полностью, а деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов местного самоуправления.
3. ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
3.1 Цели и задачи проекта
Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:
- формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
-включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и этики деловых отношений;
-увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества;
-насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса, сегментов рынка товарами и услугами;
- поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов малого и среднего предпринимательства гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
-привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;
-стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий;
-увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса.
В целях активизации региональной политики в сфере развития малого бизнеса автором предложена разработка проекта « Поддержка малого бизнеса в г. Хабаровске органами муниципального управления».
Актуальность разработки настоящего Проекта обусловлена тем, что малое предпринимательство становится неотъемлемым субъектом рынка г. Хабаровска в определенной степени решающим проблемы занятости населения, повышения уровня жизни, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Положительные тенденции в развитии малого предпринимательства отмечаются в городах автономного округа.
Основными сдерживающими факторами, влияющими на процессы создания и функционирования малого предпринимательства, а также препятствующими его разностороннему развитию в разрезе отраслей экономики г. Хабаровска являются:
- отсутствие в достаточной мере топлива, сырья, материалов, комплектующих и необходимость их завоза из центральных регионов России или других стран морским путем или авиатранспортом, что влечет за собой значительное удорожание производимой продукции, работ и услуг;
- дефицит у предпринимателей собственных средств, необходимых для воспроизводства;
- отсутствие у предпринимателей достаточных гарантий для реализации своих прав и интересов;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, самофинансирования и страхования рисков субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие достаточной поддержки субъектов малого предпринимательства на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
В ходе разработки мер по поддержке предпринимательства на территории г. Хабаровска возникает ряд проблем, связанных с отсутствием единой системы учета субъектов малого предпринимательства, определяемой на федеральном уровне.
Целью настоящего Проекта является укрепление сложившихся положительных тенденций в развитии малого предпринимательства в г. Хабаровске, дальнейшее обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях и сферах экономики г. Хабаровска на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Задачи Проекта определяются его конечной целью и заключаются в:
-стимулировании развития и поддержке малого предпринимательства в приоритетных отраслях;
-продвижении на региональном потребительском рынке товаров и услуг на основе использования местных ресурсов;
-создании новых рабочих мест;
-формировании механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий;
-формировании системного подхода в муниципальной политике к поддержке малого предпринимательства;
- создании условий для развития инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в г. Хабаровске.
Поставленные задачи взаимосвязаны между собой, их эффективность определяется возможностями комплексного решения задач по основным направлениям:
1. Нормативно-правовое обеспечение развития малого предпринимательства.
2. Финансовая и имущественная поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства в автономном округе.
3. Содействие развитию методического, информационного, аналитического, кадрового обеспечения малого предпринимательства.
4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
3.2 Нормативно-правовое и управленческое обоснование проекта
В России предпринимаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства за счет участия в государственных и муниципальных закупках с учетом изучения имеющегося передового международного опыта. Подтверждение тому – Новый Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 №94-ФЗ, в котором сделана попытка решения данной проблемы, хотя многие вопросы так и остались неосвещенными.
Представляется, что возможны следующие основные подходы привлечения малого бизнеса к выполнению государственного заказа:
- квотирование части государственного заказа для малого бизнеса;
- выделение в сложной составной продукции простых частей и размещение заказов на эти простые части среди субъектов малого бизнеса;
- привлечение малого бизнеса на принципах субконтрактации;
- поставки через посредническую структуру.
Квотирование части заказа. Предусматривается, что государственные заказчики в общем объеме заказа выделяют установленный законом объем продукции (15 %) и размещают его только среди субъектов малого предпринимательства. Это применимо для простых товаров, работ и услуг.
Выделение в сложной составной продукции простых частей. При закупке сложной составной продукции (например, работ по капитальному ремонту здания; или проектированию, монтажу и наладке компьютерной сети) всегда можно выделить несколько простых частей, которые не требуют от исполнителя специальной квалификации или специальных материально-технических ресурсов (например, покраска стен; перевозка компьютеров, протяжка силовых и коммутационных кабелей). Эти части выделяются и размещаются только среди субъектов малого предпринимательства.
Привлечение малого бизнеса на принципах субконтрактации. Этот подход подразумевает, что- либо в процедурах закупки участвуют временные объединения крупных поставщиков и субъектов малого бизнеса, либо условия государственного контракта требуют от крупного поставщика привлечения субъектов малого бизнеса в процессе выполнения контракта.
Поставки продукции малого бизнеса через посредническую структуру. Некоторая специализированная структура (существующая или специально созданная) участвует в процедурах размещения государственного заказа от собственного имени и от собственного имени заключает с государственными заказчиками контракты на поставку продукции. При этом она обеспечивает поставку продукции малого предпринимательства (на основе принципов субконтрактации) в объемах, установленных действующим законодательством (15 % от объема заказа).
Успешное развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Условия и способы предоставления кредитов разными кредитными организациями субъектам малого предпринимательства в целом едины.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления".
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в законе, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество."[13].
Для эффективного управления проектом необходимо представить все работы в виде последовательности действий с четко определенными целями и сроками, а также предусмотреть возможность независимой проверки результатов для подтверждения правильности совершенных действий. Поэтому на этом этапе составляется основной план проекта, который содержит:
- цели проекта;
- масштабы и область применения проекта;
- укрупненную структуру/перечень работ и их ожидаемых результатов, включая согласование основных этапов и ориентировочный план подготовки проектной группы;
- методология внедрения системы;
- методология управления проектом, включая;
- состав проектной группы и наблюдательного совета;
- распределение обязанностей в рамках проектной группы;
- методы оценки качества работы;
- управление информационными связями в проекте;
- управление рисками в проекте.
Для управления проектом существует проектно- организованная структура, которая представляет сбой взаимосвязь органов управления на различных стадиях управления проектом. Такая структура представлена на рисунке 3.1
Рисунок 3.1 - Проектно-ориентированная структура управления проектом
Система проектного управления ориентированная на ее проектную структуру позволяет достигнуть всех целей и задач проекта.
Как видно, в центре процесса управления находится руководитель проекта Администрация г. Хабаровска, который координирует действия всех участников проектов под влиянием инвесторов со стороны, подчиняясь при этом задачам и целям самого проекта. Он же определяет последовательность этапов и мероприятий проекта, а также следит за ходом исполнения бюджета проекта. Основная его заключительная функция состоит в реализации согласования между собой различных элементов проекта (бюджета, календарного плана), а также контроль за ходом выполнения проекта в целом. Срок реализации проекта-2010-2012 гг.
3.3 Результаты и оценка эффективности проекта
Система проектных мероприятий представлена четырьмя разделами.
Первый раздел содержит мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Реализация мероприятий включает в себя анализ действующих нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней и разработку предложений по их корректировке. Необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти автономного округа, осуществляющих государственное регулирование предпринимательской деятельности - лицензирование, регистрацию и другие.
Одним из важнейших условий развития малого бизнеса является создание благоприятного налогового режима, упрощение учета и отчетности. Сохраняя преемственность мер налогового регулирования, будет продолжен мониторинг специальных налоговых режимов, в том числе действующей на территории автономного округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с требованиями российского законодательства и с учетом особенностей экономики региона предусматривается осуществление размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по установленному перечню. Возможно расширение доступа субъектов малого предпринимательства к размещению государственных и муниципальных заказов в сферах, представляющих интерес для малого бизнеса (социальная, сфера производственных, коммунальных услуг, общественное питание и т.д.).
Во втором разделе проектных мероприятий предусмотрены меры финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства в приоритетных направлениях, определяемых в соответствии с приоритетами развития малого предпринимательства в России в целом и особенностями и перспективами его развития на территории г. Хабаровска. На период реализации Проекта стимулирование развития малого предпринимательства в г. Хабаровске будет проводиться в следующих направлениях:
- производственная сфера, в том числе производство товаров народного потребления, продукции ремесленничества и народных промыслов;
- общественное питание;
- бытовые и иные услуги населению;
- инновационная деятельность;
- консультационные, информационные услуги.
Предпочтение будет отдано реализации тех направлений, которые не дублируют меры поддержки, предусмотренные другими целевыми региональными и федеральными программами.
Перечень конкретных проектов развития малого предпринимательства формируется на основе анализа проектов, представляемых субъектами малого предпринимательства, удовлетворяющих целям и задачам Проекта. Формирование портфеля бизнес-проектов, координация их оценки для включения в Программу будет проводится Администрацией Хабаровска. Финансирование проектов из средств окружного бюджета может осуществляться в форме безвозмездных субсидий, финансовой помощи на возвратной основе, компенсации части расходов и других.
Одной из форм содействия развитию малого предпринимательства является имущественная поддержка. Необходимо провести анализ эффективности использования государственного и муниципального имущества, рассмотрев возможности передачи малым предприятиям неиспользуемых имущественных комплексов, объектов недвижимости, движимого имущества, объектов незавершенного строительства.
Мероприятия третьего раздела направлены на развитие методического, информационного, аналитического, кадрового обеспечения малого предпринимательства.
Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. Необходимо включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, обеспечив доступ к конъюнктурной информации о рынках товаров и услуг, правовой и иной информации. Есть необходимость в развитии диалога с общественностью по проблемам малого предпринимательства, формировании положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности. Подготовка кадров в сфере малого предпринимательства ориентирована на мероприятия по повышению квалификации и переподготовке специалистов на краткосрочных курсах, семинарах, будет проводиться координационная работа по развитию и внедрению дистанционного, заочного и других форм обучения.
Четвертый раздел включает в себя проведение мероприятий по обеспечению взаимодействия с некоммерческими организациями по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства. Данные мероприятия предполагают взаимное привлечение специалистов некоммерческих организаций и органов исполнительной власти для консультирования предпринимателей, участие в ежегодных семинарах и совещаниях по вопросам поддержки малого предпринимательства, проведение тренингов и иных форм обучения для представителей малого бизнеса.
Финансирование Проекта должно осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Оказание поддержки малому бизнесу возможно с привлечением средств международных фондов и ассоциаций, оказывающих поддержку субъектам малого предпринимательства, и других внебюджетных источников.
Координация выполнения мероприятий Проектных мероприятий будет осуществляться Администрацией г. Хабаровска.
Должностные лица, осуществляемы контроль за реализацией проекта ежеквартально, в срок до двадцать пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также до 1 марта года, следующего за отчетным годом, подготавливает и направляет в Главе администрации г. Хабаровска отчет о ходе реализации Проекта.
Объемы - и источники финансирования Программы общий объем финансирования: – 7,0 млн. руб., в том числе средства окружного бюджета: Ожидаемые - конечные результаты реализации Проекта, по мнению автора это- укрепление положения действующих и появление новых субъектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях; рост объемов производимых субъектами малого предпринимательства товаров, работ и услуг в приоритетных отраслях; увеличение численности занятых работников в приоритетных отраслях; обеспечение финансовой поддержкой не менее двенадцати проектов малого предпринимательства, вследствие реализации которых ожидается привлечение в приоритетные для развития малого бизнеса отрасли экономики не менее двадцати человек; обеспечение участия в организационных мероприятиях не менее 100 слушателей.
Эффективность реализации программы характеризуется следующими показателями:
ежегодное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 3 000 единиц;
ежегодное увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства не менее чем на 15 000 человек;
ежегодное увеличение доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности экономически активного населения края не менее чем на 1 процентный пункт в год, к 2012 году она составит не менее 35 процентов;
ежегодное увеличение объема налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Хабаровского края не менее чем на 10 процентных пунктов;
увеличение суммарного объема привлекаемых СМСП кредитных ресурсов ежегодно не менее чем на 100 млн. рублей.
Кроме того, выполнение программных мероприятий позволит к 2012 году:
обеспечить условия для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства в крае, а именно:
построить объекты второй очереди Хабаровского бизнес-инкубатора и Центра поддержки предпринимательства, где СМСП смогут представить результаты своего труда, наладить партнерские отношения с другими регионами и привлечь потенциальных инвесторов;
развить дистанционную форму оказания услуг СМСП путем создания 72 информационно-консультационных центров, имеющих связь с КГУ «Хабаровский бизнес-инкубатор»;
привлечь СМСП до 400 млн. рублей кредитных ресурсов, в том числе 20 млн. рублей с использованием средств гарантийного фонда;
провести 3 съезда предпринимателей Хабаровского края, 3 научно-практические конференции, краевые конкурсы среди СМСП Хабаровского края на звание «Лучший предприниматель года»;
принять участие в межрегиональных, общероссийских и международных выставках, ярмарках, презентациях;
создать портретную галерею предпринимателей Хабаровского края.
Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:
- формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
-включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и этики деловых отношений;
-увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества;
-насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса, сегментов рынка товарами и услугами;
- поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов малого и среднего предпринимательства гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
-привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;
-стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий;
-увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса.
Таким образом, можно сказать, в ходе разработки проекта были выявлены следующие проблемы региональной политики в сфере малого бизнеса: дефицит у предпринимателей собственных средств, необходимых для воспроизводства; отсутствие у предпринимателей достаточных гарантий для реализации своих прав и интересов; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, самофинансирования и страхования рисков субъектов малого предпринимательства.
Цель Проекта - обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных направлениях на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки Задачи Проекта - стимулирование развития и поддержка малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики; продвижение на региональном потребительском рынке товаров и услуг на основе использования местных ресурсов; создание новых рабочих мест; формирование механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий в г. Хабаровске; системного подхода к поддержке малого предпринимательства; создание условий для развития инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в г. Хабаровске.
Перечень - основных мероприятий Проекта совершенствование нормативно-правовой базы развития и поддержки малого предпринимательства; финансовая и имущественная поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства; содействие развитию аналитического и информационного обеспечения малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, методическое обеспечение развития малого предпринимательства.
Внедрение проекта, предложенного автором, сможет увеличить количество субъектов, малого предпринимательства, позволит профинансировать проекты по развитию малого предпринимательства, что в свою очередь выразиться в положительной динамике и росте показателей объемов выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики и развитие регионального рынка товаров и услуг местного производства.
Экономическая эффективность заключается в укреплении позиций предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках за счет повышения конкурентоспособности, расширения рынков сбыта и выражается в росте таких показателей, как оборот малых предприятий с 85,9 млрд. рублей до 100 млрд. рублей, объем инвестиций с 1,6 млрд. рублей до 2,2 млрд. рублей, количество субъектов малого бизнеса с 11230 до 14560 малых предприятий, в том числе предприятий производственной сферы - с 1300 до 1780 единиц, и объемов привлечения кредитов на льготной основе до 3 млрд. рублей.
Социальный эффект Программы выражен в улучшении условий жизни горожан и работников сферы малого бизнеса. Основой является повышение уровня оплаты труда работником малых предприятий с 5764 рублей до 11530 рублей, удержание безработицы на уровне, не превышающем 1%, создание 21350 новых рабочих мест на предприятиях малого бизнеса и систематизация вопросов благотворительной помощи.
Бюджетный эффект выражается в росте доходов бюджета от налогообложения. Основная доля приходится на налог на доходы физических лиц в связи с ростом уровня заработной платы и проведением мероприятий по выводу ее из тени, созданием новых рабочих мест и новых предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходя из поставленных во введении задач можно сделать следующие выводы:
Предпринимательство - это специфический вид творческой, инициативной деятельности человека в рыночной экономике, сущность которой проявляется в ее основных чертах, а именно: владение капиталом; соединение и комбинирование.
В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить научно-технический прогресс; составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальной политики в г. Хабаровске являются:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными,региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах.
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальной политики в г. Хабаровске являются:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах.
За период с 2007 по 2009г. наблюдается устойчивый рост количества малых предприятий, индивидуальных предпринимателей в г. Хабаровске.
Также существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в г. Хабаровске, среди которых необходимо выделить: нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы; административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов; низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления); недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса.
Для устранения выявленных причин автором был разработан проект по активизации региональной политики в сфере малого бизнеса в г. Хабаровске.
Цель Проекта - обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных направлениях на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки Задачи Проекта - стимулирование развития и поддержка малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики; продвижение на региональном потребительском рынке товаров и услуг на основе использования местных ресурсов; создание новых рабочих мест; формирование механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий в г. Хабаровске; формирование системного подхода к поддержке малого предпринимательства; создание условий для развития инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в г. Хабаровске.
Внедрение проекта, предложенного автором, сможет увеличить количество субъектов, малого предпринимательства, позволит профинансировать проекты по развитию малого предпринимательства, что в свою очередь выразиться в положительной динамике и росте показателей объемов выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики и развитие регионального рынка товаров и услуг местного производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – М.: Виктория Плюс, 2009. – 48 с
Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 дек.2001 г. № 197-Ф3 (ред. от 26.11.2009.) // С3 РФ. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст.3.
О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ, признании недействующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых Законодательных актов (Положений законодательных актов): Федеральный закон от 18.12.2006 № 90-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №89. Ст. 3052.
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ (ред. от 10.05.2009) // СЗ РФ.- 1999.-№42.-Ст. 5005.
Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: федер. закон от 22 июня 2008г.№ 159-ФЗ// СЗ РФ.- 2008.- № 55. –Ст.3009.
Устав городского округа «Город Хабаровск» от 13 июля 2004 года N 509 (в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 05.10.2009 N 543).
Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры/ А.И. Агеев. - М., 2005. –305с.
Алексеев О.Б. Активный город и местное самоуправление/ О.Б. Алексеев. – М., 2007. -190с.
Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриэляна. - М.: Фонд «Правовая культура», 2007. - 700с.
Бондарь В.Н. Местное самоуправление в городе Москве: проблемы и перспективы/ В.Н. Бондарь. – М., 2008.-160с.
Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы / В.И. Васильев.- М.: Формула права, 2007. -215с.
Гулеева В.В. Развитие малого предпринимательства и системы его поддержки в регионе / В.В. Гулеева. - Владимир, 2007. -238с.
Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов / М. Еваленко // Российский экономический журнал. - 2007. - № 9/10. - С. 30-50.
Комкова Г.Н. Государственная власть и местного самоуправления в Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Ю.А. Крохина, В.И. Новоселов.– Саратов, 2007. – 295 с.
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, О.М. Шестоперова. - М.: Новое изд-во, 2006. - 268 с.
Малый бизнес и государство// Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения-2006».- М.: ТЕИС, 2006. -300с.
Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление/ Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2008. –383с.
Шеховцов А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах/ А. Шеховцева// Вопросы экономики.-2006.-№4.-С.4-9.
Шипунов Е.Н. Основы управленческой деятельности/ Е.Н. Шипунов М.: Выс. Школа, 2004. -472с.
Юсупова. Н. Поддержка малого предпринимательства в России./ Н.Юсупова // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №5. - С. 87.
Приложение А
Таблица 1 - Численность работников малых предприятий в г. Хабаровске с 2007 по 2009 гг.
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
Темп роста 2009 к 2007,% |
Численность работников малых предприятий (чел.) | 53831 | 68754 | 68947 | 128,6 |
Приложение Б
Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал малых предприятий г. Хабаровска с 2007 по 2009 гг.
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
Темп роста 2009 к 2007,% |
Инвестиции в основной капитал (млн. руб) | 428,7 | 1405,1 | 1976,2 | 460,9 |