Введение
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.
Актуальность данной темы весьма велика, так как в настоящее время предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Цель работы – это исследование влияния государственной поддержки на развитие предпринимательства в РФ и в городе Бугульме.
Задачи данной работы следующие:
– рассмотреть основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности;
– выявить основные проблемы развития малого бизнеса;
– рассмотреть систему кредитования малого бизнеса в городе Бугульма.
Логика работы определила ее структуру. Работа разбита на пять глав. В первой главе рассматривается сущность малого предпринимательства и его роль в экономике. Во второй главе определяются основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности. В третьей главе анализируется финансовая поддержка предпринимательства. В четвертой главе рассматриваются системы кредитования малого бизнеса в городе Бугульма, а в пятой главе рассматривается перспектива развития малого предпринимательства в городе Бугульма. Также данная работа включает в себя введение, выводы и предложения и список использованной литературы.
1. Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике
Как видно из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более девяти человек; к малым – с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним – с числом работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым – с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) – с числом работающих от 100 до 19 человек, к средним предприятиям (большим) – с числом работающих от 200 до 499 человек.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Поначалу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
3) в оптовой торговле – 50 человек;
4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
5) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В РФ по федеральному закону, к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса.
По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др. Так, в 2001 г. число предприятий с численностью занятых менее 20 человек составило: в США – 6083 тыс., Италии – 4002,5 тыс., Венгрии – 825,3 тыс.
Число малых предприятий в России за последние 10 лет не увеличилось. Если на конец 1994 г. их число составило 896,9 тыс., то на начало 2004 г. – 890,9 тыс., из них в торговле и общественном питании функционировало 46,8%, в промышленности – 13,3%, в строительстве – 13,1% всех малых предприятий страны. За последние пять лет снизилось число малых предприятий в промышленности, строительстве, в науке и научном обслуживании. За последние годы несколько увеличилась численность работников малых предприятий, однако в 2003 г. не достигла уровня 1997 г. (8639,2 тыс. человек). В 2003 г. среднесписочная численность работников малых предприятий составила 8227,8 тыс. человек, в том числе без внешних совместителей – 7433,1 тыс. человек. Серьезным недостатком является малая средняя численность работающих в расчете на одно малое предприятие, которая в целом по стране составляет за последние пять лет всего девять человек, однако в 2003 г. средняя численность работающих в расчете на одно малое предприятие составила: в промышленности – 14 человек, в строительстве – 15, на транспорте – 13, в сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном хозяйстве – по 12 человек.
Доля малых предприятий в основных экономических показателях страны, по данным Росстата, представлена в таблице 1.
Важное значение для развития малых предприятий имеет рост инвестиций в основной капитал. За последние годы объем инвестиций значительно возрос. Если в 2003 г. суммарный объем в основной капитал малых предприятий частной и смешанной форм составлял 17,9 млрд. руб., то в 2007 г. – 59,7 млрд. руб. Наибольший объем инвестиций направили в 2007 г. такие субъекты РФ, как Москва (8543,2 млн. руб.), Московская область (2568,2 млн. руб.) (Приложение 1).
Таблица 1. Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях (в %)
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Средняя численность работников (без внешних совместителей) | 12,1 |
12,7 |
12,9 |
12,8 |
14,3 |
14,9 |
Средняя численность внешних совместителей | 44,5 |
42,7 |
40,7 |
38,9 |
34,4 |
36,5 |
Средняя численность работников, выполнявших работ по договорам гражданско-правового характера | 36,4 |
31,5 |
30,2 |
26,4 |
21,4 |
22,6 |
Выпуск товаров и рыночных услуг | 6,5 | 5,6 | 5,4 | 5,9 | 6,7 | 8,1 |
Инвестиции в основной капитал | 4,7 | 2,7 | 2,6 | 2,9 | 2,8 | 2,7 |
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности
В настоящее время в экономической науке общепризнано, что предпринимательская экономика не может функционировать без государственного регулирования. Сегодня человек уже не руководствуется тем соображением, что «лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует».
Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, экономических процессов в условиях рыночной экономики по-разному обосновывается разными экономистами.
Известный автор переведенной на русский язык и популярный у нас книги «Основы маркетинга» Филип Котлер (11, С. 265) называет три причины появления законодательства по регулированию предпринимательской деятельности (то есть государственного регулирования):
1. Необходимость защищать фирмы друг от друга, предотвращать и пресекать случаи недобросовестной конкуренции.
2. Необходимость защищать потребителей от недобросовестной деловой практики.
Котлер пишет, что некоторые фирмы, «оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня иен». В связи с этим Котлер отмечает, что многие управляющие приходят в ярость при введении каждого закона, защищающего потребителя, но при этом многие признают, что «появление консюмеризма было, пожалуй, лучшим из всего происшедшего… за последние 20 лет».
3. Необходимость «защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей». Поясняя это предложение, Котлер обращает внимание читателя на то, что предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает лучшее качество жизни и по мере ухудшения состояния окружающей среды появляется необходимость в ужесточении соответствующего законодательства.
Как уже отмечалось, рыночный механизм не обеспечивает удовлетворительного распределения доходов между различными слоями населения. Государство с помощью налоговой системы, путем выдачи бедным всевозможных пособий, установления минимального размера оплаты труда стремится сократить разрыв в доходах между бедными и богатыми. Обычно для измерения разрыва применяется децильный коэффициент – отношение доходов 10% богатой части населения к доходам 10% его бедной части. Этот показатель в среднем по пяти странам Европы равен пяти (т.е. доходы 10% богатой части населения в 5 раз выше доходов 10% бедной его части). В Швеции он составляет 4,1. В России разрыв в доходах значительно больше – указанный коэффициент, по данным Госкомстата, достиг 14. На децильный коэффициент оказывает воздействие увеличение ставки налога на более высокие доходы, сокращает разрыв в доходах между богатыми и бедными. Средняя по пяти странам Европы ставка налога на доходы богатых составляет 57%. В России отменено прогрессивное налогообложение доходов, и ставка налога (как для бедных, так и для богатых) составляет 13%.
Макконнелл и Брю (13, С. 433) называют пять основных направлений государственного вмешательства:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.
2. Защита конкуренции.
3. Перераспределение доходов.
4. Перераспределение ресурсов.
5. Меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).
Опираясь на этот перечень, можно предложить следующую классификацию направлений государственного регулирования рыночной экономики:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы:
– гарантирование государством (через принятие соответствующих правовых норм и контроля за их исполнением) права частной собственности, без которой невозможно сформировать рыночную экономику;
– предоставление юридического статуса хозяйствующим субъектам (государственное регламентирование организационно – правовых форм субъектов предпринимательской деятельности);
– государственное регламентирование договорных отношений между субъектами рынка, а также между ними и гражданами; регламентирование государством ответственности сторон за невыполнение (ненадлежащее выполнение) взятых на себя обязательств;
– выполнение государством (его судебными органами) функций арбитража при разрешении споров, возникающих между сторонами в ходе осуществления предпринимательской деятельности;
– поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности граждан, защита их собственности;
– охрана окружающей среды.
2. Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности:
– введение запретительных мер в отношении любых действий, направленных на ограничение сводной конкуренции;
– контроль за деятельностью естественных монополий путем государственного регламентирования цен на соответствующие товары и услуги, а также путем регламентирования их качества.
3. Перераспределение доходов (трансферты):
– применение прогрессивных ставок налогообложения, предусматривающих рост той их части, которая отчисляется в виде налога государству для удовлетворения общественных нужд;
– установление минимального уровня оплаты труда.
4. Перераспределение ресурсов:
– в целях финансирования природоохранительных мероприятий;
– для финансового обеспечения строительства и эксплуатации маяков и т.д.;
– для финансирования сферы услуг.
5. Государственная поддержка отдельных видов бизнеса.
6. Государственное регламентирование трудовых отношений, поддержка социального партнерства.
7. Государственное регламентирование внешнеторговой деятельности.
8. Регулирование валютного курса.
9. Стабилизация макроэкономических процессов.
Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты – правовые, экономические и административные рычаги.
Система государственного регулирование предпринимательской деятельности представляет собой использование правовых документов, воздействие правовых структур, применение экономических и административных рычагов для достижения поставленных целей. Опираясь на такое понимание государственного регулирования предпринимательской деятельности, последнее может быть изображено с помощью матрицы, в которой по вертикали перечислены цели (целевая направленность) государственного регулирования, а по горизонтали – правовые основы и структуры, экономические и административные рычаги (инструменты) воздействия государства на предпринимательскую деятельность.
3. Финансовая поддержка предпринимательства
Одним из актуальных направлений регулирования и поддержки малого бизнеса является его финансово-кредитная и инвестиционная поддержка. Реализовать такую поддержку, а следовательно, регулирование масштабов развития малого бизнеса и создание конкурентной среды призваны Федеральный, отраслевые, региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции. (8, С. 315)
Основными направлениями деятельности, в частности, Федерального фонда являются:
– содействие проведению государственной политики в области формирования рыночных отношений на основе поддержки предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий по демонополизации экономики РФ;
– участие в разработке, проведении и конкурсном отборе, а также реализации федеральных, отраслевых и региональных программ и проектов, обеспечивающих поддержку предпринимательской деятельности, демонополизацию экономики, развитие конкуренции, насыщение товарных рынков, создание новых рабочих мест;
– участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей хозяйствующим субъектам равные условия и возможности для ведения предпринимательской деятельности;
– поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, патентов, лицензий, «ноу-хау»;
– содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства;
– участие в разработке и реализации программ по защите прав потребителей и др. (8, С. 433)
Для реализации основных направлений деятельности Федеральный фонд имеет право:
1) предоставлять финансовую помощь на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, разукрупнения монопольных экономических структур и отдельных фирм, перепрофилирования производства с целью развития конкуренции и насыщения товарных рынков с соблюдением требований действующего законодательства;
выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам малых фирм;
контролировать целевое использование финансовых средств, выделяемых Федеральным фондом хозяйствующим субъектам или получаемых ими при содействии Фонда, и приостанавливать финансирование в случае выявления нарушений нулевого использования средств;
4) принимать долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки предпринимательства и конкуренции, потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
финансировать мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров по вопросам антимонопольной политики, развития конкуренции и предпринимательства, поддержки новых экономических структур, зашиты прав потребителей;
финансировать научные исследования, научно-практические конференции, симпозиумы, совещания, в том числе международные, связанные с деятельностью Федерального фонда;
проводить мероприятия, направленные на привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование, в том числе организовывать конкурсы, выставки, аукционы, лотереи, совершать операции с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;
организовывать сбор, обработку нормативно-правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для предпринимателей, изучать конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков, оказывать консультационную и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов;
заключать договоры, приобретать и арендовать имущество, вступать в иные гражданско-правовые отношения с юридическими лицами и гражданами (распоряжение имуществом, за исключением денежных средств, выделенных Федеральному фонду из республиканского, в том числе имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, осуществляется этим Фондом с разрешения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом);
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, участвовать в международных программах и соглашениях;
осуществлять рекламно – издательскую деятельность;
создавать творческие коллективы, экспертные советы, комиссии, в том числе с привлечением иностранных специалисток;
открывать отделения, филиалы и представительства Фонда в порядке, установленном действующим законодательством;
организовывать командировки специалистов для обучения, переподготовки и повышения квалификации за рубежом;
осуществлять иную деятельность, не противоречащую целям Федерального фонда и не запрещенную законодательством. (8, С. 448)
Источником формирования средств Фонда являются:
– ассигнования из федерального бюджета РФ;
– доходы от приватизации государственной собственности и иные поступления от деятельности Фонда;
– средства, привлеченные путем выпуска и распространения облигаций Федерального фонда в порядке, установленном действующим законодательством;
– добровольные взносы, благотворительные пожертвования и иные не запрещенные законодательством источники.
Контроль за деятельностью исполнительной дирекции Федерального фонда осуществляет Наблюдательный (попечительский) совет Фонда, действующий на коллегиальной основе. Этот Совет:
определяет основные направления и порядок использования средств Федерального фонда;
осуществляет контроль за деятельностью исполнительной дирекции Фонда с точки зрения ее правомерности, целесообразности, коммерческой необходимости;
заслушивает отчеты о деятельности исполнительной дирекции Фонда;
дает согласие на совершение исполнительной дирекцией Фонда операций по залогу, поручительству, гарантиям;
рассматривает результаты ревизий деятельности Фонда;
разрабатывает предложения по выделению бюджетных ассигнований, в том числе валютных ресурсов, по направлениям деятельности Федерального фонда.
Таким образом, главной задачей рассматриваемого Фонда является рациональное размещение его средств, в том числе валютных ресурсов, по основным направлениям, целевым программам поддержки и регулирования малого бизнеса, а также важнейшим инвестиционным, инновационным и маркетинговым проектам. (8, С. 512)
Для решения этой задачи можно использовать стратегический и тактический бюджеты Федерального фонда.
Стратегический бюджет развития Федерального фонда поддержки малого бизнеса должен отражать перспективы развития малого бизнеса в РФ, основные источники его финансирования и кредитования, а также предстоящие вложения средств в крупные проекты наиболее приоритетных сфер рыночной экономики.
Тактический (оперативный) бюджет Фонда должен быть краткосрочным и более детализированным как по источникам и объемам финансирования его доходной части, так и по статьям расхода получаемых средств. Необходимо подчеркнуть, что тактический бюджет должен быть непрерывным и следящим, т.е. в случае появления дополнительных источников средств и его доходной части в соответствии с приоритетностью автоматически должна увеличиваться расходная часть.
Для рационального размещения поступающих в бюджет Фонда средств по инвестиционным, инновационным и маркетинговым проектам фирм и компаний рекомендуется использовать современные модели и методы дискретного динамического программирования. Это позволит апробировать значительное число возможных вариантов такого размещения и выбрать из этих вариантов оптимальный или рационально сбалансированный. Кроме того, применение указанных моделей и методов дает возможность оценить эффективность функционирования самого Федерального фонда в условиях стохастичности и дискретности траншей выделяемых им финансовых ресурсов, а также числа заявленных ему инвестиционных инновационных проектов. (8, С. 521)
4. Кредитование малого бизнеса в городе Бугульма
Важнейшей задачей в области финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства (МП) является повышение роли банковского кредита как классической формы заимствования финансовых средств. Банки должны внедрять новые гибкие и мобильные технологии работы с малыми предприятиями, учитывающие их интересы и нужды. Ориентация в деятельности только на крупных клиентов по мере развития малых предприятий не позволит банкам обслуживать важный сегмент рынка и лишит их перспективных источников доходов.
Кроме кредитных операций банки смогут выполнять ряд других специфичных и уникальных функций:
– выступать инициаторами в мобилизации финансовых средств для реализации конкретных инвестиционных проектов малых предприятий;
– инвестировать в проекты собственные или привлеченные средства;
– выступать гарантами возврата инвестируемых средств;
– быть финансовым институтом по обслуживанию инвестиций (все платежи выполняются через конкретный уполномоченный банк). (18, С. 188)
Кредитование инвестиций малых предприятий коммерческими банками будет зависеть от преобладающих тенденций в развитии МП, но рассчитывать на значительный рост объема предоставляемых кредитов пока не приходится. Привлечению дополнительных финансовых ресурсов в сферу МП могут способствовать развитие и правовое урегулирование вопросов ипотечного кредитования, т.е. предоставление заемных средств под залог недвижимого имущества малого предприятия или физического лица, начинающего предпринимательскую деятельность. Объектом ипотечного кредитования могут быть как имущество, принадлежащее малому предприятию на правах собственности, так и личное имущество предпринимателя.
Следует отметить некоторый опыт, имеющийся в сфере кредитования под залог квартир, в перспективе таким объектом должна стать и земля. Что касается выделяемого населению жилья, то доля бюджетных средств на его строительство составляет не более 20% и, видимо, будет сокращаться. Определенные средства в ипотечные программы закладываются из бюджетов десяти регионов-доноров. Основная проблема – нехватка у кредитных организаций средств, которые они могут выделять на долгосрочной основе. Наиболее удачные системы кредитования сложились в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Оренбург и Волгоград. Кроме этого, применяются следующие формы кредитных гарантий: имущество, находящееся в городской собственности, может быть использовано в качестве залогового обеспечения кредитных операций. Используется механизм налоговых льгот для инвестиций, связанных с реализацией тех или иных признанных важными для города объектов. (12, С. 269)
Механизм финансово-кредитной поддержки малых предприятий включает развитие новых форм сотрудничества малых предприятий в области кредитования. Исходя из того, что значительные резервы привлечения инвестиций в сферу малого бизнеса заложены в развитии внебанковского рынка капитала, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определил основные правовые и организационные аспекты развития системы взаимного кредитования малых предприятий путем учреждения обществ взаимного кредитования (ОВК) – кредитных кооперативов и союзов, представляющих собой форму организации взаимного кредитования физических и юридических лиц, которые не прибегают к помощи банков и других внешних финансовых источников, а работают по принципу кассы взаимопомощи. Общества взаимного кредитования создаются с целью укрепления кредитоспособности и финансовой устойчивости групп малых предприятий путем аккумулирования их временно свободных денежных средств и предоставления кредитов предприятиям, являющимся участниками общества. Они самостоятельно определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов в кредитный фонд, а также условия, сроки и лимиты кредитования. При этом ОВК в наибольшей степени учитывают специфику малых предприятий и ориентированы на интересы малых предприятий его пайщиков. Тем самым расширяются возможности, по сравнению с банковским кредитованием, в финансировании рассматриваемой сферы.
Использование альтернативных источников привлечения средств в наибольшей степени доступно малым предприятиям. Чаще всего средства привлекаются в виде частного кредита – займов друзей, знакомых, родственников, предприятий-партнеров, доверенных финансовых организаций, теневых структур. Средства могут привлекаться малыми предприятиями для разных целей и на разных условиях. Однако в целом частный кредит обладает рядом преимуществ для предпринимателей по сравнению с банковскими кредитами. Это более продолжительные сроки кредитования, меньшие процентные ставки, сниженные требования по предоставлению гарантий возврата кредита и необходимой документации, большая оперативность в получении. (15, С. 311)
Наиболее привлекательной ресурсосберегающей формой привлечения средств является лизинг. Лизинг предоставляет малым предприятиям дополнительные возможности и снижает отдельные факторы риска для участников инвестиционного рынка по сравнению с другими финансовыми формами, что особенно повышает его привлекательность для малого бизнеса. В частности, снижение объема необходимых инвестиций, предоставление соискателям не денежных средств, а оборудования, которое будет использоваться по своему прямому назначению и одновременно выступать в качестве залога (в случае неудачи проекта оно возвращается к лизингодателю), более гибкое расходование части свободных средств, получаемых в процессе эксплуатации оборудование и обслуживания лизинговых платежей. (6, С. 403)
Одна из основных причин ограниченности распространения лизинга связана с несовершенностью нормативно-законодательной базы и недостаточным вниманием со стороны органов муниципального управления к его развитию на территориях.
Рассмотрим кредиты для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий предлагаемые Сбербанком России и Ак Барс Банком в городе Бугульма.
Сбербанк России осуществляет кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдачу им гарантий по месту государственной регистрации хозяйствующих субъектов и предлагает воспользоваться следующими банковскими услугами:
1. Кредитование, в том числе:
– коммерческие кредиты – предоставляются при недостатке собственных оборотных средств для осуществления текущей хозяйственной деятельности либо для финансирования коммерческих и производственных программ с применением различных режимов кредитования;
– овердрафтные кредиты – предоставляются для оплаты платежных документов при отсутствии или недостаточности средств на расчетном счете клиента;
– вексельные кредиты – предоставляются для приобретения векселей Банка с целью последующего их использования в качестве расчетно-платежного средства;
– кредитование сельскохозяйственным товаропроизводителям под залог будущего урожая – предоставляются на цели выращивания сельскохозяйственной продукции.
2. Гарантии, в том числе:
– исполнения обязательств по контракту;
– возврата авансового платежа;
– в пользу таможенного органа;
– в пользу налоговых органов;
– тендерные;
3. Расчетно-кассовое обслуживание.
4. Инкассация.
Кроме того, для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, имеющих годовую выручку не более 60 млн. руб., Сбербанк России предлагает специальную услугу для финансовой поддержки бизнеса:
– кредиты для пополнения оборотных средств;
– кредиты на приобретение объектов недвижимости;
– кредиты на проведение капитального (текущего) ремонта объектов недвижимости;
– кредиты на выкуп земельных участков под объектами недвижимости, используемыми в Вашей хозяйственной деятельности;
– кредиты на приобретение транспортных средств и оборудования для целей производства, торговли или оказания услуг;
– кредиты на приобретение сельскохозяйственных животных.
Преимущества:
– минимальный пакет документов;
– помощь кредитного работника в оформлении финансовых документов;
– возможность получения наличных денег (для предпринимателей);
– гибкий подход к обеспечению кредита;
– удобные схемы погашения;
– получение кредитной истории в крупнейшем банке России.
Рассмотрим выдачу кредитов для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий предлагаемые Ак Барс Банком в городе Бугульма.
Кредит на пополнение оборотного капитала предоставляется для сезонного финансирования закупок товаров, сырья; для получения сезонных и торговых скидок при больших объемах закупок; для увеличения товарооборота, когда пропускная способность, торговые площади и спрос со стороны покупателей позволяет рассчитывать на такое увеличение. Кредит на развитие бизнеса предназначен для кредитования инвестиционных затрат Клиента приобретение производственного или торгового оборудования; закупки автотранспортной и прочей техники на цели производства, предоставления услуг или для ведения торговли, покупки недвижимости, если такую недвижимость предполагается использовать в целях производства.
Требования к заемщикам:
1) заемщик является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ, и осуществляет предпринимательскую деятельность;
2) объем годовой выручки заемщика не превышает 300 млн. руб.;
3) заемщик имеет опыт ведения бизнеса не менее 6 месяцев;
4) заемщик не имеет просроченной задолженности по кредитам и негативной кредитной истории.
Условия кредитования:
Кредит «Универсальный МИКРО» (объем годовой выручки – до 20 млн. руб.):
– максимальная сумма кредита – 3000,00 тыс. руб.;
– срок кредита – до 1 года;
– процентная ставка по кредиту – от 13,5% годовых;
– форма кредитования – кредит, кредитная линия под лимит выдачи, кредитная линия под лимит задолженности;
– обеспечение (залог, овердрафт – залог не менее 50% от суммы кредита).
2) Кредит «Универсальный МИНИ» (объем годовой выручки от 20 до 100 млн. руб.):
– максимальная сумма кредита – 10000,00 тыс. руб.;
– срок кредита – до 1 года;
– процентная ставка по кредиту – от 12,5% годовых;
– форма кредитования – кредит, кредитная линия под лимит выдачи, кредитная линия под лимит задолженности;
– обеспечение (залог, овердрафт может быть представлен без обеспечения).
3) Кредит «Универсальный СРЕДНИЙ» (объем годовой выручки – от 100 до 300 млн. руб.):
– максимальная сумма кредита – 30000,00 тыс. руб.;
– срок кредита – до 1 года;
– процентная ставка по кредиту – от 11,5% годовых;
– форма кредитования – кредит, кредитная линия под лимит выдачи, кредитная линия под лимит задолженности;
– обеспечение (залог, овердрафт может быть представлен без обеспечения).
4) Кредит «Инвестиционный МИКРО» (объем годовой выручки – до 20 млн. руб.);
– максимальная сумма кредита – 5000,00 тыс. руб.;
– срок кредита – до 5 лет;
– процентная ставка по кредиту – от 15% годовых;
– обеспечение залог, при этом залог товаров в обороте принимается: при сроке кредитования до 1 года – до 100% от суммы кредита, при сроке кредитования свыше 1 года – до 50% от суммы кредита.
5) Кредит «Инвестиционный МИНИ» (объем годовой выручки – от 20 до 100 млн. руб.);
– максимальная сумма кредита – 20000,00 млн. руб.;
– срок кредита – до 5 лет;
– процентная ставка по кредиту – от 14% годовых;
– обеспечение залог, при этом залог товаров в обороте принимается: при сроке кредитования до 1 года – до 100% от суммы кредита, при сроке кредитования свыше 1 года – до 50% от суммы кредита.
6) Кредит «Инвестиционный СРЕДНИЙ» (объем годовой выручки – от 100 до 300 млн. руб.);
– максимальная сумма кредита – 30000,00 тыс. руб.;
– срок кредита – до 5 лет;
– процентная ставка по кредиту – от 13% годовых;
– обеспечение залог, при этом залог товаров в обороте принимается: при сроке кредитования до 1 года – до 100% от суммы кредита, при сроке кредитования свыше 1 года – до 50% от суммы кредита.
5. Перспектива развития малого предпринимательства в городе Бугульма
Рассмотрев предыдущую главу хотелось бы отметить, что предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров и в другой помощи.
В городе Бугульма 22 ноября 2007 года состоялась конференция предпринимателей Бугульминского муниципального района на тему: «Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в 2007 году».
В работе конференции приняли участие: Сергеева Гульнара Ильдусовна – Генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ и Касымов Альберт Асгатович.
Касымов Альберт Асгатович – Председатель координационного совета по поддержке малого предпринимательства Бугульминского муниципального района, заместитель руководителя исполнительного комитета по экономическим вопросам Бугульминского муниципального района.
Также на конференции выступали:
Булушев Шамиль Михатович – Представитель Агентства по развитию предпринимательства РТ в Бугульминском муниципальном районе.
Шленков Виктор Валентинович – Генеральный директор ООО «Вектор».
Антонова Зинаида Борисовна – Директор ООО «Новинка».
Закиров Булат Гарифович – Управляющий Бугульминским отделением №4694 Сбербанка РФ.
Галиуллин Радик Раисович – Генеральный директор ООО «Бугульминское ПАТП».
Мухаметзянов Ривал Рустамович – Начальник отдела животноводства управления сельского хозяйства и продовольствия.
Со вступительным словом выступил Председатель координационного совета по поддержке малого предпринимательства Бугульминского муниципального района, заместитель руководителя исполнительного комитета по экономическим вопросам А.А. Касымов. Он подчеркнул актуальность рассмотрения данных вопросов и обозначил сферы ответственности всех структур.
Также Касымов А.А. представил динамику развития малого и среднего предпринимательства в экономике города и района, озвучив основные экономические показатели за 9 месяцев 2007 года:
За последнее пятилетие предпринимательство города и района сформировалось и уже заявило о себе как динамично развивающийся сектор экономики, реальный источник создания новых рабочих мест и пополнения доходов в бюджет.
Сейчас в городе и районе зарегистрировано 3866 ед., из них:
– 1306 ед. – юридические лица, имеющие статус малого предприятие;
– 2482 ед. – физические лица;
– 78 ед. – КФХ.
Малый бизнес города и района обеспечивает рабочими местам и не менее 11 тыс. человек, что составляет более 20% общей численности работников, занятых в сфере экономики города и района.
Средняя заработная плата одного работника списочного состава за 9 месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 11% и составила 8100 рублей (6968 рубля в 2006 году).
Поступление налогов и других платежей в местный бюджет составило 470 млн. руб., в том числе от субъектов малого предпринимательства 108 млн. руб., (в 2006 г. 81 млн. руб.). Доля доходов от малого бизнеса в доходах местного бюджета на сегодняшний день составляет 23%.
Одним из показателей, позволяющих оценить экономический эффект деятельности малых предприятий, является объем отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг предприятиями. За 9 месяцев текущего года он составил 1872 млн. рублей, что на 112% выше уровня соответствующего периода 2006 года.
Среди стабильно работающих предприятий малого бизнеса в Бугульминском муниципальном районе особо хотелось бы выделить предприятия, работающие в сфере материального производства, строительства, оказания различных услуг, такие как:
– строительные организации: ООО «Вектор», ООО «Экобур», ООО «Жил Сервис», ООО «ПСБ-2»;
– производственные предприятия: ООО «Вера», ООО «Мебельная фабрика». В городе Бугульме функционирует 6 филиалов коммерческих банков. Данными кредитными учреждениями за 9 месяцев 2007 года было выдано кредитов на сумму свыше 2 млрд. рублей, что на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Завершая краткий обзор текущей ситуации в сфере малого бизнеса, Касымов А.А. отметил, что его развитие, хотя и обладает в настоящее время значительным потенциалом, но невозможно без участия государства, в частности без поддержки местных органов власти.
Сергеева Г.И., генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ, в своем выступлении сделала обзор общей ситуации, в малом предпринимательстве отметив, что сейчас 1/4 часть населения работает в малом бизнесе, заработная плата в этой сфере в среднем по Республике достигнута 11795 руб. и за 9 месяцев 2007 г. она увеличилась в 1,5 раза.
Сергеева Г.И. рассказала, как реализуются программы льготного кредитования, лизинговых сделок и гарантийные механизмы за счет средств Инвестиционного – венчурного фонда и банков РТ:
– программа микрокредитования (сумма кредита 300 тыс. рублей, процентная ставка от 6% до 13% годовых);
– программа среднесрочного кредитования субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты в реальном секторе экономики (сумма кредита млн. рублей, процентная савка от 7% до 13% годовых);
– программа Гарантийный фонд (размер гарантийного капитала с участием федеральных и республиканских средств, составил 225 млн. рублей, по данной программе кредиты выдаются от 500 тыс. рублей до 5 млн. рублей, процентная ставка до 12% годовых);
– лизинг сроком до 5 лет (авансовый платеж от 10% до 30% от стоимости предмета лизинга, среднегодовое удорожание 9–10%).
В Республике Татарстан ежегодно проводятся конкурсы с вручением денежных призов победителям по номинациям:
– 50 лучших инновационных идей РТ;
– «Идея – 1000»;
– для школьников и студентов: «Собственное дело».
На сегодняшний день объявлен конкурс по отбору субъектов малого предпринимательства для присуждения грантов Правительства РТ на поддержку субъектов малого предпринимательства по номинациям «Начинающий бизнес» (до 6 месяцев) и «Молодежное предпринимательство» (до 30 лет).
Кроме того, она отметила, что во всех муниципальных районах РТ были проведены конференции, в работе которых предприниматели поднимали примерно одинаковые проблемы и вопросы, это:
– вопрос уменьшения платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям;
– вопрос сложности процедуры оформления экологической разрешительной документации;
– вопрос упрощения бухгалтерской отчетности;
– вопрос об освобождение организаций индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, от обязанности применения ККТ и т.д.
Также Сергеева Г.И. сообщила, что с мая 2007 года начала действовать «Горячая линия для предпринимателей» в рамках Интернет – портал Правительства, где предприниматели могут задать любой вопрос, обратиться за консультацией, подать жалобу или высказать претензии на действия представителей государственных и муниципальных властей и их отдельных представителей.
В заключении своего выступления она подчеркнула, что проблем еще много, но они постепенно решаются, при этом агентство, при необходимости, обращается в законодательные органы РТ. Также она поздравила всех присутствующих с тем, что указом президента РФ 26 мая объявлен днем предпринимателя, и с 2008 года его можно праздновать.
Булушев Ш.М., представитель Агентства по поддержке малого предпринимательства Бугульминского муниципального района, в своем выступлении сообщил о разработке и принятии программы поддержки малого предпринимательства Бугульминского района на 2007–2010 г., о создании и работе координационного совета.
Булушев Ш.М. также в своем выступление поднял ряд проблемных вопросов:
– о кредитной политике государства для малого и среднего бизнеса;
– об отмене НДС и вместо него введения налога с продаж в размере 5%;
– об отмене единого социального налога ЕСН для малого и среднего бизнеса, как государственную стимуляцию за частную инициативу, за создание рабочих мест.
В выступлении Антоновой З.Б. (директор ООО «Новинка») прозвучала проблема возникающая при структурированном контроле Роспотребнадзора. Органы Роспотребнадзора приравнивают продукцию, выработанною в кулинарных цехах при магазинах не к услугам общественного питания, а к большому производству и отсюда возникают проблемы: многочисленные и бесконечные сборы нормативной документации, проведение процедур сертификации продукции, многочисленные дорогостоящие лабораторные испытания, и, наконец, открытие собственных лабораторий.
«Но в отличие от больших производителей у нас очень мизерные объемы вырабатываемой продукции, ассортимент мы стараемся выдерживать широкий и разнообразный, а на такую продукцию в Госстандарте нормативную документацию не приобретешь, тем более, что ГОСТы, ТУ разрабатываются годами». И второй проблемой торговли и почти всех других отраслей является кадровая проблема – дефицит квалифицированных поваров, кондитеров, продавцов при наличии в городе учебных заведений, выпускающих этих специалистов.
О состоянии и развитии предпринимательства на селе выступил Мухаметзянов Р.Р., начальник отдела животноводства управления сельского хозяйства и продовольствия. Он дал краткую справку о состоянии крестьянско-фермерских хозяйств.
Отметил, что сегодня остро стоит задача по развитию сельскохозяйственных кредитно – потребительских кооперативов. Высказался о необходимости создания, наряду с ними, снабженческих, сбытовых кооперативов. Предложил создать информационно – консультационный центр «Бугульма» по вопросам технологического характера для оказания правовых услуг и оформлению кредитов.
Участники конференции, обсудив развитие предпринимательства на территории Бугульминского муниципального района, а также актуальные проблемы развития малого предпринимательства решили:
1. Просить депутатов Государственного Совета РТ, Государственной думы РФ подготовить и внести на рассмотрение законопроекты:
– О кредитной политике государства для малого и среднего бизнеса;
– Об отмене НДС и вместо него введения налога с продаж в размере 5%;
– Об отмене ЕСН для малого и среднего бизнеса, как государственную стимуляцию за частную инициативу, за создание рабочих мест.
2. Обратиться в органы государственной власти РТ о рассмотрении следующих вопросов:
– Предприятия, использующие природные богатства страны, должны нести основную часть социальной нагрузки;
– О трудности решений производственных вопросов экологического характера;
– О жесткой тарифной политике со стороны государства в отношении естественных монополий.
3. Просить депутатов совета Бугульминского муниципального района:
– Установить льготное приобретение в собственность земельных участков тем фирмам, которые в городе Бугульме работают не менее 3 лет;
– Рассмотреть возможность льготирования деятельности субъектов малого бизнеса в части налоговых платежей в местный бюджет;
– Установить минимальную ставку тарифа арендной платы (например, в 3 раза ниже рыночной) для начинающих малых фирм в течении первых 3-х лет, особенно в тех зданиях, где требуется ремонт;
– Организовать курсы с целью подготовки безработных граждан по вопросам организации собственного дела (составление бизнес плана, оставление отчетности);
– Рассмотреть возможность оказания содействия предпринимателям в сфере агропромышленного бизнеса: выделение повышенных субсидий; льготное кредитование при поручительстве муниципалитета;
– Повысить качество обучения выпускников учебных заведений, уделяя большое внимание практической стороне обучения, а также продумать механизм подготовки кадров для предприятий всех отраслей экономики Бугульминского муниципального района;
Постоянный и конструктивный диалог бизнеса и власти, а не эпизодической по команде «свыше».
4. Активизировать работу Бугульминского телевидения по проблемам и успехам развития предпринимательства Бугульминского муниципального района.
5. Предложить органам Роспотребнадзора упростить форму контроля за работой предприятий розничной торговли, оказывающих услуги общественного питания.
Выводы
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:
1) сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
2) низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе;
3) негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
4) необработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
5) слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности.
Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Прежде всего следует:
– оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию;
– необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская;
– следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования;
– для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое применение лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия;
– нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме;
– большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий.
Таким образом, у малого бизнеса имеются широкие перспективы дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности малых предприятий. Осуществить их – наша задача.
Список литературы
1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 февраля 2000 г.
2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 31 июля 2004 г.
3. Ежегодный статистический сборник «Бугульма в цифрах – 2007»
4. Абалкина Л.И. Предпринимательский тип хозяйствования. М.: Путь России, 2002. – 345 С.
5. Боровский А.В., Буянов В.П. Регистрация предприятия. Как зарегистрировать свое дело. Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2005. – 674 С.
6. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник. – М.: Инфра – М, 2000. – 608 С.
7. Глущенко Е.В., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. – М.: Вестник, 2001. – 412 С.
8. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. Предпринимательство. Учебник для вузов. – 4 е. изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 581С.
9. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 358 С.
10. Казанцев А.К., Крупанин А.А. Менеджмент в предпринимательстве. Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 489 С.
11. Котлер Филипп. Основы маркетинга. Учебное пособие. – ЮНИТИ, 2006. – 390 С.
12. Лапуста М.Г. Предпринимательство. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 448 С.
13. Макконнелл Т.С., Брю Д.Э. Предпринимательство. Учебное пособие. – ИНФРА – М, 2005. – 622 С.
14. Муравьев А.И., Игнатьев А.М. Предпринимательство. Учебник. – СПб.: Лань, 2003. – 567 С.
15. Пелих А.С. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – Ростов – на – Дону: МарТ, 2002. – 336 С.
16. Родионова Н.В. Предпринимательство. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 482 С.
17. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. Учебник. – М.: ИФРА – М, 2004. – 658 С.
18. Шарков А.В. Экономика малого предпринимательства. Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2004. – 235 С.
19. Эпплгейт Д. 201 великая идея для малого бизнеса. Пер. с англ. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2005. – 756 С.