МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
КОНТРОЛЬНЯ РАБОТА
по макроэкономике
НА ТЕМУ:
СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ БЕЛАРУСИ
Выполнила: студентка
группы ЗММ-2,
факультета ФМК, 2 курса
Чваркова Людмила Васильевна
Домашний адрес: г.Минск,
ул.Рафиева,78 кв.795
Минск 2004г.
ПЛАН
1. Введение
2. Сущность предпринимательства, его функции, мотивы
3. Формы индивидуальной предпринимательской деятельности
4. Проблемы развития предпринимательства в переходной экономике Беларуси
5. Заключение
6. Список использованных источников
1. ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство - самостоятельная, инициативная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Понимание предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю.
В античные времена и в долгие периоды христианской церковной истории, деятельность торговца, купца и предпринимателя - характеризовалась как "недостойная", "мерзкая" и "греховная". Такое отношение восходит к Аристотелю, который, отдых с достоинством философа, определял как более достойный образ жизни, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Так Аристотель решительно восставал против окрашенного финансовым интересом мышления своего времени. Фома Аквинский утверждал, что профессия купца несет на себе печать морально-этической неполноценности.
Негативный взгляд на предпринимательство в истории вплоть до настоящего времени усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. В Ветхом Завете есть широко известное повеление, запрещающее взимание процентов.
При оценке проповедей Иисуса о богатых не учитывалось, что под богатством в библейском контексте понималось бесплодное расточительство. Этот подход ни в коей мере не соответствует современному пониманию «богатства» как результата творческого вклада в общее благо на базе предпринимательской инициативы.
Свободное предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в XIX век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа.
Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в начале XX века кооперативного движения - как одной из форм предпринимательства. Кооперативное движение в России началось позже, чем в ведущих странах Запада. Однако с начала XX века оно стало приобретать необычайную широту, охватывать все новые и новые сферы деятельности.
Особенно велика была роль малого и среднего бизнеса в период НЭПа. В 1925 году в промышленности действовало 1 882 408 мелких частных и кустарных ремесленных предприятий с числом работающих 1.3 работающих в среднем на одну единицу (доля наемного труда в них составляла 6,5% общего числа занятых). На них приходилось 19% промышленного производства страны, в том числе 32% выпуска потребительских промышленных товаров. На частную торговлю приходилось 25% всего товарооборота страны и более 50% розничной торговли, в которой было сосредоточено около 60% всех финансовых ресурсов частного сектора в целом. Однако только в 4% торговых заведений применялся наёмный труд. В городах на частных торговцев приходилось 50% торговли промышленным ширпотребом и 75%- продовольствием.
Со свертыванием НЭПа затухало и частнособственническое предпринимательство. Все последующие годы предпринимательство в качестве официально признанной деятельности у нас не допускалось, а частная инициатива, направленная на получение прибыли или личного дохода являлась уголовно наказуемой и строго пресекалась.
Возрождение предпринимательства в нашей стране, по сути дела, началось с принятия в 1986 году постановления бывшего союзного правительства о создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов производства в системе бывшего Госснаба СССР. Затем Верховным Советом СССР были приняты Законы СССР: в 1987 году "Об индивидуальной трудовой деятельности", в 1998 году – "О кооперации", в 1991 году – "О предпринимательстве в СССР". В Республике Беларусь законодательными актами, регламентирующими предпринимательскую деятельность, являются законы "О предпринимательской деятельности в Республике Беларусь", "О предприятиях в Республике Беларусь", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и другие.
В качестве основного ориентира предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйства неизменно остается рентабельность самостоятельного предприятия. Рентабельность - это обеспечение пропорционального соответствия между издержками и ценами. Полученная прибыль является мерилом успешной предпринимательской деятельности. Только прибыль позволяет предпринимателю обеспечить существование его предприятия, а также идти на риск внедрения содействующих росту нововведений. Как сказал известный американский лидер профсоюзного движения С.Гомперс: "Неполучение прибыли является самым большим преступлением, которое может совершить предприниматель".
Далее я попытаюсь изложить материал о предпринимательстве, о его сущности, функциях, развитии, формах.
2.Сущность предпринимательства, его функции, мотивы
Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики. Без рыночной экономики нет предпринимательства, равно как без предпринимательства нет и самой рыночной экономики. Такая же форма взаимодействия имеет место и при рассмотрении взаимосвязей между предпринимательством и конкуренцией. Конкуренция и предпринимательство неотделимы: без конкуренции нет предпринимательства, а без предпринимательства нет конкуренции.
По определению многих авторов, предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.
Впервые термин «предпринимательство» был введен в экономическую литературу в XVIII в. в работах Р. Кантильона и в последующем использовался практически всеми экономистами. Ф. Кенэ, А. Смит, Б. Гильдебранд, Ж. Б. Сэй, К. Маркс стремились познать природу прибыли предпринимателя; другие экономисты (А. Маршалл, И. Шумпетер, А. Коуз, П. Друкер) рассматривали предпринимательскую функцию как один из источников экономического роста. Трактовка же самого понятия «предпринимательство», была неоднозначной: от предпринимателя-собственника капитала (А. Смит); предпринимателя-организатора производства (Дж. С. Миллъ и А. Маршалл) или предпринимателя как субъекта с функцией риска и элементами неопределенности (Р.Кантильон, Ф. Найт) до институциональных трактовок предпринимательства как особого регулирующего механизма, инструменты которого направлены на экономию трансакционных издержек в условиях выбора между рыночными контрактными отношениями и организацией фирмы (Р. Коуз, О. Уильямсон).
Говоря об особенностях предпринимательства и предпринимателей, можно отметить такие присущие им качества, как инициатива, риск, новаторство, ответственность за начатое дело, материальная и моральная заинтересованность в результатах своего труда и т.д. К названным качествам следует добавить самостоятельность, творческий поиск, постоянный риск и ответственность, личность предпринимателя и особенно его концептуальное мышление.
В. М. Яковлев трактует предпринимательство как основную производственную функцию собственности и механизма реализации объективных экономических интересов. Характеристику современного предпринимательства
В. М. Яковлев дополняет пониманием его как системообразующего фактора рыночной экономики, обладающего внутренним потенциалом самореализаций, саморазвития, самосовершенствования. Коренной чертой предпринимательства автору представляется его прямое отношение к собственности. Поэтому в условиях свободных рыночных отношений действия предпринимателя ориентированы на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли.
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству.
Предпринимательской функцией целесообразно считать функцию зависимости темпов экономического роста от предпринимательской деятельности.
Если предпринимательский потенциал характеризует те возможные результаты, которых могут добиться предприниматели той или иной страны, то задача государства - создать условия для реализации имеющегося предпринимательского потенциала и его наращивания в будущем.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
- тормозом
развития
предпринимательства,
когда оно
создает
крайне
неблагоприятную
обстановку
для развития
предпринимательства
или даже запрещает
его;
- посторонним
наблюдателем,
когда государство
прямо не
противодействует
развитию
предпринимательства,
но в то
же время
и не способствует
этому развитию;
- фактором
ускорения
развития
предпринимательства,
когда
оно ведет
постоянный
и активный
поиск мер по
раскрытию
предпринимательского
потенциала
страны и дальнейшему
его
наращиванию
(нередко такая
целенаправленная
деятельность
государства
вызывает «взрыв»
предпринимательской
деятельности
и приводит к
«буму» предпринимательства).
Таким образом, к основным характеристикам предпринимательской деятельности относятся следующие:
предпринимательская способность есть специфическая черта небольшой части активного населения;
главной сущностной характеристикой предпринимательства выступает реализация инноваций;
инновация включает в себя широкий диапазон изменений: технические, технологические, продуктовые, организационно-управленческие, экономические, социальные и экологические; наиболее важным критерием инновации является наличие нового, нетрадиционного применения факторов производства, дающих высокий экономический результат;
4) использование инноваций позволяет отождествлять результаты развития научно-технического прогресса в стране с развитием предпринимательства;
5) в силу названных свойств предпринимательская способность в современных условиях ограниченности ресурсов является ключевым фактором производства, способным обеспечить экономический рост.
Создание ценностей есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Процветающее предприятие – это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Владельцы либо акционеры предприятия заинтересованы в постоянном и всевозрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, а так же в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей уже высшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.
Общественное признание, в свою очередь, дает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и услуг, и в конечном итоге увеличивать свою прибыль.
Основной рабочий инструмент в реализации основных функций предприятий – рыночная стратегия, в рамках которой определяется конкурентные преимущества предприятия.
Следующим инструментом реализации целевой функции предприятия обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей предприятия. Условие можно выделить 3 этапа процесса планирования предпринимательской деятельности:
I этап — анализ внешней среды, т. е. политической и экономической ситуации в стране, анализ отрасли (темпы роста, цикличность, финансовые характеристики), анализ рынка (тактика продаж, рекламность, цены), анализ спроса (изменяемость, длительность, устойчивость), анализ ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
II этап — оценка потенциальных возможностей предприятия. Это позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, обеспечение принятия грамотных решений.
III этап — выбор вариантов развития предприятия (составление бизнес-плана: описание товаров и услуг, производственный (организационный) план, маркетинговый и финансовый планы).
Если говорить о мотивах обуславливающих развитие предпринимательства, то основными из них можно назвать следующие:
1. Возможность самовыражения личности, позволяющей работнику в максимальной мере проявлять свое искусство, способности и трудовые навыки. Формой такого самовыражения для многих становится трудовая занятость, в которой нет жестокого разделения труда, и человек здесь сам выступает и исполнителем, и организатором, и изобретателем.
2. Возможность включения в производство части финансовых средств населения и дополнительные трудовые ресурсы, к которым относятся лица с ограниченной трудоспособностью, домохозяйки, студенты, а так же те, которые за пределами основного рабочего дня в государственных учреждениях, организациях, фирмах могут заниматься предпринимательской деятельностью.
3. Желание граждан законным путем повышать свои доходы, что особенно важно для лиц получающих невысокую заработную плату.
3. Формы индивидуальной предпринимательской деятельности
Согласно ст.3 Закона Республики Беларусь "О предпринимательстве в РБ" от 28 мая 1991г. в Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
Частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании. Коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.
Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, или на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Ни одна из организационных форм предпринимательства не может быть идеальной и универсальной.
Каждая форма имеет свои, характерные для неё, внутреннюю структуру и законный статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна.
Иными словами, речь идет о законодательном понимании категории предпринимательства в соответствии с достижениями мировой экономической науки – как деятельности, не связанной с какой – либо определенной формой собственности или размерами производства.
Однако, предпринимательство может быть косвенно направлено на получение прибыли (например, как государственные, так и негосударственные предприятия, производящие социально значимые товары и услуги), а главной характеристикой предпринимательства является инновация. Следовательно, и анализ развития предпринимательства в стране следует проводить не только на основе динамики численности субъектов хозяйствования, но и на основе показателей, которые характеризуют инновации в стране.
4. Проблемы развития предпринимательства в переходной экономике Беларуси
Переход Республики Беларусь к рыночным отношениям повлек за собой кардинальные изменения в организационно-правовых структурах, формах собственности предприятий и организаций. Функционирование субъектов хозяйствования в рыночных условиях сопровождается проблемами, корни которых глубоко уходят в историю социально-экономических и других общественных отношений. Однако ни одна из этих проблем не является столь острой, как возрождение экономического базиса, ядром которого выступает предпринимательство. Объективное значение предпринимательства в современной рыночной экономике подтверждается все более растущим в обществе пониманием необходимости его развития на качественно иной основе, нежели это имело место в последние годы. В своем развитии предпринимательству приходится сталкиваться с серьёзными трудностями роста. Среди причин, сдерживающих развитие предпринимательства в Республике Беларусь, особо выделяются нестабильность и незавершенность законодательной базы, несовершенство системы налогообложения, недостаточность собственных финансовых средств, трудности с получением банковских кредитов, помещений, давление со стороны криминальных структур.
Долгие годы в экономике Беларуси господствовал стереотип, согласно которому считалось, что эффективными могут быть только предприятия-гиганты. Но как показал мировой опыт, крупные предприятия не обеспечивают динамизм экономики, ее гибкость, эффективную работу на потребителя. На гигантских промышленных объединениях около 20% мощностей не достаточно загружено, а в некоторых областях гораздо больше. Тогда как малые предприятия, быстрее реагируют на запросы потребителей, смело вступая в конкуренцию между собой и промышленными гигантами, выпуская новейшую продукцию, наполняя ею рынок. Без малых предприятий, нельзя сбалансировать экономику.
В условиях перехода к рыночной экономике благоприятное воздействие на общую социально-экономическую ситуацию в Республике оказывает предпринимательство. Выступая альтернативой государственному сектору экономики, оно способствует формированию конкурентной среды, создает дополнительные рабочие места, снижая этим социальную напряженность в обществе.
В основе предпринимательства лежит предприимчивость — особый вид творческой активности в сфере экономики, заключающийся в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.
Предпринимательство явление широкомасштабное, получившее развитие во всех странах мира. По количеству малых и средних предприятий на 1000 жителей лидером являются США — 74,2, Италия — 68, в России — 5,65, в Республике Беларусь — 5,64. По удельному весу занятых предпринимательством в общей численности занятых на первом месте стоит Япония — 78 %, потом идут Италия — 73 %, США — 54 %, в России — 9,6 % и в Беларуси — 5 %.
Распространение предпринимательства во всех странах мира объясняется той ролью, которую оно выполняет в экономике государств. Предпринимательский сектор оперативно реагирует на изменение рыночного спроса, формирует конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, обеспечивает возможность для проявления и реализации творческого потенциала людей, что делает этот сектор экономики мощным источником инноваций.
При переходе к рыночной экономике, её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет, в принципе, большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макро задач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономики в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.
Предпринимательство
является неотъемлемым
элементом
рыночной экономики.
В основе
предпринимательской
деятельности
лежит предприимчивость
— особый вид
творческой
активности
в сфере экономики,
заключающийся
в реализации
новых идей,
технических
и организационных
нововведений,
приносящих
коммерческий
успех. Одним
из условий
перехода к
стабильной
рыночной экономике
является развитие
предпринимательского
сектора
республики,
основополагающим
фактором которого
выступает
формирование
рыночного
мышления граждан.
Зарубежный опыт, свидетельствуют о том, что на развитие предпринимательства в каждой стране оказывают влияние политические, экономические, юридические, технологические, социально-культурные, природно-климатические и демографические условия. В отдельно взятой стране роль конкретных факторов различна.
Благодаря предпринимательскому сектору создаются дополнительные рабочие места, значительно его участие в формировании доходной части бюджета. Поддержка предпринимателей без образования юридического лица является одним из приоритетов экономической политики Республики Беларусь.
Без
эффективной
инфраструктуры
невозможно
оказать действенную
помощь в развитии
предпринимательскому
сектору Республики.
В
ходе работы
было выяснено,
что на пути
развития
предпринимательства
в настоящее
время существует
пять групп
проблем:
1)финансовые;
2)институциональные;
3) образовательные;
4) государственные;
5) информационные.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Важнейшим фактором, влияющим на эффективность деятельности малого и среднего предпринимательства является степень развитости рыночных отношений. Кардинальные сдвиги в экономике Республики происходили вплоть до 1994 – 95 гг., после чего внутренняя и внешняя экономическая политика государства несколько изменилась.
Зарегулированность и одновременно нестабильность предпринимательского законодательства Республики Беларусь отпугивает как отечественных, так и иностранных инициативных людей от инвестирования денежных средств в национальную экономику. Чрезмерно пристальное “внимание”, обращаемое государством на производителей, сложности процедуры внедрения передовых технологий в производство, постоянные проверки и массовые штрафы за нарушение запутанных законов и многочисленных подзаконных нормативных актов обусловили то, что малый бизнес практически разочаровался в производстве. Если ещё около 5 лет назад предприниматели становились в очередь за кредитами на открытие новых производств, покупку оборудования, то теперь желания получать кредиты со стороны малого бизнеса, почти нет. Многие представители этой “весовой категории” бизнеса предпочитают заниматься импортом польского и турецкого ширпотреба, а не шить его здесь, в Беларуси. Нет желания вкладывать заработанное в любые производства. Где уж тут говорить о доверии иностранных инвесторов.
Предпринимательство нуждается в особой государственной поддержке, причём не только финансовой, правовой и организационной. Развитие предпринимательства как социального явления предполагает формирование идеологии его поддержки, возведённой в ранг государственной политики. Это необходимо, потому что сегодня предпринимательство является неотъемлемой частью экономики нашей Республики и играет заметную роль в производстве экспортной продукции, росте занятости населения.
Поддержка предпринимательства имеет двойное обоснование. Во – первых это является эффективным средством решения социальных проблем и, прежде всего, проблем занятости. Поэтому развитие предпринимательства должно датироваться государством и обществом. Во – вторых, важно развивать предпринимательство и с точки зрения эффективности использования народнохозяйственных ресурсов. При таком подходе средства, выделяемые предпринимателям, с позиций рыночной экономики должны рассматриваться как инвестиции, способные принести прибыль.
Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлёк в свою деятельность 50 – 60% работоспособного населения и сформировал 70 – 80% новых рабочих мест, на его долю приходится от20 до 60% валового национального продукта.
Таким образом, предпринимательство является основным элементом рыночной экономики. Поэтому развитие малого и среднего бизнеса должно стать одной из главных задач региональной политики нашего государства.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. С.В. Дадалко Пути развития предпринимательства/Минск "Армита-Маркетинг, Менеджмент" 2001г.
2. В.Н. Шимов Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков:проблемы, итоги, перспективы/Минск БГЭУ 2003г.
3. Лацкевич Н. В. Организационно-экономичсеские развитие предпринимательства в Республике Беларусь/автореферат Минск 2003г.
4. Б.И.Врублевский Основы предпринимательской деятельности/Гомель ХЦ НТУ "Развитие" 1993г.
5. Верхан П.К. Предпринимательство: его функции и общественно-политическая ответственность/Минск 1992г.
6. Учебное пособие “Экономика предпринимательства: курс лекций”/ Москва “Владос” 1999г.
7. Экономическая теория. Учебник под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск БГЭУ 1999г.
8. Л.Ф.Догиль, Б.Д.Семёнов. Предпринимательство и малый бизнес. Минск Вышейшая школа 1997г.