Содержание
Введение
1. Экономическая наука о предпринимательстве: эволюция представлений
1.1 Понятие предпринимательства и его зарождение
1.2 Виды предпринимательской деятельности
2. Сущность предпринимательства и его роль в современной рыночной экономке
3. Государственная поддержка предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса
3.2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса
Заключение
Список литературы
Введение
Зарождение предпринимательства относится к античным временам. Деятельность торговца, купца и предпринимателя характеризовалась как греховная. А при феодальном строе, как известно, основной действующей фигурой был мирно обрабатывающий землю крестьянин. Из года в год повторялся его неизменный ритм жизни, который и являлся символом мирного развития общества. Предпринимателя воспринимали как фигуру, которая должна вносить изменения в устоявшиеся понятия, основываясь на свои способности.
Индустриализация европейских стран сопровождалась ликвидацией феодализма, которая предвещала освобождение сельского населения от крепостного права и переход значительной его части в промышленность. Каждый человек в зависимости от своих способностей, смог юридически законно обеспечить свое существование, что в следствие привело к огромному демографическому взрыву. Такие перемены способствовали успехам в медицине, в результате чего продолжительность жизни постоянно возрастала. Но на данном этапе научно-техническое развитие отставало от таких темпов роста населения, и числа мест на новых предприятиях не хватало для всех безработных. Из-за безработицы началось обнищание промышленного пролетариата, что вызвало гнев бедствующих рабочих.
Вся тогдашняя обстановка и обусловила появление способных, трудолюбивых, инициативных людей, умеющих производить какие-то изделия, оказывать массу нужных обществу услуг, обладающих неординарным мышлением, новаторскими идеями, способных быстро сориентироваться в любой обстановке, умеющих принять верное решение в сложившейся ситуации.
Переход экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Говоря об экономике в частности, неизбежно приходиться концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой части экономики.
Кто такой предприниматель? Что такое предпринимательство? Что представляет собой карьера предпринимателя? Эти вопросы возникают все чаще, отражая возросший интерес к данной области во всем мире. Тем не менее четкого общепринятого понятия предприниматель до сих пор нет.
За всю историю человечества выработаны всего два механизма решения хозяйственных вопросов: административно-командный и рыночный. Первый это механизм, в котором государство посредством жесткого централизованного планирования достигает баланса по всем народнохозяйственным позициям; рыночные инструменты в таких условиях не действуют. Второй, рыночный, механизм основан на противоположных принципах – полной хозяйственной самостоятельности производителей, свободе выбора потребителей.
За несколько десятилетий сложилось так, что слова «делец», «коммерсант», «бизнесмен» приобрели у нас оскорбительное значение. Вопреки здравому смыслу, они прилагались к людям, наиболее озабоченным тем, как накормить, одеть, обуть своих детей, как реально помочь своим близким преодолеть те трудности и лишения, которыми судьба щедро одаривает советского человека. Эта естественная забота почему-то трактовалась как эгоизм, как измена великой цели жить и работать, прежде всего, с мыслью об угнетенных и эксплуатируемых массах трудящихся в странах капитала, довольствуясь при этом нищенским жалованием от самого гуманного в мире государства.
Решение советских властей о переходе к рынку сняло губительное противоречие между личным и общественным интересом. Это разлагающее личность и общество противоречие, десятилетиями тормозило наше развитие. Сейчас открылась возможность реабилитации и профессии «дельца», «коммерсанта», «бизнесмена», и людей этих профессий, желающих жить достойной жизнью, причем не за чей-то счет, а за счет своих способностей, инициативы, труда.
Что бы ни говорили - рынок завоевал наше широкое экономическое пространство. Прошло чуть более десяти лет, с тех пор как наше общество встало на путь рыночных отношений. И вот, предпринимательство в нынешней Беларуси, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться.
Тема предпринимательства, волновала и продолжает волновать политиков, экономистов, начинающих предпринимателей и уже «бизнесменов со стажем». Этому вопросу посвящено множество изданий, учебных пособий и просто публикаций в экономической прессе.
Приступая к изучению данной темы мною широко использовались такие источники по основам предпринимательства, как «Основы предпринимательской деятельности» Б.И. Врублевского, «Предпринимательство. Основной курс» А.В. Бусыгина и «Основы предпринимательства» под редакцией Э.М. Гайнутдинова. Вопросы становления и развития предпринимательства изучались по книгам И.Т. Балабанова «Новые формы организации предприятий», М.Ф. Грищенко, З.З. Дудич «Предпринимательская деятельность», а так же «Практикум по основам предпринимательства» Б.И. Врублевского и И.В. Сенько, и др. Опыт зарубежных стран, положительные сдвиги и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь рассматривались в публикуемых журналах «Индивидуальный предприниматель» и «Главный бухгалтер». Широко освещается тема роли государства в развитии малого бизнеса нашей республики в изданиях В.С. Платонова «Введение в бизнес», С.И. Мазоль «Экономика малого бизнеса» и др.
Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе. Эти вопросы и явились основой моей курсовой работы.
1. Экономическая наука о предпринимательстве: эволюция представлений
1.1 Понятие предпринимательства, его зарождение, становление и развитие
Многовековая история предпринимательства была прервана в пору больших потенциальных возможностей, когда сотни тысяч предпринимателей могли способствовать в перспективе укреплению экономической мощи страны. Политика вытеснения, а затем и уничтожения предпринимательства вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Предпринимательскую деятельность классики марксизма связывали, прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией, хотя признавали созидательные и организационные функции предпринимателя.
Возникновение и развитие предпринимательства имеет определенный историзм, который связан с преобразованиями капиталистической формы хозяйствования. Предприниматели могут преуспевать в производстве, но обязательно являются собственниками функционирующего капитала.
Предприниматель, является человеком, владеющий капиталом, умеющим сочетать его со своими организационными и коммерческими способностями, с риском, состоянием технологии и т.д. Все это характеризует предпринимателя, в первую очередь, как новатора. Таким образом предпринимательство представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица-предприятия.
Предпринимательство всегда было мощным фактором стимулирования трудовой активности и высокопроизводительного труда.
Историческая особенность восстановления предпринимательства состоит в том, что оно происходило в процессе ослабления и развала мощных государственных структур. Однако приобретаемая экономическая свобода для подавляющего большинства трудящихся казалась некоей абстракцией, большая часть населения не хотела снятия ограничений на предпринимательскую деятельность. Формирование предпринимательства, является длительным историческим процессом, нарабатывающем ответственность предпринимателя за свою деятельность. Наше общество пошло тем путем, когда общество перепрыгивает через самого себя, игнорируя свою историческую неготовность. От миллионов людей потребовали поведения, прямо противоположного тому, которое давно укрепилось в сознании: не исполнительность по отношению к администрации, а напротив способность к независимому экономическому поведению: не лояльность по отношению к администрации, а способность отстаивать свои интересы: не умение «выбивать» ресурсы, а добывать их работой; не получать жилье, а покупать его за собственные деньги, работая по найму и т.д.
С точки зрения экономиста, предприниматель – это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т.д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок.
С точки зрения психолога, предприниматель - это человек, которым движут определенные мотивы - например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность. С точки зрения других предпринимателей, он может представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги. С точки зрения политэконома, предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места.
Предпринимательство - это динамичный процесс наращивания богатства.
Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.
Каждое из этих определений рассматривает предпринимателя под разным углом зрения, однако все они включают такие понятия, как новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства и готовность рисковать. И все же каждое из этих определений ограничивает сферу предпринимательства, хотя на самом деле предпринимателей можно найти во всех областях - в образовании, медицине, науке, юриспруденции, архитектуре, в сфере производства, социальной сфере, сфере распределения.
С развитием негосударственных форм собственности, вовлечением в этот процесс достаточно широких масс населения возникла необходимость законодательного урегулирования новых отношений. Появившиеся в результате законы «О кооперации в СССР» и «Об индивидуальной трудовой деятельности» во многом способствовали развитию альтернативной экономики, однако оказались явно недостаточными для регуляции давно известных мировой практике многообразных форм коммерческой деятельности. Это привело к принятию целого ряда законодательных актов, закрепивших такие формы.
Несмотря на несовершенство этих законов, они явились большим шагом вперед в развитии предпринимательства. Начальная правовая основа рыночной экономики была заложена.
Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Наиболее существенной чертой предпринимательства является направленность на получение дохода. Без нее предпринимательство не может существовать. К предпринимательству могут относиться любые незапрещенные виды деятельности, осуществляемые как физическими, так и юридическими лицами. Закон «О предпринимательстве Республики Беларусь» специально выделяет возможность осуществлять такие виды деятельности, как биржевая, торгово-закупочная, инновационная, консультационная, операция с ценными бумагами, коммерческое посредничество. Это процесс создания чего-то нового, предполагающий финансовую, моральную, социальную и экологическую ответственность, приносящий денежный доход и самоудовлетворение достигнутым.
Велико значение предпринимательства и в морально-психологическом плане, поскольку предприниматели призывают к активной деятельности, выступают против настроений иждивенчества, безысходности и безволия2.
Предпринимательство – это ключевой хозяйственный механизм общества, а предприниматель – одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества. От действий предпринимателей, их целей и нравственных установок зависит не только благополучие общества, но и перспектива его дальнейшего развития. Государство должно освободиться от функции управляющего всем собственника-монополиста, от функции дележа ресурсов, но никак не от функции «упорядочивающей» силы, формирующей новые рыночно-хозяйственные и общественные институты1.
Однако, предпринимателю или готовящемуся им стать, важно иметь четкое представление о специфике своего статуса как субъекта предпринимательства и о том, чем конкретно он отличается от других участников гражданского оборота. Эти и другие вопросы рассмотрим в следующем разделе.
1.2 Виды предпринимательской деятельности
Виды предпринимательской деятельности и социально-экономический тип предпринимателя в рыночной экономике чрезвычайно разнообразны, но все они имеют единый родовой признак - стремление к коммерческому успеху, к увеличению дохода. Многообразие предпринимательской деятельности и их правовых форм связано с различием форм собственности, на базе которых действуют предприниматели.
В нашей экономике, бизнес развивается во множестве форм. Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.
Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образом определяется объективными условиями – сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или иной организационно-правовой формы предпринимательства будет оказывать определенное влияние на осуществление предпринимательской функции собственником или управляющим.
Вместе с тем, если брать организационные начала и принципы правового регулирования, оказывается, что все формы бизнеса имеют ряд черт, позволяющих свести их к единой классификации, и тогда выделяются такие формы, как индивидуальный, коллективный, корпоративный и международный бизнес. Каждый из них имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки, которые следует взвешивать при организации дела.
Любое лицо или группа лиц (коллектив), которые обладают определенными навыками и обязанностями и создающие материальные блага или оказывающие определенные услуги, являются субъектом хозяйствования. К субъектам предпринимательства относятся индивидуальный предприниматели и юридические лица.
Индивидуальное предпринимательство – самая простая и доступная форма бизнеса. Это в равной степени касается начала предпринимательства, процессов функционирования и ликвидации бизнеса. Эта форма предпринимательства распространена в сфере услуг, общественного питания, торговле, консультационном бизнесе.
Преимущества данной формы бизнеса состоят в доступности и простоте организации дела. При этой форме максимально используются побудительные мотивы к деятельности, выявляются индивидуальные способности предпринимателя, так как здесь сочетаются и реализуются черты и предпринимателя, и менеджера, и одновременно собственника.
Вместе с тем индивидуальный бизнес имеет определенные трудности и сложности. Прежде всего, индивидуальное производство масштабно ограничено в связи со сложностью привлечения дополнительных капиталов. Поэтому, если предприниматель решается на расширение своего дела, он переключается на другие формы предпринимательской деятельности.
Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности.
В организации предпринимательской деятельности особое место принадлежит юридическим лицам, т.е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные операции. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размера предприятия.
Предприятие в общем виде можно определить как имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения каких-либо целей.
Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли. Они могут создаваться в форме производственных кооперативов, унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ. Коммерческие организации распределяют прибыль между участниками.
Некоммерческие организации преследуют иные цели: политические, социальные, благотворительные и т.д. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации не имеют право распределять полученную прибыль между участниками. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Рассмотрим некоторые формы предпринимательской деятельности.
Товарищества – форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении имущества разных собственников. Как правило, товарищества представляют собой закрытые акционерные общества, т.е. компании, где смена собственников паев происходит лишь с согласия большинства их участников. Товарищества включают относительно небольшое число членов, лично принимающих участие в их работе. Товарищества выступают в различных формах.
Общество с ограниченной ответственностью – объединение носит в значительной мере личностный доверительный характер. Его участники обычно хорошо знают друг друга. Они вносят капитал в определенных размерах. Все члены общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов, поэтому их ответственность ограничена размерами вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью – такое объединение может рассматриваться как разновидность общества с ограниченной ответственностью. Оно учреждается одним или несколькими лицами и имеет следующий характерный признак: в случае банкротства одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками, пропорционально их вкладам. К нему применяются те же правила, что и к обществу с ограниченной ответственностью.
Акционерные общества также образуются путем объединения на паевой основе средств своих участников и относятся к компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечают по своим обязательствам только собственным капиталом. Таким образом, имущественный риск акционеров ограничивается лишь теми средствами, которые они внесли для вступления в акционерное общество.
Учредителями акционерного объединения могут выступать любые физические и юридические лица, имеющие в соответствии с действующим законодательством право участвовать в акционерных обществах. Ими могут быть белорусские и иностранные предприятия, организации, граждане. Как правило, это крупные компании, число акционеров в которых исчисляется тысячами (например, какой-либо завод).
Еще одной формой предпринимательской деятельности является производственный кооператив. Производственный кооператив определяется как добровольное объединение граждан, создаваемое на основе членства и в целях организации совместной производственной или хозяйственной деятельности, которая включает производство, переработку, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговлю, бытовое обслуживание, оказание других услуг. Такая деятельность основана на личном трудовом и ином участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов. Производственный кооператив - коммерческая организация.
Кроме физических лиц, в нем могут принять участие также и юридические лица, что должно быть утверждено в учредительных документах.
Рассмотрим еще такую форму предпринимательской деятельности как государственное предпринимательство.
В каждой стране существует государственный сектор хозяйства. Его образуют предприятия, находящиеся либо полностью в собственности государства, либо под его контролем через владение контрольным пакетом акций. В разных странах доля этого сектора различна. Различны и объекты, находящиеся в государственном секторе. По видимому многое зависит от исторических особенностей каждой конкретной страны. Но в целом можно отметить, что, как правило, в государственном секторе сосредоточиваются предприятия, которые по каким-либо причинам нерационально использовать в рамках частнопредпринимательской деятельности. Следует заметить, что в условиях ухудшения экономической конъюнктуры государственный сектор имеет тенденцию к расширению: государство как бы берет на себя проблему вывода экономики из кризиса, сохранение научно-технического потенциала, задачи технического и технологического перевооружения, так как в этом объективно заинтересованы все слои населения. И наоборот, при благоприятной экономической конъюнктуре государственный сектор испытывает тенденцию к сжатию: государство как бы освобождается от лишней нагрузки по развитию производства, опираясь в большей степени на частную инициативу, сосредотачиваясь на решении иных социальных задач, средства для чего черпает из увеличивающихся (вследствие благоприятной экономической конъюнктуры) налогов.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы: многообразие форм предпринимательской деятельности в национальном хозяйстве способствует повышению его эффективности. Мировой опыт свидетельствует, что решающую роль в экономике играет не характер собственности, а условия ее реального функционирования, отношения между собственностью и управлением.
2. Сущность предпринимательства и его роль в современной рыночной экономике
Переход к рынку в Республике Беларусь требует радикальных преобразований структуры общественного производства, направленных в частности на преодоление монополизма и развитие конкуренции. Как показывает опыт, решение этой задачи невозможно без развития малого предпринимательства1.
Переход экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
Законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», декреты и указы Президента и постановления Совета Министров Республики Беларусь создали достаточную законодательную и нормативную базу для развития предпринимательства в нашей стране.
Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.
Долгие годы в стране бытовало мнение, что эффективными могут быть только предприятия-гиганты, но опыт показал, что крупные предприятия не обеспечивают динамизм экономики, ее гибкость, эффективную работу на потребителя. Малые предприятия, наоборот смело вступают в конкуренцию между собой и промышленными гигантами, выпуская новейшую продукцию, наполняя ею рынок.
Как показывает мировой опыт, без небольших предприятий нельзя сбалансировать экономику, насытить рынок товарами и услугами, особенно новыми их видами, проверить эффективность новой техники и технологии. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. В их задачи входят изучение спроса населения, быстрое формирование рынка товаров и услуг, эффективное использование трудовых и сырьевых ресурсов, отходов производства, а также выпуск экспортной продукции на основе быстрого налаживания ее мелкосерийного производства.
Малые предприятия позволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рыночной экономике рабочих, уменьшить безработицу.
Предпринимательский бизнес связан с необходимостью приобретения предпринимателем ряда факторов производства. Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности: производственную, коммерческую, финансовую и консультационную (консалтинговую). К производственному предпринимательству относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям.
Предпринимательство коммерческого вида характеризуется, прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, товарно-обменные операции. Сердцевину этого вида предпринимательской деятельности представляют операции и сделки по купле-продаже.
Финансовое предпринимательство относится к особым видам коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи в этом виде предпринимательства является специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги.
Консультационное предпринимательство заключается в оказании начинающим предприятиям помощи в открытии своего дела, а в последующей их работе – в консультировании по различным аспектам деятельности.
Различают следующие формы предпринимательской деятельности: частную, коллективную, контрактную.
Частное предпринимательство осуществляется физическим или юридическим лицом на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц.
Коллективная предпринимательская деятельность осуществляется на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц.
Контрактная предпринимательская деятельность осуществляется руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом или органом, наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.
При отнесении предприятия к субъектом малого предпринимательства используются количественные и качественные критерии. При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей, при том, что малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал.
В Республике Беларусь для отнесения предприятия к малым, установлен один критерий – численность работников. Он дифференцирован по отраслям, и максимальная численность составляет до 100 человек.
Малые предприятия играют важную роль в современной экономике. В странах с переходной экономикой процесс трансформации хозяйственного механизма продолжается, о чем свидетельствует и слабая роль малого бизнеса в экономическом развитии этих стран: например, в Республике Беларусь, доля малого бизнеса в общей численности занятых составляет 7,6%, а в общем объеме промышленного производства - 7,5%, что на порядок меньше аналогичных показателей стран с развитой рыночной системой.
Малое предприятие отличается от крупного не столько масштабом операций, сколько подходом к организации бизнеса.
Ввиду небольшой численности персонала на малых предприятиях специализация выполняемых функций представлена слабо. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель, который является собственником компании, поэтому, как правило, на малых предприятиях существует только один центр принятия управленческих решений.
Как правило, на малых предприятиях уделяется очень слабое внимание на систему отбора кадров, планированию производства, построению системы отчетности, а так же контролю за важнейшими экономическими показателями. Процесс преобразования малого предприятия в более крупное носит эволюционный, саморазвивающийся характер. По мере того, как на малых предприятиях начинают меняться подходы к ведению бизнеса, формируется организационная структура предприятия, появляется система управления персоналом, начинает планироваться производственная и финансовая деятельность предприятия. В результате, повышается качество продукции или предоставляемых услуг, расширяется рынок сбыта, появляются постоянные потребители, что приводит к расширению масштаба деятельности малого предприятия. Следует отметить, что многие крупнейшие международные корпорации появились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных малых предприятий.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь в нашей стране могут действовать предприятия, основанные на двух формах собственности – государственной и частной.
Предприятие любой формы собственности, как и любой предприниматель несет ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, охране земель, недр, лесов, других природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный в результате его деятельности.
Для решения разносторонних вопросов в повседневной деятельности предпринимателю предоставлены соответствующие права, представляющие собой установленные законом возможности в осуществлении предпринимательской деятельностью.
Права, обязанности и имущественная ответственность предпринимателей в нашей стране определены Законом «О предпринимательстве Республики Беларусь».
Вместе с предоставленными правами в осуществлении своей деятельности предприниматель должен, прежде всего, добросовестно соблюдать правила поведения на рынке в условиях свободной конкуренции.
Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом принадлежащим ему на праве собственности. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в нашей стране, являются:
Повышение материального и культурного уровня трудящихся, расширяющее круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера.
Развитие предпринимательства как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства. Общенародная собственность имеет три губительных изъяна: ее плохо используют, нещадно ломают и беспощадно воруют.
При переходе экономики к рынку, неизбежно банкротство низкорентабельных и работающих малоэффективных предприятий. Создание на их основе частных малых предприятий позволяет найти хозяев для имущества заводов, фабрик и т.д. и дать места для сотен тысяч людей.
Необходимость создания конкуренции производства в условиях действия антимонопольного законодательства возможна только в том случае, если товар производится на нескольких предприятиях. Это условие действует в совокупности с другими: свободным ценообразованием, правом распоряжаться полученной прибылью, ориентацией на удовлетворение общественных потребностей.
Необходимость коренным образом соединить интересы науки и производства.
Желание в большей мере западных партнеров, капитал которых мы стремимся привлечь в страну, в большей мере иметь дело с предприятиями негосударственных форм собственности.
Свобода предпринимательства наравне с частной собственностью рассматривается как основа рыночной экономики, а предприниматель – как главная фигура рынка.
Чтобы оценить исключительное значение предпринимательства для современного общества, полезно обратиться к принципиальным различиям двух противоположных способов ведения хозяйства – рыночного и административно-командного, называемого в зарубежной литературе «принудительно направляемым» или «государственно-принудительным».
В рыночном хозяйстве функции государства и предпринимательской деятельности разграничены. В сфере государственного регулирования находятся общие условия воспроизводства, экономическая среда деятельности предприятий, но ни как не сама эта деятельность. Главная задача государства - всемерное стимулирование активности в сфере производства, создания благоприятных условий для предпринимательства, а также поддержание занятости населения, социальная опека наиболее уязвимых слоев общества, т.е. обеспечить своим гражданам достойный стандарт жизни. Все это государство может делать лишь за счет поступления в казну налогов, основное бремя которых лежит на предпринимателях. А предприниматель, в свою очередь, делает все возможное для получения максимальной прибыли.
Таким образом рыночная хозяйственная система ставит человека, как предпринимателя так и работника, в положение когда он несет полную ответственность за свои действия за свое благосостояние, что связано с неизбежной долей риска и высокой ответственностью. Так формируется хозяйственный порядок, действующий с наивысшей эффективностью и по мере увеличения общественного «пирога» предлагающий достойный стандарт жизни своим гражданам.
В противоположность этому «принудительно направляемое» хозяйство основывается на всеобъемлющем государственном планировании производства и потребления, принуждения всех и каждого в отдельности. Подобный порядок исключает из экономической жизни свободную конкуренцию, лишает человека возможности проявить свои способности и предприимчивость, неизбежно ведет к бесхозяйственности и застою. Понятие справедливости в такой системе вырождается в жесткое перераспределение общественного «пирога» и его уравнительное распределение по минимальным стандартам жизни, ибо распределить можно лишь то, что создано. Интересы людей в этом случае сводятся не к приросту общественного благосостояния, а к спорам о распределении явно недостаточного «пирога», когда выгода одних должна быть компенсирована невыгодой других. Такую систему немецкий экономист Людвиг Эрхард назвал «смирительной рубашкой» для экономики.
И, действительно, наша модель «принудительно направляемого» хозяйства привела к тому, что десятилетиями искоренялось предпринимательство, а место предпринимателей занимали чиновники. Страна не использовала важнейший ресурс – человеческий потенциал – предпринимательскую способность.
Теперь и наше общество, как и во всем мире, пришло к пониманию роли предпринимательства в здоровой экономике. Предпринимательство перешло не только в ранг законной деятельности, но и получает поддержку государства. В общественном сознании формируется понимание предпринимательства как главного фактора развития экономики.
В странах с высоким предпринимательским потенциалом (таких как США, ФРГ и др.) важную роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 52% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Оценим теперь предпринимательский потенциал Беларуси. Характер предпринимательского потенциала нашей страны обусловлен переходным состоянием белоруской экономики. С одной стороны, Беларусь продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Беларусь сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике.
При этом, одной из характерных черт переходной экономики Беларуси является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит и государственного предпринимательства.
Довольно пестрым является и состав формирующегося белорусского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания.
Подводя итог второй главы хочется отметить, что исходные рубежи для формирования белорусского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная дать нынешним и будущим белорусским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространенную в развитых странах.
3. Государственная поддержка предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса
Государство никогда не занимало сторонней позиции к предпринимательству, так как прежде всего видело в нем источник пополнения казны. Но государство формировало законодательство, которое в целом способствовало прогрессу. Каждая страна проходит свой путь и пробует разные методы управления экономикой, а следовательно по разному относится к предпринимательству. Не одна из развитых стран не миновала процесса государственного вмешательства в предпринимательство и регулирование экономики. Необходимость государственного регулирования исходит из социальных процессов. Проблема благосостояния и занятости населения одинаково касается предпринимателя и государства. Без регулирования и планирования их решить нельзя. Предприниматель должен ясно представлять себе роль современного государства, которое обязано планировать развитие экономики на макроуровне отдельной нации, соблюдать меру экономического принуждения.
Одной из причин появления малых предприятий стало стремительное расширение самых разнообразных индивидуальных и общественных потребностей, а удовлетворены они могли быть лишь при соответствующем разнообразии предложений. Обычно эту функцию брала на себя теневая экономика и черный рынок. Поэтому превратить нелегальный бизнес в легальное производство товаров и услуг могло только поощрение со стороны государства мелких и средних предприятий.
«Предприниматель», задумывающий новое дело, должен с самого начала и одновременно выполнить столько разнообразных и трудных задач для того, чтобы расчистить почву для своего предприятия, что это оказывается большей частью непосильным для отдельных лиц. В связи с этим содействие государства должно выражаться не столько в регламентации, сколько в положительной помощи в каждом отдельном случае.
Для законодательного обеспечения нормального развития и эффективной деятельности малого предприятия на различных этапах социально-экономических реформ, необходима разработка правовых актов, охватывающие основные вопросы деятельности малого предприятия его взаимодействия с органами власти всех уровней, судебными и правоохранительными органами. При этом система этих актов должна воспринять в себя наиболее эффективные и прогрессивные элементы рыночного законодательства стран с устоявшимися традициями содействия малому предприятию в условиях цивилизованной рыночной экономики.
В последние годы в мировой экономике имеет место устойчивая тенденция количественного и качественного развития малого бизнеса. В нашей стране в последние годы интерес к проблемам малого бизнеса возрос. В Республике Беларусь он рассматривается Правительством как один из факторов реализации экономических реформ.
Важным этапом в формировании цивилизованной системы взаимоотношений государства и бизнеса на базе четких правовых норм стал Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», подписанный Президентом Республики Беларусь в 1996 году, согласно которому ежегодно разрабатывается Государственная и региональные программы поддержки развития предпринимательства. В них предусматривается выделение средств из государственного и местных бюджетов на поддержку развития предпринимательства.
Закон определяет правовой статус субъектов малого предпринимательства, устанавливая понятие субъекта малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к категории малых, провозглашает гарантии им государственной поддержки, декларирует стабильность налогообложения субъектов малого предпринимательства в период их становления и развития.
В законе отмечены основные цели и направления государственной политики в области малого предпринимательства, формы и методы его государственной поддержки. Однако отсутствие достаточных механизмов его реализации не позволяет воспользоваться провозглашенными в нем возможностями.
На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств Республики Беларусь.
В Республике Беларусь создана единая система государственной поддержки предпринимательства, включающая Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь и его территориальные комитеты в регионах, Белорусский республиканский и региональные фонды финансовой поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и общественные объединения предпринимателей. Ощутимая помощь в формировании инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Беларуси получена от международных организаций. В частности, реализуемая программа, финансируемая и выполняемая совместно ООН и Правительством Республики Беларусь.
Методы, механизмы государственного регулирования не остаются неизменными. Но государство всегда сохраняет определенные функции, в числе которых – защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности, обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование взаимоотношений между предпринимателями и наемными рабочими, обеспечение экономической безопасности страны. Глобальное возрастание роли государства в организации экономической жизни общества – это новая тенденция в современном мире.
Роль государственной поддержки предпринимательства чрезвычайно велика. Она состоит в формировании необходимой инфраструктуры, управленческих, информационных услуг для нового бизнеса.
Активная помощь оказывается мелким фирмам, особенно связанным с инновационной деятельностью. Это займы, субсидии, налоговая политика, содействие в разработке новой продукции, участие в подготовке кадров и т.д.
Важным элементом политики в отношении малого предпринимательства становятся государственные программы его поддержки, финансируемые из бюджетных источников.
Закон определяет основные формы и условия финансовой поддержки малого бизнеса со стороны государства, ключевым звеном которой является система специализированных фондов поддержки предпринимательства - некоммерческих организаций, создаваемых для финансирования на льготных условиях программ и проектов в сфере малого предпринимательства. Предполагается, что именно фонды будут аккумулировать и распределять бюджетные и иные средства, направляемые на поддержку малого бизнеса. Основные направления деятельности и задачи фондов детально регламентируются законом.
Наряду с прямой финансовой поддержкой закон предполагает возможность установления в налоговом законодательстве для субъектов малого предпринимательства и для объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, определенных налоговых льгот, использование которых поможет укрепить финансовое положение малых предприятий.
В результате реализации системы государственной поддержки Беларуси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства, цель которой является формирование нормальных условий для развития бизнеса, стимулирование новых предприятий и производств.
3.2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса
Для раскрытия внутренне присущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес.
Создание развитой инфраструктуры поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.
Целью формирования инфраструктуры развития предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.
В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура. На государственном уровне проблемами развития и поддержки малого предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями о министерствах и ведомствах занимаются таки министерства и ведомства: Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный комитет Республики Беларусь по поддержке и развитию малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства и др.
Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируется за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, благотворительность и т.п.).
Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются по сути каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей – субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.
Результатом осуществления программ поддержки малого предпринимательства, в которых центральную часть обычно составляют подпрограммы создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении.
Программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь дополняется мероприятиями по развитию предпринимательства в малых и средних поселениях. Субъектам малого предпринимательства, деятельность которых направлена на развитие (расширение) производства товаров (работ, услуг), агроэкотуризма, ремесленничества и народных промыслов, создание новых рабочих мест, планируется оказывать финансовую поддержку; под создание новых и расширение действующих производств предоставлять неиспользуемое государственное имущество; по наиболее востребованным в сельской местности видам бизнеса проводить обучающие семинары, а в д. Комарово-Мядельского района создать бизнес-инкубатор
Государство может принимать участие в создании и деятельности объектов инфраструктуры не только финансовыми средствами, но и другими ресурсами.
В частности, объекты инфраструктуры, оказывающие имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства, могут получать в свое распоряжение государственные и муниципальные земельные участки, в том числе предварительно оборудованные для коммерческого использования промышленных зон, бизнес-парков, и т.п.; объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности (для создания бизнес-инкубаторов, фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий, агентств по развитию предпринимательства и др.)
Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию и по своей природе в большинстве случаев не может быть прибыльной. Поэтому ее создание и развитие нуждаются в постоянной государственной поддержке. Это означает не только финансирование из соответствующих бюджетов, но и использование методов косвенного стимулирования (налоговые льготы для объектов инфраструктуры, передача в собственность или пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества, налоговое и иное стимулирование частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса).
Для предпринимателей особое значение имеют прозрачность и гласность системы государственной поддержки. Предприниматель должен располагать необходимой информацией о том, куда и в каких случаях можно обратиться за помощью, в какие сроки и на каких условиях можно получить поддержку. Это требует проведения соответствующих информационных, рекламных и пропагандистских кампаний, а также периодической публичной отчетности.
Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
В настоящее время в правительстве Республики Беларусь создана рабочая группа по либерализации законодательства в области предпринимательской деятельности. Эта группа работает над подготовкой нормативной законодательной базы, предусматривающей, в частности сокращение числа процедур и времени на регистрацию и закрытие субъектов хозяйствования, лицензирование, регистрацию собственности, оформление внешнеэкономической деятельности; снижение уровня налоговой нагрузки; обеспечение равноправия для всех субъектов хозяйствования в части доступности и стоимости банковских кредитов и др1.
Подводя итог своей работе хочется отметить, что со стороны нашего государства оказывается всесторонняя помощь для успешного развития малого предпринимательства во всех его формах в различных отраслях экономики. Следствием этого должно послужить всестороннее развитие экономики нашей страны, рост уровня благосостояния народа и явиться предпосылкой для выхода Республики Беларусь на уровень таких развитых капиталистических стран как США, Япония, Германия и др.
Заключение
Современный предприниматель несет в себе традиции, установки и цели деятельности дореволюционной истории и истории, которая предшествовала началу перехода к рынку. Но и советская история не исчезла бесследно, она оставила следы на стиле и характере деятельности современных предпринимателей, на их «генеральных директорах», специалистах, рабочих – на всем сегодняшнем обществе, деятельность которого включает действия и поступки двоякого рода. Во-первых, старые, привычные, унаследованные от предыдущей жизни. Во-вторых, новые, требуемые нынешней жизнью. Наличие такой смеси необходимо, что сказывается в экономической культуре предпринимателей.
В итоге, как показывает опыт зарубежных стран, мелкие и средние фирмы – это важнейшая составляющая хозяйственной системы, без которой экономика не может эффективно функционировать.
В целом можно утверждать, что определенные предпосылки для развития предпринимательства в республике созданы. Принят пакет законов, позволяющий осуществлять предпринимательскую деятельность в различных организационно-правовых нормах. Возникла экономика со смешанной формой собственности. Доля государственной собственности постепенно снижается.
Следует отметить также и непрерывную работу над совершенствованием процедуры регистрации предпринимательской деятельности направленной на дальнейшую ее либерализацию. Работа в этом направлении связана с необходимостью учета динамики изменения международной и внутренней социально-экономической ситуации.
Государство оказывает поддержку тем, кто желает начинать предпринимательскую деятельность, создает собственное дело. Затем – обеспечивает благоприятные и стабильные условия для функционирования бизнеса. И, наконец, обеспечивает защиту прав и безопасность личности и собственности. По существу, речь идет о поддержке процесса саморазвития бизнеса, а не о каких-то «социальных» мерах. Однако решение этой задачи требует большой политической воли и наличия четко сформулированной программы совместных действий государства и предпринимательского корпуса.
У предпринимателей сегодня много дел. Новые задачи, которые они должны решать, рождаются буквально на глазах. Наша отечественная экономика в этом отношении особенно «крепкий орешек», ибо переживает сегодня чрезвычайно трудный переходный этап – от системы централизованного планирования, в которой было все более или менее ясно, к рыночной экономике. В которой тоже уже многое удалось прояснить. Сам же процесс перехода - это поиск и во многом импровизация.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Сумеем ли мы правильно распорядиться нашим наследием и построить всесторонне развитое государство с развитой рыночной экономикой, с высоким трудовым потенциалом и достойным уровнем жизни белорусского народа? Покажет время
Список литературы
1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.
2. Балабанов И.Т. Новые формы организации предприятий. Л.: Лениздат, 1991.- 128 с.
3. Ботян А.Н., Верховодко И.И., Кравченко Н.В., Малиновский Е.И. Настольная книга предпринимателя, фирма «Бизнесконсалт», 1992. – 117 с.
4. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М: ИНФРА – М, 1997. – 608 с.
5. Врублевский Б.И., Врублевский В.Б., Сенько И.В. Практикум по основам предпринимательства: Учебн. Пособие – Гомель: ЧУП «Центр научно-технических услуг «Развитие», 2005. – 143 с.
6. Врублевский Б.И. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие – авторская редакция, Гомель, ХЦ НТУ «Развитие», 1993. – 286 с.
7. Герасименко П.В. Экономико-правовая система малого предпринимательства. Монография. – Гомель: Белорусский центр бизнеса «Альтаир», 2002. – 84 с.
8. Грищенко М.Ф., Дудич З.З., Ивуть Р.Б., Прохоренко И.Д., Темичев А.М. и др. Предпринимательская деятельность. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1. Организационные основы. Мн.: БГПА, 1995. – 228 с.
9. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие/С.И. Мазоль. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 272 с.
10. Моисеева Л. Формирование историко-правового поля предпринимательства/Л. Моисеева//Предпринимательство. 2003. - №3 – с. 92.
11. Основы предпринимательства: Учебник /Врублевский Б.И., Врублевский В.Б., Сенько И.В. – Гомель: ЧУП «Центр научно-технических услуг «Развитие»», 2005. – 207 с.
12. Основы предпринимательства: Учеб. пособие/ Э.М. Гайнутдинов, Р.Б. Ивуть, Л.И. Поддергина и др.; Под общ. Ред. Э.М. Гайнутдинова. – Мн.: Выш. шк., 2000. – 182 с.
13. Платонов В.С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. Ростов Н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. – 576 с.
14. По информации Департамента Минэкономики, Законодательство для предпринимателей станет либеральнее/Журнал «Индивидуальный предприниматель», 2007. №23 декабрь. - с. 121.
15. Сектор по работе СМИ КГК РБ, На учебу в Комарово / Сектор по работе СМИ//Еженедельник «Главный бухгалтер». – 2008.- №10(58) март. – с. 110.